О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. N 3/2. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 21.02.00 515

       О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. N 3/2

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          21 февраля 2000 г.
                                N 515

                                 (Д)


     В соответствии с решением коллегии от 8 февраля 2000 года  N  3/2
"О  плане  мероприятий  по  развитию  службы практической психологии в
системе Министерства  образования  Российской  Федерации  в  2000-2001
годах" приказываю:
     1. Одобрить  прилагаемый  план  мероприятий  по  развитию  службы
практической   психологии   в  системе  Минобразования  России  (далее
Служба).
     2. Академии  повышения  квалификации  и переподготовки работников
образования (Э.М.Никитину)  предусмотреть  в  2000/2001  учебном  году
разработку   программ   повышения  квалификации  заведующих  кафедрами
психологии и    практической     психологии     учреждений     высшего
профессионального  и  дополнительного  профессионального  образования,
руководителей и  специалистов  образовательных  учреждений  для  детей
нуждающихся  в психологопедагогической и медико-социально помощи детям
(ППМС-центров).
     3. Рекомендовать  оргкомитету  всероссийского  конкурса  "Учитель
года России" включить начиная с  2000  года  дополнительную  номинацию
"Психолог года".
     4. Управлению специального образования (Д.С.Шилову):
     4.1. Содействовать   внедрению   научно-методических   разработок
ведущих институтов РАО в практику  образования  и  в  срок  01.11.2000
разработать  механизмы  эффективной помощи развитию Службы в субъектах
Российской Федерации.
     4.2. Совместно  с  Управлением прогнозирования и развития системы
образования  (В.М.  Зуевым  )  разработать  в  срок  до  01.06.   2000
предложения  в области формирования системы образовательной статистики
и мониторинга системы образования для анализа  и  оценки  деятельности
Службы.
     4.3. Представить  до  01.04.2000  в   оргкомитет   всероссийского
конкурса  "Учитель  года  России" рекомендации,  обеспечивающие оценку
деятельности педагогов-психологов при выдвижении на  звание  "Психолог
года".
     4.4. Совместно   с   Управлением   региональной   образовательной
политики   (Е.С.Гальсковым)   в   срок   до  31.03.  2000  подготовить
информационное  письмо  в  органы  управления  образованием  субъектов
Российской   Федерации  об  условиях  участия  в  конкурсе  на  звание
"Психолог года".
     4.5. Совместно    с    Академией    повышения    квалификации   и
переподготовки  работников  образования  разработать   до   01.09.2000
план-проспект  программ повышения квалификации и условий их реализации
для руководителей и специалистов ППМС-центров.
     5. Управлению  специального  образования  совместно с Управлением
правового обеспечения (Е.Д.Волоховой),  Департаментом общего  среднего
образования  (М.Р.  Леонтьевой)  до  01.04.2000  подготовить  письмо в
органы  управления  образованием  субъектов  Российской  Федерации,  в
котором  рекомендовать  руководителям  органов управления образованием
субъектов Российской Федерации:
     - принять  необходимые  меры  по  развитию  деятельности Службы в
системе образования России;
     - содействовать   расширению   финансирования   и  материально  -
техническому обеспечению деятельности всех звеньев Службы;
     - повысить  ответственность  соответствующих  структур управлений
образованием    (муниципальных,    региональных)    за    деятельность
специалистов Службы;
     - содействовать    созданию    региональных    и    муниципальных
методических      объединений     педагогов-психологов,     проведению
региональных, муниципальных мероприятий (конкурсы, смотры, конференции
и  т.д.),  целью которых является оказание психологической помощи всем
субъектам образовательного пространства;
     - рекомендовать  руководителям образовательных учреждений вводить
в штатное расписание должность педагога-психолога;
     - обратить  особое  внимание  на  развитие  структурных элементов
Службы в сельских школах и содействовать их программно-методическому и
материальнотехническому оснащению.
     6. Контроль  за  исполнением  приказа  возложить  на  заместителя
Министра Е.Е. Чепурных.

Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. Филиппов
21 февраля 2000 г.
N 515


                                                            Приложение

                                       к Приказу Минобразования России
                                               от 21 февраля 2000 года
                                                                 N 515

                           ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ
              по развитию службы практической психологии
            в системе Министерства образования Российской
                     Федерации в 2000-2001 годах.

----------------------------------------------------------------------------------------
| N   |    Мероприятия       |  Сроки    |    Исполнители    |          Цели           |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 1.  | Рабочее  совещание   |  I-II     |        УСО        | Координация    действий |
|     | представителей       | квартал   |  Минобразования   | УМО  по  психологии   с |
|     | УМО  по психологии   | 2000 г.   |      России       | представителями  службы |
|     | с  представителями   |           |                   | практической психологии |
|     | службы               |           |      УМО по       | образования для учета и |
|     | практической         |           |    психологии     | внедрения    передового |
|     | психологии           |           |                   | опыта        подготовки |
|     | Минобразования       |           |                   | психологических кадров. |
|     | России.              |           |                   | Подготовка  предложений |
|     |                      |           |                   | в       образовательные |
|     |                      |           |                   | стандарты высшей школы. |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 2.  | Рабочее  совещание   | Ноябрь    |        УСО        | Определение действующих |
|     | ответственных   за   | 2000 г.   |  Минобразования   | моделей          службы |
|     | службу               |           |      России       | практической психологии |
|     | практической         |           |                   | и    анализ    наиболее |
|     | психологии       в   |           |                   | перспективных        ее |
|     | органах              |           |                   | моделей    в   регионах |
|     | управления           |           |                   | Российской Федерации.   |
|     | образованием         |           |                   |                         |
|     | субъектов            |           |                   |                         |
|     | Российской           |           |                   |                         |
|     | Федерации.           |           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 3   | Нормативное      и   | декабрь   | ВНИК на базе НМЦ  | Разработка методических |
|     | правовое             | 2000 г.   | "ДАР" им.         | рекомендаций         по |
|     | обеспечение          |           | Л.С.Выготского    | нормативным и  правовым |
|     | деятельности ППМС -  |           |                   | вопросам    организации |
|     | центров        как   |           |                   | деятельности      ППМС- |
|     | одного  из звеньев   |           |                   | центров    в    системе |
|     | Службы               |           |                   | образования             |
|     | практической         |           |                   |                         |
|     | психологии           |           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 4.  | Организация      и   |           |                   | Анализ       состояния, |
|     | проведение           |           |                   | научно-методического  и |
|     | мониторинга     по   |           |                   | материально-            |
|     | службе               |           |                   | технического            |
|     | практической         |           |                   | обеспечения      службы |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 4.1 | психологии      на   |   май     | Минобразование    | практической            |
|     | базе       научных   | 2000 г.   | России            | психологии,             |
|     | разработок:          |           | НМЦ "ДАР" им.     | совершенствование       |
|     |                      |  июнь     | Л.С.Выготского    | механизмов              |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 4.2 | Разработка           | 2000 г.   |                   | взаимодействия       ее |
|     | концепции            |           | НМЦ "ДАР" им.     | различных звеньев.      |
|     | мониторинга          |           | Л.С.Выготского    |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
|     | Апробация            |  март     |                   |                         |
|     | методики             | 2001г.    | НМЦ "ДАР" им.     |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 4.3 | проведения           |           | Л.С.Выготского    |                         |
|     | мониторинга     на   |           |                   |                         |
|     | экспериментальной    |           | Минобразование    |                         |
|     | площадке             |           | России            |                         |
|     | Московской           |           | НМЦ "ДАР" им.     |                         |
|     | области              |           | Л.С.Выготского    |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
|     | Проведение           |           |                   |                         |
|     | мониторинга          |           |                   |                         |
|     | Службы               |           |                   |                         |
|     | практической         |           |                   |                         |
|     | психологии       в   |           |                   |                         |
|     | системе              |           |                   |                         |
|     | Министерства         |           |                   |                         |
|     | образования          |           |                   |                         |
|     | Российской           |           |                   |                         |
|     | Федерации            |           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 5.  | Подготовка       и   |           |        УСО        |    Выявление  и  анализ |
|     | обоснование          |           |  Минобразования   | стандартизованного      |
|     | проведения           |           |      России       | пакета  диагностических |
|     | конкурса        на   |           |  Психологический  | методик     с     целью |
|     | лучший       пакет   |           |   институт РАО    | формирования            |
|     | диагностических      |           |     Факультет     | "базисного  компонента" |
|     | методик  в системе   | декабрь   |  психологии МГУ   | методического           |
|     | образования:         | 2000г.    | им.М.В.Ломоносова | обеспечения             |
|     |                      |           |                   | деятельности            |
| 5.1 | Подготовка       и   |           |                   | специалистов     службы |
|     | разработка           | февраль   |                   | практической психологии |
|     | требований       к   | 2001 г.   |                   | для         обеспечения |
|     | организации          |           |                   | сопоставимости          |
|     | конкурса             |           |                   | результатов             |
|     |                      |           |                   | диагностического        |
| 5.2 | Объявление           |           |                   | обследования  детей  на |
|     | конкурса             |           |                   | разных       возрастных |
|     |                      |           |                   | этапах   развития,    а |
|     |                      |           |                   | также             детей |
|     |                      |           |                   | проживающих  в   разных |
|     |                      |           |                   | регионах     Российской |
|     |                      |           |                   | Федерации.              |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 6.  | Внесение             | март 2000 |        УСО        | Выявление,              |
|     | предложений      о   |   г.      |       УРОП        | распространение       и |
|     | введении             |           |  Минобразования   | внедрение  эффективного |
|     | номинации            |           |      России       | опыта   психологической |
|     | "Психолог года"  в   |           |                   | деятельности в практику |
|     | ежегодный  конкурс   |           |                   |                         |
|     | "Учитель года"       |           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 7.  | Научно -             | октябрь   |        УСО        | Координация             |
|     | методическое         | 2000г.    |  Минобразования   | деятельности            |
|     | совещание      для   |           |      России       | ответственных за работу |
|     | заведующих           |           |                   | ППиМПК,     определение |
|     | психолого -          |           |                   | механизмов деятельности |
|     | педагогическими  и   |           |                   | и взаимодействия ППиМПК |
|     | медико -             |           |                   | с          учреждениями |
|     | педагогическими      |           |                   | образования.            |
|     | комиссиями (ПП и МПК)|           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 8.  | Акция   психолого -  |  июнь     |   Минобразование  | Анализ        состояния |
|     | медико -             | 2000г.    |      России       | региональных    моделей |
|     | педагогического      |           |  Минздрав России  | Служб      практической |
|     | марафона        по   |           |    Минкультуры    | психологии Поволжья.    |
|     | городам   Поволжья   |           |      России       | Психологическое         |
|     | "Ребенок        на   |           |  Минтруд России   | просвещение   населения |
|     | перекрестке эпох"    |           |    МВД России     | городов Поволжья.       |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 9.  | Организация      и   | Ежегодно  |        УСО        | Определение      единой |
|     | проведение научно -  | III-IV    |  Минобразования   | стратегии  диагностики, |
|     | практических         | квартал   |      России       | коррекции  и   развития |
|     | семинаров        в   |           |                   | детей    с   различными |
|     | области              |           |                   | отклонениями в развитии |
|     | специальной          |           |                   |                         |
|     | психологии       с   |           |                   |                         |
|     | привлечением         |           |                   |                         |
|     | специалистов         |           |                   |                         |
|     | смежных профессий    |           |                   |                         |
|-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------|
| 10  | Создание             |  март     |        УСО        | Обеспечение             |
|     | целостной  системы   |  2001 года|    Минобразования |   межведомственного     |
|     | раннего  выявления   |           |      России       | подхода    в    решении |
|     | и           ранней   |           |    ГНУ "Центр     | проблем раннего детства |
|     | специальной          |           |      ранней       |                         |
|     | помощи   детям   с   |           |   диагностики и   |                         |
|     | отклонениями     в   |           |    специальной    |                         |
|     | развитии             |           |  помощи детям с   |                         |
|     |                      |           |    выявленными    |                         |
|     |                      |           |  отклонениями в   |                         |
|     |                      |           |     развитии"     |                         |
|     |                      |           |  Минздрав России  |                         |
----------------------------------------------------------------------------------------

     Использованные сокращения:
     УСО - Управление специального образования Минобразования России
     УРОП -    управление    региональной   образовательной   политики
Минобразования России
     УМО - Учебно-методическое объединение
     НМЦ "ДАР" - научно-методический  центр  "Диагностика,  адаптация,
развитие"
     ВНИК - временный научный коллектив
     ГНУ - государственное научное учреждение
     ППМС - центры - образовательные учреждения для детей, нуждающихся
в психологопедагогической и медико-социальной помощи
     ППиМПК -   психолого-педагогические    и    медико-педагогические
комиссии