ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕДАКЦИЯ НА 30.01.2002). Постановление. Правительство РФ. 24.03.00 258

         ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
                         РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                       (Редакция на 30.01.2002)

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                           24 марта 2000 г.
                                N 258
   
                                (ЮИАИ)




     Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить  прилагаемое  Положение  о  Министерстве образования
Российской Федерации.
     2. Признать утратившими силу:
     распоряжение Правительства Российской Федерации  от  11  сентября
1992 г. N 1691-р (Собрание актов Президента и Правительства Российской
Федерации, 1992, N 12, ст. 986);
     Постановление Совета   Министров   -   Правительства   Российской
Федерации от 22 февраля 1993 г. N 145 "Вопросы Высшего аттестационного
комитета   Российской   Федерации"   (Собрание   актов   Президента  и
Правительства Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 741);
     Постановление Правительства  Российской  Федерации  от 24 октября
1994  г.  N  1186  "О  внесении  изменений  в   Положение   о   Высшем
аттестационном     комитете     Российской     Федерации"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1994, N 27, ст. 2899);
     Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997
г.  N  395  "Об  утверждении  Положения  о   Министерстве   общего   и
профессионального    образования   Российской   Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 15, ст. 1796);
     Постановление Правительства  Российской  Федерации  от  30 апреля
1997  г.  N  506  "О  внесении  изменений   в   Положение   о   Высшем
аттестационном     комитете     Российской     Федерации"    (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1997, N 20, ст. 2277);
     Постановление Правительства  Российской  Федерации  от  7 августа
1998  г.  N  902  "Об  образовании  Высшей   аттестационной   комиссии
Министерства   общего   и   профессионального  образования  Российской
Федерации" (Собрание законодательства Российской  Федерации,  1998,  N
33, ст. 4014);
     распоряжение Правительства Российской  Федерации  от  20  декабря
1998  г.  N  1833-р  (Собрание  законодательства Российской Федерации,
1999, N 3, ст. 377).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В. ПУТИН
24 марта 2000 г.
N 258

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 24 марта 2000 года
                                                                 N 258


                              ПОЛОЖЕНИЕ
           О МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Министерство  образования Российской Федерации (Минобразование
России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим
государственную политику, осуществляющим управление и координирующим в
установленном  порядке   деятельность   других   федеральных   органов
исполнительной  власти  в  области  образования,  молодежной политики,
научной и научно -  технической  деятельности  учреждений  среднего  и
высшего  профессионального  образования,  научных  и  иных организаций
системы образования,  подготовки  и  аттестации  научных  и  научно  -
педагогических кадров высшей квалификации.
     2. Министерство   образования   Российской   Федерации   в  своей
деятельности  руководствуется   Конституцией   Российской   Федерации,
федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами
и распоряжениями Президента Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями  Правительства Российской Федерации,  а также настоящим
Положением.
     3. Министерство  образования  Российской  Федерации  осуществляет
свою деятельность во  взаимодействии  с  иными  федеральными  органами
исполнительной   власти,   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  органами  местного  самоуправления,  Российской
академией  наук,  Российской академией образования,  иными отраслевыми
академиями   наук,   имеющими   государственный    статус,    научными
организациями,  молодежными  и  детскими общественными объединениями и
организациями.
     4. Основными   задачами   Министерства   образования   Российской
Федерации являются:
     1) осуществление государственной политики в области  образования,
обеспечивающей  необходимые  условия  для  реализации конституционного
права  граждан  России  на  получение  образования  и   удовлетворения
потребностей  государства  и  общества в работниках квалифицированного
труда;
     2) разработка   системы   управления   и   координации  научно  -
исследовательских и опытно - конструкторских работ  в  образовательных
учреждениях и организациях системы образования;
     3) реализация  государственной  кадровой   политики   в   области
образования и научной деятельности в системе образования, подготовка и
переподготовка кадров, работающих с молодежью;
     4) разработка и утверждение федеральных требований  к  содержанию
образования;
     5) создание   системы   оценки    деятельности    образовательных
учреждений;
     6) совершенствование организационно  -  экономического  механизма
функционирования системы образования;
     7) осуществление   информатизации   в   области   образования   и
государственной молодежной политики;
     8) обеспечение  нормативно  - правового регулирования отношений в
области образования,  научной деятельности  в  системе  образования  и
аттестации   научных   и   научно   -   педагогических  кадров  высшей
квалификации, государственной молодежной политики;
     9) организация и развитие международного сотрудничества в области
образования,    государственной   молодежной   политики,   участие   в
формировании  единого  образовательного  пространства   государств   -
участников Содружества Независимых Государств;
     10) организация  государственной  аттестации научных работников и
специалистов  научных  организаций  и  научных  подразделений   высших
учебных заведений;
     11) разработка  и  осуществление  совместно  с  заинтересованными
федеральными  органами исполнительной власти мер по обеспечению защиты
прав и  законных  интересов  молодых  граждан,  созданию  условий  для
решения  их социальных,  материальных и жилищных проблем,  организации
обучения,  занятости  и  отдыха  молодежи,  а  также  по  формированию
здорового образа жизни.
     5. Министерство образования Российской Федерации в соответствии с
возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
     1) выполняет  в  установленном  порядке  функции государственного
заказчика  федеральных  целевых  программ  в  области  образования   и
государственной молодежной политики;
     2) участвует   в   реализации   Программы   поддержки  Российской
Федерацией  интеграционных   процессов   в   области   образования   в
Содружестве Независимых Государств;
     3) разрабатывает   с   участием   других   федеральных    органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, образовательных учреждений и организаций системы
образования,    общественных    объединений    федеральные    целевые,
межгосударственные и межведомственные программы и  проекты  в  области
образования,  молодежной  политики  и  научной  деятельности в системе
образования,  а  также   межрегиональные   программы   государственной
поддержки молодежных и детских объединений;
     4) организует  работу по формированию целевых программ разработки
и  производства  учебной   техники,   пособий   и   оборудования   для
образовательных    учреждений,    формирует    программы    научно   -
исследовательских работ в этой области и обеспечивает их реализацию;
     5) обеспечивает    контроль   за   реализацией   законодательства
Российской Федерации в области  образования,  научной  деятельности  в
системе  образования  и  аттестации  научных и научно - педагогических
работников, государственной молодежной политики;
     6) осуществляет комплексный анализ  и  прогнозирование  тенденций
развития образования;
     7) осуществляет научно -  методическое  обеспечение  деятельности
органов   исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
вопросам образования и реализации государственной молодежной политики,
а  также  координацию  и  организационно  -  методическое  обеспечение
деятельности находящихся  в  ведении  Министерства  организаций  сферы
молодежной политики;
     8) выступает  учредителем  и осуществляет полномочия учредителя в
отношении находящихся  в  его  ведении  образовательных  учреждений  и
организаций;
     9) разрабатывает    типовые    положения    об    образовательных
учреждениях,  разрабатывает  и утверждает типовые положения о филиалах
государственных  учреждений  высшего  и   среднего   профессионального
образования и порядок их организации;
     10) участвует в изучении рынка труда  и  в  разработке  прогнозов
подготовки специалистов;
     11) определяет с участием  заинтересованных  федеральных  органов
исполнительной власти перечень профессий и специальностей,  по которым
ведутся профессиональное образование и профессиональная  подготовка  в
образовательных учреждениях;
     12) координирует  деятельность  государственных   образовательных
учреждений  независимо  от их ведомственной принадлежности по вопросам
определения объемов  и  структуры  подготовки  специалистов,  а  также
определяет  порядок  организации  их  подготовки  по  профессиональным
образовательным программам (направлениям, специальностям);
     13) ежегодно устанавливает для находящихся в ведении Министерства
образовательных учреждений контрольные  цифры  приема  всех  категорий
обучающихся,  общее число студентов,  принимаемых для обучения за счет
средств федерального бюджета,  и структуру их приема,  рассматривает и
согласовывает   количество   граждан,   принимаемых   на   обучение  в
государственные   учреждения   начального,   среднего,    высшего    и
послевузовского   профессионального   образования   за   счет  средств
федерального бюджета;
     14) устанавливает   порядок   приема  граждан  в  государственные
учреждения среднего и высшего профессионального образования и перевода
обучающихся из одного учебного заведения в другое;
     15) участвует в установленном порядке в  проведении  психолого  -
педагогической экспертизы детских игр и игрушек;
     16) определяет в пределах своей компетенции  перечень  учебной  и
учебно  -  методической  литературы  для  образовательных  учреждений,
обеспечивающий  реализацию  федеральных  компонентов   государственных
образовательных стандартов,  разрабатывает и утверждает долгосрочные и
краткосрочные  программы  выпуска  учебной  и  учебно  -  методической
литературы, технических и других средств обучения;
     17) координирует  издательскую  деятельность  находящихся  в  его
ведении   организаций   и  редакций,  осуществляет  в  пределах  своей
компетенции поддержку учебного и научного книгоиздания;
     18) разрабатывает  и реализует совместно с профсоюзными органами,
общественными организациями,  заинтересованными федеральными  органами
исполнительной  власти  комплекс мер по охране труда,  направленных на
обеспечение здоровья и безопасных условий учебы и  труда  обучающихся,
воспитанников   и  работников  системы  образования,  а  также  по  их
социальной защите;
     19) организует  с  участием  заинтересованных федеральных органов
исполнительной  власти,  органов   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  на основе специальных педагогических программ и
методик работу  с  детьми  и  подростками  с  девиантным  (общественно
опасным)  поведением и отклонениями в физическом и умственном развитии
для  получения  ими  образования,  коррекции  нарушения   развития   и
социальной адаптации;
     20) оказывает методическую помощь и содействие  органам  опеки  и
попечительства,  ведет  централизованный  учет  детей,  оставшихся без
попечения родителей;
     21) участвует   совместно   с   другими   федеральными   органами
исполнительной  власти,  органами  исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  в  формировании  и  реализации  государственной
научной и научно - технической политики,  способствующей сохранению  и
развитию   научного  потенциала  системы  образования,  взаимодействию
высшей школы,  фундаментальной и прикладной науки,  повышению качества
образовательного процесса;
     22) обеспечивает    сотрудничество    находящихся    в    ведении
Министерства    образовательных    учреждений    и    организаций    с
заинтересованными   федеральными   органами   исполнительной   власти,
Российской  академией  наук,  Российской академией образования,  иными
отраслевыми  академиями   наук,   имеющими   государственный   статус,
организациями  в  целях  интеграции  науки  и образования,  создания и
внедрения наукоемких систем и технологий;
     23) утверждает   межвузовские  научные  и  научно  -  технические
программы и проекты;
     24) участвует  совместно  с  федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
в  формировании  рынков  научной,  научно  -  технической  продукции и
образовательных услуг,  проводит работу по созданию на базе учреждений
высшего  профессионального  образования  и  научно - исследовательских
организаций сети аккредитованных лабораторий и центров по сертификации
продукции (работ, услуг) в системе образования;
     25) выступает в установленном порядке государственным  заказчиком
федеральных целевых и других научных и научно - технических программ и
проектов,  выдает на конкурсной основе заказы на реализацию  научно  -
технических разработок,  организацию экспертизы, заключает договоры на
выполнение этих работ,  а также предоставляет в установленном  порядке
научным   работникам   образовательных   учреждений   и   организаций,
находящихся в ведении Министерства,  гранты на  проведение  конкретных
научных исследований;
     26) организует  проведение  научно  -  технических   конференций,
симпозиумов,   совещаний,   выставок   и   конкурсов,   в   том  числе
международных,  в  сфере  образования  и  государственной   молодежной
политики;
     27) организует    разработку    государственных   образовательных
стандартов  и  утверждает  их  федеральные  компоненты,  устанавливает
федеральные   требования   к   содержанию   образования  и  разработке
общеобразовательных  программ   и   профессиональных   образовательных
программ;
     28) осуществляет совместно  с  органами  управления  образованием
субъектов  Российской  Федерации государственный контроль за качеством
образования;
     29) обеспечивает    разработку    на    основе    государственных
образовательных стандартов примерных образовательных программ, учебных
планов  и  программ курсов,  утверждает положения о порядке проведения
производственной  (профессиональной)  практики  студентов  и  учащихся
образовательных учреждений профессионального образования;
     30) разрабатывает  и  утверждает  положение   о   государственной
(итоговой)    аттестации    выпускников   образовательных   учреждений
Российской Федерации;
     31) разрабатывает  и  утверждает положения о золотой и серебряной
медалях,    а    также    порядок    награждения    ими    выпускников
общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
     32) разрабатывает  и  утверждает  положения   об   экстернате   в
образовательных учреждениях общего и профессионального образования;
     33) осуществляет  лицензирование,  аттестацию  и  государственную
аккредитацию    образовательных    учреждений    в    соответствии   с
законодательством Российской Федерации;
     34) разрабатывает  и утверждает формы документов государственного
образца об уровне  образования  и  (или)  квалификации,  устанавливает
порядок  их  выдачи  и  решает  вопросы,  связанные  с подтверждением,
признанием  и  эквивалентностью   этих   документов   за   рубежом   в
соответствии с международными договорами Российской Федерации;
     35) определяет порядок  признания  эквивалентности  документов  о
соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре,
доцента по кафедре,  полученных в иностранных государствах,  выдает  в
соответствии   с   международными   договорами   Российской  Федерации
свидетельства об эквивалентности указанных документов;
     36) осуществляет   информатизацию   в   области   образования   и
государственной  молодежной  политики,  научной деятельности в системе
образования и аттестации научных и научно - педагогических  работников
с   учетом   современного   мирового  уровня  развития  информационных
технологий;
     37) определяет порядок накопления и  обработки  документированной
информации  с  ограниченным  доступом  в области образования,  научной
деятельности  и  аттестации  научных   и   научно   -   педагогических
работников,  правила  ее защиты и порядок доступа к ней,  обеспечивает
методическое  руководство  работами  по  информационной   безопасности
деятельности   находящихся   в  ведении  Министерства  образовательных
учреждений и организаций;
     38) организует   участие   находящихся   в  ведении  Министерства
образовательных учреждений и организаций в создании национальной  сети
компьютерных     телекоммуникаций,    связанной    с    международными
компьютерными сетями, в целях развития образования и науки;
     39) организует  и  координирует  разработку и использование новых
информационных  технологий  в  образовательном  процессе  и  научно  -
исследовательской  деятельности  находящихся  в  ведении  Министерства
образовательных учреждений и организаций, в том числе в целях создания
системы дистанционного образования;
     40) оказывает методическую помощь библиотекам и службам научно  -
технической информации образовательных учреждений,  а также организует
участие находящихся в ведении Министерства образовательных  учреждений
и организаций в создании электронных библиотечных систем коллективного
пользования в интересах образования и науки;
     41) организует  федеральную  систему  подготовки и переподготовки
педагогических кадров образовательных учреждений и работников  органов
управления образованием;
     42) разрабатывает и осуществляет совместно с другими федеральными
органами   исполнительной  власти  и  органами  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  комплекс  мер  по  профессиональному
образованию,   подготовке,  переподготовке  и  повышению  квалификации
рабочих  и  служащих,  а  также  по   профессиональному   обучению   и
переобучению высвобождающегося и незанятого населения;
     43) организует повышение квалификации и переподготовку  научно  -
педагогических    работников    государственных   учреждений   высшего
профессионального образования,  государственных  научных  организаций,
действующих  в  системе  высшего  и  послевузовского профессионального
образования;
     44) устанавливает порядок аттестации руководящих и педагогических
работников государственных и муниципальных образовательных  учреждений
и работников органов управления образованием,  а также образовательные
цензы для педагогических работников;
     45) утверждает  положения  о подготовке научно - педагогических и
научных кадров, о порядке замещения должностей педагогических и научно
-    педагогических    работников    государственных   образовательных
учреждений;
     46) открывает   в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации  в  государственных  высших  учебных   заведениях,   научных
организациях независимо от их ведомственной принадлежности аспирантуру
и докторантуру;
     47) в  установленном порядке присваивает ученые звания профессора
по кафедре,  доцента по кафедре и лишает  (восстанавливает)  указанных
ученых званий;
     48) согласовывает  назначение  руководителей  органов  управления
образованием субъектов Российской Федерации;
     49) обобщает   практику  применения  законодательства  Российской
Федерации в области образования,  государственной молодежной политики,
научной  деятельности  и  аттестации научных и научно - педагогических
кадров  высшей  квалификации,   разрабатывает   предложения   по   его
совершенствованию  и вносит их в установленном порядке в Правительство
Российской Федерации;
     50) разрабатывает  в  пределах  своей  компетенции  ведомственную
нормативно - правовую базу, обеспечивающую функционирование и развитие
системы образования,  а также регулирование государственной молодежной
политики;
     51) согласовывает  ведомственные  нормативные документы в области
образования и государственной молодежной политики,  издаваемые другими
федеральными органами исполнительной власти;
     52) согласовывает  в  установленном порядке с федеральным органом
по  управлению   государственным   имуществом   вопросы   распоряжения
федеральным   имуществом   в   системе   высшего   и   послевузовского
профессионального образования;
     53) участвует   в   разработке   и   реализации   государственной
финансовой,  налоговой,  инвестиционной  и  инновационной  политики  в
области образования;
     54) разрабатывает    федеральные     нормативы     финансирования
находящихся   в  ведении  Министерства  образовательных  учреждений  и
организаций;
     55) осуществляет    разработку    и   контроль   за   выполнением
государственных  нормативов  материально  -  технического  обеспечения
образовательного    процесса    в    государственных   образовательных
учреждениях;
     56) разрабатывает   с   участием   других   федеральных   органов
исполнительной  власти  предложения  по  установлению  норм  труда   и
государственных нормативов оплаты труда в образовательных учреждениях;
     57) осуществляет   в   установленном    порядке    финансирование
деятельности   находящихся   в  ведении  Министерства  образовательных
учреждений  и  организаций,  утверждает  сметы  доходов   и   расходов
подведомственных бюджетных учреждений;
     58) обеспечивает   развитие   материально   -    технической    и
экспериментально  -  производственной базы учебного процесса и научных
исследований в  находящихся  в  ведении  Министерства  образовательных
учреждениях и организациях;
     59) осуществляет в установленном порядке сбор,  обработку, анализ
и  представление  государственной  статистической отчетности в области
образования и научной деятельности  в  системе  образования,  а  также
получает в установленном порядке ежегодную статистическую отчетность у
организаций   и   учреждений   независимо    от    их    ведомственной
принадлежности,  где  функционируют  советы  по  защите  диссертаций и
ученые  (научно  -  технические)  советы,  и  в  случае  необходимости
информацию  у федеральных органов исполнительной власти для разработки
и осуществления мероприятий по совершенствованию аттестации научных  и
научно - педагогических кадров;
     60) представляет   в   установленные   сроки   статистическую   и
бухгалтерскую  отчетность  Министерства,  а  также  находящихся  в его
ведении образовательных учреждений  и  организаций  в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации;
     61) проводит в находящихся в ведении Министерства образовательных
учреждениях  и  организациях  инспекторскую и контрольно - ревизионную
работу,  проверку  состояния  бухгалтерского   учета,   отчетности   и
осуществляет внутриведомственный финансовый контроль;
     62) представляет  в  установленном  порядке  интересы  Российской
Федерации   в  международных  организациях  по  вопросам  образования,
молодежной политики,  научной  деятельности  и  аттестации  научных  и
научно  -  педагогических работников,  а также заключает международные
договоры  межведомственного  характера  и   участвует   в   подготовке
международных договоров Российской Федерации по вопросам, отнесенным к
компетенции Министерства;
     63) обеспечивает выполнение  обязательств  Российской  Федерации,
вытекающих  из  договоров  с  иностранными  государствами  по вопросам
образования,  международного  сотрудничества  в   области   молодежной
политики,  защиты  прав и законных интересов молодых граждан,  а также
программ  международного   научно   -   технического   сотрудничества,
межведомственных договоров и соглашений;
     64) устанавливает  в  пределах  своей  компетенции прямые связи с
иностранными юридическими и физическими лицами и содействует  развитию
международных    связей    находящихся    в    ведении    Министерства
образовательных учреждений и организаций;
     65) обеспечивает  прием  (включая  визовую поддержку) иностранных
граждан  на  обучение,   стажировку   и   повышение   квалификации   в
соответствии   с   международными   договорами  Российской  Федерации,
оформляет в установленном порядке соответствующие документы для выезда
за границу обучающихся, воспитанников и работников образования и сферы
молодежной политики;
     66) оказывает     в     установленном     порядке      содействие
соотечественникам, проживающим в государствах - участниках Содружества
Независимых Государств,  в получении ими основного общего  образования
на родном языке;
     67) устанавливает примерный  перечень  федеральных  требований  к
минимальной  оснащенности  образовательных  учреждений  и оборудованию
учебных помещений,  образовательному цензу педагогических работников и
укомплектованности штатов в образовательных учреждениях разных типов и
видов;
     68) осуществляет в пределах своей компетенции переаттестацию лиц,
которым присвоены ученые звания  профессора  по  кафедре,  доцента  по
кафедре в государствах,  с которыми Российской Федерацией не заключены
договоры (соглашения) о признании и эквивалентности ученых званий;
     69) -  70)  исключены.
     71) заслушивает отчеты  руководителей  диссертационных  и  ученых
(научно  -  технических) советов с целью изучения и обобщения опыта их
работы;
     72) исключен.
     73) оформляет и выдает в установленном порядке дипломы докторов и
кандидатов наук, аттестаты профессоров и доцентов;
     74) осуществляет  в  соответствии  с  международными   договорами
лицензирование,  аттестацию  и государственную аккредитацию российских
образовательных учреждений и их  филиалов,  действующих  за  пределами
Российской Федерации;
     75) организовывает  в установленном порядке публикацию материалов
по вопросам аттестации научных и научно - педагогических кадров высшей
квалификации;
     76) осуществляет  совместно  с   заинтересованными   федеральными
органами   исполнительной   власти  мониторинг  и  прогноз  социальных
процессов в молодежной среде,  их анализ во взаимосвязи с социально  -
экономической ситуацией в стране;
     77) участвует  в  установленном порядке в разработке и реализации
федеральных  целевых  программ,  направленных  на   решение   вопросов
образования,    занятости,    жилищного    обеспечения,    социального
обслуживания,  улучшения условий и охраны труда,  организации отдыха и
оздоровления, профилактики наркомании и правонарушений среди молодежи,
детской  безнадзорности,  духовного,  физического   и   гражданско   -
патриотического  воспитания  молодых  людей,  на развитие творчества и
предпринимательства,  поддержку  деятельности  молодежных  и   детских
общественных   объединений,   а  также  на  решение  других  вопросов,
затрагивающих интересы молодежи;
     78) организует  научные  исследования  по  актуальным   проблемам
молодежи;
     79) содействует   информационному   и  методическому  обеспечению
молодежных и детских общественных объединений,  формирует  федеральный
реестр   молодежных   и   детских  общественных  объединений,  которым
оказывается государственная поддержка;
     80) содействует созданию и функционированию учебно - методических
центров,   оздоровительных   учреждений   (лагерей),   физкультурно  -
оздоровительных   и    спортивных    клубов,    творческих    центров,
специализированных  служб по вопросам поддержки и развития молодежного
предпринимательства,  а также других организаций, деятельность которых
направлена на решение проблем молодежи;
     81) совместно    с    заинтересованными   федеральными   органами
исполнительной власти организует  отдых  и  обеспечивает  условия  для
оздоровления детей и молодежи;
     82) участвует в организации физкультурно - оздоровительной работы
с детьми и молодежью,  способствует их привлечению  к  систематическим
занятиям физкультурой и спортом;
     83) представляет  ежегодно  в  Правительство Российской Федерации
доклад  о  положении  молодежи,  а  также  предложения   по   основным
направлениям  и  приоритетам  государственной  молодежной  политики  и
механизмам ее реализации;
     84) определяет порядок проведения  конкурса  проектов  (программ)
молодежных   и   детских   общественных   объединений   на   соискание
государственных грантов;
     85) разрабатывает и осуществляет меры по поддержке молодой семьи,
талантливой  молодежи,  молодежных и детских общественных объединений,
содействию  духовному  и  физическому  развитию  молодежи,  воспитанию
гражданственности и патриотизма;
     86) осуществляет  меры  государственной  поддержки  молодежных  и
детских объединений и координирует деятельность по осуществлению таких
мер на межрегиональном уровне;
     87) принимает  решения  о государственной поддержке на конкурсной
основе  проектов  (программ)   молодежных   и   детских   общественных
объединений  (в  пределах  бюджетных  средств,  предусмотренных на эти
цели);
     88) распределяет в установленном порядке  субсидии  молодежным  и
детским   общественным  объединениям  в  пределах  бюджетных  средств,
выделяемых на эти цели, а также осуществляет контроль за расходованием
выделяемых средств;
     89) участвует   в   реализации   мер   по  оказанию  социально  -
психологической,  педагогической,  правовой  помощи   и   реабилитации
молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
     6. Министерство образования Российской Федерации имеет право:
     1) издавать в пределах своей компетенции, в том числе совместно с
иными   федеральными   органами   исполнительной  власти,  нормативные
правовые акты в виде  приказов,  распоряжений,  правил,  инструкций  и
положений,  обязательные  для  выполнения  всеми федеральными органами
исполнительной власти,  в ведении  которых  находятся  образовательные
учреждения,   органами   исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации,  находящимися  в  ведении   Министерства   образовательными
учреждениями и организациями, давать разъяснения по ним;
     2) создавать, переименовывать, реорганизовывать и ликвидировать в
установленном    порядке    находящиеся    в    ведении   Министерства
образовательные учреждения и организации,  а также вносить изменения в
наименования  гражданских  государственных  высших  учебных  заведений
независимо от их ведомственной принадлежности;
     3) участвовать   в   порядке,   установленном   законодательством
Российской Федерации,  в учреждении фондов и организаций для поддержки
развития образования и решения проблем молодежи,  научно - технической
деятельности, в том числе международной;
     4) создавать в установленном порядке  при  Министерстве  научные,
научно  -  технические  и другие советы и комиссии,  временные научные
(творческие) коллективы,  экспертные  и  рабочие  группы  для  решения
вопросов   развития   образования,   молодежной   политики  и  научной
деятельности;
     5) запрашивать в  установленном  порядке  у  федеральных  органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, образовательных
учреждений  и  организаций  независимо от их организационно - правовой
формы и ведомственной принадлежности сведения,  материалы и документы,
необходимые для осуществления возложенных на Министерство задач;
     6) инспектировать в  пределах  своей  компетенции  на  территории
Российской  Федерации  любые  образовательные учреждения и любой орган
управления образованием в порядке надзора,  а также предоставлять  это
право другим государственным органам управления образованием;
     7) централизовывать до 3 процентов средств федерального  бюджета,
выделяемых  Министерству  на  содержание  находящихся  в  его  ведении
образовательных учреждений и организаций  и  на  проведение  научно  -
исследовательских  работ  в  соответствии  с функциональной структурой
расходов бюджета, и направлять эти средства на приобретение учебного и
научно   -   технического   оборудования,  бланочно  -  аттестационной
продукции,  на проведение актуальных научно - исследовательских работ,
необходимость   которых   возникает  в  течение  года,  на  обновление
библиотечных  фондов,  на  ремонт  аварийных   зданий   и   сооружений
образовательных   учреждений  и  организаций,  находящихся  в  ведении
Министерства;
     8) осуществлять   в   установленном  порядке  внешнеэкономическую
деятельность;
     9) устанавливать   по   обращениям   образовательных   учреждений
соответствие уровня и качества подготовки их  выпускников  требованиям
российских государственных образовательных стандартов;
     10) проводить    в     установленном     порядке     эксперименты
продолжительностью  до  5  лет  в  области  использования  современных
образовательных технологий и организации учебного процесса и научно  -
исследовательской деятельности в сфере образования;
     11) учреждать ведомственные награды,  награждать ими и  применять
иные   виды   поощрения   работников   образовательных   учреждений  и
организаций системы образования;
     12) - 14) исключены.
     15) привлекать в установленном порядке научные учреждения и  иные
организации,   молодежные   и  детские  общественные  объединения  для
разработки вопросов в сфере государственной молодежной политики.
     7. Министерство  образования  Российской  Федерации   возглавляет
Министр,   назначаемый  на  должность  и  освобождаемый  от  должности
Президентом  Российской  Федерации   по   представлению   Председателя
Правительства Российской Федерации.
     Министр осуществляет   руководство   Министерством   на    основе
единоначалия,   несет   персональную   ответственность  за  выполнение
возложенных на Министерство задач и функций.
     Министр имеет    заместителей,   назначаемых   на   должность   и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
     8. Министр образования Российской Федерации:
     1) распределяет обязанности между заместителями Министра;
     2) утверждает   структуру   и   штатное  расписание  центрального
аппарата  Министерства   в   пределах   установленных   Правительством
Российской  Федерации  численности и фонда оплаты труда работников,  а
также смету расходов на его  содержание  в  пределах  утвержденных  на
соответствующий  период  ассигнований,  предусмотренных  в федеральном
бюджете на государственное управление;
     3) утверждает положения о структурных подразделениях центрального
аппарата Министерства;
     4) утверждает   уставы   находящихся   в   ведении   Министерства
образовательных учреждений  и  организаций,  в  установленном  порядке
назначает   (утверждает)  на  должность  и  освобождает  от  должности
руководителей этих учреждений и организаций;
     5) назначает   на   должность   и   освобождает  от  должности  в
установленном порядке работников центрального аппарата Министерства;
     6) издает   в   пределах   своей  компетенции  в  соответствии  с
законодательством Российской  Федерации  приказы,  распоряжения,  дает
указания,   обязательные   для  исполнения  работниками  Министерства,
находящимися   в   его   ведении   образовательными   учреждениями   и
организациями, и осуществляет проверку их исполнения;
     7) представляет   в   установленном   порядке   в   Правительство
Российской   Федерации  проекты  законодательных  и  иных  нормативных
правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
     8) представляет     в     установленном     порядке    работников
образовательных  учреждений  и  организаций  в  сфере  образования   и
молодежной   политики   и   центрального   аппарата   Министерства   к
государственным  наградам  и  присвоению  почетных  званий,   поощряет
обучающихся,  воспитанников  и работников образовательных учреждений и
организаций, находящихся в ведении Министерства.
     9) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации
о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной службы в Министерстве.
     9. В  целях обеспечения единой государственной политики в области
государственной аттестации научных и научно -  педагогических  кадров,
присуждения  ученых  степеней  и присвоения ученых званий профессора и
доцента по специальности  образуется  Высшая  аттестационная  комиссия
Министерства образования Российской Федерации.
     Положение о    Высшей    аттестационной   комиссии   Министерства
образования   Российской   Федерации   утверждается    Министром    по
согласованию  с федеральным органом исполнительной власти,  проводящим
государственную политику и осуществляющим управление  в  сфере  науки,
другими  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
и Российской академией наук.
     Состав Высшей аттестационной  комиссии  Министерства  образования
Российской  Федерации утверждается Правительством Российской Федерации
по представлению Министерства,  согласованному с  федеральным  органом
исполнительной   власти,   проводящим   государственную   политику   и
осуществляющим управление в  сфере  науки,  другими  заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, Российской академией наук
и другими организациями.
     10. В  Министерстве  образования  Российской Федерации образуется
коллегия в составе Министра  (председатель  коллегии)  и  заместителей
Министра,   входящих   в  нее  по  должности,  а  также  руководителей
структурных   подразделений   центрального   аппарата    Министерства,
представителей иных федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  ведущих ученых,
специалистов  и  общественных  деятелей,  представителей  молодежных и
детских общественных объединений и организаций.
     Члены коллегии,  за исключением лиц, входящих в нее по должности,
утверждаются  Правительством  Российской  Федерации  по  представлению
Министра.
     Коллегия является  совещательным органом и рассматривает на своих
заседаниях основные вопросы,  отнесенные к  компетенции  Министерства.
Решения  коллегии  оформляются  протоколами и проводятся в жизнь,  как
правило, приказами Министра.
     11. Финансирование  расходов  на содержание центрального аппарата
Министерства образования Российской Федерации осуществляется  за  счет
ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на государственное
управление.
     12. Министерство   образования   Российской   Федерации  является
юридическим   лицом,   имеет   печать   и   бланк    с    изображением
Государственного  герба Российской Федерации и со своим наименованием,
другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы
и  бланки,  бюджетные и иные счета (в том числе в иностранной валюте),
открываемые в установленном порядке.