ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 25.11.2009 N 281-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ВСТУПИВШИМ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2010 Г., В П. 6 СТ. 280 НК РФ БЫЛИ ВНЕСЕНЫ ИЗМЕНЕНИЯ. С 01.01.2010 НА ОСНОВАНИИ П. 6 СТ. 280 НК РФ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) ЦЕННЫХ БУМАГ, НЕ ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ (ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ, ОПРЕДЕЛЕННОЙ ИСХОДЯ ИЗ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННОЙ БУМАГИ И ПРЕДЕЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕН, ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА, ОПРЕДЕЛЕННАЯ ИСХОДЯ ИЗ РАСЧЕТНОЙ ЦЕНЫ ЦЕННОЙ БУМАГИ И ПРЕДЕЛЬНОГО ОТКЛОНЕНИЯ ЦЕН. В АНАЛОГИЧНОМ ПОРЯДКЕ НА ОСНОВАНИИ П. 5 СТ. 280 НК РФ В СЛУЧАЕ РЕАЛИЗАЦИИ (ПРИОБРЕТЕНИЯ) ЦЕННЫХ БУМАГ, ОБРАЩАЮЩИХСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПО ЦЕНЕ НИЖЕ МИНИМАЛЬНОЙ (ВЫШЕ МАКСИМАЛЬНОЙ) ЦЕНЫ СДЕЛОК НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА ПРИНИМАЕТСЯ МИНИМАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА СДЕЛКИ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. НА ОСНОВАНИИ СТ. 329 НК РФ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ РАСХОДОМ ПРИЗНАЕТСЯ ЦЕНА ПРИОБРЕТЕНИЯ РЕАЛИЗОВАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ, РАССЧИТАННАЯ С УЧЕТОМ УСТАНОВЛЕННОГО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ МЕТОДА УЧЕТА ЦЕННЫХ БУМАГ. ОАО ИМЕЕТ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ДО 01.01.2010, ТО ЕСТЬ ДО ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ НОРМ О ТОМ, ЧТО РАСХОДЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЦЕННЫХ БУМАГ, СЛЕДУЕТ КОРРЕКТИРОВАТЬ С УЧЕТОМ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ ПРИОБРЕТЕНИЯ ЦЕННЫХ БУМАГ. ОАО СЧИТАЕТ, ЧТО В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ЦЕННЫЕ БУМАГИ, КАК ОБРАЩАЮЩИЕСЯ ТАК И НЕ ОБРАЩАЮЩИЕСЯ НА ОРГАНИЗОВАННОМ РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ, ПРИОБРЕТЕННЫЕ ОАО ДО 01.01.2010, А РЕАЛИЗОВАННЫЕ ПОСЛЕ 01.01.2010, ВКЛЮЧАЮТСЯ В РАСХОДЫ, УМЕНЬШАЮЩИЕ ДОХОДЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ, ИСХОДЯ ИЗ ФАКТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ НА ИХ ПРИОБРЕТЕНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ НК РФ, ДЕЙСТВОВАВШИМИ ДО 01.01.2010. ДАННАЯ ПОЗИЦИЯ ИЗЛОЖЕНА В ПИСЬМЕ МИНФИНА РОССИИ ОТ 09.08.2011 N 03-03-06/1/463. ПРАВОМЕРНА ЛИ ПОЗИЦИЯ ОАО? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/730 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль организаций операций с ценными бумагами и сообщает следующее. Федеральным законом от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу с 1 января 2010 г., в п. 6 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) были внесены изменения. Пунктом 5 ст. 280 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2010 г.) предусмотрено, что в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены сделок на организованном рынке ценных бумаг при определении финансового результата принимается минимальная (максимальная) цена сделки на организованном рынке ценных бумаг. В соответствии с п. 6 ст. 280 НК РФ в случае реализации (приобретения) ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, по цене ниже минимальной (выше максимальной) цены, определенной исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен, при определении финансового результата для целей налогообложения принимается минимальная (максимальная) цена, определенная исходя из расчетной цены ценной бумаги и предельного отклонения цен. На основании ст. 329 НК РФ при реализации ценных бумаг расходом признается цена приобретения реализованных ценных бумаг, рассчитанная с учетом установленного налогоплательщиком метода учета ценных бумаг (ФИФО, ЛИФО, по стоимости единицы). Ценные бумаги, приобретенные до 1 января 2010 г., принимались к налоговому учету в соответствии с положениями НК РФ, действовавшими в тот период. Расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, учитываемые для целей налогообложения, должны соответствовать критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Так, указанные расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в Определении от 04.06.2007 N 320-О-П, обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которых установлен НК РФ. Учитывая изложенное, считаем, что расходы по приобретению ценных бумаг по цене выше максимальной цены, определенной в соответствии с п. п. 5 и 6 ст. 280 НК РФ, произведенные до 2010 г., могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при формировании стоимости ценных бумаг в налоговом учете при условии соответствия таких расходов критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/730 |