О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА. Постановление. Правительство РФ. 28.01.00 78

                    О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 января 2000 г.
                                 N 78

                                (НТЦС)


     В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны  труда  в
Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:
     а) Положение о федеральной инспекции труда;
     б) изменения,  которые  вносятся  в  Положение  о расследовании и
учете несчастных случаев на производстве,  утвержденное постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  11  марта 1999 г.  N 279 "Об
утверждении Положения о расследовании и учете  несчастных  случаев  на
производстве"  (Собрание законодательства Российской Федерации,  1999,
N 13, ст. 1595).
     2. Министерству  государственного  имущества Российской Федерации
оформить в установленном порядке закрепление за Министерством труда  и
социального   развития   Российской  Федерации  помещений  в  зданиях,
расположенных в г.  Москве,  в Газетном переулке, дом 3 (строение 1) и
дом  5 (строения 1 и 2),  ранее закрепленных за Федеральной инспекцией
труда  при  Министерстве  труда  и  социального  развития   Российской
Федерации.
     3. Признать   утратившим   силу    постановление    Правительства
Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13 "О дополнительных мерах
по  обеспечению   деятельности   Федеральной   инспекции   труда   при
Министерстве  труда  Российской  Федерации" (Собрание законодательства
Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В. Путин
28 января 2000 г.
N 78


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 28 января 2000 года
                                                                  N 78

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                    о федеральной инспекции труда

     1. Федеральная   инспекция    труда    -    единая    федеральная
централизованная   система   государственных  органов,  осуществляющих
государственный надзор  и  контроль  за  соблюдением  законодательства
Российской  Федерации  о  труде  и  охране труда всеми организациями и
физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
     2. Федеральная    инспекция    труда    в    своей   деятельности
руководствуется  Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными
законами,  указами  и  распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а
также настоящим Положением.
     3. Основной  задачей   федеральной   инспекции   труда   является
осуществление  надзора  и  контроля  за  соблюдением  законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты
трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.
     4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность  во
взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами
исполнительной власти,  которым  предоставлено  право  осуществлять  в
пределах  своих  полномочий  функции  надзора  и контроля,  с органами
государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  и  органами
местного  самоуправления,  объединениями работодателей и объединениями
профессиональных  союзов,  другими  государственными  и  общественными
организациями.
     5. Государственный   надзор    и    контроль    за    соблюдением
законодательства   Российской   Федерации   о  труде  и  охране  труда
осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные  лица
федеральной инспекции труда.
     Деятельностью федеральной инспекции труда  руководит  заместитель
Министра  труда  и социального развития Российской Федерации - главный
государственный инспектор труда Российской Федерации,  назначаемый  на
должность  и  освобождаемый  от  должности  Правительством  Российской
Федерации.
     Руководитель Департамента  государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда
и  социального  развития  Российской  Федерации  является заместителем
главного государственного инспектора труда Российской Федерации.
     Заместители руководителя указанного Департамента являются главным
государственным правовым  инспектором  труда  Российской  Федерации  и
главным  государственным  инспектором  Российской  Федерации по охране
труда.
     Начальники отделов  указанного  Департамента и их заместители (по
правовым   вопросам   и   по   охране   труда)    являются    главными
государственными инспекторами труда.
     Руководители государственных инспекций  труда  являются  главными
государственными  инспекторами труда по соответствующей территории,  а
их заместители - заместителями  главного  государственного  инспектора
труда  по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране
труда).
     Начальники отделов   государственных   инспекций   труда   и   их
заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными
государственными  инспекторами  труда  соответствующих государственных
инспекций труда.
     6. Государственные  инспекции труда в соответствии с возложенными
на них задачами выполняют следующие основные функции:
     1) осуществляют  государственный надзор и контроль за соблюдением
законодательства Российской  Федерации  о  труде  и  охране  труда  на
соответствующей территории;
     2) расследуют  в  установленном  порядке  несчастные  случаи   на
производстве,  анализируют  их  причины и разрабатывают предложения по
предупреждению таких случаев;
     3) рассматривают  в  соответствии  с законодательством Российской
Федерации дела об административных правонарушениях;
     4) информируют  соответствующие  органы  государственной власти и
органы местного самоуправления  о  фактах  нарушения  законодательства
Российской Федерации о труде и охране труда;
     5) участвуют в работе по  правовому  воспитанию,  распространению
знаний  по  соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и
охране труда;
     6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации
о труде и охране труда;
     7) ведут  прием граждан,  рассматривают заявления,  жалобы и иные
обращения граждан о нарушениях их трудовых прав;
     8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции.
     7. Положение  о  государственной  инспекции  труда   утверждается
Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
     8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением
законодательства   о   труде  и  охране  труда  Министерства  труда  и
социального  развития  Российской  Федерации   наряду   с   функциями,
указанными  в  пункте  6  настоящего  Положения,  выполняет  следующие
функции:
     1) руководит  работой  и  осуществляет  контроль за деятельностью
государственных инспекций труда;
     2) обеспечивает   организационное   и   методическое  руководство
деятельностью  государственных  инспекций  труда,  их  нормативное   и
материальное обеспечение;
     3) осуществляет контроль за  соблюдением  установленного  порядка
расследования   и   учета   несчастных   случаев   на  производстве  и
профессиональных заболеваний;
     4) анализирует  состояние и причины производственного травматизма
и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения  по  их
профилактике;
     5) готовит  и  публикует   ежегодные   доклады   о   деятельности
федеральной инспекции труда.
     9. Государственные инспекторы труда имеют право:
     1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения
установленного  образца  посещать   в   целях   проведения   инспекции
организации любой организационно-правовой формы;
     2) осуществлять в установленном порядке проверки и  расследование
причин  нарушений  законодательства  Российской  Федерации  о  труде и
охране труда;
     3) запрашивать  и  безвозмездно  получать от руководителей и иных
должностных лиц организаций,  органов исполнительной  власти,  органов
местного самоуправления,  работодателей (их представителей) документы,
объяснения,   информацию,   необходимые   для   осуществления    своих
полномочий;
     4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для
исполнения   предписания   об  устранении  нарушений  законодательства
Российской  Федерации  о  труде  и  охране  труда,  о   восстановлении
нарушенных  прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих
нарушениях к  дисциплинарной  ответственности  или  отстранении  их  в
установленном порядке от должности;
     5) привлекать к административной ответственности в  установленном
законодательством   Российской   Федерации  порядке  лиц,  виновных  в
нарушении законодательства  Российской  Федерации  о  труде  и  охране
труда;
     6) по  результатам  проверок  передавать  материалы   по   фактам
нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда
в правоохранительные органы о привлечении  виновных  лиц  к  уголовной
ответственности, а также предъявлять иски в суд.
     10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с  правами,
указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право:
     1) расследовать в  установленном  порядке  несчастные  случаи  на
производстве;
     2) выдавать   разрешения   на    строительство,    реконструкцию,
техническое  переоснащение  производственных объектов,  производство и
внедрение новой техники,  внедрение новых технологий;  при  проведении
предупредительного  надзора  с  целью  предотвращения  отступлений  от
проектов,  ухудшающих  условия  труда,  снижающих  его   безопасность,
выдавать  заключения  о  возможности принятия в эксплуатацию новых или
реконструируемых производственных объектов;
     3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер
по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и  недостатков  в
каком-либо сооружении,  оборудовании или в организации труда,  которые
они имеют основание  считать  угрожающими  здоровью  или  безопасности
работников;
     4) запрещать производство и использование средств  индивидуальной
и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия
или не  соответствующих  государственным  нормативным  требованиям  по
охране труда;
     5) изымать для анализа образцы  используемых  или  обрабатываемых
материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его
представителя);
     6) приостанавливать     работу     отдельных     производственных
подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны
труда,   которые  создают  угрозу  жизни  и  здоровью  работников,  до
устранения этих нарушений;
     7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ,  инструктаж по
охране   труда,   стажировку  на  рабочих  местах  и  проверку  знаний
требований охраны труда.
     11. Главный  государственный инспектор труда Российской Федерации
и руководители  государственных  инспекций  труда  наряду  с  правами,
указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право:
     1) приостанавливать деятельность организаций,  в которых выявлены
нарушения  требований  по охране труда,  представляющие угрозу жизни и
здоровью работников, до устранения этих нарушений;
     2) направлять  в  суды  при  наличии  заключений  государственной
экспертизы условий  труда  требования  о  ликвидации  организаций  или
прекращении деятельности их структурных подразделений.
     12. Должностные  лица,  осуществляющие  надзор  и   контроль   за
соблюдением  законодательства  Российской  Федерации  о труде и охране
труда:
     при осуществлении  своих полномочий независимы от государственных
органов и руководствуются только федеральными законами и  Конституцией
Российской Федерации;
     несут в соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
ответственность за противоправные действия или бездействие.
     Решения должностных лиц могут  быть  обжалованы  соответствующему
руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.
     13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения  единого
образца,   а  также  личный  штамп  (печать)  с  указанием  фамилии  и
наименования инспекции, которую они представляют.



                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 28 января 2000 года
                                                                  N 78

                              ИЗМЕНЕНИЯ,

         которые вносятся в Положение о расследовании и учете
   несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением
     Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279

     1. Абзацы  третий,  одиннадцатый,  девятнадцатый и двадцать пятый
пункта 5 изложить в следующей редакции:
     "в соответствующую      государственную      инспекцию      труда
(государственную инспекцию  труда  в  субъекте  Российской  Федерации,
межрегиональную государственную инспекцию труда)".
     2. Абзац первый пункта 7 изложить в  следующей  редакции:
     "7. О  несчастных  случаях на производстве со смертельным исходом
соответствующая  государственная  инспекция   труда   (государственная
инспекция  труда  в  субъекте  Российской  Федерации,  межрегиональная
государственная инспекция труда) направляет сообщение  в  Министерство
труда и социального развития Российской Федерации".
     3. В абзаце восьмом пункта 9 слова:  "Федеральной инспекции труда
при  Министерстве  труда  и социального развития Российской Федерации"
заменить словами:  "федеральной инспекции труда",  а  слова:  "главный
государственный  инспектор  по  охране  труда  по  субъекту Российской
Федерации" заменить словами:  "главный  государственный  инспектор  по
охране   труда   соответствующей   государственной   инспекции   труда
(государственной инспекции  труда  в  субъекте  Российской  Федерации,
межрегиональной государственной инспекции труда)".
     4. В  последнем  абзаце   пункта   13   слова:   "государственным
инспектором по охране труда по субъекту Российской Федерации" заменить
словами:  "государственным инспектором по охране труда соответствующей
государственной  инспекции  труда  (государственной  инспекции труда в
субъекте   Российской   Федерации,   межрегиональной   государственной
инспекции труда)".
     5. В пункте 24:
     в абзаце  первом  слова:  "в  государственную  инспекцию труда по
субъекту Российской Федерации" заменить  словами:  "в  соответствующую
государственную  инспекцию  труда  (государственную  инспекцию труда в
субъекте   Российской   Федерации,   межрегиональную   государственную
инспекцию труда)";
     в абзаце  втором  слова:  "в  Федеральную  инспекцию  труда   при
Министерстве   труда  и  социального  развития  Российской  Федерации"
заменить  словами:  "в  Министерство  труда  и  социального   развития
Российской Федерации".
     6. В пунктах 25-27 слова:  "в государственную инспекцию труда  по
субъекту  Российской  Федерации" заменить словами:  "в соответствующую
государственную инспекцию труда  (государственную  инспекцию  труда  в
субъекте   Российской   Федерации,   межрегиональную   государственную
инспекцию труда)".
     7. В  пункте  29  слова:  "государственными  инспекциями труда по
субъектам  Российской  Федерации,  Федеральной  инспекцией  труда  при
Министерстве   труда  и  социального  развития  Российской  Федерации"
заменить словами: "соответствующими государственными инспекциями труда
(государственными  инспекциями  труда в субъекте Российской Федерации,
межрегиональными государственными  инспекциями  труда),  Министерством
труда и социального развития Российской Федерации".