ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО-ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ СПУТНИ. Постановление. Правительство РФ. 01.02.00 88

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В
 ОБЛАСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ОРБИТАЛЬНО-ЧАСТОТНОГО
      РЕСУРСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ
       РЕГУЛИРОВАНИИ ДОПУСКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СИСТЕМ
 СПУТНИКОВОЙ СВЯЗИ И ВЕЩАНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ (ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОМ)
                  ПРОСТРАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          1 февраля 2000 г.
                                 N 88

                                (НТЦС)


     В целях усиления государственного управления и контроля в области
распределения,  использования и защиты  орбитально-частотного  ресурса
Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые:
     Основные положения    государственной    политики    в    области
распределения,  использования  и  защиты орбитально-частотного ресурса
Российской Федерации;
     Положение о государственном регулировании допуска и использования
иностранных  систем  спутниковой  связи  и  вещания  в  информационном
(телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.


Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.Путин

                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                        постановлением
                                                         Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 1 февраля 2000 г.
                                                                  N 88


                          ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  государственной политики в области распределения, использования и
      защиты орбитально-частотного ресурса Российской Федерации

     1. Настоящие    Основные   положения   регулируют   деятельность,
связанную    с    распределением,     использованием     и     защитой
орбитально-частотного  ресурса  Российской Федерации,  в осуществлении
которой  участвуют  федеральные   органы   исполнительной   власти   и
пользователи орбитально-частотного ресурса.
     2. Защита орбитально-частотного ресурса  Российской  Федерации  и
управление  его  использованием  являются  одной из важнейших областей
деятельности государства,  связанной с  экономическими  и  социальными
аспектами    развития    страны,    обеспечением    президентской    и
правительственной связи,  нужд обороны,  безопасности,  охраны правопо
рядка, а также хозяйственной деятельности юридических и физических лиц
на территории Российской Федерации.
     3. В   отношении   пользователей  орбитально-частотного  ресурса,
радиоэлектронные средства которых  находятся  в  международных  водах,
воздушном  и  космическом  пространстве  или на территории иностранных
государств под юрисдикцией Российской  Федерации,  настоящие  Основные
положения  применяются  с  учетом  обязательств  Российской Федерации,
вытекающих из Устава и Конвенции Международного союза  электросвязи  и
межправительственных соглашений,  а также законодательства иностранных
государств.
     4. Государственная     политика    в    области    распределения,
использования и защиты орбитально-частотного ресурса осуществляется на
следующих основных принципах:
     1) исключительное    право    государства    на    распределение,
использование   и   защиту  орбитально-частотного  ресурса.  При  этом
орбитально-частотные позиции не  подлежат  передаче  в  собственность,
приватизации или постоянному бессрочному закреплению;
     2) разработка и реализация единой технической политики и процедур
в   области   использования  орбитально-частотного  ресурса  с  учетом
международных договоров Российской Федерации;
     3) обеспечение  приоритета нужд президентской и правительственной
связи, обороны, безопасности и охраны правопорядка;
     4) развитие   в   рамках  конверсии  гражданских  радиослужб  для
использования  орбитально-частотного  ресурса,  осуществление  мер  по
расширению   возможностей   развития   гражданских   радиослужб  путем
конверсии  радиочастотного  спектра  с  уче  том  его   распределения,
установленного    Регламентом    радиосвязи    Международного    союза
электросвязи,  и   обеспечения   достаточности   орбитально-частотного
ресурса   для   нужд   управления,   обороны,  безопасности  и  охраны
правопорядка в Российской Федерации;
     5) осуществление  международной деятельности Российской Федерации
в области  радиосвязи  в  целях  обеспечения  национальных  интересов,
участие в международных организациях, а также в совместных проектах по
исследованию и использованию космического пространства;
     6) внедрение        экономических        методов       управления
орбитально-частотным     ресурсом,     реализация     в      отношении
негосударственных пользователей политики внедрения рыночных механизмов
в процессы регулирования использования  орбитально-частотного  ресурса
путем  определения его экономической ценности (рыночной стоимости),  а
также   направление   прибыли,   полученной   в   процессе   рыночного
регулирования использования частот,  в первую очередь на поддержание и
развитие российских систем спутниковой связи и вещания;
     7) внедрение  эффективных  методов планирования,  распределения и
использования  орбитально-частотного  ресурса,  осуществление  мер  по
отзыву  разрешений  на присвоение,  выделение или резервирование полос
частот для любых категорий пользователей, если в установленном порядке
не   подтверждается   их  реальное  или  своевременное  использование,
недопущение нанесения при этом ущерба интересам обороны и безопасности
страны;
     8) осуществление общегосударственной системы контроля и инспекции
за  соблюдением  установленных  законодательством Российской Федерации
правил использования радиочастотного спектра  и  орбитально-частотного
ресурса.
     5. Регулирование   использования   радиочастотного   спектра    и
орбитальных  позиций  спутников  связи  является исключительным правом
государства и осуществляется в соответствии с Федеральным  законом  "О
связи"  федеральными  органами  исполнительной власти в области связи,
уполномоченными Правительством Российской Федерации.
     Ответственность за   общее  регулирование  в  области  управления
распределением, использованием и защитой орбитально-частотного ресурса
в  Российской  Федерации  несут  Правительство  Российской Федерации и
уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
     По поручению  Правительства  Российской Федерации деятельность по
распределению орбитально-частотного ресурса проводится Государственной
комиссией  по  радиочастотам  при Министерстве Российской Федерации по
связи и информатизации.  Деятельность этой Комиссии осуществляется  на
основе положения, утверждаемого Правительством Российской Федерации.
     Нормативные акты и распоряжения указанной  Комиссии  по  вопросам
распределения    и    использования   орбитально-частотного   ресурса,
обеспечения электромагнитной  совместимости  радиоэлектронных  средств
космических  и  наземных  радиослужб  и  международно-правовой  защиты
являются обязательными для  всех  пользователей  орбитально-частотного
ресурса независимо от их местонахождения и формы собственности.
     Обязанности федеральных   органов   исполнительной   власти   при
управлении      распределением,      использованием      и     защитой
орбитально-частотного   ресурса   подведомственных    радиоэлектронных
средств,  а  также размер платы за использование орбитально-частотного
ресурса и порядок ее внесения определяются  Правительством  Российской
Федерации.
     6. Выделение  полос   частот   для   разработки   (модернизации),
производства  или  приобретения радиоэлектронных средств спутниковых и
космических   систем   производится   Государственной   комиссией   по
радиочастотам   при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи  и
информатизации.
     7. Государственная  комиссия  по  радиочастотам  при Министерстве
Российской Федерации  по  связи  и  информатизации  при  распределении
орбитально-частотного   ресурса  должна  руководствоваться  следующими
приоритетами:
     1) использование российских спутниковых систем связи;

     2) использование    спутниковых    систем   связи   международных
организаций, членом которых является Российская Федерация;
     3) использование    находящихся   под   юрисдикцией   иностранных
государств спутниковых  систем  связи,  координация  сетей  которых  с
сетями администрации связи Российской Федерации завершена.
     8. Доступ   пользователей   к    орбитально-частотному    ресурсу
обеспечивается  в разрешительном порядке при равных правах юридических
и  физических  лиц  на   использование   радиочастотного   спектра   и
орбитальных  позиций  с учетом антимонопольного законодательства и при
безусловном  обеспечении  приоритетности  решения  задач   обороны   и
безопасности страны.
     Право на   использование   орбитально-частотного   ресурса    при
выделении  полос частот для разработки,  производства (модернизации) и
закупки за границей радиоэлектронных средств, а также на использование
полос  частот  предоставляется  на  основании  решения Государственной
комиссии по радиочастотам при  Министерстве  Российской  Федерации  по
связи и информатизации.
     9. Выделение  и  назначение   (присвоение)   рабочих   частот   и
орбитальных    позиций   должно   производиться   в   соответствии   с
распределением  полос  частот,  установленным  Таблицей  распределения
полос   частот  между  радиослужбами  Российской  Федерации,  а  также
международными     обязательствами     в     области     использования
орбитально-частотного ресурса.
     Указанная Таблица утверждается решением Государственной  комиссии
по  радиочастотам  при  Министерстве  Российской  Федерации по связи и
информатизации и публикуется федеральным органом исполнительной власти
в  области связи (за исключением сведений,  не подлежащих публикации в
открытой  печати  в  соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации).
     10. В Таблице  распределения  полос  частот  между  радиослужбами
Российский Федерации устанавливаются следующие категории полос частот:
     полосы частот      для      преимущественного       использования
радиоэлектронными   средствами  правительственного  назначения  (далее
именуются - полосы частот правительственного назначения);
     полосы частот       для      преимущественного      использования
радиоэлектронными средствами гражданского назначения (далее  именуются
- полосы частот гражданского назначения);
     полосы частот для совместного использования.

     11. К  категории  полос  частот   правительственного   назначения
отнесены    полосы    частот,    предназначенные   для   использования
радиоэлектронными  средствами  в  целях   обеспечения   президентской,
правительственной  и  представительской  связи,  потребностей обороны,
безопасности, охраны правопорядка и управления воздушным движением.
     К категории  полос частот гражданского назначения отнесены полосы
частот,  предназначенные для работы сетей  радиовещания,  телевидения,
систем связи общего пользования и ведомственных сетей связи,  исключая
ведомственные сети,  работающие в  полосах  частот  правительственного
назначения.
     К категории полос частот для совместного  использования  отнесены
полосы частот,  которые могут использоваться системами всех назначений
в зависимости от потребностей пользователей любых категорий.
     В пределах   указанных  категорий  полос  частот  Государственной
комиссией по радиочастотам при Министерстве  Российской  Федерации  по
связи  и  информатизации  могут быть определены полосы радиочастот для
исключительного  использования  для  нужд  правительственной  связи  и
обороны.
     12. Ответственность за выделение полос частот возлагается:

     в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот
правительственного   назначения,  -  на  Государственную  комиссию  по
радиочастотам  при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи   и
информатизации,    Министерство   обороны   Российской   Федерации   и
Федеральное  агентство  правительственной  связи  и   информации   при
Президенте Российской Федерации;
     в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот
гражданского    назначения,   -   на   Государственную   комиссию   по
радиочастотам  при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи   и
информатизации;
     в отношении радиоэлектронных средств, работающих в полосах частот
для  совместного  использования,  -  на  Государственную  комиссию  по
радиочастотам  при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи   и
информатизации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное
агентство  правительственной  связи  и   информации   при   Президенте
Российской Федерации и Федеральную службу охраны Российской Федерации.
     13. Ответственность за назначение (присвоение) рабочих  частот  в
выделенных полосах частот возлагается:
     в полосах   частот    правительственного    назначения    -    на
радиочастотные   органы  Министерства  обороны  Российской  Федерации,
Федерального  агентства  правительственной  связи  и  информации   при
Президенте Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской
Федерации;
     в полосах    частот   гражданского   назначения   -   на   Службу
государственного надзора за связью в Российской Федерации;
     в полосах  частот  для  совместного  использования  -  на  Службу
государственного надзора за связью в  Российской  Федерации  (в  части
радиоэлектронных   средств   гражданского   назначения),  Министерство
обороны Российской Федерации и Федеральное агентство правительственной
связи и информации при Президенте Российской Федерации.
     14. Государственное           управление           использованием
орбитально-частотного     ресурса    представляет    собой    комплекс
административных,  юридических,  научных  и  технических  мероприятий,
основанных  на  соответствующих законодательных,  нормативных правовых
актах  и  международных  соглашениях  и  направленных  на  эффективное
использование орбитально-частотного ресурса.
     15. В ходе проведения специальных мероприятий  и  в  чрезвычайных
ситуациях  могут  вводиться  временные  ограничения  на  использование
радиочастотного  спектра.  Порядок  введения  ограничений  и  перечень
органов,  имеющих  право на введение таких ограниче ний,  определяются
Правительством Российской Федерации.
     16. Пользователи   орбитально-частотного   ресурса   имеют  право
использовать  присвоенную  часть  орбитально-частотного  ресурса   для
осуществления  разрешенного  им  вида  деятельности  и применения всех
видов спутниковой связи в Российской Федерации.
     17. Пользователи     орбитально-частотного     ресурса    обязаны
неукоснительно   выполнять   условия,    определенные    в    выданном
Государственной комиссией по радиочастотам при Министерстве Российской
Федерации  по  связи  и  информатизации  разрешении  на  использование
орбитально-частотного ресурса.
     В случае нарушения  пользователем  орбитально-частотного  ресурса
указанных  условий  уполномоченные  федеральные  органы исполнительной
власти в  области  связи  имеют  право  прекратить  или  приостановить
действие разрешения.
     При несогласии  пользователя  с  решением   о   прекращении   или
приостановлении действия разрешения он может обжаловать его в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.
     18. Все  радиоэлектронные  средства  пользователей  спутниковой и
космической связи подлежат регистрации в установленном порядке.
     19. Международно-правовая   защита  представляет  собой  комплекс
технических,  правовых,  организационных  и   научно-исследовательских
мероприятий,   осуществляемых   в   целях  обеспечения  международного
признания  и  защиты  функционирования   российских   радиоэлектронных
средств космических и наземных радиослужб.
     20. Международно-правовая     защита     частотных     присвоений
радиоэлектронных  средств  Российской  Федерации и орбитальных позиций
искусственных  спутников  Земли  осуществляется   с   целью   создания
благоприятных   условий   для  развития  и  использования  всех  видов
спутниковой  связи  в   Российской   Федерации   посредством   участия
Российской  Федерации в деятельности Международного союза электросвязи
и его органов,  а также других международных организаций,  связанных с
распределением     и     использованием    радиочастотного    спектра,
стандартизацией радиооборудования, в том числе участия в международных
конференциях,   семинарах   и   симпозиумах  по  проблемам  управления
использованием радиочастотного спектра и обеспечения  электромагнитной
совместимости.
     21. На  международном  уровне   интересы   Российской   Федерации
представляет  в  качестве  администрации  связи  Российской  Федерации
федеральный   орган   исполнительной   власти   в    области    связи,
уполномоченный на то Правительством Российской Федерации.
     22. Правительство     Российской     Федерации      устанавливает
ответственность   федеральных   органов   исполнительной   власти   за
распределение, использование и защиту орбитально-частотного ресурса.
     Контроль за   использованием   орбитально-частотного   ресурса  и
технический контроль за излучениями радиоэлектронных средств  возложен
на  Службу государственного надзора за связью в Российской Федерации и
соответствующие службы Министерства  обороны  Российской  Федерации  и
Федерального   агентства  правительственной  связи  и  информации  при
Президенте Российской Федерации.
     Вопросы использования       радиочастотного       спектра       и
орбитально-частотного   ресурса,   предназначенных   для   обеспечения
президентской и правительственной связи,  нужд обороны, безопасности и
охраны  правопорядка,  не   входят   в   сферу   деятельности   Службы
государственного надзора за связью в Российской Федерации.
     23. Заполнение орбитальных  позиций,  используемых  для  связи  и
вещания   в   Российской   Федерации,  космическими  аппаратами  связи
осуществляется в рамках Федеральной космической  программы  России  на
основе  государственного  заказа  согласно  плану  замены  космических
аппаратов,  выработавших свой ресурс, а также по заявкам пользователей
в соответствии с настоящими Основными положениями.
     Создание космических  аппаратов  связи  осуществляется  в  рамках
Федеральной космической программы России.

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                  от 1 февраля 2000 г.
                                                                  N 88


                              ПОЛОЖЕНИЕ
       о государственном регулировании допуска и использования
   иностранных систем спутниковой связи и вещания в информационном
       (телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации

     1. Настоящее   Положение   регулирует   деятельность  федеральных
органов исполнительной власти по допуску и  использованию  иностранных
систем   спутниковой  связи  и  вещания  гражданского  назначения  для
предоставления   услуг    связи    и    вещания    в    информационном
(телекоммуникационном) пространстве Российской Федерации.
     2. Под  иностранной  системой   спутниковой   связи   и   вещания
понимается   система,   имеющая   частотное   присвоение,  заявленное,
скоординированное   и   зарегистрированное   в   Международном   союзе
электросвязи другим государством или международной организацией.
     Под иностранным спутником связи  и  вещания  понимается  спутник,
изготовленный  и  введенный  в  эксплуатацию  иностранным предприятием
(организацией)   или    международной    организацией,    использующий
иностранное программное обеспечение управления.
     Остальные термины,   используемые    в    настоящем    Положении,
соответствуют  указанным  в Регламенте радиосвязи Международного союза
электросвязи.
     3. Спутниковая связь в Российской Федерации является неотъемлемой
частью  производственной  и   социальной   инфраструктуры   страны   и
функционирует  на  ее  территории как взаимоувязанный производственный
комплекс под юрисдикцией Российской Федерации.
     4. Одними  из  основных  факторов осуществления спутниковой связи
являются:
     1) обеспечение  надежности связи и управление ею с учетом сетевых
технологических особенностей на основе российских стандартов;
     2) обеспечение      в      соответствии     с     государственной
научно-технической политикой приоритета  производства  и  эксплуатации
произведенных в Российской Федерации средств связи.
     5. Спутниковая  составляющая  системы  связи  страны   базируется
преимущественно  на  российских  средствах  связи,  то есть в качестве
основы которой используются спутники связи,  создаваемые и действующие
в рамках Федеральной космической программы России.
     6. В    информационное    (телекоммуникационное)     пространство
Российской  Федерации на основании решений Государственной комиссии по
радиочастотам  при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи   и
информатизации  могут  быть  допущены  иностранные системы спутниковой
связи  и  вещания,  прошедшие  международную  координацию   в   рамках
Международного союза электросвязи, и пользователи.
     Возможность использования    на    телекоммуникационном     рынке
Российской  Федерации  как  иностранных  систем  спутниковой  связи  и
вещания,  так  и  отдельных  иностранных  спутников  связи  и  вещания
определяется   соглашениями   о   вступлении  Российской  Федерации  в
международные   организации   спутниковой    связи    или    решениями
Правительства   Российской   Федерации   и  решениями  Государственной
комиссии по радиочастотам при  Министерстве  Российской  Федерации  по
связи  и  информатизации,  в  отношении  иностранных глобальных систем
подвижной спутниковой связи - решениями  Государственной  комиссии  по
радиочастотам   при  Министерстве  Российской  Федерации  по  связи  и
информатизации.
     Использование иностранных  систем  спутниковой  связи и вещания в
информационном    (телекоммуникационном)    пространстве    Российской
Федерации  допускается  в  основном для нужд коммерческих структур и в
исключительных  случаях  -  для  нужд  государственных   структур   по
согласованию  с  соответствующими федеральными органами исполнительной
власти.
     Иностранные системы   спутниковой  связи  и  вещания  могут  быть
допущены  на  телекоммуникационный  рынок  Российской  Федерации   для
организации   международных   связей  и  в  отдельных  случаях  -  для
организации на территории Российской Федерации сетей спутниковой связи
и  вещания  в  период отсутствия возможности использования аналогичных
российских систем спутниковой связи и вещания.
     Решение об   использовании  указанных  систем,  в  том  числе  во
взаимоувязанной   сети   связи   Российской   Федерации,   принимается
Правительством  Российской  Федерации по представлению Государственной
комиссии по электросвязи  при  Министерстве  Российской  Федерации  по
связи   и  информатизации  на  основании  заключения  межведомственной
комиссии,  в  состав   которой   входят   представители   Министерства
Российской  Федерации  по  делам  печати,  телерадиовещания  и средств
массовых  коммуникаций,  Федеральной  службы  безопасности  Российской
Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации
при  Президенте  Российской  Федерации,  Государственной   технической
комиссии  при  Президенте  Российской Федерации,  Министерства обороны
Российской Федерации и Российского авиационно-космического агентства.
     Выделение полос  частот  для  указанных  систем  осуществляется в
установленном порядке Государственной комиссией по  радиочастотам  при
Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации без ущерба
для развития российских систем спутниковой связи и вещания.
     7. Создание   и   развитие   наземной   инфраструктуры,  а  также
организация  предоставления  услуг  связи  на  территории   Российской
Федерации   относятся   к   компетенции  российских  операторов  связи
(юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных
на  территории  Российской  Федерации  и  находящихся  под юрисдикцией
Российской Федерации),  получивших в установленном порядке лицензию на
осуществление указанной деятельности.
     К исключительной зоне обслуживания  российского  оператора  связи
относится   соответствующая  часть  территории  Российской  Федерации,
включая воздушное пространство над ней.  В пределах зоны  обслуживания
могут  быть  выделены территории,  на которых запрещено предоставление
услуг связи и вещания с использованием отдельных полос частот и  типов
радиоэлектронных средств.
     8. Причинами запрета на обслуживание территорий являются:

     нарушение требований государственной безопасности,  установленных
законодательством Российской Федерации;
     нарушение требований    электромагнитной    совместимости     для
радиоэлектронных средств спутниковой и космической связи.
     9. Выдачу российским операторам лицензий на предоставление  услуг
связи  с использованием иностранных систем спутниковой связи и вещания
производит   Министерство   Российской   Федерации    по    связи    и
информатизации.
     10. В   случае   использования   глобальных   подвижных    систем
спутниковой  связи,  создаваемых  вне  рамок  международных соглашений
Российской Федерации,  лицензия выдается после представления компанией
-  владельцем  системы  признанных на международном уровне гарантий (в
форме  соглашения,  заключенного  российским   оператором   связи   по
согласованию   с   Министерством   Российской  Федерации  по  связи  и
информатизации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации,
Федеральным   агентством  правительственной  связи  и  информации  при
Президенте Российской Федерации  и  Министерством  обороны  Российской
Федерации,  с обязательным указанием, что система спутниковой связи не
носит разведывательного характера и не может нанести  ущерб  личности,
обществу и государству).
     11. В лицензию в обязательном  порядке  включаются  требования  о
предоставлении  безусловного  приоритета  всем  сообщениям  об  угрозе
жизнедеятельности  на   земле,   в   море,   воздухе   и   космическом
пространстве,   о   неотложных   мероприятиях   в   области   обороны,
безопасности и охраны правопорядка в  Российской  Федерации,  а  также
сообщениям  о  крупных  авариях,  катастрофах,  эпидемиях  и стихийных
бедствиях.
     Во время  стихийных  бедствий  и  других  чрезвычайных ситуаций в
случаях,  предусмотренных  законодательством   Российской   Федерации,
уполномоченным  госу  дарственным органом должно быть обеспечено право
на    приоритетное    использование,    а    также     приостановление
функционирования   российских   сегментов   соответствующих   сис  тем
спутниковой связи на территории Российской Федерации.
     Лицензия дает право оператору связи после проведения сертификации
оборудования и получения разрешения Службы государственного надзора за
связью  в  Российской  Федерации  на  использование  рабочих  частот и
эксплуатацию начать предоставление услуг электросвязи.
     12. Операторы  связи  российских  сетей  должны осуществлять свою
деятельность в соответствии с законодательством  Российской  Федерации
(с     учетом     обеспечения     информационной     безопасности    и
оперативно-разыскных мероприятий) и  нормативными  актами  федеральных
органов  исполнительной  власти в области связи по вопросам управления
сетями  связи,  организационно-технического  обеспечения   устойчивого
функционирования сетей связи и технической эксплуатации средств связи.
     13. Предоставление  услуг  связи  с  использованием   иностранных
систем  спутниковой связи и вещания на территории Российской Федерации
должно осуществляться в соответствии с  международными  процедурами  и
правилами,  предусматривающими  суверенное  право  каждого государства
регулировать свою деятельность в области связи.
     14. Эксплуатация  иностранной системы спутниковой связи и вещания
проводится в соответствии с законодательством Российской  Федерации  и
требованиями лицензии.
     15. К   использованию   на   территории   Российской    Федерации
допускаются  наземные  станции  систем  спутниковой  связи  и вещания,
прошедшие  сертификацию  в  порядке,  установленном  законодательством
Российской Федерации.
     16. Изменение состава наземных станций,  систем спутниковой связи
и  вещания,  связанное  с  появлением  новых  типов  оборудования  или
модернизацией существующего,  подлежит  сертификации  в  установленном
порядке.
     В течение   всего   срока   действия    сертификата    проводится
инспекционный   контроль   в   целях  проверки  соответствия  основных
характеристик  оборудования   техническим   требованиям,   требованиям
информационной  безопасности,  а также проведения оперативно-разыскных
мероприятий.
     17. Взаимодействие  системы  управления  сети спутниковой связи с
центрами управления взаимоувязанной сети  связи  Российской  Федерации
осуществляется   по   схеме,   утвержденной  Министерством  Российской
Федерации  по  связи  и  информатизации.  При  этом  допускается,  что
центральные  управляющие  наземные  станции систем спутниковой связи и
вещания  и  наземные  комплексы  управления  спутниками   по   решению
Правительства   Российской   Федерации   могут  быть  расположены  вне
территории Российской Федерации.
     18. Не допускается использование в сети спутниковой связи средств
криптографической защиты  без  соответствующей  лицензии  Федерального
агентства   правительственной   связи   и  информации  при  Президенте
Российской Федерации, полученной в установленном порядке.
     19. Технические средства сети спутниковой связи, включая средства
защиты    информации,    не    сертифицированные    в    установленном
законодательством   Российской   Федерации   порядке,  не  могут  быть
использованы  для  передачи  сведений,  составляющих   государственную
тайну, и иной информации, подлежащей обязательной защите.