ПО ДАННЫМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ЗАО ИМЕЕТ НЕДОИМКУ ПО НАЛОГАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ, КОТОРАЯ ОТРАЖЕНА НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ. ЗАО НЕ ПРИЗНАЕТ ДАННУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ. НАЛОГОВЫЙ ОРГАН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫДАВАТЬ СПРАВКУ И АКТ СВЕРКИ С ОТРАЖЕНИЕМ В НИХ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАСЧ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.11.11 03-02-07/1-386

          ПО ДАННЫМ НАЛОГОВОГО ОРГАНА ЗАО ИМЕЕТ НЕДОИМКУ ПО
        НАЛОГАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ, КОТОРАЯ ОТРАЖЕНА НА ЛИЦЕВОМ
        СЧЕТЕ. ЗАО НЕ ПРИЗНАЕТ ДАННУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ. НАЛОГОВЫЙ
          ОРГАН ОТКАЗЫВАЕТСЯ ВЫДАВАТЬ СПРАВКУ И АКТ СВЕРКИ С
           ОТРАЖЕНИЕМ В НИХ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ПО
         НАЛОГОВЫМ ПЛАТЕЖАМ, ТО ЕСТЬ БЕЗ ОТРАЖЕНИЯ УКАЗАННОЙ
                            ЗАДОЛЖЕННОСТИ.
          ЗАО СЧИТАЕТ, ЧТО В СЛУЧАЕ ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИСКОВОЙ
         ДАВНОСТИ (3 ГОДА) ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ, ПЕНЯМ И
                    ШТРАФАМ НЕ ПОДЛЕЖИТ ВЗЫСКАНИЮ.
           СРОКИ ДЛЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ
      ПО УПЛАТЕ НАЛОГА УСТАНОВЛЕНЫ СТ. СТ. 45, 46, 69, 70 НК РФ.
           СОГЛАСНО П. 3 СТ. 46 НК РФ БЕССПОРНОЕ ВЗЫСКАНИЕ
           ЗАДОЛЖЕННОСТИ ОГРАНИЧЕНО ДВУХМЕСЯЧНЫМ СРОКОМ, ПО
         ИСТЕЧЕНИИ КОТОРОГО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН В ПРЕДЕЛАХ ШЕСТИ
       МЕСЯЦЕВ ВПРАВЕ ПРОИЗВЕСТИ ВЗЫСКАНИЕ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ.
            СОГЛАСНО П. 1 СТ. 113 НК РФ ЛИЦО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ
        ПРИВЛЕЧЕНО К ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВОГО
          ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ЕСЛИ СО ДНЯ ЕГО СОВЕРШЕНИЯ ЛИБО СО
         СЛЕДУЮЩЕГО ДНЯ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ НАЛОГОВОГО ПЕРИОДА, В
         ТЕЧЕНИЕ КОТОРОГО БЫЛО СОВЕРШЕНО ЭТО ПРАВОНАРУШЕНИЕ,
                  ИСТЕКЛИ ТРИ ГОДА (СРОК ДАВНОСТИ).
           В СООТВЕТСТВИИ С П. 12 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПЛЕНУМА ВАС
        РФ ОТ 28.02.2001 N 5 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ
        ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
            УКАЗАНО, ЧТО НАЛОГОВЫЙ ОРГАН, НЕ РЕАЛИЗОВАВШИЙ
            ПОЛНОМОЧИЯ ПО БЕССПОРНОМУ ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМКИ,
            ОГРАНИЧЕН ШЕСТИМЕСЯЧНЫМ СРОКОМ НА ЕЕ СУДЕБНОЕ
        ВЗЫСКАНИЕ, ПРИЧЕМ ДАННЫЙ СРОК ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕСЕКАТЕЛЬНЫМ,
                  Т.Е. НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ВОССТАНОВЛЕНИЮ.
            ФОРМА СПРАВКИ ОБ ИСПОЛНЕНИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
          ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, СТРАХОВЫХ
             ВЗНОСОВ, ПЕНЕЙ И НАЛОГОВЫХ САНКЦИЙ, А ТАКЖЕ
          МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ УТВЕРЖДЕНЫ
          ПРИКАЗОМ ФНС РОССИИ ОТ 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
          В ПОСТАНОВЛЕНИИ ПРЕЗИДИУМА ВАС РФ ОТ 01.09.2009 N
        4381/09 УКАЗАНО, ЧТО ПРИКАЗ ФНС РОССИИ ОТ 23.05.2005 N
             ММ-3-19/206@, УТВЕРДИВШИЙ ФОРМУ СПРАВКИ, НЕ
          ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИЮ ОБ УТРАТЕ ВОЗМОЖНОСТИ
          ВЗЫСКАНИЯ ЧИСЛЯЩЕГОСЯ ЗА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ДОЛГА
          ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ В ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ, НЕ МОЖЕТ
         СЛУЖИТЬ ПРЕПЯТСТВИЕМ К ВЫДАЧЕ СПРАВКИ С ОТРАЖЕНИЕМ В
            НЕЙ РЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГОВЫМ
                              ПЛАТЕЖАМ.
              НАЛИЧИЕ СВЕДЕНИЙ О ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАО ПЕРЕД
           БЮДЖЕТОМ ПОЗВОЛЯЕТ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ ПРОИЗВОДИТЬ
          ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВЗЫСКАНИЕ С НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА СУММЫ
            ЗАДОЛЖЕННОСТИ И В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 75 НК РФ
         НАЧИСЛЯТЬ ПЕНИ ЗА КАЖДЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ДЕНЬ ПРОСРОЧКИ
         ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ.
                 КРОМЕ ТОГО, НАЛИЧИЕ ИЛИ ОТСУТСТВИЕ У
         НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
        ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КРИТЕРИЕВ УСПЕШНОСТИ
        ЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОБРОСОВЕСТНОСТИ
        И ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ, ПОЭТОМУ ВКЛЮЧЕНИЕ В СПРАВКУ
         ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ (БЕЗ ПРАВОВЫХ
         ОСНОВАНИЙ) НАРУШАЕТ ПРАВА И ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ЗАО В
           СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СОЗДАЕТ
         ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ, А
       ТАКЖЕ ИНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ
      УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ НА РАЗМЕЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА.
            ПРАВОМЕРНА ЛИ ПОЗИЦИЯ ЗАО О ТОМ, ЧТО В СЛУЧАЕ
              ИСТЕЧЕНИЯ СРОКА ИСКОВОЙ ДАВНОСТИ (3 ГОДА)
        ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ, ПЕНЯМ И ШТРАФАМ НЕ ПОДЛЕЖИТ
        ВЗЫСКАНИЮ И НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НЕ ВПРАВЕ ПРИНИМАТЬ МЕРЫ К
           ОРГАНИЗАЦИИ ПО ВЗЫСКАНИЮ ДАННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И
          ОТРАЖАТЬ ДАННУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ В СПРАВКАХ И В АКТАХ
               СВЕРКИ О СОСТОЯНИИ РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           9 ноября 2011 г.
                           N 03-02-07/1-386

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о  сроке  исковой  давности  взыскания недоимки и
задолженности по пеням и штрафам и сообщает следующее.
     Налоговым  кодексом  Российской  Федерации  (далее  -  Кодекс) не
установлен  срок давности взыскания недоимки, а также задолженности по
соответствующим  пеням  и  штрафам.  Кодексом  установлены  конкретные
процессуальные  сроки  для принятия решения о взыскании налога, пеней,
штрафов.
     В  соответствии  с  п.  3  ст.  46  Кодекса  решение  о взыскании
принимается  после  истечения  срока,  установленного  в требовании об
уплате  налога,  но не позднее двух месяцев после истечения указанного
срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока,
считается  недействительным  и  исполнению  не подлежит. В этом случае
налоговый  орган  может  обратиться  в  суд с заявлением о взыскании с
налогоплательщика  (налогового  агента)  - организации причитающейся к
уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести
месяцев  после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный  по  уважительной причине срок подачи заявления может быть
восстановлен судом.
     Решение  о  взыскании  налога за счет имущества налогоплательщика
(налогового  агента)  -  организации принимается в течение одного года
после  истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение
о  взыскании  налога  за  счет имущества налогоплательщика (налогового
агента)  -  организации,  принятое  после  истечения указанного срока,
считается  недействительным  и  исполнению  не подлежит. В этом случае
налоговый  орган  может  обратиться  в  суд с заявлением о взыскании с
налогоплательщика  (налогового  агента)  - организации причитающейся к
уплате  суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух
лет  со  дня  истечения  срока исполнения требования об уплате налога.
Пропущенный  по  уважительной причине срок подачи заявления может быть
восстановлен судом (п. 1 ст. 47 Кодекса).
     Согласно п. 1 ст. 115 Кодекса налоговые органы могут обратиться в
суд  с заявлением о взыскании штрафов с организации в порядке и сроки,
которые предусмотрены ст. ст. 46 и 47 Кодекса.
     В  соответствии  с п. 3 ст. 75 Кодекса пеня начисляется за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или
сбора  начиная  со  следующего  за  установленным  законодательством о
налогах   и   сборах  дня  уплаты  налога  или  сбора,  если  иное  не
предусмотрено гл. 26.1 Кодекса.
     Пунктом  1  ст. 59 Кодекса определен перечень оснований признания
безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.
     Так,  в  соответствии  с  пп.  4  п.  1  ст.  59 Кодекса одним из
оснований  признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности
по  пеням  и  штрафам,  числящихся  за отдельными налогоплательщиками,
является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган
утрачивает  возможность взыскания указанных недоимки, задолженности по
пеням   и  штрафам  в  связи  с  истечением  установленного  срока  их
взыскания,  в  том  числе  вынесение  судом  определения  об  отказе в
восстановлении  пропущенного  срока подачи заявления в суд о взыскании
недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
     Учитывая  изложенное,  полагаем, что до признания в установленном
порядке  недоимки  и  задолженности  по пеням и штрафам безнадежными к
взысканию  указанные  суммы  учитываются налоговыми органами в составе
задолженности   налогоплательщика   и   не   подлежат   исключению  из
информационных ресурсов ФНС России.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
9 ноября 2011 г.
N 03-02-07/1-386