ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ МАРШАКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ЗАХАРОВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "О ТОРГОВЛЕ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" И ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОБ АТТЕС. Определение. Конституционный Суд РФ. 13.01.00 8-О

        ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ МАРШАКОВОЙ ЕКАТЕРИНЫ ЗАХАРОВНЫ НА
    НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ СТАТЬЕЙ 10 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ
     МОРДОВИЯ "О ТОРГОВЛЕ И ОКАЗАНИИ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ
        МОРДОВИЯ"  И  ПОСТАНОВЛЕНИЯМИ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
       МОРДОВИЯ "ОБ АТТЕСТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ
          ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ" И
       "ОБ АТТЕСТАЦИИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В СФЕРЕ РОЗНИЧНОЙ
        ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ"
                                                                               
                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          13 января 2000 г.
                                N 8-О

                                (НТЦС)


     город Москва                               13 января 2000 года

     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,    судей    Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,    Ю.М.Данилова,
Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,  В.Д.Зорькина,  А.Л.Кононова,   В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой,     Ю.Д.Рудкина,     Н.В.Селезнева,    В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи  Ю.Д.Рудкина,
проводившего на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное
изучение жалобы гражданки Е.З.Маршаковой,

                              установил:

     1. В     жалобе     гражданки     Е.З.Маршаковой     оспаривается
конституционность  статьи  10  Закона Республики Мордовия от 27 ноября
1995  года  "О  торговле  и  оказании  услуг  населению  в  Республике
Мордовия",    устанавливающей,   что   все   хозяйствующие   субъекты,
осуществляющие на территории Республики Мордовия свою  деятельность  в
сфере  торговли,  подлежат  аттестации,  за проведение которой обязаны
уплатить аттестационный сбор,  зачисляемый в местный бюджет,  а  также
постановлений  Правительства  Республики  Мордовия от 28 сентября 1995
года N 285 "Об аттестации  хозяйствующих  субъектов  в  сфере  оптовой
торговли  товарами  народного потребления" и от 12 мая 1996 года N 238
"Об аттестации хозяйствующих  субъектов  в  сфере  розничной  торговли
товарами  народного  потребления  на  территории Республики Мордовия",
определяющих  размер  аттестационного  сбора  и   порядок   проведения
аттестации.
     По мнению заявительницы,  установление запрета для  хозяйствующих
субъектов    осуществлять    деятельность   в   сфере   торговли   без
аттестационного  свидетельства  ограничивает   ее   право   заниматься
предпринимательской  деятельностью,  что  противоречит статьям 34 и 55
Конституции  Российской  Федерации,  а  введение  не   предусмотренных
федеральными  законами сборов за проведение аттестации нарушает статью
57 Конституции Российской Федерации.
     2. Согласно ГК Российской Федерации граждане,  зарегистрированные
в качестве индивидуального предпринимателя,  вправе заниматься  любыми
видами деятельности,  не запрещенными законом; при этом отдельные виды
деятельности они могут осуществлять только на  основании  специального
разрешения  -  лицензии  (пункты 1 и 3 статьи 23 и пункт 1 статьи 49).
Перечень таких видов деятельности определен Федеральным законом от  25
сентября 1998 года "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     По смыслу же статьи 10 Закона Республики Мордовия "О  торговле  и
оказании услуг населению в Республике Мордовия", все виды деятельности
в сфере торговли  осуществляются  лишь  при  наличии  соответствующего
свидетельства  об  аттестации.  Это подтверждается и пунктом "а" части
второй статьи 23 того  же  Закона,  согласно  которой  Государственное
Собрание  и  Правительство  Республики  Мордовия  вправе  запрещать  и
пресекать деятельность,  осуществляемую  с  нарушением  установленного
порядка аттестации. Положением об аттестации хозяйствующих субъектов в
сфере розничной торговли товарами народного потребления,  утвержденным
постановлением   Правительства   Республики  Мордовия  "Об  аттестации
хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами  народного
потребления   на   территории   Республики   Мордовия",  осуществление
деятельности  в  сфере  торговли  без  свидетельства   об   аттестации
запрещается и рассматривается как нарушение правил торговли,  влекущее
соответствующую ответственность (пункт 4).
     Введение аттестации хозяйствующих субъектов,  осуществляющих свою
деятельность  в  сфере  торговли,  соответствует   целям   и   порядку
проведения  лицензирования,  как они определены Федеральным законом "О
лицензировании отдельных видов деятельности". Следовательно, статья 10
Закона  Республики  Мордовия  "О торговле и оказании услуг населению в
Республике Мордовия", по сути, закрепляет скрытую форму лицензирования
всей   торговой  деятельности  на  территории  Республики  Мордовия  и
расширяет перечень видов  деятельности,  подлежащих  лицензированию  и
оплате   лицензионным   сбором,  установленный  названным  Федеральным
законом,  а предусмотренный ею аттестационный сбор по своему правовому
содержанию   представляет   собой   обязательный  взнос,  взимаемый  с
организаций и  физических  лиц,  уплата  которого  является  одним  из
условий  выдачи разрешения на осуществление торговой деятельности,  т.
е. сбор в понимании статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации.
     Между тем определение видов предпринимательской деятельности,  на
осуществление которой требуется  лицензия,  как  относящееся  к  сфере
гражданского  законодательства,  составляет  согласно статье 71 (пункт
"о")   Конституции   Российской   Федерации   исключительное   ведение
Российской Федерации, а установление общих принципов налогообложения и
сборов находится  в  совместном  ведении  Российской  Федерации  и  ее
субъектов  (статья  72,  пункт  "и"  части  1,  Конституции Российской
Федерации).
     Вопросы о  полномочиях  субъектов  Российской  Федерации  в сфере
регулирования гражданских  правоотношений  и  установления  налогов  и
сборов   уже   были   предметом   рассмотрения  Конституционного  Суда
Российской Федерации.  Так,  в постановлении от 4 марта 1997  года  по
делу  о  проверке  конституционности  статьи  3 Федерального закона "О
рекламе" Конституционным  Судом  Российской  Федерации  сформулирована
правовая  позиция,  согласно  которой правовое регулирование вопросов,
относящихся  к   общефедеральному   законодательству,   иными   видами
законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров,
услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что
несовместимо   с   обязанностью   государства   гарантировать   единое
экономическое пространство.  В постановлении от 21 марта 1997 года  по
делу  о  проверке  конституционности положений абзаца второго пункта 2
статьи  18  и  статьи  20  Закона  Российской  Федерации  "Об  основах
налоговой   системы   в   Российской  Федерации"  Конституционный  Суд
Российской Федерации указал,  что  субъекты  Российской  Федерации  не
могут   вводить   налоги  и  сборы,  не  предусмотренные  федеральными
законами.  Этот вывод подтвержден в определении Конституционного  Суда
Российской  Федерации  от  5  февраля 1998 года по запросам Ленинского
районного суда города Оренбурга и Центрального районного  суда  города
Кемерово  о  проверке  конституционности  статьи  21 Закона Российской
Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
     Правовые позиции,     изложенные     в     названных     решениях
Конституционного Суда Российской  Федерации,  сохраняющие  свою  силу,
распространяются  на  законы  субъектов  Российской Федерации в сферах
гражданского   законодательства   и    налогообложения    и    сборов.
Следовательно,   в   силу   части   второй   статьи   87  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
статья  10  Закона  Республики  Мордовия  "О торговле и оказании услуг
населению в Республике Мордовия",  как содержащая такие же  положения,
какие  были  признаны  Конституционным  Судом  Российской Федерации не
соответствующими Конституции Российской Федерации,  подлежит отмене  и
не  может применяться судами,  другими органами и должностными лицами.
То же относится к принятым в развитие данной статьи и конкретизирующим
ее   подзаконным   актам  -  постановлениям  Правительства  Республики
Мордовия.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 3 части первой
статьи  43,  частью  первой  статьи  79  и  частью  второй  статьи  87
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

                              определил:

     1. Статья 10 Закона Республики Мордовия "О  торговле  и  оказании
услуг населению в Республике Мордовия" и принятые в соответствии с ней
постановления Правительства Мордовия от 28 сентября 1995  года  N  285
"Об  аттестации  хозяйствующих  субъектов  в  сфере  оптовой  торговли
товарами народного потребления" и от  12  мая  1996  года  N  238  "Об
аттестации хозяйствующих субъектов в сфере розничной торговли товарами
народного  потребления  на  территории   Республики   Мордовия",   как
содержащие такие же положения,  какие постановлениями Конституционного
Суда Российской Федерации от 4 марта 1997  года  по  делу  о  проверке
конституционности  статьи  3  Федерального  закона "О рекламе" и от 21
марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений  абзаца
второго пункта 2 статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об
основах  налоговой  системы  в  Российской  Федерации"   признаны   не
соответствующими  Конституции Российской Федерации,  подлежат отмене в
установленном порядке и не могут применяться судами,  другими органами
и должностными лицами.
     2. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Маршаковой
Екатерины  Захаровны,  поскольку по предмету обращения Конституционным
Судом Российской Федерации  приняты  постановления,  сохраняющие  свою
силу.
     3. Определение по данной жалобе  окончательно  и  обжалованию  не
подлежит.
     4. Настоящее  Определение  подлежит  опубликованию  в   "Собрании
законодательства  Российской Федерации",  официальных изданиях органов
государственной  власти  Республики  Мордовия,   а   также   "Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации".


Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                            М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                          Н.В.Селезнев