ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          26 апреля 2000 г.
                             N 04-02-04/1

                                 (Д)


     Данное письмо представляет собой ответ на следующий вопрос:
     "О полномочиях органов  законодательной  власти  субъектов  РФ  и
представительных  органов  местного  самоуправления  в  предоставлении
льгот по налогу на прибыль в доле,  зачисляемой в бюджет субъекта РФ и
местные бюджеты."

     Департамент налоговой  политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу
предоставления дополнительных льгот по налогу на  прибыль  и  сообщает
следующее.
     В соответствии  с  п.5  ст.3  части  первой  Налогового   кодекса
Российской   Федерации  федеральные  налоги  и  сборы  устанавливаются
Кодексом (до введения в  действие  части  второй  Кодекса  федеральные
налоги  устанавливаются  федеральными  законами  о конкретных налогах,
действующими в части, не противоречащей части первой Кодекса).Согласно
п.6  указанной  статьи при установлении налогов должны быть определены
все элементы налогообложения.
     В необходимых    случаях   при   установлении   налога   в   акте
законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться  налоговые
льготы  и основания для их использования налогоплательщиком (п.2 ст.17
Кодекса).
     Пунктом 2   ст.12   Налогового   кодекса   Российской   Федерации
предусмотрено соответствующее п.5 ст.3 указанного  Кодекса  правило  о
признании налогов и сборов,  устанавливаемых Кодексом,  федеральными и
обязательными  к  уплате  на  всей  территории  Российской  Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 31 июля 1998 г.  N 147-ФЗ "О введении
в действие  части  первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"
предусмотрено, что ст.ст.12, 13, 14 и 15 части первой Кодекса вводятся
в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса.
Кроме  того,  в  п.п.2  и  3  ст.12  Кодекса  конкретизированы правила
относительно  полномочий  субъектов  Российской  Федерации  и  органов
местного  самоуправления по установлению соответственно региональных и
местных налогов и сборов.  Так,  законодательными  (представительными)
органами субъектов Российской Федерации при установлении регионального
налога  определяются  налоговые  ставки  в   пределах,   установленных
Кодексом,  порядок  и сроки уплаты налога,  формы отчетности,  а также
могут предусматриваться налоговые льготы по этому региональному налогу
и  основания  для  их использования налогоплательщиком.  Иные элементы
налогообложения должны устанавливаться Кодексом.
     Органы государственной  власти  субъектов  Российской Федерации и
органы  местного  самоуправления  с  1  января  1999  г.   не   вправе
устанавливать элементы налогообложения и сборов,  в том числе ставки и
налоговые льготы, по федеральным налогам и сборам.
     В соответствии со ст.7 Федерального закона "О введении в действие
части первой  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"  федеральные
законы  и  иные  нормативные правовые акты,  действующие на территории
Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов,  утративших  силу
согласно  ст.2  этого  Федерального  закона,  действуют  в  части,  не
противоречащей  части  первой  Кодекса,  и   подлежат   приведению   в
соответствие с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
     В соответствии со ст.19 Закона Российской Федерации  "Об  основах
налоговой  системы  в Российской Федерации" налог на прибыль отнесен к
федеральным налогам.
     В силу  ч.5  ст.76 Конституции Российской Федерации законы и иные
нормативные правовые акты  субъектов  Российской  Федерации  не  могут
противоречить  федеральным  законам,  принятым  по  предметам  ведения
Российской Федерации и по  предметам  совместного  ведения  Российской
Федерации  и  субъектов  Российской  Федерации.  В случае противоречия
между  федеральным  законом  и  иным  актом,  изданным  в   Российской
Федерации, действует федеральный закон.
     Согласно Конституции  Российской  Федерации  (ст.71)  федеральные
налоги  и  сборы  являются  предметом ведения Российской Федерации,  а
установление общих принципов налогообложения  и  сборов  в  Российской
Федерации  -  предметом  совместного  ведения  Российской  Федерации и
субъектов Российской Федерации (ст.72).
     Отдельные субъекты   Российской   Федерации   не   привели   свое
законодательство,  действующее до 1999 г.,  в  соответствие  с  частью
первой   Налогового   кодекса   Российской  Федерации,  а  в  1999  г.
устанавливали новые льготы по федеральным налогам и сборам. В силу п.3
ст.6  части  первой  Кодекса  законы  субъектов  Российской Федерации,
предусматривающие  дополнительные  льготы  по  федеральным  налогам  и
сборам,  могут  быть  признаны  не соответствующими Налоговому кодексу
Российской Федерации и не подлежащими применению в судебном порядке.
     Органы исполнительной  власти  и  исполнительные  органы местного
самоуправления,  принявшие  такие  акты,   а   также   соответствующие
вышестоящие  органы вправе до судебного рассмотрения отменить акт,  не
соответствующий Налоговому кодексу Российской Федерации,  или внести в
него необходимые изменения.

Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
                                                        А.И. КОСОЛАПОВ
26 апреля 2000 г.
N 04-02-04/1
    

Печать
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru