улиц общегородского значения I и II классов, при организации на них непрерывного движения, до линии регулирования жилой застройки необходимо устанавливать на основании расчета уровней шума в соответствии с требованиями СНиП II-12-77. При невозможности обеспечения требуемого расстояния на территории жилой застройки и в помещениях жилых и общественных зданий должны применяться меры защиты от шума. Расстояния от проезжих частей остальных улиц принимаются в соответствии с п.5.37. Примечание. В случае прохождения магистралей с непрерывным движением в производственных и коммунально-складских зонах ширина улицы в красных линиях не зависит от уровня шума, а принимается из условий обеспечения инженерных сооружений. 9.1.8. На магистральных улицах общегородского значения с непрерывным движением следует предусматривать: пересечения в разных уровнях со всеми улицами других категорий в соответствии с Генеральным планом развития г.Москвы; внеуличные пешеходные переходы с интервалом 300-400м. На магистральных улицах с регулируемым движением в пределах застроенной территории следует предусматривать пешеходные переходы в одном уровне с интервалом 300-400м; при пешеходном потоке через проезжую часть более 3000 чел/ч. следует устраивать внеуличные пешеходные переходы, размещая их в соответствии с планировочными условиями. Внеуличные пешеходные переходы следует предусматривать также для связи застройки, размещаемой вдоль железных дорог и наземных линий метрополитена, с интервалом 400-800м. Внеуличные пешеходные переходы следует оборудовать приспособлениями, пригодными для использования инвалидными и детскими колясками с учетом требований ВСН 62-91*. Поперечный профиль. 9.1.9. Число полос движения на улицах следует устанавливать по расчету и в зависимости от расчетной интенсивности движения транспорта, но не менее указанных в табл.9.1.3. - для территории города за пределами центра и табл.9.1.4. - для территории в пределах центра. 9.1.10. Вдоль магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением при необходимости транспортного обслуживания прилегающей застройки, а также для увеличения пропускной способности магистрали следует предусматривать местные и боковые проезды. На местных проездах допускается организовывать как одностороннее, так и двустороннее движение транспорта. Ширину местных проездов следует принимать: при одностороннем движении транспорта и без устройства специальных полос для стоянки автомобилей - не менее 7,0 м; при одностороннем движении и организации по местному проезду движения массового пассажирского транспорта - 10,5м; при двустороннем движении и организации движения массового пассажирского транспорта - 11,25 м. На боковых проездах следует, как правило, организовывать одностороннее движение. Ширину проезжей части бокового проезда следует определять расчетом, но принимать не менее 7,5м. Основные расчетные параметры уличной сети города. Таблица 9.1.3. Категория магистралей Расчетная скорость движения км/ч Ширина в красных линиях, м Ширина полосы движения, м Число полос движения в обоих направл. Ширина пешеходной части тротуара, м Наименьший радиус кривых в плане, м Наи-больший продоль-ный уклон, о/оо Магистральные улицы: - общегородского значения: I класса 100 70 - 110 3,75 6 - 8 4,5 - 7,5 600 40 II eeanna 80 - 100 40 -100 3,5 - 3,75 6 - 8 3,0 - 7,5 400 - 600 40 - 50 - районного значения 60 - 70 35 - 45 3,2 - 3,75 4 - 6 3,0 - 6,0 250 60 Улицы и дороги местного значения: - улицы в жилой застройке 60 20 - 30 3,0 - 3,5 2 - 4 2,25 - 3,0 125 70 - улицы и дороги в производственных и коммунально - складских зонах 60 20 - 30 3,75 2 - 4 1,5 - 3,0 125 60 Примечания. 1. В районах реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью допускается снижать расчетную скорость движения для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением на 20 км/час, с регулируемым движением на 10 км/час с соответствующими изменениями параметров магистралей, зависящих от скорости. 2. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения расчетные параметры принимаются как для магистралей I класса. 3. При трассировании магистральных улиц вне застроенных территорий допускается уменьшать ширину тротуаров до 2,25м. 4. Допускается предусматривать поэтапное достижение расчетных параметров магистральных улиц с учетом конкретных размеров движения транспорта и пешеходов при обязательном резервировании территории и подземного пространства для перспективного строительства. 5. При продольных уклонах более 60о/оо следует предусматривать усиленное шероховатое покрытие с коэффициентом сцепления не менее 0.6. 6. Из условий обеспечения водоотвода продольный уклон следует принимать не менее 4о/оо.- 7. На участках магистрали с уклоном менее 4о/оо устраивается пилообразный профиль лотков проезжей части. Продольный профиль лотка принимается равным 4-5о/оо. Основные расчетные параметры магистральной сети центральной части города. Таблица 9.1.4. Категория магистралей Расчетная скорость движения, км/ч Ширина в красных линиях, м Ширина полосы движения, м Число полос движения в обоих направлениях Ширина пешеходной части тротуара, м Наименьший радиус кривых в плане, м Наибольший продольный уклон, 0/00. Магистральные улицы центра: - общегородского значения: I класса 80 35 - 110 3,2 - 3,75 6- 8 4,5 и более 400 50 II класса 70 25 - 80 3,2 - 3,75 4 - 6 2,25 - 7,5 250 50 - районного значения 60 15 - 45 3,2 - 3,5 3 - 6 2,25 - 6,0 125 50 Примечания. 1. В районах реконструкции, а также в зонах с высокой градостроительной ценностью допускается снижать расчетную скорость движения для магистральных улиц общегородского значения на 10 км/час с соответствующими изменениями параметров магистралей, зависящих от скорости. 9.1.11. На магистральных улицах общегородского значения с двух сторон от проезжей части следует устраивать полосы безопасности шириной 0,75 м - при непрерывном движении, 0,5м - при регулируемом движении. 9.1.12. Пропускную способность одной полосы движения проезжей части улицы следует определять по расчету в зависимости от видов транспорта, расчетной скорости движения, продольного уклона, количества полос движения, интенсивности перемещения транспортных средств с одной полосы движения на другую в целях реализации правого или левого поворота. Для предварительных расчетов пропускную способность одной полосы проезжей части улиц и дорог следует принимать при пересечении: в разных уровнях 1650-1850 приведенных авт/ч; в одном уровне 750-850 приведенных авт/ч. Примечание. Пропускная способность пересечений в одном уровне определена для регулируемых светофорами перекрестков, при отсутствии левоповоротного движения. При наличии на перекрестке левоповоротного движения пропускная способность полосы движения должна уменьшаться пропорционально величине левоповоротного движения. 9.1.13. При движении по уличной сети смешанного потока различные виды транспорта следует приводить к одному расчетному виду - легковому автомобилю, применяя следующие коэффициенты: Легковые автомобили...........................1,0 Автопоезда............ ......по СНиП 2.05.02-85 Грузовые автомобили грузоподъемностью, т: 2.......................1,5 6......................2,0 8......................2,5 14.....................3,0 свыше 14.....................3,5 Автобусы..................................................2,5 Tроллейбусы...............................................3,0 Сочлененные троллейбусы и автобусы........................4,0 Микроавтобусы.............................................1,5 Мотоциклы и мопеды........................................0,5 Велосипеды................................................0,3 9.1.14. Для разделения отдельных элементов поперечного профиля улиц и разных направлений движения следует предусматривать разделительные полосы. Разделительные полосы, кроме центральной, должны быть приподняты над лотком проезжей части на 15см. Центральные разделительные полосы следует проектировать в одном уровне с проезжей частью с выделением их разметкой. Ширину разделительных полос следует принимать по табл.9.1.5.Не допускается установка на центральной разделительной полосе шириной менее 4 м сооружений, не связанных с обеспечением безопасности движения. При общей ширине дороги более 30 м на перекрестках при троллейбусном движении допускается установка опор контактной сети на разделительной полосе шириной менее 4м при условии установки элементов типового барьерного ограждения. 9.1.15. В конце проезжих частей тупиковых улиц следует устраивать площадки для разворота автомобилей с учетом обеспечения радиуса разворота 12-15м. На отстойно-разворотных площадках для автобусов и троллейбусов должен быть обеспечен радиус разворота 15 м. Использование разворотных площадок для стоянки автомобилей не допускается. 9.1.16. Для обеспечения подъездов к группам жилых зданий и объектов, а также к отдельным зданиям в кварталах следует предусматривать основные и второстепенные проезды. Ширину проезжих частей основных проездов следует принимать 6,0м, второстепенных проездов - 5,5м; ширину тротуаров следует принимать 1,5 м. Для подъезда к отдельностоящим трансформаторным подстанциям, газораспределительным пунктам, участкам школ и детских садов допускается предусматривать проезды с шириной проезжей части 3,5 м. Тупиковые проезды к отдельностоящим зданиям должны быть протяженностью не более 150 м и заканчиваться разворотными площадками размером в плане 12х12 м или кольцом с радиусом по оси улиц не менее 10 м. Параметры разделительных полос Таблица 9.1.5. Ширина полосы, м Магистральных улиц Улицы местного значения Местоположение полосы Общегородского значения Районного значения Улицы в жилой застройке с непрерывным движением с регулируемым движением Центральная разделительная 4,0 4,0 3,0 - Между основной проезжей частью и местными проездами 3,0 3,0 - - Между проезжей частью и трамвайным полотном 6,0 3,0 3,0 - Между проезжей частью и велодорожкой - - В соответствии с п .9.1.18. - Между проезжей частью и тротуаром 3,0 3,0 3,0 2,0 Между тротуаром и трамвайным полотном - 3,0 2,0 - Между тротуаром и велодорожкой - - В соответствии с п .9.1.18. - Примечания. 1. В условиях реконструкции допускается уменьшать ширину разделительных полос между основной проезжей частью и местным проездом на магистральных улицах общегородского значения до 2м, между проезжей частью и крайним рельсом трамвайного пути до 2,8м на прямом участке и 3,1м на криволинейных участках радиусом не менее 250м. 2. В условиях сложившейся застройки Москвы допускается уменьшать ширину центральной разделительной полосы на магистральных улицах общегородского значения до 2 м с обязательной установкой на ней барьерного ограждения. Переход от 2-3-метровой ширины центральной разделительной полосы к ширине полосы 4 м следует осуществлять на участке длиной не менее 100 м. 3. При размещении на центральной разделительной полосе опор информационных указателей и мачт освещения ширина центральной разделительной полосы должна быть увеличена до 5,5 м. 9.1.17. При проектировании проездов и пешеходных путей необходимо обеспечивать требования пожарной безопасности, приведенные в пунктах 12.3 - 12.4 настоящих Норм. 9.1.18. В зонах массового отдыха населения и на других озелененных территориях следует предусматривать велосипедные дорожки, изолированные от улиц, дорог и пешеходного движения. На магистральных улицах районного значения допускается предусматривать велосипедные дорожки по краю проезжих частей, выделенные разделительными полосами. Велосипедные дорожки могут устраиваться одностороннего и двустороннего движения. Ширина велосипедной полосы должна быть не менее 1,2 м при движении в направлении транспортного потока и не менее 1,5 м при встречном движении. Ширина велосипедной полосы, устраиваемой вдоль тротуара, должна быть не менее 1 м. Наименьшие расстояния безопасности от края велодорожки следует принимать, м: ------------------------------------------------- | до проезжей части, опор транспортных | | | сооружений и деревьев | 0,75; | |---------------------------------------|-------| | до тротуаров | 0,50; | |---------------------------------------|-------| | до стоянок автомобилей и остановок | | | общественного транспорта | 1,50. | ------------------------------------------------- Примечание. Допускается устраивать велосипедные полосы по краю проезжих частей улиц с выделением их маркировкой двойной линией. Расстояние безопасности от края велодорожки следует принимать не менее: до проезжей части - 1 м, до тротуара - 0,5 м. 9.1.19. На территориях жилого, общественного и рекреационного назначения следует предусматривать пешеходные пути с возможностью проезда механических инвалидных колясок. Параметры пешеходных путей для инвалидов следует принимать в соответствии с ВСН 62 - 91. 9.1.20. Проезжую часть на прямолинейных участках улиц с односторонним движением и шириной до 15м, как правило, устраивают с односкатным поперечным профилем. Проезжую часть на прямолинейных участках улиц всех категорий при двустороннем движении транспорта и, как правило, с четным количеством полос, а также на кривых в плане радиусом 800м и более для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением и радиусом 600м и более для магистральных улиц с регулируемым движением следует предусматривать с двускатным поперечным профилем. 9.1.21. На кривых в плане радиусом менее 800м для магистральных улиц общегородского значения с непрерывным движением и радиусом менее 600м для магистральных улиц с регулируемым движением следует предусматривать устройство виражей. 9.1.22. Поперечный уклон проезжей части (кроме участков кривых в плане, на которых следует предусматривать устройство виражей) следует назначать одинаковый по всей ширине проезжей части, равный 20 о/оо. Минимальный поперечный уклон на магистралях и улицах города принимать 10 о/оо, максимальный 30 о/оо. Поперечные уклоны элементов поперечного сечения улиц принимаются :на тротуарах основной - 20 о/оо, минимальный - 5 о/оо, максимальный - 30 о/оо; на газонах основной - 10 о/оо, минимальный -5о/оо максимальный - 50 о/оо . 9.1.23. В зависимости от радиусов кривых в плане поперечные уклоны проезжей части в городских условиях на виражах следует принимать от 20 о/оо до 40 о/оо. Меньшие значения поперечных уклонов на виражах соответствуют большим радиусам кривых, а большие - меньшим. 9.1.24. Проезжая часть улиц и дорог с однополосным и двухполосным движением транспорта в одном направлении на горизонтальных кривых радиусом до 800м должна быть уширена согласно табл. 9.1.6. Табл. 9.1.6. Радиусы кривых, м Уширение на каждую полосу движения, м 700 - 800 0.2 500 - 600 0.25 400 0.30 300 0.35 200 0.4 150 0.5 100 0.7 80 1.0 60 1.0 50 1.2 40 1.5 План и продольный профиль. 9.1.25. Вертикальную планировку всех элементов поперечного и продольного профиля улиц и площадей необходимо увязывать с вертикальной планировкой прилегающей территории. Радиусы кривых в плане и продольные уклоны проезжих частей улиц следует принимать по табл. 9.1.3. 9.1.26. На магистральных улицах общегородского значения при обратном сопряжении кривых в плане должна быть обеспечена возможность прямой вставки между ними не менее 50 м. 9.1.27. Переходные кривые, обеспечивающие плавность трассы магистральных улиц общегородского значения, следует применять при сопряжении следующих элементов трассы: прямых участков и круговой кривой радиусом 2000 м и менее; односторонних круговых кривых в плане, если их радиусы различаются более чем в 1,3 раза; обратных круговых кривых. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл. 9.1.7. Табл. 9.1.7. Радиус круговой кривой, м 150 200 250 300 400 500 600-1000 1000-2000 Длина переходной кривой, м 60 70 80 90 100 110 120 100 Примечание. В сложных градостроительных условиях при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается применение только круговых кривых. 9.1.28. При проектировании трасс магистральных улиц общегородского значения необходимо: радиусы кривых в плане при малых углах поворота трассы принимать по табл. 9.1.8.; совмещать горизонтальные кривые с вогнутыми вертикальными с совпадением их середин и незначительным превышением длины горизонтальной кривой над вертикальной; начало кривой в плане располагать над вершиной выпуклой вертикальной кривой не менее чем на расстояние, указанное в табл. 9.1.9. Таблица 9.1.8. Угол поворота, град 1 2 3 4 5 6 8 10 Минимальный радиус кривой, м 20000 10000 6000 5000 4000 4000 3000 3000 Таблица 9.1.9. Расстояние Смещение начала кривой при радиусе в плане, м видимости, м 600 1000 1500 2000 2500 200 40 45 55 60 65 150 30 35 45 50 55 100 20 25 35 40 45 9.1.29. При проектировании улиц должна быть обеспечена видимость по трассе в плане и профиле не менее указанной в табл. 9.1.10. Таблица 9.1.10. Категория улиц и магистралей Расстояние видимости, м Поверхности проезжей части Встречного автомобиля Магистральные улицы Общегородского значения: I класса 200 - II класса 100 200 Районного значения 100 200 Улицы и дороги местного значения: Улицы в жилой застройке 75 150 Улицы в производственных зонах 75 150 Примечание. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения параметры принимают как для магистралей I класса. 9.1.30. На участках подъемов предельную длину участков с наибольшим уклоном необходимо принимать по табл. 9.1.11. При большей длине участка подъема следует добавлять одну полосу движения. Протяженность дополнительной полосы за подъемом следует принимать от 50 до 200 м. Таблица 9.1.11. Продольный уклон, o/oo 30 40 50 60 Предельная длина участка, м 1200 600 400 300 9.1.31. Переломы продольного профиля необходимо сопрягать вертикальными кривыми, радиусы которых следует принимать в зависимости от алгебраической разности уклонов по табл.9.1.12. Таблица 9.1.12. Категория улиц и магистралей Алгебраическая разность уклонов, o/oo Радиусы вертикальных кривых, м Наименьшие Выпуклые Вогнутые Магистральные улицы Общегородского значения I класса 5 и более 6000 2000 II класса 7 и более 4000 - 6000 1500-2000 Районного значения 10 и более 2500 1000 Улицы и дороги местного значения 15 и более 2000 500 Примечания: 1. Для магистральных улиц общегородского значения II класса при организации на них непрерывного движения расчетные параметры принимаются как для магистралей I класса. 2. В сложных условиях при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается на магистралях с непрерывным движением транспорта уменьшать радиус выпуклых кривых до 5000м. 9.1.32. Расстояния между двумя переломами продольного профиля (шаг проектирования) для магистральных улиц общегородского значения следует принимать не менее 200 м. Расстояния между переломами должны обеспечивать возможность размещения на магистральных улицах общегородского значения с непрерывным движением вертикальных кривых и прямой вставки между ними не менее 50 м. На остальных магистральных улицах выпуклые и вогнутые смежные кривые допускается сопрягать между собой без устройства прямой вставки. Пересечения магистралей. 9.1.33. Пересечения магистральных улиц в зависимости от категорий последних следует проектировать следующих классов: Транспортная развязка 1-го класса - полная многоуровневая развязка с максимальными параметрами; проектируется на пересечениях магистральных улиц общегородского значения I класса. Транспортная развязка 2-го класса - полная развязка основных направлений в разных уровнях с минимальными параметрами, с организацией всех поворотных направлений в узле без светофорного регулирования; проектируется на пересечениях магистральных улиц I и II классов. Транспортная развязка 3-го класса - полная развязка с организацией поворотного движения на второстепенном направлении со светофорным регулированием; проектируется на пересечениях магистральных улиц с непрерывным движением с магистральными улицами с регулируемым движением. Транспортная развязка 4-го класса - неполная развязка в разных уровнях; проектируется в сложных градостроительных условиях на пересечениях магистралей общегородского значения всех классов. Транспортная развязка 5-го класса - пересечение улиц и магистралей со светофорным регулированием. Организация светофорного регулирования на уличной сети определяется требованиями ГОСТ 23457-86. 9.1.34. Радиусы кривых на пересечениях в разных уровнях следует принимать для правоповоротных съездов 100м ( исходя из расчетной скорости движения 50км/ч), на левоповоротных съездах - 30м ( при расчетной скорости 30км/ч). Примечание: В условиях реконструкции при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уменьшать радиусы правоповоротных съездов до 25-30 м со снижением расчетной скорости движения до 20 - 25 км/час. 9.1.35. Радиусы закруглений бортов проезжей части улиц, дорог и разделительных полос следует принимать не менее, м: для магистральных улиц с регулируемым движением - 15 для улиц местного значения - 8 В сложившейся застройке радиусы закруглений допускается уменьшать, но принимать не менее: для магистральных улиц с регулируемым движением - 8м, для местной сети - 5 м. 9.1.36. При пересечении магистральных улиц с железными дорогами в разных уровнях расстояние от верха головки рельса железнодорожных путей до низа пролетного строения путепровода следует принимать в соответствии с требованиями ГОСТ 9238-73. 9.1.37. В целях увеличения пропускной способности перекрестков следует устраивать на подходах к ним дополнительные полосы. Длина дополнительной полосы должна быть не менее 50м, а длина отгона ширины дополнительной полосы - 30 м. 9.1.38. Расположение искусственных сооружений на горизонтальных и вертикальных кривых улиц и дорог на пересечениях в разных уровнях должно быть подчинено плану и профилю магистральных улиц. 9.1.39. В пределах искусственных сооружений поперечный профиль магистральных улиц следует проектировать таким же, как на прилегающих участках. Ширину центральной разделительной полосы на искусственных сооружениях пересечения допускается уменьшать до размеров, предусмотренных в табл. 9.1.5. 9.1.40. В расположенных на магистралях тоннелях, эстакадах и путепроводах, где в соответствии с градостроительной ситуацией не допускается пешеходное движение, следует предусматривать только служебные тротуары шириной 0,75м. На путепроводах, мостах и в тоннелях, где градостроительная ситуация требует организации движения пешеходов, должно быть предусмотрено устройство тротуаров для пешеходного движения, шириной не менее 3м, отделенных от проезжей части ограждением. Габарит сооружения от уровня асфальтового покрытия (уровня головки рельсов) до низа потолочной части сооружения должен быть не менее 5,25 м. Примечание: В условиях реконструкции допускается уменьшать габарит сооружения от уровня асфальтового покрытия (уровня головки рельсов) до 5,0 м. 9.1.41. Расчетную скорость на съездах и въездах в пределах транспортных пересечений в зависимости от категорий пересекающихся магистралей следует принимать по данным табл.9.1.13 (при условии примыкания справа). 9.1.42. Минимальные радиусы кривых как элементов переходных кривых на съездах должны приниматься в зависимости от расчетной скорости движения на основном направлении с учетом виража в соответствии с табл.9.1.14. 9.1.43. Длину переходных кривых следует принимать согласно табл. 9.1.15. 9.1.44. Ширину проезжей части съездов и въездов на кривых в плане без учета дополнительных уширений следует принимать, не менее: при одностороннем движении: на однополосной проезжей части - 5.0 м, на двухполосной проезжей части - 8.0 м; при двустороннем движении: на трехполосной проезжей части - 11,0 м, на четырехполосной проезжей части - 14,0 м. Величину уширения следует принимать в зависимости от радиуса кривых в плане согласно табл. 9.1.6. Таблица 9.1.13. Расчетная скорость на съездах и въездах, км/ч Основное направление Пересекающеенаправление Магистральные улицы - Общегородского значения с движением - Районного значения - непрерывным регулируемым Магистральные улицы общегородского значения с непрерывным движением Съезд Въезд 50 50 40 50 40 50 Примечание. В условиях реконструкции на съездах и въездах транспортных развязок при соответствующем обосновании расчетная скорость может быть уменьшена, но не более чем на 20 км/ч. Таблица 9.1.14. Расчетная скорость, км/ч (на основном направлении) Минимальный радиус круговой кривой, м при уклоне виража 20 о/oo 40 о/oo 90 375 350 80 300 275 70 225 200 60 175 150 50 100 100 40 75 75 30 40 40 (В тексте допущен пропуск) 9.2.6. Ориентировочные провозные способности и скорости сообщения различных видов транспорта следует определять руководствуясь табл. 9.2.1 и уточнять расчетом. Метрополитен 9.2.7. Схему развития метрополитена включая его виды (экспресс-метрополитен, мини-метрополитен, наземный легкий метрополитен) следует разрабатывать на основе генплана и КТС в увязке с планировочной структурой города, инженерно-транспортной инфраструктурой, предусматривая возможность интеграции и организации на перспективу маршрутное движение поездов по сети метрополитена. 9.2.8. Линии метрополитена должны связывать районы высокой концентрации жилой застройки и основных функциональных элементов города между собой с учетом направления формирования и мощности (размеров) основных пассажиропотоков. 9.2.9. Станции метрополитена следует размещать в центрах пассажироформирующих нагрузок жилых, производственных и общественных территорий, возле крупных многофункциональных комплексов и объектов системы общегородского центра, вблизи железнодорожных, речных и автобусных вокзалов и других объектов массового посещения, обеспечивая удобный подъезд и подход к ним. Пешеходную доступность станций метрополитена следует принимать не более700 м, транспортную - не более 2 200 м. В центральной части города следует обеспечивать пешеходную доступность всех станций метрополитена не более 500 м. 9.2.10. Для обеспечения возможности устройства удобных пересадочных узлов (в соответствии с пп.9.2.43-45) станции метрополитена следует размещать в максимальном приближении к существующим и проектируемым станциям других линий скоростного транспорта (метрополитена, железной дороги и других - в местах их пересечений). Расстояния между станциями метрополитена следует принимать, как правило, 1,2 - 2,0 км, но не менее 800 м, в центральной части города расстояние между станциями определяется конкретными градостроительными условиями. 9.2.11. При проектировании линий, сооружений и устройств метрополитена рекомендуется руководствоваться Пособием по проектированию метрополитенов, утвержденным Государственной корпорацией "Трансстрой" 26.06.92 N МЩ-120. Таблица 9.2.1 NN п/п Вид транспорта Максимальная частота движения, пар поездов в час"пик" /един.подвижного состава/ Количество вагонов в составе Ориентировочная провозная способность, тыс.пасс. в час "пик" Скорость сообщения км/час 1. Метрополитен: действующей системы, экспресс-метрополитен 40 40 6-8 8-10 40,0-54,0 54,0-68,0 35-45 50-55 2. Пригородно-городская железная дорога, 2х-4х путная 14-28 10-12 23,0-55,0 45-55 3. Городской скоростной внеуличный рельсовый транспорт мини-метрополитен, наземный легкий метрополитен 14-30 4-6 15,0-30,0 25-35 4. Скоростная транспортная система город- аэропорт 14 6 20,0 70-80 5. Трамвай 30 1-2 3,4-6,8 15-20 6. Автобус - экспрес обычный * Определяется условиями организации дорожного движения 1 1 - - 25-35 18-20 7. Троллейбус 40 1 3,5-4,7 18-20 8. Малогабаритный наземный транспорт микроавтобус * Определяетсяусловиями организации дорожного движения 1 - в потоке 9.2.12. Линии метрополитена следует предусматривать подземными - глубокого или мелкого заложения. В отдельных случаях - при пересечении рек, вдоль линий железных дорог и т.д. - при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается предусматривать наземные (надземные) участки метрополитена, устраиваемые в крытых галереях. 9.2.13. Для сооружения линий и станций наземных и мелкого заложения, вестибюлей, входов и других объектов метрополитена следует резервировать технические зоны, границы которых определяются в ТЭО строительства линий. В технической зоне линий шириной не менее 40 м до окончания строительства не допускается возведение зданий и сооружений посадка деревьев, прокладка продольных подземных инженерных коммуникаций. 9.2.14. При размещении вдоль линий метрополитена мелкого заложения объектов городской застройки следует руководствоваться требованиями МГСН 2.04-97 "Допустимые уровни шума, вибрации и требования к звукоизоляции в жилых и общественных зданиях", расчет уровней вибрации и шума следует проводить по методике, изложенной там же. 9.2.15. При проектировании метрополитена мелкого заложения (открытого способа) необходимо предусматривать возможность комплексного освоения городского подземного пространства: размещение многофункциональных общественно-транспортных комплексов, подземных гаражей, объектов мелкорозничной попутной торговли и др. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава 9.2.16. На каждой линии метрополитена следует размещать электродепо; при протяженности линии более 20 км предусматривать второе электродепо, а при длине линии свыше 40 км - третье электродепо. При обосновании допускается использование одного электродепо для двух линий с однотипным подвижным составом на первый период эксплуатации новой линии. Участки электродепо должны размещаться в непосредственной близости от линий метрополитена с закреплением границ участков в плане красных линий города. 9.2.17. Санитарно-защитные зоны электродепо и других зданий должны предусматриваться в соответствии с санитарной классификацией объектов требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.567. При размещении депо в городской застройке следует проводить расчет уровней шума и предусматривать шумозащитные мероприятия в соответствии с нормами СНиП П-12-77, а также расчет уровня и зон загрязнения компонентов окружающей среды. 9.2.18. При разработке предложений по трассированию линий новых видов скоростного внеуличного транспорта следует учитывать основные параметры, приведенные в таблице 9.2.2. Таблица 9.2.2. Показатели Экспресс метрополитен Мини метрополитен Наземный (легкий) метрополитен Городская жел. дор. Скоростная трансп. система Монорельсовая трансп. система Характер прокладки тоннельный тоннельный наземный, эстакадныйтоннельный наземный наземный, эстакадный наземный эстакад ный Габарит тоннеля внутренний, м 5,1-5,2 4,5-5,0 5,1-5,2 Минимальный радиус в плане, м 1000 150 150 600 300 25 Максимальный продольный уклон %о 30 60 60 9 40 100 Среднее расстояние между остановками, м 3000 500 - 800 800 1700 5000 800-1000 Наземный пассажирский транспорт Общие требования 9.2.19. Развитие наземного общественного транспорта , а также размещение объектов его инфраструктуры следует проводить на основе Комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта. Проектируемая сеть наземного транспорта должна обеспечивать: - подвоз пассажиров к станциям скоростного внеуличного транспорта; - межрайонные пассажирские сообщения; - внутрирайонные пассажирские сообщения. 9.2.20. Плотность сети наземного массового транспорта на застроенной территории города следует предусматривать не менее 2,6 км на кв.км территории городской застройки. На территории Центрального административного округа плотность сети наземного массового транспорта следует предусматривать 3,2 км на кв.км, в том числе на территории в пределах Садового кольца - 4,0 км на кв.км (без учета маршрутной сети малогабаритного пассажирского транспорта, обслуживающего центр города). 9.2.21. Расстояния между остановочными пунктами наземного пассажирского транспорта, как правило, следует принимать : автобуса, троллейбуса - 400 м, в пределах центрального ядра города - 300 м, трамвая - 400 (600 м); экспресс-автобуса - как правило, не менее 800 м ( в районах массовой застройки - 400 м). Линии наземного транспорта 9.2.22. Линии наземного пассажирского транспорта следует предусматривать на магистральных улицах (общегородского и районного значения), а в центральном административном округе и на местной сети. 9.2.23. Проектирование трамвайных и троллейбусных линий следует проводить в соответствии со СНиП 2.05.09-90. В районах с ограниченной пропускной способностью уличной сети и при прохождении территорий природного комплекса допускается предусматривать внеуличные участки трамвайных линий в тоннелях мелкого заложения или на эстакадах. 9.2.24. Самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует выделять при заторовых ситуациях в движении транспортных средств на перегонах улично-дорожной сети при числе полос движения не менее 3-х в одном направлении. На регулируемых пересечениях - самостоятельные полосы для движения наземного пассажирского транспорта следует предусматривать при транспортной загрузке магистрали не менее 0,7 от величины пропускной способности полосы движения. Остановочные пункты 9.2.25. Длина пешеходных подходов от остановочных пунктов наземного транспорта не должна превышать: - до мест проживания или мест приложения труда - 400 м; - до торговых центров, универмагов, гостиниц, поликлиник - 150 м; - до прочих объектов - 400 м; - до станций и остановочных пунктов других видов транспорта в соответствии с требованиями п.9.2.82 . 9.2.26. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта следует размещать с обеспечением следующих требований: на магистральных улицах общегородского значения I класса (с непрерывным движением транспорта) - вне габаритов проезжей части в непосредственной близости от внеуличных пешеходных переходов - на боковых проездах (в случае их наличия) или в "карманах"; на магистральных улицах общегородского значения II класса и районных - в габаритах проезжей части. В случае, если стоящие на остановочных пунктах троллейбусы и автобусы создают помехи движению транспортных потоков, следует предусматривать "карманы"; в зонах транспортных развязок и пересечений - вне элементов развязок (съездов, въездов, переходно-скоростных полос и т.п.). 9.2.27. При размещении остановочных пунктов в "карманах" необходимо устраивать переходно-скоростные полосы для замедления и ускорения движения общей длиной, включая остановочную площадку, - 70-90 м. Полосы замедления и ускорения необходимо отделять от основных полос движения разделительной полосой, ширину которой следует принимать не менее 0,75 м, или разметкой. 9.2.28. "Карманы" (уширения проезжей части) следует предусматривать, как правило, за счет уменьшения ширины разделительных (озелененных) полос между проезжей частью и тротуаром. Глубину кармана следует принимать для остановки автобуса - 3 м, троллейбуса - 2 м. 9.2.29. Остановочные пункты на линиях троллейбуса и автобуса на магистральных улицах общегородского значения (с регулируемым движением) и на магистралях районного значения следует размещать, как правило - за перекрестком, на расстоянии не менее 25 м от него. Допускается размещение остановочных пунктов троллейбуса и автобуса перед перекрестком - на расстоянии не менее 40 м в случае, если: до перекрестка расположен крупный пассажирообразующий пункт или вход в подземный пешеходный переход; пропускная способность улицы до перекрестка больше, чем за перекрестком; сразу же за перекрестком начинается подъезд к транспортному инженерному сооружению (мосту, тоннелю, путепроводу) или находится железнодорожный переезд. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп - линии". 9.2.30. Длину посадочной площадки на остановках автобусных и троллейбусных маршрутов следует принимать: при общей частоте движения не более 30 ед. в час - 30 м, при частоте движения от 30 до 50 ед в час - на 10 м более длины двух единиц подвижного состава особо большой вместимости; при частоте движения более 50 ед в час - на 15 м более длины трех единиц подвижного состава особо большой вместимости. Ширину посадочной площадки следует принимать не менее 1,5 м; для установки павильона ожидания следует предусматривать уширение до 5,0 м. Павильон ожидания устанавливается на расстоянии не менее 3 м от борта проезжей части. 9.2.31. Остановочные пункты трамвая следует размещать, как правило, до перекрестка (по ходу движения) на расстоянии от него не менее 5 м. Расстояние до остановочного пункта исчисляется от "стоп-линии". Допускается размещение остановочных пунктов трамвая за перекрестком - в случаях, если: за перекрестком находится крупный пассажирообразующий пункт; пропускная способность улицы за перекрестком больше, чем до перекрестка. Длину посадочной площадки трамвая следует принимать: при частоте движения не более 30 поездов в час - при одновагонном составе - на 5 м более длины расчетного состава; при двухвагонном составе ее длину следует принимать 40 м; при частоте движения более 30 поездов в час - на 10 м более длины двух двухвагонных поездов. Ширину посадочной площадки следует принимать в зависимости от ожидаемого пассажирооборота, но не менее 3 м - при наличии лестничных сходов в пешеходные тоннели и 1,5 м - при отсутствии лестничных сходов. Остановочные пункты и разъезды следует располагать, как правило, на прямых участках пути с продольным уклоном не более 30 о/оо. В стесненных условиях допускается размещать остановочные пункты на внутренних участках кривых радиусом не менее 100 м, а также на путях с продольным уклоном не более 40 о/оо. 9.2.32. Остановочные пункты наземного пассажирского транспорта запрещается размещать в охранных зонах высоковольтных линий электропередач, которые составляют : от крайнего провода ЛЭП до 20 кВ - 10 м, 35 кВ - 15 м, 110 кВ - 20 м, 220 кВ - 25 м, 500 кВ - 30 м, 750 кВ - 40 м, 1150 кВ - 50 м. Отстойно-разворотные площадки и конечные станции 9.2.33. На конечных пунктах маршрутной сети наземного пассажирского транспорта следует предусматривать отстойно-разворотные площадки с учетом необходимости снятия с линии в межпиковый период около 30% подвижного состава. 9.2.34. Для автобуса и троллейбуса площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива: автобус типа "ЛиАЗ-5256 " - 100 кв.м. на одно машино-место; автобус типа "Икарус-280" - 130 кв.м. на одно машино-место; троллейбус типа "ЗиУ-9 " - 100 кв.м. на одно машино-место; троллейбус типа "ЗиУ- 10" - 130 кв.м. на одно машино-место; Для трамвая площадь отстойно-разворотной площадки должна определяться расчетом, в зависимости от количества маршрутов и частоты движения, исходя из норматива: 0,55 - 0,8 га - на 1-3 маршрута. Ширину отстойно-разворотной площадки следует предусматривать: для автобусов и троллейбусов - не менее 30 м; для трамваев - не менее 50 м. Границы отстойно-разворотных площадок должны быть закреплены в плане красных линий. 9.2.35. Отстойно-разворотные площадки городского пассажирского транспорта, в зависимости от их емкости, должны размещаться в удалении от жилой застройки не менее, чем на 50 м. 9.2.36. На конечных станциях пассажирского наземного транспорта на городских и пригородно-гордских маршрутах должно предусматриваться устройство помещений для водителей и обслуживающего персонала. Площадь участков для устройства служебных помещений определяется в соответствии с таблицей 9.2.3. Конечные станции маршрутов малогабаритного индивидуализированного транспорта следует устраивать вблизи станций метрополитена, объектов массового посещения, перехватывающих стоянок, на расстоянии не более 40 м от входов в эти объекты. Конечные станции городского и пригородного наземного пассажирского транспорта в городе следует размещать с учетом экологических требований. Таблица 9.2.3 Количество маршрутов Показатели Ед. изм. 2 3-4 5-6 свыше 6 Площадь участка кв.м 225 256 375 1296 ---------------------------------------------------------------------- Конфигурация участка под размещение типового объекта с помещениями для обслуживающего персонала м 15 ( 15 16 ( 16 15 ( 25 36 (36 Этажность здания, эт. 1 1 2 2 Хранение и техническое обслуживание подвижного состава 9.2.37. Хранение и техническое обслуживание подвижного состава следует проводить на основе комплексной схемы развития наземного пассажирского транспорта. Для обеспечения эксплуатации пассажирского наземного транспорта следует предусматривать территории для размещения объектов материально-технической базы с установлением границ участков в плане красных линий (депо, парки, ремонтные заводы и др. объекты). При размещении эксплуатационно-технических устройств городского транспорта необходимо учитывать возможности их перспективного развития, санитарно-гигиенические и противопожарные требования. 9.2.38. При размещении парков и гаражей продольные уклоны площадки не должны превышать: для трамвая - 0,025; троллейбуса и автобуса - 0,05. Поперечные уклоны площадки не должны превышать 0,025. 9.2.39. Хранение подвижного состава автобусного транспорта следует предусматривать, как правило, закрытым. Площадь земельного участка для автобусных гаражей закрытого хранения следует принимать в соответствии с табл.9.2.4. Таблица 9.2.4 Вместимость автобусного Единица измерения Норма площади на единицу подвижного состава парка (количество машин) Вместимость 80-135 мест Вместимость 140-250 мест 100 га 0,035 0,055 200 -(- 0,03 0,043 300 -(- 0,025 0,04 400 -(- 0,022 0,037 500 -(- 0,02 0,036 При размещении автобусных парков их вместимость целесообразно принимать 400 машино-мест. Вместимость сооружений для хранения автобусного транспорта должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях. В условиях дефицита городских земель при проектировании автобусных парков допускается их устройство в двух и более уровнях. 9.2.40. Для хранения подвижного состава электротранспорта следует предусматривать закрытые помещения не менее чем на 25-30% от общего количества приписанного к депо подвижного состава. Остальной парк допускается хранить открытым. При размещении троллейбусных парков их вместимость целесообразно принимать 250 машино-мест. Вместимость должна учитывать возможность расстановки всего подвижного состава, за вычетом числа всех смотровых и ремонтных машино-мест, имеющихся в депо, и числа подвижного состава, находящегося по плану в ремонте на других предприятиях. Депо, ремонтные мастерские, парки и стоянки для хранения подвижного состава, как правило, следует размещать на одном земельном участке. Ориентировочно площадь земельного участка для эксплуатационно-технических устройств трамвая и троллейбуса следует принимать согласно табл.9.2.5 и табл. 9.2.6. В случае дефицита городских территорий для хранения подвижного состава наземного транспорта допускается предусматривать дополнительные участки, удаленные от основного транспортного предприятия. 9.2.41. На территории депо следует предусматривать раздельные въезды и выезды (основной и резервный) трамвайных вагонов и троллейбусов. Ворота для въезда на территорию депо или выезда с нее должны быть расположены с отступом от красной линии не менее длины кузова трамвайного вагона или троллейбуса. 9.2.42. Количество и мощность тяговых подстанций определяется расчетом электрической сети. Площадь земельного участка для размещения тяговой подстанции принимается ориентировочно 0,15-0,25 га. Таблица 9.2.5 Вместимость трамвайного депо Ед. изм. Норма площ. на един. подвижного состава (количество машин) 100 га 0,06 150 -(- 0,05 200 -(- 0,04 Таблица 9.2.6 Вместимость троллейбусного Ед. изм. Норма площ. на един. подвижного состава Вместимость парка (количество машин) ЗИУ-9 ( одинарн.) (85-140 мест ) ЗИУ-10 ( сочленен.) (125-200 мест) 100 га 0,04 0,045 150 -(- 0,039 0,044 250 -(- 0,035 0,037 Транспортно-пересадочные узлы 9.2.43. В транспортно-пересадочных узлах общегородского значения, сформированных на базе станций скоростного внеуличного транспорта, протяженность пешеходных путей от остановочных пунктов наземного транспорта следует предусматривать: до станций метрополитена, экспресс метрополитена, скоростного трамвая и городской железной дороги - не более 100 м; до станций и остановочных пунктов пригородно-городских железных дорог - не более 150 м. В пределах пересадочных узлов "метрополитен - пригородно-городская и городская железная дорога" протяженность пешеходных путей не должна превышать 150 м. В транспортно-пересадочных узлах типа "наземный транспорт - наземный транспорт" следует обеспечивать дальность пешеходных подходов не более 120 м. Примечание. Протяженность пешеходного пути исчислять от остановки наземного транспорта до входа в вестибюль станции скоростного внеуличного транспорта 9.2.44. При пересадках со стоянок "П+П" на скоростной внеуличный транспорт дальность пешеходных подходов следует принимать в соответствии с табл.9.3.3 п.9.3.10. 9.2.45. Для сокращения затрат времени на пересадку рекомендуется применять локальные транспортные системы, ускоряющие пешеходное движение. 9.3. Индивидуальный транспорт 9.3.1. В городе должны быть предусмотрены территории для хранения, паркирования и технического обслуживания парка легковых автомобилей всех категорий, исходя из ожидаемого уровня насыщения легковыми автомобилями, в соответствии с п.9.1.2. Сооружения для хранения, паркирования и технического обслуживания легковых автомобилей следует размещать с соблюдением нормативных радиусов доступности от обслуживаемых объектов, с учетом требований эффективного использования городских территорий, с обеспечением экологической безопасности. 9.3.2. Следует разрабатывать схемы размещения сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей (в том числе в составе планов градостроительного развития территорий) - для города в целом, а также для отдельных административно-территориальных образований. На основе разработанных схем в проектах планировки, застройки и реконструкции жилых территорий сооружения для хранения и паркирования легковых автомобилей следует размещать с учетом функционально-планировочного решения территории и особенностей застройки ( существующей и проектируемой) жилого района, микрорайона, жилой группы, участка (раздел 5 "Жилые территории"). Хранение легковых автомобилей 9.3.3. Требуемое количество машино-мест в местах организованного хранения автотранспортных средств следует определять из расчета: для хранения легковых автомобилей в частной собственности, исходя из средней по городу 70% -ной обеспеченности местами в организованных гаражно-стояночных объектах - 210 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5 квартиры); при этом: - в жилой застройке I категории комфортности - 270-330 машино - мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,75 - 1 квартиру); - в жилой застройке II категории комфортности для квартир со средними и высокими показателями нормативной площади - 180 - 210 легковых автомобилей на 1000 жителей (1 машино-место на 1,5-2 квартиры), для квартир с низкими показателями нормативной площади - 50-70 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 5-6 квартир); - в коттеджной застройке - 650-700 машино-мест на 1000 жителей (1 машино-место на 0,3-1 коттедж, квартиру ); для легковых автомобилей государственной, муниципальной, иностранной и прочей принадлежности - 20 машино-мест на 1000 жителей; для таксомоторного транспорта - 1,5-2,0 машино-места на 1000 жителей. Примечание: определение категорий комфортности жилой застройки производится в соответствии с МГСН 3.01-96, Дополнение N4 к МГСН 3.01-96. 9.3.4. Сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует размещать, как правило, в радиусе доступности 250-300 м от мест жительства автовладельцев, но не более, чем в 600 м; на территориях коттеджной застройки не более, чем в 200 м. Допускается увеличивать дальность подходов к сооружениям хранения легковых автомобилей для жителей кварталов с сохраняемой застройкой до 1500 м. 9.3.5. Удельный показатель территории, требуемой под сооружения для хранения легковых автомобилей постоянного населения города следует принимать в соответствии с нормативными показателями по размещению гаражно-стояночных объектов - по жилой группе, микрорайону, жилому району (раздел 5 "Жилые территории"). 9.3.6. Сооружения для хранения легковых автомобилей всех категорий следует, как правило, размещать: на территориях коммунально-складских и производственных зон, на территориях защитных зон между полосами отвода железных дорог и линиями застройки, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, в санитарно-защитных зонах производственных предприятий и железных дорог (в случае, если СЗЗ соответствует норме и благоустроена в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.1/2.1.1. 567-96). Суммарные выбросы от гаражей-стоянок не должны загрязнять промплощадки в концентрациях выше установленных нормативов; в жилых районах - на территориях коммунального и общественного назначения, на участках с резким перепадом рельефа, овражистых территориях, территориях транспортных сооружений, в подземном пространстве - под участками газонов, спортивных сооружений, под проездами, автостоянками. Сооружения для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянным жителям города (вместимостью, как правило не более 300 машино-мест) , допускается размещать в жилых кварталах - на территориях, приближенных к их границам. Таблица 9.3.1 Расстояние, м Объекты, до которых исчисляется расстояние Автостоянки (открытые площадки) и наземные гаражи-стоянки рампового типа вместимостью, машино-мест 10 и менее 11-50 51-100 101-300 свыше 300 Стены жилых домов с окнами 10 15 25 35 50 Торцы жилых домов без окон 10 10 15 25 35 Детские дошкольные учреждения и школы 15 25 25 50 * Лечебные учреждения стационарного типа 25 50 * * * ---------------------------------------------------------------------- * - устанавливаются по согласованию с органами государственного санитарного надзора Примечания. Расстояния следует определять от границ автостоянок (открытых площадок), стен гаража-стоянки - до границ участков детских дошкольных учреждений, школ, лечебных учреждений стационарного типа. 2. В случае размещения на смежных участках нескольких автостоянок (открытых площадок), расположенных с разрывом между ними, не превышающим 25 м, расстояние от этих автостоянок до жилых домов и других зданий следует принимать с учетом общего количества машино-мест на всех автостоянках, но во всех случаях не допуская размещения во внутриквартальной жилой застройке автостоянок вместимостью более 300 машино-мест. 3. В отдельных случаях в жилой застройке размещение многоярусных гаражей-стоянок вместимостью свыше 300 машино-мест допускается при обосновании соответствующими расчетами рассеивания выбросов вредных веществ и расчетами по защите от шума, при условии согласования с государственными органами санитарного надзора и Москомприродой. Не допускается размещение отдельностоящих гаражей-стоянок на придомовых территориях. 4. Если въезды в гараж не ориентированы в сторону жилых и общественных зданий, указанные в таблице расстояния допускается сокращать на 25% в следующих случаях: - при отсутствии в гаражах открывающихся окон - для гаражей-стоянок закрытого типа I-II степеней огнестойкости; - при устройстве сплошного стенового ограждения (глухой стены) - для гаражей-стоянок закрытого типа всех степеней огнестойкости . Для гаражей-стоянок закрытого типа III, IV, IVa и V степеней огнестойкости расстояния следует принимать не менее указанных в Примечании 2 Таблицы12.1. 5. На жилых территориях не допускается размещение гаражей-стоянок без наружного стенового ограждения или с неполным наружным стеновым ограждением (типа "этажерки"). 6. Расстояния от автостоянок и гаражей-стоянок рампового типа с количеством машино-мест внутри указанных в таблице градаций, но не менее 10 машино-мест - допускается принимать по интерполяции. Подземные гаражи-стоянки в жилых кварталах и на придомовой территории допускается размещать под общественными и жилыми зданиями, участками зеленых насаждений, спортивных сооружений, под хозяйственными, спортивными и игровыми площадками (кроме детских), под проездами, гостевыми автостоянками; школьными участками (при условии организации въездов в гаражи и выездов из них, а также размещения устройств для выброса вредных веществ - за пределами школьных участков, в соответствии с п.9.3.8). Автостоянки (открытые площадки) для хранения легковых автомобилей, принадлежащих постоянному населению города, целесообразно временно размещать на участках, резервируемых для перспективного строительства объектов и сооружений различного функционального назначения, включая многоярусные гаражи-стоянки. 9.3.7. Места для хранения легковых автомобилей, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*, следует предоставлять в гаражах-стоянках и на автостоянках, расположенных не далее 50 м от места проживания автовладельца. В случае, если доступность имеющихся сооружений превышает 50 м, устраивают временные гаражи из несгораемых сборно-разборных конструкций, удаленных от жилых зданий в соответствии с табл.9.3.1. Размещение гаражей для инвалидов должно проводиться без нарушений условий безопасности движения пешеходов и транспортных средств на территориях жилой застройки. 9.3.8. Расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до зданий различного назначения следует принимать не менее приведенных в табл. 9.3.1. Расстояния от подземных гаражей-стоянок до объектов городской застройки, а также расстояния от автостоянок и наземных гаражей-стоянок рампового типа до общественных зданий не лимитируются. При размещении наземных и комбинированных гаражей-стоянок, а также вентиляционных шахт подземных гаражей-стоянок ожидаемые расчетные концентрации загрязняющих веществ не должны превышать установленные санитарные нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1. 567-96), уровни шума не должны превышать предельно допустимые значения. Расстояния от въездов в подземные гаражи-стоянки и выездов из них до окон жилых домов и участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений должны устраиваться в соответствии с требованиями п.9.3.23. Паркирование легковых автомобилей 9.3.9. Требуемое расчетное количество машино-мест для паркирования легковых автомобилей следует определять в соответствии с таблицей 9.3.2. На автостоянках и гаражах-стоянках, обслуживающих объекты посещения различного функционального назначения, следует выделять места для паркирования личных автотранспортных средств, принадлежащих инвалидам, в соответствии с требованиями ВСН 62-91*. 9.3.10. Для Москвы следует организовывать комбинированную схему размещения сооружений для паркирования легковых автомобилей, включающую приобъектные, кооперированные, перехватывающие стоянки типа "П+П", радиусы обслуживания которых следует принимать в соответствии с табл. 9.3.3. 9.3.11. При организации кооперированных стоянок, обслуживающих группы объектов трудового и культурно-зрелищного назначения, допускается снижать суммарное требуемое количество машино-мест: на территории центрального административного округа г.Москвы - на 20 - 25%, в периферийных зонах - на 10 - 15%. 9.3.12. При расчете требуемого количества машино-мест на приобъектных и кооперированных стоянках на территории центрального административного округа г.Москвы следует принимать продолжительность паркирования легковых автомобилей: не более 2,5 часов - в пределах Садового кольца; не более 5 часов - за его пределами Таблица 9.3.2. Объекты посещения Расчетные единицы 1 машино-место на следующее количество расчетных единиц 1 2 3 ОБЪЕКТЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ТРУДА Административно-управленческие учреждения Объекты коммерческо-деловой и финансовой сфер служащие 4 - 71) служащие 3 -5 Научные и проектные организации, высшие учебные заведения преподаватели и сотрудники - 5 - 9 Промышленные и коммунально-складские объекты рабочие и служащие - 6 - 10 ПРЕДПРИЯТИЯ ТОРГОВЛИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ Торговые центры, универмаги, магазины с площадью торговых залов более 1000 кв.м кв.м торговой площади 15 - 251) Рынки торговые места 3 - 6 Рестораны, кафе общегородского значения посадочные места 6 - 12 ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРЫ И ДОСУГА Театры, цирки, концертные залы, кинотеатры общегородского значения, зрительские места 5 - 7 Музеи, выставки, библиотеки, единовременные посетители 8 -10 ГОСТИНИЦЫ Высших категорий (4 или 5 звезд) места 5 - 8 Прочие места 9-12 УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Лечебные учреждения стационарного типа койки 15 - 25 ОБЪЕКТЫ ФИЗКУЛЬТУРЫ И СПОРТА Объекты физкультуры и спорта с местами для зрителей зрительские места 10 - 30 ВОКЗАЛЫ Железнодорожные При аэропортах пассажиров, прибывающих в час "пик" пассажиров, прибывающих в час "пик" 8 - 10 6 - 8 ---------------------------------------------------------------------- Примечания: 1. Нормативные показатели учитывают московские и иногородние легковые автомобили всех категорий. 2. Нормативные показатели включают требуемое количество машино-мест для работающих и посетителей. 3.При размерах торговой площади от 500 до 1000 кв. м полученное расчетом количество машино-мест снизить в 2,5 раза; при размерах торговой площади менее 500 кв.м - автостоянки допускается не предусматривать. Таблица 9.3.3 Виды автостоянок и паркингов Назначение и размещение Расстояния до объектов обслуживания Приобъектные Стоянки для обслуживания отдельных объектов; размещаются непосредственно у объектов обслуживания До торговых центров, универмагов, гостиниц, поликлиник, пассажирских помещений вокзалов - не более 150 м; до прочих объектов - не более 400 м Кооперированные Укрупненные стоянки для обслуживания групп объектов; размещаются с увеличением радиусов доступности До наиболее удаленного объекта из обслуживаемой группы - не более 1200 м Задерживающие Стоянки для перехвата потоков легкового транспорта, направленных в центр города; размещаются на подходах к центру города возле станций скоростного массового транспорта: по радиальным направлениям; на периферии города; на подходах к городу До станций пересадки на скоростной массовый транспорт - не более 150 м 9.3.13. При организации перехватывающих стоянок на внешних подходах к Садовому кольцу и к границам центрального административного округа (с целью разгрузки центральных районов города от автотранспорта), их вместимость следует рассчитывать не более, чем на 80% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей, направляющихся к объектам приложения труда, и не более, чем на 60% машино-мест обслуживающих объекты культурно-бытового назначения, расположенных в центре города, с соответствующим снижением вместимости стоянок в пределах центра города. 9.3.14. При организации на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге стоянок типа "П+П", перехватывающих потоки легкового транспорта, направляющегося в Москву из других городов и населенных пунктов, - их вместимость следует рассчитывать не более, чем на 50% требуемого количества машино-мест для паркирования автомобилей при поездках с трудовыми целями и не более, чем на 25% машино-мест - при поездках с культурно-бытовыми целями в периферийные районы города. Стоянки "П+П" на внешних подходах к Московской кольцевой автомобильной дороге следует размещать возле железнодорожных станций, остановок экспресс-автобусов, маршрутного такси в соответствии с табл.9.3.3. 9.3.15. При строительстве многофункциональных зданий-комплексов в нижних наземных или подземных ярусах этих объектов следует предусматривать размещение гаражей-стоянок, которые должны обеспечивать потребность в машино-местах для паркирования легковых автомобилей, принадлежащих работающим и посетителям комплекса, не входя в противоречие со схемой организации паркирования легковых автомобилей, разработанной для рассматриваемой территории. 9.3.16. В пределах жилых территорий следует предусматривать открытые площадки (гостевые автостоянки) для паркирования легковых автомобилей посетителей, из расчета 40 машино-мест на 1000 жителей, удаленные от подъездов обслуживаемых жилых домов не более, чем на 200 м. Типы сооружений для хранения и паркирования легковых автомобилей и приемы их размещения 9.3.17. Тип сооружения для хранения или паркирования легковых автомобилей следует выбирать в соответствии с общим архитектурно-градостроительным решением окружающей застройки, с учетом территориальных возможностей, гидрогеологических особенностей. Гаражи - стоянки для хранения и паркирования легковых автомобилей допускается предусматривать отдельностоящими, встроенными, встроенно-пристроенными, пристроенными, с устройством для въезда автомобилей прямолинейных или криволинейных рамп, полурамп, наклонных полов, лифтовых подъемников, механизированных и автоматизированных подъемников и манипуляторов. Отдельностоящие гаражи-стоянки различных типов целесообразно предусматривать: наземными - 4 - 6 ярусов, комбинированными (с этажами выше и ниже уровня земли) - 6 - 9 ярусов, подземными, как правило, в 2 - 4 яруса. Встроенные, пристроенные и встроенно-пристроенные гаражи-стоянки для хранения легковых автомобилей населения допускается размещать в подземных и цокольных этажах жилых домов и общественных зданий (в последнем случае целесообразно совмещать в одном объеме хранение и паркирование автомобилей). На территории застройки высокой интенсивности следует предусматривать встроенные подземные гаражи-стоянки не менее, чем в два яруса. Необходимо жилые квартиры отделять от гаража нежилым этажом. 9.3.18. Многоярусные механизированные и автоматизированные гаражи-стоянки закрытого типа с пассивным передвижением автомобилей внутри соору-жения (с выключенным двигателем) допускается : - устраивать отдельностоящими; - пристраивать к глухим торцевым стенам (без окон) производственных, административно-общественных (за исключением лечебных и детских дошкольных уч-реждений, школ), жилых зданий - вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест; - пристраивать к существующим брандмауэрам, устраивать встроенными (встроенно-пристроенными) в отдельные здания, а также встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих зданий производственного, административно-общественного назначения - без ограничения вместимости; - встраивать между глухими торцевыми стенами двух рядом стоящих жилых домов - при условии компоновки гаража-стоянки без выхода за габариты жилых зданий по ширине - вместимостью, как правило, не более 150 машино-мест. Обязательным условием применения встроенных, пристроенных, встроенно-пристроенных механизированных и автоматизированных гаражей-стоянок является устройство независимых от основного здания несущих конструкций, с обеспечением шумо-виброзащиты, обеспечением рассеивания выбросов вредных веществ в атмосферном воздухе до ПДК на территории жилой застройки. 9.3.19. Площади застройки и размеры земельных участков отдельно стоящих гаражей-стоянок для легковых автомобилей следует ориентировочно принимать в соответствии с табл. 9.3.4. Площадь участка для стоянки одного автомобиля на автостоянках следует принимать 22,5 кв.м; при примыкании участков для стоянки к проезжей части улиц и проездов - 18,0 кв.м на автомобиль. Въезды, выезды и проезды к гаражам 9.3.20. Въезды в отдельностоящие, встроенные и встроенно-пристроенные сооружения для хранения легковых автомобилей (гаражи-стоянки и автостоянки) вместимостью до 300 машино-мест, и выезды из них следует обеспечивать на мест-ную улично-дорожную сеть жилого района, второстепенные улицы и проезды. Подъезды к гаражам и автостоянкам не должны пересекать основные пешехо-дные пути, должны быть изолированы от площадок для отдыха, игровых и спортивных площадок. 9.3.21. Наименьшее расстояние от проездов или улиц, с которых осуществляется основной выезд из гаража-стоянки вместимостью свыше 300 машино-мест, следует принимать: до перекрестков магистральных улиц ("стоп-линии") - не менее 100 м; до перекрестков районных улиц - не менее 50 м; до перекрестков улиц местного значения - не менее 20 м; до остановочных пунктов массового общественного транспорта - не менее 30 м. 9.3.22. Внешние въезды и выезды многоярусных гаражей-стоянок следует предусматривать раздельными. Следует предусматривать не менее, чем по 2 полосы движения на въезде и на выезде (при ширине каждой полосы - не менее 3 м). Допускается располагать въезд и выезд рядом, с обязательным разделением проезжей части по направлениям движения (разделительной полосой или разметкой). Автостоянки (открытые площадки) и гаражи-стоянки вместимостью до 50 машино-мест могут иметь совмещенный внешний въезд-выезд шириной не менее 6 м. Перед гаражами-стоянками вместимостью свыше 50 машино-мест следует предусматривать накопительную площадку из расчета 1 машино-место на каждые 100 автомобилей, но не менее , чем площадка для паркирования 2-х пожарных автомашин. 9.3.23. Въезды в отдельностоящие подземные гаражи легковых автомобилей и выезды из них должны быть удалены от окон жилых домов, участков школ, детских и лечебных учреждений не менее чем на 15 м. Расстояния от въездов и выездов до стен жилых домов и общественных зданий без оконных и дверных проемов не лимитируются. В исторической застройке при размещении гаражей-стоянок под жилыми зданиями допускается ненормированный разрыв от въездов в них до окон помещений при выполнении необходимых условий пожарной безопасности (устройство козырька, применение огнеупорных конструкций, регламентация режима функционирования). Автосервис 9.3.24. Станции технического обслуживания автомобилей следует проектировать из расчета один пост на каждые 250 легковых автомобилей от общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.5. 9.3.25. Расстояния от станций технического обслуживания до жилых домов и общественных зданий, а также до участков школ, детских яслей-садов и лечебных учреждений стационарного типа, размещаемых на застроенных территориях, следует принимать не менее приведенных в табл.9.3.6. 9.3.26. Автозаправочные станции (АЗС) следует проектировать из расчета одна топливно-раздаточная колонка на каждые 1200 легковых автомобилей общего парка легкового автотранспорта города, принимая размеры их земельных участков по таблице 9.3.7. 9.3.27. Расстояния от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива, автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (на сжатом газе), автомобильных газонаполнительных станций (на сжиженном газе) - до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых и общественных зданий и сооружений, следует принимать: при 1 - 2 топливо-раздаточных колонках - не менее 25 м; при 3-х и более - не менее 50 м. Примечание: 1. Указанное расстояние следует исчислять от топливно-раздаточных колонок и подземных резервуаров для хранения жидкого топлива для лечебных и учебных заведений - до границ участков. 2. Размещение АЗС с наземными резервуарами на территории Москвы, как правило, не допускается. Таблица 9.3.4 Типы рамповых 1) гаражей Этажность гаражей наземные комбинированные подземные Площадь, кв.м на 1 автомобиль подошвы застройки участка подошвы застройки участка подошвы застройки участка 2) 1 2 3 4 5 6 7 1 27 30,0 - - 25 5 2 15 19,2 15 18,0 15 4,1 3 10 13,0 10 11,6 10 3,3 4 8 10,0 8 8,8 8 2,4 5 6 8,0 6 6,5 6 1,8 6 - 8 4 5,5 4 4,8 - - 9 и более - - 3 3,5 - - ---------------------------------------------------------------------- Примечание: 1 - для многоэтажных полумеханизированных гаражей-стоянок (оборудованных лифтовыми подъемниками) показатели граф 2 - 7 уменьшаются в 1,2 раза, механизированных и автоматизированных гаражей - в 1,3 - 1,5 раза; 2 - в площадь участка подземных гаражей-стоянок входят размеры накопительной площадки, защитного озеленения, внешние пандусы для въезда и выезда автомобилей Таблица 9.3.5 Количество постов 10 15 25 40 Размеры земельных участков для СТО, га 1.0 1.5 2.0 3.5 Таблица 9.3.6 Здания, до которых определяется расстояние Расстояние от станций технического обслуживания при числе постов, м 10 и менее 11 - 30 Жилые дома (в том числе торцы жилых домов без окон) 25 50 Общественные здания 25 50 Общеобразовательные школы и детские дошкольные учреждения 50 * Лечебные учреждения со стационаром 50 * ---------------------------------------------------------------------- * - Определяется по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Примечания: 1. Расстояния исчисляются от окон жилых жилых и общественных зданий и от границ земельных участков общеобразовательных школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений со стационаром до границ участка станции технического обслуживания. 2. Станции технического обслуживания при числе постов более 30 следует размещать вне жилых районов на производственных территориях. Расстояния определяются по согласованию с органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, но не менее 100 м от жилых домов. Таблица 9.3.7 Количество топливно-раздаточных колонок 2 5 7 9 11 Размеры земельных участков для АЗС, га 0.1 0.2 0.3 0.35 0.4 9.3.28. Запрещается размещать автозаправочные и газонаполнительные станции и другие источники повышенной опасности на расстоянии менее 25 м от посадочных, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов. 9.3.29. Отдельностоящие моечные пункты на 1-2 поста следует размещать на расстоянии не менее 25 м от жилых домов, общественных зданий и сооружений, границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром. 9.3.30. При размещении и проектировании АЗС на магистральных улицах следует предусматривать дополнительные полосы движения для обеспечения въезда и выезда машин. 9.3.31. Для обслуживания иногороднего транспорта следует предусматривать станции технического обслуживания и мотели, размещая их на подходах к городу на автомобильных дорогах федерального и областного значения. 9.4. Внешний транспорт Железнодорожный транспорт 9.4.1. Проектирование железных дорог следует проводить на основе генерального плана развития г. Москвы и комплексной схемы развития Московского железнодорожного узла в соответствии с требованиями СТНЦ-01-95. 9.4.2. Устройство новых и сохранение существующих подъездных железнодорожных путей на территории города к промышленным предприятиям и складским территориям допускается предусматривать, как правило, при грузовом обороте 5 и более вагонов в сутки - если осуществление перевозок другими видами транспорта экономически нецелесообразно. При меньшем грузообороте устройство подъездных путей допускается как исключение, обусловленное специальными требованиями к перевозке грузов, при соответствующем технико-экономическом и санитарно-экологическом обосновании. 9.4.3. При прохождении существующих и новых железнодорожных линий и дополнительных путей по застроенным территориям, при проектировании новой застройки и реконструкции существующей следует проводить расчет уровней шума и предусматривать шумозащитные мероприятия, в соответствии с нормативами СНиП II-12-77, а также расчет уровня и зон загрязнения компонентов окружающей среды (воздушного бассейна, почвенного покрова, поверхностных и грунтовых вод) при обычных режимах эксплуатации и возможных авариях. Необходимо предусматривать природоохранные мероприятия по созданию благоприятных условий в прилегающей жилой застройке. 9.4.4. В целях прекращения или снижения вредного воздействия от железнодорожного транспорта на прилегающие застроенные территории и |