В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28.03.1998 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 53-ФЗ) ГРАЖДАНЕ НА ВРЕМЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННЫХ СБОРОВ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ РАБОТЫ С СОХРАНЕНИЕМ ЗА НИМИ МЕСТА ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ И. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.11.11 03-03-06/2/170

          В СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 6 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
         28.03.1998 N 53-ФЗ "О ВОИНСКОЙ ОБЯЗАННОСТИ И ВОЕННОЙ
           СЛУЖБЕ (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 53-ФЗ) ГРАЖДАНЕ НА ВРЕМЯ
         ПРОХОЖДЕНИЯ ВОЕННЫХ СБОРОВ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ РАБОТЫ С
        СОХРАНЕНИЕМ ЗА НИМИ МЕСТА ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ И ВЫПЛАТОЙ
            СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА ПО МЕСТУ ПОСТОЯННОЙ РАБОТЫ.
           ПРИ ЭТОМ НА ОСНОВАНИИ П. 7 СТ. 1 ЗАКОНА N 53-ФЗ
         КОМПЕНСАЦИЯ РАСХОДОВ, ПОНЕСЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В ЭТОМ
            СЛУЧАЕ, ЯВЛЯЕТСЯ РАСХОДНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВОМ РФ И
      ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В ПОРЯДКЕ, ОПРЕДЕЛЯЕМОМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РФ.
            НА ОСНОВАНИИ Ч. 1 СТ. 7 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ
        24.07.2009 N 212-ФЗ "О СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ В ПЕНСИОННЫЙ
             ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФОНД СОЦИАЛЬНОГО
          СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД
               ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ И
           ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФОНДЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
               СТРАХОВАНИЯ" И В СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ
          МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ОТ 15.03.2011 N 784-19
          СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК, СОХРАНЯЕМЫЙ ЗА ВРЕМЯ НАХОЖДЕНИЯ
            РАБОТНИКА НА ВОЕННЫХ СБОРАХ, ОТНЕСЕН К ОБЪЕКТУ
                    ОБЛОЖЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ВЗНОСАМИ.
           УЧИТЫВАЮТСЯ ЛИ РАСХОДЫ, ПОНЕСЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
         ПО НАЧИСЛЕНИЮ СРЕДНЕГО ЗАРАБОТКА РАБОТНИКУ ЗА ПЕРИОД
           НАХОЖДЕНИЯ НА ВОЕННЫХ СБОРАХ, А ТАКЖЕ СТРАХОВЫХ
          ВЗНОСОВ НА УКАЗАННЫЙ СРЕДНИЙ ЗАРАБОТОК, ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
           ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ИЛИ ДАННЫЕ РАСХОДЫ
         КОМПЕНСИРУЮТСЯ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          11 ноября 2011 г.
                           N 03-03-06/2/170

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо по вопросу учета расходов на уплату страховых взносов в бюджеты
государственных  внебюджетных  фондов,  начисляемых  на суммы среднего
заработка,  выплачиваемого  работникам  за  период  нахождения  их  на
военных  сборах,  для  целей  налогообложения  прибыли  организаций  и
сообщает следующее.
     Согласно  п. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О
воинской  обязанности  и  военной  службе"  (далее  -  Закон  N 53-ФЗ)
воинская  обязанность  граждан  Российской Федерации предусматривает в
том  числе  призыв  на  военные  сборы  и прохождение военных сборов в
период пребывания в запасе.
     В  соответствии  с  п.  2  ст. 6 Закона N 53-ФЗ граждане на время
прохождения  военных  сборов  освобождаются  от  работы  или  учебы  с
сохранением  за  ними  места  постоянной  работы  или учебы и выплатой
среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.
Им  выплачиваются  также  оклад по воинской должности, предусмотренной
штатом  воинской  части,  корабля, учреждения, организации Вооруженных
Сил  Российской  Федерации,  других  войск,  воинских  формирований  и
органов  (далее  -  воинская  часть),  оклад  по  воинскому  званию  и
возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.
     Пунктом  7  ст.  1  Закона  N  53-ФЗ установлено, что компенсация
расходов,  понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением
Закона N 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации
и  осуществляется  в  порядке,  определяемом Правительством Российской
Федерации.
     Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых
взносах  в  Пенсионный  фонд  Российской  Федерации,  Фонд социального
страхования   Российской  Федерации,  Федеральный  фонд  обязательного
медицинского   страхования   и   территориальные  фонды  обязательного
медицинского  страхования"  (далее  - Закон N 212-ФЗ) установлено, что
объектом  обложения  страховыми  взносами  для  плательщиков страховых
взносов,  производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам,
признаются  выплаты  и  иные  вознаграждения, начисляемые ими в пользу
физических  лиц  в  рамках  трудовых  отношений  и гражданско-правовых
договоров,  предметом  которых  является  выполнение  работ,  оказание
услуг.
     Средний  заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на
военных  сборах,  не  поименован  в  ст. 9 Закона N 212-ФЗ, где указан
перечень  выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих
обложению   страховыми   взносами,  следовательно,  указанный  средний
заработок  подлежит  обложению страховыми взносами в общеустановленном
порядке.
     В  соответствии  с  пп.  2  п.  2  Правил  компенсации  расходов,
понесенных  организациями  и гражданами Российской Федерации в связи с
реализацией  Федерального  закона  "О  воинской  обязанности и военной
службе",    утвержденных   Постановлением   Правительства   Российской
Федерации   от   01.12.2004   N   704,  компенсации  подлежат  расходы
организаций,   связанные   с  выплатой  среднего  заработка  с  учетом
соответствующих  начислений  на  фонд оплаты труда по месту постоянной
работы.
     Компенсация   данных  расходов  осуществляется  за  счет  средств
федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны
Российской  Федерации  и  Федеральной  службе  безопасности Российской
Федерации.
     Согласно   п.   4   вышеуказанных   Правил   выплата  компенсации
осуществляется  путем  перечисления  на  счета получателей компенсации
средств   в   пределах   лимитов   бюджетных  обязательств  и  объемов
финансирования    расходов    по   соответствующим   кодам   бюджетной
классификации   Российской   Федерации,   учтенных  на  лицевом  счете
получателя  средств  федерального  бюджета, открытом в территориальном
органе    Федерального    казначейства    соответствующему    военному
комиссариату, органу федеральной службы безопасности.
     Пунктом   5   вышеуказанных   Правил   установлено,  что  выплата
компенсации  осуществляется  на  основании представляемых получателями
компенсации  сведений  о  размере  фактических  расходов  (с указанием
банковских   реквизитов  счетов  для  перечисления  компенсации).  Для
подтверждения   указанных  расходов  граждане  представляют  оригиналы
соответствующих  документов,  организации - заверенные в установленном
порядке копии таких документов.
     Согласно  п.  6  ст.  255 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  НК  РФ)  к расходам на оплату труда относится, в частности,
сумма  начисленного  работникам  среднего  заработка,  сохраняемого на
время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей
и  в  других  случаях,  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации о труде.
     В  соответствии  с  пп.  1  п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам,
связанным  с  производством  и  реализацией, относятся суммы налогов и
сборов,  таможенных  пошлин  и  сборов, страховых взносов в Пенсионный
фонд  Российской  Федерации  на обязательное пенсионное страхование, в
Фонд  социального  страхования  Российской  Федерации  на обязательное
социальное  страхование  на  случай  временной  нетрудоспособности и в
связи  с  материнством,  в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования   и   территориальные   фонды  обязательного  медицинского
страхования  на  обязательное  медицинское  страхование, начисленные в
установленном   законодательством  Российской  Федерации  порядке,  за
исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ.
     Таким  образом,  расходы,  связанные  как  с начислением среднего
заработка,  выплачиваемого  работникам  за  период  нахождения  их  на
военных  сборах,  так  и  с  уплатой страховых взносов, начисленных на
вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения
прибыли  организаций.  В  случае  компенсации  за счет средств бюджета
указанных    расходов    полученные   средства   подлежат   учету   во
внереализационных доходах налогоплательщика.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
11 ноября 2011 г.
N 03-03-06/2/170