ОБ ОЦЕНКЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СТ.273 ТК РФ. Письмо. Московское таможенное управление. 07.04.00 16-23/5407

         ОБ ОЦЕНКЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СТ.273 ТК РФ

                                ПИСЬМО

                   МОСКОВСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

                           7 апреля 2000 г.
                             N 16-23/5407

                                (НЦПИ)


     Анализ практики применения  таможенными  органами  ст.273  ТК  РФ
свидетельствует  об  ошибках  в  оценке  доказательственной  базы  при
непоступлении либо нарушении сроков поступления  валютной  выручки  от
экспорта товаров.  Наибольшую сложность вызывает оценка обоснованности
непоступления либо задержек в поступлении валютной выручки  в  случае,
когда  лицо,  привлекаемое к ответственности,  представляет какие-либо
оправдывающие доводы и документы.  Таможенные органы в  таких  случаях
обычно требуют заключение экспертной группы Министерства торговли РФ и
ее уполномоченных представителей в регионах.  Однако сроки  подготовки
подобных  заключений  в  Минторге  РФ  весьма  велики и,  как правило,
превышают сроки,  отведенные для расследования и  рассмотрения  дел  о
НТП.  В  свою  очередь,  таможенные  органы  без  подобных  заключений
уклоняются от исследования вопросов обоснованности непоступления  либо
нарушения  сроков  поступления  валютной  выручки,  а лишь указывают в
постановлениях на факт их отсутствия,  как  доказательство  нарушения.
Такая практика не соответствует действующему законодательству.
     В соответствии  с  требованиями  ст.ст.320-321  ТК  РФ   в   ходе
расследования  и  рассмотрения  дела  таможенный орган должен доказать
событие  правонарушения,  в  том  числе  -  при  необходимости   -   с
привлечением    экспертных   учреждений.   Наличие   либо   отсутствие
обстоятельств,  исключающих ответственность  за  нарушение  таможенных
правил,  безусловно,  входит  в  предмет  доказывания  по делам данной
категории.
     В настоящее    время    перечень    экспертных   организаций   не
ограничивается только Министерством  торговли  РФ.  Правомочия  давать
экспертные    заключения    по   различным   вопросам,   связанным   с
обоснованностью  непоступления  либо  нарушения   сроков   поступления
валютной  выручки,  в  том  числе на основании изменений в количестве,
качестве и стоимости экспортируемого товара,  изменениях мировых цен и
т.п., имеют следующие три группы органов:
     1. МВЭС России и его правопреемник - Минторг России.
     2. Уполномоченные Минторгом РФ экспертные организации, образующие
в соответствии с Постановлением Правительства РФ от  26.12.95  N  1267
единую   систему   экспертной   оценки  количества,  качества  и  цены
экспортируемых  товаров   и   входящие   в   Международную   федерацию
инспекционных  агентств.  К  их числу относятся экспертные организации
SAYBOLT EVRASIA,  SGS,  SOCOTEC INTERNATIONAL INSRECTION,  SOEX и др.,
имеющие свои филиалы и представительства в России.
     3. Российские торгово-промышленные палаты (ТПП).  Их  статус  как
экспертных     организаций    определен    ст.12    Закона    РФ    "О
торгово-промышленных палатах Российской Федерации",  согласно которому
"юридические  документы,  выданные  торгово-промышленными  палатами  в
пределах их компетенции,  признаются  на  всей  территории  Российской
Федерации",  и  письмом  ГТК  РФ  от 30.10.98 N 14-15/22719,  согласно
которому "экспортер имеет право обратиться в МВЭС России  (в  связи  с
изменениями  в структуре органов государственной власти и управления -
к его правопреемнику) или  ТПП  России  для  получения  заключения  об
обоснованности   недопоступления   или   несвоевременного  поступления
валютной выручки, учитывающееся банком при заполнении УК. В отсутствие
данного заключения либо при его получении на этапе проведения проверки
по данному факту решение о наличии либо отсутствии нарушения валютного
законодательства,   являющегося   одновременно  нарушением  таможенных
правил, принимается таможенным органом, проводящим проверку".
     24.11.98 и   3.02.99   Московским   таможенным  управлением  были
заключены   соглашения   о   сотрудничестве   и   взаимодействии    со
специализированными  экспертными  подразделениями торгово-промышленных
палат г.Москвы и Московской области:  Московским центром экспертизы  и
сертификации  "Мосэкспертиза"  ТПП  г.Москвы  и  Московским  областным
центром  независимой  экспертизы  "Мособлэкспертиза"  ТПП   Московской
области   (прилагаются).  Их  заключения  по  своей  юридической  силе
приравниваются к заключениям, выданным ТПП.
     Все вышеназванные   заключения   необходимо   оценивать   в  ходе
производства и рассмотрения дел о НТП в соответствии со ст.329 ТК  РФ,
как   письменные   доказательства,  которыми  удостоверяются  факты  и
обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
     Прошу использовать     данную    информацию    при    организации
расследования и рассмотрения дел о НТП и оценке доказательств по делам
указанной  категории,  обращаться  в ТПП и их экспертные подразделения
самим  таможенным  органам,  а  также  рекомендовать  таки   обращения
участникам ВЭД.

Заместитель начальника Управления
                                                          Ю.Ю. Соковых
7 апреля 2000 г.
N 16-23/5407