Страницы: 1 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 27 марта 2000 г. N 261 (Д) "УТВЕРЖДАЮ" Заместитель Министра образования Российской Федерации Шадриков В.Д. 27 марта 2000 года Номер государственной регистрации 261гум/бак НАПРАВЛЕНИЕ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ Вводится в действие с момента утверждения Москва - 2000 г. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 1.1. Направление 521400 "Юриспруденция" утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г. N 686. 1.2. Квалификация выпускника - юрист (бакалавр юриспруденции). Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 521400 Юриспруденция при очной форме обучения - 4 года. 1.3. Квалификационная характеристика выпускника. Бакалавр юриспруденции в рамках направления 521400 получает фундаментальную подготовку в области юриспруденции. Деятельность бакалавра юриспруденции направлена на реализацию правовых норм и обеспечение правопорядка в различных сферах жизни общества. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: - события и действия, имеющие юридическое значение; - правовые отношения, возникающие в сфере функционирования государственных институтов; - правовые отношения между государственными органами, физическими и юридическими лицами. Бакалавр юриспруденции должен уметь: - толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; - обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; - разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; - принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; - вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Бакалавр юриспруденции должен: - обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профессиональной этикой, правовой и психологической культурой, глубоким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству гражданина, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственностью за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в исполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности; - понимать сущность и социальную значимость своей профессии, четко представлять сущность, характер и взаимодействие правовых явлений, знать основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний и значение для реализации права в профессиональной деятельности. 1.4. Возможности продолжения образования. Бакалавр юриспруденции подготовлен к продолжению образования: - в магистратуре по направлению 521400 - магистр юриспруденции; - освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы по специальности 021100 - Юриспруденция. 2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ 2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование. 2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании. 3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ 3.1. Основная образовательная программа подготовки бакалавра разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик. 3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки бакалавра к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом. 3.3. Основная образовательная программа подготовки бакалавра формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студентов в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла. 3.4. Основная образовательная программа подготовки бакалавра должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления; цикл СД - специальные дисциплины; ФТД - факультативы и итоговую государственную аттестацию. 3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента основной образовательной программы подготовки бакалавра должно обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом. Перечень дисциплин национально - регионального (вузовского) компонента, указанный в настоящем государственном образовательном стандарте носит рекомендательный характер. 4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ ------------------------------------------------------------------------------ | Индекс | Наименование дисциплин и их основные размеры | Всего часов | | ГСЭ | Общие гуманитарные и социально-экономические | 1800 | | | дисциплины | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.00. | Федеральный компонент | 1260 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.01. | Иностранный язык | 340 | | | Специфика артикуляции звуков, интонации, | | | | акцентуации и ритма нейтральной речи в | | | | изучаемом языке; основные особенности полного | | | | стиля произношения, характерные для сферы | | | | профессиональной коммуникации; чтение | | | | транскрипции. | | | | Лексический минимум в объеме 4000 учебных | | | | лексических единиц общего и терминологического | | | | характера. | | | | Понятия дифференциации лексики по сферам | | | | применения (бытовая, терминологическая, | | | | общенаучная, официальная и др.). | | | | Понятие о свободных и устойчивых | | | | словосочетаниях, фразеологических единицах. | | | | Понятие об основных способах словообразования. | | | | Грамматические навыки, обеспечивающие | | | | коммуникацию общего характера без искажения | | | | смысла при письменном и устном общении; | | | | основные грамматические явления, характерные | | | | для профессиональной речи. | | | | Понятие об обиходно-литературном, официально - | | | | деловом, научном стилях, стиле художественной | | | | литературы. Основные особенности научного | | | | стиля. | | | | Культура и традиции стран изучаемого языка, | | | | правила речевого этикета. | | | | Говорение. Диалогическая и монологическая речь | | | | с использованием наиболее употребительных и | | | | относительно простых лексико-грамматических | | | | средств в основных коммуникативных ситуациях | | | | неофициального и официального общения. Основы | | | | публичной речи (устное сообщение, доклад). | | | | Аудирование. Понимание диалогической и | | | | монологической речи в сфере бытовой и | | | | профессиональной коммуникации. | | | | Чтение. Виды текстов: несложные прагматические | | | | тексты и тексты по широкому и узкому профилю | | | | специальности. | | | | Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, | | | | реферат, тезисы, сообщения, частное письмо, | | | | деловое письмо, биография. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.02. | Физическая культура | 408 | | | Физическая культура в общекультурной и | | | | профессиональной подготовке студентов. Ее | | | | социально-биологические основы. Физическая | | | | культура и спорт как социальные феномены | | | | общества. Законодательство Российской | | | | Федерации о физической культуре и спорте. | | | | Физическая культура личности. | | | | Основы здорового образа жизни студентов. | | | | Особенности использования средств физической | | | | культуры для оптимизации работоспособности. | | | | Общая физическая и специальная подготовка в | | | | системе физического воспитания. | | | | Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или | | | | систем физических упражнений. | | | | Профессионально-прикладная физическая | | | | подготовка студентов. Основы методики | | | | самостоятельных занятий и самоконтроль за | | | | состоянием своего организма. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.03. | Отечественная история | | | | Сущность, формы, функции исторического знания. | | | | Методы и источники изучения истории. Понятие | | | | и классификация исторического источника. | | | | Отечественная историография в прошлом и | | | | настоящем: общее и особенное. Методология и | | | | теория исторической науки. История России - | | | | неотъемлемая часть всемирной истории. | | | | Античное наследие в эпоху Великого | | | | переселения народов. Проблема этногенеза | | | | восточных славян. Основные этапы становления | | | | государственности. Древняя Русь и кочевники. | | | | Византийско-древнерусские связи. Особенности | | | | социального строя Древней Руси. | | | | Этнокультурные и социально-политические | | | | процессы становления русской | | | | государственности. Принятие христианства. | | | | Распространение ислама. Эволюция | | | | восточнославянской государственности в Х1-Х11 | | | | вв. Социально-политические изменения в | | | | русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: | | | | проблемы взаимовлияния. | | | | Россия и средневековые государства Европы и | | | | Азии. Специфика формирования единого | | | | российского государства. Возвышение Москвы. | | | | Формирование сословной системы организации | | | | общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. | | | | Предпосылки и особенности складывания | | | | российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе | | | | самодержавия. | | | | Особенности и основные этапы | | | | экономического развития России. Эволюция | | | | форм собственности на землю. Структура | | | | феодального землевладения. Крепостное право в | | | | России. Мануфактурно-промышленное | | | | производство. Становление индустриального | | | | общества в России: общее и особенное. | | | | Общественная мысль и особенности общественного | | | | движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы | | | | в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад | | | | в мировую культуру. | | | | Роль ХХ столетия в мировой истории. | | | | Глобализация общественных процессов. Проблема | | | | экономического роста и модернизации. | | | | Революции и реформы. Социальная трансформация | | | | общества. Столкновение тенденций | | | | интернационализма и национализма, интеграции и | | | | сепаратизма, демократии и авторитаризма. | | | | Россия в начале ХХ в. Объективная | | | | потребность индустриальной модернизации | | | | России. Российские реформы в контексте | | | | общемирового развития в начале века. | | | | Политические партии России: генезис, | | | | классификация, программы, тактика. | | | | Россия в условиях мировой войны и | | | | общенационального кризиса. Революция 1917 г. | | | | Гражданская война и интервенция , их | | | | результаты и последствия. Российская | | | | эмиграция. Социально-экономическое развитие | | | | страны в 20-е гг. НЭП. Формирование | | | | однопартийного политического режима. | | | | Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20- | | | | е гг. Внешняя политика. | | | | Курс на строительство социализма в одной | | | | стране и его последствия. Социально- | | | | экономические преобразования в 30-е гг. | | | | Усиление режима личной власти Сталина. | | | | Сопротивление сталинизму. | | | | СССР накануне и в начальный период второй | | | | мировой войны. Великая Отечественная война. | | | | Социально-экономическое развитие, | | | | общественно-политическая жизнь, культура, | | | | внешняя политика СССР в послевоенные годы. | | | | Холодная война. | | | | Попытки осуществления политических и | | | | экономических реформ. | | | | НТР и ее влияние на ход общественного | | | | развития. | | | | СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание | | | | кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 | | | | гг. Перестройка. Попытка государственного | | | | переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. | | | | Беловежские соглашения. Октябрьские события | | | | 1993 г. | | | | Становление новой российской | | | | государственности (1993-1999 гг.). Россия на | | | | пути радикальной социально-политической | | | | модернизации. Культура в современной России. | | | | Внешнеполитическая деятельность в условиях | | | | новой геополитической ситуации. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.04. | Культурология | | | | Структура и состав современного | | | | культурологического знания. Культурология и | | | | философия культуры, социология культуры, | | | | культурная антропология. Культурология и | | | | история мировой культуры; история культуры | | | | России; школы, направления и теории в | | | | культурологии; охрана и использование | | | | культурного наследия. Теоретическая и | | | | прикладная культурология. | | | | Методы культурологических исследований. | | | | Основные понятия культурологии: культура, | | | | цивилизация, морфология культуры, функции | | | | культуры, культурогенез, динамика культуры, | | | | язык и символ культуры, культурные коды, | | | | межкультурные коммуникации, культурные | | | | ценности и нормы, культурные традиции, | | | | культурная картина мира, социальные институты | | | | культуры, культурная самоидентичность, | | | | культурная модернизация. | | | | Типология культур. Этническая и | | | | национальная, элитарная и массовая культура. | | | | Восточные и западные типы культур. | | | | Специфические и "серединные" культуры. | | | | Локальные культуры. Тенденции культурной | | | | универсализации в мировом современном | | | | процессе. | | | | Культура и природа. Культура и общество. | | | | Культура и глобальные проблемы современности. | | | | Культура и личность. Инкультурация и | | | | социализация. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.05. | Политология | | | | Объект, предмет и метод политической науки. | | | | Функции политологии. | | | | Политическая жизнь и властные отношения. | | | | Роль и место политики в жизни современных | | | | обществ. Социальные функции политики. | | | | История политических учений. Российская | | | | политическая традиция: истоки, социокультурные | | | | основания, историческая динамика. Современные | | | | политологические школы. | | | | Гражданское общество, его происхождение и | | | | особенности. Особенности становления | | | | гражданского общества в России. | | | | Институциональные аспекты политики. | | | | Политическая власть. Политическая система. | | | | Политические режимы, политические партии, | | | | электоральные системы. | | | | Политические отношения и процессы. | | | | Политические конфликты и способы их | | | | разрешения. Политические технологии. | | | | Политический менеджмент. Политическая | | | | модернизация. | | | | Политические организации и движения. | | | | Политические элиты. Политические лидерство. | | | | Социокультурные аспекты политики. | | | | Мировая экономика и международные | | | | отношения. Особенности мирового политического | | | | процесса. Национально-государственные интересы | | | | России в новой геополитической ситуации. | | | | Методология познания политической | | | | реальности. Парадигмы политического знания. | | | | Экспертное политическое знание; политическая | | | | аналитика и прогностика. Сравнительная | | | | политология. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.06. | Логика | | | | Логика и язык права. Суждение и норма. | | | | Вопросно-ответные ситуации. Понятие. | | | | Определение и классификация. Дедукция, | | | | индукция и аналогия. Логические основы | | | | аргументации. Формы развития знания: проблема, | | | | гипотеза, судебно-следственная версия, теория. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.07. | Русский язык и культура речи | | | | Стили современного русского литературного | | | | языка. Языковая норма, ее роль в становлении | | | | и функционировании литературного языка. | | | | Речевое взаимодействие. Основные единицы | | | | общения. Устная и письменная разновидности | | | | литературного языка. Нормативные, | | | | коммуникативные, этические аспекты устной и | | | | письменной речи. | | | | Функциональные стили современного | | | | русского языка. Взаимодействие функциональных | | | | стилей. Научный стиль. Специфика использования | | | | элементов различных языковых уровней в научной | | | | речи. Речевые нормы учебной и научной сфер | | | | деятельности. Официально-деловой стиль, сфера | | | | его функционирования, жанровое разнообразие. | | | | Языковые формулы официальных документов. | | | | Приемы унификации языка служебных | | | | документов. Интернациональные свойства | | | | русской официально-деловой письменной речи. | | | | Язык и стиль распорядительных документов. Язык | | | | и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и | | | | стиль инструктивно-методических документов. | | | | Реклама в деловой речи. Правила оформления | | | | документов. Речевой этикет в документе. | | | | Жанровая дифференциация и отбор языковых | | | | средств в публицистическом стиле. Особенности | | | | устной публичной речи. Оратор и его аудитория. | | | | Основные виды аргументов. Подготовка речи: | | | | выбор темы, цель речи, поиск материала, | | | | начало, развертывание и завершение речи. | | | | Основные приемы поиска материала и виды | | | | вспомогательных материалов. Словесное | | | | оформление публичного выступления. | | | | Понятливость, информативность и | | | | выразительность публичной речи. | | | | Разговорная речь в системе функциональных | | | | разновидностей русского литературного языка. | | | | Условия функционирования разговорной речи, | | | | роль внеязыковх факторов. Культура речи. | | | | Основные направления совершенствования | | | | навыков грамотного письма и говорения. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.08. | Социология | | | | Предистория и социально-философские | | | | предпосылки социологии как науки. | | | | Социологический проект Конта. Классические | | | | социологические теории. Современные | | | | социологические теории. Русская | | | | социологическая мысль. | | | | Общество и социальные институты. Мировая | | | | система и процессы глобализации. Социальные | | | | группы и общности. Виды общностей. Общность и | | | | личность. Малые группы и коллективы. | | | | Социальная организация. Социальные движения. | | | | Социальное неравенство, стратификация и | | | | социальная мобильность. Понятие социального | | | | статуса. | | | | Социальное взаимодействие и социальные | | | | отношения. Общественное мнение как институт | | | | гражданского общества. Культура как фактор | | | | социальных изменений. Взаимодействие | | | | экономики, социальных отношений и культуры. | | | | Личность как социальный тип.. Социальный | | | | контроль и девиация. Личность как деятельный | | | | субъект. | | | | Социальные изменения. Социальные революции | | | | и реформы. Концепции социального прогресса. | | | | Формирование мировой системы. Место России в | | | | мировом сообществе. | | | | Методы социологического исследования. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.09. | Философия | | | | Предмет философии. Место и роль философии в | | | | культуре. Становление философии. Основные | | | | направления, школы философии и этапы ее | | | | исторического развития. Структура философского | | | | знания. | | | | Учение о бытии. Монистические и | | | | плюралистические концепции бытия, | | | | самоорганизация бытия. Понятия материального | | | | и идеального. Пространство, время. Движение и | | | | развитие, диалектика. Детерминизм и | | | | индетерминизм. Динамические и статистические | | | | закономерности. Научные, философские и | | | | религиозные картины мира. | | | | Человек, общество, культура. Человек и | | | | природа. Общество и его структура. | | | | Гражданское общество и государство. Человек в | | | | системе социальных связей. Человек и | | | | исторический процесс; личность и массы, | | | | свобода и необходимость. Формационная и | | | | цивилизационная концепции общественного | | | | развития. | | | | Смысл человеческого бытия. Насилие и | | | | ненасилие. Свобода и ответственность. | | | | Мораль, справедливость, право. Нравственные | | | | ценности. Представления о совершенном человеке | | | | в различных культурах. Эстетические ценности | | | | и их роль в человеческой жизни. Религиозные | | | | ценности и свобода совести. | | | | Сознание и познание. Сознание, | | | | самосознание и личность. Познание, творчество, | | | | практика. Вера и знание. Понимание и | | | | объяснение. Рациональное и иррациональное в | | | | познавательной деятельности. Проблема истины. | | | | Действительность, мышление, логика и язык. | | | | Научное и вненаучное знание. Критерии | | | | научности. Структура научного познания, его | | | | методы и формы. Рост научного знания. | | | | Научные революции и смены типов | | | | рациональности. Наука и техника. | | | | Будущее человечества. Глобальные | | | | проблемы современности. Взаимодействие | | | | цивилизаций и сценарии будущего. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Ф.10. | Экономика | | | | Введение в экономическую теорию. Блага. | | | | Потребности, ресурсы. Экономический выбор. | | | | Экономические отношения. Экономические | | | | системы. Основные этапы развития экономической | | | | теории. Методы экономической теории. | | | | Микроэкономика. Рынок. Спрос и | | | | предложение. Потребительские предпочтения и | | | | предельная полезность. Факторы спроса. | | | | Индивидуальный и рыночный спрос. Эффект | | | | дохода и эффект замещения. Эластичность. | | | | Предложение и его факторы. Закон убывающей | | | | предельной производительности. Эффект | | | | масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и | | | | прибыль. Принцип максимизации прибыли. | | | | Предложение совершенно конкурентной фирмы и | | | | отрасли. Эффективность конкурентных рынков. | | | | Рыночная власть. Монополия. Монополистическая | | | | конкуренция. Олигополия. Антимонопольное | | | | регулирование. Спрос на факторы производства. | | | | Рынок труда. Спрос и предложение труда. | | | | Заработная плата и занятость. Рынок капитала. | | | | Процентная ставка и инвестиции. Рынок | | | | земли. Рента. Общее равновесие и | | | | благосостояние. Распределение доходов. | | | | Неравенство. Внешние эффекты и общественные | | | | блага. Роль государства. | | | | Макроэкономика. Национальная экономика | | | | как целое. Кругооборот доходов и продуктов. | | | | ВВП и способы его измерения. Национальный | | | | доход. Располагаемый личный доход. Индексы | | | | цен. Безработица и ее формы. Инфляция и ее | | | | виды. Экономические циклы. | | | | Макроэкономическое равновесие. Совокупный | | | | спрос и совокупное предложение. | | | | Стабилизационная политика. Равновесие на | | | | товарном рынке. Потребление и сбережения. | | | | Инвестиции. Государственные расходы и налоги. | | | | Эффект мультипликатора. Бюджетно-налоговая | | | | политика. Деньги и их функции. Равновесие на | | | | денежном рынке. Денежный мультипликатор. | | | | Банковская система. Денежно-кредитная | | | | политика. Экономический рост и развитие. | | | | Международные экономические отношения. Внешняя | | | | торговля и торговая политика. Платежный | | | | баланс. Валютный курс. | | | | Особенности переходной экономики | | | | России. Приватизация. Формы собственности. | | | | Предпринимательство. Теневая экономика. | | | | Рынок труда. Распределение и доходы. | | | | Преобразования в социальной сфере. | | | | Структурные сдвиги в экономике. | | | | Формирование открытой экономики. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.Н-Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 270 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ГСЭ.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 270 | | | устанавливаемые вузом | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН | Общие математические и естественно-научные | 400 | | | дисциплины | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН.Ф.00 | Федеральный компонент | 320 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН.Ф.01 | Концепции современного естествознания | | | | Естественнонаучная и гуманитарная культуры; | | | | научный метод; история естествознания; | | | | панорама современного естествознания; | | | | тенденции развития; корпускулярная и | | | | континуальная концепции описания природы; | | | | порядок и беспорядок в природе; хаос; | | | | структурные уровни организации материи; микро-, | | | | макро- и мегамиры; пространство, время; | | | | принципы относительности; принципы симметрии; | | | | законы сохранения; взаимодействие; | | | | близкодействие, дальнодействие; состояние; | | | | принципы суперпозиции, неопределенности, | | | | дополнительности; динамические и | | | | статистические закономерности в природе; | | | | законы сохранения энергии в макроскопических | | | | процессах; принцип возрастания энтропии; | | | | химические процессы, реакционная способность | | | | веществ; внутреннее строение и история | | | | геологического развития земли; современные | | | | концепции развития геосферных оболочек; | | | | литосфера как абиотическая основа жизни; | | | | экологические функции литосферы: ресурсная, | | | | геодинамическая, геофизико-геохимическая; | | | | географическая оболочка Земли; особенности | | | | биологического уровня организации материи; | | | | принципы эволюции, воспроизводства и развития | | | | живых систем; многообразие живых организмов - | | | | основа организации и устойчивости биосферы; | | | | генетика и эволюция; человек: физиология, | | | | здоровье, эмоции, творчество, | | | | работоспособность; биоэтика, человек, биосфера | | | | и космические циклы: ноосфера, необратимость | | | | времени, самоорганизация в живой и неживой | | | | природе; принципы универсального | | | | эволюционизма; путь к единой культуре. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН.Ф.02 | Информатика и математика | | | | Аксиоматический метод, основные структуры, | | | | составные структуры, вероятности, языки и | | | | программирование, алгоритмы, основы защиты | | | | информации и сведений, составляющих | | | | государственную тайну; методы защиты | | | | информации, компьютерный практикум | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН.Н-Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент | 40 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ЕН.В.00 | Дисциплины и курсы по выбору студента, | 40 | | | устанавливаемые вузом | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД | Общепрофессиональные дисциплины | 4664 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.00 | Федеральный компонент | 4116 | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.01 | Теория государства и права | 240 | | | Методологические основы научного понимания | | | | государства и права, государственно-правовых | | | | явлений; закономерности исторического движения | | | | и функционирования государства и права; | | | | взаимосвязь государства, права и иных сфер | | | | жизни общества и человека; понятийный и | | | | категорийный аппарат теории государства и | | | | права; эволюция и соотношение современных | | | | государственных и правовых систем; | | | | Основные проблемы современного понимания | | | | государства и права; общая характеристика | | | | современных политико-правовых доктрин. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.02 | История политических и правовых учений | 90 | | | Критерии оценки политико-правовых доктрин; | | | | становление и развитие политико-правовой | | | | идеологии; политические и правовые идеи в | | | | государствах Древнего мира и средних веков; по | | | | литические и правовые учения Нового времени; | | | | теория естественного права; теория разделения | | | | властей; ранний социализм; политические и | | | | правовые учения в России; правовые и полити | | | | ческие учения Канта и Гегеля; либеральные | | | | политико-правовые доктрины; социалистические | | | | политико-правовые теории; марксистские | | | | политико-правовые учения; основные | | | | политические и правовые учения второй половины | | | | XIX века (Остин, Еллинек и др.) и XX века | | | | (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.). | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.03 | История отечественного государства и права | 250 | | | Рабовладельческие государства на территории | | | | нашей страны; раннефеодальные государства на | | | | Руси (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские | | | | государства на территории нашей страны (XIII - | | | | XV вв.); сословно-представительская монархия в | | | | России; проблемы возникновения и становления | | | | феодального государства и права у народов | | | | России(у народов Прибалтики, Украины, | | | | Казахстана, Средней Азии, Молдавии, | | | | Закавказья); образование и развитие абсолютной | | | | монархии в России; государство и право России | | | | в период становления и развития капитализма; | | | | возникновение и основные этапы развития | | | | советского государства и права; государство и | | | | право Российской Федерации. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.04 | История государства и права зарубежных стран | 250 | | | Государство и право в странах Древнего Востока | | | | (древневосточные цивилизации): Египет, | | | | Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация и | | | | античные государства: Древняя Греция и Древний | | | | Рим; история римского права; два пути развития | | | | средневековых цивилизаций Запада и Востока; | | | | феодальное государство и право в странах | | | | Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль | | | | христианства и католической церкви; | | | | средневековые государства Востока: Исламский | | | | мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; | | | | мусульманское право; возникновение и развитие | | | | буржуазного государства и права (Англия, США, | | | | Франция, Германия и др.); образование | | | | англосаксонской и континентальной системы | | | | права; государство и право Новейшего времени | | | | (США, Великобритания, Франция, Германия и | | | | др.); государство и право в странах | | | | Центральной и Юго-Восточной Европы, Америки, | | | | Азии и Африки; основные тенденции развития го | | | | сударства и права зарубежных стран в XX веке. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.05 | Конституционное (государственное) право России | 240 | | | Понятие и предмет конституционного права; | | | | место российского конституционного права в | | | | системе права России; конституционное развитие | | | | России; Конституция РФ 1993 г.; | | | | конституционные основы общественного и | | | | государственного строя; основы | | | | конституционного строя РФ; основы правового | | | | положения граждан; конституционный статус | | | | человека и гражданина РФ; гражданство в РФ | | | | (принципы гражданства в РФ, основания | | | | приобретения и прекращения, порядок решения | | | | вопросов российского гражданства); | | | | конституционные права, свободы и обязанности | | | | российских граждан, их реализация и защита; | | | | формы правления; государственное устройство | | | | РФ: содержание и правовое закрепление | | | | российского федерализма; административно- | | | | территориальное деление в Российской | | | | Федерации; автономия в России; РФ - член | | | | Содружества Независимых Государств; из | | | | бирательная система и избирательное право в | | | | РФ; референдум; порядок принятия и изменения | | | | конституции; конституционная система органов | | | | государства; виды государственных органов в | | | | РФ, их система и конституционно-правовой | | | | статус; Президент РФ; Федеральное Собрание - | | | | парламент РФ, его палаты; законодательный | | | | процесс в Федеральном Собрании; Правительство | | | | РФ; судебная власть в РФ; конституционные | | | | основы деятельности Прокуратуры РФ; | | | | Конституционный Суд РФ; конституционные основы | | | | системы государственной власти субъектов РФ; | | | | местное управление и самоуправление в РФ. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.06 | Конституционное (государственное) право | 144 | | | зарубежных стран | | | | Классификация зарубежных государств по уровню | | | | их социально-экономического и политического | | | | режима; основные тенденции развития | | | | конституционного права зарубежных государств; | | | | качественные характеристики конституционно- | | | | правового развития и конституционного права | | | | отдельных государств (США, Великобритания, | | | | Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, | | | | Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); | | | | правовое положение граждан в зарубежных | | | | странах, разновидности политических режимов; | | | | формы государства; избирательное право и | | | | избирательные системы; орган государства и их | | | | положение; парламент и парламентаризм; | | | | муниципальные системы. | | |------------|-------------------------------------------------|-------------| | ОПД.Ф.07 | Гражданское право | 684 | | | Гражданское право в системе права России; | | | | предмет гражданско-правового регулирования; | | | | гражданско-правовой метод регулирования | | | | общественных отношений; понятие, содержание и | | | | виды гражданских правоотношений; граждане, | | | | юридические лица, государственные и | | | | муниципальные образования как субъекты | | | | гражданских правоотношений; объекты | | | | гражданских правоотношений и их основные виды; | | | | понятие и виды юридических фактов в | | | | гражданском праве; сделки и условия их | | | | действительности; понятие, способы и пределы | | | | осуществления гражданских прав; право на | | | | защиту; гражданско-правовая ответственность, | | | | ее условия и размер; сроки в гражданском | | | | праве; собственность и ее правовые формы, | | | | понятие и объекты права собственности, понятие | | | | и содержание иных (ограниченных) вещных прав; | | | | наследование собственности граждан; гражданско- | | | | правовая защита права собственности и иных | | | | вещных прав; гражданско-правовое регулирование | | | | отношений в сфере интеллектуальной деятельнос | | | | ти; исключительное право (интеллектуальная | | | | собственность); авторское право; патентное | | | | право на изобретение, полезную модель и | | | | промышленный образец; право на фирменное | | | | наименование и товарный знак; гражданско- | | | | правовое регулирование личных неимущественных | | | | отношений, не связанных с имущественными; | | | | понятие, виды и исполнение обязательств; | | Страницы: 1 2 |