ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СОСТАВЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СПЕЦИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕ "ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ" ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ Г.МОСКВЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 8 февраля 2000 г. N 107 (ПРМ) В целях приведения в соответствие с Законом города Москвы от 5 ноября 1997 г. N 46 "О защите населения и территорий города от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера" нормативно-правовой базы градостроительной документации, устанавливающей требования к системе комплексных мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить Временное положение о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы (приложение). 2. Ввести в действие Временное положение о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы (далее - Временное положение). 3. Считать обязательным выполнение требований Временного положения при разработке всех видов градостроительной документации. 4. Москомархитектуре в I квартале 2001 г. на основе выполненных проектных работ внести необходимые дополнения и изменения во Временное положение. 5. Москомархитектуре, Мосгосэкспертизе при согласовании градостроительной документации руководствоваться требованиями Временного положения. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Никольского Б.В. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 8 февраля 2000 г. N 107 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о составе мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы 1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ Настоящее Временное положение устанавливает порядок получения исходных данных, требований, состав и содержание, а также порядок проведения экспертизы мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС) в составе специального раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" градостроительной документации г.Москвы и предназначено для применения Заказчиками градостроительной документации, проектными организациями, органами управления по делам гражданской обороны (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС) и иными юридическими и физическими лицами - участниками инвестиционного процесса независимо от формы собственности. 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 2.1. При разработке мероприятий по предупреждению ЧС необходимо руководствоваться действующим в Российской Федерации и г.Москве законодательством, строительными нормами и правилами, стандартами в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера. Перечень основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке мероприятий по предупреждению ЧС в составе выше указанного раздела градостроительной документации, представлен в приложении А. Термины и определения, используемые при разработке мероприятий по предупреждению ЧС, приведены в приложении Б. 2.2. Мероприятия по предупреждению ЧС природного и техногенного характера в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, Положения о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, МГСН 1.01-98 "Временные нормы и правила проектирования, планировки и застройки Москвы" следует предусматривать на стадиях подготовки исходно-разрешительной документации, а также разработки градостроительной документации. Мероприятия по предупреждению ЧС должны разрабатываться для каждого вида градостроительной документации в г. Москве, а глубина проработки мероприятий должна обеспечивать возможность их технико-экономической оценки. 2.3. Мероприятия по предупреждению ЧС включаются в состав специального раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", который оформляется отдельным томом (книгой). Специальный раздел состоит из двух подразделов (частей): - Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны; - Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. При этом мероприятия по предупреждению ЧС, аналогичные инженерно-техническим мероприятиям гражданской обороны, не подлежат разработке. 2.4. Исходно-разрешительная документация для объекта градостроительной деятельности и раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе градостроительной документации г. Москвы подлежат согласованию с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г. Москвы (ГУ ГОЧС г.Москвы). 2.5. Передача сведений закрытого характера Заказчику(ам) и Исполнителю(ям) работ производится при наличии у них условий по обеспечению их защиты. Требования в части ответственности, прав и обязанностей сторон по защите таких сведений должны включаться в заключаемые договоры (контракты) на выполнение работ. 3. ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ И ТРЕБОВАНИЙ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 3.1. Определение специальных требований и рекомендаций для разработки мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется одновременно для всего раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" на стадии разработки исходно-разрешительной документации согласно порядку, установленному документом "Исходно-разрешительная документация для проектирования и строительства на территории г.Москвы" (Москомархитектура, 1997 г.). 3.2. Требования по разработке раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" включаются в задание на разработку градостроительной документации, которое подлежит согласованию с Главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Москвы (ГУ ГОЧС г.Москвы). 3.3. ГУ ГОЧС г.Москвы одновременно с согласованием задания на разработку градостроительной документации выдает Заказчику следующие исходные данные, необходимые для разработки мероприятий по предупреждению ЧС: - перечень потенциально опасных объектов (ПОО) города, аварии на которых могут явиться источниками ЧС на проектируемом объекте градостроительной деятельности, с указанием сведений, необходимых для прогнозирования (оценки) воздействия поражающих факторов источников ЧС на проектируемый объект; - перечень архитектурно-строительных объектов на территории объекта градостроительной деятельности, проектируемых с учетом требований СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунальнобытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта". 3.4. Исходные данные для разработки мероприятий по предупреждению природных ЧС и ЧС техногенного характера, возникающих в результате возможных аварий на проектируемых ПОО в составе объекта градостроительной деятельности, выдаются Заказчиком совместно с Москомархитектурой и НИиПИ Генплана г.Москвы. 4. СОСТАВ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ 4.1. Мероприятия по предупреждению ЧС в специальном разделе "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" формируются отдельным подразделом с текстовой и графической частями. В данном подразделе в систематизированном виде приводятся предложения и решения по обеспечению защиты населения и территорий города от воздействия ЧС техногенного и природного характера с необходимыми обоснованиями, планами и схемами. 4.2. В текстовой части (пояснительной записке) приводятся исходные данные и требования для разработки мероприятий по предупреждению ЧС, краткая характеристика объекта градостроительной деятельности с точки зрения предупреждения ЧС, источники ЧС техногенного и природного характера и обоснования принятых мероприятий по предупреждению указанных ЧС1. По мероприятиям, относящимся к защите населения и территорий города от воздействия ЧС, описание которых содержится в других материалах градостроительной документации, приводятся только общие сведения о них с обязательной ссылкой на раздел концепции генерального плана, генерального плана, проекта планировки или проекта застройки, в котором имеется необходимая информация. В общей пояснительной записке к разрабатываемой градостроительной документации приводятся основные сведения о мероприятиях по предупреждению ЧС техногенного и природного характера. 4.3. Графические материалы (схемы и планы), отражающие соответствующие мероприятия по предупреждению ЧС, выполняются в масштабах: - генерального плана - 1:25000; 1:10000; - проекта планировки - 1:2000, 1:1000; - проекта застройки - 1:1000, 1:500. Масштабы могут быть уточнены заказчиком с учетом конкретной ситуации. ------------------------------ 1 В дальнейшем при описании требований к составу и содержанию мероприятий по предупреждению ЧС будут применяться обозначения: 1) - для раздела генерального плана; 2) - для раздела проекта планировки; 3) - для раздела проекта застройки. 4.4. Графические материалы, отражающие мероприятия по предупреждению ЧС, выполняются на топографической основе, планах или их копиях в соответствии с приложением 2 к Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и ГОСТ Р 22.0.10-96 "Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения". Графические материалы должны содержать информацию по оценке воздействий возможных ЧС техногенного и природного характера, а также разработанные в градостроительной документации мероприятия по предупреждению ЧС. При большой насыщенности схем и планов графической информацией допускается разработка раздельных (по видам информации) схем и планов. Отсутствие перечисленных обозначений требует включения сведений в раздел любого вида градостроительной документации г. Москвы. 4.5. Краткая характеристика объекта градостроительной деятельности включает: - месторасположение объекта градостроительной деятельности; - сведения о топографо-геодезических и инженерно-геологических изысканиях и климатических условиях; - состояние инженерной подготовки и защиты территории объекта градостроительной деятельности; - состав объекта градостроительной деятельности с данными о населении и характере застройки; - сведения по транспортной инфраструктуре; - данные по инженерному обеспечению объекта градостроительной деятельности. 4.6. Сведения об источниках чрезвычайных ситуаций техногенного характера и воздействиях их поражающих факторов должны содержать: - перечень потенциально опасных объектов (ПОО), подлежащих декларированию по безопасности, расположенных (проектируемых) на территории объекта градостроительной деятельности и за ее пределами, аварии на которых могут привести к возникновению ЧС на объекте градостроительной деятельности; - возможные причины аварийных ситуаций на инженерных коммуникациях объекта градостроительной деятельности (системы водоснабжения и канализации, электроснабжения, тепло- и газоснабжения и др.); - результаты оценки возможных последствий техногенных чрезвычайных ситуаций на территории объекта градостроительной деятельности. 4.7. Сведения об источниках чрезвычайных ситуаций природного характера и воздействиях их поражающих факторов должны содержать: - данные инженерных изысканий о природных техногенных условиях территории объекта градостроительной деятельности с учетом информации районирования территории г.Москвы по степени риска ее освоения; - результаты анализа метеорологических, геологических и гидрогеологических условий размещения объекта градостроительной деятельности; - установленные опасные природные явления или процессы и их поражающие факторы. 4.8. Содержание мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций должно отражать сведения об указанных мероприятиях, предусмотренных: - при градостроительном зонировании; - при разработке транспортных схем (включая улично-дорожную сеть, автомобильный, железнодорожный, речной и воздушный транспорт); - при инженерном оборудовании территории (по системам водоснабжения и канализации, газоснабжения, энергоснабжения, радиотрансляции, радиовещания и телевидения); - при инженерной подготовке территории (для обеспечения пожарной безопасности, защиты территорий от опасных природных процессов); - для защиты населения в ЧС. Сведения о мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций должны отражать предложения и принятые решения с необходимыми обоснованиями, схемами и планами. 4.8.1. Информация о мероприятиях по предупреждению ЧС, предусмотренных при градостроительном зонировании, должна быть отражена на следующих схемах и планах: - схема современного использования территории1), на которой показываются существующие городская черта и граница пригородной зоны и ее основных землепользований, территории транспортных и инженерных сооружений и коммуникаций, охранные зоны курортов, источников водоснабжения, санитарно-защитные зоны источников загрязнения среды, исключаемые из застройки территории и территории, неблагоприятные для застройки по природным и техногенным условиям (с указанием причин); - схема территориального развития города1), на которой показываются предлагаемые городская черта, граница пригородной зоны и другие элементы архитектурно-планировочной организации территории с выделением мест первоочередного жилищно-гражданского, производственного и коммунального строительства; - схемы использования территории города с указанием типов функционального, строительного и ландшафтного назначения планировочных районов1), кварталов2) и участков территории3) (генеральная схема градостроительного зонирования территории г.Москвы1), схема градостроительного зонирования территории административного округа2), план градостроительного зонирования территории района3)); - план районов жилой застройки с указанием численности и плотности проживающего в них населения1)2); - план зеленых насаждений и открытых пространств1)2), в том числе свободных от застройки, естественных и искусственных водоемов, лесов, парков, скверов, спортивных площадок и др. 4.8.2. Предусматриваемые мероприятия по предупреждению ЧС на транспорте отражаются на следующих схемах и планах: - схема связи автомобильной дорожной сети, железных дорог и речных путей города и пригородной зоны1), на которой показываются транспортные связи с объектами, расположенными в пригородной зоне, автомобильными и железными дорогами общей сети; - схема внешнего транспорта1)2), на которой показываются территории (с обозначением границ санитарно-защитных, охранных и других зон ограничения деятельности) и сооружения (железнодорожные пути, железнодорожные вокзалы, станции, сортировочные станции, аэропорты, речные судоходные участки, пассажирские и грузовые порты, пристани, причалы, автовокзалы, мосты, путепроводы, тоннели и др.); - план улично-дорожной сети, на которой показываются магистральные улицы общегородского значения I1)2) и II классов1)2), магистральные улицы районного значения1)2)3), улицы, дороги местного значения (в жилой застройке, в производственных и коммунальноскладских зонах)2)3), проезды в кварталах3), пересечения автомобильных дорог между собой и другими транспортными коммуникациями в разных уровнях, дублеры тоннелей, мостовых переходов и путепроводов1)2); - схема трасс и сооружений метрополитена1)2)3) с обозначением подземных и надземных участков, станций (с указанием станций, являющихся составной частью многоуровневых остановочно-пересадочных узлов), депо, входов на станции2)3) и воздухозаборных киосков2)3); - схема трасс и сооружений внеуличного и надземного рельсового общественного транспорта1)2)3); - схема размещения гаражей для автобусов, грузовых и легковых автомобилей городского транспорта, производственно-ремонтных баз уборочных машин, троллейбусных депо и трамвайных парков1)2)3) с указанием объектов, расположенных в подземной части города, а также приспособленных для специальной обработки подвижного состава; - схема размещения сборно-эвакуационных пунктов2)3), на которой показываются их радиусы сбора и основные направления вывоза (вывода) людей при ЧС техногенного и природного характера. 4.8.3. Решения по предупреждению ЧС на системах водоснабжения и канализации должны содержать следующие сведения: - план сети водоснабжения и канализации с обозначением магистральных трубопроводов, головных водозаборных и очистных сооружений, насосных станций (с указанием их мощности) городского1) и районного значения1)2), сетей водоснабжения и канализации с выделением обеспечивающих устойчивое функционирование участка территории в ЧС техногенного и природного характера3); - схему размещения подземных, поверхностных и других водоисточников хозяйственно-питьевого водоснабжения с указанием их ресурсов1) и обозначением границ санитарно-защитных и охранных зон, источников, защищенных от воздействия вредных веществ и оборудованных в соответствии с требованиями ВСН ВК4-90 "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях" (схему водоснабжения города, района, участка территории, отвечающую требованиям указанной инструкции)1)2)3); - схему размещения резервуаров питьевой воды с обозначением наземных и подземных емкостей1)2)3), подъездов автотранспорта2)3); - схему размещения пунктов раздачи воды в передвижную тару с указанием границ зон обслуживания2)3); - сведения о системах технического водоснабжения, базирующихся на хорошо защищенных водоисточниках и возможности перераспределения вод между этими системами и системами хозяйственно-питьевого водоснабжения; - сведения о наличии и местах размещения резерва передвижных дизельных электростанций для обеспечения автономного питания насосов водозаборных скважин и автоцистерн для перевозки питьевой воды; - обоснование возможности обеспечения населения минимально допустимым количеством воды питьевого качества в ЧС2)3); - схему размещения устройств аварийных выпусков сточных вод из основных городских коллекторов в реки и овраги в случае выхода из строя станций перекачки и очистных сооружений1)2). 4.8.4. Решения по предупреждению ЧС на сетях газоснабжения должны содержать следующие сведения: - схему газоснабжения города1), на которой показываются существующие и предлагаемые магистральные газопроводы и газораспределительные станции (ГРС), перемычки, байпасы, обозначаются надземные участки, указываются давление газа и диаметр труб; - план городских газовых сетей от ГРС до основных потребителей (ТЭЦ, котельных, жилых районов, промышленных предприятий)1), зданий и сооружений2)3), на котором показываются газопроводы, ГРС, газорегулирующие пункты (ГРП) и газорегулирующие установки (ГРУ), обозначаются отключающие устройства, переходы через водные преграды, железнодорожные и трамвайные пути, автомобильные дороги, надземные участки и участки, проложенные в коллекторах (в том числе проходных), байпасы, перемычки, указываются давление газа и диаметр труб; - план газопроводов сжиженных углеводородных газов (СУГ)2)3); - схему размещения кустовых баз хранения СУГ, газонаполнительных станций (ГНС) и газонаполнительных пунктов (ГНП) городского и районного значения1)2) с указанием показателей мощности по хранению и отпуску СУГ. 4.8.5. Решения по предупреждению ЧС на системах энергоснабжения должны содержать следующие сведения: - схема теплоснабжения города1), на которой показываются теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), газотурбинные установки-ТЭЦ (ГТУТЭЦ), районные тепловые станции (РТС), общегородские магистральные тепловые сети, обозначаются их надземные участки, перемычки, указываются вид, температура и давление теплоносителя, диаметр труб; - схема районных и распределительных тепловых сетей2)3) с обозначением контрольно-распределительных пунктов (КРП), центральных тепловых пунктов (ЦТП), котельных и других установок, работающих на электричестве или природном газе, мест присоединения распределительных районных магистральных сетей к общегородским сетям, резервных связей, перемычек, надземных участков труб и участков, проложенных в коллекторах (в том числе проходных), с указанием вида, температуры, давления теплоносителя и диаметра труб; - схема электроснабжения города1), на которой показываются источники электроснабжения городского значения (высоковольтные линии и преобразующие устройства сети более 110 кВ, электрические станции мощностью 600 МВт и выше), а также линии электропередач, выполняющие роль перемычек для обеспечения транзита электроэнергии в обход объектов сети, вышедших из строя; - план воздушных и кабельных линий электропередач напряжением 110 кВ и выше1)2) с обозначением электроподстанций и указанием их типа (закрытый или открытый); - сведения об обеспечении надежности электроснабжения неотключаемых в случае ЧС объектов (метрополитенов, участков электрифицированных железных дорог, объектов газо- и водоснабжения, лечебных учреждений и других) с указанием перечня таких объектов1)2)3); - схема размещения пристаней и причалов, на которых может осуществляться передача электроэнергии на берег от судовых электростанций1)2)3). 4.8.6. Решения по предупреждению ЧС на сетях радиовещания и телевидения включают: - сведения о наличии и местах размещения подвижных средств резервирования станционных устройств проводного вещания1)2); - сведения о наличии и местах размещения резервных подвижных средств оповещения сетей проводного вещания1)2); - схему линий связи проводного вещания, обеспечивающих устойчивую работу системы централизованного оповещения населения города при ЧС2)3); - схему размещения громкоговорящих средств оповещения людей2)3); - план локальных систем оповещения химически опасных, радиационно-опасных, и гидродинамически опасных объектов, с указанием границ зон действия и описанием аппаратурного оформления этих систем1)2)3); - схему размещения городских и ведомственных автоматических телефонных станций (АТС), на которой показываются кабели межшкафных связей для передачи части абонентской емкости из каждого района АТС в соседние районы, соединительные кабели от ведомственных АТС к ближайшим распределительным шкафам городской телефонной сети и обозначаются АТС, имеющие специальную аппаратуру циркулярного вызова и дистанционного управления средствами оповещения населения1)2). 4.8.7. Решения по противопожарным мероприятиям должны содержать: - схему размещения пожарных депо, на которой показываются границы зон обслуживания2)3); - схему размещения искусственных и естественных водоемов с возможностью использования воды указанных водоемов для тушения пожаров, на которой обозначается вместимость водоемов и показываются места подъездов к рекам и водоемам для забора воды пожарными машинами2)3); - план района или застройки с обозначением и экспликацией зданий, сооружений, обозначением границ и классификацией уличнодорожной сети и указанием степени огнестойкости и этажности зданий2)3); - план района или застройки с обозначением расположения водопроводной сети с возможностью использования воды для тушения пожаров и мест размещения пожарных гидрантов2)3). 4.8.8. Решения по инженерной защите территорий от опасных природных процессов включают: - план города1) или района2) с обозначением границ зон, в пределах которых новое строительство запрещено или где должны соблюдаться директивы и нормативные документы, направленные на соблюдение принципов и правил хозяйственного освоения подтапливаемых, оползнеопасных, закарстованных, подверженных эрозии территорий и территорий с техногенными грунтами повышенной сжимаемости, участков русел рек и других водоемов, подлежащих регулированию, очистке, дноуглублению, заключению в трубы; - схемы, отражающие мероприятия по инженерной защите территории от затопления, подтопления, опасных геологических процессов2)3) с обозначением берегоукрепительных сооружений, подсыпанных (намывных) территорий, дамб обвалования прибрежных участков, защищенных дренажной сетью закрытого типа и объектов с локальной защитой от подтопления; контрфорсных укрепительных сооружений, систем штольного дренажа или террасированных участков для защиты оползневых склонов; мест размещения противофильтрационных завес или перехватывающих дренажей на пути потоков грунтовых вод, участков с покрытием, уменьшающим инфильтрацию воды в грунт для защиты от карстово-суффозионных процессов, нагорных и водоотводных каналов на участках холмистого рельефа, оврагов с укрепленным ложем, участков с подсадкой древесно-кустарниковой растительности и террасированных для защиты от эрозионных процессов; участков с искусственным повышением прочности пород и т.д. 5. ЭКСПЕРТИЗА 5.1. Раздел "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" в составе градостроительной документации подлежит обязательной государственной экспертизе в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в экспертных органах МЧС России и г.Москвы: раздел концепции генерального плана и генерального плана - в Государственной экспертизе проектов МЧС России; разделы проектов планировки и проектов застройки - в экспертных органах ГУ ГОЧС г.Москвы). 5.2. Сроки проведения экспертизы в экспертных органах МЧС России принимаются в зависимости от сложности градостроительной документации, трудоемкости экспертизы и состава экспертов, привлекаемых к работам государственной экспертизы, но не должны превышать со дня приемки экспертными органами полностью укомплектованной документации: - разделов концепции генерального плана и генерального плана - 45 дней; - разделов проектов планировки и проектов застройки - 20 дней. Приложение А к Временному положению (рекомендуемое) ПЕРЕЧЕНЬ основных руководящих, нормативных и методических документов, рекомендуемых для использования при разработке мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций 1. Закон Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 11 ноября 1994 г. 2. Постановления Правительства Российской Федерации: - "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" от 01.07.1995 № 675; - "О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" от 05.11.1995 № 1113; - "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства" от 20.06.1993 № 585; - "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 13.09.1996 № 1094. 3. Закон города Москвы "О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 5 ноября 1997 г. N 46. 4. Закон города Москвы "О пожарной безопасности" от 18 декабря 1996 г. N 34. 5. Закон города Москвы "О градостроительном зонировании территории города Москвы" от 9 декабря 1998 г. N 28. 6. СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", М., 1994. 7. МГСН 1.01-98 "Временные нормы и правила проектирования планировки и застройки Москвы", М., 1997. 8. Положение о порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в Москве, М., 1995. 9. Правила организации и производства земляных и строительных работ в г.Москве, М., 1998. 10. Исходно-разрешительная документация для проектирования и строительства на территории города Москвы, М., Москомархитектура, 1997. 11. Положение о разграничении функций между органами экспертизы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Главгосэкспертизой России при проведении государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства, Приказ МЧС России от 16.03.1994 № 96. 12. Методические рекомендации по проведению государственной экспертизы раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", Приказ МЧС России от 10.06.1996 № 383. 13. Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации. 14. ВСН ВК4-90 "Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях". 15. СНиП 2.01.57-85 "Приспособление объектов коммунально-бытового назначения для санитарной обработки людей, специальной обработки одежды и подвижного состава автотранспорта". 16. СНиП 22-01-95 "Геофизика опасных природных воздействий". 17. СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления". 18. СНиП 2.01.15-90 "Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения проектирования". 19. СНиП 2.01.01-82 "Строительная климатология и геофизика". 20. СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах". 21. СНиП 11-02-96 "Инженерные изыскания для строительства. Основные положения". 22. СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы". 23. СНиП 2.05.13-90 "Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населенных пунктов". 24. СНиП 2.06.01-86 "Гидротехнические сооружения. Основные положения проектирования". 25. СН 3077-84 "Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки". 26. СанПиН 2.1.1.567-96 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". 27. СанПиН 26-05-82 "Санитарные нормы обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки". 28. СНиП 2.01.05-85 "Категории объектов по опасности". 29. СНиП 2.04.02-84* "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". 30. СНиП 2.04.03-85 "Канализация. Наружные сети и сооружения". 31. СНиП 2.04.07-86* "Тепловые сети". 32. СНиП 2.04.08-87* "Газоснабжение". 33. СНиП 2.05.02-85 "Автомобильные дороги". 34. ГОСТ Р 22.0.01-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения. 35. ГОСТ Р 22.0.02-94 БЧС. Термины и определения основных понятий. 36. ГОСТ Р 22.0.03-95 БЧС. Природные ЧС. Термины и определения. 37. ГОСТ Р 22.0.04-95 БЧС. Биолого-социальные ЧС. Термины и определения. 38. ГОСТ Р 22.0.05-95 БЧС. Техногенные ЧС. Термины и определения. 39. ГОСТ Р 22.0.06-95 БЧС. Источники природных ЧС. Поражающие факторы. Номенклатуры поражающих воздействий. 40. ГОСТ Р 22.0.07-95 БЧС. Источники техногенных ЧС. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров. 41. ГОСТ Р 22.3.01-95 БЧС. Жизнеобеспечение населения в ЧС. Основные требования. 42. ГОСТ Р 22.3.03-95 БЧС. Защита населения. Основные положения. 43. ГОСТ Р 22.0.08-95 БЧС. Техногенные ЧС. Взрывы. Термины и определения. 44. Методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими и ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте, М., Штаб ГО СССР, 1990. 45. Методическое пособие по прогнозированию и оценке химической обстановки в чрезвычайных ситуациях. - М.: ВНИИ ГОЧС, 1993. 46. Временная методика прогнозирования радиационной обстановки в случае проектных аварий, сопровождающихся выбросами в атмосферу и сбросами в водную среду радиоактивных веществ на объектах атомной энергетики. - М: В/ч 52609, 1991. 47. Сборник методик по прогнозированию возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий в РСЧС (книги 1 и 2). - М: МЧС России, 1994. Примечание: Кроме указанных в настоящем Перечне, следует руководствоваться также другими федеральными и ведомственными нормами, правилами и рекомендациями, содержащими требования по безопасности объектов и эффективности защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера. Приложение Б к Временному положению (обязательное) ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ Авария - опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определенной территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного процесса, а также нанесению ущерба окружающей природной среде (по ГОСТ 22.0.05). Архитектурно-строительный объект (АСО) - локальный объект архитектурно-строительной деятельности по микропространственной организации экологически комфортной среды в здании или сооружении и их непосредственном городском или природном окружении на конкретном земельном участке в границах, утвержденных городской или окружной администрацией. Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - осуществляемое на основании действующего законодательства рассмотрение проектной документации с целью выявления степени соответствия проектных решений требованиям обеспечения защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также последствий воздействия современных средств поражения, диверсий и террористических актов. Градостроительный объект (ГСО) - объект градостроительной деятельности по макропространственной организации экологически комфортной среды на территориях страны, ее регионов, городов и его административно-территориальных образований (округов, районов, микрорайонов, кварталов, промзон). Градостроительная документация (ГСД) - предпроектная и проектная документация градостроительного объекта (района, микрорайона, квартала). Задание на разработку предпроектной (проектной) документации - задание для проектных организаций, включающее весь комплекс основных требований заказчика, городских структур и контрольных (надзорных) органов. Защита населения - комплекс взаимоувязанных по месту, времени проведения, цели, ресурсам мероприятий РСЧС, направленных на устранение или снижение на пострадавших территориях до приемлемого уровня угрозы жизни и здоровью людей в случае реальной опасности возникновения или в условиях реализации опасных и вредных факторов стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф (по ГОСТ Р 22.0.03). Зона чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации или распространения его последствий из других районов возникла чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02). Зона вероятной чрезвычайной ситуации - территория или акватория, на которой существует или не исключена опасность возникновения чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Источник чрезвычайной ситуации - опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация (по ГОСТ Р 22.0.02). Исходно-разрешительная документация (ИРД) - изначальная документация, позволяющая заказчику заключить договор с проектной организацией на проектирование градостроительного или архитектурно-строительного объекта. Опасность в чрезвычайной ситуации - состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты народного хозяйства и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Потенциально опасный объект - объект, на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации (по ГОСТ Р 22.0.02). Предупреждение чрезвычайных ситуаций - совокупность мероприятий, проводимых органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектами, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (по ГОСТ Р 22.0.02). Промышленный объект, подлежащий декларированию безопасности - субъект предпринимательской деятельности (организация), имеющий в своем составе одно или несколько особо опасных производств, расположенных на единой площадке. Риск - сочетание частоты (или вероятности) и последствий определенного опасного события. Понятие риска всегда включает два элемента: частоту, с которой осуществляется опасное событие, и последствия этого события. Чрезвычайная ситуация - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде. Различают чрезвычайные ситуации по характеру источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные) и по масштабам (по ГОСТ Р 22.0.02). |