РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 1 февраля 2000 г. N 2/2 (Д) Заслушав и обсудив доклад начальника Управления образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования "Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования", коллегия отмечает, что разработка нового поколения государственных образовательных стандартов была обусловлена требованиями Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ и окончанием срока действия "Временных государственных требовании к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям и специальностям высшего профессионального образования" предшествующих стандартов. Работа по совершенствованию структуры и содержания высшего профессионального образования проводилась по двум направлениям: - формирование Перечня направлении и специальностей высшего профессионального образования; - разработка государственных образовательных стандартов второго поколения по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования. Основные принципы и направления обновления структуры и содержания высшего профессионального образования предусматривали: - самодостаточность отечественной системы высшего профессионального образования по обеспечению культурного, научного и технического развития общества и государства, обеспечивающую кадровую независимость страны; - востребованность специалистов и их мобильность на рынке труда; - диверсификацию образовательных программ, обеспечивающих студенческую мобильность; - совершенствование многоуровневой структуры образования, формирование образовательных программ различной направленности и длительности; - обеспечение сопряженности образовательных стандартов подготовки бакалавров и дипломированных специалистов по родственным направлениям и специальностям; - расширение университетской автономии и академических свобод вузов в вопросах формирования содержания образовательных программ; - повышение экономической эффективности системы высшего профессионального образования; - учет мировых тенденций развития образовательных систем и обеспечение мобильности выпускников высшей школы на рынке интеллектуального труда; - усиление фундаментальности образования; - обеспечение преемственности обновленных Государственных образовательных стандартов по отношению к действующим. Предполагаемые изменения структуры и содержания высшею профессионального образования обсуждались и неоднократно рассматривались на коллегиях Министерства образования Российской Федерации, на совещаниях и конференциях различного уровня. Вопросы нормативно-методического обеспечения учебного процесса неоднократно рассматривались Координационным Советом учебно-методических объединений и научно-методических советов, Советом по педагогическому образованию. Ассоциацией технических университетов, Ассоциацией инженерного образования, учебнометодическими объединениями и научно-методическими советами. В целом в работе приняло участие более 3-х тысяч профессоров, преподавателей вузов и ученых Российской академии наук и Российской академии образования. В результате проделанной работы создан Перечень направлении и специальностей высшего профессионального образования, который определяет структуру высшего профессионального образования и состоит из: - Перечня направлений высшего профессионального образования, классифицированных по областям знаний, включающего 97 направлений, для каждого из которых разработано два Государственных образовательных стандарта: 4-х летний Государственный стандарт подготовки бакалавра и 6-ти летний Государственный образовательный стандарт подготовки магистра; - Перечня специальностей, классифицированных по группам. Для каждой из специальностей разработан 5 летний Государственный образовательный стандарт подготовки дипломированного специалиста; - Перечня направлений подготовки дипломированных специалистов, объединяющих более 300 специальностей в 83 направления подготовки дипломированных специалистов по единству гуманитарной, естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки. В целях совершенствования содержания высшего профессионального образования обновлена структура и содержание циклов гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин. При формировании основных образовательных программ в соответствии с обновленными Государственными образовательными стандартами значительно увеличиваются академические свободы вузов. Так, доля часов, отводимых на дисциплины по выбору и национально-региональную (вузовскую) составляющую содержания образования устанавливаются в циклах дисциплин: гуманитарных и социально-экономических дисциплин - до 30%, общих математических и естественнонаучных дисциплин - до 20%, общепрофессиональных дисциплин - до 40-45%, специальных дисциплин до 50% в стандартах подготовки дипломированных специалистов и до 90-100% в стандартах подготовки бакалавров. Таким образом, обновление государственных стандартов высшего профессионального образования направлено на повышение качества высшею образования и формирование более эффективных механизмов организации и управления образовательным процессом. На основании вышеизложенного Коллегия решила: 1. Одобрить работу, проделанную Координационным сове том УМО и НМС, Ассоциацией технических университетов. Ассоциацией инженерного образования, Советом по педагогическому образованию, учебно-методическими объединениями вузов и научно-методическими советами по совершенствованию структуры и содержания высшего профессионального образования. 2. Рассмотреть на Межведомственном совете по образовательным стандартам высшего профессионального образования замечания и предложения, высказанные на заседании коллегии по перечню направлений бакалаврской и магистерской подготовки, перечню специальностей и перечню направлений подготовки дипломированных специалистов. 3. Дополнить перечень обязательных дисциплин федерального компонента цикла "Обще гуманитарные и социально-экономические дисциплины" дисциплинами "Отечественная история" и "Философия". 4. Отложить до 2003 года введение новых стандартов высшего профессионального образования по направлениям и специальностям в области культуры и искусства. 5. Рекомендовать к утверждению доработанные по результатам обсуждения па коллегии Минобразования России образовательные стандарты и примерные учебные планы высшего профессионального образования. 6. Провести совместную с Минтрудом России работу по внесению изменений в Тарифно-квалификационные характеристики общеотраслевых должностей служащих и общеотраслевых профессий рабочих в соответствий с квалификационными характеристиками выпускников высших учебных заведений 7. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.): 7.1. Доработать в соответствии с решениями коллегии Минобразования России и решением Межведомственного совета по образовательным стандартам высшего профессионального образования перечень направлений бакалаврской и магистерской подготовки, перечень специальностей и перечень направлений подготовки дипломированных специалистов и представить его на утверждение до 25.02.2000. 7.2. Организовать разработку и утверждение примерных программ дисциплин федерального компонента государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования до 31.12.2000. 7.3. Организовать тиражирование и распространение среди вузов до 01.08.2000 утвержденных стандартов высшего профессионального образования. 7.4. Подготовить указатели соответствия между ранее действующим и новым и классификаторами направлений и специальностей высшего профессионального образования к 01.05.2000. 7.5. Совместно с Управлением экономики (Шленовым Ю.В.), Научноисследовательским институтом высшего образования (Савельевым А.Я.), Госкомстатом России и Госстандартом России до 31.12. 2001 переработать кодификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. 7.6. Совместно с Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.) продолжить работу по согласованию перечней подготовки специалистов и образовательных программ, обеспечивающих непрерывное профессиональное образование. 7.7. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкиньм В.В.) до 31.12.2000 провести работу по соотнесению перечней подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием с номенклатурой специальностей научных работников. 8. Ректорам высших учебных заведений начать обучение студентов первого курса с 01.09.2000 по новым образовательным стандартам высшего профессионального образования. 9. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.) в 3-х недельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии. Председатель коллегии - Министр образования Российской Федерации В.М. Филиппов 1 февраля 2000 г. N 2/2 |