СОГЛАСНО П. 1 СТ. 301 НК РФ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СРОЧНОЙ СДЕЛКИ (ДАЛЕЕ - ФИСС) ПРИЗНАЕТСЯ ДОГОВОР, ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДНЫМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.04.1996 N 39-ФЗ "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ". ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ ПРОИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 02.12.11 03-03-06/2/191

         СОГЛАСНО П. 1 СТ. 301 НК РФ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ
          СРОЧНОЙ СДЕЛКИ (ДАЛЕЕ - ФИСС) ПРИЗНАЕТСЯ ДОГОВОР,
           ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ПРОИЗВОДНЫМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ В
          СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 22.04.1996 N
             39-ФЗ "О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ". ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ
           ПРОИЗВОДНЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ
             ФОРВАРДНЫЕ, ФЬЮЧЕРСНЫЕ, ОПЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ,
         СВОП-КОНТРАКТЫ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОРГАНОМ
            ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ В
            СООТВЕТСТВИИ С УКАЗАННЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.
           В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЕМ О ВИДАХ ПРОИЗВОДНЫХ
         ФИНАНСОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ, УТВЕРЖДЕННЫМ ПРИКАЗОМ ФСФР
          РОССИИ ОТ 04.03.2010 N 10-13/ПЗ-Н, СВОП-ДОГОВОРОМ
             (КОНТРАКТОМ) ПРИЗНАЕТСЯ В ТОМ ЧИСЛЕ ДОГОВОР,
                          ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИЙ:
             ОБЯЗАННОСТЬ ОДНОЙ СТОРОНЫ ПЕРЕДАТЬ ВАЛЮТУ В
          СОБСТВЕННОСТЬ ВТОРОЙ СТОРОНЕ И ОБЯЗАННОСТЬ ВТОРОЙ
        СТОРОНЫ ПРИНЯТЬ И ОПЛАТИТЬ ВАЛЮТУ, А ТАКЖЕ ОБЯЗАННОСТЬ
        ВТОРОЙ СТОРОНЫ ПЕРЕДАТЬ ВАЛЮТУ В СОБСТВЕННОСТЬ ПЕРВОЙ
          СТОРОНЕ НЕ РАНЕЕ ТРЕТЬЕГО ДНЯ ПОСЛЕ ДНЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
           ДОГОВОРА И ОБЯЗАННОСТЬ ПЕРВОЙ СТОРОНЫ ПРИНЯТЬ И
                           ОПЛАТИТЬ ВАЛЮТУ;
           УКАЗАНИЕ НА ТО, ЧТО ДОГОВОР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ
                       ФИНАНСОВЫМ ИНСТРУМЕНТОМ;
               ОБЯЗАННОСТЬ СТОРОНЫ ИЛИ СТОРОН ДОГОВОРА
        ПЕРИОДИЧЕСКИ И (ИЛИ) ЕДИНОВРЕМЕННО УПЛАЧИВАТЬ ДЕНЕЖНЫЕ
         СУММЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕНЫ (ЦЕН) И (ИЛИ)
          ЗНАЧЕНИЯ (ЗНАЧЕНИЙ) БАЗИСНОГО (БАЗОВОГО) АКТИВА И
        (ИЛИ) НАСТУПЛЕНИЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ЯВЛЯЮЩЕГОСЯ БАЗИСНЫМ
        (БАЗОВЫМ) АКТИВОМ, И (ИЛИ) ОТ ФИКСИРОВАННЫХ В ДОГОВОРЕ
           ЦЕНЫ (ЦЕН) И (ИЛИ) ЗНАЧЕНИЯ БАЗИСНОГО (БАЗОВОГО)
          АКТИВА. ПРИ ЭТОМ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ КАЖДОЙ ИЗ
              СТОРОН ДОГОВОРА УПЛАЧИВАТЬ ДЕНЕЖНЫЕ СУММЫ
        ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С УСЛОВИЯМИ ДОГОВОРА НА
          ОСНОВАНИИ РАЗЛИЧНЫХ БАЗИСНЫХ (БАЗОВЫХ) АКТИВОВ ИЛИ
        РАЗЛИЧНЫХ ЗНАЧЕНИЙ БАЗИСНОГО (БАЗОВОГО) АКТИВА (ПРАВИЛ
          ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЙ БАЗИСНОГО (БАЗОВОГО) АКТИВА).
            В СИЛУ П. 7 СТ. 304 НК РФ ПОЛУЧЕННЫЕ ДОХОДЫ И
        ПОНЕСЕННЫЕ РАСХОДЫ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ (ТРЕБОВАНИЯМ) ИЗ
         СВОП-КОНТРАКТА УЧИТЫВАЮТСЯ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
                      БАЗЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИСС.
           В ДОГОВОРАХ БАНКА С КОНТРАГЕНТАМИ, НА ОСНОВАНИИ
          КОТОРЫХ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СДЕЛКИ СВОП НА ПОКУПКУ-ПРОДАЖУ
        ВАЛЮТЫ С ДАТОЙ РАСЧЕТОВ НЕ РАНЕЕ 3-ГО ДНЯ, УКАЗАНИЕ НА
           ТО, ЧТО ДОГОВОР ЯВЛЯЕТСЯ ПРОИЗВОДНЫМ ФИНАНСОВЫМ
         ИНСТРУМЕНТОМ, ОТСУТСТВУЕТ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ В ДОГОВОРАХ
               ЕСТЬ УКАЗАНИЕ НА НАЗВАНИЕ СДЕЛКИ - СВОП.
           ВПРАВЕ ЛИ БАНК В ТАКОМ СЛУЧАЕ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ
        НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ НЕ РАССМАТРИВАТЬ ЗАКЛЮЧАЕМЫЕ СДЕЛКИ
          СВОП КАК ФИСС, А КЛАССИФИЦИРОВАТЬ ИХ КАК СДЕЛКИ НА
           ПОКУПКУ-ПРОДАЖУ ВАЛЮТЫ С ОТСРОЧКОЙ ИСПОЛНЕНИЯ В
                  СООТВЕТСТВИИ С П. 2 СТ. 301 НК РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          2 декабря 2011 г.
                           N 03-03-06/2/191

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  о порядке налогообложения прибыли организаций при
совершении операций своп и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  301 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  НК  РФ)  финансовым  инструментом срочной сделки
признается  договор,  являющийся производным финансовым инструментом в
соответствии  с  Федеральным  законом  от  22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке
ценных бумаг".
     Перечень  видов  производных финансовых инструментов (в том числе
форвардные,    фьючерсные,    опционные   контракты,   своп-контракты)
устанавливается  федеральным  органом  исполнительной  власти по рынку
ценных бумаг в соответствии с указанным Федеральным законом.
     В  соответствии  с п. 12 Положения о видах производных финансовых
инструментов,  утвержденного  Приказом  ФСФР  России  от  04.03.2010 N
10-13/пз-н,    своп-договором    (контрактом)    признается   договор,
предусматривающий:
     обязанность  одной стороны передать валюту в собственность второй
стороне  и  обязанность  второй  стороны  принять и оплатить валюту, а
также  обязанность  второй  стороны  передать  валюту  в собственность
первой  стороне  не ранее третьего дня после дня заключения договора и
обязанность первой стороны принять и оплатить валюту; и
     указание  на  то,  что  договор  является  производным финансовым
инструментом; и
     обязанность  стороны  или  сторон  договора  периодически и (или)
единовременно  уплачивать  денежные  суммы  в зависимости от изменения
цены  (цен)  и (или) значения (значений) базисного (базового) актива и
(или)   наступления  обстоятельства,  являющегося  базисным  (базовым)
активом,  и  (или)  от  фиксированных  в  договоре  цены (цен) и (или)
значения базисного (базового) актива. При этом определение обязанности
каждой  из  сторон договора уплачивать денежные суммы осуществляется в
соответствии  с  условиями  договора  на  основании различных базисных
(базовых)  активов  или различных значений базисного (базового) актива
(правил определения значений базисного (базового) актива).
     По  мнению  Департамента,  указание  в условиях сделки на то, что
сделка  является  сделкой  своп, следует рассматривать как указание на
то, что договор является производным финансовым инструментом.
     Налогообложение  операций,  совершаемых  в рамках своп-контракта,
являющегося  финансовым  инструментом срочных сделок в соответствии со
ст.   301   НК   РФ   и  Положением  о  видах  производных  финансовых
инструментов,  осуществляется  в  соответствии со ст. ст. 301 - 305 НК
РФ.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  не является нормативным правовым актом и не препятствует
руководствоваться  нормами  законодательства  о  налогах  и  сборах  в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
2 декабря 2011 г.
N 03-03-06/2/191