РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 11.03.99 N 279. Разъяснение. Министерство путей сообщения РФ (МПС России). 19.01.00

       РАЗЪЯСНЕНИЕ ПО ПРИМЕНЕНИЮ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
           ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ ПОЛОЖЕНИЯ О РАССЛЕДОВАНИИ И УЧЕТЕ
          НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ, УТВЕРЖДЕННОГО
          ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                          ОТ 11.03.99 N 279

                             РАЗЪЯСНЕНИЕ

                   МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РФ

                          19 января 2000 г.


                                (НЦПИ)


                                                    Введено в действие
                                                  указанием МПС России
                                                от 19 января 2000 года
                                                             N 11-66-У

     Учитывая особенности  работы и сложившуюся практику расследования
и учета несчастных случаев производственного характера на предприятиях
железнодорожного транспорта, Министерство труда и социального развития
Российской Федерации (в дальнейшем - Минтруд  России)  и  Министерство
путей  сообщения  Российской  Федерации  (в  дальнейшем  - МПС России)
разъясняют применение отдельных норм Положения о расследовании и учете
несчастных случаев на производстве.
     По пункту 3
     Принимать к расследованию и учету несчастные случаи,  происшедшие
с  работниками  (проводником,   работником   рефрижераторной   секции,
работником  локомотивной бригады при сопровождении подвижного состава,
поездной вертушки):
     - находящимися на транспортном средстве при сменном отдыхе;
     - при следовании к месту командировки,  во время  командировки  и
возвращении обратно;
     - во время отдыха локомотивной бригады в пункте оборота;
     - при следовании пассажиром к месту работы и обратно локомотивной
бригады, работников рефрижераторной секции и спецвагонов;
     - работников  хозяйств  пути,  СЦБ  и  связи,   электроснабжения,
локомотивного,  вагонного  и  др.  при следовании к месту производства
работ (вне места постоянной работы) и обратно.
     По пункту 5
     При групповом несчастном случае  на  производстве  (два  и  более
человек),   тяжелом   несчастном  случае  на  производстве  (по  схеме
определения тяжести несчастных случаев на  производстве,  утверждаемой
Министерством  здравоохранения  Российской Федерации по согласованию с
Минтрудом России),  несчастном случае на производстве  со  смертельным
исходом   работодатель   или  уполномоченное  им  лицо  немедленно  по
получении информации,  но не позднее  суток,  по  форме,  утвержденной
Постановлением  Минтруда  России  от  7  июля  1999 г.  N 19,  обязаны
сообщить в:
     - государственную  отраслевую  инспекцию  по  охране   труда   на
железнодорожном транспорте;
     - орган исполнительной власти субъекта  Российской  Федерации  по
месту, где произошел несчастный случай;
     - транспортную прокуратуру по  месту,  где  произошел  несчастный
случай;
     - орган  государственного   надзора,   если   несчастный   случай
произошел в организации (на объекте), подконтрольном этому органу;
     - организацию,  направившую  работника,   с   которым   произошел
несчастный случай;
     - вышестоящий  орган  управления   отрасли   в   зависимости   от
подчиненности:
     а) по предприятиям  отделения  железной  дороги  (депо,  станции,
дистанции и т.п.) - начальнику отделения железной дороги, райпрофсожу,
начальнику соответствующей  службы  и  службе  (отделу)  охраны  труда
железной дороги;
     б) по    предприятиям    дорожного    подчинения    (обособленным
подразделениям,    организациям    дорожного   строительного   треста,
шпалопропиточным,   щебеночным   заводам   и   т.п.)   -    начальнику
соответствующей службы,  треста, службы (отдела) охраны труда железной
дороги, дорпрофсожу;
     в) по предприятиям,  находящимся в непосредственной подчиненности
департамента (управления) МПС России  (заводы  по  ремонту  подвижного
состава   и  производству  запасных  частей  и  др.),  -  руководителю
соответствующего  департамента  (управления),  дорпрофсожу,  а   также
Управлению  заработной платы и охраны труда МПС России (в дальнейшем -
ЦЗТ МПС) и отделу технической инспекции  труда  Центрального  комитета
Российского  профсоюза  железнодорожников и транспортных строителей (в
дальнейшем - отраслевого профсоюза);
     г) при  подчиненности  заместителю  министра  -  ЦЗТ МПС и отделу
технической инспекции труда отраслевого профсоюза.
     По получении  сообщения  о  групповом несчастном случае,  тяжелом
несчастном случае и несчастном случае со смертельным исходом начальник
соответствующей службы дороги докладывает начальнику железной дороги и
дорпрофсожу.
     Начальники соответствующих  служб,  службы  (отдела) охраны труда
железной дороги  направляют  сообщение  соответствующему  департаменту
(управлению) МПС России,  ЦЗТ МПС и отделу технической инспекции труда
отраслевого профсоюза.
     На предприятии,   где   функционирует  система  учета  и  анализа
производственного  травматизма  с  использованием   ПЭВМ,   о   каждом
несчастном  случае  с  временной утратой трудоспособности работодатель
передает сообщения по установленной форме в отделение железной  дороги
в соответствующую службу,  службу (отдел) охраны труда железной дороги
и другие вышестоящие подразделения по подчиненности.
     По пункту 6
     О случаях острого отравления работодатель или  уполномоченное  им
лицо   сообщает  также  по  принадлежности  в  центр  государственного
санэпиднадзора на отделении железной дороги,  на  железной  дороге,  в
сетевой центр санэпиднадзора на железнодорожном транспорте.
     По пункту 9
     Государственным инспектором  по охране труда в составе комиссии и
ее  председателем   следует   считать   государственного   отраслевого
инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте.
     В расследовании несчастных случаев участвуют:
     - на  отделении  железной  дороги  - начальник отделения железной
дороги,  начальник соответствующей  службы,  председатель  райпрофсожа
(заместитель председателя, технический инспектор);
     - на    предприятиях    дорожного    подчинения    -    начальник
соответствующей   службы,  самостоятельного  отдела  железной  дороги,
управляющий    трестом,    председатель    дорпрофсожа    (заместитель
председателя, технический инспектор);
     - на  предприятии,   организации,   подчиненных   непосредственно
департаменту (управлению) МПС России, - руководитель этого предприятия
(организации),  председатель  дорпрофсожа  (заместитель  председателя,
технический инспектор).
     Примечание. На железнодорожном транспорте при несчастных случаях,
связанных с нарушением правил технической эксплуатации железных дорог,
в состав комиссии включается главный ревизор по безопасности  движения
отделения дороги.

     В случае острых отравлений или радиационного воздействия в состав
комиссии  включается  также  представитель   соответствующего   центра
государственного санэпиднадзора.
     На железнодорожном транспорте расследование групповых  несчастных
случаев при гибели 2 - 4 человек проводится с участием:
     - руководителя  департамента  (управления)  МПС  России  или  его
заместителя, ведающего вопросами охраны труда;
     - начальника  железной  дороги  или  его   первого   заместителя,
директора завода и т.п.;
     - председателя дорожного комитета профсоюза.
     На железнодорожном  транспорте  при  гибели  на  производстве 5 и
более работников в состав  комиссии  включается  заместитель  министра
путей  сообщения России,  представитель Рострудинспекции,  заместитель
председателя  или  главный  технический  инспектор  труда  отраслевого
профсоюза.
     При расследовании  несчастных  случаев   комиссией   одновременно
проводится  проверка  состояния  и  организации работы по охране труда
предприятия и службы.
     Работников и   должностных  лиц,  виновных  в  данном  несчастном
случае, подвергают внеочередной проверке знаний по охране труда.
     По пункту 17
     Групповые, тяжелые   и   смертельные   несчастные    случаи    на
производстве  рассматриваются  в  соответствующих  вышестоящих органах
управления:
     - начальником  отделения железной дороги (объединения) с участием
представителя райпрофсожа в срок не более двух дней,  после  окончания
расследования;
     - начальником железной дороги или по его  поручению  заместителем
начальника железной дороги с участием представителя дорпрофсожа в срок
не более 3 дней по истечении срока  рассмотрения,  установленного  для
отделения железной дороги;
     - руководителем   департамента   (управления)   МПС   России   на
предприятии  непосредственного  подчинения  с  участием  представителя
отдела технической инспекции труда отраслевого  профсоюза  в  срок  не
более  3  дней  по  истечении  срока рассмотрения,  установленного для
руководителей предприятий в зависимости от подчиненности.
     В рассмотрении результатов расследования несчастных случаев может
принимать участие государственный отраслевой инспектор по охране труда
на железнодорожном транспорте.
     Рассмотрение результатов  расследования  несчастного  случая  при
гибели  от  2  до  4  человек  проводится  заместителем министра путей
сообщения России,  курирующим данное хозяйство;  при гибели 5 и  более
человек  -  первым  заместителем  министра  путей  сообщения  России с
участием  председателя  или  главного  технического  инспектора  труда
отраслевого профсоюза.
     По пункту 27
     О несчастных  случаях  на  производстве,  которые  по  прошествии
времени перешли  в  категорию  тяжелых  или  со  смертельным  исходом,
работодатель  переоформляет  соответствующие  документы  и  сообщает в
государственную   отраслевую   инспекцию   по    охране    труда,    в
соответствующий  профсоюзный орган,  а если они произошли на объектах,
подконтрольных органам государственного надзора, - в эти органы.
     По всему Положению
     Вместо "Государственный   инспектор   труда",    "Государственный
инспектор  по  охране  труда"  или "Государственный инспектор труда по
субъекту  Российской  Федерации"  иметь   в   виду   "Государственного
отраслевого инспектора по охране труда на железнодорожном транспорте".
     Вместо "профсоюзных инспекторов труда" иметь в виду  "технических
инспекторов труда отраслевого профсоюза".