О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 января 2000 г. N 78 (НТЦС) В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3702) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: а) Положение о федеральной инспекции труда; б) изменения, которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 13, ст. 1595). 2. Министерству государственного имущества Российской Федерации оформить в установленном порядке закрепление за Министерством труда и социального развития Российской Федерации помещений в зданиях, расположенных в г. Москве, в Газетном переулке, дом 3 (строение 1) и дом 5 (строения 1 и 2), ранее закрепленных за Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации. 3. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 13 "О дополнительных мерах по обеспечению деятельности Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4989). Председатель Правительства Российской Федерации В. Путин 28 января 2000 г. N 78 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года N 78 ПОЛОЖЕНИЕ о федеральной инспекции труда 1. Федеральная инспекция труда - единая федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. 2. Федеральная инспекция труда в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. Основной задачей федеральной инспекции труда является осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. 4. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, с федеральными органами исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять в пределах своих полномочий функции надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, объединениями работодателей и объединениями профессиональных союзов, другими государственными и общественными организациями. 5. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда осуществляют государственные инспекторы труда и иные должностные лица федеральной инспекции труда. Деятельностью федеральной инспекции труда руководит заместитель Министра труда и социального развития Российской Федерации - главный государственный инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации. Руководитель Департамента государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации является заместителем главного государственного инспектора труда Российской Федерации. Заместители руководителя указанного Департамента являются главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации и главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда. Начальники отделов указанного Департамента и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда. Руководители государственных инспекций труда являются главными государственными инспекторами труда по соответствующей территории, а их заместители - заместителями главного государственного инспектора труда по соответствующей территории (по правовым вопросам и по охране труда). Начальники отделов государственных инспекций труда и их заместители (по правовым вопросам и по охране труда) являются главными государственными инспекторами труда соответствующих государственных инспекций труда. 6. Государственные инспекции труда в соответствии с возложенными на них задачами выполняют следующие основные функции: 1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда на соответствующей территории; 2) расследуют в установленном порядке несчастные случаи на производстве, анализируют их причины и разрабатывают предложения по предупреждению таких случаев; 3) рассматривают в соответствии с законодательством Российской Федерации дела об административных правонарушениях; 4) информируют соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах нарушения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 5) участвуют в работе по правовому воспитанию, распространению знаний по соблюдению законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 6) обобщают опыт применения законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 7) ведут прием граждан, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав; 8) готовят отчеты о результатах деятельности инспекции. 7. Положение о государственной инспекции труда утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации. 8. Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда Министерства труда и социального развития Российской Федерации наряду с функциями, указанными в пункте 6 настоящего Положения, выполняет следующие функции: 1) руководит работой и осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекций труда; 2) обеспечивает организационное и методическое руководство деятельностью государственных инспекций труда, их нормативное и материальное обеспечение; 3) осуществляет контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) анализирует состояние и причины производственного травматизма и профессиональной заболеваемости и подготавливает предложения по их профилактике; 5) готовит и публикует ежегодные доклады о деятельности федеральной инспекции труда. 9. Государственные инспекторы труда имеют право: 1) беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации любой организационно-правовой формы; 2) осуществлять в установленном порядке проверки и расследование причин нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 3) запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их представителей) документы, объяснения, информацию, необходимые для осуществления своих полномочий; 4) предъявлять работодателям (их представителям) обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, о восстановлении нарушенных прав граждан с предложениями о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их в установленном порядке от должности; 5) привлекать к административной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о труде и охране труда; 6) по результатам проверок передавать материалы по фактам нарушений законодательства Российской Федерации о труде и охране труда в правоохранительные органы о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности, а также предъявлять иски в суд. 10. Государственные инспекторы по охране труда наряду с правами, указанными в пункте 9 настоящего Положения, имеют право: 1) расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве; 2) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий; при проведении предупредительного надзора с целью предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность, выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов; 3) требовать в установленном порядке от работодателя принятия мер по устранению обнаруженных в ходе проверок нарушений и недостатков в каком-либо сооружении, оборудовании или в организации труда, которые они имеют основание считать угрожающими здоровью или безопасности работников; 4) запрещать производство и использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих государственным нормативным требованиям по охране труда; 5) изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ при условии уведомления об этом работодателя (его представителя); 6) приостанавливать работу отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; 7) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. 11. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации и руководители государственных инспекций труда наряду с правами, указанными в пунктах 9 и 10 настоящего Положения, имеют право: 1) приостанавливать деятельность организаций, в которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющие угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений; 2) направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений. 12. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда: при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией Российской Федерации; несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за противоправные действия или бездействие. Решения должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке. 13. Государственные инспекторы труда имеют удостоверения единого образца, а также личный штамп (печать) с указанием фамилии и наименования инспекции, которую они представляют. УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2000 года N 78 ИЗМЕНЕНИЯ, которые вносятся в Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 1999 г. N 279 1. Абзацы третий, одиннадцатый, девятнадцатый и двадцать пятый пункта 5 изложить в следующей редакции: "в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)". 2. Абзац первый пункта 7 изложить в следующей редакции: "7. О несчастных случаях на производстве со смертельным исходом соответствующая государственная инспекция труда (государственная инспекция труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональная государственная инспекция труда) направляет сообщение в Министерство труда и социального развития Российской Федерации". 3. В абзаце восьмом пункта 9 слова: "Федеральной инспекции труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации" заменить словами: "федеральной инспекции труда", а слова: "главный государственный инспектор по охране труда по субъекту Российской Федерации" заменить словами: "главный государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)". 4. В последнем абзаце пункта 13 слова: "государственным инспектором по охране труда по субъекту Российской Федерации" заменить словами: "государственным инспектором по охране труда соответствующей государственной инспекции труда (государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональной государственной инспекции труда)". 5. В пункте 24: в абзаце первом слова: "в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации" заменить словами: "в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)"; в абзаце втором слова: "в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации" заменить словами: "в Министерство труда и социального развития Российской Федерации". 6. В пунктах 25-27 слова: "в государственную инспекцию труда по субъекту Российской Федерации" заменить словами: "в соответствующую государственную инспекцию труда (государственную инспекцию труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональную государственную инспекцию труда)". 7. В пункте 29 слова: "государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации, Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации" заменить словами: "соответствующими государственными инспекциями труда (государственными инспекциями труда в субъекте Российской Федерации, межрегиональными государственными инспекциями труда), Министерством труда и социального развития Российской Федерации". |