РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Решение. Министерство образования РФ (Минобразование России). 01.02.00 2/2

             РЕШЕНИЕ КОЛЛЕГИИ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ
            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
           СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                               РЕШЕНИЕ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          1 февраля 2000 г.
                                N 2/2

                                 (Д)


     Заслушав и обсудив доклад начальника  Управления  образовательных
программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования
"Об утверждении  государственных  образовательных  стандартов  высшего
профессионального  образования",  коллегия  отмечает,  что  разработка
нового  поколения  государственных  образовательных  стандартов   была
обусловлена    требованиями    Федерального   закона   "О   высшем   и
послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96  N  125-ФЗ  и
окончанием  срока  действия  "Временных  государственных  требовании к
минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по направлениям  и
специальностям  высшего  профессионального образования" предшествующих
стандартов.
     Работа по   совершенствованию   структуры  и  содержания  высшего
профессионального образования проводилась по двум направлениям:
     - формирование   Перечня  направлении  и  специальностей  высшего
профессионального образования;
     - разработка  государственных  образовательных стандартов второго
поколения  по  всем  основным   образовательным   программам   высшего
профессионального образования.
     Основные принципы и направления обновления структуры и содержания
высшего профессионального образования предусматривали:
     - самодостаточность      отечественной      системы       высшего
профессионального  образования по обеспечению культурного,  научного и
технического развития общества и государства,  обеспечивающую кадровую
независимость страны;
     - востребованность специалистов и их мобильность на рынке труда;
     - диверсификацию    образовательных    программ,   обеспечивающих
студенческую мобильность;
     - совершенствование    многоуровневой    структуры   образования,
формирование  образовательных  программ  различной  направленности   и
длительности;
     - обеспечение сопряженности образовательных стандартов подготовки
бакалавров  и дипломированных специалистов по родственным направлениям
и специальностям;
     - расширение  университетской  автономии  и  академических свобод
вузов в вопросах формирования содержания образовательных программ;
     - повышение    экономической    эффективности   системы   высшего
профессионального образования;
     - учет   мировых  тенденций  развития  образовательных  систем  и
обеспечение   мобильности   выпускников   высшей   школы   на    рынке
интеллектуального труда;
     - усиление фундаментальности образования;
     - обеспечение    преемственности    обновленных   Государственных
образовательных стандартов по отношению к действующим.
     Предполагаемые изменения    структуры    и    содержания   высшею
профессионального    образования    обсуждались     и     неоднократно
рассматривались   на  коллегиях  Министерства  образования  Российской
Федерации, на совещаниях и конференциях различного уровня.
     Вопросы нормативно-методического  обеспечения  учебного  процесса
неоднократно       рассматривались       Координационным       Советом
учебно-методических объединений и научно-методических советов, Советом
по педагогическому образованию. Ассоциацией технических университетов,
Ассоциацией инженерного образования, учебнометодическими объединениями
и научно-методическими советами.  В целом  в  работе  приняло  участие
более 3-х тысяч профессоров,  преподавателей вузов и ученых Российской
академии наук и Российской академии образования.
     В результате  проделанной  работы  создан  Перечень направлении и
специальностей   высшего   профессионального   образования,    который
определяет  структуру  высшего профессионального образования и состоит
из:
     - Перечня   направлений  высшего  профессионального  образования,
классифицированных по областям знаний, включающего 97 направлений, для
каждого  из  которых  разработано  два Государственных образовательных
стандарта:  4-х летний Государственный стандарт подготовки бакалавра и
6-ти   летний   Государственный  образовательный  стандарт  подготовки
магистра;
     - Перечня  специальностей,  классифицированных  по  группам.  Для
каждой  из  специальностей   разработан   5   летний   Государственный
образовательный стандарт подготовки дипломированного специалиста;
     - Перечня направлений  подготовки  дипломированных  специалистов,
объединяющих  более  300  специальностей  в  83 направления подготовки
дипломированных     специалистов     по     единству     гуманитарной,
естественнонаучной и общепрофессиональной подготовки.
     В целях совершенствования  содержания  высшего  профессионального
образования  обновлена  структура  и  содержание циклов гуманитарных и
социально-экономических    дисциплин,    общих    математических     и
естественнонаучных дисциплин и общепрофессиональных дисциплин.
     При формировании основных образовательных программ в соответствии
с    обновленными    Государственными   образовательными   стандартами
значительно  увеличиваются  академические  свободы  вузов.  Так,  доля
часов,  отводимых  на  дисциплины по выбору и национально-региональную
(вузовскую)  составляющую  содержания  образования  устанавливаются  в
циклах  дисциплин:  гуманитарных и социально-экономических дисциплин -
до 30%,  общих математических и естественнонаучных дисциплин - до 20%,
общепрофессиональных  дисциплин - до 40-45%,  специальных дисциплин до
50%  в стандартах подготовки дипломированных специалистов и до 90-100%
в стандартах подготовки бакалавров.
     Таким образом,  обновление  государственных  стандартов   высшего
профессионального  образования направлено на повышение качества высшею
образования и формирование более эффективных механизмов организации  и
управления образовательным процессом.
     На основании вышеизложенного Коллегия решила:
     1. Одобрить  работу,  проделанную  Координационным сове том УМО и
НМС,  Ассоциацией технических университетов.  Ассоциацией  инженерного
образования,      Советом      по     педагогическому     образованию,
учебно-методическими  объединениями   вузов   и   научно-методическими
советами   по   совершенствованию   структуры   и  содержания  высшего
профессионального образования.
     2. Рассмотреть  на  Межведомственном  совете  по  образовательным
стандартам   высшего   профессионального   образования   замечания   и
предложения,  высказанные на заседании коллегии по перечню направлений
бакалаврской  и  магистерской  подготовки,  перечню  специальностей  и
перечню направлений подготовки дипломированных специалистов.
     3. Дополнить   перечень   обязательных   дисциплин   федерального
компонента   цикла   "Обще   гуманитарные   и  социально-экономические
дисциплины" дисциплинами "Отечественная история" и "Философия".
     4. Отложить  до  2003  года  введение  новых  стандартов  высшего
профессионального  образования  по  направлениям  и  специальностям  в
области культуры и искусства.
     5. Рекомендовать  к  утверждению  доработанные   по   результатам
обсуждения па коллегии Минобразования России образовательные стандарты
и примерные учебные планы высшего профессионального образования.
     6. Провести  совместную  с  Минтрудом  России  работу по внесению
изменений  в  Тарифно-квалификационные  характеристики  общеотраслевых
должностей  служащих и общеотраслевых профессий рабочих в соответствий
с  квалификационными  характеристиками  выпускников   высших   учебных
заведений
     7. Управлению образовательных программ  и  стандартов  высшего  и
среднего профессионального образования (Шестакову Г.К.):
     7.1. Доработать   в    соответствии    с    решениями    коллегии
Минобразования   России   и   решением   Межведомственного  совета  по
образовательным  стандартам  высшего   профессионального   образования
перечень направлений бакалаврской и магистерской подготовки,  перечень
специальностей  и  перечень  направлений  подготовки   дипломированных
специалистов и представить его на утверждение до 25.02.2000.
     7.2. Организовать разработку  и  утверждение  примерных  программ
дисциплин   федерального  компонента  государственных  образовательных
стандартов высшего профессионального образования до 31.12.2000.
     7.3. Организовать  тиражирование и распространение среди вузов до
01.08.2000   утвержденных   стандартов    высшего    профессионального
образования.
     7.4. Подготовить указатели соответствия между ранее действующим и
новым   и   классификаторами   направлений  и  специальностей  высшего
профессионального образования к 01.05.2000.
     7.5. Совместно   с   Управлением   экономики   (Шленовым   Ю.В.),
Научноисследовательским  институтом  высшего  образования  (Савельевым
А.Я.),  Госкомстатом  России  и  Госстандартом  России до 31.12.  2001
переработать  кодификатор   направлений   и   специальностей   высшего
профессионального образования.
     7.6. Совместно   с   Управлением    среднего    профессионального
образования   (Анисимовым  П.Ф.)  продолжить  работу  по  согласованию
перечней   подготовки   специалистов   и   образовательных   программ,
обеспечивающих непрерывное профессиональное образование.
     7.7. Совместно с Управлением  послевузовского  и  дополнительного
профессионального   образования   (Безлепкиньм   В.В.)  до  31.12.2000
провести работу по  соотнесению  перечней  подготовки  специалистов  с
высшим  профессиональным  образованием  с номенклатурой специальностей
научных работников.
     8. Ректорам  высших  учебных  заведений начать обучение студентов
первого курса с 01.09.2000 по новым образовательным стандартам высшего
профессионального образования.
     9. Управлению образовательных программ  и  стандартов  высшего  и
среднего   профессионального   образования   (Шестакову  Г.К.)  в  3-х
недельный срок подготовить приказ по реализации решения коллегии.

Председатель коллегии -
Министр образования
Российской Федерации
                                                         В.М. Филиппов
1 февраля 2000 г.
N 2/2