О НЕВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА УСКОРЕННОЙ АМОРТИЗАЦИИ ПРИ РЕШЕНИИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ "ПРОБЛЕМЫ 2000"). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 25.01.00 16-00-19-01


                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          25 января 2000 г.
                            N 16-00-19-01

                              (ББ 00-13)








     Министерством финансов   Российской  Федерации  рассмотрено  Ваше
письмо и письмо Ассоциации российских банков по вопросам,  возникшим в
связи с выполнением работ по "Проблеме 2000", и сообщается следующее.
     Положением по  ведению  бухгалтерского  учета   и   бухгалтерской
отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г.  N 34н
(определяет порядок  организации  и   ведения   бухгалтерского   учета
юридическими лицами за исключением кредитных организаций), установлен,
в частности,  порядок погашения стоимости  объектов  основных  средств
путем начисления    амортизации   в   течение   срока   их   полезного
использования, по объектам нематериальных активов -  путем  начисления
амортизации в течение установленного срока их полезного использования.
При этом   следует   отметить,    что    указанным    Положением    не
предусматривается изменение  срока полезного использования находящихся
в эксплуатации и вновь принятых к бухгалтерскому учету после  01.01.99
г. объектов основных средств и нематериальных активов.
     Механизм применения     ускоренной     амортизации     установлен
постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967
"Об использовании  механизма  ускоренной  амортизации   и   переоценке
основных фондов".
     В соответствии  с  вышеприведенным  постановлением  Правительства
Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 в целях создания условий для
развития высокотехнологичных   отраслей    экономики    и    внедрения
эффективных машин  и  оборудования  предоставлено  право  организациям
применять механизм    ускоренной    амортизации     активной     части
производственных основных средств.
     При этом перечень эффективных  видов  машин  и  оборудования,  по
которым может    применяться    механизм    ускоренной    амортизации,
устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
     Вышеуказанным Положением   по   ведению  бухгалтерского  учета  и
бухгалтерской отчетности определен  порядок  отнесения  на  финансовые
результаты у   коммерческой   организации   результатов,  связанных  с
выбытием имущества (основных средств и т.п.).
     Кредитные организации, по мнению Министерства финансов Российской
Федерации, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на  суммы  затрат,
связанных с  "Проблемой  2000",  если  названные затраты носят текущий
(некапитальный) характер и входят  в  состав  расходов,  включаемых  в
себестоимость   банковских  услуг,  в  соответствии  с  Положением  об
особенностях определения налогооблагаемой базы для  уплаты  налога  на
прибыль банками   и  другими  кредитными  организациями,  утвержденным
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  16.05.94   г.
N 490.
     Расходы кредитных организаций по "Проблеме 2000",  осуществляемые
за счет  капитальных вложений,  в соответствии с действующим налоговым
законодательством не уменьшают  налогооблагаемую  базу  по  налогу  на
прибыль и   не   относятся   на   себестоимость  банковских  услуг,  а
осуществляются кредитными организациями за счет собственных средств  и
списываются на затраты через износ.
     Предложение Ассоциации российских банков о применении  кредитными
организациями для  целей  налогообложения  прибыли положений п.5 Указа
Президента Российской Федерации от 08.05.96  г.  N  685  "Об  основных
направлениях налоговой  реформы  в  Российской  Федерации  и  мерах по
укреплению налоговой и  платежной  дисциплины"  в  частности  введения
нового порядка  расчета  амортизационных  отчислений  для компьютерной
техники, информационных  систем  и  систем  обработки   данных,   т.е.
отнесения указанных  основных  средств  во  вторую категорию,  годовые
нормы амортизации для которой предлагалось установить в  размере  25%,
не может быть реализовано по следующим причинам:
     - предусмотренные в  п.5  Указа  нормы  амортизации  недостаточно
дифференцированы по   группам   основных   средств   -  предполагается
выделение лишь трех основных категорий, что явно недостаточно;
     - предлагаемое  увеличение  норм амортизации в 2-2,5 раза привело
бы к значительному снижению налогооблагаемой прибыли и как следствие -
к значительным  потерям  бюджета.  Ежегодными федеральными законами "О
федеральном бюджете"  потери  доходов  от  изменения   амортизационной
политики не предусматривались;
     - для реализации п.5 названного Указа не был  разработан  порядок
его применения.
     Все эти вместе взятые  факторы  сделали  практически  невозможным
реализацию на практике положений п.5 Указа.
     Кроме того,  в настоящее время Министерством финансов  Российской
Федерации перерабатывается  проект  второй  части  налогового  кодекса
Российской Федерации,  в  котором   основные   принципы   формирования
налогооблагаемой базы  для  исчисления  налога  на прибыль существенно
отличаются от  положений  Указа  Президента  Российской  Федерации  от
08.05.96 г. N 685.
     Учитывая это,   Министерство   финансов   Российской   Федерации,
Министерство Российской  Федерации  по налогам и сборам,  Министерство
экономики Российской  Федерации,   Министерство   юстиции   Российской
Федерации и   Российское   статистическое   агентство   обратились   в
Правительство Российской  Федерации  с   проектом   указа   Президента
Российской Федерации   "О   внесении   изменений   в  Указ  Президента
Российской Федерации от 08.05.96 г.  N 685" (письмо Минфина России  от
30.12.99 г.   N  01-02-01/04-5575),  которым  фактически  предлагается
отменить действие пп.3, 5, 7 и 10 Указа.
     Учитывая изложенное,  предложение  Ассоциации российских банков о
применении для целей налогообложения прибыли  при  решении  кредитными
организациями "Проблемы   2000"   механизма   ускоренной  амортизации,
предусмотренного п.5 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96
г. N 685, не может быть поддержано.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
                                                           М.А.Моторин