ПО ЗАПРОСУ ПИТКЯРАНТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ". Определение. Конституционный Суд РФ. 03.02.00 22-О

    ПО ЗАПРОСУ ПИТКЯРАНТСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ О
       ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 26 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
      "О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          3 февраля 2000 г.
                                N 22-О

                                (НТЦС)


     город Москва                               3 февраля 2000 года

     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,    судей    Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,    Ю.М.Данилова,
Л.М.Жарковой,  В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой,
Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,  В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова,
В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи  Ю.Д.Рудкина,
проводившего на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное
изучение запроса Питкярантского городского суда Республики Карелия,

                              установил:

     1. В  производстве  Питкярантского  городского  суда   Республики
Карелия  находится  дело  по  иску гражданки Н.А.Кравец к акционерному
коммерческому банку "СБС-АГРО" о взыскании ее вклада  и  процентов  по
нему. В ходе рассмотрения дела суд установил, что 1 сентября 1998 года
Н.А.Кравец заключила с Карельским региональным филиалом АКБ "СБС-АГРО"
срочный  договор  банковского  вклада  на один год.  В нарушение этого
договора банк дважды (6 и 17 сентября 1999 года) отказал  вкладчице  в
выдаче денег,  уведомив ее, что приказами Банка России от 16 августа и
15 сентября 1999 года,  изданными на основании статьи 26  Федерального
закона  "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций",  на
его обязательства перед кредиторами  наложен  мораторий  и  что  с  16
августа   1999   года   по  вкладу  Н.А.Кравец  прекращено  начисление
процентов.
     Придя к  выводу  о  том,  что при регулировании спорных отношений
имеют место противоречия между  положениями  ГК  Российской  Федерации
(статьи  837  и  839),  устанавливающими  обязанность банка по первому
требованию вкладчика выдать ему сумму вклада с начисленными процентами
и  начислять проценты на вклад со дня его поступления до дня возврата,
и статьей 26 Федерального закона  "О  несостоятельности  (банкротстве)
кредитных  организаций",  суд  приостановил  производство  по  делу  и
обратился в Конституционный Суд Российской  Федерации  с  запросом,  в
котором   утверждает,   что  данная  статья  противоречит  Конституции
Российской Федерации, ее статьям 8, 34, 35 и 55.
     2. Заявитель   просит   проверить   конституционность  статьи  26
Федерального  закона  "О  несостоятельности  (банкротстве)   кредитных
организаций"  в  целом.  Однако  как  из  самого  запроса,  так  и  из
определения об отложении производства по делу в связи с  обращением  в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации следует,  что применению в
конкретном деле подлежат лишь ее  положения,  предусматривающие  право
Центрального  банка  Российской  Федерации при наличии предусмотренных
названным Законом оснований вводить мораторий (на срок не  более  трех
месяцев),  в  течение  которого  коммерческий  банк  освобождается  от
обязательств по выдаче вкладов и по начислению процентов на вклады,  а
также по взысканию с него неустоек и иных финансовых санкций.
     Следовательно, в отношении иных  положений  оспариваемой  статьи,
как не подлежащих применению в рассматриваемом Питкярантским городским
судом Республики Карелия конкретном деле, запрос не может быть признан
допустимым  в  силу статьи 102 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
     3. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных
организаций",  в  том  числе  положения   его   статьи   26,   призван
регулировать деятельность таких банков, которые находятся на грани или
в процессе банкротства и  тем  самым  создают  угрозу  нарушения  прав
значительного  числа  граждан-вкладчиков и иных своих кредиторов.  Его
действие не распространяется на отношения "банк - вкладчик", если банк
работает   стабильно,  исправно  исполняет  свои  обязательства  перед
клиентами и бюджетом и к нему нет претензий со стороны контролирующего
его работу Центрального банка Российской Федерации.
     Конституционный Суд   Российской   Федерации   в    ряде    своих
определений,  в  частности  от  8 октября 1999 года N 160-О по жалобам
граждан О.Д.Акулининой,  В.Г.Белянина,  И.Н.Горячевой и других и от  5
ноября  1999 года N 182-О по запросу Арбитражного суда города Москвы о
проверке конституционности некоторых положений части четвертой  статьи
20  Федерального  закона  "О  банках  и банковской деятельности",  уже
касался  вопросов  правового  регулирования  отношений   по   договору
банковского  вклада,  заключенному гражданами с банком,  находящимся в
стадии банкротства.
     Конституционный Суд  Российской  Федерации  пришел к выводу,  что
право на исполнение и обеспечение обязательств по  банковскому  вкладу
непосредственно  не регулируется Конституцией Российской Федерации,  в
том числе теми ее статьями,  которые указаны в запросе  Питкярантского
городского   суда  Республики  Карелия.  Оно  возникает  в  результате
гражданско-правовых обязательств банков и иных кредитных  организаций.
При   этом   гражданско-правовое   регулирование  указанных  отношений
допускает изъятия из общих правил на основе  специальных  установлений
закона.  Противоречия  же  между  ГК  Российской  Федерации  и другими
федеральными  законами,  регулирующими  указанные  отношения,   должны
устраняться   в   процессе   правоприменения,   так  как  Конституцией
Российской Федерации не определяется и не может определяться  иерархия
актов внутри одного их вида, в данном случае - федеральных законов. Ни
один  федеральный  закон  в  силу  статьи  76  Конституции  Российской
Федерации  не  обладает  по  отношению  к  другому федеральному закону
большей юридической силой.  Правильный же выбор на основе установления
и   исследования   фактических   обстоятельств  и  истолкование  норм,
подлежащих применению  в  конкретном  деле,  относится  не  к  ведению
Конституционного  Суда  Российской Федерации,  а к ведению судов общей
юрисдикции и арбитражных судов. Данная правовая позиция сформулирована
и неоднократно подтверждена Конституционным Судом Российской Федерации
в ряде решений,  в  том  числе  в определениях от 9 апреля  1998  года
N 48-О, от 12 марта 1998 года N 51-О, от 19 мая 1998 года N 62-О, от 8
октября 1998 года N 195-О.
     Таким образом,  какой  закон  в каждом конкретном случае подлежит
применению,  вправе самостоятельно  решать  суды  общей  юрисдикции  и
арбитражные   суды,   руководствуясь   статьей  120  (часть  2)  в  ее
взаимосвязи со статьей 76 (части 3,  5  и  6)  Конституции  Российской
Федерации.  Именно  такая  правовая  позиция,  сохраняющая  свою силу,
сформулирована   Конституционным   Судом   Российской   Федерации    в
постановлении  от  16  июня  1998  года по делу о толковании отдельных
положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации.
     Кроме того,  в  определении  от  5  ноября  1999  года N 182-О по
запросу Арбитражного суда города Москвы Конституционный Суд Российской
Федерации указал,  что исследование фактических обстоятельств, включая
оценку финансового состояния банка,  при разрешении  конкретного  дела
является прерогативой именно арбитражного суда, который может и должен
самостоятельно оценить потенциальные возможности банка рассчитаться со
своими кредиторами и на этом основании вынести решение по существу.
     Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1,  2 и  3  части
первой   статьи   43   и   частью   первой   статьи   79  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
Конституционный Суд Российской Федерации

                              определил:

     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению  запроса Питкярантского
городского  суда  Республики  Карелия  как  не  отвечающего   критерию
допустимости  обращений  в  соответствии  с  требованиями Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",
ввиду     неподведомственности    поставленного    в    нем    вопроса
Конституционному Суду Российской Федерации и в связи  с  тем,  что  по
предмету  обращения  Конституционным  Судом Российской Федерации ранее
были вынесены решения, сохраняющие свою силу.
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства Российской Федерации"  и  "Вестнике  Конституционного
Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                            М.В.Баглай

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                          Н.В.Селезнев