ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ. Приказ. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет). 21.01.00 13

        ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА
         И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ

                                ПРИКАЗ

            ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ
                    И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

                          21 января 2000 г.
                                 N 13

                                 (Д)


     В соответствии с Планом мероприятий на  1999  год  по  реализации
постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета
и Исполкома ОПАР от 20.01.99 N 2/1,  утвержденного  решением  коллегии
Росгидромета  10.02.99  N  4/5,  и  в  целях совершенствования порядка
организации,  учета и  функционирования  ведомственной  наблюдательной
сети приказываю:
     1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации, учета и
функционирования    ведомственной   наблюдательной   сети   (далее   -
Положение).
     2. Начальникам управлений  центрального  аппарата,  руководителям
учреждений, предприятий и организаций Росгидромета принять Положение к
руководству и исполнению.
     3. УРСА (В.М.  Борисенко)  направить  установленным  порядком  на
государственную регистрацию в Минюст России указанное Положение.
     4. Контроль  за  исполнением  приказа  возложить  на  заместителя
Руководителя Росгидромета С.С. Ходкина.

Руководитель Росгидромета
                                                        А.И. Бедрицкий
21 января 2000 г.
N 13

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
28 февраля 2000 г.
N 2141

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                 приказом Росгидромета
                                                от 21 января 2000 года
                                                                  N 13

                              ПОЛОЖЕНИЕ

    о порядке организации, учета и функционирования ведомственной
                         наблюдательной сети

     Настоящее Положение устанавливает порядок  организации,  учета  и
функционирования   стационарных   и   подвижных   пунктов  наблюдений,
создаваемых  министерствами  и   ведомствами   Российской   Федерации,
осуществляющими  деятельность  в области гидрометеорологии и смежных с
ней   областях   в   соответствии    с    Федеральным    законом    "О
гидрометеорологической службе" и в сотрудничестве с Росгидрометом.
     Целью установленных  Положением  требований   является   создание
экономической и эффективной ведомственной наблюдательной сети,  дающей
возможность существенно пополнить Единый государственный фонд данных о
состоянии  окружающей  природной  среды,  ее загрязнении,  обеспечение
единства  и  сопоставимости  методов  наблюдений,   непротиворечивости
информационной продукции,  а также обеспечение работ по стандартизации
и метрологическому контролю за средствами измерений.
     Требования настоящего  Положения  распространяются также на любые
иные юридические и  физические  лица,  осуществляющие  деятельность  в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях.

                         1. Основные понятия

     В целях   настоящего  Положения  применяются  следующие  основные
понятия:
     гидрометеорологическая служба     -     система     функционально
объединенных физических лиц,  а также юридических  лиц,  в  том  числе
органов  исполнительной власти,  осуществляющих деятельность в области
гидрометеорологии   и   смежных   с   ней   областях    (метеорологии,
климатологии,      агрометеорологии,      гидрологии,     океанологии,
гелиогеофизики),   мониторинг   окружающей   природной    среды,    ее
загрязнения,   в  том  числе  ионосферы  и  околоземного  космического
пространства,  предоставление  информации   о   состоянии   окружающей
природной среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях;
     наблюдательная сеть - система стационарных  и  подвижных  пунктов
наблюдений,  в том числе постов,  станций, лабораторий, центров, бюро,
обсерваторий,  предназначенных  для  наблюдений   за   физическими   и
химическими  процессами,  происходящими  в окружающей природной среде,
определения  ее  метеорологических,   климатических,   аэрологических,
гидрологических,         океанологических,         гелиогеофизических,
агрометеорологических характеристик,  а также для  определения  уровня
загрязнения атмосферного воздуха,  почв,  водных объектов, в том числе
по  гидробиологическим  показателям,   и   околоземного   космического
пространства;
     государственная наблюдательная   сеть   -   наблюдательная   сеть
специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в
области гидрометеорологии и смежных с ней областях;
     информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении
- сведения (данные),  полученные в результате  мониторинга  окружающей
природной среды, ее загрязнения;
     информационная продукция  -  полученная  в  результате  обработки
сведений   (данных)   обобщенная   информация,   предназначенная   для
распространения или реализации;
     мониторинг окружающей   природной   среды,   ее   загрязнения   -
долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной  среды,  ее
загрязнением  и  происходящими  в  ней  природными явлениями,  а также
оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения;
     подвижной пункт  наблюдений  за  состоянием  окружающей природной
среды,  ее  загрязнением  (далее  -  подвижной  пункт  наблюдений)   -
комплекс,  включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или
иное  плавательное   средство,   другое   средство   передвижения)   с
установленными на ней приборами и оборудованием,  предназначенными для
определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения;
     стационарный пункт  наблюдений за состоянием окружающей природной
среды,  ее загрязнением (далее  -  стационарный  пункт  наблюдений)  -
комплекс,  включающий  в  себя земельный участок или часть акватории с
установленными на них приборами и оборудованием,  предназначенными для
определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.*

                          2. Общие положения

     2.1. Организация  и функционирование ведомственной наблюдательной
сети осуществляется  с  соблюдением  основных  принципов  деятельности
гидрометеорологической службы:
     - репрезентативности пунктов наблюдений;
     - единства  и  сопоставимости  методов  наблюдений,  обработки  и
обобщения результатов наблюдений;
     - обеспечения  достоверности получаемых результатов и доступности
информации для пользователей.
     2.2. Ведомственные  стационарные  и  подвижные  пункты наблюдений
(далее  -  пункты  наблюдений)  осуществляют  свою   деятельность   на
основании  лицензий,  получаемых  от  Росгидромета,  и  с  соблюдением
требований  нормативных  документов,   регламентирующих   производство
наблюдений.
     2.3. Росгидромет,  его  территориальные  органы   и   организации
оказывают   ведомствам   (их   организациям)   необходимую  помощь  по
организационным,  техническим  и  методическим  вопросам   обеспечения
деятельности пунктов наблюдений на основе договоров.

       3. Порядок организации ведомственного пункта наблюдений

     3.1. Организация  ведомственного пункта наблюдений осуществляется
в соответствии с требованиями нормативных документов  Росгидромета  по
заявке  ведомства или его организации,  направляемой в Росгидромет или
его территориальный орган (организацию). В заявке указываются:
     - целью  создания  пункта  наблюдений,  предполагаемый период его
функционирования;
     - район размещения;
     - виды проводимых наблюдений;
     - методы и программные средства обработки результатов наблюдений;
     - наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной связи;
     Заявка направляется    после   решения   ведомством   вопроса   о
предоставлении земельного участка,  акватории для  организации  пункта
наблюдений    в    соответствии   с   земельным,   водным   и   лесным
законодательствами Российской Федерации и по согласованию  с  органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     3.2. При положительном решении Росгидрометом вопроса  о  создании
пункта  наблюдений  ведомство  или  его  организация  согласовывает  с
Росгидрометом   или   его   территориальным   органом   (организацией)
обязанности сторон.
     Согласованию с  Росгидрометом  или  его  территориальным  органом
(организацией) подлежат следующие вопросы:
     - вид пункта наблюдений;
     - место размещения пункта наблюдений на местности;
     - программа наблюдений;
     - методы и программные средства обработки результатов наблюдений;
     - перечень  необходимых  приборов  и   оборудования,   бланкового
материала, технической литературы;
     - способ определения высоты "нуля" барометра над уровнем моря;
     - способ  передачи  результатов  наблюдений  и другой оперативной
информации;
     - способ   и   сроки   передачи   режимной  информации  в  Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении;
     - предполагаемый срок начала функционирования пункта наблюдений;
     3.3. Для  каждого  открываемого  пункта  наблюдений  составляется
Техническое дело,  один экземпляр которого  хранится  в  делах  пункта
наблюдений,   второй   -   в   территориальном   органе  (организации)
Росгидромета.
     3.4. Для    обеспечения   функционирования   пунктов   наблюдений
ведомству (или его организации) необходимо:
     - оформлять документацию на открытие пунктов наблюдений;
     - получать  от  Росгидромета   лицензии   на   право   выполнения
наблюдений на вновь открываемых и действующих пунктах наблюдений;
     - обеспечивать обработку результатов наблюдений в соответствии  с
согласованными методами и программными средствами обработки;
     - обеспечивать   передачу   результатов   наблюдений   в   Единый
государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее
загрязнении в порядке, согласованном с соответствующим территориальным
органом (организацией) Росгидромета.
     - комплектовать  штаты  пунктов  наблюдений  в   соответствии   с
согласованной программой наблюдений и работ;
     3.5. Ведомство (или его организация) может:
     - изменять  при  необходимости программу работ пунктов наблюдений
по   согласованию   с    соответствующим    территориальным    органом
(организацией) Росгидромета;
     - закрывать пункты наблюдений по согласованию с  территориальными
органами (организациями) Росгидромета;
     - передавать результаты наблюдений заинтересованным  потребителям
на  договорной  основе с указанием в договоре номера лицензии на право
осуществления лицензируемого вида деятельности;
     3.6. Действия   Росгидромета,  связанные  с  оказанием  помощи  в
организации  и  обеспечении  функционирования  ведомственных   пунктов
наблюдений,   согласовываются   ведомствами  или  их  организациями  с
Росгидрометом или  его  территориальными  органами  (организациями)  и
включают в себя:
     - оказание ведомствам (его  организациям)  необходимой  помощи  в
организации пунктов наблюдений в соответствии с требованиями раздела 3
настоящего Положения;
     - предоставление  необходимых  консультаций  и обеспечение помощи
при  проведении  работ  по   размещению   и   установке   приборов   и
оборудования;
     - обеспечение  обучения  и  стажировки  персонала   ведомственной
наблюдательной сети;
     - оказание    помощи    по    вопросам    методики    наблюдений,
метрологического обеспечения и ремонта приборов и оборудования;
     - обеспечение экспертизы результатов наблюдений;
     - ведение учета ведомственных пунктов наблюдений.
     3.7. Росгидромет может:
     - получать результаты наблюдений ведомственного пункта наблюдений
и публиковать их  в  изданиях  территориального  органа  (организации)
Росгидромета в установленном порядке;
     - привлекать ведомственный  пункт  наблюдений  к  наблюдениям  за
стихийными  гидрометеорологическими  явлениями,  а  также проводить на
указанном  пункте  при  необходимости  свои  наблюдения  на   условиях
договоренности;
     - выбраковывать  результаты  наблюдений   ведомственного   пункта
наблюдений с оповещением об этом ведомственной организации;
     - переводить при необходимости ведомственный пункт  наблюдений  в
случае его закрытия ведомством в состав государственной наблюдательной
сети  в   порядке,   предусмотренном   действующим   законодательством
Российской Федерации;
     - передавать  пункты  наблюдений,  входящие   в   государственную
наблюдательную  сеть,  ведомству  с  решением  имущественных отношений
между  Росгидрометом   и   ведомством   в   порядке,   предусмотренном
законодательством Российской Федерации.

               4. Учет ведомственных пунктов наблюдений

     4.1. Учет  ведомственных пунктов наблюдений ведут территориальные
органы  (организации)  Росгидромета,  ВНИИГМИ-МЦД  и   соответствующие
научно-исследовательские учреждения Росгидромета.
     4.2. При  открытии   новых   ведомственных   пунктов   наблюдений
территориальные   органы   (организации)   Росгидромета  направляют  в
Росгидромет   и   ВНИИГМИ-МЦД   регистрационное    свидетельство    по
установленной  форме,  а  о  дате  начала  функционирования  - краткое
телеграфное оповещение.
     4.3. При  принятии решения о закрытии или переводе ведомственного
пункта  наблюдений  в  состав  государственной   наблюдательной   сети
территориальный   орган   (организация)   Росгидромета   направляет  в
Росгидромет  и  ВНИИГМИ-МЦД  информацию  в  ежеквартальном  отчете  об
изменениях в составе наблюдательной сети и вида проводимых наблюдений.
--------------------------------
     * Из  Федерального  закона  от  19  июля  1998  года  N 113-ФЗ "О
гидрометеорологической службе" (Собрание  законодательства  Российской
Федерации, 1998, N 30, ст.3609).