УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ЗАКРЫТОГО ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ПАИ КОТОРОГО ВЫВЕДЕНЫ НА БИРЖУ ММВБ, ЗАКЛЮЧАЕТ ДОГОВОР ОБ ОКАЗАНИИ УСЛУГ МАРКЕТ-МЕЙКЕРА ОТ СВОЕГО ИМЕНИ БЕЗ ПОМЕТКИ, ЧТО КОМПАНИЯ ДЕЙСТВУЕТ В КАЧЕСТВЕ ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО. ПО ДАННОМУ ДОГОВОРУ МАРКЕТ-МЕЙКЕР ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ПОДАЧЕ И ОДНОВРЕМЕННОМУ ПОДДЕРЖАНИЮ ДВУХСТОРОННИХ КОТИРОВОК ПАЕВ УКАЗАННОГО ЗАКРЫТОГО ПАЕВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО ФОНДА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ДОВЕРИТЕЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ КОМПАНИИ, В ТЕЧЕНИЕ ТОРГОВОЙ СЕССИИ НА ФОНДОВОЙ БИРЖЕ ММВБ. В КАКОМ ПОРЯДКЕ РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ УКАЗАННЫХ УСЛУГ УЧИТЫВАЮТСЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/717 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета расходов по договору об оказании услуг маркет-мейкера, а также выплаты вознаграждений фондовой бирже за предоставляемую информацию в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее. Исходя из запроса управляющая компания по договору об оказании услуг маркет-мейкера выплачивает вознаграждение маркет-мейкеру, а также вознаграждение бирже за предоставление информации. Маркет-мейкером является участник торгов, заключивший с биржей договор, по которому он принимает на себя обязательство ежедневно в ходе торговой сессии подавать встречные заявки на покупку и продажу по соответствующим срочным договорам. Согласно п. 4 ст. 13 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" фондовая биржа вправе устанавливать размер и порядок взимания с участников торгов взносов, сборов и других платежей за оказываемые ею услуги, а также размер и порядок, взимания штрафов за нарушение установленных ею правил. Фондовая биржа не вправе устанавливать размер вознаграждения, взимаемого участниками торгов за совершение биржевых сделок. Особенности определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами установлены ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Также в соответствии с пп. 14 и 15 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на юридические, информационные, консультационные и иные аналогичные услуги. На основании пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления внереализационных и прочих расходов в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров, или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода. В соответствии со ст. 252 Кодекса налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Учитывая изложенное, расходы на оплату услуг маркет-мейкера, а также на выплату вознаграждений фондовой бирже за предоставляемую информацию при условии их соответствия положениям ст. 252 Кодекса могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в порядке, установленном пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В. РАЗГУЛИН 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/717 |