ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 18 января 2000 г. N 8 (ПРМ) Правительство Москвы отмечает, что в 1998-1999 гг. Комитетом здравоохранения, лечебно-профилактическими учреждениями города, Фондом обязательного медицинского страхования, другими службами и организациями проведена значительная работа, направленная на реализацию городской Программы обеспечения населения г.Москвы медицинской помощью в 1998-1999 гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999 гг." Осуществление мер, предусмотренных данной программой, позволило, решая первоочередные задачи здравоохранения, сохранить гарантированное медицинское обеспечение москвичей и бесперебойное функционирование всех лечебно-профилактических учреждений, сохранить и укрепить материально-техническую базу отрасли и поддерживать развитие медицинской науки. Реализуется московская программа обязательного медицинского страхования. На основе проведенного социально-экономического анализа итогов 5-летнего становления системы обязательного медицинского страхования г.Москвы разработана Комплексная программа оптимизации деятельности московской городской системы обязательного медицинского страхования на 1998-2003 гг., утвержденная Правительством Москвы. Параллельно с государственной системой гарантированной медицинской помощи развиваются негосударственные формы медицинского обеспечения жителей города (добровольное медицинское страхование и платные услуги в системе медицинской предпринимательской деятельности). В соответствии с действующим порядком осуществляется лицензирование медицинской, медико-технической и фармацевтической деятельности, реформирование учреждений и организаций здравоохранения. Реализация целевых программ Комитета здравоохранения позволила улучшить организацию и оказание медицинской помощи по ряду приоритетных направлений, усовершенствовать диагностику и лечение ряда распространенных заболеваний. Особое внимание уделялось диспансеризации населения, впервые отнесенной к городским медицинским приоритетам, как реальному пути профилактики и раннего выявления ряда серьезных патологических состояний, рост которых наблюдается в городе в последние годы. Реформируется стационарная сеть города. Внедрена новая форма лекарственного обеспечения декретированных групп населения, позволяющая более полно и адресно обеспечивать больных медикаментами, отпускаемыми по бесплатным и льготным рецептам. Осуществляется постоянный контроль за уровнем закупочных цен. Определен новый порядок расчетов за льготное лекарственное обеспечение посредством заключения договоров Комитета здравоохранения с ответственными поставщиками - победителями конкурса на поставку медикаментов по городскому заказу. Несмотря на сложное экономическое положение, принимались меры по укреплению и развитию материально-технической базы отрасли. Правительство Москвы полностью выполняет взятые обязательства по социальной защите медицинских работников, обеспечивая доплату к заработной плате и предоставляя муниципальное жилье для улучшения жилищных условий медиков. Вместе с тем Правительство Москвы отмечает, что несмотря на принимаемые меры, в городе сохраняется неблагоприятная динамика медико-демографических показателей и состояния здоровья москвичей. Остается высокой заболеваемость во всех группах населения по многим классам болезней. Программа обеспечения населения г.Москвы медицинской помощью в 1998-1999 гг. по большинству разделов выполнена, в значительной мере за счет внутренних ресурсов отрасли и обеспечения Московским городским фондом обязательного медицинского страхования стабильного и достаточно высокого уровня сбора страховых взносов. Однако ряд запланированных мероприятий не реализован из-за необеспеченности финансовыми средствами. Не выполнены полностью программы Комитета здравоохранения по вакцинопрофилактике и целевой диспансеризации, а также межведомственные программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Москве на 1998- 2001 гг." и "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции". Не в полном объеме выполнен план переоснащения ряда лечебно-профилактических учреждений и замены выработавших эксплуатационный ресурс и морально устаревших видов медицинской техники и оборудования, а также недостаточно обеспечение отрасли санитарным автотранспортом. Требует дальнейшего совершенствования система лекарственного обеспечения населения, развитие профилактического направления в охране здоровья. Сохраняют актуальность меры по эффективному реформированию медицинской службы на различных уровнях. В целях дальнейшего развития системы городского здравоохранения, повышения доступности и качества всех видов медицинской помощи населению Правительство Москвы постановляет: 1. Считать Программу обеспечения населения г.Москвы медицинской помощью в 1998-1999 гг. в основном выполненной. 2. Утвердить Программу обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. (приложение). 3. Комитету здравоохранения и Московскому городскому фонду обязательного медицинского страхования: 3.1. В срок до 01.02.2000 совместно с заинтересованными службами разработать и утвердить план мероприятий по реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг.; 3.2. Обеспечить выполнение Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. в пределах средств, предусматриваемых в бюджете города Москвы на здравоохранение и смете доходов и расходов Московского городского фонда обязательного медицинского страхования на соответствующие годы. 3.3. Представлять в Правительство Москвы отчет о ходе реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. один раз в полугодие. 4. Комитету здравоохранения совместно с префектами административных округов в рамках реализации Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. в срок до 01.03.2000 разработать окружные целевые программы по приоритетным направлениям медицинского обеспечения населения административных округов. 5. Департаменту науки и промышленной политики и Комитету здравоохранения при рассмотрении научно-технических проектов на 2000-2001 гг. считать приоритетными разработки импортозамещающих медицинских технологий. 6. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы и Департаменту финансов при превышении доходной части бюджета предусматривать выделение Комитету здравоохранения дополнительных средств на реализацию Программы обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. в порядке, установленном Законом города Москвы "О бюджете города Москвы на 2000 г." 7. Комитету здравоохранения проработать и в срок до 01.07.2000 внести в Правительство Москвы предложения по организации московского медицинского высшего учебного заведения. 8. Постановление Правительства Москвы от 30.12.97 N 941 "О мерах по охране здоровья населения г.Москвы на 1998-1999гг." снять с контроля. 9. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на и.о.первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 18 января 2000 года N 8 ПРОГРАММА обеспечения медицинской помощью населения г.Москвы на 2000-2001 гг. 1. Введение Настоящая Программа разработана с учетом Программы государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.99г. №1194 "О Программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью. Состояние здоровья населения испытывает на себе влияние многочисленных факторов и является интегральным отражением природных, коммунально-бытовых, социальных и экономических процессов, происходящих в обществе. Глубокие изменения в социально-экономической жизни общества обусловили в целом неблагоприятную медико-демографическую ситуацию, которая в Москве на протяжении последних лет характеризуется низкой рождаемостью, высокой смертностью и отрицательным естественным приростом населения. Численность постоянного населения в Москве с 1994г. сократилась на 1.9% и на 01.01.98г. составила 8 537 200 человек (01.01.94г. - 8 700 900). В основном численность населения снижается из-за естественной убыли, ежегодно число умерших превышает число родившихся на 40-50%. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни москвичей за те же годы несколько возросла и составила 68.2 года, в том числе у мужчин 62.8 года и женщин 73.4 года. На долю лиц старшего возраста (65 лет и старше) в начале 1998г. приходилось 14.9%, что по международным демографическим критериям позволяет отнести население города к "старому". Наиболее серьезные изменения связаны с резким сокращением рождаемости в столице с 13.1 в 1988г. до 7.9 в 1998г. и 7.8 за 8 месяцев 1999г. (в Российской Федерации с 16.0 до 8.8 на 1000 населения). В то же время, необходимо отметить стабилизацию показателей рождаемости на протяжении 1995-98гг. Показатель смертности населения Москвы сохранился на прежнем уровне и составил 14.6 на 1000 населения в 1998г. и 14.7 за 8 месяцев 1999г. Смертность жителей столицы попрежнему выше, чем в среднем по России. На протяжении ряда лет на первом месте среди причин смерти горожан стоят болезни системы кровообращения, затем следуют злокачественные новообразования, несчастные случаи, травмы и отравления. Особую социально-экономическую значимость имеет смертность трудоспособного населения. Основными причинами смертей в указанной возрастной категории являются травмы и несчастные случаи (34.4%), болезни сердца и сосудов (31%), злокачественные новообразования (16%). Показатели младенческой смертности в Москве, как и в целом по стране, остаются на довольно высоком уровне, но в Москве они заметно ниже. Основной причиной младенческой смертности являются болезни перинатального периода, а также врожденные аномалии развития новорожденных. Показатели заболеваемости свидетельствуют о росте числа заболеваний и у взрослых, и у подростков, и у детей. Серьезную озабоченность вызывает рост наркоманий и токсикоманий, особенно у подростков и детей, заболеваемость туберкулезом, распространение ВИЧ-инфекции, значительный подъем ряда инфекционных заболеваний (корь, краснуха, вирусные гепатиты). По прогностическим оценкам Госкомстата России, демографическое развитие в ближайшие годы по-прежнему будет определяться негативными характеристиками. Не прогнозируются, по мнению специалистов, и серьезные положительные тенденции в уровне заболеваемости населения. Москве удалось избежать ряда тяжелых последствий социально-экономического неблагополучия в сфере охраны здоровья. Выполнение двухгодичных медицинских программ Комитета здравоохранения позволило сохранить гарантированное медицинское обеспечение москвичей и бесперебойное функционирование всех лечебнопрофилактических учреждений. Осуществление программных мероприятий способствовало улучшению организации и оказания медицинской помощи по ряду важнейших направлений. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры сохраняется целый ряд нерешенных вопросов, препятствующих повышению эффективности охраны здоровья населения. Перспективными направлениями в городской системе здравоохранения на ближайший период являются: - обеспечение контроля за соблюдением медицинских стандартов и качеством медицинских услуг; - усиление мер контроля за рациональным и экономным использованием ресурсов отрасли (внедрение медикоэкономических стандартов, контроль целевого использования бюджетных средств и др.); - меры по оптимизации лекарственного обеспечения населения (льготного, в стационарах, в розничной торговле) и постоянный контроль этого обеспечения; - поддержка приоритетных для городского здравоохранения научных разработок и строгий контроль внедрения результатов этих разработок; - дальнейшее развитие службы неотложной медицинской помощи с учетом результатов проведенного эксперимента; - развитие единой закупочной системы, централизация закупок оборудования, аппаратуры, расходных материалов; - развитие профилактического направления в охране здоровья населения; - дальнейшее реформирование стационарной сети и диагностических (лабораторных и инструментальных) служб. Решение перечисленных задач предусмотрено разработанной Комитетом здравоохранения "Программой обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2000- 2001 гг.". 2. Цель и ведущие направления программы Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2000-2001гг. предусматривает реализацию комплекса мер, направленных на удовлетворение потребности москвичей в медико-санитарной помощи установленного объема и качества при рациональном использовании ресурсов отрасли. Программа ориентирована на проведение дальнейших этапных преобразований в сложившейся системе охраны здоровья населения в соответствии с Концепцией развития здравоохранения г.Москвы. Цель программы - повышение эффективности и качества всех видов медицинского обеспечения населения за счет целевых организационных преобразований в сложившейся системе городского здравоохранения, внедрения высокоэффективных ресурсосберегающих медицинских технологий и дифференцированных медико-экономических стандантов. Программа составлена с учетом действующего законодательства Российской Федерации об охране здоровья народа, медицинском страховании, нормативных документов Минздрава РФ и отражает позицию Правительства Москвы по проблеме обеспечения москвичей медико-санитарной помощью. Программа включает 5 подпрограмм, отражающих ведущие направления деятельности медицинской службы города и определяющих уровень медицинского обеспечения населения г.Москвы: - Государственное гарантированное медицинское обеспечение населения - Негосударственные формы медицинского обеспечения населения - Рациональная организация медицинского обеспечения населения - Совершенствование управления, планирования и экономики в системе городского здравоохранения - Подготовка кадров и социальная защита медицинских работников. 3. Содержание программы Подпрограмма 1 Государственное гарантированное медицинское обеспечение населения 1.1. Городские медицинские приоритеты - целевые медицинские программы Цель - безотказное обеспечение населения Москвы всех возрастных и социальных групп медицинской помощью и профилактическими мероприятиями гарантированного объема качества по системе бюджетного финансирования. Источники финансирования: городской бюджет, средства обязательного медицинского страхования (ОМС). Объем финансирования: 27 774,3 млн. рублей, из них на 2000 г. - 12 075,8 млн. рублей. 1.1.1 Отраслевые целевые программы по приоритетным направлениям охраны здоровья _______________________________________________________________________ Наименование | Ожидаемые результаты от |Стоимость | реализации |в млн. руб. ___________________|_______________________________|___________________ 1 | 2 | 3 ___________________|_______________________________|___________________ Целевая | Раннее выявление | 211,4 диспансеризация | функциональных отклонений и |___________________ | начальных стадий заболеваний, | в т.ч. в | снижение частоты и тяжести | 2000г. - | обострений хронических | 91,9 | заболеваний, снижение уровня | | заболеваемости, временной | | нетрудоспособности, | | инвалидизации | ___________________|_______________________________|___________________ Скорая и | Обеспечение бесплатной и | 1 755,4 неотложная | общедоступной скорой и |___________________ медицинская | неотложной медицинской помощи,| в т.ч. в помощь | снижение числа осложнений и | 2000г. - | летальности за счет | 763,2 | оптимизации тактики ведения | | больных, повышение | | квалификации медицинского | | персонала, максимальное | | сокращение сроков прибытия к | | пациенту за счет полной | | автоматизации процесса приема | | вызовов и управления работой | | выездных бригад, строительства| | новых подстанций скорой | | медицинской помощи (СМП) и | | модернизации автомобильного | | парка | ___________________|_______________________________|___________________ Экстренная |Обеспечение эффективной и |27,8 медицинская |оперативной организации |___________________ помощь в |оказания всех видов экстренной |в т.ч. в чрезвычайных |медицинской помощи |2000г. - ситуациях(ЧС) |пострадавшим в ЧС; поддержание |12,1 (городская |в постоянной готовности | служба |медицинских сил и средств к | медицины |переводу на чрезвычайный режим | катастроф) |работы и к действиям в | |условиях возникновения ЧС в | |лечебно-профилактическом | |учреждении | ___________________|_______________________________|___________________ Охрана |Гарантированное медицинское |5 429,8 здоровья |обеспечение матерей и детей на |___________________ матери и |основе единых научно |в т.ч. в ребенка |обоснованных медицинских |2000г. - 2 |стандартов; снижение |360,8 |материнской и детской | |заболеваемости и смертности, | |инвалидизации детей; | |совершенствование медицинской | |помощи матерям и детям на | |основе применения современных | |медицинских технологий; | |повышение уровня здоровья | |подрастающего поколения | ___________________|_______________________________|___________________ Медицинская |Оздоровление населения за счет |4 959,3 помощь при |внедрения эффективных лечебно -|___________________ острозаразных |диагностических и |в т.ч. в и социально |реабилитационных технологий, |2000г. - 2 значимых |снижение тяжести |156,2 заболеваниях |патологического процесса и | |числа осложнений;, обеспечение | |населения медицинской помощью: | |- дермато-венерологического | |профиля; | |- онкологической; | |- психиатрической; | |- наркологической; | |- при инфекционных | |заболеваниях | | | ___________________|_______________________________|___________________ Вакцинопрофилактика|Стабилизация или снижение |221,9 |заболеваемости при различных |___________________ |видах инфекций средствами |в т.ч. в |специфической иммунизации |2000г. - | |96,5 ___________________|_______________________________|___________________ Охрана |Улучшение основных показателей |84,9 здоровья |здоровья за счет снижения |___________________ подростков, |общей заболеваемости, медико - |в т.ч. в студентов и |социальной реабилитации и |2000г. - учащихся |пропаганды здорового образа |36,9 средних |жизни | специальных | | учебных | | заведений | | ___________________|_______________________________|___________________ Ургентная |Повышение качества оказания |213,7 кардиологическая |медицинской помощи ургентным |___________________ помощь |кардиологическим больным, |в т.ч. в |снижение летальности и |2000г. - |инвалидизации, сокращение |92,9 |сроков пребывания больных в | |стационаре, разработка | |алгоритмов диагностики и | |лечения, реформирование | |существующих структурных | |подразделений по оказанию | |неотложной кардиологической | |помощи | ___________________|_______________________________|___________________ Медицинская |Обеспечение доступной |767,7 помощь при |эндокринологической помощью |___________________ сахарном |больных сахарным диабетом, |в т.ч. в диабете |снижение летальности и |2000г. - |инвалидизации; поддержание |333,8 |системы обучения больных | |самоконтролю; оптимизация | |системы лабораторного контроля | |сахарного диабета; снижение | |числа госпитализаций, в т.ч. | |уменьшение числа случаев | |поздней госпитализации при | |осложнениях; улучшение | |качественных показателей | |лечения в целях социальной | |адаптации и возможности | |трудовой деятельности | ___________________|_______________________________|___________________ Восстановительное |Обеспечение больных с |198,5 лечение |ограниченной двигательной |___________________ |активностью восстановительным |в т.ч. в |лечением для снижения |2000г. - |временной и стойкой утраты |86,3 |трудоспособности и достижение | |максимально возможного их | |участия в жизни общества и | |семьи | ___________________|_______________________________|___________________ Лечение |Разработка системы мероприятий |72,9 заболеваний |по созданию в городе |___________________ системы крови |высокооснащенной |в т.ч. в |гематологической службы, |2000г. - |способной проводить лечение |31,7 |больных с заболеваниями | |системы крови по современным | |международным программам с | |применением новейших | |медицинских технологий для | |значительного продления жизни | |и здоровья больных | ___________________|_______________________________|___________________ Лечение |Обеспечение инвалидов и |998,4 ветеранов |участников войн всеми видами |___________________ (инвалидов) |медицинской помощи на |в т.ч. в войн |амбулаторном и стационарном |2000г. - |этапах, своевременной и |434,1 |полноценной реабилитацией | ___________________|_______________________________|___________________ Нарушение |Улучшение прогноза и |485,1 мозгового |результатов лечения больных за |___________________ кровообращения |счет внедрения эффективных |в т.ч. в |лечебно-диагностических и |2000г. - |реабилитационных технологий |210,9 ___________________|_______________________________|___________________ Почечная |Повышение уровня и качества |870,6 недостаточность |медицинской помощи больным, |___________________ |страдающим почечной |в т.ч. в |недостаточностью, улучшение |2000г. - |качества медико-социальной |378,5 |реабилитации нефрологических | |больных | ___________________|_______________________________|___________________ Научное |Научная поддержка городского |136,2 |здравоохранения на основе |___________________ обеспечение |разработки и внедрения |в т.ч. в медицинской |эффективных форм организации, |2000г. - помощи |управления, диагностики и |52,9 |лечения, способствующих | |повышению качества медицинской | |помощи населению; привлечение | |на договорной основе научно - | |исследовательских учреждений | |федерального подчинения для | |выполнения научных работ в | |интересах городского | |здравоохранения | ___________________|_______________________________|___________________ Медицинские |Создание единой информационной |22,1 автоматизированные |системы Комитета, окружных |___________________ информационные |управлений здравоохранения и |в т.ч. в системы |лечебно-профилактических |2000г. - |учреждений в целях повышения |9,6 |оперативности принятия | |управленческих решений и | |контроля качества медицинского | |обслуживания на всех уровнях | |городской медицинской службы | ___________________|_______________________________|___________________ Лекарственное |Оценка потребности и |8 995,8 обеспечение |поддержание необходимого |___________________ |уровня лекарственного |в т.ч. в |обеспечения для полноценного |2000г. - |оказания всех видов |3 911,2 |медицинской помощи | ___________________|_______________________________|___________________ Медицинская |Совершенствование технической |3 572,1 техника |вооруженности медицинских |___________________ |учреждений с целью повышения |в т.ч. в |уровня лечебно - |2000г. - |диагностического процесса; |1 553,1 |оптимизация использования | |медицинскими учреждениями | |современной лечебно - | |диагностической техники; | |рациональное использование | |бюджетных средств и | |техническое переоснащение | |отрасли на принципах | |инвестиционных программ | ___________________|_______________________________|___________________ Развитие |Поддержание и укрепление |2 645,0 материально - |материально-технической базы |___________________ технической |учреждений, создание |в т.ч. в базы лечебно - |благоприятных условий для |2000г. - профилактических |осуществления лечебно - |1 150,0 учреждений |диагностического процесса и | (ЛПУ) |обеспечение сетью ЛПУ районов | |массовой жилой застройки | ___________________|_______________________________|___________________ 1.1.2. Межведомственные целевые программы _______________________________________________________________________ Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Москве Стоимость (млн. рублей) - 587,0, в т.ч. в 2000г. - 216,3 _______________________________________________________________________ Предупреждение распространения заболевания, передаваемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции) в Москве (АНТИ-ВИЧ/СПИД) Стоимость (млн. рублей) - 142,4, в т.ч. в 2000г. - 61,9 _______________________________________________________________________ Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту _______________________________________________________________________ Финансирование по отраслям в соответствии с распоряжением Премьера Правительства Москвы от 08.02.99г. № 113-РП _______________________________________________________________________ 1.2. Развитие и содержание государственных медицинских учреждений, финансируемых из городского бюджета и не включенных в п.1.1. Цель - обеспечение по системе бюджетного финансирования всех видов деятельности государственных медицинских учреждений, содержание которых не предусмотрено целевыми медицинскими программами по приоритетным направлениям охраны здоровья, но являющихся неотъемлемой составляющей городского здравоохранения: - городская станция переливания крови; - городское бюро судебно-медицинской экспертизы; - детские санатории; - дома ребенка; - хоспис; - городской медицинский архив. Источники финансирования: городской бюджет. Объем финансирования: 1 004,8 млн. рублей, из них в 2000г. 436,9 млн. рублей. 1.3. Московская городская программа обязательного медицинского страхования - гарантированная бесплатная медицинская помощь, оказываемая учреждениями (предприятиями) здравоохранения, работающими в системе ОМС г.Москвы Цель - безотказное обеспечение медицинской помощью, в соответствии с Московской городской программой обязательного медицинского страхования, населения Москвы, имеющего страховой полис обязательного медицинского страхования, а также неидентифицированных и иногородних граждан Российской Федерации, граждан других государств, имеющих полис ОМС, выданный в соответствии с действующими законодательно-нормативными актами Российской Федерации и г.Москвы. Примечание: порядок и условия предоставления медицинской помощи в г.Москве иногородним гражданам в обеспечение прав застрахованных по ОМС на получение медицинской помощи в системе ОМС г.Москвы определены в Правилах ОМС населения г.Москвы, утвержденных в установленном порядке. Медицинские учреждения, подведомственные Комитету здравоохранения г.Москвы, допускаются к включению в систему ОМС по согласованному решению Комитета здравоохранения г.Москвы и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования (МГФОМС). Для обеспечения застрахованных по ОМС в г.Москве специаализированной медицинской помощью, дефицит которой испытывает городская сеть медицинских учреждений, перечень медицинских учреждений может быть дополнен за счет учреждений федеральных министерств, ведомств и организаций. Медицинские учреждения, неподведомственные Комитету здравоохранения г.Москвы, допускаются к включению в систему ОМС г.Москвы в соответствии с решением Межведомственной комиссии по отбору медицинских учреждений, образованной Правительством Москвы. Страховые организации получают право на участие в реализации Московской городской программы ОМС на основании решения Комиссии по отбору страховщиков ОМС, утверждаемого распоряжением Мэра Москвы. В рамках Московской городской программы ОМС гарантированно предоставляются следующие виды медицинской помощи: 1.3.1. Скорая и неотложная медицинская помощь детям и взрослым: - оказывается специализированными бригадами реанимационной помощи, являющимися структурными подразделениями медицинских учреждений. 1.3.2. Амбулаторно-поликлиническая помощь: - организация и проведение специфической (прививки) и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний; - профилактические мероприятия (включены: предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры государственных служащих, работников бюджетной сферы г.Москвы, застрахованных по ОМС на территории г.Москвы; диспансерное наблюдение за здоровыми детьми; диспансерное наблюдение за больными); - диагностика и лечение острых заболеваний, обострений хронических заболеваний; - диагностика и лечение травм и отравлений; - диагностика и наблюдение за течением беременности и послеродовых осложнений; - лечебная стоматологическая помощь; - зубопротезная стоматологическая помощь в полном объеме детям; - восстановительное лечение и реабилитация. 1.3.3. Стационарная медицинская помощь, включая медикаментозное обеспечение, за исключением дорогостоящих видов медицинской помощи согласно перечню, утверждаемому Комитетом здравоохранения г.Москвы, при: - острых и обострениях хронических заболеваний, травмах и отравлениях, требующих интенсивной терапии, круглосуточного медицинского наблюдения; - плановой госпитализации с целью проведения лечения и реабилитации, требующих стационарного режима; - патологии беременности, родах и абортах. В целях определения необходимых ресурсов и подготовки прогнозов для стабильного финансирования Московской городской программы ОМС учет объемов оказанной медицинской помощи производится по Московскому городскому реестру медицинских услуг в системе ОМС. Изменения и дополнения к Реестру утверждаются Комиссией по тарифам на услуги в системе ОМС г.Москвы, образованной Комитетом здравоохранения, МГФОМС, Московской городской ассоциацией медицинских страховых организаций, Советом профсоюзов работников здравоохранения г.Москвы, общественными объединениями медицинских работников. Решения Комиссии считаются неотъемлемой частью Генерального соглашения о тарифах на медицинские услуги в системе ОМС. Источники финансирования: страховые взносы предприятий, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, а также платежи из бюджета на ОМС неработающего населения, включаемые в состав расходов на здравоохранение Комитета здравоохранения г.Москвы и управлений здравоохранения административных округов. Подпрограмма 2 Негосударственные формы медицинского обеспечения населения. Развитие рынка медицинских услуг 2.1. Добровольное медицинское страхование Цель - создание условий для дальнейшего развития рынка медицинских услуг на основе программ добровольного медицинского страхования, преимущественно по видам медицинской помощи, не финансируемым из средств бюджета и обязательного медицинского страхования. Источники финансирования: средства предприятий и организаций, личные средства граждан. 2.2. Частная медицинская практика Цель - создание условий для дальнейшего развития медицинских услуг на основе поддержки предпринимательских структур и частнопрактикующих врачей, а также привлечение субъектов частного здравоохранения к участию в выполнении государственных программ в сфере здравоохранения. Источники финансирования: средства организаций и предприятий, личные средства граждан, средства бюджета по договорам в рамках отраслевого заказа. 2.2.1 Обеспечение поддержки медицинских предпринимательских структур: - оказание организационно-методической помощи и полноценного информационного обеспечения; - лицензирование и сертификация; - привлечение к реализации государственных программ в сфере здравоохранения; - передача в аренду помещений и имущества, находящихся в государственной собственности г.Москвы, но не используемых при реализации целевых комплексных программ обеспечения медицинской помощи, на конкурсной основе; - лизинг медицинской аппаратуры. Подпрограмма 3 Совершенствование организации и управления медицинской помощи Цель - оптимизация медицинского обеспечения населения Москвы за счет дальнейшего реформирования организационной модели здравоохранения на основе создания разноуровневой системы медицинской службы и внедрения эффективных и экономически обоснованных организационнолечебно-диагностических технологий. Предусматриваются следующие направления реализации целевой установки: ________________________________________________________________________ Направление | Цель | Пути реализации _________________|__________________|___________________________________ 1 | 2 | 3 _________________|__________________|___________________________________ 3.1. |Создание |3.1.1. Дальнейшая Совершенствование|контролируемой |оптимизация внедренной лекарственного |системы |организационной формы обеспечения |обеспечения |льготного лекарственного |населения |обеспечения декретированных |медикаментами и |групп населения через |изделиями |аптечные пункты ЛПУ по |медицинского |месту жительства. |назначения в |___________________________________ |достаточном |3.1.2. Система постоянного |ассортименте и |контроля за уровнем |объеме по |закупочных цен, выпиской |доступным ценам |рецептов и отпуском | |медикаментов (адресность | |обеспечения). | |___________________________________ | |3.1.3. Поддержка продукции | |отечественных заводов - | |производителей лекарств. | |___________________________________ | |3.1.4. Меры по оптимизации | |лекарственного обеспечения | |населения, не имеющего | |льгот (в стационарах, в | |розничной торговле). _________________|__________________|___________________________________ 3.2. |Оптимизация |3.2.1. Дальнейшее развитие Внестационарные |системы |организационных форм технологии |доступной, |внебольничной медицинского |экономически |квалифицированной и обеспечения |рациональной и |специализированной |эффективной |медицинской помощи |медицинской |(стационар на дому, дневной |помощи на уровне |стационар, стационар одного |первичного |дня). |территориального |___________________________________ |медико - |3.2.2. Организация |санитарного |отделений сестринского |обслуживания |ухода и других медико - | |социальных учреждений. | |___________________________________ | |3.2.3. Этапная организация | |службы неотложной | |медицинской помощи в | |административных округах | |(распространение итогов | |эксперимента в СВАО). _________________|__________________|___________________________________ 3.3. |Обеспечение |3.3.1. Этапная реализация Реформирование |населения |Концепции развития стационарной сети|стационарной |стационарных ЛПУ на 1999 - городского |медицинской |2005 гг. здравоохранения |помощью, |___________________________________ |соответствующей |3.3.2. Утверждение новой |по объему и |структуры коечного фонда |качеству |стационарных ЛПУ. |медицинским |___________________________________ |стандартам, |3.3.3. Утверждение |комфортными |критериев оценки |условиями при |стационарных ЛПУ для |рациональном |определения их |использовании |категорийности. |ресурсов отрасли |___________________________________ | |3.3.4. Разработка "Реестра | |стационарных ЛПУ г.Москвы | |по категориям". | |___________________________________ | |3.3.5. Разработка | |"Положения об аккредитации | |стационарных ЛПУ Комитета | |здравоохранения г.Москвы". | |___________________________________ | |3.3.6. Согласование | |правовых вопросов введения | |категорийности ЛПУ с | |Минздравом РФ. _________________|__________________|___________________________________ 3.4. |Обеспечение |3.4.1. Этапная Реорганизация |населения |централизация лабораторных диагностических |доступной и |и инструментальных служб |своевременной |диагностических служб |диагностикой на |(распространение опыта |догоспитальном |работы лабораторного центра |этапе за счет |в ЮАО и клинико - |централизации |диагностической лаборатории |лабораторных |в ЮЗАО). |служб и |___________________________________ |внедрения |3.4.2. Внедрение |современных |лабораторных стандартов, |эффективных |скрининговых программ и |технологий, |современных технологий |рационального |комплексного лабораторного |использования |анализа. |дорогостоящего |___________________________________ |оборудования |3.4.3. Обеспечение | |рационального использования | |высокопроизводительного | |диагностического | |оборудования. _________________|__________________|___________________________________ 3.5. |Повышение |3.5.1. Оптимизация Дальнейшее |результативности |эффективности и адресности совершенствование|использования |использования средств ОМС и системы ОМС |важнейшей |обеспечение защиты прав |составляющей |застрахованных, а также |городского |отработка процедуры |здравоохранения |предъявления ОМС |- системы ОМС |регрессионных исков к | |юридическим и физическим | |лицам, ответственным за | |вред, причиненный | |застрахованным. | |___________________________________ | |3.5.2. Совершенствование | |системы учета оказанных | |медицинских услуг населению | |г.Москвы на основе | |внедрения полиса ОМС с | |пластиковой карточкой | |медицинского страхования, | |позволяющего перейти на | |новую систему идентификации | |застрахованного по его | |половозрастным данным. | |___________________________________ | |3.5.3. Разработка механизма | |дифференцированного | |финансирования медицинских | |учреждений, работающих в | |системе ОМС, с возможностью | |дополнительного | |финансирования из средств | |обязательного медицинского | |страхования. | |___________________________________ | |3.5.4. Повышение | |эффективности учета и | |контроля за расходованием | |средств ОМС на основе | |создания единого | |информационного | |пространства ОМС и | |здравоохранения, | |обеспечивающего электронный | |обмен медико-экономической | |и статистической | |информацией об оказании | |медицинской помощи между | |субъектами ОМС с | |последующим ее накоплением. | |___________________________________ | |3.5.5. Проведение работы по | |внедрению корпоративной | |сети ОМС и здравоохранения, | |обеспечивающей | |автоматизированный учет | |объемов персонализированной | |медицинской помощи, | |оказанной в медицинских | |учреждениях, работающих в | |системе ОМС и создание на | |этой основе единой базы | |данных, позволяющей | |формировать функциональную | |и информационную модели | |управления экономическими | |ресурсами ОМС. | |___________________________________ | |3.5.6. Разработка и | |внедрение новаций по | |введению способа оплаты | |медицинской помощи по | |расчетам за случай | |амбулаторно - | |поликлинического | |обслуживания. | |___________________________________ | |3.5.7. Повышение | |эффективности и адресности | |использования денежных | |средств при реализации | |финансирования Московской | |городской программы | |обязательного медицинского | |страхования, включая | |использование средств на | |оплату медицинской помощи, | |организацию системы ОМС и | |развитие материально - | |технической базы ЛПУ, | |участвующих в выполнении | |программы ОМС. _________________|__________________|___________________________________ Подпрограмма 4 Совершенствование управления, планирования и экономики в системе городского здравоохранения Цель - повышение эффективности мер по охране здоровья на основе современных организационноуправленческих технологий, защита прав населения на медицинскую помощь установленного объема и качества и повышение эффективности использования ресурсов отрасли на основе создания единой системы экономики городского здравоохранения. Ведущими направлениями реализации целевой установки являются: ________________________________________________________________________ Направление | Цель | Пути реализации __________________|__________________|__________________________________ 1 | 2 | 3 __________________|__________________|__________________________________ 4.1. |Повышение |4.1.1. Продолжение этапных Совершенствование |эффективности |работ по созданию единого системы |управления на |информационного управления |различных |пространства городского городским |уровнях |здравоохранения и системы здравоохранением |медицинской |ОМС. |службы за счет |__________________________________ |рационального |4.1.2. Разработка медико - |распределения |экономических стандартов |управленческих |деятельности ЛПУ различных |функций и |категорий и внедрение |повышения |действенной системы |ответственности |управления качеством |всех субъектов |медицинских услуг. |управления | | |__________________________________ | |4.1.3. Проведение работы по | |лицензированию и | |аккредитации с организацией | |системы предлицензионной | |подготовки соискателей. | |__________________________________ | |4.1.4. Разработка и | |утверждение на городском | |уровне перечня | |дорогостоящих видов | |медицинской помощи, | |оказываемой в медицинских | |учреждениях, работающих в | |системе ОМС г.Москвы, и | |включение данного перечня в | |число городских медицинских | |приоритетов. __________________|__________________|__________________________________ 4.2. |Повышение |4.2.1. Осуществление строго Оптимизация |эффективности |учета поступления и планирования и |использования |расходования всех экономики |ресурсов отрасли |финансовых средств. городского |и обеспечение |__________________________________ здравоохранения |реальной |4.2.2. Концентрация |ответственности |основных финансовых |ЛПУ за |ресурсов на городских |расходование |медицинских приоритетах. |выделяемых |__________________________________ |средств |4.2.3. Внедрение Единого | |финансового плана ЛПУ и | |единого расчетного счета | |для оценки интегральных | |финансовых результатов | |работы учреждения. | |__________________________________ | |4.2.4. Разработка | |предложений по | |дифференцированным тарифам | |оплаты за пролеченного | |больного в ЛПУ в | |зависимости от категории. | |__________________________________ | |4.2.5. Осуществление | |комплекса мер по экономии | |ресурсов и сдерживанию | |расходов на медицинское | |обеспечение: | |__________________________________ | |а) организация | |централизованной закупочной | |системы (лекарственных | |препаратов, оборудования, | |расходных материалов); | |__________________________________ | |б) внедрение | |ресурсосберегающих | |медицинских технологий; | |__________________________________ | |в) перераспределение | |оборудования с учетом | |категорий ЛПУ; | |__________________________________ | |г) контроль за | |обоснованностью плановых | |смет расходов ЛПУ. | |__________________________________ | |4.2.6. Разработка положения | |"О порядке учета страховых | |платежей на ОМС | |неработающих граждан в | |бюджете г.Москвы". __________________|__________________|__________________________________ Подпрограмма 5 Подготовка кадров и социальная защита медицинских работников Цель - повышение кадровой обеспеченности городского здравоохранения, профессионального уровня и социальных гарантий медицинских работников. К основным направлениям реализации целевой установки отнесены: ________________________________________________________________________ Направление | Цель | Пути реализации _________________|__________________|___________________________________ 1 | 2 | 3 _________________|__________________|___________________________________ 5.1. |Повышение |5.1.1. Формирование Целевая |обеспеченности |постоянно действующей контрактная |первичного звена |рабочей группы из подготовка |городского |представителей Комитета, РГМУ и врачебных |здравоохранения |зравоохранения, Российского кадров |врачами |государственного медицинского |терапевтами и |университета (РГМУ) и ЛПУ для |педиатрами |отработки и корректировки порядка | |направления, отбора и | |обучения на Московском | |отделении РГМУ на | |контрактной основе. | |___________________________________ | |5.1.2. Организация | |подготовительного отделения | |для лиц - будущих | |абитуриентов Московского | |отделения РГМУ. _________________|__________________|___________________________________ 5.2. |Повышение |5.2.1. Развитие системы Совершенствование|профессионального |перманентного обучения системы |уровня |различных категорий повышения |медицинских |медицинских работников. квалификации и |работников и |___________________________________ переподготовки |возможность |5.2.2. Организация медицинских |перераспределения |предаттестационной работников |кадров в |подготовки медицинских |зависимости от |работников. |потребностей | |медицинской | |службы | _________________|__________________|___________________________________ 5.3. Меры |Обеспечение |5.3.1. Обеспечение по |социальных |выполнения отраслевого социальной |гарантий |соглашения между защите |установленного |Правительством, Комитетом медицинских |объема |здравоохранения и Советом работников | |профсоюза работников | |здравоохранения г.Москвы. _________________|__________________|___________________________________ 4. Заключение "Программа обеспечения медицинской помощью населения Москвы на 2000-2001гг." направлена на поиск оптимальных форм и методов медицинского обеспечения населения, дающих возможность при существующих нестабильных социальных и экономических условиях не только сохранить необходимые объем и качество медицинских услуг, но и добиться их повышения за счет рационального использования ресурсов отрасли, внедрения высокоэффективных организационно-управленческих и лечебно-диагностических технологий и развития профилактического направления охраны здоровья. Финансовые затраты на реализацию программы составят 45 585,3 млн. рублей, из них в 2000 году - 19 819,7 млн. рублей. |