В СЛУЧАЕ ПОГАШЕНИЯ ИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ДОЛГА, СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОТОРЫХ БЫЛА ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, СЛЕДУЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ РАСХОДЫ, НА КОТОРЫЕ ОНА ВПРАВЕ УМЕНЬШИТЬ ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ (ПОГАШЕНИЯ) ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ В Ц. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.10.11 03-03-06/1/656

          В СЛУЧАЕ ПОГАШЕНИЯ ИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ
        ТРЕБОВАНИЯ ДОЛГА, СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ КОТОРЫХ БЫЛА
        ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, СЛЕДУЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИИ
          РАСХОДЫ, НА КОТОРЫЕ ОНА ВПРАВЕ УМЕНЬШИТЬ ДОХОДЫ ОТ
            РЕАЛИЗАЦИИ (ПОГАШЕНИЯ) ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ
             ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ, ОПРЕДЕЛИТЬ ПО
        ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЫ, УСТАНОВЛЕННОМУ
         БАНКОМ РОССИИ НА ДАТУ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ?
           ПОДЛЕЖИТ ЛИ ТЕКУЩЕЙ ПЕРЕОЦЕНКЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА
        ПРИБЫЛЬ СТОИМОСТЬ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ ТРЕБОВАНИЯ ДОЛГА,
            ВЫРАЖЕННАЯ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ И ОТРАЖЕННАЯ В
           НАЛОГОВОМ УЧЕТЕ В РУБЛЯХ ПО ОФИЦИАЛЬНОМУ КУРСУ,
          УСТАНОВЛЕННОМУ БАНКОМ РОССИИ НА ДАТУ ПРИНЯТИЯ ЕЕ К
                                УЧЕТУ?
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          11 октября 2011 г. 
                           N 03-03-06/1/656
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  порядке  налогового  учета  операций с правами
требования  для  целей  налогообложения прибыли организаций и сообщает
следующее.
     В соответствии с положениями ст. ст. 268 и 279 Налогового кодекса
Российской  Федерации  (далее  -  НК РФ) приобретение права требования
рассматривается  для  целей  налогообложения  прибыли  организаций как
приобретение имущественного права.
     В  соответствии  с пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации прав
требования  налогоплательщик  вправе  уменьшить доход от реализации на
цену  приобретения  данных  имущественных  прав  и  на сумму расходов,
связанных  с  их  приобретением  и  реализацией,  с  учетом положений,
установленных ст. 279 НК РФ.
     Пунктом   3  ст.  279  НК  РФ  установлено,  что  при  дальнейшей
реализации  права  требования  долга  налогоплательщиком, купившим это
право  требования,  указанная  операция рассматривается как реализация
финансовых  услуг.  Доход  (выручка)  от  реализации  финансовых услуг
определяется    как    стоимость   имущества,   причитающегося   этому
налогоплательщику   при   последующей  уступке  права  требования  или
прекращении  соответствующего  обязательства. При этом при определении
налоговой  базы налогоплательщик вправе уменьшить доход, полученный от
реализации   права  требования,  на  сумму  расходов  по  приобретению
указанного права требования долга.
     Учитывая  изложенное,  в соответствии с порядком, предусмотренным
НК  РФ, при приобретении прав требования указанные имущественные права
принимаются  к  налоговому  учету по стоимости, определяемой исходя из
цены их приобретения и расходов, связанных с их приобретением.
     При этом в соответствии с п. 10 ст. 272 НК РФ расходы, выраженные
в  иностранной  валюте,  для  целей  налогообложения пересчитываются в
рубли   по   официальному  курсу,  установленному  Центральным  банком
Российской Федерации на дату признания соответствующего расхода.
     Расходы, связанные с приобретением права требования, выраженные в
иностранной валюте, при принятии данного права требования к налоговому
учету  пересчитывается  в  рубли  по  официальному  курсу  иностранной
валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату
приобретения  права  требования. При этом стоимость приобретения права
требования после его принятия к налоговому учету текущей переоценке не
подлежит.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  не является нормативным правовым актом и не препятствует
руководствоваться  нормами  законодательства  о  налогах  и  сборах  в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 октября 2011 г. 
N 03-03-06/1/656