ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственный стандарт. Министерство образования РФ (Минобразование России). 27.03.00 261


Страницы: 1  2  



               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
                ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                       ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                           27 марта 2000 г.
                               N 261

                                 (Д)


                                                           "УТВЕРЖДАЮ"
                                      Заместитель Министра образования
                                                  Российской Федерации

                                                         Шадриков В.Д.

                                                    27 марта 2000 года

                                     Номер государственной регистрации
                                                            261гум/бак 

                  НАПРАВЛЕНИЕ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

           СТЕПЕНЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ) - БАКАЛАВР ЮРИСПРУДЕНЦИИ

                             Вводится в действие с момента утверждения

                           Москва - 2000 г.

      1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

     1.1. Направление  521400  "Юриспруденция"   утверждено   приказом
Министерства образования Российской Федерации 02.03.2000 г. N 686.
     1.2. Квалификация выпускника -  юрист  (бакалавр  юриспруденции).
Нормативный   срок   освоения   основной   образовательной   программы
подготовки бакалавра по направлению  521400  Юриспруденция  при  очной
форме обучения - 4 года.
     1.3. Квалификационная   характеристика    выпускника.    Бакалавр
     юриспруденции в рамках направления 521400 получает
фундаментальную подготовку  в  области   юриспруденции.   Деятельность
     бакалавра юриспруденции направлена на реализацию
правовых норм и обеспечение  правопорядка  в  различных  сферах  жизни
общества.
     Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
     - события и действия, имеющие юридическое значение;
     - правовые  отношения,  возникающие  в   сфере   функционирования
государственных институтов;
     - правовые отношения между государственными органами, физическими
и юридическими лицами.
     Бакалавр юриспруденции должен уметь:
     - толковать  и  применять  законы  и  другие нормативные правовые
акты;
     - обеспечивать   соблюдение   законодательства   в   деятельности
государственных органов, физических и юридических лиц;
     - юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
     - разрабатывать  документы  правового   характера,   осуществлять
правовую   экспертизу   нормативных  актов,  давать  квалифицированные
юридические заключения и консультации;
     - принимать   правовые   решения  и  совершать  иные  юридические
действия в точном соответствии с законом;
     - вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры
ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к
восстановлению нарушенных прав;
     - систематически  повышать  свою  профессиональную  квалификацию,
изучать законодательство и практику его применения,  ориентироваться в
специальной литературе.
     Бакалавр юриспруденции должен:
     - обладать   гражданской   зрелостью   и   высокой   общественной
активностью,   профессиональной  этикой,  правовой  и  психологической
культурой,  глубоким  уважением  к  закону  и  бережным  отношением  к
социальным   ценностям  правового  государства,  чести  и  достоинству
гражданина,  высоким нравственным сознанием,  гуманностью,  твердостью
моральных убеждений,  чувством долга, ответственностью за судьбы людей
и порученное дело,  принципиальностью и независимостью  в  обеспечении
прав,  свобод  и  законных интересов личности,  ее охраны и социальной
защиты,  необходимой волей  и  настойчивостью  в  исполнении  принятых
правовых  решений,  чувством  нетерпимости к любому нарушению закона в
собственной профессиональной деятельности;
     - понимать  сущность  и  социальную  значимость  своей профессии,
четко  представлять  сущность,  характер  и  взаимодействие   правовых
явлений,  знать  основные проблемы дисциплин,  определяющих конкретную
область его деятельности,  видеть их взаимосвязь в  целостной  системе
знаний   и   значение   для   реализации   права   в  профессиональной
деятельности.
     1.4. Возможности продолжения образования.
     Бакалавр юриспруденции подготовлен к продолжению образования:
     - в магистратуре по направлению 521400 - магистр юриспруденции;
     - освоению в сокращенные сроки основной образовательной программы
по специальности 021100 - Юриспруденция.

            2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТОВ

     2.1. Предшествующий  уровень  образования  абитуриента  - среднее
(полное) общее образование.
     2.2. Абитуриент  должен иметь документ государственного образца о
среднем  (полном)  общем  образовании  или  среднем   профессиональном
образовании,  или  начальном профессиональном образовании,  если в нем
есть  запись  о  получении  предъявителем  среднего  (полного)  общего
образования, или высшем профессиональном образовании.

       3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
      ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

     3.1. Основная  образовательная  программа  подготовки   бакалавра
разрабатывается     на     основании    настоящего    государственного
образовательного стандарта и включает в себя учебный  план,  программы
учебных дисциплин, программы практик.
     3.2. Требования  к  обязательному  минимуму  содержания  основной
образовательной   программы   подготовки   бакалавра   к  условиям  ее
реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным
образовательным стандартом.
     3.3. Основная  образовательная  программа  подготовки   бакалавра
формируется    из   дисциплин   федерального   компонента,   дисциплин
национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору
студента,  а  также  факультативных  дисциплин.  Дисциплины и курсы по
выбору  студентов  в  каждом  цикле  должны  содержательно   дополнять
дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
     3.4. Основная  образовательная  программа  подготовки   бакалавра
должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин:
     цикл ГСЭ   -   общие   гуманитарные   и   социально-экономические
дисциплины;
     цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;
     цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины направления;
     цикл СД - специальные дисциплины;
     ФТД - факультативы
     и итоговую государственную аттестацию.
     3.5. Содержание национально-регионального (вузовского) компонента
основной  образовательной  программы   подготовки   бакалавра   должно
обеспечивать  подготовку  выпускника в соответствии с квалификационной
характеристикой,     установленной      настоящим      государственным
образовательным стандартом.   Перечень   дисциплин    национально    -
регионального   (вузовского)   компонента,   указанный   в   настоящем
государственном  образовательном  стандарте   носит   рекомендательный
характер.

          4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ
       ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
                ПО НАПРАВЛЕНИЮ 521400 - ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

------------------------------------------------------------------------------
| Индекс     | Наименование дисциплин и их основные размеры    | Всего часов |
|    ГСЭ     | Общие гуманитарные и социально-экономические    | 1800        |
|            |                   дисциплины                    |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.00.  |             Федеральный компонент               |  1260       |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.01.  | Иностранный язык                                |   340       |
|            | Специфика   артикуляции   звуков,   интонации,  |             |
|            | акцентуации   и  ритма  нейтральной   речи   в  |             |
|            | изучаемом языке; основные особенности  полного  |             |
|            | стиля   произношения,  характерные  для  сферы  |             |
|            | профессиональной     коммуникации;      чтение  |             |
|            | транскрипции.                                   |             |
|            | Лексический  минимум  в  объеме  4000  учебных  |             |
|            | лексических единиц общего и терминологического  |             |
|            | характера.                                      |             |
|            | Понятия   дифференциации  лексики  по   сферам  |             |
|            | применения     (бытовая,    терминологическая,  |             |
|            | общенаучная, официальная и др.).                |             |
|            | Понятие     о     свободных    и    устойчивых  |             |
|            | словосочетаниях, фразеологических единицах.     |             |
|            | Понятие об основных способах словообразования.  |             |
|            | Грамматические      навыки,     обеспечивающие  |             |
|            | коммуникацию  общего характера  без  искажения  |             |
|            | смысла   при  письменном  и  устном   общении;  |             |
|            | основные  грамматические явления,  характерные  |             |
|            | для профессиональной речи.                      |             |
|            | Понятие  об обиходно-литературном, официально - |             |
|            | деловом,  научном стилях, стиле художественной  |             |
|            | литературы.   Основные  особенности   научного  |             |
|            | стиля.                                          |             |
|            | Культура  и  традиции стран изучаемого  языка,  |             |
|            | правила речевого этикета.                       |             |
|            | Говорение. Диалогическая и монологическая речь  |             |
|            | с  использованием  наиболее употребительных  и  |             |
|            | относительно   простых  лексико-грамматических  |             |
|            | средств  в  основных коммуникативных ситуациях  |             |
|            | неофициального и официального общения.  Основы  |             |
|            | публичной речи (устное сообщение, доклад).      |             |
|            | Аудирование.    Понимание   диалогической    и  |             |
|            | монологической   речи  в   сфере   бытовой   и  |             |
|            | профессиональной коммуникации.                  |             |
|            | Чтение. Виды текстов: несложные прагматические  |             |
|            | тексты  и тексты по широкому и узкому  профилю  |             |
|            | специальности.                                  |             |
|            | Письмо.  Виды речевых произведений: аннотация,  |             |
|            | реферат,  тезисы, сообщения,  частное  письмо,  |             |
|            | деловое письмо, биография.                      |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.02.  | Физическая культура                             |   408       |
|            | Физическая   культура   в   общекультурной   и  |             |
|            | профессиональной  подготовке   студентов.   Ее  |             |
|            | социально-биологические   основы.   Физическая  |             |
|            | культура   и  спорт  как  социальные  феномены  |             |
|            | общества.      Законодательство     Российской  |             |
|            | Федерации  о  физической  культуре  и  спорте.  |             |
|            | Физическая культура личности.                   |             |
|            | Основы   здорового  образа  жизни   студентов.  |             |
|            | Особенности  использования средств  физической  |             |
|            | культуры для оптимизации работоспособности.     |             |
|            | Общая  физическая и специальная  подготовка  в  |             |
|            | системе физического воспитания.                 |             |
|            | Спорт.  Индивидуальный выбор видов спорта  или  |             |
|            | систем физических упражнений.                   |             |
|            | Профессионально-прикладная          физическая  |             |
|            | подготовка    студентов.    Основы    методики  |             |
|            | самостоятельных  занятий  и  самоконтроль   за  |             |
|            | состоянием своего организма.                    |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.03.  | Отечественная история                           |             |
|            | Сущность, формы, функции исторического знания.  |             |
|            | Методы  и источники изучения истории.  Понятие  |             |
|            | и    классификация   исторического  источника.  |             |
|            | Отечественная  историография   в   прошлом   и  |             |
|            | настоящем:   общее и особенное. Методология  и  |             |
|            | теория  исторической науки.  История России  -  |             |
|            | неотъемлемая часть всемирной истории.           |             |
|            |        Античное  наследие  в  эпоху   Великого  |             |
|            | переселения   народов.   Проблема   этногенеза  |             |
|            | восточных  славян.  Основные этапы становления  |             |
|            | государственности. Древняя Русь  и  кочевники.  |             |
|            | Византийско-древнерусские  связи.  Особенности  |             |
|            | социального      строя     Древней       Руси.  |             |
|            | Этнокультурные     и    социально-политические  |             |
|            | процессы          становления          русской  |             |
|            | государственности.   Принятие    христианства.  |             |
|            | Распространение        ислама.        Эволюция  |             |
|            | восточнославянской государственности в  Х1-Х11  |             |
|            | вв.    Социально-политические   изменения    в  |             |
|            | русских  землях  в Х111-ХУ вв.  Русь  и  Орда:  |             |
|            | проблемы взаимовлияния.                         |             |
|            | Россия  и  средневековые государства Европы  и  |             |
|            | Азии.     Специфика    формирования    единого  |             |
|            | российского  государства.  Возвышение  Москвы.  |             |
|            | Формирование  сословной  системы   организации  |             |
|            | общества.   Реформы Петра 1.   Век  Екатерины.  |             |
|            | Предпосылки    и    особенности    складывания  |             |
|            | российского  абсолютизма. Дискуссии о генезисе  |             |
|            | самодержавия.                                   |             |
|            |          Особенности    и   основные     этапы  |             |
|            | экономического   развития   России.   Эволюция  |             |
|            | форм   собственности  на   землю.    Структура  |             |
|            | феодального землевладения. Крепостное право  в  |             |
|            | России.              Мануфактурно-промышленное  |             |
|            | производство.    Становление   индустриального  |             |
|            | общества   в   России:  общее   и   особенное.  |             |
|            | Общественная мысль и особенности общественного  |             |
|            | движения  России Х1Х  в. Реформы и реформаторы  |             |
|            | в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад  |             |
|            | в мировую культуру.                             |             |
|            |  Роль   ХХ    столетия   в   мировой  истории.  |             |
|            | Глобализация общественных процессов.  Проблема  |             |
|            | экономического    роста    и     модернизации.  |             |
|            | Революции  и реформы. Социальная трансформация  |             |
|            | общества.        Столкновение        тенденций  |             |
|            | интернационализма и национализма, интеграции и  |             |
|            | сепаратизма, демократии и авторитаризма.        |             |
|            |        Россия  в  начале  ХХ  в.   Объективная  |             |
|            | потребность     индустриальной    модернизации  |             |
|            | России.    Российские  реформы   в   контексте  |             |
|            | общемирового    развития   в   начале    века.  |             |
|            | Политические    партии    России:     генезис,  |             |
|            | классификация, программы, тактика.              |             |
|            |  Россия    в   условиях   мировой   войны    и  |             |
|            | общенационального кризиса.  Революция 1917  г.  |             |
|            | Гражданская   война   и   интервенция   ,   их  |             |
|            | результаты     и    последствия.    Российская  |             |
|            | эмиграция.  Социально-экономическое   развитие  |             |
|            | страны   в   20-е   гг.   НЭП.    Формирование  |             |
|            | однопартийного      политического      режима.  |             |
|            | Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20- |             |
|            | е гг. Внешняя политика.                         |             |
|            |    Курс  на строительство социализма  в  одной  |             |
|            | стране    и    его   последствия.   Социально-  |             |
|            | экономические  преобразования   в   30-е   гг.  |             |
|            | Усиление   режима   личной   власти   Сталина.  |             |
|            | Сопротивление сталинизму.                       |             |
|            |      СССР накануне и в начальный период второй  |             |
|            | мировой войны.  Великая Отечественная война.    |             |
|            |          Социально-экономическое     развитие,  |             |
|            | общественно-политическая   жизнь,    культура,  |             |
|            | внешняя  политика  СССР в  послевоенные  годы.  |             |
|            | Холодная война.                                 |             |
|            |        Попытки  осуществления  политических  и  |             |
|            | экономических реформ.                           |             |
|            |       НТР  и  ее  влияние на ход общественного  |             |
|            | развития.                                       |             |
|            |      СССР  в  середине 60-80-х гг.: нарастание  |             |
|            | кризисных  явлений. Советский Союз в 1985-1991  |             |
|            | гг.   Перестройка.   Попытка  государственного  |             |
|            | переворота  1991 г. и ее провал. Распад  СССР.  |             |
|            | Беловежские  соглашения.  Октябрьские  события  |             |
|            | 1993 г.                                         |             |
|            |   Становление         новой         российской  |             |
|            | государственности (1993-1999 гг.).  Россия  на  |             |
|            | пути     радикальной    социально-политической  |             |
|            | модернизации.  Культура в современной  России.  |             |
|            | Внешнеполитическая  деятельность  в   условиях  |             |
|            | новой геополитической ситуации.                 |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.04.  | Культурология                                   |             |
|            |   Структура      и     состав     современного  |             |
|            | культурологического  знания.  Культурология  и  |             |
|            | философия   культуры,   социология   культуры,  |             |
|            | культурная   антропология.   Культурология   и  |             |
|            | история  мировой  культуры;  история  культуры  |             |
|            | России;   школы,  направления   и   теории   в  |             |
|            | культурологии;    охрана    и    использование  |             |
|            | культурного    наследия.    Теоретическая    и  |             |
|            | прикладная культурология.                       |             |
|            |   Методы культурологических исследований.       |             |
|            |   Основные  понятия  культурологии:  культура,  |             |
|            | цивилизация,   морфология  культуры,   функции  |             |
|            | культуры,  культурогенез,  динамика  культуры,  |             |
|            | язык   и  символ  культуры,  культурные  коды,  |             |
|            | межкультурные     коммуникации,     культурные  |             |
|            | ценности   и   нормы,   культурные   традиции,  |             |
|            | культурная картина мира, социальные  институты  |             |
|            | культуры,     культурная     самоидентичность,  |             |
|            | культурная модернизация.                        |             |
|            |   Типология     культур.     Этническая      и  |             |
|            | национальная,  элитарная и массовая  культура.  |             |
|            | Восточные    и    западные    типы    культур.  |             |
|            | Специфические    и   "серединные"    культуры.  |             |
|            | Локальные   культуры.   Тенденции   культурной  |             |
|            | универсализации    в    мировом    современном  |             |
|            | процессе.                                       |             |
|            |   Культура  и  природа. Культура  и  общество.  |             |
|            | Культура и глобальные проблемы современности.   |             |
|            |      Культура  и  личность.  Инкультурация   и  |             |
|            | социализация.                                   |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.05.  | Политология                                     |             |
|            |   Объект, предмет и метод политической  науки.  |             |
|            | Функции политологии.                            |             |
|            |   Политическая  жизнь  и  властные  отношения.  |             |
|            | Роль  и  место  политики в  жизни  современных  |             |
|            | обществ. Социальные функции политики.           |             |
|            |   История   политических  учений.   Российская  |             |
|            | политическая традиция: истоки, социокультурные  |             |
|            | основания,  историческая динамика. Современные  |             |
|            | политологические школы.                         |             |
|            |   Гражданское  общество, его  происхождение  и  |             |
|            | особенности.      Особенности      становления  |             |
|            | гражданского общества в России.                 |             |
|            |   Институциональные     аспекты      политики.  |             |
|            | Политическая  власть.  Политическая   система.  |             |
|            | Политические   режимы,  политические   партии,  |             |
|            | электоральные системы.                          |             |
|            |   Политические    отношения    и     процессы.  |             |
|            | Политические    конфликты   и    способы    их  |             |
|            | разрешения.      Политические      технологии.  |             |
|            | Политический      менеджмент.     Политическая  |             |
|            | модернизация.                                   |             |
|            |   Политические   организации    и    движения.  |             |
|            | Политические элиты. Политические лидерство.     |             |
|            |   Социокультурные аспекты политики.             |             |
|            |   Мировая     экономика    и     международные  |             |
|            | отношения.  Особенности мирового политического  |             |
|            | процесса. Национально-государственные интересы  |             |
|            | России в новой геополитической ситуации.        |             |
|            |   Методология       познания      политической  |             |
|            | реальности.  Парадигмы  политического  знания.  |             |
|            | Экспертное  политическое знание;  политическая  |             |
|            | аналитика    и    прогностика.   Сравнительная  |             |
|            | политология.                                    |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.06.  | Логика                                          |             |
|            | Логика   и  язык  права.  Суждение  и   норма.  |             |
|            | Вопросно-ответные      ситуации.      Понятие.  |             |
|            | Определение    и   классификация.    Дедукция,  |             |
|            | индукция   и   аналогия.   Логические   основы  |             |
|            | аргументации. Формы развития знания: проблема,  |             |
|            | гипотеза, судебно-следственная версия, теория.  |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.07.  | Русский язык и культура речи                    |             |
|            |   Стили  современного  русского  литературного  |             |
|            | языка.   Языковая норма, ее роль в становлении  |             |
|            | и функционировании литературного языка.         |             |
|            |   Речевое  взаимодействие.   Основные  единицы  |             |
|            | общения.  Устная  и  письменная  разновидности  |             |
|            | литературного       языка.        Нормативные,  |             |
|            | коммуникативные,  этические аспекты  устной  и  |             |
|            | письменной речи.                                |             |
|            |         Функциональные   стили    современного  |             |
|            | русского языка.  Взаимодействие функциональных  |             |
|            | стилей. Научный стиль. Специфика использования  |             |
|            | элементов различных языковых уровней в научной  |             |
|            | речи.   Речевые нормы учебной и  научной  сфер  |             |
|            | деятельности. Официально-деловой стиль,  сфера  |             |
|            | его  функционирования,  жанровое разнообразие.  |             |
|            | Языковые   формулы   официальных   документов.  |             |
|            | Приемы     унификации     языка      служебных  |             |
|            | документов.     Интернациональные     свойства  |             |
|            | русской  официально-деловой  письменной  речи.  |             |
|            | Язык и стиль распорядительных документов. Язык  |             |
|            | и  стиль коммерческой корреспонденции. Язык  и  |             |
|            | стиль   инструктивно-методических  документов.  |             |
|            | Реклама  в  деловой  речи.  Правила оформления  |             |
|            | документов. Речевой этикет в документе.         |             |
|            |       Жанровая дифференциация и отбор языковых  |             |
|            | средств в публицистическом стиле.  Особенности  |             |
|            | устной публичной речи. Оратор и его аудитория.  |             |
|            | Основные  виды  аргументов.  Подготовка  речи:  |             |
|            | выбор   темы,  цель  речи,  поиск   материала,  |             |
|            | начало,   развертывание  и  завершение   речи.  |             |
|            | Основные  приемы  поиска  материала   и   виды  |             |
|            | вспомогательных     материалов.      Словесное  |             |
|            | оформление       публичного       выступления.  |             |
|            | Понятливость,        информативность         и  |             |
|            | выразительность публичной речи.                 |             |
|            |      Разговорная речь в системе функциональных  |             |
|            | разновидностей  русского литературного  языка.  |             |
|            | Условия  функционирования  разговорной   речи,  |             |
|            | роль   внеязыковх  факторов.  Культура   речи.  |             |
|            | Основные     направления     совершенствования  |             |
|            | навыков грамотного письма и говорения.          |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.08.  | Социология                                      |             |
|            |   Предистория      и     социально-философские  |             |
|            | предпосылки     социологии     как      науки.  |             |
|            | Социологический  проект  Конта.   Классические  |             |
|            | социологические      теории.       Современные  |             |
|            | социологические        теории.         Русская  |             |
|            | социологическая мысль.                          |             |
|            |   Общество  и  социальные  институты.  Мировая  |             |
|            | система  и  процессы глобализации.  Социальные  |             |
|            | группы и общности. Виды общностей. Общность  и  |             |
|            | личность.    Малые   группы   и    коллективы.  |             |
|            | Социальная  организация. Социальные  движения.  |             |
|            | Социальное   неравенство,   стратификация    и  |             |
|            | социальная  мобильность.  Понятие  социального  |             |
|            | статуса.                                        |             |
|            |   Социальное   взаимодействие   и   социальные  |             |
|            | отношения.  Общественное мнение  как  институт  |             |
|            | гражданского  общества.  Культура  как  фактор  |             |
|            | социальных      изменений.      Взаимодействие  |             |
|            | экономики, социальных отношений и культуры.     |             |
|            |   Личность  как  социальный  тип..  Социальный  |             |
|            | контроль  и  девиация. Личность как деятельный  |             |
|            | субъект.                                        |             |
|            |   Социальные  изменения. Социальные  революции  |             |
|            | и  реформы.  Концепции социального  прогресса.  |             |
|            | Формирование мировой системы. Место  России  в  |             |
|            | мировом сообществе.                             |             |
|            |   Методы социологического исследования.         |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.09.  | Философия                                       |             |
|            | Предмет  философии. Место и роль  философии  в  |             |
|            | культуре.   Становление  философии.   Основные  |             |
|            | направления,  школы  философии  и   этапы   ее  |             |
|            | исторического развития. Структура философского  |             |
|            | знания.                                         |             |
|            |        Учение   о   бытии.   Монистические   и  |             |
|            | плюралистические       концепции        бытия,  |             |
|            | самоорганизация бытия.  Понятия  материального  |             |
|            | и идеального. Пространство, время.  Движение и  |             |
|            | развитие,     диалектика.    Детерминизм     и  |             |
|            | индетерминизм.  Динамические и  статистические  |             |
|            | закономерности.    Научные,   философские    и  |             |
|            | религиозные картины мира.                       |             |
|            |       Человек, общество,  культура.  Человек и  |             |
|            | природа.     Общество   и    его    структура.  |             |
|            | Гражданское общество и государство. Человек  в  |             |
|            | системе   социальных   связей.    Человек    и  |             |
|            | исторический   процесс;  личность   и   массы,  |             |
|            | свобода   и   необходимость.  Формационная   и  |             |
|            | цивилизационная    концепции     общественного  |             |
|            | развития.                                       |             |
|            |       Смысл  человеческого  бытия.  Насилие  и  |             |
|            | ненасилие.    Свобода    и    ответственность.  |             |
|            | Мораль,  справедливость,  право.  Нравственные  |             |
|            | ценности. Представления о совершенном человеке  |             |
|            | в  различных культурах. Эстетические  ценности  |             |
|            | и  их  роль в человеческой жизни.  Религиозные  |             |
|            | ценности и свобода совести.                     |             |
|            |         Сознание    и   познание.    Сознание,  |             |
|            | самосознание и личность. Познание, творчество,  |             |
|            | практика.    Вера  и  знание.    Понимание   и  |             |
|            | объяснение.   Рациональное и иррациональное  в  |             |
|            | познавательной деятельности. Проблема  истины.  |             |
|            | Действительность,  мышление,  логика  и  язык.  |             |
|            | Научное    и   вненаучное   знание.   Критерии  |             |
|            | научности.   Структура научного познания,  его  |             |
|            | методы   и  формы.  Рост   научного    знания.  |             |
|            | Научные     революции    и     смены     типов  |             |
|            | рациональности. Наука и техника.                |             |
|            |         Будущее    человечества.    Глобальные  |             |
|            | проблемы     современности.     Взаимодействие  |             |
|            | цивилизаций и сценарии будущего.                |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Ф.10.  | Экономика                                       |             |
|            |  Введение  в   экономическую  теорию.   Блага.  |             |
|            | Потребности,   ресурсы.  Экономический  выбор.  |             |
|            | Экономические     отношения.     Экономические  |             |
|            | системы. Основные этапы развития экономической  |             |
|            | теории. Методы экономической теории.            |             |
|            |         Микроэкономика.   Рынок.    Спрос    и  |             |
|            | предложение.  Потребительские  предпочтения  и  |             |
|            | предельная    полезность.   Факторы    спроса.  |             |
|            | Индивидуальный  и  рыночный   спрос.    Эффект  |             |
|            | дохода   и   эффект  замещения.  Эластичность.  |             |
|            | Предложение  и  его факторы.  Закон  убывающей  |             |
|            | предельной      производительности.     Эффект  |             |
|            | масштаба.  Виды  издержек.  Фирма.  Выручка  и  |             |
|            | прибыль.    Принцип   максимизации    прибыли.  |             |
|            | Предложение  совершенно конкурентной  фирмы  и  |             |
|            | отрасли.  Эффективность  конкурентных  рынков.  |             |
|            | Рыночная  власть. Монополия. Монополистическая  |             |
|            | конкуренция.    Олигополия.    Антимонопольное  |             |
|            | регулирование.  Спрос на факторы производства.  |             |
|            | Рынок   труда.  Спрос  и  предложение   труда.  |             |
|            | Заработная плата и занятость. Рынок  капитала.  |             |
|            | Процентная   ставка   и   инвестиции.    Рынок  |             |
|            | земли.     Рента.     Общее    равновесие    и  |             |
|            | благосостояние.     Распределение     доходов.  |             |
|            | Неравенство.  Внешние эффекты  и  общественные  |             |
|            | блага. Роль государства.                        |             |
|            |       Макроэкономика.  Национальная  экономика  |             |
|            | как  целое.  Кругооборот доходов  и продуктов.  |             |
|            | ВВП  и  способы  его измерения.   Национальный  |             |
|            | доход.  Располагаемый личный  доход.   Индексы  |             |
|            | цен.  Безработица и ее формы.  Инфляция  и  ее  |             |
|            | виды.            Экономические          циклы.  |             |
|            | Макроэкономическое   равновесие.    Совокупный  |             |
|            | спрос      и      совокупное      предложение.  |             |
|            | Стабилизационная  политика.   Равновесие    на  |             |
|            | товарном  рынке.   Потребление  и  сбережения.  |             |
|            | Инвестиции. Государственные расходы и  налоги.  |             |
|            | Эффект   мультипликатора.   Бюджетно-налоговая  |             |
|            | политика.  Деньги и их функции.  Равновесие на  |             |
|            | денежном   рынке.   Денежный   мультипликатор.  |             |
|            | Банковская      система.     Денежно-кредитная  |             |
|            | политика.   Экономический  рост  и   развитие.  |             |
|            | Международные экономические отношения. Внешняя  |             |
|            | торговля   и   торговая  политика.   Платежный  |             |
|            | баланс.  Валютный курс.                         |             |
|            |         Особенности   переходной     экономики  |             |
|            | России.   Приватизация.   Формы собственности.  |             |
|            | Предпринимательство.     Теневая    экономика.  |             |
|            | Рынок    труда.   Распределение   и    доходы.  |             |
|            | Преобразования в социальной сфере.              |             |
|            |       Структурные    сдвиги    в    экономике.  |             |
|            | Формирование открытой экономики.                |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.Н-Р.00 | Национально-региональный (вузовский) компонент  |   270       |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ГСЭ.В.00   | Дисциплины и курсы по выбору студента,          |   270       |
|            | устанавливаемые вузом                           |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|    ЕН      |   Общие математические и естественно-научные    |   400       |
|            |                   дисциплины                    |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|  ЕН.Ф.00   |             Федеральный компонент               |   320       |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|  ЕН.Ф.01   | Концепции современного естествознания           |             |
|            | Естественнонаучная  и  гуманитарная  культуры;  |             |
|            | научный    метод;    история   естествознания;  |             |
|            | панорама      современного     естествознания;  |             |
|            | тенденции    развития;    корпускулярная     и  |             |
|            | континуальная   концепции  описания   природы;  |             |
|            | порядок   и   беспорядок  в   природе;   хаос;  |             |
|            | структурные уровни организации материи; микро-, |             |
|            | макро-   и   мегамиры;   пространство,  время;  |             |
|            | принципы  относительности; принципы симметрии;  |             |
|            | законы       сохранения;       взаимодействие;  |             |
|            | близкодействие,   дальнодействие;   состояние;  |             |
|            | принципы    суперпозиции,    неопределенности,  |             |
|            | дополнительности;        динамические        и  |             |
|            | статистические   закономерности   в   природе;  |             |
|            | законы  сохранения энергии в  макроскопических  |             |
|            | процессах;   принцип   возрастания   энтропии;  |             |
|            | химические  процессы, реакционная  способность  |             |
|            | веществ;   внутреннее   строение   и   история  |             |
|            | геологического  развития  земли;   современные  |             |
|            | концепции    развития   геосферных   оболочек;  |             |
|            | литосфера   как  абиотическая  основа   жизни;  |             |
|            | экологические  функции  литосферы:  ресурсная,  |             |
|            | геодинамическая,      геофизико-геохимическая;  |             |
|            | географическая  оболочка  Земли;   особенности  |             |
|            | биологического  уровня  организации   материи;  |             |
|            | принципы  эволюции, воспроизводства и развития  |             |
|            | живых систем; многообразие живых организмов  -  |             |
|            | основа  организации  и устойчивости  биосферы;  |             |
|            | генетика   и  эволюция;  человек:  физиология,  |             |
|            | здоровье,          эмоции,         творчество,  |             |
|            | работоспособность; биоэтика, человек, биосфера  |             |
|            | и  космические  циклы: ноосфера, необратимость  |             |
|            | времени,  самоорганизация в  живой  и  неживой  |             |
|            | природе;        принципы        универсального  |             |
|            | эволюционизма; путь к единой культуре.          |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|  ЕН.Ф.02   | Информатика и математика                        |             |
|            | Аксиоматический  метод,  основные   структуры,  |             |
|            | составные  структуры,  вероятности,  языки   и  |             |
|            | программирование,  алгоритмы,  основы   защиты  |             |
|            | информации     и     сведений,    составляющих  |             |
|            | государственную    тайну;    методы     защиты  |             |
|            | информации, компьютерный практикум              |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ЕН.Н-Р.00  | Национально-региональный (вузовский) компонент  |   40        |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|  ЕН.В.00   |     Дисциплины и курсы по выбору студента,      |   40        |
|            |             устанавливаемые вузом               |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
|    ОПД     |        Общепрофессиональные дисциплины          |  4664       |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.00   |             Федеральный компонент               |  4116       |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.01   | Теория государства и права                      |   240       |
|            | Методологические  основы  научного   понимания  |             |
|            | государства  и  права, государственно-правовых  |             |
|            | явлений; закономерности исторического движения  |             |
|            | и   функционирования  государства   и   права;  |             |
|            | взаимосвязь  государства, права  и  иных  сфер  |             |
|            | жизни   общества  и  человека;  понятийный   и  |             |
|            | категорийный  аппарат  теории  государства   и  |             |
|            | права;   эволюция  и  соотношение  современных  |             |
|            | государственных и  правовых  систем;            |             |
|            | Основные   проблемы   современного   понимания  |             |
|            | государства   и  права;  общая  характеристика  |             |
|            | современных политико-правовых доктрин.          |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.02   | История политических и правовых учений          |    90       |
|            | Критерии   оценки  политико-правовых  доктрин;  |             |
|            | становление   и   развитие   политико-правовой  |             |
|            | идеологии;  политические  и  правовые  идеи  в  |             |
|            | государствах Древнего мира и средних веков; по  |             |
|            | литические  и правовые учения Нового  времени;  |             |
|            | теория  естественного права; теория разделения  |             |
|            | властей;  ранний  социализм;  политические   и  |             |
|            | правовые  учения в России; правовые  и  полити  |             |
|            | ческие  учения  Канта  и  Гегеля;  либеральные  |             |
|            | политико-правовые  доктрины;  социалистические  |             |
|            | политико-правовые     теории;     марксистские  |             |
|            | политико-правовые       учения;       основные  |             |
|            | политические и правовые учения второй половины  |             |
|            | XIX  века  (Остин, Еллинек и др.)  и  XX  века  |             |
|            | (Дюги, Эрлих, Кельзен и др.).                   |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.03   | История  отечественного государства и права     |   250       |
|            | Рабовладельческие  государства  на  территории  |             |
|            | нашей  страны; раннефеодальные государства  на  |             |
|            | Руси  (IX - начало XVI в.); татаро-монгольские  |             |
|            | государства на территории нашей страны (XIII -  |             |
|            | XV вв.); сословно-представительская монархия в  |             |
|            | России;  проблемы возникновения и  становления  |             |
|            | феодального  государства  и  права  у  народов  |             |
|            | России(у    народов    Прибалтики,    Украины,  |             |
|            | Казахстана,     Средней    Азии,     Молдавии,  |             |
|            | Закавказья); образование и развитие абсолютной  |             |
|            | монархии в России; государство и право  России  |             |
|            | в  период  становления и развития капитализма;  |             |
|            | возникновение   и  основные   этапы   развития  |             |
|            | советского государства и права; государство  и  |             |
|            | право Российской Федерации.                     |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.04   | История государства и права зарубежных стран    |   250       |
|            | Государство и право в странах Древнего Востока  |             |
|            | (древневосточные     цивилизации):     Египет,  |             |
|            | Вавилон, Индия, Китай; античная цивилизация  и  |             |
|            | античные государства: Древняя Греция и Древний  |             |
|            | Рим; история римского права; два пути развития  |             |
|            | средневековых  цивилизаций Запада  и  Востока;  |             |
|            | феодальное  государство  и  право  в   странах  |             |
|            | Европы (Англия, Франция, Германия и др.); роль  |             |
|            | христианства     и    католической     церкви;  |             |
|            | средневековые  государства Востока:  Исламский  |             |
|            | мир  и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай;  |             |
|            | мусульманское право; возникновение и  развитие  |             |
|            | буржуазного государства и права (Англия,  США,  |             |
|            | Франция,    Германия   и   др.);   образование  |             |
|            | англосаксонской   и  континентальной   системы  |             |
|            | права;  государство и право Новейшего  времени  |             |
|            | (США,  Великобритания,  Франция,  Германия   и  |             |
|            | др.);    государство   и   право   в   странах  |             |
|            | Центральной  и Юго-Восточной Европы,  Америки,  |             |
|            | Азии и Африки; основные тенденции развития  го  |             |
|            | сударства и права зарубежных стран в XX веке.   |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.05   | Конституционное (государственное) право России  |   240       |
|            | Понятие  и  предмет  конституционного   права;  |             |
|            | место  российского  конституционного  права  в  |             |
|            | системе права России; конституционное развитие  |             |
|            | России;     Конституция    РФ     1993     г.;  |             |
|            | конституционные    основы   общественного    и  |             |
|            | государственного         строя;         основы  |             |
|            | конституционного  строя РФ;  основы  правового  |             |
|            | положения   граждан;  конституционный   статус  |             |
|            | человека  и  гражданина РФ; гражданство  в  РФ  |             |
|            | (принципы    гражданства   в   РФ,   основания  |             |
|            | приобретения  и  прекращения, порядок  решения  |             |
|            | вопросов       российского       гражданства);  |             |
|            | конституционные права, свободы  и  обязанности  |             |
|            | российских  граждан, их реализация  и  защита;  |             |
|            | формы  правления;  государственное  устройство  |             |
|            | РФ:    содержание   и   правовое   закрепление  |             |
|            | российского    федерализма;   административно-  |             |
|            | территориальное    деление    в     Российской  |             |
|            | Федерации;  автономия  в  России;  РФ  -  член  |             |
|            | Содружества    Независимых   Государств;    из  |             |
|            | бирательная  система и избирательное  право  в  |             |
|            | РФ;  референдум; порядок принятия и  изменения  |             |
|            | конституции;  конституционная система  органов  |             |
|            | государства;  виды государственных  органов  в  |             |
|            | РФ,   их   система  и  конституционно-правовой  |             |
|            | статус;  Президент РФ; Федеральное Собрание  -  |             |
|            | парламент   РФ,  его  палаты;  законодательный  |             |
|            | процесс  в Федеральном Собрании; Правительство  |             |
|            | РФ;  судебная  власть  в  РФ;  конституционные  |             |
|            | основы     деятельности    Прокуратуры     РФ;  |             |
|            | Конституционный Суд РФ; конституционные основы  |             |
|            | системы  государственной власти субъектов  РФ;  |             |
|            | местное управление и самоуправление в РФ.       |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.06   | Конституционное    (государственное)     право  |   144       |
|            | зарубежных стран                                |             |
|            | Классификация зарубежных государств по  уровню  |             |
|            | их  социально-экономического  и  политического  |             |
|            | режима;     основные    тенденции     развития  |             |
|            | конституционного права зарубежных  государств;  |             |
|            | качественные   характеристики  конституционно-  |             |
|            | правового  развития  и конституционного  права  |             |
|            | отдельных   государств  (США,  Великобритания,  |             |
|            | Франция,  Германия, Италия,  Испания,  Япония,  |             |
|            | Польша,  Китай,  Куба,  Индия,  Иран  и  др.);  |             |
|            | правовое   положение  граждан   в   зарубежных  |             |
|            | странах,  разновидности политических  режимов;  |             |
|            | формы   государства;  избирательное  право   и  |             |
|            | избирательные системы; орган государства и  их  |             |
|            | положение;    парламент   и    парламентаризм;  |             |
|            | муниципальные системы.                          |             |
|------------|-------------------------------------------------|-------------|
| ОПД.Ф.07   | Гражданское право                               |   684       |
|            | Гражданское  право  в  системе  права  России;  |             |
|            | предмет   гражданско-правового  регулирования;  |             |
|            | гражданско-правовой    метод     регулирования  |             |
|            | общественных отношений; понятие, содержание  и  |             |
|            | виды   гражданских  правоотношений;  граждане,  |             |
|            | юридические     лица,    государственные     и  |             |
|            | муниципальные   образования    как    субъекты  |             |
|            | гражданских      правоотношений;       объекты  |             |
|            | гражданских правоотношений и их основные виды;  |             |
|            | понятие   и   виды   юридических   фактов    в  |             |
|            | гражданском   праве;  сделки  и   условия   их  |             |
|            | действительности; понятие, способы  и  пределы  |             |
|            | осуществления  гражданских  прав;   право   на  |             |
|            | защиту;  гражданско-правовая  ответственность,  |             |
|            | ее  условия  и  размер;  сроки  в  гражданском  |             |
|            | праве;  собственность  и  ее  правовые  формы,  |             |
|            | понятие и объекты права собственности, понятие  |             |
|            | и  содержание иных (ограниченных) вещных прав;  |             |
|            | наследование собственности граждан; гражданско- |             |
|            | правовая  защита  права собственности  и  иных  |             |
|            | вещных прав; гражданско-правовое регулирование  |             |
|            | отношений  в сфере интеллектуальной деятельнос  |             |
|            | ти;   исключительное  право  (интеллектуальная  |             |
|            | собственность);  авторское  право;   патентное  |             |
|            | право   на  изобретение,  полезную  модель   и  |             |
|            | промышленный   образец;  право  на   фирменное  |             |
|            | наименование  и  товарный  знак;   гражданско-  |             |
|            | правовое  регулирование личных неимущественных  |             |
|            | отношений,   не  связанных  с  имущественными;  |             |
|            | понятие,   виды   и  исполнение  обязательств;  |             |

Страницы: 1  2