ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 января 2000 г. N 16-00-19-01 (ББ 00-13) Министерством финансов Российской Федерации рассмотрено Ваше письмо и письмо Ассоциации российских банков по вопросам, возникшим в связи с выполнением работ по "Проблеме 2000", и сообщается следующее. Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным приказом Минфина России от 29.07.98 г. N 34н (определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета юридическими лицами за исключением кредитных организаций), установлен, в частности, порядок погашения стоимости объектов основных средств путем начисления амортизации в течение срока их полезного использования, по объектам нематериальных активов - путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. При этом следует отметить, что указанным Положением не предусматривается изменение срока полезного использования находящихся в эксплуатации и вновь принятых к бухгалтерскому учету после 01.01.99 г. объектов основных средств и нематериальных активов. Механизм применения ускоренной амортизации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов". В соответствии с вышеприведенным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.94 г. N 967 в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования предоставлено право организациям применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных основных средств. При этом перечень эффективных видов машин и оборудования, по которым может применяться механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти. Вышеуказанным Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определен порядок отнесения на финансовые результаты у коммерческой организации результатов, связанных с выбытием имущества (основных средств и т.п.). Кредитные организации, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы затрат, связанных с "Проблемой 2000", если названные затраты носят текущий (некапитальный) характер и входят в состав расходов, включаемых в себестоимость банковских услуг, в соответствии с Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 г. N 490. Расходы кредитных организаций по "Проблеме 2000", осуществляемые за счет капитальных вложений, в соответствии с действующим налоговым законодательством не уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль и не относятся на себестоимость банковских услуг, а осуществляются кредитными организациями за счет собственных средств и списываются на затраты через износ. Предложение Ассоциации российских банков о применении кредитными организациями для целей налогообложения прибыли положений п.5 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. N 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" в частности введения нового порядка расчета амортизационных отчислений для компьютерной техники, информационных систем и систем обработки данных, т.е. отнесения указанных основных средств во вторую категорию, годовые нормы амортизации для которой предлагалось установить в размере 25%, не может быть реализовано по следующим причинам: - предусмотренные в п.5 Указа нормы амортизации недостаточно дифференцированы по группам основных средств - предполагается выделение лишь трех основных категорий, что явно недостаточно; - предлагаемое увеличение норм амортизации в 2-2,5 раза привело бы к значительному снижению налогооблагаемой прибыли и как следствие - к значительным потерям бюджета. Ежегодными федеральными законами "О федеральном бюджете" потери доходов от изменения амортизационной политики не предусматривались; - для реализации п.5 названного Указа не был разработан порядок его применения. Все эти вместе взятые факторы сделали практически невозможным реализацию на практике положений п.5 Указа. Кроме того, в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации перерабатывается проект второй части налогового кодекса Российской Федерации, в котором основные принципы формирования налогооблагаемой базы для исчисления налога на прибыль существенно отличаются от положений Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. N 685. Учитывая это, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации и Российское статистическое агентство обратились в Правительство Российской Федерации с проектом указа Президента Российской Федерации "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. N 685" (письмо Минфина России от 30.12.99 г. N 01-02-01/04-5575), которым фактически предлагается отменить действие пп.3, 5, 7 и 10 Указа. Учитывая изложенное, предложение Ассоциации российских банков о применении для целей налогообложения прибыли при решении кредитными организациями "Проблемы 2000" механизма ускоренной амортизации, предусмотренного п.5 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.96 г. N 685, не может быть поддержано. Заместитель Министра финансов Российской Федерации М.А.Моторин |