МЕЖДУ ПРОДАВЦОМ И ПОКУПАТЕЛЕМ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. ПО ДОГОВОРЕННОСТИ СТОРОН РАСХОДЫ НЕСЕТ ПОКУПАТЕЛЬ. МОЖНО ЛИ УПЛАТИТЬ ГОСПОШЛИНУ В РАЗМЕРЕ 2000 РУБ. ОДНОЙ КВИТАНЦИЕЙ ИЛИ ЖЕ НЕОБХОДИМО ОТДЕЛЬНО УПЛАТИТЬ ГОСПОШЛИНУ ЗА ГОСУД. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.11.11 03-05-06-03/90

            МЕЖДУ ПРОДАВЦОМ И ПОКУПАТЕЛЕМ ЗАКЛЮЧЕН ДОГОВОР
          КУПЛИ-ПРОДАЖИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ. ПО ДОГОВОРЕННОСТИ
                   СТОРОН РАСХОДЫ НЕСЕТ ПОКУПАТЕЛЬ.
           МОЖНО ЛИ УПЛАТИТЬ ГОСПОШЛИНУ В РАЗМЕРЕ 2000 РУБ.
         ОДНОЙ КВИТАНЦИЕЙ ИЛИ ЖЕ НЕОБХОДИМО ОТДЕЛЬНО УПЛАТИТЬ
         ГОСПОШЛИНУ ЗА ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ДОГОВОРА В
             РАВНЫХ ДОЛЯХ (1000 РУБ. : 2) И ГОСПОШЛИНУ ЗА
                  ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ПРАВА
                      СОБСТВЕННОСТИ (1000 РУБ.)?
             В КАКИХ РАЗМЕРАХ УПЛАЧИВАЕТСЯ ГОСПОШЛИНА ЗА
             ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ 1/2 ДОЛИ В ПРАВЕ
          СОБСТВЕННОСТИ НА КВАРТИРУ: 1000 РУБ. ИЛИ 500 РУБ.
                            (1000 X 1/2)?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          29 ноября 2011 г.
                           N 03-05-06-03/90

                                 (Д)


     В связи с обращением по вопросу уплаты государственной пошлины за
государственную   регистрацию   прав,  договора  купли-продажи  жилого
помещения, если договор заключен между физическими лицами, Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
     Согласно  пп.  22  п.  1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  за  государственную  регистрацию  прав,
ограничений  (обременений)  прав на недвижимое имущество, договоров об
отчуждении  недвижимого имущества уплачивается государственная пошлина
физическими  лицами  в размере 1000 руб., организациями - в размере 15
000 руб.
     Пунктом 2 ст. 333.18 Кодекса предусмотрено, что в случае, если за
совершением  юридически  значимого  действия  одновременно  обратились
несколько  плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные гл.
25.3   "Государственная   пошлина"  Кодекса,  государственная  пошлина
уплачивается плательщиками в равных долях.
     В  силу  данного  пункта  Кодекса  за государственную регистрацию
договора  об  отчуждении  недвижимого имущества при наличии нескольких
плательщиков   суммы   государственной   пошлины,   подлежащие  уплате
плательщиком  в  зависимости от его категории, должны быть одинаковы и
пропорциональны количеству участников сторон договора.
     Поэтому  в  случае,  если  договор  об отчуждении (купли-продажи)
жилого  помещения заключен между двумя физическими лицами (продавцом и
покупателем),  то  за  государственную  регистрацию  данного  договора
государственная  пошлина  уплачивается  обеими  сторонами  договора  в
равных долях (1000 руб. : 2).
     За  государственную  регистрацию  перехода права собственности на
жилое  помещение  уплату  государственной  пошлины  за государственную
регистрацию  права  собственности на недвижимое имущество на основании
договора  купли-продажи  в  размере 1000 руб. производит покупатель, у
которого возникает право на приобретаемое жилое помещение.
     Вместе    с   тем   ст.   333.17   Кодекса   предусмотрено,   что
государственная  пошлина  должна  быть уплачена лицом, обратившимся за
совершением юридически значимых действий.
     На  основании  п.  3  ст.  333.18 Кодекса государственная пошлина
уплачивается  плательщиком  по  месту  совершения юридически значимого
действия в наличной или безналичной форме.
     В  соответствии  с п. п. 1, 5 и 8 ст. 45 Кодекса налогоплательщик
(плательщик  сбора)  обязан  самостоятельно  исполнить  обязанность по
уплате  налога (сбора), если иное не предусмотрено законодательством о
налогах и сборах.
     В случае если плательщик сбора (государственной пошлины) не имеет
возможности  самостоятельно  уплатить  данный сбор, то согласно ст. 26
Кодекса   налогоплательщик  (плательщик  сбора)  может  участвовать  в
отношениях,  регулируемых  законодательством о налогах и сборах, через
законного    или   уполномоченного   представителя,   если   иное   не
предусмотрено   Кодексом.   Полномочия   представителя   должны   быть
документально   подтверждены   в   соответствии  с  Кодексом  и  иными
федеральными законами (п. 3 ст. 26 Кодекса).
     В  соответствии  со  ст.  27  Кодекса  законными  представителями
плательщика  сбора  -  физического лица признаются лица, выступающие в
качестве    его    представителей   в   соответствии   с   гражданским
законодательством Российской Федерации.
     В   силу   п.  3  ст.  29  Кодекса  уполномоченный  представитель
плательщика  сбора  - физического лица осуществляет свои полномочия на
основании  нотариально  удостоверенной  доверенности или доверенности,
приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации.
     Конституционный  Суд  Российской Федерации в своем Определении от
22.01.2004   N   41-О   указал,   что  представительство  в  налоговых
правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и
за  счет собственных средств налогоплательщика - представляемого лица,
следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от
налогоплательщика  и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих
сумм   должна   производиться   за   счет   средств  налогоплательщика
(плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть
за счет его собственных средств.
     С учетом изложенного уплата государственной пошлины за совершение
юридически  значимых  действий,  в  том  числе  и  за  государственную
регистрацию  договора  об отчуждении недвижимого имущества, может быть
произведена   плательщиком   через   своего   представителя  по  месту
совершения  юридически значимого действия при условии, что в платежных
документах  по  ее  уплате в бюджет указано, что соответствующая сумма
государственной  пошлины  уплачена именно плательщиком, обратившимся в
соответствующий   государственный   орган  за  совершением  юридически
значимого действия.
     Что  касается  государственной  регистрации  доли  в  праве общей
долевой  собственности на объект недвижимого имущества для физического
лица, то необходимо учитывать следующее.
     Государственная   регистрация   прав   на   недвижимое  имущество
осуществляется  в  соответствии  с Федеральным законом от 21.07.1997 N
122-ФЗ  "О  государственной регистрации прав на недвижимое имущество и
сделок с ним" (далее - Федеральный закон).
     Перечень  документов,  являющихся  основанием для государственной
регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения
(обременения)   прав   на  недвижимое  имущество,  установлен  ст.  17
Федерального   закона.  Одним  из  документов  является  вступивший  в
законную силу судебный акт.
     При   этом   согласно   пп.   22  п.  1  ст.  333.33  Кодекса  за
государственную  регистрацию доли в праве общей долевой собственности,
возникновение  которой  не  связано  с  первоначальной государственной
регистрацией   прав   на   объект   недвижимого  имущества  (например,
наследование,   судебное   решение,  внесение  паевого  взноса  членом
жилищного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива),
должна  уплачиваться государственная пошлина каждым физическим лицом в
размере 1000 руб.
     За  государственную регистрацию доли в праве общей собственности,
возникающей    с    момента    государственной    регистрации    прав,
государственная пошлина уплачивается каждым физическим лицом в размере
1000 руб., умноженных на размер доли в праве собственности.
     Одновременно   сообщаем,   что  в  соответствии  с  Положением  о
Федеральной    службе    государственной   регистрации,   кадастра   и
картографии,   утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 01.06.2009 N 457, осуществление контроля за деятельностью
территориальных    органов    Федеральной    службы    государственной
регистрации,  кадастра  и  картографии (далее - Росреестр) относится к
компетенции Росреестра.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
29 ноября 2011 г.
N 03-05-06-03/90