ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ, УЧЕТА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВЕДОМСТВЕННОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОЙ СЕТИ ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И МОНИТОРИНГУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 21 января 2000 г. N 13 (Д) В соответствии с Планом мероприятий на 1999 год по реализации постановления совместного расширенного заседания коллегии Росгидромета и Исполкома ОПАР от 20.01.99 N 2/1, утвержденного решением коллегии Росгидромета 10.02.99 N 4/5, и в целях совершенствования порядка организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети (далее - Положение). 2. Начальникам управлений центрального аппарата, руководителям учреждений, предприятий и организаций Росгидромета принять Положение к руководству и исполнению. 3. УРСА (В.М. Борисенко) направить установленным порядком на государственную регистрацию в Минюст России указанное Положение. 4. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Руководителя Росгидромета С.С. Ходкина. Руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий 21 января 2000 г. N 13 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 28 февраля 2000 г. N 2141 УТВЕРЖДЕНО приказом Росгидромета от 21 января 2000 года N 13 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации, учета и функционирования ведомственной наблюдательной сети Настоящее Положение устанавливает порядок организации, учета и функционирования стационарных и подвижных пунктов наблюдений, создаваемых министерствами и ведомствами Российской Федерации, осуществляющими деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в соответствии с Федеральным законом "О гидрометеорологической службе" и в сотрудничестве с Росгидрометом. Целью установленных Положением требований является создание экономической и эффективной ведомственной наблюдательной сети, дающей возможность существенно пополнить Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, обеспечение единства и сопоставимости методов наблюдений, непротиворечивости информационной продукции, а также обеспечение работ по стандартизации и метрологическому контролю за средствами измерений. Требования настоящего Положения распространяются также на любые иные юридические и физические лица, осуществляющие деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях. 1. Основные понятия В целях настоящего Положения применяются следующие основные понятия: гидрометеорологическая служба - система функционально объединенных физических лиц, а также юридических лиц, в том числе органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (метеорологии, климатологии, агрометеорологии, гидрологии, океанологии, гелиогеофизики), мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения, в том числе ионосферы и околоземного космического пространства, предоставление информации о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении, об опасных природных явлениях; наблюдательная сеть - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий, предназначенных для наблюдений за физическими и химическими процессами, происходящими в окружающей природной среде, определения ее метеорологических, климатических, аэрологических, гидрологических, океанологических, гелиогеофизических, агрометеорологических характеристик, а также для определения уровня загрязнения атмосферного воздуха, почв, водных объектов, в том числе по гидробиологическим показателям, и околоземного космического пространства; государственная наблюдательная сеть - наблюдательная сеть специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; информация о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении - сведения (данные), полученные в результате мониторинга окружающей природной среды, ее загрязнения; информационная продукция - полученная в результате обработки сведений (данных) обобщенная информация, предназначенная для распространения или реализации; мониторинг окружающей природной среды, ее загрязнения - долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения; подвижной пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - подвижной пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя платформу (летательный аппарат, судно или иное плавательное средство, другое средство передвижения) с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения; стационарный пункт наблюдений за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением (далее - стационарный пункт наблюдений) - комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей природной среды, ее загрязнения.* 2. Общие положения 2.1. Организация и функционирование ведомственной наблюдательной сети осуществляется с соблюдением основных принципов деятельности гидрометеорологической службы: - репрезентативности пунктов наблюдений; - единства и сопоставимости методов наблюдений, обработки и обобщения результатов наблюдений; - обеспечения достоверности получаемых результатов и доступности информации для пользователей. 2.2. Ведомственные стационарные и подвижные пункты наблюдений (далее - пункты наблюдений) осуществляют свою деятельность на основании лицензий, получаемых от Росгидромета, и с соблюдением требований нормативных документов, регламентирующих производство наблюдений. 2.3. Росгидромет, его территориальные органы и организации оказывают ведомствам (их организациям) необходимую помощь по организационным, техническим и методическим вопросам обеспечения деятельности пунктов наблюдений на основе договоров. 3. Порядок организации ведомственного пункта наблюдений 3.1. Организация ведомственного пункта наблюдений осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов Росгидромета по заявке ведомства или его организации, направляемой в Росгидромет или его территориальный орган (организацию). В заявке указываются: - целью создания пункта наблюдений, предполагаемый период его функционирования; - район размещения; - виды проводимых наблюдений; - методы и программные средства обработки результатов наблюдений; - наличие служебных помещений, вид планируемой оперативной связи; Заявка направляется после решения ведомством вопроса о предоставлении земельного участка, акватории для организации пункта наблюдений в соответствии с земельным, водным и лесным законодательствами Российской Федерации и по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 3.2. При положительном решении Росгидрометом вопроса о создании пункта наблюдений ведомство или его организация согласовывает с Росгидрометом или его территориальным органом (организацией) обязанности сторон. Согласованию с Росгидрометом или его территориальным органом (организацией) подлежат следующие вопросы: - вид пункта наблюдений; - место размещения пункта наблюдений на местности; - программа наблюдений; - методы и программные средства обработки результатов наблюдений; - перечень необходимых приборов и оборудования, бланкового материала, технической литературы; - способ определения высоты "нуля" барометра над уровнем моря; - способ передачи результатов наблюдений и другой оперативной информации; - способ и сроки передачи режимной информации в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении; - предполагаемый срок начала функционирования пункта наблюдений; 3.3. Для каждого открываемого пункта наблюдений составляется Техническое дело, один экземпляр которого хранится в делах пункта наблюдений, второй - в территориальном органе (организации) Росгидромета. 3.4. Для обеспечения функционирования пунктов наблюдений ведомству (или его организации) необходимо: - оформлять документацию на открытие пунктов наблюдений; - получать от Росгидромета лицензии на право выполнения наблюдений на вновь открываемых и действующих пунктах наблюдений; - обеспечивать обработку результатов наблюдений в соответствии с согласованными методами и программными средствами обработки; - обеспечивать передачу результатов наблюдений в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды, ее загрязнении в порядке, согласованном с соответствующим территориальным органом (организацией) Росгидромета. - комплектовать штаты пунктов наблюдений в соответствии с согласованной программой наблюдений и работ; 3.5. Ведомство (или его организация) может: - изменять при необходимости программу работ пунктов наблюдений по согласованию с соответствующим территориальным органом (организацией) Росгидромета; - закрывать пункты наблюдений по согласованию с территориальными органами (организациями) Росгидромета; - передавать результаты наблюдений заинтересованным потребителям на договорной основе с указанием в договоре номера лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности; 3.6. Действия Росгидромета, связанные с оказанием помощи в организации и обеспечении функционирования ведомственных пунктов наблюдений, согласовываются ведомствами или их организациями с Росгидрометом или его территориальными органами (организациями) и включают в себя: - оказание ведомствам (его организациям) необходимой помощи в организации пунктов наблюдений в соответствии с требованиями раздела 3 настоящего Положения; - предоставление необходимых консультаций и обеспечение помощи при проведении работ по размещению и установке приборов и оборудования; - обеспечение обучения и стажировки персонала ведомственной наблюдательной сети; - оказание помощи по вопросам методики наблюдений, метрологического обеспечения и ремонта приборов и оборудования; - обеспечение экспертизы результатов наблюдений; - ведение учета ведомственных пунктов наблюдений. 3.7. Росгидромет может: - получать результаты наблюдений ведомственного пункта наблюдений и публиковать их в изданиях территориального органа (организации) Росгидромета в установленном порядке; - привлекать ведомственный пункт наблюдений к наблюдениям за стихийными гидрометеорологическими явлениями, а также проводить на указанном пункте при необходимости свои наблюдения на условиях договоренности; - выбраковывать результаты наблюдений ведомственного пункта наблюдений с оповещением об этом ведомственной организации; - переводить при необходимости ведомственный пункт наблюдений в случае его закрытия ведомством в состав государственной наблюдательной сети в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации; - передавать пункты наблюдений, входящие в государственную наблюдательную сеть, ведомству с решением имущественных отношений между Росгидрометом и ведомством в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 4. Учет ведомственных пунктов наблюдений 4.1. Учет ведомственных пунктов наблюдений ведут территориальные органы (организации) Росгидромета, ВНИИГМИ-МЦД и соответствующие научно-исследовательские учреждения Росгидромета. 4.2. При открытии новых ведомственных пунктов наблюдений территориальные органы (организации) Росгидромета направляют в Росгидромет и ВНИИГМИ-МЦД регистрационное свидетельство по установленной форме, а о дате начала функционирования - краткое телеграфное оповещение. 4.3. При принятии решения о закрытии или переводе ведомственного пункта наблюдений в состав государственной наблюдательной сети территориальный орган (организация) Росгидромета направляет в Росгидромет и ВНИИГМИ-МЦД информацию в ежеквартальном отчете об изменениях в составе наблюдательной сети и вида проводимых наблюдений. -------------------------------- * Из Федерального закона от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3609). |