О СОСТОЯНИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ СТОЛИЦЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 10 августа 1999 г. N 724 (ПРМ) В соответствии с постановлениями Правительства Москвы от 30 декабря 1997 г. N 942 "О Комплексной программе развития и поддержки малого предпринимательства в г.Москве на 1998-2000 гг.", от 31 марта 1998 г. N 248 "О состоянии и мерах по развитию бытового обслуживания населения Москвы в 1998-2000 гг.", от 26 мая 1998 г. N 405 "О Программе развития торговли и общественного питания в Москве на 1998-2000 годы" и в целях их выполнения проведен анализ состояния развития малого предпринимательства в одной из наиболее емких сфер городского хозяйства - потребительском рынке товаров и услуг. По данным 1998 года на долю малого бизнеса в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании приходится 44,4% розничного товарооборота и 73% объема бытовых услуг города. Численность малых предприятий в них составила около 80 тысяч. В данном секторе экономики занято почти 520 тыс. человек. В 1998 году доля наполнения бюджета города Москвы поступлениями от малых предприятий потребительского рынка и услуг составила 15,3%. Малые предприятия потребительского рынка и услуг за указанный период оказались наиболее привлекательны для инвестиций. Удельный вес вложений в малые предприятия потребительского рынка по отношению к объемам инвестиций всей сферы малого предпринимательства города составил 49,9% или 8,5 млрд. рублей. Активно осуществлялось строительство быстровозводимых комплексов, обновлены сотни киосков и павильонов, введено в действие более 2 тысяч стационарных объектов, реконструировано и модернизировано более 800 предприятий, из них 50 рынков. Это стало возможным в результате поддержки малого предпринимательства Правительством Москвы. Льготами по налогу на прибыль, арендной плате, коммунальным платежам воспользовались в 1998 году около трех тысяч предприятий потребительского рынка и услуг. На эти цели город израсходовал около 1 млрд. руб. В 1999 году для малых предприятий, входящих в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, сохранены без изменений действующие ранее ставки арендной платы. Вместе с тем резервы, заложенные в малом предпринимательстве, используются не в полной мере. Недостаточно малых предприятий, осуществляющих непосредственное обслуживание населения. Среди предприятий потребительского рынка высока доля малых предприятий, занимающихся оптовой, мелкооптовой и посреднической торговой деятельностью, - 56,5%. Значительная их часть, почти 30% от всего числа в городе, сосредоточена в Центральном административном округе. Слабо развивается малое предпринимательство на территориях Северного, Юго-Западного, Северо-Западного, Северо-Восточного, Южного административных округов. Число малых предприятий потребительского рынка в них составляет из расчета на 10 тысяч жителей от 44 до 66 единиц при 86 в целом по городу Москве. Для распространения малого предпринимательства не в полной мере используется лизинг как перспективная форма долгосрочной аренды оборудования, транспортных средств и других видов имущества для малых предприятий. В недостаточной степени применяется метод контрактного сотрудничества малых предприятий с фирмами, предоставляющими им право ведения бизнеса с использованием своей марки (франчайзинг). Требует новых подходов формирование инфраструктуры товароснабжения малых предприятий торговли и питания. Назрела необходимость планомерного пересмотра технологии работы с крупным оптом. По данным налоговых органов из-за несовершенства налоговой системы около 40% "теневого" оборота торговли приходится на малый бизнес. Отсутствует механизм реализации статей 9, 11, 13 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающих возможности на льготных условиях кредитования, страхования и налогообложения. На начальном этапе деятельности предприниматели, как правило, не располагают достаточными средствами для привлечения специалистов в области права и управления и вынуждены решать многие возникающие вопросы самостоятельно. Значительная часть проблем малого предпринимательства связана с его разрозненностью. Профессиональные знания черпаются ими из случайных источников. 40% работников этих предприятий профессионально не подготовлены. В целях поддержки малого предпринимательства, увеличения числа малых предприятий и рабочих мест на потребительском рынке, равномерного удовлетворения потребностей населения всех районов столицы в необходимых услугах Правительство Москвы постановляет: 1. Префектам административных округов: 1.1. До 1 января 2000 г. подготовить и согласовать с департаментами потребительского рынка и услуг, экономической политики и развития г.Москвы, поддержки и развития малого предпринимательства среднесрочные программы по структурным преобразованиям в малом предпринимательстве торговли, общественного питания и бытового обслуживания районов массовой жилой застройки и других территорий в направлении создания режимов наибольшего благоприятствования развития малых предприятий, связанных непосредственно с обслуживанием населения и предоставлением услуг в соответствии с типологией и основными характеристиками объектов малого бизнеса, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 16 сентября 1997 г. N 683 "О проектных предложениях по развитию малого предпринимательства в "спальных" районах города Москвы". 1.2. Совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, Московским фондом поддержки малого предпринимательства на консолидированной основе обеспечить до 2002 года финансирование среднесрочных программ. 1.3. Совместно с Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы, по согласованию с Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства до 1 ноября 1999 г. пополнить целевой фонд нежилых помещений, образованный распоряжением Мэра Москвы от 25 ноября 1998 г. N 1190-РМ "О мерах по имущественной поддержке и развитию малого предпринимательства в городе Москве", по районам массовой жилой застройки из числа объектов, пустующих свыше двух лет, убыточных предприятий, имеющих задолженность по арендной плате свыше одного года и других. 1.4. Освободить от уплаты торгового сбора малые предприятия быстрого питания, розничной торговли и бытового обслуживания, реализующие и оказывающие социально значимый набор товаров и услуг в районах массовой жилищной застройки. 1.5. Рекомендовать использовать положительный опыт Северо-Восточного административного округа в области создания бизнесинкубатора быстрого питания и открыть по одному пилотному павильону быстрого питания по программе Северо-Восточного административного округа "Золотой гребешок". 2. Департаменту потребительского рынка и услуг: 2.1. Совместно с ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" до 1 ноября 1999 г. провести с использованием имеющихся компьютерных технологий и электронной карты города Москвы анализ насыщенности предприятиями потребительского рынка и услуг всех административных округов и районов г.Москвы. Подготовить отчет по данному вопросу и представить его в Правительство Москвы. 2.2. Совместно с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по г.Москве в целях анализа продолжительности функционирования малых предприятий, их деловой активности и финансового состояния приступить с 1 сентября 1999 г. к мониторингу малых предприятий потребительского рынка и услуг. 3. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг, Москомархитектурой до 1 января 2000 г. разработать Положение о механизме упрощенной процедуры выдачи разрешений на строительство и эксплуатацию объектов малого предпринимательства потребительского рынка и услуг в районах массового жилищного строительства. 4. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту продовольственных ресурсов: 4.1. До 15 октября 1999 г. разработать схему взаимодействия малых предприятий с крупными оптовыми организациями, включая планомерный перевод последних в режим работы оптовых рынков, с оказанием в них предпринимателям всех видов услуг по расчетам за товары, оформлению документов, обеспечению надлежащего качества товаров, охране, погрузочно-разгрузочным работам, автопарковке и др. 4.2. Совместно с Государственной городской инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости в г.Москве организовать в III квартале 1999 г. выборочную проверку использования помещений оптовых предприятий города с целью увеличения общего числа профильных оптовых рынков, взаимодействующих на договорных началах с малыми предприятиями торговли и общественного питания. 5. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства, префектам административных округов посредством постоянных публикаций в печати, организации специальных семинаров по поддержке малого предпринимательства, сообщений через службу Интернет, выступлений на радио и телевидении принять меры к расширению использования реальных инструментов поддержки малых предприятий, предусмотренных: - постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 1998 г. N 943 "О базовых социально-экономических показателях и основных пропорциях формирования проекта бюджета города Москвы на 1999 год" в части аренды нежилых помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности города Москвы, с величиной коэффициента арендной платы, равной 1,0; - Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", с учетом согласования в установленном порядке с Управлением Министерства по налогам и сборам по г.Москве в части применения ускоренной амортизации, в 2 раза превышающей нормы, и порядка списаний стоимости основных фондов со сроком службы более 3 лет. 6. Московской лизинговой компании расширить лизинговую форму инвестиций на предприятия потребительского рынка и услуг посредством лизинга машин, оборудования в пределах бюджетных средств, предусмотренных городскими программами на эти цели, а также средств, привлекаемых из иных источников. 7. Комитету труда и занятости совместно с Департаментом потребительского рынка и услуг, Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства ежегодно рассматривать на конкурсной основе проекты по созданию новых рабочих мест в торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения для оказания финансовой помощи работодателям особенно в новых районах массового жилищного строительства с целью максимального вовлечения трудоспособной части населения этих районов. 8. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства в целях повышения компетентности малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере потребительского рынка и услуг: 8.1. Шире использовать в интересах потребительского рынка и услуг возможности организаций инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства: Московского фонда поддержки малого предпринимательства, Московской лизинговой компании, Московского центра деловой информации "Бинек", Московского фонда подготовки кадров, территориальных агентств по развитию предпринимательства. Провести в течение III квартала 1999 г. рабочие встречи специалистов потребительского рынка и услуг с представителями негосударственных организаций малого предпринимательства, входящих в инфраструктуру, по вопросам выработки единых подходов по оказанию поддержки вновь создаваемым и действующим малым предприятиям. 8.2. Организовать во втором полугодии 1999 года систему бесплатной информационной и консультационной поддержки предпринимателей малого бизнеса на основе организации общественных приемных, круглых столов, встреч со специалистами структур Правительства Москвы по вопросам малого предпринимательства. 8.3. Подготовить и выпустить в течение 2000 года Практическое пособие для малого предпринимательства в сфере потребительского рынка и услуг. 9. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы: 9.1. Продолжить работу над совершенствованием методической основы применения Единого налога на вмененный доход в Москве по малым предприятиям торговли, общественного питания и бытовых услуг, максимально установив нормы прямого действия в целях повышения собираемости налогов и упрощения отчетности. 9.2. Подготовить до 1 ноября 1999 г. в установленном порядке законодательную инициативу в части распространения на субъекты малого предпринимательства потребительского рынка и услуг льготного кредитования, страхования, налогообложения, предусмотренных Федеральным законом от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". 10. Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства: 10.1. Подготовить в установленном порядке до 1 декабря 1999г. предложения о внесении изменений в главу 54 Гражданского кодекса Российской Федерации "Коммерческая концессия". 10.2. Предусмотреть при установлении особых условий продажи помещений, включенных в состав целевого фонда (п.1.3), их использование малыми предприятиями сферы потребительского рынка и услуг. 11. Департаменту потребительского рынка и услуг, Департаменту поддержки и развития малого предпринимательства совместно с Общественно-экспертным советом по малому предпринимательству при Мэре и Правительстве Москвы и ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" провести в 1999-2000 гг. дополнительные исследования и разработки с целью совершенствования механизмов поддержки работы малых предприятий торговли, общественного питания и бытовых услуг, направленной на улучшение обслуживания жителей и гостей столицы. 12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министров Правительства Москвы Малышкова В.И. и Егорова Е.В. И.о. Премьера Правительства Москвы Б.В. Никольский 10 августа 1999 г. N 724 |