РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11.03.99 N 279 РАЗЪЯСНЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ 19 января 2000 г. (НЦПИ) Введено в действие указанием МПС России от 19 января 2000 года N 11-66-У Учитывая особенности работы и сложившуюся практику расследования и учета несчастных случаев производственного характера на предприятиях железнодорожного транспорта, Министерство труда и социального развития Российской Федерации (в дальнейшем - Минтруд России) и Министерство путей сообщения Российской Федерации (в дальнейшем - МПС России) разъясняют применение отдельных норм Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве. По пункту 3 Принимать к расследованию и учету несчастные случаи, происшедшие с работниками (проводником, работником рефрижераторной секции, работником локомотивной бригады при сопровождении подвижного состава, поездной вертушки): - находящимися на транспортном средстве при сменном отдыхе; - при следовании к месту командировки, во время командировки и возвращении обратно; - во время отдыха локомотивной бригады в пункте оборота; - при следовании пассажиром к месту работы и обратно локомотивной бригады, работников рефрижераторной секции и спецвагонов; - работников хозяйств пути, СЦБ и связи, электроснабжения, локомотивного, вагонного и др. при следовании к месту производства работ (вне места постоянной работы) и обратно. По пункту 5 При групповом несчастном случае на производстве (два и более человек), тяжелом несчастном случае на производстве (по схеме определения тяжести несчастных случаев на производстве, утверждаемой Министерством здравоохранения Российской Федерации по согласованию с Минтрудом России), несчастном случае на производстве со смертельным исходом работодатель или уполномоченное им лицо немедленно по получении информации, но не позднее суток, по форме, утвержденной Постановлением Минтруда России от 7 июля 1999 г. N 19, обязаны сообщить в: - государственную отраслевую инспекцию по охране труда на железнодорожном транспорте; - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту, где произошел несчастный случай; - транспортную прокуратуру по месту, где произошел несчастный случай; - орган государственного надзора, если несчастный случай произошел в организации (на объекте), подконтрольном этому органу; - организацию, направившую работника, с которым произошел несчастный случай; - вышестоящий орган управления отрасли в зависимости от подчиненности: а) по предприятиям отделения железной дороги (депо, станции, дистанции и т.п.) - начальнику отделения железной дороги, райпрофсожу, начальнику соответствующей службы и службе (отделу) охраны труда железной дороги; б) по предприятиям дорожного подчинения (обособленным подразделениям, организациям дорожного строительного треста, шпалопропиточным, щебеночным заводам и т.п.) - начальнику соответствующей службы, треста, службы (отдела) охраны труда железной дороги, дорпрофсожу; в) по предприятиям, находящимся в непосредственной подчиненности департамента (управления) МПС России (заводы по ремонту подвижного состава и производству запасных частей и др.), - руководителю соответствующего департамента (управления), дорпрофсожу, а также Управлению заработной платы и охраны труда МПС России (в дальнейшем - ЦЗТ МПС) и отделу технической инспекции труда Центрального комитета Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей (в дальнейшем - отраслевого профсоюза); г) при подчиненности заместителю министра - ЦЗТ МПС и отделу технической инспекции труда отраслевого профсоюза. По получении сообщения о групповом несчастном случае, тяжелом несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом начальник соответствующей службы дороги докладывает начальнику железной дороги и дорпрофсожу. Начальники соответствующих служб, службы (отдела) охраны труда железной дороги направляют сообщение соответствующему департаменту (управлению) МПС России, ЦЗТ МПС и отделу технической инспекции труда отраслевого профсоюза. На предприятии, где функционирует система учета и анализа производственного травматизма с использованием ПЭВМ, о каждом несчастном случае с временной утратой трудоспособности работодатель передает сообщения по установленной форме в отделение железной дороги в соответствующую службу, службу (отдел) охраны труда железной дороги и другие вышестоящие подразделения по подчиненности. По пункту 6 О случаях острого отравления работодатель или уполномоченное им лицо сообщает также по принадлежности в центр государственного санэпиднадзора на отделении железной дороги, на железной дороге, в сетевой центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте. По пункту 9 Государственным инспектором по охране труда в составе комиссии и ее председателем следует считать государственного отраслевого инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте. В расследовании несчастных случаев участвуют: - на отделении железной дороги - начальник отделения железной дороги, начальник соответствующей службы, председатель райпрофсожа (заместитель председателя, технический инспектор); - на предприятиях дорожного подчинения - начальник соответствующей службы, самостоятельного отдела железной дороги, управляющий трестом, председатель дорпрофсожа (заместитель председателя, технический инспектор); - на предприятии, организации, подчиненных непосредственно департаменту (управлению) МПС России, - руководитель этого предприятия (организации), председатель дорпрофсожа (заместитель председателя, технический инспектор). Примечание. На железнодорожном транспорте при несчастных случаях, связанных с нарушением правил технической эксплуатации железных дорог, в состав комиссии включается главный ревизор по безопасности движения отделения дороги. В случае острых отравлений или радиационного воздействия в состав комиссии включается также представитель соответствующего центра государственного санэпиднадзора. На железнодорожном транспорте расследование групповых несчастных случаев при гибели 2 - 4 человек проводится с участием: - руководителя департамента (управления) МПС России или его заместителя, ведающего вопросами охраны труда; - начальника железной дороги или его первого заместителя, директора завода и т.п.; - председателя дорожного комитета профсоюза. На железнодорожном транспорте при гибели на производстве 5 и более работников в состав комиссии включается заместитель министра путей сообщения России, представитель Рострудинспекции, заместитель председателя или главный технический инспектор труда отраслевого профсоюза. При расследовании несчастных случаев комиссией одновременно проводится проверка состояния и организации работы по охране труда предприятия и службы. Работников и должностных лиц, виновных в данном несчастном случае, подвергают внеочередной проверке знаний по охране труда. По пункту 17 Групповые, тяжелые и смертельные несчастные случаи на производстве рассматриваются в соответствующих вышестоящих органах управления: - начальником отделения железной дороги (объединения) с участием представителя райпрофсожа в срок не более двух дней, после окончания расследования; - начальником железной дороги или по его поручению заместителем начальника железной дороги с участием представителя дорпрофсожа в срок не более 3 дней по истечении срока рассмотрения, установленного для отделения железной дороги; - руководителем департамента (управления) МПС России на предприятии непосредственного подчинения с участием представителя отдела технической инспекции труда отраслевого профсоюза в срок не более 3 дней по истечении срока рассмотрения, установленного для руководителей предприятий в зависимости от подчиненности. В рассмотрении результатов расследования несчастных случаев может принимать участие государственный отраслевой инспектор по охране труда на железнодорожном транспорте. Рассмотрение результатов расследования несчастного случая при гибели от 2 до 4 человек проводится заместителем министра путей сообщения России, курирующим данное хозяйство; при гибели 5 и более человек - первым заместителем министра путей сообщения России с участием председателя или главного технического инспектора труда отраслевого профсоюза. По пункту 27 О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или со смертельным исходом, работодатель переоформляет соответствующие документы и сообщает в государственную отраслевую инспекцию по охране труда, в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных органам государственного надзора, - в эти органы. По всему Положению Вместо "Государственный инспектор труда", "Государственный инспектор по охране труда" или "Государственный инспектор труда по субъекту Российской Федерации" иметь в виду "Государственного отраслевого инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте". Вместо "профсоюзных инспекторов труда" иметь в виду "технических инспекторов труда отраслевого профсоюза". |