ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 05.04.2010 N 41-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" УВЕЛИЧЕНЫ РАЗМЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ЗА ОБРАЩЕНИЕ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД И СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ. В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА ОТ 05.10.2007 N 57 РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО ТСЖ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ХОЗЯЙСТВУЮЩИМ СУБЪЕКТОМ С САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ИНТЕРЕСАМИ, ОТЛИЧНЫМИ ОТ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ ТСЖ. СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ТСЖ ПЕРЕД ОРГАНИЗАЦИЯМИ, НЕПОСРЕДСТВЕННО ОКАЗЫВАЮЩИМИ УСЛУГИ, НЕ МОГУТ БЫТЬ БОЛЬШИМИ, ЧЕМ В СЛУЧАЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЭТИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ПРЯМЫХ ДОГОВОРОВ С ЖИЛЬЦАМИ - ЧЛЕНАМИ ТСЖ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УСЛУГ ПО РЕГУЛИРУЕМЫМ ЦЕНАМ (ТАРИФАМ), НАПРИМЕР УСЛУГ ПО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЮ, ТСЖ ОПЛАЧИВАЕТ ТАКИЕ УСЛУГИ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ЖИЛЬЦАМ, ПО ТАРИФАМ, УТВЕРЖДЕННЫМ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, А НЕ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ЛИ ВНЕСТИ В СТ. 333.17 "ПЛАТЕЛЬЩИКИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ" НК РФ ОТДЕЛЬНЫЙ ПУНКТ В ОТНОШЕНИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ С ЦЕЛЬЮ СНИЖЕНИЯ РАЗМЕРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ ДО МИНИМАЛЬНОГО (НЕ ВЫШЕ РАЗМЕРА ГОСПОШЛИНЫ, УСТАНОВЛЕННОГО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ)? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 октября 2011 г. N 03-05-05-03/32 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает. Согласно п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. На основании п. п. 1, 2 ст. 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ. Следовательно, размер государственной пошлины зависит от правового статуса плательщика, обращающегося за совершением юридически значимого действия. В силу п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов. Статьей 333.21 НК РФ установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах. Таким образом, при подаче товариществом собственников жилья исковых заявлений в арбитражный суд государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных ст. 333.21 НК РФ для организаций. Одновременно сообщаем, что ч. 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов (в том числе государственной пошлины) в пользу выигравшей дело стороны. Что касается предложения о внесении изменений в ст. 333.17 НК РФ, то оно будет рассмотрено в рамках проводимой работы по совершенствованию гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 3 октября 2011 г. N 03-05-05-03/32 |