О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ УСТУПКЕ ПРАВ ТРЕБОВАНИЙ И ПЕРЕВОДЕ ДОЛГА ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, А ТАКЖЕ ПРЕКРАЩЕНИИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СОВПАДЕНИЕМ ДОЛЖНИКА И КРЕДИТОРА ПРИ ИСПОЛНЕНИИ ДОГОВОРА РЕПО ПО СХЕМЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО КЛИРИНГА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 10 октября 2011 г. N 03-03-06/2/151 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФСФР России рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при исполнении договора РЕПО по схеме централизованного клиринга и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 282 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операцией РЕПО признается договор, отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ договором репо признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором, передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором, передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо, а продавец по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо). Таким образом, из договора репо у каждой из сторон возникает несколько обязательств. При этом уступка отдельных прав и (или) перевод долга по отдельным обязательствам, возникающим из договора репо, не прекращают договора репо в целом. В рассматриваемой ситуации стороны договора репо, заключенного на организованных торгах, будут уступать права требования и переводить долг не по договору репо в целом, а только по отдельным его обязательствам. Уступленные права требования и переведенный долг, возникшие из договора репо, будут прекращаться совпадением должника и кредитора в одном лице - центрального контрагента (ст. 413 Гражданского кодекса Российской Федерации). Пунктом 8 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ предусмотрено, что обязательства по первой части договора репо могут быть исполнены и (или) прекращены. При этом указанная норма не содержит перечня возможных оснований прекращения обязательств по первой части договора репо. Следовательно, такие обязательства могут быть прекращены и совпадением должника и кредитора в одном лице. Пунктом 8 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ также определено, что прекращение обязательств по второй части договора репо без исполнения их в натуре может осуществляться зачетом, а если указанные обязательства допущены к клирингу, иными способами, предусмотренными правилами клиринга (правилами осуществления клиринговой деятельности). Поскольку в рассматриваемой схеме речь идет об обязательствах, допущенных к клирингу, то правила клиринга (правила осуществления клиринговой деятельности), как следует из указанной нормы, могут помимо исполнения обязательства в натуре и зачета содержать иные способы прекращения обязательств по второй части договора репо, к которым может быть отнесено и прекращение обязательств совпадением должника и кредитора. На основании вышеизложенного полагаем, что уступка прав требований и перевод долга по обязательствам, возникшим из договора репо, а также прекращение обязательств по договору репо совпадением должника и кредитора не противоречат действующему законодательству и не влекут переквалификации договора репо, заключенного на организованных торгах. Учитывая изложенное, налогообложение указанных операций РЕПО осуществляется в порядке, установленном ст. 282 НК РФ. Одновременно сообщаем, что особенности определения доходов и расходов клиринговых организаций установлены ст. ст. 299.1 и 299.2 НК РФ. Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 10 октября 2011 г. N 03-03-06/2/151 |