ПРАВИЛА ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ УСТАНОВЛЕНЫ СТ. 280 НК РФ. ПУНКТАМИ 5 И 6 СТ. 280 НК РФ (В РЕД. ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 25.11.2009 N 281-ФЗ) УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ: - В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ (ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ СДЕЛОК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА СДЕЛКИ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ; - В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) ЦЕННЫХ БУМАГ, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ (ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИСХОДЯ ИЗ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННОЙ БУМАГИ И ПРЕДЕЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕН, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА, ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИСХОДЯ ИЗ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННОЙ БУМАГИ И ПРЕДЕЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕН. В СТ. 280 НК РФ (В РЕДАКЦИИ, ДЕЙСТВОВАВШЕЙ ДО 01.01.2010) НЕ БЫЛ ОПРЕДЕЛЕН ПОРЯДОК РАСЧЕТА НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, КАК ОБРАЩАЮЩИХСЯ, ТАК И НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРЦБ, В СЛУЧАЯХ, КОГДА ЦЕНА СДЕЛКИ ОТКЛОНЯЕТСЯ ОТ УСТАНОВЛЕННОГО ИНТЕРВАЛА ЦЕН. ПОЛОЖЕНИЯ СТ. 280 НК РФ В НОВОЙ РЕДАКЦИИ УХУДШАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ТАК КАК ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ НЕЛЬЗЯ УЧЕСТЬ ФАКТИЧЕСКУЮ ЦЕНУ ПРИОБРЕТЕНИЯ. ТАКЖЕ СЛЕДУЕТ УЧЕСТЬ, ЧТО ДОХОДЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, РЕАЛИЗОВАВШИХ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКОЙ ЦЕНЫ РЕАЛИЗАЦИИ (П. 2 СТ. 280 НК РФ). ВПРАВЕ ЛИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК, РЕАЛИЗУЮЩИЙ В 2011 Г. ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДО 2010 Г., КАК ОБРАЩАЮЩИЕСЯ, ТАК И НЕ ОБРАЩАЮЩИЕСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОПРЕДЕЛИТЬ ФИНАНСОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ С УЧЕТОМ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО ЦЕНЕ ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОГО ИНТЕРВАЛА ЦЕН? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/522 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения операций с ценными бумагами и сообщает следующее. Как следует из письма, организация приобрела ценные бумаги, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, до 1 января 2010 г. Реализованы такие ценные бумаги были после 1 января 2010 г. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 281-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2010 г., в абз. 5 п. 5 и в п. 6 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения. Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ (в ред. Федерального закона N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ (в ред. Федерального закона N 281-ФЗ) в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен. На основании ст. 329 НК РФ при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы). Ценные бумаги, приобретенные до 1 января 2010 г., принимались к налоговому учету в соответствии с положениями НК РФ, действовавшими в тот период. Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен Кодексом. Учитывая изложенное, считаем, что расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, сложившейся на организованном рынке ценных бумаг или определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, произведенные до 2010 г., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/522 |