ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УПРАВЛЕНИЯХ (ОТДЕЛАХ) ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ОРГАНАХ (ОРГАНАХ БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЙСКАХ) УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 7 февраля 2000 г. N 318 (НТЦС) В соответствии с Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" постановляю: 1. Утвердить прилагаемое Положение об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках). 2. Признать утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 277 "Об утверждении Положения об органах государственной безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военной контрразведке)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5916). 3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации В.Путин 7 февраля 2000 года N 318 УТВЕРЖДЕНО Указом Президента Российской Федерации от 7 февраля 2000 г. N 318 ПОЛОЖЕНИЕ об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках) I. Общие положения 1. Управления (отделы) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органы безопасности в войсках) входят в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности и находятся в прямом подчинении Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Органы безопасности в войсках в пределах своих полномочий обеспечивают безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, в Федеральной пограничной службе Российской Федерации и возглавляемой ею системе органов и войск, в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и возглавляемой им системе органов и войск, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также в создаваемых на военное время специальных формированиях (далее именуются - объекты оперативного обеспечения). Участие органов безопасности в войсках в обеспечении безопасности части состава Вооруженных Сил Российской Федерации, входящей в состав объединенных вооруженных сил или находящейся под объединенным командованием, а также обеспечение безопасности объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, регламентируется федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. 2. Органы безопасности в войсках в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением, а также международными договорами Российской Федерации. Органы безопасности в войсках, обеспечивающие безопасность объединений, соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, в своей деятельности руководствуются также законодательством государств, на территориях которых находятся указанные объединения, соединения и воинские части. II. Задачи органов безопасности в войсках 3. Задачами органов безопасности в войсках являются: выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; предотвращение в пределах своих полномочий несанкционированных действий с оружием массового поражения; обеспечение в пределах своих полномочий защиты сведений, составляющих государственную тайну, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; организация и осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с незаконными вооруженными формированиями, преступными группами, отдельными лицами и общественными объединениями, ставящими своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти; участие в обеспечении Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации информацией об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; участие в оперативном (контрразведывательном) обеспечении защиты государственной границы Российской Федерации. При решении указанных задач органы безопасности в войсках оказывают содействие органам военного управления и должностным лицам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - органы военного управления и должностные лица) в обеспечении боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. III. Обязанности органов безопасности в войсках 4. Органы безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своих полномочий обязаны: выявлять, предупреждать и пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; осуществлять во взаимодействии с другими органами федеральной службы безопасности и органами внешней разведки Российской Федерации разведывательную деятельность в целях добывания, обработки и реализации информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также проникновение в специальные службы и организации иностранных государств; проводить дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с ядерным терроризмом и иными видами терроризма, организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, с вовлечением военнослужащих в деятельность, целью которой является вооруженный мятеж, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти, а также по борьбе с иными преступлениями, отнесенными федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; участвовать в разработке и реализации мер по предупреждению несанкционированных действий с оружием массового поражения; участвовать в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственной тайны, а также осуществлять контроль за обеспечением защиты государственной тайны, мероприятиями по противодействию иностранным техническим разведкам, обеспечением безопасности специальных (засекреченных) видов связи и шифровальной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; осуществлять меры, связанные с допуском военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к государственной тайне; участвовать в решении вопросов, касающихся выезда за пределы Российской Федерации военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации; осуществлять анализ информации о вероятных угрозах безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и прогнозирование тенденций развития этих угроз; участвовать в информировании федеральных органов государственной власти, других государственных органов, органов военного управления и должностных лиц об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, а также в предоставлении указанным органам иных сведений, необходимых для обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации; информировать органы военного управления и должностных лиц о выявленной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба обороне и безопасности Российской Федерации, а также по другим вопросам, касающимся безопасности объектов оперативного обеспечения, осуществлять контроль за реализацией указанной информации; осуществлять регистрацию, учет и хранение оперативно-служебных документов, содержащих сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах деятельности органов безопасности в войсках; поддерживать постоянную оперативную и мобилизационную готовность органов безопасности в войсках; осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности. Органы безопасности в войсках выполняют и другие обязанности, возложенные на органы федеральной службы безопасности Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". IV. Права органов безопасности в войсках 5. Органы безопасности в войсках имеют право: устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на то согласие, в интересах обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также для решения иных задач, предусмотренных федеральным законодательством; осуществлять оперативно-разыскные, контрразведывательные и разведывательные мероприятия на объектах оперативного обеспечения и в их окружении в целях решения задач, возложенных на органы безопасности в войсках; осуществлять дознание и предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; осуществлять хранение и использование оперативных и других материалов, необходимых для обеспечения деятельности органов безопасности в войсках, создавать в этих целях информационные системы; вносить в органы военного управления и должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, совершению преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности, осуществлять контроль за реализацией этих представлений; поддерживать на основе международных договоров Российской Федерации контакты со специальными службами иностранных государств, с которыми осуществляется сотрудничество в военной области или на территории которых дислоцируются объединения, соединения и воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; использовать по согласованию с соответствующими государственными органами, органами военного управления и должностными лицами средства связи, служебные помещения и транспортные средства, другие силы и средства, а также информационные системы и банки данных, архивно-учетные материалы и документы объектов оперативного обеспечения; знакомиться в соответствующих органах военного управления с нормативными документами, планами, актами, иными материалами, в том числе определяющими и характеризующими финансово-хозяйственную деятельность этих органов, а также с вооружением и военной техникой, состоящими на вооружении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; использовать в целях обеспечения собственной безопасности и зашифровки ведомственной принадлежности сотрудников, подразделений, помещений и транспортных средств органов безопасности в войсках документы федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций. Органы безопасности в войсках пользуются также иными правами, предоставленными органам федеральной службы безопасности федеральным законодательством. V. Система органов безопасности в войсках 6. В систему органов безопасности в войсках входят: Управление военной контрразведки (3 Управление) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее именуется - 3 Управление); управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по военным округам и флотам, округу Военно-воздушных сил и противовоздушной обороны, внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, региональным управлениям Федеральной пограничной службы Российской Федерации, группам войск, объединениям центрального подчинения (далее именуются - управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям); отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям, гарнизонам, военным образовательным учреждениям профессионального образования, организациям Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее именуются - отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям). Органы безопасности в войсках имеют действительные и условные наименования, эмблему, гербовую печать, соответствующие печати и штампы. 7. 3 Управление является подразделением центрального аппарата Федеральной службы безопасности Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство подчиненными Федеральной службе безопасности Российской Федерации органами безопасности в войсках. 3 Управление обеспечивает безопасность в центральных органах управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и в непосредственно подчиненных им воинских частях и организациях. Структура и организация деятельности 3 Управления определяются положением о нем, утверждаемым директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. В системе органов безопасности в войсках образуется коллегия, в состав которой входят начальник 3 Управления (председатель коллегии), его первый заместитель и заместители (по должности), а также другие руководящие сотрудники 3 Управления и органов безопасности в войсках, включаемые в состав коллегии директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления. 8. Структура и штаты органов безопасности в войсках устанавливаются и изменяются директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации по представлению начальника 3 Управления. Начальник 3 Управления, начальники управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям в пределах своих полномочий вносят изменения в структуру и штаты подчиненных органов безопасности в войсках в пределах общей численности, установленной для органов безопасности в войсках директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 9. Органы безопасности в войсках комплектуются военнослужащими и гражданским персоналом. Военнослужащие органов безопасности в войсках, а также лица из числа гражданского персонала, назначенные на должности военнослужащих, являются сотрудниками органов федеральной службы безопасности. 10. Комплектование органов безопасности в войсках в соответствии с федеральным законодательством осуществляется: военнослужащими - путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу и подбора военнослужащих и последующего их перевода в органы безопасности в войсках из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; гражданским персоналом - путем добровольного поступления на работу. 11. Военнослужащие органов безопасности в войсках проходят службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей прохождения военной службы различными категориями военнослужащих. 12. Обязанности, права и льготы военнослужащих и гражданского персонала органов безопасности в войсках определяются Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации", другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 13. Руководители органов безопасности в войсках в отношении подчиненных им военнослужащих пользуются дисциплинарными правами в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации. 14. На сотрудников органов безопасности в войсках распространяются все права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, установленные для сотрудников органов федеральной службы безопасности. На военнослужащих органов безопасности в войсках, находящихся в одинаковых условиях с военнослужащими объектов оперативного обеспечения, распространяются права, льготы, гарантии и компенсации, а также иные меры социальной защиты, которыми пользуются военнослужащие этих объектов. 15. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов безопасности в войсках осуществляются в академии и институтах подготовки и повышения квалификации кадров Федеральной службы безопасности Российской Федерации и на договорной основе - в других образовательных учреждениях высшего профессионального образования. 16. Никто не вправе вмешиваться в законные действия сотрудников органов безопасности в войсках, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законодательством и настоящим Положением. VI. Взаимодействие органов безопасности в войсках с государственными органами, другими органами и организациями 17. Органы безопасности в войсках решают возложенные на них задачи во взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации, органами военного управления и должностными лицами, судебными органами, органами прокуратуры Российской Федерации, правоохранительными и другими органами, действующими в сфере обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации. 18. Органы безопасности в войсках информируют соответствующие государственные органы, органы военного управления и должностных лиц: о выявлении, предупреждении и пресечении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о выявлении, предупреждении и пресечении террористической и диверсионной деятельности, направленной против Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; о выявлении, предупреждении и пресечении преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности; о нарушении установленных требований к обеспечению защиты государственной тайны, безопасности шифрованной и засекреченной связи, а также о фактах утраты носителей сведений, составляющих государственную тайну, и предпосылок к этим нарушениям и фактам; о нарушении установленных требований к обеспечению ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; о предпосылках к возникновению чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к тяжелым последствиям, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Органы военного управления и должностные лица используют указанную информацию в форме, исключающей расшифровку ее источника, только по письменному согласованию с предоставившим ее органом безопасности в войсках. О принятых по этой информации мерах официально уведомляется соответствующий орган безопасности в войсках. Органы безопасности в войсках информируют органы прокуратуры Российской Федерации, а также органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, о ставших известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов. 19. При решении вопросов, относящихся к компетенции органов безопасности в войсках, органы военного управления и должностные лица согласовывают свои действия с органами безопасности в войсках. Органы военного управления и должностные лица оказывают содействие органам безопасности в войсках в решении стоящих перед ними задач, а также информируют их: по вопросам, касающимся разработки и реализации мер по обеспечению защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; о посещении объектов оперативного обеспечения иностранными делегациями, отдельными иностранными гражданами и лицами без гражданства; о выезде за пределы Российской Федерации военнослужащих, лиц из числа гражданского персонала, допущенных к государственной тайне, о не вызванных служебной необходимостью контактах этих военнослужащих с иностранными гражданами; по вопросам, касающимся обеспечения ядерной и других видов безопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах; о проведении учений, испытаний оружия и военной техники, передислокации войск (сил) и других важных мероприятиях; об утрате носителей сведений, составляющих государственную тайну; о захвате, утрате, хищении, приведении в небоеготовое состояние вооружения и военной техники; о чрезвычайных ситуациях на объектах оперативного обеспечения; по иным вопросам, касающимся обеспечения безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. 20. Представители органов федеральной службы безопасности имеют право лично участвовать в проводимых соответствующими органами военного управления и должностными лицами заседаниях и совещаниях, а также вносить на них предложения. Руководители органов безопасности в войсках могут входить в состав военных советов в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, коллегий управлений и отделов Федеральной службы безопасности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальных органов безопасности), а также участвовать в работе региональных советов территориальных органов безопасности. 21. Взаимодействие органов безопасности в войсках с органами безопасности, специальными службами, правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается и осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации, в порядке, установленном Федеральной службой безопасности Российской Федерации. VII. Финансирование, материально-техническое и иное обеспечение деятельности органов безопасности в войсках и их сотрудников 22. Финансирование и материально-техническое обеспечение 3 Управления, а также медицинское и социально-бытовое обеспечение его сотрудников осуществляются соответствующими подразделениями Федеральной службы безопасности Российской Федерации. 23. Управления и отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по оперативно-стратегическим и оперативным объединениям, отделы Федеральной службы безопасности Российской Федерации по объединениям, соединениям, воинским частям и организациям соответствующими органами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов обеспечиваются: вооружением, военной техникой, транспортными средствами, иными материальными средствами - по штатам, табелям и нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации; всеми видами закрытой и открытой связи, медицинским обслуживанием, воинскими перевозочными документами, служебными и жилыми помещениями для сотрудников органов безопасности в войсках - соответствующими объединениями, соединениями, воинскими частями и организациями. Денежное довольствие военнослужащих и заработная плата гражданского персонала органов безопасности в войсках выплачиваются по нормам, установленным Федеральной службой безопасности Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. Порядок обеспечения деятельности органов безопасности в войсках устанавливается совместными нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной пограничной службы Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти на основе централизованного возмещения Федеральной службой безопасности Российской Федерации расходов на содержание подчиненных ей органов безопасности в войсках. Этими же совместными нормативными правовыми актами определяются порядок выделения и численность подразделений охраны и водительского состава для транспортных средств органов безопасности в войсках за счет штатной численности соответствующих объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. 24. Органы военного управления и должностные лица оказывают необходимую помощь органам безопасности в войсках в организации военно-прикладной и технической подготовки их сотрудников. 25. Специальной техникой, средствами электронно-вычислительной техники и другими техническими средствами специального и общего назначения органы безопасности в войсках обеспечиваются централизованно Федеральной службой безопасности Российской Федерации. 26. Виды, объемы и порядок оперативных расходов органов безопасности в войсках определяются нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации. |