ОБ УСИЛЕНИИ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА ЗА ПИВОВАРЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РФ 15 декабря 2000 г. N 16 (НЦПИ) Я, Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Онищенко Г.Г., проанализировав данные Госкомстата России по производству и потреблению алкогольных напитков, вина и пива, отмечаю рост потребления населением пива. Указанная тенденция производства и потребления населением слабоалкогольных напитков и пива в целом соответствует концепции, направленной на снижение удельного веса крепких алкогольных напитков, и прежде всего водки. Вместе с тем сложившаяся ситуация не способствует изменению структуры потребляемых алкогольных напитков в сторону уменьшения использования водки, а, напротив, обусловливает рост суммарного поступления алкоголя в организм человека, тяжесть его социальных и медицинских последствий. Анализ наркотической ситуации в стране, включая исследования, проведенные в Москве в рамках проекта школьных исследований по алкоголю и наркотикам, указывает, что наблюдающийся рост потребления пива происходит за счет подростков и женщин детородного возраста. Это в немалой степени способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения. Проводимый госсанэпидслужбой мониторинг качества и безопасности пивобезалкогольной продукции указывает на продолжающиеся факты несоблюдения технологических санитарно - противоэпидемических режимов производства пива и безалкогольных напитков. Так, в течение 1995 - 1999 гг. удельный вес проб указанной продукции, не отвечающих требованиям гигиенических нормативов по санитарно - химическим показателям, не имеет тенденции к снижению и составлял в среднем 7,0. Несколько лучше микробиологические показатели продукции (6,6 в 1995 г. и 5,5 в 1999 г.), однако и они указывают на недостаточность работы производителей и продавцов по повышению качества и безопасности продукции. Наиболее неблагополучная ситуация отмечается в Республике Северная Осетия - Алания, где 24,4 проц. из всех исследованных проб пива не отвечали в 1999 г. гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в Камчатской области - 13,2, Республике Карелия - 12,1, Оренбургской области - 10,2, Брянской области - 10,3, Кемеровской области - 9,9, Смоленской области и Республике Мордовия - 9,1 проц. В Архангельской области 18,4 проц. исследованных госсанэпидслужбой проб пива не соответствовало гигиеническим нормативам по санитарно - химическим показателям, в Томской области - 17,1, Ивановской области - 16,1, Нижегородской области - 15,1, Кемеровской области - 14,0, Челябинской области - 14,3 проц. В ассортименте пивоваренной продукции представлены отдельные сорта пива с объемной долей спирта 9 - 14 проц., которые по своим токсикологическим свойствам и характеристикам, а также уровню воздействия на организм человека можно отнести к алкогольным напиткам (например, пиво "Корсар", производимое предприятием "Норд - Вест", Москва). В то же время производство безалкогольного пива остается на низком уровне. Разъяснительная работа среди населения по здоровому образу жизни, обучению культуре потребления алкогольных напитков, включая пиво, проводится в недостаточном объеме. В последнее время в электронных средствах массовой информации усилилась агрессивная, неумеренная, направленная преимущественно на восприимчивую молодежь, реклама пива. Учитывая, что отдельные сорта пива содержат в своем составе алкоголь в концентрациях, превышающих установленные уровни для безалкогольных напитков, и по уровню воздействия на организм человека сравнимы с алкогольными напитками, информацию, распространяемую в электронных средствах массовой информации, фактически можно расценивать как нарушение законодательства о запрещении рекламы на телевидении алкогольных напитков. Росту потребления молодыми людьми алкогольных напитков и пива способствует продажа их в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также отсутствие возрастного ценза на реализацию указанной продукции в торговле. В целях охраны здоровья и руководствуясь статьей 51 Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" N 52 от 30.03.99 и Федеральным законом "О качестве и безопасности пищевых продуктов" N 29 от 02.01.2000, постановляю: 1. Организациям, осуществляющим производство пива, обеспечить выпуск продукции в соответствии с действующими гигиеническими требованиями по санитарно - химическим и микробиологическим показателям, другими нормативными документами по содержанию алкоголя. 2. Главным государственным санитарным врачам по субъектам Российской Федерации и регионам на транспорте: 2.1. Проанализировать и доложить полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах и главным федеральным инспекторам в субъектах Российской Федерации о складывающейся ситуации и проводимой работе по предупреждению негативных последствий, связанных с потреблением населением алкогольных напитков и пива. 2.2. Провести анализ и вынести в I квартале 2001 г. на обсуждение межведомственных комиссий по регулированию алкогольного рынка в субъектах Российской Федерации вопросы, связанные с государственным регулированием производства и оборота алкогольных напитков и пива, повышением их качества и безопасности для здоровья населения. 2.3. Довести текст настоящего Постановления до всех организаций, осуществляющих производство и реализацию пива. 2.4. Рекомендовать организациям, осуществляющим производство и оборот пива, разработать и согласовать с учреждениями госсанэпиднадзора планы по технической модернизации производств, совершенствованию процессов выработки высококачественной продукции, условий ее хранения, транспортировки и реализации. 2.5. До 01.06.2001 провести анализ всей технической документации на производство пива, прежде всего в части ее соответствия требованиям нормативных документов. О результатах доложить в Департамент государственного санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России к 01.07.2001. 2.6. Обеспечить строгий контроль за выполнением организациями, осуществляющими закупку за рубежом, производство, хранение, транспортировку и реализацию пива, требований действующей нормативной и технической документации, а также настоящего Постановления. 2.7. Выйти с предложениями к общественным организациям по осуществлению комплекса профилактических мер, направленных на предупреждение негативных последствий употребления алкоголя, активизации работы по пропаганде здорового образа жизни, несовместимого с алкоголем. 3. Рекомендовать главам администраций субъектов Российской Федерации при разработке и реализации программ социально - экономического развития региона уделять внимание вопросам профилактики негативных последствий, связанных с употреблением населением алкогольных напитков и пива. 4. Просить: 4.1. Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций оказывать содействие специалистам органов управления здравоохранением и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации, органов управления образованием в проведении повседневной работы по разъяснению негативных последствий неумеренного потребления пива и других алкогольных напитков, пропаганде здорового образа жизни. 4.2. Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации рассмотреть вопрос о соответствии проводимой в средствах массовой информации рекламы пива действующему законодательству. 4.3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации при рассмотрении перспективных планов развития пивной индустрии предусмотреть экономические механизмы стимулирования увеличения объема выпуска пива в бутылках емкостью 0,3 л, а также безалкогольного пива. 4.4. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации рассмотреть вопросы: 4.4.1. О комплексном решении проблем усиления государственного регулирования оборота пива, в том числе путем организации сети специализированных торговых точек по его реализации. 4.4.2. О внесении предложения в Правительство Российской Федерации по введению ограничений на продажу пива лицам моложе 18 лет, запрещению его продажи в непосредственной близости от учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта. 4.5. Государственному комитету Российской Федерации по стандартизации и метрологии рассмотреть вопрос о внесении изменений в государственные стандарты на пиво и слабоалкогольные напитки с целью ужесточения параметров их безопасности и совершенствования терминологии. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Департамент государственного санитарно - эпидемиологического надзора Минздрава России. Главный государственный санитарный врач Российской Федерации Г.Г. ОНИЩЕНКО 15 декабря 2000 г. N 16 |