В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РФ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, В РАМКАХ БРОКЕРСКОГО ДОГОВОРА С БАНКОМ ДОХОДОВ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309 НК РФ, У БАНКА ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТЬ НАЛОГОВОГО АГЕНТА В ОТНОШЕНИИ ТАКИХ ДОХОДОВ. В ЧАСТНОСТИ, ДАННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ НА ПРОЦЕНТНЫЕ (КУПОННЫЕ) ДОХОДЫ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ЭМИССИОННЫМ ЦЕННЫМ БУМАГАМ И ПО ОБЛИГАЦИЯМ РОССИЙСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 310 НК РФ НАЛОГ С ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОТ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИСЧИСЛЯЕТСЯ И УДЕРЖИВАЕТСЯ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ИЛИ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕРЕЗ ПОСТОЯННОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО, ВЫПЛАЧИВАЮЩИМИ ДОХОД ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ПРИ КАЖДОЙ ВЫПЛАТЕ ДОХОДОВ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309 НК РФ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ П. 2 СТ. 310 НК РФ, В ВАЛЮТЕ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА. СОДЕРЖАЩИЕСЯ В П. 3 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.04.1996 N 39-ФЗ "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ" И В ПРИКАЗЕ ФСФР ОТ 05.11.2011 N 11-7/ПЗ-Н ТРЕБОВАНИЯ О ТОМ, ЧТО ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА КЛИЕНТОВ, ПЕРЕДАННЫЕ ИМИ БРОКЕРУ ДЛЯ СОВЕРШЕНИЯ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И (ИЛИ) ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ПРОИЗВОДНЫМИ ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ, А ТАКЖЕ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПОЛУЧЕННЫЕ БРОКЕРОМ ПО ТАКИМ СДЕЛКАМ И (ИЛИ) ТАКИМ ДОГОВОРАМ, КОТОРЫЕ СОВЕРШЕНЫ (ЗАКЛЮЧЕНЫ) БРОКЕРОМ НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРОВ С КЛИЕНТАМИ, ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ НА ОТДЕЛЬНОМ БАНКОВСКОМ СЧЕТЕ (СЧЕТАХ), ОТКРЫВАЕМОМ (ОТКРЫВАЕМЫХ) БРОКЕРОМ В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (СПЕЦИАЛЬНЫЙ БРОКЕРСКИЙ СЧЕТ), НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА КРЕДИТНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. СОГЛАСНО ПРАВИЛАМ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ БАНКА РОССИИ 26.03.2007 N 302-П, УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, СОВЕРШАЕМЫМ НА ОСНОВАНИИ ЗАКЛЮЧЕННЫХ БРОКЕРСКИХ ДОГОВОРОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ЛИЦЕВЫХ СЧЕТАХ, ОТКРЫВАЕМЫХ В РАЗРЕЗЕ БАЛАНСОВЫХ СЧЕТОВ 30601, 30606. В СООТВЕТСТВИИ С ПИСЬМОМ БАНКА РОССИИ ОТ 24.01.1996 N 230 УКАЗАННЫЕ БАЛАНСОВЫЕ СЧЕТА ОТНОСЯТСЯ К КАТЕГОРИИ ВНУТРИБАНКОВСКИХ СЧЕТОВ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ, ОТКРЫВАЕМЫЙ БАНКОМ ДЛЯ ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ КЛИЕНТА В РАМКАХ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРА НА БРОКЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ БАНКОВСКИМ СЧЕТОМ КЛИЕНТА. ПРИ ЕГО ОТКРЫТИИ ОТНОШЕНИЙ ПО ДОГОВОРУ БАНКОВСКОГО СЧЕТА МЕЖДУ БАНКОМ И КЛИЕНТОМ НЕ ВОЗНИКАЕТ. КРОМЕ ТОГО, УКАЗАННЫЙ СЧЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦЕВЫМ СЧЕТОМ БАНКА, ОТКРЫТЫМ ДЛЯ УЧЕТА ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ ИМ (А НЕ ЕГО КЛИЕНТОМ) РАСЧЕТОВ ПО СДЕЛКАМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОТРАЖЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ БРОКЕРСКИХ ОПЕРАЦИЙ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕМ ВНУТРИБАНКОВСКОМ СЧЕТЕ НЕ МОЖЕТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК ВЫПЛАТА ДОХОДА НА БАНКОВСКИЙ СЧЕТ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ПРИ ОТРАЖЕНИИ ПОСТУПЛЕНИЙ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ ПО СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ЛИЦЕВОМУ СЧЕТУ, ОТКРЫТОМУ В РАЗРЕЗЕ ВНУТРИБАНКОВСКОГО СЧЕТА 30606, У БАНКА НЕ ВОЗНИКАЕТ ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО ИСЧИСЛЕНИЮ И УДЕРЖАНИЮ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ С ДОХОДОВ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. УКАЗАННАЯ ОБЯЗАННОСТЬ ВОЗНИКАЕТ У БАНКА ПРИ ПЕРЕЧИСЛЕНИИ С УКАЗАННОГО ВНУТРИБАНКОВСКОГО СЧЕТА В ПОЛЬЗУ ИНОСТРАННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ОПЕРАЦИЙ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, УКАЗАННЫХ В П. 1 СТ. 309 НК РФ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ П. 2 СТ. 310 НК РФ. ПРАВОМЕРНА ЛИ УКАЗАННАЯ ПОЗИЦИЯ БАНКА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 30 ноября 2011 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос касательно порядка налогообложения дохода иностранной организации по договору брокерского обслуживания, заключенному с российским банком, и сообщает следующее. В соответствии с нормами ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 Кодекса. Таким образом, доходы иностранной организации, относящиеся в соответствии с нормами п. п. 1 и 2 ст. 309 Кодекса к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации, подлежат налогообложению в порядке, установленном ст. 310 Кодекса. Согласно п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 настоящей статьи, в валюте выплаты дохода. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон) брокерской деятельностью признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами и (или) по заключению договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по поручению клиента от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом. Согласно требованиям указанного Закона, Постановления ФКЦБ России от 11.10.1999 N 9 "Об утверждении Правил осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Российской Федерации" и Приказа ФСФР России от 05.04.2011 N 11-7/пз-н "Об утверждении Требований к правилам осуществления брокерской деятельности при совершении операций с денежными средствами клиентов брокера" (далее - Требования) денежные средства клиента, полученные для совершения сделок с ценными бумагами, а также денежные средства, полученные по сделкам, должны находиться на специальном брокерском счете, открываемом в кредитной организации. На специальный брокерский счет зачисляются также денежные средства по таким сделкам. Брокер обязан вести учет денежных средств каждого клиента, находящихся на специальном брокерском счете (счетах), и отчитываться перед клиентом. Исходя из положений ст. ст. 309 и 310 Кодекса у российской организации, выступающей брокером (депозитарием) на рынке ценных бумаг, в результате деятельности которой выплачиваются доходы иностранной организации, признаваемые доходами от источников в Российской Федерации, при поступлении денежных средств на специальный брокерский счет возникает обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с указанных доходов иностранной организации. В то же время согласно п. 3 ст. 3 Закона и п. 1 Требований вышеуказанные положения на кредитные организации не распространяются. В соответствии с Положением Банка России от 26.03.2007 N 302-П о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, учет расчетов по операциям с ценными бумагами, совершаемым на основании заключенных брокерских договоров, осуществляется на лицевых счетах, открываемых в разрезе балансовых счетов 30601 "Средства клиентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами" и 30606 "Средства клиентов-нерезидентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами". При этом согласно Письму Банка России от 24.01.1996 N 230 балансовый счет "Средства клиента по брокерским операциям с ценными бумагами" относится к категории внутрибанковских счетов, открытие и осуществление операций по которому производится банками без участия клиентов. С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, у российской кредитной организации, выступающей в качестве брокера на рынке ценных бумаг, обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации возникает при выплате денежных средств с указанного внутрибанковского счета на счет иностранной организации. Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А. КОМОВА 30 ноября 2011 г. N 03-08-05 |