ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ. ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДПАДАЕТ ПОД УПЛАТУ ЕНВД. ОСВОБОЖДАЕТСЯ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ СИСТЕМУ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ОТ УПЛАТЫ НДФЛ? МОЖЕТ ЛИ ИНДИВИДУАЛЬН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 30.11.11 03-11-11/297

               ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
           ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ. ОСУЩЕСТВЛЯЕМАЯ ИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
             ПОДПАДАЕТ ПОД УПЛАТУ ЕНВД. ОСВОБОЖДАЕТСЯ ЛИ
         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ, ПРИМЕНЯЮЩИЙ СИСТЕМУ
        НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ ЕНВД, ОТ УПЛАТЫ НДФЛ? МОЖЕТ ЛИ
         ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПОЛУЧИТЬ В НАЛОГОВОМ
        ОРГАНЕ ИНФОРМАЦИЮ О ПОРЯДКЕ ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ НАЛОГОВЫХ
                             ДЕКЛАРАЦИЙ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          30 ноября 2011 г.
                            N 03-11-11/297

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение  и  на  основании  информации,  изложенной  в  нем, сообщает
следующее.
     В  соответствии  с  п. 1 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  система  налогообложения в виде единого
налога   на   вмененный   доход   для   отдельных  видов  деятельности
устанавливается  Кодексом,  вводится в действие нормативными правовыми
актами   представительных  органов  муниципальных  районов,  городских
округов,    законами    городов   федерального   значения   Москвы   и
Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения
и  иными  режимами налогообложения, предусмотренными законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
     Согласно  п.  4  указанной  статьи Кодекса уплата индивидуальными
предпринимателями единого налога на вмененный доход предусматривает их
освобождение  от  обязанности по уплате, в частности, налога на доходы
физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской
деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
     Аналогичная  норма  предусмотрена  п. 24 ст. 217 гл. 23 "Налог на
доходы физических лиц" Кодекса.
     Соответственно,  если индивидуальный предприниматель осуществляет
только  виды  деятельности,  переведенные  на уплату единого налога на
вмененный  доход, то он не обязан представлять декларацию по налогу на
доходы физических лиц (по формам N 3-НДФЛ, N 4-НДФЛ).
     Вместе  с  тем необходимо отметить, что в соответствии с п. 1 ст.
226   Кодекса   индивидуальные   предприниматели,  от  которых  или  в
результате  отношений  с  которыми  налогоплательщик  получил  доходы,
указанные  в  п.  2  ст.  226  Кодекса,  обязаны исчислить, удержать у
налогоплательщика  и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии
со  ст. 224 Кодекса. Указанные индивидуальные предприниматели являются
налоговыми агентами.
     Индивидуальный  предприниматель,  осуществляющий  деятельность  с
применением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности, признается налоговым агентом в
отношении  доходов,  выплачиваемых  им  работникам,  нанятым  в  целях
осуществления   такой   деятельности.   В   связи  с  этим  на  такого
индивидуального предпринимателя возлагается обязанность по исчислению,
удержанию  и перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц при
выплате дохода указанным наемным работникам.
     В  соответствии  с  п. 7 ст. 226 Кодекса совокупная сумма налога,
исчисленная  и  удержанная  налоговым  агентом  у налогоплательщика, в
отношении  которого  он  признается  источником дохода, уплачивается в
бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     В  указанный  налоговый  орган  индивидуальному  предпринимателю,
являющемуся  налоговым  агентом, следует также представлять сведения о
доходах  физических  лиц  соответствующего налогового периода и суммах
начисленных   и   удержанных   в  этом  налоговом  периоде  налогов  в
соответствии с п. 2 ст. 230 Кодекса.
     Одновременно  сообщаем,  что  согласно  Положению  о Министерстве
финансов    Российской    Федерации,    утвержденному   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации от 30.06.2004 N 329, и Регламенту
Минфина  России, утвержденному Приказом Минфина России от 23.03.2005 N
45н,  в  Минфине  России рассматриваются индивидуальные и коллективные
обращения  граждан  и  организаций  по  вопросам,  находящимся в сфере
ведения   Министерства.   При  этом  в  соответствии  с  Положением  и
Регламентом,   если   законодательством   не   установлено   иное,  не
рассматриваются   по   существу  обращения  по  проведению  экспертизы
договоров,  учредительных  и  иных  документов организаций, а также по
оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
     Также  следует  отметить,  что согласно пп. 1 п. 1 ст. 21 Кодекса
налогоплательщики  имеют  право  получать  по  месту  своего  учета от
налоговых  органов  бесплатную  информацию  (в  том числе в письменной
форме)  о  действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и
сборах  и  принятых  в  соответствии с ним нормативных правовых актах,
порядке  исчисления  и  уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях
налогоплательщиков,  полномочиях  налоговых  органов  и их должностных
лиц,   а  также  получать  формы  налоговых  деклараций  (расчетов)  и
разъяснения о порядке их заполнения.
     В  свою  очередь,  согласно  пп.  4 п. 1 ст. 32 Кодекса налоговые
органы  обязаны  бесплатно  информировать  (в  том  числе в письменной
форме)  налогоплательщиков,  плательщиков сборов и налоговых агентов о
действующих  налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о
принятых  в  соответствии  с  ним  нормативных правовых актах, порядке
исчисления   и   уплаты   налогов  и  сборов,  правах  и  обязанностях
налогоплательщиков,   плательщиков   сборов   и   налоговых   агентов,
полномочиях   налоговых   органов   и  их  должностных  лиц,  а  также
предоставлять  формы  налоговых  деклараций  (расчетов)  и  разъяснять
порядок их заполнения.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                         С.В. РАЗГУЛИН
30 ноября 2011 г.
N 03-11-11/297