О ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Министерство образования РФ (Минобразование России). 18.02.00 14-51-129ИН/12


Страницы: 1  2  



            О ПРИМЕРНЫХ ПРОГРАММАХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ
           В ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          18 февраля 2000 г.
                           N 14-51-129ин/12

                                (НЦПИ)


     Примерные программы  вступительных  испытаний  в  образовательные
учреждения  высшего  профессионального  образования  (высшие   учебные
заведения)  разработаны Министерством образования Российской Федерации
(прилагаются) на основе  обязательного  минимума  содержания  среднего
(полного)    общего    образования    и    примерных    программ    по
общеобразовательным   предметам,   составляющим   инвариантную   часть
(федеральный   компонент)   действующего   Базисного   учебного  плана
общеобразовательных   учреждений   Российской   Федерации   в    целях
обеспечения равных прав граждан при поступлении в вузы.

Первый заместитель Министра
образования Российской Федерации
                                                          А.Ф. КИСЕЛЕВ
18 февраля 2000 г.
N 14-51-129ин/12


                                                            Приложение

             ПРИМЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

     Количество, перечень и форма вступительных испытаний определяются
правилами приема в высшее учебное заведение, утверждаемыми ректором, и
могут  отличаться  в  зависимости  от  специальности  или  направления
подготовки,   формы   обучения,   типа   реализуемой  профессиональной
образовательной программы (полный или  сокращенный  срок  обучения)  и
курса, на который осуществляется прием.
     Общеобразовательными предметами,  из  числа  которых  вуз   может
определять  свой  перечень  вступительных испытаний,  являются русский
язык,  литература,  математика,  физика,  химия,  биология, география,
история  России,  обществознание,  иностранные  языки.  Не допускается
установление   вступительных   испытаний   по    отдельным    разделам
обществознания.
     Все вступительные испытания при  приеме  на  первый  курс  (кроме
испытаний  по  специальности  при  приеме на подготовку специалистов в
области  искусства  и  физической  культуры)  проводятся   на   основе
примерных программ,  разработанных Минобразованием России. Запрещается
вводить в программы  вступительных  испытаний  вопросы,  выходящие  за
рамки указанных программ.
     Вузы могут предоставлять право абитуриентам по их выбору  сдавать
вступительные  испытания  по  информатике  в  качестве  альтернативных
одному из  вступительных  испытаний  по  программам,  согласованным  с
органом  управления  образованием  субъекта  Российской Федерации,  на
территории которого расположено высшее учебное заведение.
     Порядок приема  в  государственные общеобразовательные учреждения
высшего  профессионального  образования  (высшие  учебные   заведения)
Российской  Федерации,  учрежденные федеральным органом исполнительной
власти,  утвержден Приказом Минобразования России от  24.02.98  N  500
(зарегистрирован  Минюстом  России  23.04.98  N  1516) с изменениями и
дополнениями, утвержденными Приказом Минобразования России от 16.03.99
N 60 (зарегистрирован Минюстом России 05.05.99 N 1775).

                           РУССКИЙ ЯЗЫК <*>

--------------------------------
     <*> Программа  разработана С.И.  Львовой,  О.Ф.  Вакуровой,  Л.М.
Рыбченковой.

                        Общие сведения о языке

     Современный русский  литературный  язык  как   предмет   научного
изучения.  Русский  литературный  язык  - нормированная и обработанная
форма общенародного языка.
     Русский язык  как один из индоевропейских языков.  Место русского
языка в кругу родственных славянских языков.
     Язык и  культура.  Язык  и  история народа.  Основные изменения в
русском языке за последние десятилетия. Проблемы экологии языка.
     Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык
русского народа,  государственный язык  Российской  Федерации  и  язык
межнационального общения.
     Русские писатели о  богатстве  и  художественной  выразительности
русского языка.
     Лингвистика как наука о языке.  Разделы  лингвистики.  Выдающиеся
ученые - русисты. Основные лингвистические словари.

                            Система языка

     Язык как система. Основные уровни языка.
     Фонетика. Звук  как  единица  языка.  Классификация   гласных   и
согласных  звуков.  Смыслоразличительная  роль звуков речи.  Понятие о
фонеме.
     Ударение в  русском  языке.  Смыслоразличительная роль словесного
ударения.
     Изобразительные средства фонетики русского языка.
     Интонация. Основные  элементы  интонации  (логическое   ударение,
пауза, повышение - понижение голоса, тон речи и др.).
     Смыслоразличительная функция  интонации.  Основные  требования  к
интонационно правильной и выразительной речи.
     Лексика и  фразеология.  Слово  как   основная   единица   языка.
Лексическое  и  грамматическое,  прямое  и  переносное  значения слов;
однозначные и многозначные слова.  Переносное значение слов как основа
тропов.
     Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.
     Исторические изменения  в  словарном  составе  языка.  Архаизмы и
историзмы. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.
     Происхождение слов:   исконно  русские  и  заимствованные  слова.
Старославянизмы.
     Общеупотребительные и  необщеупотребительные слова.  Диалектизмы,
профессионализмы, слова - термины.
     Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические
сочетания,  пословицы  и  поговорки,  крылатые  выражения.   Источники
фразеологизмов.
     Лексические средства выразительности  речи.  Лексические  словари
русского языка.
     Морфемика и словообразование.  Морфема как  единица  языка.  Виды
морфем.  Чередование  гласных  и  согласных  в морфемах.  Исторические
изменения в структуре слов. Этимология как раздел лингвистики.
     Основные способы    образования    слов    в    русском    языке.
Словообразовательные средства выразительности речи.
     Морфемные и словообразовательные словари.
     Морфология. Части  речи  в  русском  языке.   Самостоятельные   и
служебные части речи. Междометие.
     Имя существительное:   значение,   постоянные   и    непостоянные
признаки, синтаксическая роль.
     Способы образования имен существительных.
     Имя прилагательное: значение, постоянные и непостоянные признаки,
синтаксическая роль. Разряды имен прилагательных по значению.
     Способы образования имен прилагательных.
     Имя числительное:  значение,  постоянные и непостоянные признаки,
синтаксическая роль.
     Числительные количественные и порядковые.  Разряды количественных
числительных.
     Склонение числительных.
     Местоимение. Значение     местоимений.     Разряды.     Склонение
местоимений.
     Глагол: значение.    Постоянные    и    непостоянные    признаки,
синтаксическая роль.
     Способы образования глаголов.
     Причастие.
     Деепричастие.
     Наречие. Значение  наречий  и  их  разряды.  Способы  образования
наречий.
     Предлог. Понятие   о   предлоге.   Функции   предлогов.   Разряды
предлогов.
     Союз. Понятие   о   союзе.  Функции  союзов.  Разряды  союзов  по
значению.
     Частица. Понятие  о  частице.  Функции частиц.  Разряды частиц по
значению.
     Междометие. Значения междометий.
     Морфологические средства выразительности речи.
     Синтаксис. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
     Словосочетание. Строение    словосочетания.    Виды    связи    в
словосочетаниях.
     Простое предложение.
     Грамматическая основа.   Виды   простого   предложения   по  цели
высказывания, по интонации. Односоставные и двусоставные предложения.
     Виды односоставных предложений.
     Члены предложения:   главные   и  второстепенные  члены;  способы
выражения членов предложения.  Распространенные  и  нераспространенные
предложения; полные и неполные предложения.
     Однородные члены предложения.
     Обособленные члены предложения.
     Обращения. Вводные слова и вводные предложения.
     Сложное предложение.
     Типы сложного предложения.
     Союзные и бессоюзные сложные предложения.
     Союзные сложные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения.
     Сложносочиненные предложения с  различными  видами  сочинительных
союзов.
     Сложноподчиненные предложения с различными средствами связи. Виды
сложноподчиненных предложений.
     Бессоюзные сложные предложения.
     Сложные предложения с различными видами связи.
     Предложения с прямой и косвенной речью.
     Синонимия синтаксических конструкций.
     Изобразительные средства синтаксиса.

                            Культура речи

     Культура речи, ее предмет и задачи.
     Основное понятие  культуры речи на уровне правильной речи - нормы
литературного языка. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические,
правописные. Вариантность нормы.
     Информация о  языковой  норме  в  разных  типах   лингвистических
словарей. Справочная литература о культуре русской речи.

                       Орфография и пунктуация

     Русское правописание  как система общепринятых норм письма.  Роль
орфографии и пунктуации в письменном общении между людьми. Справочники
по орфографии и пунктуации.
     Орфография как  система  правил.  Разделы  русской  орфографии  и
принципы написания.
     Правописание морфем.  Принцип единообразного написания  морфем  -
ведущий принцип русского правописания.
     Слитные, дефисные  и  раздельные  написания.  Роль  смыслового  и
грамматического анализа при выборе правильного написания.
     Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов.
     Пунктуация как   система  правил  постановки  знаков  препинания.
Принципы русской пунктуации. Пунктуация как способ отражения на письме
смысловой  стороны  речи,  ее  синтаксического  строя и пунктуационных
особенностей.  Знаки препинания отделительные и выделительные. Разделы
русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них:
     1) знаки препинания в конце предложения;
     2) знаки препинания внутри простого предложения;
     3) знаки препинания между частями сложного предложения;
     4) знаки препинания при передаче чужой речи;
     5) знаки препинания в связном тексте.

                                Текст

     Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
     Типы текстов  по  функционально  -  смысловым  особенностям  и по
стилям речи. Способы и средства связи предложений в тексте.

                        РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА <*>

--------------------------------
     <*> Программа разработана О.Ю. Богдановой, И.В. Овчинниковой.

     В настоящей  программе  сняты  произведения,  изучавшиеся в 5 - 9
классах  (как  "Капитанская   дочка"   Пушкина,   "Песня   про   купца
Калашникова..." Лермонтова).
     На устном или письменном экзамене  по  литературе  поступающий  в
высшие учебные заведения должен показать:
     - знание текста перечисленных ниже художественных произведений;
     - умение    анализировать    и    оценивать    произведение   как
художественное единство;  характеризовать во взаимосвязи следующие его
компоненты:
     - тему;
     - замысел автора;
     - основных героев;
     - особенности  композиции и сюжета,  значение важнейших эпизодов,
сцен в их взаимосвязи, роль портрета, пейзажа;
     - род и жанр произведения;
     - особенности авторской речи и речи действующих лиц.
     Абитуриент должен уметь:
     - выявлять  авторское  отношение   к   изображенному   и   давать
произведению личностную оценку;
     - выражать  свое  восприятие  и  понимание  образов   и   мотивов
лирического произведения и давать ему личностную оценку;
     - обнаруживать понимание связи изученного произведения с временем
написания.
     Абитуриент должен  также  иметь  представление   о   литературных
направлениях   -   классицизм,   сентиментализм,  романтизм,  реализм,
символизм,  акмеизм, футуризм, модернизм; знать роды литературы (эпос,
лирику,  драму) и уметь характеризовать их специфику,  основные жанры,
иметь понятие об основных стихотворных размерах: ямбе, хорее, дактиле,
амфибрахии,  анапесте  (с  приведением  соответствующих примеров),  об
особенностях художественной речи:  эпитет,  сравнение,  олицетворение,
метафора,  гипербола,  аллегория,  символ,  ирония,  сатира,  гротеск,
эзопов язык, антитеза.

                         Список произведений

     В.А. Жуковский.  Баллада (по выбору),  стихотворения:  "Певец  во
стане русских воинов", "Море", "Эолова арфа".
     А.С. Грибоедов.  "Горе от ума".  Статья  И.А.  Гончарова  "Мильон
терзаний".
     А.С. Пушкин.  Лирика:  "К морю",  "Вольность",  "Арион", "Анчар",
"Пророк",   "Я   памятник   воздвиг  себе  нерукотворный...",  "Я  вас
любил...", "На холмах Грузии...", "К***", "Евгений Онегин" <*>, "Поэт"
<**>, "Поэту", "Когда за городом задумчив я брожу", "Два чувства дивно
близки нам...",  "Бородинская годовщина",  "19 октября"  ("Роняет  лес
багряный свой убор..." и др. по выбору абитуриента).
--------------------------------
     <*> Статьи В.Г. Белинского "Сочинения Александра Пушкнина" (8-я и
9-я).

     "Маленькие трагедии" ("Моцарт и Сальери" или "Каменный гость").
     "Медный всадник",  "Полтава", "Повести Белкина" (одна из повестей
по выбору абитуриента).
     М.Ю. Лермонтов. Лирика. "Смерть поэта", "Поэт" ("Отделкой золотой
блистает мой кинжал..."),  "Бородино",  "Дума",  "Родина",  "Как часто
пестрою  толпою  окружен...",  "Парус",  "Выхожу один я на дорогу...",
"Герой нашего времени".  Статьи В.Г.  Белинского  "Стихотворения  М.Ю.
Лермонтова" и "Герой нашего времени" <**>,  "Молитва" <**> ("Я, Матерь
Божия,  ныне с молитвою"),  "Пророк", "Желание", "На севере диком...",
"Узник",  "Пленный рыцарь", "Когда волнуется желтеющая нива...", "Я не
унижусь пред тобою...".
     "Мцыри" <**>, "Демон" <**>.
     Н.В. Гоголь.  "Мертвые  души",  "Шинель",  "Выбранные  места   из
переписки  с  друзьями"  <**>  (главы  по  выбору  абитуриента),  А.Н.
Островский. "Гроза", "Бесприданница" (по выбору абитуриента).
     Полемика в  критике (статьи Н.А.  Добролюбова "Луч света в темном
царстве", Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", А.А. Григорьева "После
"Грозы" Островского", "На всякого мудреца довольно простоты") <**>.
     И.А. Гончаров.  "Обломов".  Произведение в оценке критики (статьи
Н.А.  Добролюбова "Что такое обломовщина?",  Д.И.  Писарева "Обломов".
Роман И.А. Горчарова", А.В.Дружинина "Обломов". Роман И.А. Гончарова")
<**>.
     И.С. Тургенев. "Отцы и дети".
     Полемика в   критике   (статьи   Д.И.  Писарева  "Базаров",  М.А.
Антоновича "Асмодей нашего времени",  Н.Н. Страхова "Отцы и дети" И.С.
Тургенева").  Стихотворения  в  прозе (по выбору абитуриента),  "Ася",
"Вешние воды", "Первая любовь" (по выбору абитуриента)<**>.
     Н.С. Лесков. "Тупейный художник" <**>.
     Ф.И. Тютчев.  "О,  как убийственно мы любим...",  "Умом Россию не
понять...",  "Silentium!",  "Весенние  воды",  "О  чем ты воешь,  ветр
ночной",  "Не то,  что мните вы, природа...", "Эти бедные селенья...",
"Нам не дано предугадать...".
     А.А. Фет. "Это утро, радость эта...", "Шепот, робкое дыханье...",
"Прости  -  и  все  забудь...",  "Поделись  живыми снами...",  "Вечер"
("Прозвучало над ясной  рекою..."),  "Певица"  ("Унеси  мое  сердце  в
звенящую даль..."), "Сияла ночь, луной был полон сад...", "Учись у них
- у дуба,  у березы...",  "Я тебе ничего не скажу...",  "Поэтам",  "На
железной дороге".
     Н.А. Некрасов.  "Коробейники",  "Родина",  "Поэт  и   гражданин",
"Элегия",  "Пускай  нам  говорит  изменчивая  мода...",  "Нравственный
человек", "Тишина", "Внимая ужасам войны...".
     "Вчерашний день   часу  в  шестом..."  <**>,  "Блажен  незлобивый
поэт..." <**>, "Рыцарь на час" <**>, "Еду ли ночью по улице темной..."
<**>,  "Что ты,  сердце мое,  расходилось..." <**>,  "Умру я скоро..."
<**>,  "Я не люблю иронии твоей...", "О, письма женщины нам милой...",
"Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право...").
     М.Е. Салтыков - Щедрин. "История одного города" <**>.
     Л.Н. Толстой. "Война и мир".
     Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание" или "Идиот".
     А.П. Чехов.  "Ионыч" и другие рассказы (по выбору абитуриента),
"Вишневый сад", "Три сестры" (по выбору абитуриента).
     А.И. Бунин.  "Господин из Сан - Франциско", "Антоновские яблоки",
"Темные аллеи" и другие рассказы (по выбору абитуриента).
     Стихотворения ("Одиночество", "Последний шмель" и др.).
     Поэзия "серебряного века":  стихи И. Анненского, К. Бальмонта, В.
Брюсова,  Н.  Гумилева,  М.  Цветаевой,  Ф.  Сологуба и В.  Хлебникова
(стихотворения по выбору абитуриента).
     А.А. Блок.  "Фабрика",  "Незнакомка",  "О,  весна без конца и без
краю...", "На железной дороге", "О, я хочу безумно жить...", "Родина",
"На поле Куликовом" ("Река раскинулась..."), "О доблестях, о подвигах,
о славе...", "Двенадцать", из цикла "Кармен".
     "Выхожу я в темные храмы...", "Девушка пела в церковном хоре...",
"Осенняя воля", "Рожденные в года глухие...", "Скифы".
     М. Горький. "На дне".
     С.А. Есенин.  "Береза",  "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в
кустах  багряных...",  "О  красном вечере задумалась дорога...",  "Мир
таинственный, мир мой древний", "Неуютная жидкая лунность...", "Письмо
женщине",  "Собаке  Качалова",  "Шаганэ ты моя,  Шаганэ...",  "Гой ты,
Русь,  моя  родная",  "Русь  Советская",  "Каждый   труд   благослови,
удача...", "Не жалею, не зову, не плачу...".
     "Выткался на озере алый свет зари..."  <**>,  "Я  последний  поэт
деревни..."  <**>,  "Письмо матери..." <**>,  "Я иду долиной...",  "Мы
теперь уходим понемногу..." <**>.
     В.В. Маяковский.  "Послушайте!",  "Нате!", "Мама и убитый немцами
вечер",  "О дряни",  "Прозаседавшиеся",  "Товарищу Нетте,  пароходу  и
человеку",  "Необычайное  приключение",  "Разговор  с фининспектором о
поэзии" <**>,  "Сергею Есенину",  "Юбилейное",  "Во весь голос"  <**>,
"Письмо Татьяне Яковлевой".
     "Лиличка! Вместо письма" <**>, "Облако в штанах".
--------------------------------
     <**> Произведения, включенные в программу только для гуманитарных
факультетов.

     М.А. Булгаков.  "Белая гвардия",  "Мастер и Маргарита" (по выбору
абитуриента).
     А.Т. Твардовский.  "Я  убит подо Ржевом...",  "В тот день,  когда
окончилась война...",  "Спасибо,  моя родная...", "Собратьям по перу",
"Памяти матери", "Не стареет твоя красота".
     "Василий Теркин".
     "Вся суть  в  одном - единственном завете...",  "Я знаю,  никакой
моей вины...".
     М.А. Шолохов.   "Тихий   Дон",   "Поднятая   целина"  (по  выбору
абитуриента).
     Б.Л. Пастернак.   Стихотворения   (по   выбору).  А.А.  Ахматова.
Стихотворения (по выбору). "Реквием".
     А.И. Солженицын.  "Один  день Ивана Денисовича",  "Матренин двор"
(по выбору абитуриента).
     Великая Отечественная  война в литературе 40-х гг.  и последующих
лет (К.  Симонов,  К. Паустовский, В. Кондратьев, Б. Васильев и другие
(по выбору абитуриента).
     Литература второй половины XX века:  Ф.  Абрамов, В. Астафьев, В.
Белов,  А.  Вампилов,  А.  Вознесенский,  Ф. Искандер, Б. Окуджава, В.
Распутин,  Н.  Рубцов,  Ю.  Трифонов,  В.  Шукшин  и  др.  (по  выбору
абитуриента).

                        ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ <*>

--------------------------------
     <*> Программа разработана О.В.  Афанасьевой,  Ю.Е. Ваулиной, О.А.
Радченко, Л.Н. Александровой, А.В. Щепиловой.

    Требования к пониманию звучащей речи (единые для всех языков)

     Понимание устной  речи на слух проверяется в ходе собеседования с
экзаменаторами на иностранном языке.

                    Требования к разговорной речи

     Абитуриенты должны  уметь  общаться  с  одним   или   несколькими
собеседниками  в  связи  с  представленной  ситуацией  или  в  связи с
услышанным,  прочитанным,  увиденным,  используя  элементы   описания,
повествования, рассуждения, выражая свое отношение к излагаемым фактам
и  суждениям  в  пределах  языкового  материала  11  и  предшествующих
классов.
     Абитуриент должен   уметь    без    предварительной    подготовки
высказываться  грамотно,  логично,  последовательно и в соответствии с
предложенной ситуацией общения или в связи с  прослушанным,  увиденным
или  прочитанным,  передавать  основное  содержание  прослушанного или
прочитанного,  используя описание, рассуждение, повествование, а также
смешанные   типы   монолога,   выражая   свое   отношение  к  предмету
высказывания,  в  пределах  программного  языкового  материала  11   и
предшествующих классов.
     Абитуриент должен уметь делать устные подготовленные сообщения по
теме в пределах 2 - 3 минут.

              Требования к пониманию письменных текстов
                       (единые для всех языков)

     Абитуриент должен уметь читать про себя и понимать тексты  разной
степени сложности:
     а) с целью извлечения  полной  информации  впервые  предъявляемые
тексты,  построенные на языковом материале 11 и предшествующих классов
и включающие до 3 - 5%  незнакомых слов,  понимаемых по догадке или  с
помощью иностранно - русского словаря;
     б) с целью извлечения основной информации  впервые  предъявляемые
тексты, построенные на языковом материале 9 и предшествующих классов и
содержащие до 2  -  3%  незнакомых  слов,  о  значении  которых  можно
догадаться  или  незнание  которых  не  влияет  на понимание основного
содержания читаемого текста без помощи словаря;
     в) с целью извлечения частичной информации (о предметной области,
к которой относится текст, о его авторе или авторах, о том, для кого и
с  какой  целью  он  написан,  и  т.п.)  впервые  предъявляемые тексты
частично адаптированного характера без помощи словаря.

          Сферы общения и тематика (единые для всех языков)

     Основными сферами общения являются: социально - бытовая, учебно -
трудовая,  социально  - культурная.  В рамках названных тем выделяется
следующая тематика:
     - межличностные отношения (дружба, любовь, конфликты).
     Повседневная жизнь и ее проблемы:
     - учеба и планы на будущее;
     - проблемы занятости молодежи;
     - проблемы свободного времени;
     - культурная жизнь города и деревни;
     - роль средств массовой информации;
     - права человека в современном мире;
     - деятели культуры и науки.

                          Языковой материал

     Абитуриент должен  продемонстрировать  умение  владеть  минимумом
грамматических явлений,  которые обеспечивают  иноязычное  общение  (в
непосредственной  и  опосредованной  формах)  в  рамках,  обозначенных
программой сфер и тем.
     К ним относятся:
     - конструкции,  выражающие субъективно - предикатные отношения (с
глаголами - связками, с глаголами, выражающими принадлежность, и др.);
     - грамматические  явления,  выражающие  действие  (в   настоящем,
прошлом  и будущем) и характер его протекания (наличие факта действия,
результата действия,  продолжение действия и др.), а также модальность
(желание,  необходимость,  возможность и др.); побуждение к действию и
его запрещение;
     - средства  выражения определенности - неопределенности (артикль,
местоимение и др.);  единичности - множественности предметов, явлений;
качества  предметов,  действий  и  состояний;  интенсивность  качества
(степени сравнения  прилагательных,  наречий);  порядка  и  количества
предметов (количественные и порядковые числительные);
     - средства   выражения   определительных   и   определительно   -
обстоятельственных отношений (конструкции,  характеризующие предмет по
внешнему виду,  по наличию или  отсутствию  признаков;  конструкции  с
инфинитивом,  причастием и т.д.); объективных отношений (конструкции с
прямым и косвенным объектом и др.);  субъектно -  объектных  отношений
(залог  действительный и страдательный);  обстоятельственных отношений
(пространственные,  временные,  причинно  -  следственные,   условные,
отношения сравнения и др.);
     - средства связи  предложений  и  частей  текста  (структурные  и
композиционные  средства связи;  средства,  устанавливающие логические
связи между высказываниями;  средства,  указывающие на  объективную  и
субъективную оценку информации, и др.).

                           АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК

                   Требования к владению материалом

     Лексический материал.
     Активное владение  приблизительно  1200   -   1500   лексическими
единицами (активный словарь поступающих).
     Словообразование.
     Моделирование имен существительных с помощью суффиксов:
     -er, -ing, -ment, -tion (sion), -ness, -ity, -ism, -(i)ty, -ing;
     имен прилагательных с помощью суффиксов:
     -y, -less, -able, -ful, -ic/-ical, -al, -ish, -ous;
     имен числительных с помощью суффиксов:
     -teen, -ty, -th;
     наречий с помощью суффикса -ly;
     глаголов с помощью -en.
     Знание префиксов:
     un-, in-, im-, il-, ir-, re-, dis-.
     Конверсия. Словосложение.
     Синтаксис. Употребление      простого       (нераспространенного,
распространенного)  предложения  с  глагольным  и  именным сказуемыми.
Употребление безличных предложений типа:  It is cold.  It always snows
here in winter.  It is late.  It is very kind of you etc. Употребление
сложного дополнения после глаголов smell,  feel,  sound,  taste и т.д.
Субстантивация прилагательных.
     Морфология.
     Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
     Местоимение. Личные  местоимения  (в  именительном  и   объектном
падеже).  Притяжательные местоимения.  Абсолютная форма притяжательных
местоимений.   Указательные   местоимения.   Возвратные   местоимения.
Вопросительные местоимения. Неопределенные местоимения (any, some, no,
every, much,  many,  few,  little,  a  few,  a  little).   Производные
местоимения от some,  any, no, every. Местоимение one. Местоимение it.
Местоимение none.
     Глагол. Употребление  в  настоящем  неопределенном  времени  (The
Present Indefinite Tense / Present Simple):  а) для выражения обычных,
повторяющихся,  постоянных  действий,  происходящих регулярно в рамках
настоящего времени,  но не соотнесенного с моментом речи (I usually go
to work by bus);  б) для выражения действия,  соотнесенного с моментом
речи,  но с глаголами,  которые  в  продолженных  временах  обычно  не
употребляются   (глаголы   типа   know,  want,  understand)  (I  don`t
understand you / He doesn`t  want  to  go  there);  в)  для  выражения
действий,   которые   произойдут   в   ближайшем   будущем,  если  они
запланированы, произойдут согласно программе, расписанию, и т.д. (When
does   the   train  leave?);  г)  для  выражений  будущих  действий  в
придаточных времени и условиях (We won`t go skiing if the  weather  is
cold. He will call you when he comes).
     Употребление в  прошедшем  неопределенном   времени   (The   Past
Indefinite Tense / Past Simple):  а) для обозначения действий, которые
происходили в прошлом и не имеют связи с настоящим (Last  summer  Kate
and  George  visited  Spain);  б)  для  обозначения действий,  которые
происходили в течение некоторого времени в прошлом (It rained all  day
yesterday); в) для обозначения последовательных действий в прошлом (He
came into the room,  took off his coat  and  put  it  on  the  chair).
Употребление конструкций used to + infinitive и would + infinitive для
обозначения повторяющихся действий в  прошлом  или  постоянно  имевших
место  действий  в прошлом (We used to swim a lot when we lived in Los
Angeles).
     Употребление в   будущем   неопределенном   времени  (The  Future
Indefinite Tense / Future  Simple)  для  выражения  действий,  которые
произойдут  в  будущем (однократные действия и регулярно повторяющиеся
действия в будущем).  (They will have  English  classes  on  Tuesday).
Использование  оборота  to  be going to для выражения запланированного
будущего  времени  (They  are  going  to  visit  their  parents   next
Saturday).
     Употребление в  настоящем  продолженном  времени   (The   Present
Continuous   Tense   /   Present   Progressive):  а)  для  обозначения
длительного  незавершенного  действия,  происходящего  в  момент  речи
(Look!  Tom  and Jim are fighting) (или более обширный временной срез,
нежели непосредственно момент речи:  - Are you driving  tonight?);  б)
для обозначения будущего запланированного действия, которое произойдет
в ближайшем будущем (особенно с глаголами движения  и  глаголом  have)
(When are they leaving? We are having a party next Sunday night).
     Употребление в   прошедшем   продолженном   времени   (The   Past
Continuous  Tense  /  Past Progressive) для обозначения незаконченного
продолженного времени в прошлом,  которое происходило  в  определенный
момент  в  прошлом (He was reading a newspaper at 5 o`clock yesterday)
(в придаточных, вводимых союзом while) (While Mother was cooking lunch
Ann  was  sweeping  the floor in the sitting room),  а также в главном
предложении  с  придаточными,  вводимыми  союзом  when  для  выражения
действия,   происходившего   в   прошлом   одновременно  с  действием,
описываемым в главном предложении (I was watching television when  you
phoned me).
     Употребление в   будущем   продолженном   времени   (The   Future
Continuous  Tense  /  Future  Progressive)  для  выражения длительного
действия,  которое будет происходить в определенный момент  в  будущем
(My aunt will be crossing the Atlantic ocean at this time tomorrow).
     Употребление в настоящем совершенном времени (The Present Perfect
Tense  /  Present  Perfect) для обозначения действия уже законченного,
имевшего место в прошлом,  но имеющего связь  с  настоящим  или  через
результат действия (Oh dear! I have broken Alice`s favourite cup!) или
через временной срез (т.к.  настоящее совершенное  время  используется
для  выражения  действия  или состояния,  которое началось в прошлом и
продолжается в момент речи,  в частности для глаголов to be,  to have,
to  know)  (I have known the Browns for twenty years / He has had that
painting since November).
     Употребление в  настоящем  совершенном  продолженном времени (The
Present Perfect Continuous Tense /  Present  Perfect  Continuous)  для
выражения  длительного  действия,  которое  началось  в  прошлом и еще
совершается в настоящее время (I have been working for the company for
5 years) или закончилось непосредственно перед моментом речи и связано
с настоящим  результатом  (Your  clothes  are  dirty.  Have  you  been
fighting?).
     Употребление в прошедшем совершенном времени  (The  Past  Perfect
Continuous  Tense  /  Past Perfect Continuous) для выражения действия,
закончившегося к определенному моменту в прошлом.  (I had finished  my
work  by  5 o`clock.  When we entered the hall the curtain had already
risen).
     Употребление согласно  правилу  согласования времени.  Не said he
would go there.  - Он сказал,  что поедет туда.  Не said he  lives  in
Paris. - Он сказал, что живет в Париже. Не said he had lived in London
before he came to Paris.  - Он сказал,  что жил в Лондоне,  прежде чем
приехал  в  Париж.  John  said he was leaving two hours later.  - Джон
сказал, что он уезжает через 2 часа. I explained to my little son that
Rome  is in Italy.  - Я объяснила своему сынишке,  что Рим находится в
Италии.  Mary said she left school  in  1995.  -  Мария  сказала,  что
закончила школу в 1995 году.
     Употребление в  страдательном  залоге  (The  Passive   Voice)   в
следующих видо - временных формах: Present Indefinite Passive (Oranges
are grown in hot countries);  Past Indefinite Passive (The papers were
typed  3  hours  ago);  Future  Indefinite Passive (The answer will be
given immediately);  Present Continuous Passive (A new school is being
built  in my street);  Past Continuous Passive (The secretary said the
document was being typed at the moment). Употребление в так называемом
предложном  пассиве  (The  Prepositional  Passive)  - The book is much
spoken about. The doctor was sent for. He will be laughed at.
     При чтении  текста  -  употребление  Present Perfect Passive (The
texts have been translated)  и  Past  Perfect  Passive  (He  said  the
letters had been posted).
     Употребление в   повелительном   наклонении   (утвердительная   и
отрицательная формы) - Go there. Don`t talk!
     Специфика употребления глаголов to be, to have (have got), to do,
to feel, to think.
     Употребление модальных глаголов can, may, must, should, ought to,
to be to, to have to (have got to), need.
     Употребление фразовых глаголов типа put on, look at etc.
     Употребление неличных  форм  -  инфинитивов,  герундий,  первое и
второе причастия.
     Употребление в  конструкции "сложное дополнение" (Complex Object)
после глаголов hear,  see, notice, watch, feel (I saw her crossing the
street.  I  saw her cross the street);  после глаголов want,  expect и
оборота would like (I  would  like  you  to  meet  my  mother);  после
глаголов make и let в активном и пассивном залогах (We`ll make them do
it. / They were made to do it. / Let him do it. / He was allowed to do
it).
     Наречие. Наречие времени (неопределенного времени) места,  образа
действия,  меры и степени.  Степени сравнения наречий. Место наречий в
предложении.  Наречия   для   определения   прилагательных,   наречий,
глаголов, причастий.
     Предлог. Предлоги места,  направления, времени (и их отсутствие).
Специфика предлогов for,  during,  from,  since, in, on, at, to, into,
out of, about, of, with, by и т.д.

                            НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

                   Требования к владению материалом

     Лексический материал.
     Активное владение  приблизительно  1200   -   1500   лексическими
единицами.
     Словообразование.
     Моделирование имен существительных с помощью суффиксов:
     -ung, -keit,  -schaft,  -er, -ler, -ner, -ent, -ant, -at, -nis,
-chen, -in, -tum;
     имен прилагательных с помощью суффиксов:
     -lich, -ig, -isch, -bar, -haft, -sam, -los и префикса -un;
     имен числительных  с  помощью  словосложения  с -zehn,  суффиксов
-zig, -sf, -t;
     глаголов при помощи отделяемых (an-, auf-, ein-, mit-, aus-, zu-,
bi-,  vor-),  неотделяемых (be-,  er-, ver-, ser-, ent-, emp-, miss) и
обладающих   особенностями   в   употреблении  префиксов  (uber-,  um,
zwischen-, hinter-, unter-, durch-).
     Словосложение.
     Морфология.
     Артикль. Определенный,  неопределенный  и  нулевой  артикли,   их
соответствие   роду   имени   существительного,   склонение  артиклей.
Заместители  артикля  (указательные,  притяжательные,  вопросительные,
неопределенные и относительные местоимения),  их склонение.  Артикль с
именами   собственными:   названиями    профессий,    национальностей,
географическими  названиями,  названиями  частей суток,  времени года,
абстрактными и вещественными именами существительными, уникалиями.
     Имя существительное.  Род имен существительных.  Система немецких
падежей. Склонение имен существительных: сильное (с окончанием -(e)s в
Gen.  Sg.),  слабое  (с  окончанием  -en  во  всех косвенных падежах),
"женское" (с нулевым окончанием) и смешанное (с окончанием -ns в  Gen.
Sg.   и   Dat.   и   Akk.  Sg.).  Склонение  имен  существительных  во
множественном или только во множественном числе.  Способы  образования
множественного  числа (суффиксы -e,  -en,  -er,  -s) и их соответствие
роду имени существительного.  Особые случаи образования множественного
числа (Mann - Leute,  Wort - Wotre и Worter и пр.).  Конструкция von +
имя   собственное.   Притяжательный   падеж   имен    существительных.
Заместители имен существительных (личные местоимения), их склонение.
     Имя прилагательное.  Полная и краткая формы имен  прилагательных.
Качественные   и   относительные   имена  прилагательные.  Образование
степеней сравнения. Особые случаи (супплетивные формы, типа gut besser
-   (am)   beste(n)).  Склонение  имен  прилагательных:  сильное  (при
существительном без артикля),  слабое  (после  определенного  артикля,
указательных  местоимений  и  пр.),  смешанное  (после неопределенного
артикля,  слова, притяжательных местоимений и пр.). Использование имен
прилагательных  во  множественном  числе после слов типа alle,  beide,
viele, einige.
     Наречие. Образование    степеней    сравнения   наречий.   Особые
(супплетивные) формы типа viel  -  mehr  -  am  meisten.  Местоименные
наречия типа danach.
     Местоимение. Указанные  выше  в  других   частях   речи   вопросы
охватывают   практически  все  разряды  местоимений  немецкого  языка.
Возвратное  местоимение  sich,  его  использование   в   дательном   и
винительном падежах, его изменение по лицам.
     Глагол. Типы немецких  глаголов:  слабые  (регулярные),  сильные,
неправильные,   модальные,   вспомогательные,  возвратные,  глаголы  с
отделяемыми приставками,  сложносоставные глаголы (типа kennenlernen).
Система  лица  и  числа немецкого глагола.  Основные формы (Infinitiv,
Prateritum,  Partizip II).  Основные формы важнейших сильных глаголов.
Системы времен немецкого глагола. Настоящее время (Prasens), сферы его
использования. Спряжение различных типов глаголов в настоящем времени.
Простое   прошедшее   время  (Prateritum),  сферы  его  использования.
Особенности спряжения различных типов  глаголов  в  простом  прошедшем
времени.  Сложносоставное  прошедшее время (Perfekt),  особенности его
употребления,  образования  перфекта  с  глаголами   haben   и   sein.
Предпрошедшее   время  (Plusquamperfekt),  образование  и  особенности
употребления.  Простое будущее время (Futurum I),  его  образование  и
особенности  использования.  Согласование  времен  в  немецком  языке.
Система  наклонений  немецкого   языка:   изъявительное   (Indikativ),
побудительное    (Imperativ)    (знание   сослагательного   наклонения
(Konjunktiv)  не  обязательно).  Система  залогов  немецкого  глагола:
действительный  (Aktiv),  страдательный (Passiv),  статичный (Stativ).
Использование конструкции von + имя существительное  (местоимение)  со
страдательным  залогом.  Глагольное  управление  (в  пределах школьной
программы).  Некоторые конструкции (haben / sein  +  zu  +  Infinitiv,
scheinen  +  zu  + Infinitiv).  Использование частицы zu при глаголах.
Особенности употребления глаголов sein, haben, werden.
     Предлоги. Предлоги,  управляющие Genitiv (statt, wegen, wahrend),
Dativ (mit,  nach,  aus,  zu,  von,  bei,  seit, ausser, entsprechend,
suliebe),  Dativ или Akkusativ (an,  auf,  in,  zwischen, vor, hinter,
unter, uber, neben, entlang), Akkusativ (durch, fur, ohne, um, gegen).
Особенности использования предлога bis.
     Союзы. Сочинительные  союзы  (und,  aber,  oder,  deshalb,  denn,
also), подчинительные союзы и особенности порядка слов во вводимых ими
предложениях.
     Частицы. Особенности  значения  и  употребления частиц ja,  nein,
doch, nicht. Частицы denn, doch, ja в вопросах и ответах.
     Синтаксис. Типы предложений в немецком языке:  простое и сложное;
распространенное    и    нераспространенное;    сложносочиненное     и
сложноподчиненное;  повествовательное, вопросительное и побудительное;
главное и придаточное.  Характер отношений между членами  предложения:
согласование   (Er   zeichnet),   управление  (zeichnet  einen  Mann),
примыкание (zeichnet gut). Типы порядка слов в немецком предложении по
месту  постановки  сказуемого:  прямой  (Er  zeichnet  gut),  обратный
(Zeichnet er gut?),  кольцевой (...,  dass er gut  zeichnet).  Понятие
глагольной  рамки,  место изменяемой и неизменяемой части сказуемого в
рамочной конструкции. Основные типы придаточных предложений. Оборот es
gibt + Akk.

                           ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

             Требования к владению лексическим материалом

     Лексический материал.
     Активное владение  приблизительно  1200   -   1500   лексическими
единицами (активный словарь поступающих).
     Словообразование. Суффиксы  имен  существительных:  eur   (euse),
tion,  te,  ier (iere),  age, isme, aison. Суффиксы прилагательных al,
ain,  ien,  iste, able. Суффикс порядковых числительных ieme. Значение
префиксов  re  (re),  des (de).  Конверсия (un atre,  un perticipant).
Словосложение.
     Синтаксис. Употребление      простого     распространенного     и
нераспространенного  предложения.  Формальные   признаки   сказуемого.
Предложения  с  простым  и  составным глагольным сказуемым,  с именным
сказуемым.  Строевые  слова  составного  сказуемого:   вспомогательные
глаголы atre и avoir,  модальные глаголы pouvoir,  vouloir, утратившие
полнозначность  глаголы  faire,  laisser.  Согласование  сказуемого  с
подлежащим.  Формальные признаки второстепенных членов предложения. Их
позиция.  Безличные предложения (типа  il  fait  froid).  Употребление
конструкции    "il   y   a"   в   повествовательном,   вопросительном,
побудительном  предложениях.  Типы  вопросов  общие,   альтернативные,
специальные,    включая    вопрос    к    подлежащему.    Употребление
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений с  союзами,  союзными
словами и относительными местоимениями:  et, ni, ou, mais, comme, car,
parce que, quand, si, qui, que, dont. Особенности косвенной речи.
     Морфология.
     Имя существительное.   Употребление   имен   существительных    в
единственном   и   множественном   числе.  Особые  случаи  образования
множественного числа (journal - jornaux,  trvail - travaux).  Род имен
существительных.  Формальные  признаки рода (детерминативы,  суффикс).
Исчисляемые и неисчисляемые имена существительные.  Артикль.  Основные
случаи   употребления   определенного,  неопределенного  и  частичного
артикля. Основные случаи отсутствия артикля.
     Имя прилагательное.  Согласование  прилагательных с определяемыми
существительными  в  роде  и  числе.  Особые   формы   женского   рода
(beaubelle).   Особые   формы   множественного   числа   (principal  -
principales,  principaux).  Место  прилагательного  по   отношению   к
существительному.   Степени   сравнения  качественных  прилагательных.
Особые случаи образования степеней  сравнения  прилагательных  (bon  -
meilleur, le meilleur).
     Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
     Местоимение. Личные  местоимения  в функции подлежащего прямого и
косвенного дополнения.  Их место в предложении.  Ударные и  безударные
формы личных местоимений.  Местоимения en,  у (Je m`y interesse.  J`en
suis content).  Относительные местоимения qui, que, dont. Указательные
и притяжательные детерминативы. Неопределенные местоимения on, chaque,
aucun, meme, tout.
     Наречие. Наречия на -ment.  Степени сравнения наречий. Их место в
предложении.
     Глагол. Понятие о глаголах I, II, III групп спряжения, возвратных
глаголах,  модальных глаголах.  Знание  особенностей  их  спряжения  и
употребления в следующих временах изъявительного наклонения:  Present,
Passe compose,  Imparfait,  Futur Proche,  Passe Proche, Futur Simple,
Plus  -  que  -  parfait,  Futur  dans le passe в активном и пассивном
залогах. Узнавание Passe Simple при чтении текста.
     Употребление времен в сложном предложении с условным придаточным.
Согласование  времен  в  рамках  сложного  предложения.   Употребление
Conditionnel  present  в  простом  и  сложноподчиненном  предложении с
условным придаточным.  Понятие о переходных и  непереходных  глаголах.
Управление   наиболее  распространенных  глаголов.  Распознавание  при
чтении participe present, participe passe, gerondif.

                            ИСПАНСКИЙ ЯЗЫК

                   Требования к владению материалом

     Лексический материал.
     Активное владение приблизительно 1200 лексическими единицами.
     Словообразование. Моделирование имен  существительных  с  помощью
суффиксов:
     -ito, -ita,  -dor,  -dona,  -tor, -tora, -sor, -sora, -ero, -era,
-ista,  -is,  -mo,  -mento, -ante, -miento, -dad, -icia, -icio, -eria,
-ia;
     имен прилагательных:
     -ible, -able, -oso, -osa, -ico, -isia;
     глаголов:
     -if, -car, -ecer, -ezaz;
     префиксов:
     re-, des-, in-.
     Грамматика. Овладение речевыми образцами с глаголами ser,  estar;
со  знаменательными  глаголами  в  presente  de   indicativo,   future
inmediato, preterito indefinido, fururo simple I, II, III спряжения; с
глаголами в повелительном наклонении в утвердительной и  отрицательной
формах; конструкциями despues de, antes de + infinitivo, poder, deber,
tener que  +  infinitivo;  guster,  saber  +  infinitivo  в  presente,
preterito indefinido de indicativo, futuro simple.
     Употребление сложносочиненных предложений.
     Употребление сложноподчиненных предложений.
     Употребление сложноподчиненных    предложений    с   придаточными
обстоятельственными  (времени,  причины,   условия),   дополнительными
(включая косвенную речь и косвенный вопрос).
     Морфология. Употребление   существительных   в   единственном   и
множественном числе,  существительных с неопределенным, определенным и
нулевым   артиклями.   Употребление   прилагательных   и   наречий   в
положительной,  сравнительной  и  превосходной степенях.  Употребление
личных,  указательных  и  притяжательных  местоимений  и  местоименных
прилагательных. Употребление количественных и порядковых числительных.
Употребление предлогов и союзов.
     Овладение речевыми  образцами  с  глаголами в pluscuamperfecto de
indicativo,  presente de subjuntivo,  imperativo  negativo,  potencial
simple;  с  глаголами  в  пассивной  форме;  конструкциями типа estar,
seguir + gerundio,  инфинитивными конструкциями типа acabar de,  dejar
de + infinitivo; безличными предложениями.
     Употребление качественных    прилагательных    и    наречий     в
сравнительной  и  превосходной  степенях.  Употребление  местоимений в
качестве прямого и косвенного дополнения (одновременное употребление).
Употребление perticipio в функции определения.
     Ознакомление с согласованием времен.
     Овладение речевыми  образцами  с  глаголами в preterito perfecto,
imperfecto de indicativo;  с возвратными  глаголами;  с  инфинитивными
конструкциями  empezar  +  infinitivo,  terminar  de  +  infinitivo  и
оборотом acabar de + infinitivo.
     Ознакомление с   формами,  значением  и  употреблением  potencial
simple во временном  значении,  imperfecto  de  sibjuntivo,  potencial
computsto   в   условных  предложениях.  Ознакомление  с  инфинитивным
оборотом acusativo + infinitivo. Ознакомление с согласованием времен.

                            МАТЕМАТИКА <*>

--------------------------------
     <*> Программа разработана Г.В. Дорофеевым, Г.М. Кузнецовой.

               Основные математические понятия и факты

     Арифметика, алгебра  и  начала  анализа.  Натуральные  числа (N).
Простые  и  составные  числа.  Делитель,  кратное.  Наибольший   общий
делитель, наименьшее общее кратное.
     Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10.
     Целые числа (Z).  Рациональные числа (Q), их сложение, вычитание,
умножение и  деление.  Сравнение  рациональных  чисел.  Действительные
числа (R), их представление в виде десятичных дробей.
     Изображение чисел  на прямой.  Модуль действительного числа,  его
геометрический смысл.
     Числовые выражения. Выражения с переменными. Формулы сокращенного
умножения.
     Степень с натуральным и рациональным показателем.  Арифметический
корень.
     Логарифмы, их свойства.
     Одночлен и многочлен.
     Многочлен с  одной  переменной.  Корень  многочлена  на   примере
квадратного трехчлена.
     Понятие функции.  Способы задания функции.  Область  определения.
Множество значений функции.
     График функции.  Возрастание и убывание  функции;  периодичность,
четность, нечетность.
     Достаточное условие возрастания (убывания) функции на промежутке.
Понятие  экстремума  функции.  Необходимое  условие экстремума функции
(теорема  Ферма).  Достаточное  условие   экстремума.   Наибольшее   и
наименьшее значение функции на промежутке.
     Определение и основные свойства функций: линейной, квадратичной y
    2                          n
= ax + bx = c,  степенной y = ax (n - натуральное число),  y = k /  x,
                      x
показательной  y  =  a ,  a > 0,  логарифмической,  тригонометрических
функций (y = sin x , y = cos x; y = tg x, y = ctg x ), арифметического
            --
корня y = \/ x .
     Уравнение. Корни уравнения. Понятие о равносильных уравнениях.
     Неравенства. Решения    неравенства.   Понятие   о   равносильных
неравенствах.
     Система уравнений и неравенств. Решения системы.
     Арифметическая и геометрическая прогрессии.  Формула n-го члена и
суммы первых n членов арифметической прогрессии.  Формула n-го члена и
суммы первых n членов геометрической прогрессии.
     Синус и косинус суммы и разности двух аргументов (формулы).
     Преобразование в произведение сумм sin альфа +/- sin  бетта;  cos
альфа +/- cos бетта.
     Определение производной. Ее физический и геометрический смысл.
     Производные функций:
                                             x         n
     y = sin x;  y = cos x;  y = tg x;  y = a ;  y = ax    (n -  целое
число); y = ln x.
     Геометрия. Прямая,  луч,  отрезок,  ломаная; длина отрезка. Угол,
величина  угла.  Вертикальные  и  смежные  углы.   Окружность,   круг.
Параллельные прямые.
     Примеры преобразования  фигур,  виды  симметрии.   Преобразования
подобия и его свойства.
     Векторы. Операции над векторами.
     Многоугольник, его вершины, стороны, диагонали.
     Треугольник. Его    медиана,    биссектриса,     высота.     Виды
треугольников.  Соотношения  между  сторонами  и углами прямоугольного
треугольника.
     Четырехугольник: параллелограмм,  прямоугольник,  ромб,  квадрат,
трапеция.
     Окружность и круг.  Центр,  хорда, диаметр, радиус, касательная к
окружности. Дуга окружности. Сектор.
     Центральные и вписанные углы.
     Формулы площади:  треугольника,  прямоугольника, параллелограмма,
ромба, квадрата, трапеции.
     Длина окружности и длина дуги окружности.  Радианная  мера  угла.
Площадь круга и площадь сектора.
     Подобие. Подобные фигуры. Отношение площадей подобных фигур.
     Плоскость. Параллельные и пересекающиеся плоскости.
     Параллельность прямой и плоскости.
     Угол прямой с плоскостью. Перпендикуляр к плоскости.
     Двугранные углы.     Линейный     угол     двугранного      угла.
Перпендикулярность двух плоскостей.
     Многогранники. Их вершины,  грани,  диагонали. Прямая и наклонная
призмы;   пирамиды.   Правильная   призма   и   правильная   пирамида.
Параллелепипеды, их виды.
     Фигуры вращения:  цилиндр,  конус,  сфера,  шар.  Центр, диаметр,
радиус сферы и шара. Плоскость, касательная к сфере.
     Формула площади поверхности и объема призмы.
     Формула площади поверхности и объема пирамиды.
     Формула площади поверхности и объема цилиндра.
     Формула площади поверхности и объема конуса.
     Формула объема шара.
     Формула площади сферы.

                      Основные формулы и теоремы

                       Алгебра и начала анализа

     Свойства функции y = kx + b и ее график.
     Свойства функции y = k / x и ее график.
                            2
     Свойства функции y = ax  + bx = c и ее график.
     Свойства корней квадратного трехчлена на линейные множители.
     Свойства числовых неравенств.
     Логарифм произведения, степени, частного.
     Определение и свойства функции y = sin x, y = cos x и их графики.
     Определение и свойства функции y = tg x и ее график.
     Определение и свойства функции y = ctg x и ее график.
     Решение уравнений вида sin x = a, cos x = a, tg x = a.
     Формулы приведения.
     Зависимости между тригонометрическими функциями одного и того  же
аргумента.
     Тригонометрические функции двойного аргумента.
     Производная сумма двух функций.

                              Геометрия

     Свойства равнобедренного треугольника.
     Свойства точек, равноудаленнных от концов отрезка.
     Признаки параллельности прямых.
     Сумма углов   треугольника.   Сумма   внешних   углов   выпуклого
многоугольника.
     Признаки параллелограмма, его свойства.
     Окружность, описанная около треугольника.
     Окружность, вписанная в треугольник.
     Касательная к окружности и ее свойства.
     Величина угла, вписанного в окружность.
     Признаки подобия треугольника.
     Теорема Пифагора.
     Формулы площадей параллелограмма, треугольника, трапеции.
     Формула расстояния  между  двумя  точками  плоскости.   Уравнение
окружности.
     Признак параллельности прямой и плоскости.
     Признак параллельности плоскостей.
     Теорема перпендикулярности прямой и плоскости.
     Перпендикулярность двух плоскостей.
     Теоремы о параллельности и перпендикулярности плоскостей.
     Теорема о трех перпендикулярах.

                           ИНФОРМАТИКА <*>

--------------------------------
     <*> Программа  разработана  Хеннером  Е.К.,   Угриновичем   Н.Д.,
Самовольновой Л.Е.

               1. Информация и информационные процессы

     Вещество, энергия, информация - основные понятия науки.
     Информационные процессы в живой природе, обществе и технике:
     получение, передача,  преобразование и использование  информации.
Информационные процессы в управлении.
     Язык как способ представления информации.  Кодирование.  Двоичная
форма  представления  информации.  Вероятностный  подход к определению
количества информации. Единицы измерения информации.

                 2. Системы счисления и основы логики

     Системы счисления.   Двоичная   система    счисления.    Двоичная
арифметика. Системы счисления, используемые в компьютере.
     Основные понятия  и  операции   формальной   логики.   Логические
выражения и их преобразование. Построение таблиц истинности логических
выражений.
     Логические схемы   основных   устройств   компьютера   (сумматор,
регистр).

                             3. Компьютер

     Основные устройства  компьютера,  их   функции   и   взаимосвязь.
Магистрально - модульный принцип построения компьютера.
     Программное обеспечение  компьютера.   Системное   и   прикладное
программное обеспечение.  Операционная система:  назначение и основные
функции.  Файлы и каталоги.  Работа с носителями  информации.  Ввод  и
вывод данных.
     Инсталляция программ.
     Правовая охрана программ и данных.
     Компьютерные вирусы. Антивирусные программы.

                   4. Моделирование и формализация

     Моделирование как метод познания.  Материальные и  информационные
модели.
     Основные типы моделей данных (табличные, иерархические, сетевые).
Формализация.  Математические модели.  Логические модели. Построение и
исследование  на  компьютере  информационных  моделей   из   различных
предметных областей.

                 5. Алгоритмизация и программирование

     Понятие алгоритма,  свойства алгоритмов.  Исполнители алгоритмов,
система команд исполнителя.  Способы  записей  алгоритмов.  Формальное
исполнение    алгоритмов.    Основные   алгоритмические   конструкции.
Вспомогательные алгоритмы.
     Различные технологии программирования (алгоритмическое,  объектно
- ориентированное, логическое).
     Разработка программ  методом последовательной детализации (сверху
вниз) и сборочным методом (снизу вверх).

                     6. Информационные технологии

     Технология обработки текстовой информации
     Текстовый редактор:  назначение и основные возможности.  Основные
объекты в текстовом редакторе и  операции  над  ними  (символ,  абзац,
страница). Редактирование и форматирование текста. Работа с таблицами.
Внедрение объектов из других приложений.
     Технология обработки графической информации
     Графический редактор:  назначение и основные возможности  Способы
представления графической информации (растровый и векторный). Пиксель.
Способы хранения графической информации и форматы графических  файлов.
Основные  объекты  в графическом редакторе и операции над ними (линия,
окружность, прямоугольник).
     Технология обработки числовой информации
     Электронные таблицы:   назначение    и    основные    возможности
Редактирование структуры таблицы. Абсолютная и относительная адресация
ячеек.  Ввод чисел,  формул и текста.  Стандартные  функции.  Основные
объекты  в  электронных  таблицах  и операции над ними (ячейка,  лист,
книга).  Построение диаграмм.  Использование  электронных  таблиц  для
решения задач.
     Технология хранения, поиска и сортировки информации
     Различные типы  баз данных.  Реляционные (табличные) базы данных.
Системы  управления  базами  данных  (СУБД).  Ввод  и   редактирование
записей. Сортировка и поиск записей. Основные объекты в базах данных и
операции над ними (запись,  поле).  Изменение структуры  базы  данных.
Виды и способы организации запросов.
     Мультимедийные технологии
     Разработка документов и проектов,  объединяющих объекты различных
типов (текстовые, графические, числовые, звуковые, видео). Графический
интерактивный интерфейс.
     Компьютерные коммуникации
     Локальные и глобальные компьютерные информационные сети. Основные
информационные ресурсы:  электронная почта,  телеконференции, файловые
архивы.
     Гипертекст. Интернет. Технология World Wide Web (WWW). Публикации
в WWW. Поиск информации.

                              ФИЗИКА <*>
--------------------------------
     <*> Программа  разработана  А.Н.  Мансуровым,  Ю.И.  Диком,  В.А.
Коровиным.

                               Механика

     Кинематика. Механическое  движение.   Относительность   движения.
Система отсчета.  Материальная точка.  Траектория. Путь и перемещение.
Скорость. Ускорение.
     Равномерное и  равноускоренное прямолинейное движение.  Свободное
падение тел.  Ускорение свободного падения.  Уравнение  прямолинейного
равноускоренного движения.
     Криволинейное движение точки на примере движения по окружности  с
постоянной по модулю скоростью.
     Центростремительное ускорение.
     Основы динамики.  Инерция.  Первый  закон  Ньютона.  Инерциальные
системы отсчета.
     Взаимодействие тел.  Масса.  Импульс. Сила. Второй закон Ньютона.
Принцип суперпозиции сил. Принцип относительности Галилея.
     Силы в природе.  Сила тяготения.  Закон всемирного тяготения. Вес
тела.  Невесомость. Первая космическая скорость. Сила упругости. Закон
Гука. Сила трения. Коэффициент трения. Закон трения скольжения.
     Третий закон Ньютона.
     Момент силы. Условие равновесия тел.
     Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Ракеты.
     Механическая работа.      Мощность.     Кинетическая     энергия.
Потенциальная энергия.  Закон сохранения энергии в  механике.  Простые
механизмы. Коэффициент полезного действия механизма.
     Механика жидкостей  и  газов.  Давление.  Атмосферное   давление.
Изменение атмосферного давления с высотой. Закон Паскаля для жидкостей
и  газов.  Барометры  и  манометры.   Сообщающиеся   сосуды.   Принцип
устройства гидравлического пресса.
     Архимедова сила для жидкостей и газов.  Условия плавания  тел  на
поверхности жидкости.
     Движение жидкости по трубам.  Зависимость  давления  жидкости  от
скорости ее течения.
     Измерение расстояний,  промежутков времени,  силы, объема, массы,
атмосферного давления.

                  Молекулярная физика. Термодинамика

     Основы молекулярно  -  кинетической  теории.  Опытное обоснование
основных положений  молекулярно  -  кинетической  теории.  Броуновское
движение.   Диффузия.  Масса  и  размер  молекул.  Измерение  скорости
молекул.  Опыт Штерна. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.
Взаимодействие молекул. Модели газа, жидкости и твердого тела.
     Основы термодинамики.  Тепловое  равновесие.  Температура  и   ее
измерение.   Абсолютная   температурная   шкала.  Внутренняя  энергия.
Количество теплоты.  Теплоемкость вещества.  Работа  в  термодинамике.
Первый  закон  термодинамики.  Изотермический,  изохорный  и изобарный
процессы. Адиабатный процесс.
     Необратимость тепловых  процессов.  Второй  закон термодинамики и
его статистическое истолкование.  Преобразование  энергии  в  тепловых
двигателях. КПД теплового двигателя.
     Идеальный газ.  Связь  между  давлением  и  средней  кинетической
энергией   молекул  идеального  газа.  Связь  температуры  со  средней
кинетической энергией частиц газа.
     Уравнение Клапейрона    -   Менделеева.   Универсальная   газовая
постоянная.
     Жидкости и  твердые тела.  Испарение и конденсация.  Насыщенные и
ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Кипение жидкости.
     Кристаллические и   аморфные  тела.  Преобразование  энергии  при
изменениях агрегатного состояния вещества.
     Измерение давления    газа,   влажности   воздуха,   температуры,
плотности вещества.

                        Основы электродинамики

     Электростатика. Электризация    тел.     Электрический     заряд.
Взаимодействие   зарядов.   Элементарный  электрический  заряд.  Закон
сохранения электрического заряда. Закон Кулона.
     Электрическое поле.     Напряженность     электрического    поля.
Электрическое     поле     точечного      заряда.      Потенциальность
электростатического поля.  Разность потенциалов.  Принцип суперпозиции
полей.
     Проводники в    электрическом    поле.   Электрическая   емкость.
Конденсатор. Емкость плоского конденсатора.
     Диэлектрики в электрическом поле.  Диэлектрическая проницаемость.
Энергия электрического поля плоского конденсатора.
     Постоянный электрический   ток.  Электрический  ток.  Сила  тока.
Напряжение.  Носители  свободных  электрический  зарядов  в  металлах,
жидкостях  и газах.  Сопротивление проводников.  Закон Ома для участка
цепи.  Последовательное   и   параллельное   соединение   проводников.
Электродвижущая  сила.  Закон  Ома для полной цепи.  Работа и мощность
тока. Закон Джоуля - Ленца.
     Полупроводники. Собственная      и     примесная     проводимость
полупроводников, p-n-переход.
     Магнитное поле,    электромагнитная    индукция.   Взаимодействие
магнитов. Взаимодействие проводников с током. Магнитное поле. Действие
магнитного  поля  на  электрические заряды.  Индукция магнитного поля.
Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток. Электродвигатель.
     Электромагнитная индукция.    Закон   электромагнитной   индукции
Фарадея.  Правило Ленца.  Вихревое электрическое  поле.  Самоиндукция.
Индуктивность. Энергия магнитного поля.
     Измерение силы тока, напряжения, сопротивления проводника.

                          Колебания и волны

     Механические колебания   и   волны.   Гармонические    колебания.
Амплитуда,   период   и   частота   колебаний.   Свободные  колебания.
Математический маятник. Период колебаний математического маятника.
     Превращение энергии  при  гармонических  колебаниях.  Вынужденные
колебания. Резонанс. Понятие об автоколебаниях.
     Механические волны.  Скорость распространения волны. Длина волны.
Поперечные и продольные волны. Уравнение гармонической волны.
     Звук.
     Электромагнитные колебания   и   волны.   Колебательный   контур.
Свободные электромагнитные колебания в контуре.  Превращение энергии в
колебательном   контуре.  Собственная  частота  колебаний  в  контуре.
Вынужденные электрические  колебания.  Переменный  электрический  ток.
Генератор   переменного   тока.   Действующие  значения  силы  тока  и
напряжения.  Активное, емкостное и индуктивное сопротивления. Резонанс
в электрической цепи.
     Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической
энергии.
     Идеи теории   Максвелла.   Электромагнитные    волны.    Скорость
распространения электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн.
Принципы радиосвязи. Шкала электромагнитных волн.

                                Оптика

     Свет -  электромагнитная  волна.  Прямолинейное  распространение,
отражение  и  преломление света.  Луч.  Законы отражения и преломления
света.  Показатель  преломления.  Полное  отражение.  Предельный  угол
полного  отражения.  Ход  лучей  в  призме.  Построение  изображений в
плоском зеркале.
     Собирающая и рассеивающая линзы. Формула тонкой линзы.
     Построение изображений  в  линзах.   Фотоаппарат.   Глаз.   Очки.
Интерференция  света.  Когерентность.  Дифракция света.  Дифракционная
решетка. Поляризация света. Поперечность световых волн.
     Дисперсия света.
     Измерение фокусного  расстояния  собирающей   линзы,   показателя
преломления вещества, длины волны света.

              Основы специальной теории относительности

     Инвариантность скорости света. Принцип относительности Эйнштейна.
Пространство и время в специальной теории относительности. Связь массы
и энергии.

                           Квантовая физика

     Тепловое излучение.    Постоянная   Планка.   Фотоэффект.   Опыты
Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.
     Гипотеза Луи  де  Бройля.  Дифракция электронов.  Корпускулярно -
волновой дуализм.
     Радиоактивность. Альфа-,   бета-,   гамма   -  излучения.  Методы
наблюдения и регистрации частиц в ядерной физике.
     Опыт Резерфорда  по рассеянию альфа - частиц.  Планетарная модель
атома. Боровская модель атома водорода. Спектры. Люминесценция.
     Лазеры.
     Закон радиоактивного распада.  Нуклонная модель ядра. Заряд ядра.
Массовое число ядра. Энергия связи частиц в ядре. Деление ядер. Синтез
ядер. Ядерные реакции. Сохранение заряда и массового числа при ядерных
реакциях.  Выделение энергии при делении и синтезе ядер. Использование
ядерной энергии. Дозиметрия.
     Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

          Методы научного познания и физическая картина мира

     Эксперимент и теория  в  процессе  познания  мира.  Моделирование
явлений  и  объектов  природы.  Научные гипотезы.  Физические законы и
границы  их  применимости.   Роль   математики   в   физике.   Принцип
соответствия. Принцип причинности. Физическая картина мира.

                             БИОЛОГИЯ <*>

--------------------------------
     <*> Программа  разработана Г.С.  Калиновой,  В.С.  Кучменко / Под
редакцией И.Н. Пономаревой.

                            Общая биология

     Биология - наука о жизни.
     Значение биологической    науки    для    сельского    хозяйства,
промышленности,  медицины,  гигиены,  охраны природы.  Живые  системы:
клетка, организм, вид, биоценоз, биосфера, их эволюция. Признаки живых
систем:  обмен веществ энергии,  целостность,  взаимосвязь структуры и
функций, связь со средой, саморегуляция.
     Вклад биологической науки в формирование  научной  картины  мира,
общей культуры личности.
     Общие биологические  закономерности.  Уровни  организации   живой
природы:   молекулярный,   клеточный,  организменный,  популяционно  -
видовой, биогеоценотический, биосферный.

                        Биологические системы

     Клетка как  биологическая  система.  Клеточная   теория.   Методы
изучения  клетки.  Клетка - структурная функциональная единица живого.
Химический состав клеток,  их сходство у разных  организмов  -  основа
единства  живой природы.  Неорганические вещества:  вода,  минеральные
соли.  Особенности строения органических веществ:  углеводов, липидов,
нуклеиновых кислот, АТФ в связи с выполняемыми функциями. Ферменты, их
роль в клетке.
     Строение и функции частей и органоидов клетки, их взаимосвязи как
основа ее целостности.
     Многообразие клеток.  Вирусы  -  доклеточная  форма,  возбудители

Страницы: 1  2