Страницы: 1 2 | | методические приемы документального и | | | | фактического контроля при проведении ревизии; | | | | организация ревизионной работы на объектах | | | | разных организационно-правовых форм и форм | | | | собственности; порядок составления | | | | обобщающего документа о состоянии | | | | бухгалтерского учета и достоверности | | | | отчетности организаций. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ОПД.Ф.15. | Международные стандарты учета и финансовой | | | | отчетности | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Глобализация экономики - важнейший фактор | | | | ускорения процессов международной | | | | гармонизации бухгалтерского учета и | | | | финансовой отчетности; роль и назначение | | | | международных стандартов учета (финансовой | | | | отчетности) - МСУ (ФО); международные | | | | организации, занимающиеся вопросами | | | | унификации учета (финансовой отчетности); | | | | история создания Комитета по международным | | | | стандартам финансовой отчетности (КМСФО), | | | | состав и характеристика его основных органов, | | | | порядок и принципы их формирования, основные | | | | задачи КМСФО; порядок разработки и принятия | | | | МСУ (ФО), их правовой статус, состав | | | | финансовой отчетности (ФО), качественные ее | | | | характеристики, основные элементы ФО; | | | | предназначение, сфера действия и содержание | | | | МСУ (ФО): по материальным и нематериальным | | | | активам, принципам учета, составу ФО и по | | | | движению денежных средств, прочим активам и | | | | обязательствам, расходам на вознаграждение | | | | работникам и социальное обеспечение, | | | | обесценению активов, финансовым результатам, | | | | налогам на прибыль; условным: событиям, | | | | обязательствам; активам и корректировкам | | | | финансовой отчетности, ассоциированным | | | | дочерним и совместным компаниям, объединению | | | | компаний и о связанных сторонах, финансовым | | | | инструментам, прибыли на акцию, прекращаемой | | | | деятельности, резервам; отличия отечественной | | | | практики учета и отчетности от положений МСУ | | | | (ФО); система стандартов GAAP; основные | | | | различия в принципах учета отдельных видов | | | | активов, обязательств и капитала, | | | | установленные в МСУ (ФО) и GAAP; перспективы | | | | унификации этих двух систем. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ОПД.Ф.16. | Международные стандарты аудита | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Содержание и порядок использования | | | | международных стандартов аудиторской | | | | деятельности за рубежом, соотношение | | | | международных стандартов финансовой | | | | отчетности и аудита, связь международных | | | | стандартов с национальными нормативными | | | | документами, регулирующими аудиторскую | | | | деятельность, классификация и особенность | | | | основных групп стандартов, включая стандарты | | | | получения информации о проверяемых объектах, | | | | организации аудита и оформления результатов | | | | аудиторских проверок; понятие качества | | | | аудиторских проверок, методы его обеспечения, | | | | влияние аудита на достоверность и надежность | | | | информационного обеспечения субъектов | | | | хозяйствования в рыночной экономике; | | | | соответствие состава и принципов разработки | | | | отечественных стандартов международным; | | | | особенности применения международных | | | | стандартов к подтверждающему, сопровождающему | | | | и целевому аудиту и другим видам аудиторских | | | | услуг. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ОПД.Ф.17. | Деловое общение | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Этика делового общения: личность, | | | | психологические типы, архетип; | | | | взаимодействие, коммуникация, конформизм, | | | | нонконформизм, референтная группа, | | | | идентификация, рефлексия, стереотипы, | | | | вербальная и невербальная коммуникации, | | | | конфликт, этические нормы общения; | | | | национально-психологические типы; | | | | универсальные этические и психологические | | | | нормы и принципы; психология и общество; | | | | психология и труд; экономическая правовая | | | | психология, модели политической психологии: | | | | федеральный и региональный аспекты; | | | | профессиональная психология. Деловые | | | | переговоры: их характер, определение целей, | | | | организация, методы и навыки ведения деловых | | | | переговоров; способы оценки достигнутых в | | | | процессе переговоров соглашений. | | | | Документационное обеспечение делового | | | | общения: документирование управленческой | | | | деятельности; документирование | | | | договорно-правовых отношений экономической | | | | деятельности; общие правила оформления | | | | документов. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ОПД.Р.00. | Региональный (вузовский) компонент | 220 | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ОПД.В.00. | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 220 | | | устанавливаемые вузом (факультетом) | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Примерный перечень дисциплин по выбору: | | | | Основы научных исследований. Ценообразование. | | | | Юридический анализ торговых отношений. | | | | Административное право. Управление | | | | персоналом. Основы технологии | | | | производственных процессов* | | |-------------------------------------------------------------------| | * Данный перечень носит рекомендательный характер. | |-------------------------------------------------------------------| | СД.00. | Специальные дисциплины | 2790 | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.01. | Бухгалтерский финансовый учет | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Предмет, объекты, цели и концепции | | | | финансового учета; система его нормативного | | | | регулирования в России; | | | | организационно-правовые особенности | | | | предприятий и их влияние на постановку | | | | финансового учета в хозяйствующих субъектах; | | | | основное содержание и порядок ведения учета: | | | | денежных средств и расчетов, долгосрочных | | | | инвестиций и источников их финансирования; | | | | основных средств; нематериальных активов; | | | | финансовых вложений; производственных | | | | запасов; труда и его оплаты; издержек | | | | хозяйственной деятельности; готовой | | | | продукции, работ, услуг; и их реализации; | | | | финансовых результатов и использования | | | | прибыли; капитала, фондов, резервов, кредитов | | | | и займов; операций и ценностей, не | | | | принадлежащих предприятию; бухгалтерская | | | | отчетность. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.02. | Бухгалтерский управленческий учет | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Сущность, содержание, принципы и назначение | | | | управленческого учета; производственный учет | | | | как составная часть управленческого учета; | | | | концепции и терминология классификации | | | | издержек; центры расходов, прибыли, | | | | ответственности и бюджетирования; цели и | | | | концепции систем подготовки смет; виды | | | | сметных систем, фиксированные и гибкие сметы, | | | | нулевые и приростные сметы, периодические и | | | | непрерывные сметы; основные модели учета | | | | затрат; выбор и проектирование систем учета и | | | | контроля затрат в организациях; учет и | | | | контроль издержек производства и продаж | | | | продукции по видам расходов; учет и | | | | исчисление затрат по местам формирования и | | | | центрам ответственности; учет и распределение | | | | затрат по объектам калькулирования; | | | | маржинальный доход и методы списания | | | | постоянных расходов; методы калькулирования | | | | как базы ценообразования; нормативный учет и | | | | стандарт-кост; директ-костинг; использование | | | | данных управленческого учета для анализа и | | | | обоснования решений на разных уровнях | | | | управления. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.03. | Бухгалтерская (финансовая) отчетность | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Концепции бухгалтерской (финансовой) | | | | отчетности в России и международной практике; | | | | нормативное регулирование бухгалтерской | | | | отчетности в России; виды бухгалтерской | | | | отчетности; бухгалтерский баланс и модели его | | | | построения; особенность оценки статей баланса | | | | в условиях гиперинфляции; отчет о прибылях и | | | | убытках: схемы построения в отечественных и | | | | международных стандартах, взаимосвязь с | | | | налоговыми расчетами; отчет о движении | | | | денежных средств, модели его составления; | | | | приложения к бухгалтерскому балансу и отчету | | | | о прибылях и убытках; пояснительная записка, | | | | ее содержание; сводная и консолидированная | | | | бухгалтерская отчетность: их назначение, | | | | методы составления; сегментарная отчетность | | | | организации: ее цели, состав и методы | | | | составления; информация, сопутствующая | | | | бухгалтерской отчетности; аудит и публичность | | | | бухгалтерской отчетности; трансформация | | | | бухгалтерской отчетности российских | | | | предприятий в составляемую по международным | | | | стандартам. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.04. | Комплексный экономический анализ | | | | хозяйственной деятельности | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Роль комплексного анализа в управлении; | | | | содержание комплексного управленческого | | | | анализа и последовательность его проведения; | | | | структура комплексного бизнес-плана и роль | | | | анализа в разработке и мониторинге основных | | | | плановых показателей; сметное планирование | | | | (бюджетирование) и анализ исполнения смет | | | | (бюджетов); анализ в системе маркетинга; | | | | анализ и управление объемом производства и | | | | продаж; обоснование формирования и оценка | | | | эффективности ассортиментных программ; анализ | | | | обновления продукции и ее качества; анализ | | | | технико-организационного уровня и других | | | | условий производства; анализ технической | | | | оснащенности производства, возрастного | | | | состава основных фондов; анализ и оценка | | | | уровня организации производства и управления; | | | | жизненный цикл изделия, техники и технологии | | | | и учет его влияния на анализ | | | | организационно-технического уровня; анализ | | | | состояния и использования трудовых и | | | | материальных ресурсов; анализ и управление | | | | затратами; особенности анализа прямых и | | | | косвенных, переменных и постоянных затрат; | | | | финансовые результаты и рентабельность | | | | активов коммерческой организации и методы их | | | | анализа; анализ эффективности капитальных и | | | | финансовых вложений; финансовое состояние | | | | коммерческой организации и методы его | | | | анализа; анализ финансовой устойчивости, | | | | ликвидности и платежеспособности организации; | | | | методы комплексного анализа уровня | | | | использования экономического потенциала | | | | хозяйствующего субъекта и оценка бизнеса; | | | | методика рейтингового анализа эмитентов. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.05. | Анализ финансовой отчетности | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Объекты анализа, оценка информативности | | | | финансовой отчетности с позиций основных | | | | групп ее пользователей; взаимосвязь состава и | | | | содержания отчетности с развитием | | | | организационно-правовых форм хозяйствования; | | | | анализ соответствия бухгалтерской | | | | (финансовой) отчетности налоговым декларациям | | | | и статистическим отчетам; анализ | | | | бухгалтерского баланса, его основных статей и | | | | расчетных показателей; разработка | | | | аналитического баланса, горизонтальный и | | | | вертикальный анализ; анализ отчета о прибылях | | | | и убытках; трендовый анализ реализации | | | | продукции и обоснование устойчивого тренда; | | | | анализ и оценка структуры затрат и доходов | | | | организации; анализ учетной (бухгалтерской) и | | | | экономической рентабельности; анализ | | | | информации, содержащейся в отчете о движении | | | | денежных средств; оценка результативности | | | | производственно-хозяйственной, финансовой и | | | | инвестиционной деятельности; анализ состава и | | | | движения капитала организации; оценка чистых | | | | активов; анализ прочей информации, | | | | содержащейся в приложениях к бухгалтерскому | | | | балансу и отчету о прибылях и убытках и в | | | | пояснительной записке, подлежащей | | | | обязательному раскрытию в финансовой | | | | отчетности; особенности анализа | | | | консолидированной отчетности организаций | | | | разного типа; специфика анализа сегментарной | | | | отчетности; использование выводов из анализа | | | | финансовой отчетности при разработке | | | | бизнес-плана организации и принятии различных | | | | управленческих решений, формы заключения | | | | аудиторов по анализу финансовой отчетности. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.06. | Аудит | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Основы аудита и аудиторской деятельности: | | | | сущность, цели и задачи; роль аудита в | | | | развитии функции контроля в условиях рыночной | | | | экономики; направления аудиторских проверок; | | | | пользователи материалов аудиторских | | | | заключений; отличие аудита от других форм | | | | экономического контроля: ревизии, финансового | | | | контроля, судебно-бухгалтерской экспертизы; | | | | нормативно-правовое регулирование и | | | | организация аудиторской деятельности; виды | | | | аудита и аудиторских услуг; международные и | | | | отечественные стандарты аудиторской | | | | деятельности; качество аудита; | | | | профессиональная этика аудитора; планирование | | | | и программа аудита; основные этапы, сущность | | | | техники и технологии проведения аудиторских | | | | проверок; понятие существенности и риска в | | | | аудите; оценка системы внутреннего контроля; | | | | аудиторская выборка; аудиторские | | | | доказательства и документы; порядок | | | | подготовки аудиторского заключения. | | | | Практический аудит: технология и методика | | | | проведения аудиторских проверок в | | | | организациях разного профиля; выбор основных | | | | направлений аудиторской проверки; аудит | | | | учредительных документов и формирования | | | | уставного капитала; аудит системы управления | | | | организацией; аудит организации | | | | бухгалтерского учета и учетной политики; | | | | аудит расчетов; аудит кредитных операций, | | | | финансовых вложений и операций с ценными | | | | бумагами; аудит операций с основными | | | | средствами и нематериальными активами; аудит | | | | издержек производства; аудит финансовых | | | | результатов; оценка финансового состояния, | | | | платеже- и кредитоспособности организации; | | | | виды и порядок подготовки аудиторских | | | | заключений; роль финансового анализа в | | | | аудиторской деятельности; прогноз финансовой | | | | отчетности и ее оценка; особенности | | | | организации и аналитических процедур | | | | внутреннего аудита; внутренний аудит как | | | | способ контроля за деятельностью менеджера со | | | | стороны собственников (акционеров); | | | | взаимоотношения внутренних аудиторов с | | | | аудиторскими фирмами. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.07. | Лабораторный практикум по бухгалтерскому | | | | учету (сквозная задача по финансовому учету и | | | | управленческому учету) | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Комплекс ситуационных задач, базирующихся на | | | | "сквозном" примере, охватывающем все основные | | | | участки бухгалтерского (финансового и | | | | управленческого) учета, решение которых | | | | преследует цели систематизации | | | | профессиональных практических навыков | | | | студентов в области учета и проверки их | | | | знаний и умений: разрабатывать учетную | | | | политику предприятия; давать правовую оценку | | | | хозяйственных ситуаций; выбирать и | | | | обосновывать оптимальные пути их решения; | | | | составлять корреспонденции счетов и все | | | | необходимые бухгалтерские расчеты и процедуры | | | | по данным операциям, отражать их в учетных | | | | регистрах; подготавливать бухгалтерский | | | | баланс и другую финансовую отчетность; | | | | комментировать ее основные показатели. | | | | Примечание: Советы вузов (факультетов) имеют | | | | право заменить лабораторный практикум на | | | | учебную практику по бухгалтерскому учету. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.08. | Бухгалтерское дело | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Сущность бухгалтерского дела, его содержание; | | | | формирование профессии современного | | | | бухгалтера и аудитора; профессиональные | | | | организации бухгалтеров и аудиторов; правовой | | | | статус бухгалтерской службы, ее место в | | | | структуре управления организацией; специфика | | | | бухгалтерского учета и внутреннего аудита в | | | | компьютерной среде; хозяйственные ситуации | | | | (операции) - важнейший объект бухгалтерского | | | | дела, комплексный их анализ и оценка: | | | | юридический анализ, оценка налоговых | | | | последствий, а также рисков от их проведения | | | | и влияния на финансовые результаты | | | | деятельности предприятия, выбор оптимального | | | | варианта решения хозяйственных ситуаций, | | | | порядок отражения их в учете и отчетности, | | | | проведении аудита. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.09. | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 400 | | | устанавливаемые вузом (факультетом) | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Примерный перечень дисциплин по выбору: | | | | История бухгалтерского учета. Концепции и | | | | анализ денежных потоков. Контроллинг. | | | | Внутрифирменные стандарты аудита. | | | | Инвестиционный анализ. Оценка и анализ | | | | рисков. Анализ структуры и определение цены | | | | капитала. Налоговые расчеты в бухгалтерском | | | | деле. Бухгалтерская мысль и балансоведение. | | | | Основные модели бухгалтерского учета и | | | | анализа в зарубежных странах. Учет, анализ, | | | | аудит операций с ценными бумагами. Учет | | | | операций хеджирования. | | | | Функционально-стоимостный анализ. | | | | Инновационный анализ. Сегментарный анализ | | | | бизнеса. Маркетинговый анализ. Финансовый | | | | анализ. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | СД.10. | Дисциплины специализаций (перечень | 840 | | | рекомендуемых специализаций см.приложение 1) | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ФТД.00. | Факультативы* | 450 | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | ФТД.01. | Военная подготовка | 450 | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | * Примерный перечень рекомендуемых дисциплин | | | | при отсутствии в вузе военной подготовки: | | | | естествознание для экономистов; дискретная | | | | математика; иностранные языки | | | | (профессиональные); введение в проектный | | | | анализ; математическая социология; | | | | регионалистика; история искусств. | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | ВСЕГО часов теоретического обучения (54 часа | 8640 | | | х 160 недель) | | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Практика | 640 | |-----------|-----------------------------------------------|-------| | | Итого: | 9280 | --------------------------------------------------------------------- 5. Сроки освоения основной образовательной программы выпускника по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" 5.1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" при очной форме обучения составляет 260 недель, в том числе: - теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии - 186 недель; - производственные практики - 16 недель; - итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы - не менее 11 недель; - каникулы (включая 8 недель последипломного отпуска) - не менее 47 недель. 5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, а также в случаях сочетания различных форм обучения увеличиваются вузом до одного года относительно нормативного срока, установленного в п.1.2 настоящего Государственного стандарта. 5.3. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. 5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. 5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю, 5.6. При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год. 5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 6. Требования к разработке и условиям реализации основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" 6.1. Требования к разработке основной образовательной программы подготовка экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". 6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" на основе настоящего Государственного стандарта. Дисциплины по выбору студента являются обязательными. Приведенные в стандарте по каждому циклу учебных дисциплин перечни курсов по выбору студентов, устанавливаемых вузом (факультетом), носят рекомендательный характер, вуз может их корректировать (сокращать или дополнять) либо заменять на другие. Специализации являются частью специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности. В приложении 1 к настоящему стандарту указаны 5 специализаций. Вуз (факультет) имеет право самостоятельно выбирать специализации, а также по каждой из них заменять до двух учебных дисциплин из их перечня на новые либо пополнять его. Вуз может вводить и другие специализации, предварительно утвердив и зарегистрировав их наименования в Учебно-методическом объединении по данной специальности (УМО). Перечень факультативных дисциплин также носит рекомендательный характер. Не менее третьей части учебного времени, выделяемого на этот блок, должны занимать дисциплины, по которым осуществляется контроль и оценка знаний студента. Виды учебных занятий по отдельным дисциплинам устанавливает вуз (факультет). В общем балансе учебного времени на теоретическое обучение студентов в течение 5 лет доля, приходящаяся на активные методы обучения, не должна быть меньше 25%. Систему контроля и оценки знаний студента устанавливает вуз (факультет). Итоговая оценка его знаний по учебной дисциплине не может базироваться только на результатах последнего экзамена (зачета) по ней, она должна учитывать активность и текущую успеваемость студента в течение семестра(ов) по данному предмету. Весомость (значимость) в итоговой оценке по учебной дисциплине результатов, полученных студентом по текущим видам деятельности и промежуточного контроля его знаний должна составлять не менее 40%, остальные 60% определяются результатами итогового экзамена. Вуз (факультет) имеет право перераспределять между двумя компонентами итоговой оценки до 10%. Основной формой проведения экзаменов является письменная или комбинированная: письменно-устная. Устный вариант экзамена по дисциплине может устанавливать вуз (факультет) в порядке исключения, их доля не должна превышать 25-30% от общего числа экзаменов. Право выбора и установления вида итогового контроля по учебным дисциплинам предоставляется вузу (факультету). Удельный вес зачетов как итогового результата по дисциплинам не должен быть более 25% от их общего числа. В текущей системе контроля знаний студентов вуз (факультет) использует любую шкалу оценок знаний студентов. При выставлении итоговой оценки по дисциплине (где предусмотрен экзамен) необходим пересчет по традиционной системе оценок ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно"). Курсовая работа рассматривается как вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение. По профилирующим дисциплинам ("Бухгалтерский финансовый учет"; "Бухгалтерский управленческий учет"; "Бухгалтерская (финансовая) отчетность"; "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"; "Аудит") написание курсовых работ обязательно. 6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право: - изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах 5%; - формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем Государственном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: "Иностранный язык" (в объеме не менее 340 часов), "Физическая культура" (в объеме не менее 408 часов), "Отечественная история", "Философия". Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения и экстернате могут предусматриваться с учетом пожелания студентов; - осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла; - устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специальности. Учебные часы, выделяемые на дисциплины регионального (вузовского) компонента, могут быть использованы по усмотрению вуза (факультета) на изучение учебных дисциплин, вошедших в федеральный компонент; - реализовывать основную образовательную программу подготовки экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущем этапе профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее трех лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием. 6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью; преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт работы в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и звание, должна быть не менее 50%. Доля штатных преподавателей в вузе должна быть не менее 50 процентов. 6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна включать выполнение студентом лабораторно-практических работ по дисциплинам специальности, включая как обязательный компонент выполнение практических заданий на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ. Обязательным требованием также являются создание необходимой информационной базы, обеспечивающей подготовку высококвалифицированного специалиста, и обеспечение доступа студента к различным сетевым источникам информации, включая Интернет. Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами. 6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса. Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом. 6 5. Требования к организации практик. Производственные практики в период обучения должны организовываться с целью более углубленного изучения отдельных специальных дисциплин и специализаций на предприятиях производственной и финансово-банковской сфер, в научно-исследовательских учреждениях, государственных организациях и структурах, а также в компаниях и фирмах различных форм собственности. Преддипломная практика студента является обязательным компонентом учебного плана. Ответственность за организацию практики несет высшее учебное заведение. Преддипломная практика организуется с таким расчетом, чтобы студент получил возможность использовать опыт, накопленный при ее прохождении, при подготовке выпускной квалификационной дипломной работы. Если студент совмещает учебу в вузе с работой в одной из сфер народного хозяйства, вуз имеет право разрешить прохождение преддипломной производственной практики по месту работы студента при условии, что характер работы, выполняемый студентом, соответствует профилю специализации, по которой он проходит обучение в вузе. Практика может быть организована на производственных объектах на основе разработанной и утвержденной в соответствующем порядке программы либо по индивидуальной программе для студентов, исполняющих должностные функции на конкретных объектах. В случае отсутствия производственных объектов практику студентов организует вуз (факультет) на базе учебной бухгалтерии, оснащенной необходимой современной техникой. 7. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" 7.1. Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п. 1.2 настоящего Государственного стандарта. Дипломированный специалист должен: - иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик; - понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе; - обладать всеми навыками, знаниями и умениями, необходимыми в бухгалтерской профессии. В условиях глобализации экономики профессиональное мастерство выпускника должно отвечать критериям, предъявляемым Международной федерацией бухгалтеров (МФБ) и Советом по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД) к специалистам в данной области. Эти навыки включают в себя: способность к ведению исследовательской работы, абстрактному логическому мышлению, использованию методов индукции и дедукции и к критическому анализу, умение выявлять и преодолевать неструктурированные проблемы в незнакомых условиях и применять навыки решения возникающих проблем; умение определять и расставлять приоритеты в условиях ограниченных ресурсов и строить работу с соблюдением жесткого графика; способность адаптироваться к новому. Навыки работы специалиста с людьми предполагают его способность: взаимодействовать с другими лицами, общаться с ними, в частности в коллективе, формулировать и делегировать задачи, поощрять стремление людей к творческому росту и помогать их развивать, разрешать конфликты, уметь взаимодействовать с лицами, представляющими разные культуры и разные интеллектуальные слои; вести переговоры для достижения приемлемых решений по профессиональным вопросам; трудиться в разнородной культурной среде. Навыки работы специалиста с информацией требуют от него обязательного умения: излагать, обсуждать и действенно отстаивать мнение в формальной и неформальной обстановке, в письменной и устной форме; слушать и аналитически воспринимать письменную информацию, включая восприятие культурных и языковых различий; находить, получать, систематизировать, письменно оформлять и использовать информацию из устных, печатных и электронных источников. Для использования информационных технологий специалист должен знать не менее двух типов систем обработки данных: автономную микрокомпьютерную систему и многопользовательскую локальную сетевую систему, а также уметь: получать доступ и вести поиск информации в сетевых базах данных, в таких как WWW, пользоваться электронной почтой, текстопроцессорной программой, программой матричных расчетов, пакетами баз данных и, как минимум, - одной бухгалтерской (учетной) программой. Дипломированный специалист должен понимать сущность и социальную значимость своей профессии, необходимость регулярно повышать свою квалификацию как с помощью дальнейшего обучения, так и самостоятельного овладения новыми знаниями. При реализации знаний и умений в практической профессиональной деятельности дипломированный специалист должен: - владеть необходимыми знаниями в области экономической теории, бухгалтерского учета (финансового и управленческого), бухгалтерской (финансовой) отчетности, анализа хозяйственной деятельности, аудита, налогообложения, делового и коммерческого права, финансирования коммерческой деятельности и финансового управления, количественных экономико-математических методов анализа и статистики для коммерческой деятельности, оперативного управления и стратегии, общей коммерческой стратегии и основных организационных структур, управленческих функций и методов, организационной деятельности, маркетинга на предприятии и принципов международной коммерческой деятельности, информационной технологии, международных стандартов бухгалтерского учета(отчетности) и аудита; - уметь вырабатывать для конкретного предприятия рациональную систему организации учета и отчетности на основе выбора эффективной учетной политики, базирующейся на соблюдении действующего законодательства и принципах укрепления экономики хозяйствующего субъекта; - выполнять работы по учету наличия и движения активов, обязательств и капитала хозяйствующего субъекта и определению результатов его хозяйственно-финансовой деятельности; - знать и уметь практически применять принципы и правила аудита основных хозяйственных операций; - уметь аналитически обрабатывать учетную и отчетную информацию с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов. Конкретные требования к специальной подготовке специалиста устанавливаются УМО, они являются едиными для всех аккредитованных и аттестуемых учебных заведений на территории Российской Федерации и вытекают из содержания цикла специальных дисциплин. 7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста. 7.2.1. Итоговая государственная аттестация экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач. 7.2.2. Требования к выпускной квалификационной работе специалиста. Выпускная квалификационная работа экономиста по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" представляет собой законченную разработку, в которой должны быть изложены вопросы рациональной организации бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита (или отдельного из них) на одном из их участков. Тематику дипломных работ устанавливает выпускающая(ие) кафедра(ы). В тематику в обязательном порядке должны включаться актуальные вопросы бухгалтерского учета, экономического анализа, аудита, учитывая специализацию, выбранную вузом (факультетом), и профиль дисциплин по выбору. 7.2.3. Требования к государственному экзамену. Содержание итогового квалификационного экзамена устанавливает вуз (факультет). В его состав в обязательном порядке должны включаться основные вопросы по учебным дисциплинам: бухгалтерскому учету, экономическому анализу, аудиту. Вопросы экономической теории, права, финансового менеджмента, налогообложения рассматриваются в контексте содержания вышеуказанных дисциплин. Составители: Учебно-методическое объединение по специальностям: "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика"; рабочая группа и консультанты, участвовавшие в работах по международному образовательному проекту N 353 "Пересмотр университетских учебных программ по бухгалтерскому учету, аудиту и финансовому менеджменту". Государственный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседаниях: - учебно-методического совета по специальности "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" 18 сентября 1999 года (протокол N 2), президиума Совета УМО 10.12.99 (протокол N 7). - Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации 25 ноября 1999 года. Председатель Совета УМО, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н., проф. А.Г. Грязнова Зам.председателя Совета УМО, проректор Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н., проф. О.В. Голосов СОГЛАСОВАНО: Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Г.К. Шестаков Начальник отдела гуманитарного образования Т.Э. Петрова Куратор УМО по образованию в области направления "Экономика и управление" Е.А. Рогозинская 3 марта 2000 г. Приложение 1 Перечень рекомендуемых специализаций ---------------------------------------------------------------------- | СД.10.1. | Специализация: "Бухгалтерский учет, анализ и | | | | аудит в коммерческих организациях (кроме банков | | | | и других финансово-кредитных организаций)" | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.1. | Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в | | | | отдельных отраслях производственной сферы | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.2. | Учет на предприятиях малого бизнеса | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.3. | Учет и анализ банкротств | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.4. | Учет, анализ и аудит внешнеэкономической | | | | деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.5. | Управленческий анализ в отраслях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.6. | Особенности учета в торговле | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.1.7. | ----- и др. | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2. | Специализация: "Бухгалтерский учет, анализ и | | | | аудит в банках и других финансово-кредитных | | | | учреждениях" | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.1. | Бухгалтерский учет в коммерческих банках | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.2. | Бухгалтерский учет в страховых организациях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.3. | Бухгалтерский учет на биржах, в | | | | инвестиционных институтах и во внебюджетных | | | | фондах | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.4. | Анализ деятельности коммерческого банка | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.5. | Аудит банков | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.6. | Учет, анализ и аудит внешнеэкономической | | | | деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.7. | Учет и анализ банкротств | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.8. | Анализ и аудит на биржах, в инвестиционных | | | | институтах и во внебюджетных фондах | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.9. | Анализ и аудит в страховых организациях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.2.10. | ------- и др. | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3. | Специализация: "Бухгалтерский учет, анализ и | | | | контроль в бюджетных и некоммерческих | | | | организациях" | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.1. | Бюджетный учет и отчетность | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.2. | Хозяйственная деятельность некоммерческих | | | | организаций | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.3. | Учет, анализ и контроль внешнеэкономической | | | | деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.4. | Анализ хозяйственной деятельности в | | | | некоммерческих организациях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.5. | Контроль и ревизия в бюджетных и | | | | некоммерческих организациях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.6. | Отраслевые особенности учета, контроля и | | | | анализа хозяйственной деятельности | | | | некоммерческих организаций | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.7. | Управление финансами в некоммерческих | | | | организациях | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.3.8. | ----- и др. | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | С.10.4. | Специализация: "Бухгалтерский учет, анализ и | | | | контроль внешнеэкономической деятельности" | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.1. | Бухгалтерский учет внешнеэкономической | | | | деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.2. | Анализ внешнеэкономической деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.3. | Аудит внешнеэкономической деятельности | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.4. | Международное право | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.5. | Таможенное регулирование и платежи | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.6. | Профессиональный иностранный язык | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.7. | Международные финансы | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.4.8. | ----- и др. | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5. | Специализация: "Бухгалтерский учет, контроль | | | | налогообложения и судебно-бухгалтерская | | | | экспертиза" | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.1. | Формирование и бухгалтерский учет | | | | налогооблагаемых показателей | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.2. | Анализ и оптимизация налогооблагаемой базы | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.3. | Налоговые системы зарубежных стран | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.4. | Бухгалтерский учет и контроль | | | | налогообложения нерезидентов | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.5. | Организация и методика налоговых проверок | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.6. | Учет и контроль в государственных налоговых | | | | органах | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.7. | Судебно-бухгалтерская экспертиза | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.8. | Аудит налогообложения | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.9. | Ситуационный практикум по налогообложению | | |-------------|-------------------------------------------------|----| | СД.10.5.10. | ---- и др. | | ---------------------------------------------------------------------- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ Начальник Управления -------------------- 17 марта 2000 года ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 060500 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ квалификация экономист - нормативный срок обучения 5 лет ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименования | Объем часов | Примерное распределение по семестрам | Формы | | по ГОС | дисциплин |--------------------------------------|--------------------------------------------------| итогового | | | (в том числе | Всего | Аудиторные занятия | Самост. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | контроля | | | практик) | | | работа | | | | | | | | | | | экзамен / | | | | | | | | | | | | | | | | | зачет) | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ГСЭ.00. | Общие гуманитарные | 1800 | | | | | | | | | | | | | | | | и | | | | | | | | | | | | | | | | | социально - | | | | | | | | | | | | | | | | | экономические | | | | | | | | | | | | | | | | | дисциплины | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ГСЭ.Ф.00. | Федеральный | 1340* | | | | | | | | | | | | | | | | компонент | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 01 | Иностранный язык | 346 | 170 | 170 | X | X | X | X | X | | | | | | экзамен | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 02 | Физическая | 408 | | | X | X | X | X | X | X | | | | | зачет | | | культура | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 03 | Отечественная | 72 | 36 | 36 | X | X | | | | | | | | | экзамен | | | история | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 04 | Культурология | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 05 | Политология | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 06 | Правоведение** | 138 | 69 | 69 | | X | X | | | X | X | | | | экзамен | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 07 | Психология и | | | | | | | | | | | | | | | | | педагогика | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 08 | Русский язык и | | | | | | | | | | | | | | | | | культура речи | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 09 | Социология | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 10 | Философия | 82 | 41 | 41 | X | X | | | | | | | | | экзамен | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 11 | Экономическая | 300 | 150 | 150 | X | X | | | | | | | | | экзамен | | | теория** | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ГСЭ.Р. | Региональный | 230 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | (вузовский) | | | | | | | | | | | | | | | | | компонент | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|--------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ГСЭ.В. | Дисциплины по | 230 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | выбору студента | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- --------------- * Объем времени федерального компонента увеличен за счет сокращения времени регионального (вузовского) компонента и курсов по выбору студента (п.6.1.2 стандарта). ** Данная дисциплина рекомендуется УМО для реализации в вузах. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименования | Объем часов | Примерное распределение по семестрам | Формы | | по ГОС | дисциплин |--------------------------------------|--------------------------------------------------| итогового | | | (в том числе | Всего | Аудиторные занятия | Самост. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | контроля | | | практик) | | | работа | | | | | | | | | | | экзамен / | | | | | | | | | | | | | | | | | зачет) | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ЕН.00. | Общие математические и | 1400 | | | | | | | | | | | | | | | | естественнонаучные | | | | | | | | | | | | | | | | | дисциплины | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ЕН.Ф.00. | Федеральный компонент | 1200* | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------------------------ * Объем времени федерального компонента увеличен за счет сокращения времени регионального (вузовского) компонента и курсов по выбору студента (п.6.1.2 стандарта). ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименования | Объем часов | Примерное распределение по семестрам | Формы | | по ГОС | дисциплин |--------------------------------------|--------------------------------------------------| итогового | | | (в том числе | Всего | Аудиторные занятия | Самост. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | контроля | | | практик) | | | работа | | | | | | | | | | | экзамен / | | | | | | | | | | | | | | | | | зачет) | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 01 | Математика | 600 | 300 | 300 | X | X | X | X | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 02 | Информатика | 200 | 100 | 100 | X | X | | | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 03 | Информационные системы | 180 | 90 | 90 | | | | | | | X | X | | | экзамен | | | в экономике | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 04 | Концепции современного | 100 | 50 | 50 | X | | | | | | | | | | зачет | | | естествознания | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 05 | Эконометрика | 120 | 60 | 60 | | | | X | | | | | | | зачет | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ЕН.Р. | Региональный | 100 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | (вузовский) компонент | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ЕН.B. | Дисциплины и курсы по | 100 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | выбору студента | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ОПД.00. | Общепрофессиональные | 2200 | | | | | | | | | | | | | | | | дисциплины | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ОПД.Ф. | Федеральный компонент | 1760 | | | | | | | | | | | | | | | 00. | | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 01 | Экономика организаций | 136 | 68 | 68 | | | X | X | | | | | | | экзамен | | | (предприятий) | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 02 | Менеджмент | 100 | 50 | 50 | | | X | | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 03 | Маркетинг | 80 | 40 | 40 | | | | | X | | | | | | зачет | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 04 | Статистика | 220 | 110 | 110 | | | X | X | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 05 | Мировая экономика | 170 | 85 | 85 | | X | X | | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 06 | Финансовый менеджмент | 102 | 51 | 51 | | | | | X | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 07 | Финансы | 102 | 51 | 51 | | | | X | | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 08 | Страхование | 102 | 51 | 51 | | | | | | X | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 09 | Деньги, кредит, банки | 170 | 85 | 85 | | | | X | X | | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 10 | Рынок ценных бумаг | 54 | 27 | 27 | | | | | | X | | | | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 11 | Налоги и | 102 | 57 | 57 | | | | | X | | | | | | экзамен | | | налогообложение | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 12 | Теория бухгалтерского | 102 | 51 | 51 | | | X | | | | | | | | экзамен | | | учета | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 13 | Теория экономического | 102 | 51 | 51 | | | | | | X | | | | | экзамен | | | анализа | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 14 | Контроль и ревизия | 74 | 37 | 37 | | | | | | | | X | X | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 15 | Международные стандарты| 60 | 30 | 30 | | | | | | | | | X | | зачет | | | учета и финансовой | | | | | | | | | | | | | | | | | отчетности | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 16 | Международные стандарты| 48 | 24 | 24 | | | | | | | | | X | | зачет | | | аудита | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 17 | Деловое общение | 36 | 18 | 18 | | | | | | | X | | | | зачет | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ОПД.Р. | Региональный | 220 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | (вузовский) компонент | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ОПД.В. | Дисциплины по выбору | 220 | | | | | | | | | | | | | зачет | | | студента | | | | | | | | | | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Индекс | Наименования | Объем часов | Примерное распределение по семестрам | Формы | | по ГОС | дисциплин |--------------------------------------|--------------------------------------------------| итогового | | | (в том числе | Всего | Аудиторные занятия | Самост. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | контроля | | | практик) | | | работа | | | | | | | | | | | экзамен / | | | | | | | | | | | | | | | | | зачет) | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | СД.00. | Специальные | 2790 | | | | | | | | | | | | | | | | дисциплины | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 01 | Бухгалтерский | 482 | 241 | 241 | | | | X | X | | | | | | экзамен | | | финансовый учет | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 02 | Бухгалтерский | 152 | 76 | 76 | | | | | | | X | | | | экзамен | | | управленческий | | | | | | | | | | | | | | | | | учет | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 03 | Бухгалтерская | 54 | 27 | 27 | | | | | | X | | | | | экзамен | | | (финансовая) | | | | | | | | | | | | | | | | | отчетность | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 04 | Комплексный | 256 | 128 | 128 | | | | | | | X | X | | | экзамен | | | экономический | | | | | | | | | | | | | | | | | анализ финансовой | | | | | | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 05 | Анализ финансовой | 54 | 27 | 27 | | | | | | | | X | | | экзамен | | | отчетности | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 06 | Аудит | 300 | 150 | 150 | | | | | | | Х | X | X | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 07 | Лабораторный | 162 | 81 | 81 | | | | | | X | X | X | | | зачет | | | практикум по | | | | | | | | | | | | | | | | | бухгалтерскому | | | | | | | | | | | | | | | | | учету (сквозная | | | | | | | | | | | | | | | | | задача по | | | | | | | | | | | | | | | | | финансовому учету | | | | | | | | | | | | | | | | | и управленческому) | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 08 | Бухгалтерское дело | 90 | 45 | 45 | | | | | | | | | X | | экзамен | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | 09 | Дисциплины и курсы | 400 | | | | | | | | X | X | X | X | | зачет | | | по выбору студента | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | СД.10. | Дисциплины | 840 | 550 | 290 | | | | | | | | X | X | | экз./зач. | | | специализаций | | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | ФТД.00. | Факультативы | 450 | | | | | | | | | | | | | | |-----------|------------------------|-------|--------------------|---------|----|----|----|----|-----|----|----|----|----|----|--------------| | | Практика | 640 | | | | | | | | | | | | X | | ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Всего часов теоретического обучения (160 х 54) - 8640 Настоящий учебный план составлен исходя из следующих данных: ---------------------------------------------------------------------- | 1. | Теоретическое обучение | 186 недель (включая | | | | экзаменационные | | | | сессии) | |-----|--------------------------------------|-----------------------| | 2. | Преддипломная производственная | 16 недель | | | практика | | |-----|--------------------------------------|-----------------------| | 3. | Итоговая государственная аттестация | 11 недель | |-----|--------------------------------------|-----------------------| | 4. | Каникулы | 39 недель | |-----|--------------------------------------|-----------------------| | 5. | Отпуск после окончания вуза | 8 недель | |-----|--------------------------------------|-----------------------| | | Итого | 260 недель | ---------------------------------------------------------------------- Примечание: 1. Настоящий примерный учебный план используется высшими учебными заведениями при составлении своего (рабочего) учебного плана по данной специальности. В учебном плане рекомендуется сохранить позиции, указанные в примерном учебном плане для первых двух лет обучения. 2. Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее обучение. Составлен в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования по специальности 060500 "Бухгалтерский учет, анализ и аудит". Председатель Совета УМО, ректор Финансовой академии при Правительстве РФ, д.э.н., проф. А.Г. Грязнова Страницы: 1 2 |