ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ КОМПАНИЯ (ЗАИМОДАВЕЦ) ПРЕДОСТАВИЛА РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЗАЕМЩИК) ЦЕЛЕВОЙ ЗАЕМ НА РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЕМЩИКА. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА НЕ ПРЕВЫШАЕТ 7 ЛЕТ. ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМУ ЯВЛЯЮТСЯ ПЛАВАЮЩИМИ И РАССЧИТЫВАЮТСЯ ПО ФОРМУЛЕ НА ОСНОВЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ. ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ЗАИМОДАВЕЦ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, А ТАКЖЕ С БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ ЗАЕМЩИКА. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАИМОДАВЦА МОГУТ БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ В КРАТКОСРОЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ В РФ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОТЧЕТНОСТЬЮ ЗАЕМЩИКА. В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ СРОК ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В РФ НЕ ПРЕВЫСИТ 30 ДНЕЙ ЗА КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД, ЧТО НЕ ПРИВЕДЕТ К ОБРАЗОВАНИЮ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ЗАИМОДАВЕЦ НЕ УЧАСТВУЕТ В УПРАВЛЕНИИ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАЕМЩИКА И НЕ ОКАЗЫВАЕТ КАКИХ-ЛИБО ПРОЧИХ УСЛУГ ЗАЕМЩИКУ И ДРУГИМ ЛИЦАМ. ЗАИМОДАВЕЦ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ ЛЮКСЕМБУРГА И НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ В РОССИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ЗАИМОДАВЕЦ НЕ УЧАСТВУЕТ НИ ПРЯМО, НИ КОСВЕННО В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ЗАЕМЩИКА. ДОЛЯ В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ЗАЕМЩИКА НА 100% ПРИНАДЛЕЖИТ ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ, СОЗДАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЛЮКСЕМБУРГА И ВХОДЯЩЕЙ В ОДНУ ГРУППУ С ЗАИМОДАВЦЕМ. В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 306 НК РФ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЧИТАЕТСЯ ОБРАЗОВАННЫМ С НАЧАЛА РЕГУЛЯРНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 5 СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И ВЕЛИКИМ ГЕРЦОГСТВОМ ЛЮКСЕМБУРГ ОТ 28.06.1993 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО" (ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ) ВЫРАЖЕНИЕ "ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО" ОЗНАЧАЕТ ПОСТОЯННОЕ МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ЛИЦО С ПОСТОЯННЫМ МЕСТОПРЕБЫВАНИЕМ В ОДНОМ ДОГОВАРИВАЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДРУГОМ ДОГОВАРИВАЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ. СОЗДАЕТСЯ ЛИ У ЗАИМОДАВЦА ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В РФ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ УКАЗАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ВЕДУЩЕЙ К ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА? В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 43 НК РФ ПРОЦЕНТАМИ ПРИЗНАЕТСЯ ЛЮБОЙ ЗАРАНЕЕ ЗАЯВЛЕННЫЙ (УСТАНОВЛЕННЫЙ) ДОХОД, В ТОМ ЧИСЛЕ В ВИДЕ ДИСКОНТА, ПОЛУЧЕННЫЙ ПО ДОЛГОВОМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ ЛЮБОГО ВИДА (НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ). В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 309 НК РФ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД, ПОЛУЧЕННЫЙ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКА В РФ, ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ, УДЕРЖИВАЕМЫМ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ. ПРИ ЭТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗИДЕНТАМИ ЛЮКСЕМБУРГА ОТ ИСТОЧНИКА В РФ, ТАКЖЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ СОГЛАШЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 11 СОГЛАШЕНИЯ ТЕРМИН "ПРОЦЕНТЫ" ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОЗНАЧАЕТ ДОХОД ОТ ДОЛГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЛЮБОГО ВИДА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИПОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛАДЕНИЯ ПРАВОМ НА УЧАСТИЕ В ПРИБЫЛЯХ ДОЛЖНИКА И, В ЧАСТНОСТИ, ДОХОД ОТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБЛИГАЦИЙ ИЛИ ДОЛГОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВКЛЮЧАЯ ПРЕМИИ И ВЫИГРЫШИ ПО ЭТИМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ, ОБЛИГАЦИЯМ ИЛИ ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ. ИСХОДЯ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЕННЫЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ ЗАЙМУ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ (В РФ) ПРИ СОБЛЮДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ СТ. 11 СОГЛАШЕНИЯ И СТ. СТ. 269 И 312 НК РФ. ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 ноября 2011 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах с учетом положений российско-люксембургского Соглашения об избежании двойного налогообложения от 28.06.1993 (далее - Соглашение) в отношении займа, предоставленного российской организации (далее - Заемщик) компанией, созданной в соответствии с законодательством Люксембурга (далее - Заимодавец), и сообщает следующее. Согласно информации, содержащейся в запросе, Заимодавец для осуществления контроля за целевым расходованием заемных средств Заемщиком направляет своих представителей в Россию в краткосрочные командировки, общий срок которых не превышает 30 дней за календарный год. При этом, помимо ознакомления с бухгалтерской отчетностью Заемщика, командируемые представители Заимодавца не осуществляют в Российской Федерации никакой другой деятельности, а сам Заимодавец не оказывает Заемщику никаких других услуг и не участвует в управлении его коммерческой деятельностью. По нашему мнению, при соблюдении вышеизложенных условий у Заимодавца не возникает постоянного представительства на территории Российской Федерации. Также считаем, что в соответствии с положениями п. 2 ст. 11 "Проценты" Соглашения и ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проценты, начисленные по целевому займу, следует считать процентами в целях налогообложения налогом на прибыль организаций. При этом необходимо учитывать, что согласно положениям п. 4 ст. 11 "Проценты" Соглашения сумма таких процентов не должна превышать сумму процентов, которая была бы согласована между Заемщиком и Заимодавцем при отсутствии отношений аффилированности, т.е. на рыночных условиях. Из запроса следует, что Заемщик и Заимодавец входят в одну группу компаний, т.е. являются аффилированными лицами. В связи с этим считаем, что расчет предельной суммы процентов по упомянутому целевому займу следует осуществлять с соблюдением ограничений, установленных ст. 269 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 11 "Проценты" Соглашения рассчитанная с учетом этих ограничений сумма процентов, выплачиваемых Заемщиком Заимодавцу, облагается налогами только в Люксембурге. Для освобождения процентов, выплачиваемых Заимодавцу, от налогообложения в Российской Федерации в соответствии с вышеупомянутыми положениями ст. 11 "Проценты" Соглашения Заимодавец должен представить организации подтверждение своего постоянного местопребывания в Люксембурге, предусмотренное п. 1 ст. 312 Кодекса. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 1 ноября 2011 г. N 03-08-05 |