ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ КОМПАНИЯ (ЗАИМОДАВЕЦ) ПРЕДОСТАВИЛА РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЗАЕМЩИК) ЦЕЛЕВОЙ ЗАЕМ НА РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЕМЩИКА. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА НЕ ПРЕВЫШАЕТ 7 ЛЕТ. ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМУ ЯВЛЯЮТСЯ ПЛАВАЮЩИМИ И Р. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 01.11.11 03-08-05

          ЛЮКСЕМБУРГСКАЯ КОМПАНИЯ (ЗАИМОДАВЕЦ) ПРЕДОСТАВИЛА
           РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ЗАЕМЩИК) ЦЕЛЕВОЙ ЗАЕМ НА
         РАЗВИТИЕ И РАСШИРЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
      ЗАЕМЩИКА. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА ЗАЙМА НЕ ПРЕВЫШАЕТ 7 ЛЕТ.
        ПРОЦЕНТЫ ПО ЗАЙМУ ЯВЛЯЮТСЯ ПЛАВАЮЩИМИ И РАССЧИТЫВАЮТСЯ
           ПО ФОРМУЛЕ НА ОСНОВЕ ВЕЛИЧИНЫ ПРИБЫЛИ КОМПАНИИ.
                ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ
        ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ ЗАИМОДАВЕЦ ИМЕЕТ ПРАВО
            НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТАМИ БУХГАЛТЕРСКОГО И
            УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА, А ТАКЖЕ С БУХГАЛТЕРСКОЙ
         ОТЧЕТНОСТЬЮ ЗАЕМЩИКА. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАИМОДАВЦА МОГУТ
          БЫТЬ НАПРАВЛЕНЫ В КРАТКОСРОЧНЫЕ КОМАНДИРОВКИ В РФ
           ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ЦЕЛЯХ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОТЧЕТНОСТЬЮ
        ЗАЕМЩИКА. В ОБЩЕЙ СЛОЖНОСТИ СРОК ИХ ПРЕБЫВАНИЯ В РФ НЕ
        ПРЕВЫСИТ 30 ДНЕЙ ЗА КАЛЕНДАРНЫЙ ГОД, ЧТО НЕ ПРИВЕДЕТ К
         ОБРАЗОВАНИЮ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ИНОСТРАННОГО
       ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА. ЗАИМОДАВЕЦ НЕ УЧАСТВУЕТ В УПРАВЛЕНИИ
          КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЗАЕМЩИКА И НЕ ОКАЗЫВАЕТ
           КАКИХ-ЛИБО ПРОЧИХ УСЛУГ ЗАЕМЩИКУ И ДРУГИМ ЛИЦАМ.
               ЗАИМОДАВЕЦ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГОВЫМ РЕЗИДЕНТОМ
                ЛЮКСЕМБУРГА И НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ В РОССИИ
          ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ
         ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО. ЗАИМОДАВЕЦ НЕ УЧАСТВУЕТ НИ ПРЯМО,
           НИ КОСВЕННО В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ЗАЕМЩИКА. ДОЛЯ В
            УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ ЗАЕМЩИКА НА 100% ПРИНАДЛЕЖИТ
           ИНОСТРАННОЙ КОМПАНИИ, СОЗДАННОЙ В СООТВЕТСТВИИ С
               ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ ЛЮКСЕМБУРГА И ВХОДЯЩЕЙ
                     В ОДНУ ГРУППУ С ЗАИМОДАВЦЕМ.
            В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 306 НК РФ ПОСТОЯННОЕ
         ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СЧИТАЕТСЯ
           ОБРАЗОВАННЫМ С НАЧАЛА РЕГУЛЯРНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
         ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ЕЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
          В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 5 СОГЛАШЕНИЯ МЕЖДУ РФ И
           ВЕЛИКИМ ГЕРЦОГСТВОМ ЛЮКСЕМБУРГ ОТ 28.06.1993 "ОБ
         ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ
         УКЛОНЕНИЯ ОТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА
          ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО" (ДАЛЕЕ - СОГЛАШЕНИЕ) ВЫРАЖЕНИЕ
          "ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО" ОЗНАЧАЕТ ПОСТОЯННОЕ
         МЕСТО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ЛИЦО С ПОСТОЯННЫМ
        МЕСТОПРЕБЫВАНИЕМ В ОДНОМ ДОГОВАРИВАЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ
           ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
                В ДРУГОМ ДОГОВАРИВАЮЩЕМСЯ ГОСУДАРСТВЕ.
                 СОЗДАЕТСЯ ЛИ У ЗАИМОДАВЦА ПОСТОЯННОЕ
           ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО В РФ В СВЯЗИ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ
        УКАЗАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕЛЕВЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАЕМНЫХ
          СРЕДСТВ ПРИ УСЛОВИИ ОТСУТСТВИЯ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
             ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ НА ТЕРРИТОРИИ РФ И ВЕДУЩЕЙ К
              ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА?
              В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 43 НК РФ ПРОЦЕНТАМИ
         ПРИЗНАЕТСЯ ЛЮБОЙ ЗАРАНЕЕ ЗАЯВЛЕННЫЙ (УСТАНОВЛЕННЫЙ)
          ДОХОД, В ТОМ ЧИСЛЕ В ВИДЕ ДИСКОНТА, ПОЛУЧЕННЫЙ ПО
          ДОЛГОВОМУ ОБЯЗАТЕЛЬСТВУ ЛЮБОГО ВИДА (НЕЗАВИСИМО ОТ
        СПОСОБА ЕГО ОФОРМЛЕНИЯ). В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 309 НК
             РФ ПРОЦЕНТНЫЙ ДОХОД, ПОЛУЧЕННЫЙ ИНОСТРАННОЙ
          ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКА В РФ, ПОДЛЕЖИТ ОБЛОЖЕНИЮ
              НАЛОГОМ, УДЕРЖИВАЕМЫМ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ.
             ПРИ ЭТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ, ПОЛУЧАЕМЫХ
           РЕЗИДЕНТАМИ ЛЮКСЕМБУРГА ОТ ИСТОЧНИКА В РФ, ТАКЖЕ
        РЕГУЛИРУЕТСЯ ПОЛОЖЕНИЯМИ СОГЛАШЕНИЯ. В СООТВЕТСТВИИ СО
        СТ. 11 СОГЛАШЕНИЯ ТЕРМИН "ПРОЦЕНТЫ" ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
        В ДАННОЙ СТАТЬЕ ОЗНАЧАЕТ ДОХОД ОТ ДОЛГОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ
        ЛЮБОГО ВИДА ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИПОТЕЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
          И ВНЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЛАДЕНИЯ ПРАВОМ НА УЧАСТИЕ В
              ПРИБЫЛЯХ ДОЛЖНИКА И, В ЧАСТНОСТИ, ДОХОД ОТ
        ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБЛИГАЦИЙ ИЛИ ДОЛГОВЫХ
        ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ВКЛЮЧАЯ ПРЕМИИ И ВЫИГРЫШИ ПО ЭТИМ ЦЕННЫМ
           БУМАГАМ, ОБЛИГАЦИЯМ ИЛИ ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ.
            ИСХОДЯ ИЗ ИЗЛОЖЕННОГО ПРОЦЕНТЫ, НАЧИСЛЕННЫЕ ПО
        ЦЕЛЕВОМУ ЗАЙМУ, НЕ ПОДЛЕЖАТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ НАЛОГОМ НА
          ПРИБЫЛЬ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ (В РФ) ПРИ СОБЛЮДЕНИИ
            ТРЕБОВАНИЙ И ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ СТ. 11
                СОГЛАШЕНИЯ И СТ. СТ. 269 И 312 НК РФ.
                   ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           1 ноября 2011 г.
                              N 03-08-05

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос относительно применения законодательства Российской Федерации о
налогах   и   сборах   с  учетом  положений  российско-люксембургского
Соглашения  об избежании двойного налогообложения от 28.06.1993 (далее
-   Соглашение)   в   отношении   займа,  предоставленного  российской
организации  (далее  -  Заемщик) компанией, созданной в соответствии с
законодательством   Люксембурга   (далее  -  Заимодавец),  и  сообщает
следующее.
     Согласно  информации,  содержащейся  в  запросе,  Заимодавец  для
осуществления   контроля  за  целевым  расходованием  заемных  средств
Заемщиком  направляет  своих  представителей  в Россию в краткосрочные
командировки,  общий  срок которых не превышает 30 дней за календарный
год.   При  этом,  помимо  ознакомления  с  бухгалтерской  отчетностью
Заемщика,  командируемые  представители  Заимодавца  не осуществляют в
Российской  Федерации никакой другой деятельности, а сам Заимодавец не
оказывает  Заемщику  никаких  других услуг и не участвует в управлении
его коммерческой деятельностью.
     По   нашему  мнению,  при  соблюдении  вышеизложенных  условий  у
Заимодавца  не  возникает  постоянного представительства на территории
Российской Федерации.
     Также  считаем,  что  в  соответствии  с  положениями п. 2 ст. 11
"Проценты" Соглашения и ст. 43 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  проценты,  начисленные  по целевому займу, следует
считать   процентами   в  целях  налогообложения  налогом  на  прибыль
организаций.
     При  этом  необходимо учитывать, что согласно положениям п. 4 ст.
11  "Проценты"  Соглашения  сумма  таких процентов не должна превышать
сумму  процентов,  которая  была  бы  согласована  между  Заемщиком  и
Заимодавцем   при   отсутствии  отношений  аффилированности,  т.е.  на
рыночных условиях.
     Из запроса следует, что Заемщик и Заимодавец входят в одну группу
компаний,  т.е.  являются  аффилированными  лицами.  В  связи  с  этим
считаем, что расчет предельной суммы процентов по упомянутому целевому
займу  следует  осуществлять  с соблюдением ограничений, установленных
ст. 269 Кодекса.
     В соответствии с п. 1 ст. 11 "Проценты" Соглашения рассчитанная с
учетом  этих  ограничений  сумма  процентов,  выплачиваемых  Заемщиком
Заимодавцу, облагается налогами только в Люксембурге.
     Для   освобождения   процентов,   выплачиваемых   Заимодавцу,  от
налогообложения    в    Российской    Федерации   в   соответствии   с
вышеупомянутыми  положениями  ст.  11 "Проценты" Соглашения Заимодавец
должен   представить   организации  подтверждение  своего  постоянного
местопребывания в Люксембурге, предусмотренное п. 1 ст. 312 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
1 ноября 2011 г.
N 03-08-05