ПРОСИМ РАЗЪЯСНИТЬ: 1. ПРАВОМЕРНО ЛИ ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ЗАТРАТ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ ТОПЛИВА И ГОРЮЧЕ - СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, КОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯ СДАЕТ В АРЕНДУ, НА ОСНОВАНИИ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА И СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ МИНТРАНСОМ РОССИИ 29.04.97? 2. ПРАВОМЕРНО ЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО РАЗРАБОТАННЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ 6 марта 2001 г. N 03-12/10873 (Д) 1. Согласно статье 632 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. В соответствии со статьей 636 Кодекса, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов. Согласно статье 4 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) перечень затрат, включаемый в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок формирования финансовых результатов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, определяются федеральным законом. До принятия указанного закона при определении состава затрат следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом изменений и дополнений). В соответствии с подпунктом "и" пункта 2 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты на содержание служебного автотранспорта. Для целей налогообложения указанные затраты включаются в пределах, установленных законодательством. В настоящее время нормы на содержание служебного автотранспорта не установлены, в связи с этим при ведении учета и списании в расход топлива и горюче - смазочных материалов следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-97), утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации 29.04.97. Данный документ устанавливает базовые значения норм расхода топлива для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, и порядок (методику) их применения, а также нормативы по расходу смазочных материалов (основание: письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 02.11.99 N 02-04-07/6 и письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.10.2000 N 05-1-11/733). Вышеуказанные нормы действуют до 01.01.2002. Таким образом, если иное не установлено договором аренды транспортного средства с экипажем, расходы по приобретению топлива и горюче - смазочных материалов не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) у арендодателя. 2. Для новых моделей и модификаций автомобильной техники, на которые Министерством транспорта Российской Федерации не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководитель предприятия вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму сроком до 2 лет, разрабатываемую НИИАТ в установленном порядке. Временные нормы разрабатываются по Методике определения базовых норм расхода топлива на автомобильном транспорте, разработанной НИИАТ и утвержденной Федеральной автомобильно - дорожной службой России 14 октября 1996 года, и действительны на срок не более 2 лет с момента их разработки (в системе Минобороны РФ и МВД РФ в соответствии с приказами министров временные нормы действительны на срок до 5 лет). В этот период осуществляется проверка соответствия установленного значения временной нормы среднестатистическому расходу для данной модели автомобиля и при необходимости проводится уточнение значения нормы. Апробация временных норм выполняется НИИАТ с привлечением автотранспортных предприятий и других институтов и ведомств в установленном Минтрансом РФ порядке. После уточнения (апробации) временных норм они утверждаются в Минтрансе РФ и приобретают статус постоянно действующих норм. Заместитель руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А. Глинкин 6 марта 2001 г. N 03-12/10873 |