О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 8 ФЕВРАЛЯ 2000 Г. N 3/2 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 21 февраля 2000 г. N 515 (Д) В соответствии с решением коллегии от 8 февраля 2000 года N 3/2 "О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 годах" приказываю: 1. Одобрить прилагаемый план мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Минобразования России (далее Служба). 2. Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования (Э.М.Никитину) предусмотреть в 2000/2001 учебном году разработку программ повышения квалификации заведующих кафедрами психологии и практической психологии учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, руководителей и специалистов образовательных учреждений для детей нуждающихся в психологопедагогической и медико-социально помощи детям (ППМС-центров). 3. Рекомендовать оргкомитету всероссийского конкурса "Учитель года России" включить начиная с 2000 года дополнительную номинацию "Психолог года". 4. Управлению специального образования (Д.С.Шилову): 4.1. Содействовать внедрению научно-методических разработок ведущих институтов РАО в практику образования и в срок 01.11.2000 разработать механизмы эффективной помощи развитию Службы в субъектах Российской Федерации. 4.2. Совместно с Управлением прогнозирования и развития системы образования (В.М. Зуевым ) разработать в срок до 01.06. 2000 предложения в области формирования системы образовательной статистики и мониторинга системы образования для анализа и оценки деятельности Службы. 4.3. Представить до 01.04.2000 в оргкомитет всероссийского конкурса "Учитель года России" рекомендации, обеспечивающие оценку деятельности педагогов-психологов при выдвижении на звание "Психолог года". 4.4. Совместно с Управлением региональной образовательной политики (Е.С.Гальсковым) в срок до 31.03. 2000 подготовить информационное письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации об условиях участия в конкурсе на звание "Психолог года". 4.5. Совместно с Академией повышения квалификации и переподготовки работников образования разработать до 01.09.2000 план-проспект программ повышения квалификации и условий их реализации для руководителей и специалистов ППМС-центров. 5. Управлению специального образования совместно с Управлением правового обеспечения (Е.Д.Волоховой), Департаментом общего среднего образования (М.Р. Леонтьевой) до 01.04.2000 подготовить письмо в органы управления образованием субъектов Российской Федерации, в котором рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации: - принять необходимые меры по развитию деятельности Службы в системе образования России; - содействовать расширению финансирования и материально - техническому обеспечению деятельности всех звеньев Службы; - повысить ответственность соответствующих структур управлений образованием (муниципальных, региональных) за деятельность специалистов Службы; - содействовать созданию региональных и муниципальных методических объединений педагогов-психологов, проведению региональных, муниципальных мероприятий (конкурсы, смотры, конференции и т.д.), целью которых является оказание психологической помощи всем субъектам образовательного пространства; - рекомендовать руководителям образовательных учреждений вводить в штатное расписание должность педагога-психолога; - обратить особое внимание на развитие структурных элементов Службы в сельских школах и содействовать их программно-методическому и материальнотехническому оснащению. 6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.Е. Чепурных. Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов 21 февраля 2000 г. N 515 Приложение к Приказу Минобразования России от 21 февраля 2000 года N 515 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации в 2000-2001 годах. ---------------------------------------------------------------------------------------- | N | Мероприятия | Сроки | Исполнители | Цели | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 1. | Рабочее совещание | I-II | УСО | Координация действий | | | представителей | квартал | Минобразования | УМО по психологии с | | | УМО по психологии | 2000 г. | России | представителями службы | | | с представителями | | | практической психологии | | | службы | | УМО по | образования для учета и | | | практической | | психологии | внедрения передового | | | психологии | | | опыта подготовки | | | Минобразования | | | психологических кадров. | | | России. | | | Подготовка предложений | | | | | | в образовательные | | | | | | стандарты высшей школы. | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 2. | Рабочее совещание | Ноябрь | УСО | Определение действующих | | | ответственных за | 2000 г. | Минобразования | моделей службы | | | службу | | России | практической психологии | | | практической | | | и анализ наиболее | | | психологии в | | | перспективных ее | | | органах | | | моделей в регионах | | | управления | | | Российской Федерации. | | | образованием | | | | | | субъектов | | | | | | Российской | | | | | | Федерации. | | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 3 | Нормативное и | декабрь | ВНИК на базе НМЦ | Разработка методических | | | правовое | 2000 г. | "ДАР" им. | рекомендаций по | | | обеспечение | | Л.С.Выготского | нормативным и правовым | | | деятельности ППМС - | | | вопросам организации | | | центров как | | | деятельности ППМС- | | | одного из звеньев | | | центров в системе | | | Службы | | | образования | | | практической | | | | | | психологии | | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 4. | Организация и | | | Анализ состояния, | | | проведение | | | научно-методического и | | | мониторинга по | | | материально- | | | службе | | | технического | | | практической | | | обеспечения службы | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 4.1 | психологии на | май | Минобразование | практической | | | базе научных | 2000 г. | России | психологии, | | | разработок: | | НМЦ "ДАР" им. | совершенствование | | | | июнь | Л.С.Выготского | механизмов | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 4.2 | Разработка | 2000 г. | | взаимодействия ее | | | концепции | | НМЦ "ДАР" им. | различных звеньев. | | | мониторинга | | Л.С.Выготского | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | | Апробация | март | | | | | методики | 2001г. | НМЦ "ДАР" им. | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 4.3 | проведения | | Л.С.Выготского | | | | мониторинга на | | | | | | экспериментальной | | Минобразование | | | | площадке | | России | | | | Московской | | НМЦ "ДАР" им. | | | | области | | Л.С.Выготского | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | | Проведение | | | | | | мониторинга | | | | | | Службы | | | | | | практической | | | | | | психологии в | | | | | | системе | | | | | | Министерства | | | | | | образования | | | | | | Российской | | | | | | Федерации | | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 5. | Подготовка и | | УСО | Выявление и анализ | | | обоснование | | Минобразования | стандартизованного | | | проведения | | России | пакета диагностических | | | конкурса на | | Психологический | методик с целью | | | лучший пакет | | институт РАО | формирования | | | диагностических | | Факультет | "базисного компонента" | | | методик в системе | декабрь | психологии МГУ | методического | | | образования: | 2000г. | им.М.В.Ломоносова | обеспечения | | | | | | деятельности | | 5.1 | Подготовка и | | | специалистов службы | | | разработка | февраль | | практической психологии | | | требований к | 2001 г. | | для обеспечения | | | организации | | | сопоставимости | | | конкурса | | | результатов | | | | | | диагностического | | 5.2 | Объявление | | | обследования детей на | | | конкурса | | | разных возрастных | | | | | | этапах развития, а | | | | | | также детей | | | | | | проживающих в разных | | | | | | регионах Российской | | | | | | Федерации. | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 6. | Внесение | март 2000 | УСО | Выявление, | | | предложений о | г. | УРОП | распространение и | | | введении | | Минобразования | внедрение эффективного | | | номинации | | России | опыта психологической | | | "Психолог года" в | | | деятельности в практику | | | ежегодный конкурс | | | | | | "Учитель года" | | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 7. | Научно - | октябрь | УСО | Координация | | | методическое | 2000г. | Минобразования | деятельности | | | совещание для | | России | ответственных за работу | | | заведующих | | | ППиМПК, определение | | | психолого - | | | механизмов деятельности | | | педагогическими и | | | и взаимодействия ППиМПК | | | медико - | | | с учреждениями | | | педагогическими | | | образования. | | | комиссиями (ПП и МПК)| | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 8. | Акция психолого - | июнь | Минобразование | Анализ состояния | | | медико - | 2000г. | России | региональных моделей | | | педагогического | | Минздрав России | Служб практической | | | марафона по | | Минкультуры | психологии Поволжья. | | | городам Поволжья | | России | Психологическое | | | "Ребенок на | | Минтруд России | просвещение населения | | | перекрестке эпох" | | МВД России | городов Поволжья. | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 9. | Организация и | Ежегодно | УСО | Определение единой | | | проведение научно - | III-IV | Минобразования | стратегии диагностики, | | | практических | квартал | России | коррекции и развития | | | семинаров в | | | детей с различными | | | области | | | отклонениями в развитии | | | специальной | | | | | | психологии с | | | | | | привлечением | | | | | | специалистов | | | | | | смежных профессий | | | | |-----|----------------------|-----------|-------------------|-------------------------| | 10 | Создание | март | УСО | Обеспечение | | | целостной системы | 2001 года| Минобразования | межведомственного | | | раннего выявления | | России | подхода в решении | | | и ранней | | ГНУ "Центр | проблем раннего детства | | | специальной | | ранней | | | | помощи детям с | | диагностики и | | | | отклонениями в | | специальной | | | | развитии | | помощи детям с | | | | | | выявленными | | | | | | отклонениями в | | | | | | развитии" | | | | | | Минздрав России | | ---------------------------------------------------------------------------------------- Использованные сокращения: УСО - Управление специального образования Минобразования России УРОП - управление региональной образовательной политики Минобразования России УМО - Учебно-методическое объединение НМЦ "ДАР" - научно-методический центр "Диагностика, адаптация, развитие" ВНИК - временный научный коллектив ГНУ - государственное научное учреждение ППМС - центры - образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологопедагогической и медико-социальной помощи ППиМПК - психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии |