Страницы: 1 2 власти (Госстрой России, Госкомзем России и др.) Это требует применения технологий промышленного типа, предполагающих масштабируемость, адаптируемость, индустриальные способы развития и сопровождения. Столь высокие требования к технологии обуславливаются особой со социально-политической важностью и высоким юридическим статусом регистрационной информации. При проектировании единой информационно-телекоммуникационной системы Минюста России весьма значительный интерес представляет зарубежный опыт решения таких задач, как: создание автоматизированных систем государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; интеграция сложных интерактивных Web-приложений, используемых в сети Интернет, с фактографическими и полнотекстовыми базами данных; разработка средств интеллектуального поиска в полнотекстовых базах данных; создание универсальных хранилищ, позволяющих накапливать и обрабатывать в единой среде самые разнородные данные (например, геопространственные и алфавитно-цифровые данные об объектах недвижимости). В дальнейшем в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации в случае принятия и реализации соответствующего пакета нормативных правовых актов потребуются организация и ведение учреждениями Минюста России Государственного реестра юридических лиц всех форм собственности. 3.3. Информационные технологии делопроизводства и обработки правовой статистической информации Важной составной частью правовой информации Минюста России является правовая статистика, которая представляет собой достоверную, научно-обоснованную информацию о различных направлениях деятельности Министерства и его территориальных органов и учреждений на основе единой информационно-телекоммуникационной системы. Анализ данных правовой статистики с использованием автоматизированных технологий необходим Минюсту России для эффективного осуществления функций управления различными направлениями деятельности системы юстиции и контроля. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 2 августа 1999 года N 954, Минюст России обеспечивает сбор и обработку статистических данных, разработку форм статистической отчетности и документов первичного учета в сфере юстиции. Методологическая, информационная, программная поддержка, в том числе централизованная настройка ведения правовой статистики относится к компетенции Департамента правовой информатизации. Несмотря на то, что в соответствии с Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" функции по обеспечению судебной деятельности, в том числе ведение судебной статистики, переданы Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, на основании приказа Минюста России и Судебного департамента от 29 октября 1998 года N 162/74 "Об организации сбора, обработки и обобщения данных судебной статистики по итогам 1998 года" сбор, обработку и анализ судебной статистики осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации на базе НЦПИ. Статистическая отчетность судов общей юрисдикции отличается многообразием табличных форм, отражающих деятельность судебных инстанций различных уровней по осуществлению правосудия по уголовным, гражданским, административным делам и другим материалам в порядке исполнения судебных постановлений и судебного контроля, а также состояние судимости в Российской Федерации. Основная часть информации является уникальной, не имеющей аналогов в других правоохранительных и иных органах. Кроме того, статистическая информация о судимости, гражданско-правовых спорах является государственной статистической отчетностью, представляемой в Российское статистическое агентство Поскольку по своему характеру и структуре делопроизводство службы судебных приставов имеет много общего с судебным делопроизводством, что обусловлено установленными законом процессуальными рамками деятельности и функциональным назначением этих органов, созданная автоматизированная технология обработки судебной статистики должна стать моделью при создании информационной системы службы судебных приставов на основе интегрированной базы данных, логического контроля данных, заносимых в систему и отражающих действия пользователя, базирующегося на законодательстве об исполнительном производстве. Статистическая отчетность о деятельности подразделений судебных приставов и состоянии ведения исполнительного производства должна формироваться с применением метода сплошного наблюдения документов первичного статистического учета, являющихся в свою очередь основой ведения делопроизводства. Кроме того, автоматизированные технологии делопроизводства должны соответствовать функциональной и организационной (трехуровневой) структуре служб судебных приставов, учитывать установленный законодательством процесс исполнения актов судебных и иных органов, содержать сетевые (или локальные) программные комплексы автоматизированных рабочих мест: судебного пристава-исполнителя, старшего судебного пристава, главного судебного пристава. Становление и развитие службы судебных приставов на всех уровнях является приоритетным направлением судебной реформы в Российской Федерации, позволяющим не только обеспечить эффективное претворение и жизнь судебных решений, но и в значительной степени увеличить поступления в бюджеты всех уровней. Информационные ресурсы службы судебных приставов, создаваемые на основе ЕСИТО, должны интегрироваться в единое информационное пространство федеральных органов исполнительной власти и правоохранительных органов. 3.4. Лингвистическое обеспечение правовых информационных систем Минюста России Уровень развития информационной системы Минюста России в значительной степени определяется наличием в ней соответствующего информационно-лингвистического обеспечения, являющегося важнейшим системообразующим элементом. Сегодня разработаны рубрикаторы или тематические классификаторы, а также словари и справочники, позволяющие пользователям максимально полно использовать ресурсы информационной системы Минюста России. В соответствии с Положением Минюст России ведет Общеправовой классификатор по законодательству. Для решения задач, поставленных перед Минюстом России в последний период, созданы локальные рубрикаторы по законодательству г. Москвы, уголовно-исполнительному законодательству, регистрации недвижимости, исполнению судебных решений. Однако важно выработать общие подходы к содержательной обработке информации, позволяющие стандартизировать лингвистические средства и вывести пользователя на качественно новый уровень общения в информационном пространстве. Совершенствованию рубрикатора как поискового аппарата способствуют расширение его рубрик соответствующими терминами, создание алфавитно-предметного указателя и тезауруса терминов рубрикатора, уточнение ссылочного аппарата, а следовательно, повышение гипертекстовых возможностей. Перспективным способом обработки нормативных правовых актов является автоматическое рубрицирование. Предлагается создание тезауруса справочного типа. При этом подход к работе с ним аналогичен пользованию рубрикатором. Наличие в ЕСИТО лингвистического обеспечения высокого уровня, созданного с применением прогрессивных технологий, позволит обеспечить эффективную организацию и использование информационных ресурсов, что, несомненно, повлияет на успешное решение задач системы правовой информатизации Минюста России. 3.5. Программное обеспечение информационных систем Минюста России Правовую основу для применения и разработки программного обеспечения в системе информатизации Минюста России составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и правовые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной области. Для построения системы информатизации Минюста России важное значение имеет системное и прикладное программное обеспечение. В составе системного программного обеспечения для ЕСИТО должны использоваться операционные системы (в том числе сетевые), инструментальные средства и системы управления базами данных. Основными требованиями при выборе операционных систем ЕСИТО являются совместимость, переносимость, масштабируемость, наличие однородной системы, безопасности, надежность и отказоустойчивость, возможность локализации. Основными требованиями систем управления базами данных являются: масштабируемость, обеспечивающая возможность наращивания аппаратных средств и повышение производительности вычислительной системы при увеличении объема данных или числа одновременно работающих пользователей; наличие развитых средств поддержания целостности данных (ведение журнала транзакций, внутренняя проверка целостности, механизмы блокировки, разграничение уровней доступа и т.д.); наличие встроенных средств оперативной аналитической обработки данных; поддержка пользовательских типов данных, наличие средств для работы с мультимедийными и геопространственными данными; наличие развитых средств обработки текстовых документов (в том числе смысловой анализ документа и полнотекстовый поиск с учетом морфологии русского языка); наличие методологии и технических средств для использования данных из ранее созданных хранилищ; наличие механизмов разделения прав доступа к данным, пресечения попыток несанкционированного доступа, средств ведения журнала обращения пользователей к серверу баз данных; обеспечение сохранности данных при отказах оборудования из-за ошибок в прикладных программах, а также из-за ошибок или преднамеренных действий персонала. Прикладное программное обеспечение представляет собой комплекс программных средств для обработки информационных потоков, циркулирующих в системе юстиции, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации подразделениями центрального аппарата, а также территориальными органами и учреждениями Минюста России. Приоритетность задач, разработка методов и алгоритмов их решения, определение требований к уровню интеграции при построении ЕСИТО осуществляются под организационно-методическим руководством Департамента правовой информатизации с участием заинтересованных подразделений центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и учреждений. Решение задач разработки прикладного программного обеспечения для ЕСИТО должно осуществляется с использованием специальных информационно-программных средств, которые включают структурно-информационные, лингвистические (языковые) и программные компоненты. В целях упорядочения работ в области разработки, опытной эксплуатации, сертификации и внедрения информационно-программных прикладных средств для автоматизации деятельности территориальных органов и учреждений Минюста России необходимо принятие ряда внутриведомственных правовых актов. Прикладное программное обеспечение Минюста России создается с использованием современных технологий и средств разработки, к числу которых, например, относятся: объектно-ориентированные языки программирования; алгоритмические расширения структурированного языка запросов; открытая архитектура служб Windows, включающая базовые и коммуникационные сервисы, а также сервисы вертикальных приложений; офисные средства разработки приложений и основные модели приложений (модель центрального приложения, модель исполняемого файла и модель распределения ролей). Проблема обеспечения совместимости форматов входных и выходных данных требует разработки ведомственных стандартов, позволяющих определить набор инструментальных средств, поддерживающих высокую степень интеграции программного обеспечения, и перечень необходимых действий для поддержания единой информационной системы Минюста России. 3.6. Защита права интеллектуальной собственности на программное обеспечение, базы данных и иные информационные ресурсы Минюста России Актуальность проблемы защиты прав интеллектуальной собственности на программные продукты и базы данных связана с необходимостью правового регулирования данных вопросов федеральным законодательством в соответствии с международными правовыми нормами. Защита интеллектуальной собственности на программы для ЭВМ и базы данных в Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами авторского права. Одной из основных причин, не позволяющих реализовывать на практике многие нормы, заложенные в российском законодательстве на сегодняшний день, является отсутствие необходимых для этого средств. Тем более актуальной становится задача выработки организационно-правовых методов защиты интеллектуальной собственности на разработанные программные средства и базы данных системы правовой информации Минюста России. В целях упорядочения расходования бюджетных средств на разработку программного обеспечения был введен механизм регистрации созданных программ, баз данных и договоров о передаче исключительных авторских прав на данные продукты. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 года N 226 и порядком ведения Государственного регистра баз данных и баз метаданных, утвержденным Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации от 7 мая 1996 года, уполномоченными органами по регистрации баз данных, созданных, приобретенных или накапливаемых из средств федерального бюджета, определены НТЦ "Система" ФАПСИ и НТЦ "Информрегистр" Комитета при Президенте Российской Федерации по политике информатизации. В настоящее время продукты, разрабатываемые и внедряемые в системе юстиции, подлежат регистрации в уполномоченных органах, в том числе Роспатенте и Федеральном агентстве по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения при Минюсте России. НЦПИ зарегистрировал в Российском агентстве по правовой охране программ, баз данных для ЭВМ и топологий электронных микросхем программно-технологический комплекс "Фонд" и программный комплекс "Эталон". В связи с тем, что не все программы, разработанные и используемые в территориальных органах и учреждениях Минюста России, прошли соответствующую государственную регистрацию, необходима разработка целевой программы мероприятий, связанных с определением перечня программных продуктов, функционирующих в системе юстиции, и обеспечением их регистрации, а также выявлением контрафактных копий. 3.7. Техническое обеспечение информационных систем Минюста России Решение проблемы информатизации Минюста России во многом зависит от качества технического обеспечения ЕСИТО. Использование компьютерных систем и сетей связано с применением различных способов их конструирования и организации работы. Решение задач информатизации системы юстиции на техническом уровне должно осуществляться высокопроизводительными и надежными компьютерами, сетевым и телекоммуникационным оборудованием. Для обработки информации, подлежащей защите, должна применяться вычислительная техника, аттестованная в установленном порядке. Конкретная спецификация комплекта технических средств каждого объекта системы определяется: уровнем и структурой объекта системы; объемом информационных потоков; технологией обработки информации на конкретных рабочих местах; совокупностью условий, в которых будет осуществляться функционирование системы, включая требования к обеспечению безопасности обрабатываемой информации; объемом ассигнований на цели информатизации. Анализ перечисленных требований и специфика задач, решаемых на каждом из уровней, составляющих распределенную информационно-вычислительную систему Минюста России, позволили сформировать перечни оборудования, на которые следует ориентироваться при закупке новых или модернизации существующих средств вычислительной техники. Разработаны перечни рекомендуемых средств вычислительной техники в зависимости от фирмы-производителя (зарубежные и отечественные), сложности задач и объемов финансирования, а также варианты сетевого оборудования для локальных вычислительных сетей (ЛВС). При создании ЛВС особое внимание необходимо обратить на оборудование, позволяющее хранить информацию и обеспечивать резервное копирование. Предлагаются варианты систем хранения и резервного копирования данных. Модернизация средств вычислительной техники может осуществляться в территориальных органах и учреждениях Минюста России центрами правовой информатизации. В целях удешевления и повышения оперативности и надежности модернизации средств вычислительной техники также могут быть использованы возможности НЦПИ, имеющего многолетний опыт проведения таких работ в центральном аппарате Минюста России и в судах общей юрисдикции Российской Федерации. При создании ЕСИТО Минюста России необходимо учитывать тенденции развития современной вычислительной техники, которые в настоящее время предполагают реальный переход на аппаратно-программные средства параллельной обработки информации, использование нейронной логики компьютерных структур и сред, изменяемости логической структуры и переход от многопроцессорных к многомашинным системам, имеющим общее поле оперативной и долговременной памяти, работающим на распределенном пространстве, объединенном высокоскоростными каналами передачи данных в системы высокой живучести и надежности. 3.8. Телекоммуникационное обеспечение информационных систем Минюста России Современные информационные технологии подразумевают внедрение в работу всех объектов системы не только мощных аппаратно-программных комплексов обработки информации, но и высокопроизводительных средств телекоммуникации и передачи данных. Телекоммуникационное обеспечение передачи данных ЕСИТО Минюста России представляет собой комплекс программно-технических средств, позволяющих обеспечить достоверность и своевременность обработки информационных потоков, циркулирующих в данной системе. К телекоммуникационному обеспечению ЕСИТО предъявляются следующие требования: обмен информационными массивами должен производиться непосредственно между всеми составляющими системы; информационная система должна обеспечивать достоверность и надежность при передаче данных, в связи с чем необходима единая политика в построении узлов системы, что возможно только при наличии центрального узла системы (НЦПИ) и региональных узлов (ЦПИ); каналообразующее оборудование центрального узла (НЦПИ) должно обеспечивать централизованное управление всеми узлами системы. ЕСИТО Минюста России должна представлять собой сочетание взаимодействующих информационных подсистем, связанных между собой сетью передачи данных, с возможностью интеграции с ведомственными автоматизированными системами правоохранительных органов и иных органов исполнительной власти. Построение ЕСИТО Министерства юстиции Российской Федерации позволит осуществлять его территориальным органам и учреждениям обмен данными с центральным аппаратом Минюста России. Для организации сети передачи данных Министерства необходимо использовать систему связи уголовно-исполнительной системы, которая и настоящее время наиболее развита и имеет хорошие перспективы, а также создаваемую ФАПСИ в интересах органов государственной власти информационно-телекоммуникационную систему специального назначения. Подключение системы Минюста России к глобальной сети Интернет также должно быть организовано по каналам сети органов государственной власти ФАПСИ через НЦПИ как центральный узел системы, что обеспечит интеграцию в мировое информационное пространство и защищенный доступ пользователей к информационным ресурсам Минюста России. Для реализации требуемых скоростей передачи данных на значительные расстояния Российской Федерации необходим переход на спутниковые каналы связи путем внедрения радиомодемов в отдаленных учреждениях и территориальных органах Минюста России. 3.9. Организация доступа к информационным ресурсам Минюста России В соответствии с принципами, сформулированными в Концепции правовой информатизации России, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966, пользователям обеспечен интерактивный доступ к информационным ресурсам Минюста России, за исключением тех ресурсов, доступ к которым должен быть ограничен в связи с конфиденциальностью хранящейся в них информации. Принимая во внимание неравномерность внедрения новейших информационных технологий на территории России, для пользователей информационных ресурсов Минюста России, которые не имеют доступ к Интернет, сети "Искра-2", иным коммутируемым каналам, была сохранена возможность получения информации в электронном виде на материальных носителях (дискетах, компакт-дисках, стриммерных лентах, винчестерах) и в виде распечаток на бумажных носителях. Доступ органов государственной власти Российской Федерации к базам данных Минюста России осуществляется на основе взаимного обмена информацией. В результате такого сотрудничества формируются базы данных, включающие более широкий спектр правовых актов федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, чем это предусмотрено законодательством. Доступ к информационным ресурсам НЦПИ при Минюсте России также предоставляется гражданам и юридическим лицам. Введение стандартов Совета Европы по обработке и предоставлению правовой информации поставит перед Российской Федерацией задачи снижения до минимума оплаты доступа к информационным ресурсам и обеспечения представления этих ресурсов в сети Интернет. Выполнение этих условий потребует от России решения проблем информационной безопасности государственных ресурсов, защиты интеллектуальной собственности на информационные продукты и услуги в сети Интернет, увеличения объемов финансирования процессов информатизации. IV. РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ ЮСТИЦИИ 4.1. Подразделения информатизации органов и учреждений юстиции Неотъемлемой частью формирования и развития единого информационного пространства системы юстиции и соответствующих государственных информационных ресурсов является развитие организационных структур (структурных подразделений информатизации), обеспечивающих решение задач информатизации на всех уровнях) системы юстиции, включая территориальные органы и учреждения. Долгосрочной стратегической целью информационной политики Минюста России должно стать формирование единого информационного пространства Министерства юстиции Российской Федерации с учетом особенностей и интересов всех подсистем ЕСИТО и их интеграции в единое информационное пространство России на базе подразделений информатизации территориальных органов и учреждений юстиции и учреждений правовой информатизации. Во всех подсистемах ЕСИТО должны быть созданы подразделения информатизации: группы, сектора или отделы информатизации органов юстиции, службы судебных приставов, органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, учреждений юстиции по регистрации прав и т.д. Сложность задач, стоящих перед Минюстом России в сфере информатизации, потребовала создания распределенной системы организаций, укомплектованных профессиональными кадрами и оснащенных современными техническими средствами, обеспечивающих выполнение функций Минюста России и его территориальных органов. Структура системы информатизации, являясь составной частью структуры Минюста России, включает: на федеральном уровне - Департамент правовой информатизации Минюста России; Научный центр правовой информации при Минюсте России; на уровне субъекта Российской Федерации - территориальные учреждения информатизации: Главный информационно-аналитический центр и центры правовой информатизации; структурные подразделения информатизации в территориальных органах юстиции; структурные подразделения информатизации в территориальных учреждениях юстиции; на муниципальном уровне - структурные подразделения информатизации в филиалах и подразделениях территориальных учреждений юстиции. На указанные подразделения должны быть возложены функции по поддержанию в рабочем состоянии подсистем ЕСИТО, а также администрированию баз данных общего применения и обеспечению информационной безопасности. При решении этих вопросов должно быть организовано взаимодействие подразделений по информатизации территориальных органов и учреждений юстиции с системой центров правовой информатизации, одной из задач которых является обеспечение и координация функционирования всех подсистем ЕСИТО Минюста России в субъектах Российской Федерации. При определении численности подразделения по информатизации необходимо учитывать зарубежный опыт, показывающий, что количество работников, занимающихся информатизацией, составляет не менее 15% от административного персонала и зависит от количественных и качественных характеристик ЛВС, размеров обслуживаемой подразделением территории и объемом информационных ресурсов. В этих учреждениях должны работать квалифицированные специалисты совершенно новой интегрированной специальности, находящейся на стыке нескольких наук - компьютерной обработки информации, современной цифровой связи, юриспруденции и информационной безопасности. Функционирование системы на всех уровнях должно обеспечиваться специалистами с высшим образованием в области правовой информатики, системотехники, аппаратно-программного обеспечения. Наряду с решением вопроса о создании подразделений по правовой информатизации актуальным является сохранение на своих рабочих местах специалистов по информатизации в территориальных органах Минюста России. Для обеспечения комплектования подразделений по информатизации и решения проблемы текучести кадров необходимо поддержание определенного уровня заработной платы квалифицированных специалистов. Учитывая высокую интенсивность развития современных информационных технологий, необходимо проведение плановых мероприятий по повышению квалификации специалистов, обслуживающих информационные подсистемы. Такими мероприятиями могут быть семинары, научные конференции и краткосрочные курсы повышения квалификации, проводимые на базе учреждений по информатизации, а также регулярный выпуск информационных материалов с научно-методическими рекомендациями. 4.2. Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации (НЦПИ) согласно решению коллегии Минюста России является центральным узлом единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Минюста России, реализует комплексный подход в вопросах создания методологии и методики построения системы информатизации, участвует в подготовке и переподготовке кадров, работающих в процессе внедрения вычислительных комплексов, систем связи и программных средств, а также пользователей созданных систем. В системе учреждений информатизации Минюста России главное место занимает Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации, который имеет особый статус в связи с возложенными на него задачами. НЦПИ образован в 1975 году как структурное подразделение Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства Минюста СССР. На центр возлагались функции по ведению учета нормативных актов СССР и союзных республик с использованием новейших технических средств для поиска и выдачи информации. С упразднением в 1991 году Министерства юстиции СССР НЦПИ входит в систему учреждений юстиции России. Финансирование НЦПИ включает не только оплату труда и начисления на нее, но статьи на содержание здания, оплату коммунальных услуг, услуг связи. В то же время НЦПИ является единственным учреждением Минюста России, которое производит отчисление прибыли на содержание центрального аппарата Министерства, осуществляет своими силами ремонт и модернизацию техники. НЦПИ - научное учреждение, прочно завоевавшее высокую репутацию среди организаций, занимающихся проблемами информатизации, имеющее многолетний опыт работы и высококвалифицированные кадры. НЦПИ был создан как национальный банк правовой информации государства и необходимо правовое подтверждение этого статуса. Решение основных задач НЦПИ, определенных Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 02.08.99 г. N 954, и Уставом Центра, требует повышения эффективности: осуществления сбора и обработки правовых актов, организации фондов правовых актов федерального законодательства и субъектов Российской Федерации на бумажных и машинных носителях, поддержания их в актуальном состоянии; участия в разработке и подготовке юридических заключений по проектам законов и иных нормативных актов по вопросам правовой информатизации; проведения научных исследований по проблемам создания, внедрения и эксплуатации информационно-коммуникационных систем и обеспечения территориальных органов и учреждений Минюста России правовой информацией; создания и ведения баз данных судебной статистики, реестра общественных и религиозных объединений, зарегистрированных Минюстом России; разработки и внедрения программного и технологического обеспечения для автоматизации работы территориальных органов и учреждений Минюста России и судов; участия в реализации государственных программ по правовой информатизации; подготовки и переподготовки специалистов в области правовой информатики. 4.3. Учреждения информатизации Минюста России Центры правовой информатизации (ЦПИ) и Главный информационно-аналитический центр (ГИАЦ) являются учреждениями информатизации Минюста России, образованными как некоммерческие организации в форме государственных учреждений, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Опыт работы центров правовой информатизации в субъектах Федерации там, где они созданы, показал значительное повышение качества информационно-правового обеспечения деятельности органов и учреждений юстиции, судов общей юрисдикции, полноты, достоверности и оперативности актуализации баз данных. Центры правовой информатизации в субъектах Российской Федерации выполняют функции узлов ЕСИТО Минюста России. Одной из центральных задач ЦПИ является ведение и распространение базы данных нормативных правовых актов государственных органов власти субъекта Российской Федерации, осуществление работ по созданию, внедрению и применению современных информационных технологий и систем в деятельности органов и учреждений юстиции на территории субъекта Российской Федерации. Необходимо дальнейшее развитие сети центров правовой информатизации и устранение связанных с этим субъективных трудностей. Требуется продолжить организационно-методическую работу с руководителями органов и учреждений юстиции субъектов Федерации по оказанию им помощи в создании ЦПИ, подборе кадров, обеспечении техническими средствами и оборудованными помещениями. ГИАЦ и ЦПИ в минимальном объеме финансируются из средств федерального бюджета, выделяемых только на заработную плату его руководителя и начисления на нее. Все остальные средства в соответствии с действующим законодательством и уставами ЦПИ зарабатывают самостоятельно, осуществляя приносящую доход деятельность и перечисляя часть средств, образовавшихся как превышение доходов над расходами, в ГИАЦ, который расходует эти средства по указанию и в интересах центрального аппарата Минюста России. Проблема развития центров правовой информатизации требует правового регулирования вопроса бюджетного финансирования их, как учреждений Минюста России и необходимости внесения изменений в их учредительные документы. 4.4. Взаимодействие подразделений и учреждений информатизации Минюста России Выработку стратегии развития системы информатизации Минюста России, организационное и методическое руководство учреждениями и подразделениями информатизации, а также контроль за реализацией выработанной технической политики осуществляет структурное подразделение центрального аппарата Министерства - Департамент правовой информатизации. Необходимость существования Департамента правовой информатизации подтверждена в ходе работ по созданию ЕСИТО, создаваемой в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.97 г. N 930. Под управлением Департамента правовой информатизации система подразделений и учреждений информатизации в функциональном, технологическом и кадровом аспектах должна стать основой для реализации ЕСИТО. Департамент правовой информатизации осуществляет координацию и тесное взаимодействие с подразделениями информатизации основных подсистем ЕСИТО: службы судебных приставов; уголовно-исполнительной системы, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другими. Это является существенным условием нормального функционирования подразделений информатизации, проводящих согласованную политику в реализации своих подсистем, участвующих в создании, внедрении и сопровождении программных комплексов, а также поддерживающих работоспособность технических средств под руководством и во взаимодействии с Департаментом правовой информатизации с учетом выработанной им централизованной технической политики. При этом центральным узлом системы, объединяющим потоки данных, является НЦПИ, обеспечивающий координацию в методическом, техническом и технологическом аспекте деятельности центров правовой информатизации, подразделений по информатизации органов и учреждений юстиции в субъектах Российской Федерации. 4.5. Финансирование информатизации Минюста России Реализация государственной информационной политики Минюстом России является задачей государственного управления, практическое решение которой требует выполнения ряда условий, одним из которых является планомерное бюджетное финансирование указанной деятельности (указы Президента Российской Федерации от 28 июня 1993 года N 966 "Об утверждении Концепции правовой информатизации России" и от 4 августа 1995 года N 808 "О президентских программах по правовой информатизации"). Финансирование информатизации Минюстом России в 1991-1998 гг. осуществлялось за счет бюджетного финансирования, выделяемого из статьи расходов на обеспечение судов общей юрисдикции, и прибыли от приносящей доход деятельности НЦПИ, ГИАЦ и центров правовой информатизации в субъектах Российской Федерации. Несмотря на то, что в указанный период затраты на информатизацию составили около 6% от фактических затрат на обеспечение судов общей юрисдикции и органов юстиции, в Минюсте России была создана распределенная информационно-вычислительная система, обеспечивающая информационное взаимодействие территориальных органов и учреждений юстиции в 82 субъектах Российской Федерации с НЦПИ - центральным узлом системы. По предварительным оценкам, проведенным во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20 марта 1998 года N БВ-П4-08263 Минэкономики России совместно с Минюстом России, затраты на создание ЕСИТО составят около 700 млн. долларов США (на период до 2010 года). Однако в настоящее время в условиях дефицита федерального бюджета создание ЕСИТО Минюста России возможно только за счет внутренних ресурсов, формируемых из: централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах (Федеральный закон от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.97 N 1387 "О мерах по реализации Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.1) и от 02.09.98 N 1013 "Об утверждении временного положения о порядке перечисления и использования централизуемой доли средств, получаемых в виде платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах"); внебюджетного фонда развития исполнительного производства (Федеральный закон от 21.07.97 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.98 N 659 "Об утверждении положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства"); средств инвестиционных кредитов (постановление Правительства Российской Федерации от 24.06.97 N 930 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", поручений Правительства Российской Федерации от 20.03.98 г. N БВ-П4-08263, от 16.09.99 N ИК-П8-30501); средств от приносящей доход деятельности НЦПИ при Минюсте России, ГИАЦ Минюста России и центров правовой информатизации в субъектах Российской Федерации. Для реализации задач, связанных с финансированием правовой информатизации, разработан механизм самофинансирования, позволяющий Минюсту России, взаимодействуя с органами юстиции, организовывать центры правовой информатизации как учреждения системы Минюста, которые в соответствии с уставными задачами могут осуществлять приносящую доходы деятельность, связанную с предоставлением гражданам и организациям баз данных правовой информации, данных о регистрации общественных и религиозных объединений, правовой статистике и т.п. Указанные средства также могут быть направлены на создание ЕСИТО. Необходимость создания центров правовой информатизации в субъектах Российской Федерации обуславливается также тем, что они могут финансировать содержание специалистов по информатизации территориальных органов юстиции. Требует дальнейшей проработки проблема привлечения инвестиционных кредитов для создания ЕСИТО Минюста России. Инвестиционный кредит для решения "Проблемы 2000" (поручение Правительства Российской Федерации от 16.09.99 г. N ИК-П8-З0501) составляет 100 миллионов рублей. В целях более рационального использования финансовых средств, получаемых от деятельности государственных учреждений, наделенных правом осуществлять приносящую доход деятельность на информационно-правовом рынке, необходима консолидация на государственном уровне различных организаций, работающих в области информатизации и имеющих различный правовой статус, с учетом имеющегося опыта в странах Западной Европы. Экономический эффект, полученный от реализации задач на основе внедрения указанной системы, согласно предварительным расчетам не только окупит затраты на ее создание, но и принесет значительные доходы государству, поскольку формирующиеся в Минюсте России информационные ресурсы прямо или косвенно влияют на формирование доходной части федерального бюджета. 4.6. Подготовка н обучение пользователей информационных систем Минюста России, повышение квалификации специалистов по информатизации Важным аспектом проблемы кадрового обеспечения системы информатизации Минюста России является обучение пользователей ЕСИТО основам информатики и работе с прикладным программным обеспечением. В процессе подготовки кадров среди пользователей системы необходимо обучение аналитиков для обработки и анализа правовой информации и статистики. Для успешной работы необходимы знания как в области права, так и в области информатики, статистики, лингвистики, теории построения баз данных и знаний, системного программирования, теории проектирования сетей передачи данных и т.д. В связи с этим актуальным является вопрос о создании на базе НЦПИ структурного подразделения кафедры Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. Дальнейшее совершенствование системы единого организационного, учебно-методического и научного обеспечения профессиональной учебы кадров юстиции связано также с переходом в состав Министерства юстиции Российской Федерации уголовно-исполнительной системы, функционирования служб государственных регистраторов недвижимости и судебных приставов Минюста России. Подготовка специалистов по информатизации и пользователей информационных систем может проводиться на базе Российской правовой академии Минюста России и ее филиалов, Российского института государственных регистраторов, Международного юридического института, а также сети учреждений информатизации Минюста России (НЦПИ, ГИАЦ, ЦПИ) по специально разработанным программам. Обучение может организовываться в групповой и индивидуальной формах, и продолжительность курса обучения работе с прикладным программным обеспечением, исходя из сложившейся практики, должна составлять от 6 до 60 учебных часов. V. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ МИНЮСТА РОССИИ КАК СОСТАВНОЙ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5.1. "Проблема 2000" "Проблема 2000" состоит в возможной неработоспособности (частичной или полной) либо некорректном функционировании программно-технических комплексов и информационных систем после наступления 2000-го года из-за ошибок, связанных с двузначным представлением даты в памяти компьютеров и особенностями алгоритмов определения високосного года. Решение "Проблемы 2000" является одной из важнейших задач в области информатизации Минюста России, поскольку используемая компьютерная техника поддерживает в рабочем состоянии ЕСИТО Минюста России. На первом этапе построения ЕСИТО должен быть решен ряд проблем, среди которых немаловажной является переоснащение центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и иных органов и учреждений юстиции средствами вычислительной техники для решения проблемы предотвращения сбоев и негативных последствий в работе компьютерных, микропроцессорных, цифровых систем, возникающих при наступлении 2000 года ("Проблема 2000"). Сбои оборудования и программ, связанные с "Проблемой 2000", могут привести к нештатному функционированию любой подсистемы ЕСИТО как в центральном узле системы (НЦПИ), так и в информационной среде территориальных органов и учреждений Министерства юстиции Российской Федерации. Последствия ошибок могут проявиться в виде сбоев либо полной неработоспособности автоматизированных систем, возникновения не обнаруживаемых ошибок при выполнении различных типов операций. Период возможного возникновения ошибок не ограничивается одной датой 1 января 2000 года. В течение значительного периода (до 2043 года) ошибкам обработки дат могут быть подвержены: прикладные программы (поисковые информационные системы, системы делопроизводства и документооборота и т.п.); операционные системы (нарушение программ ведения файловых систем, оптимизации производительности); системы контроля доступа и безопасности (отключение пользователей программных систем, запрет физического доступа в отдельные зоны и помещения); аппаратные компоненты вычислительных систем и сетей (отказ центральных процессоров компьютеров, коммутаторов, маршрутизаторов, мостов, серверов, сетевых принтеров, факсов, мультиплексоров и других устройств, а также отказ отдельных микросхем ROM, BIOS, контроллеров). Важную роль в решении "Проблемы 2000" в субъектах Российской Федерации призваны сыграть центры правовой информатизации Минюста России, имеющие с НЦПИ тесные информационно-технологические связи. Негативные последствия "Проблемы 2000" могут коснуться следующих элементов информационной среды органов и учреждений юстиции: ключевых программных систем; локальных компьютерных сетей; коммуникативных программных систем; микропроцессорных систем. Опасность сбоев, обусловленных "Проблемой 2000", существенно возрастает в том случае, когда различные программные системы используют общие структуры данных. Такая ситуация возникает, когда информационная среда органов и учреждений юстиции основана на использовании локальной компьютерной сети. Использование технологии "клиент-сервер", применяемой в ЕСИТО, предполагает централизованное хранение наиболее важных данных и их периодическую рассылку на удаленные станции в ответ на поступающие запросы. С другой стороны, программы, расположенные на конечных станциях, периодически пересылают данные в централизованное хранилище. В целом использование локальных сетей в ЕСИТО требует согласованного решения "Проблемы 2000" для всех конечных станций, серверов, конверторов, роутеров и централизованных хранилищ данных. Одним из основополагающих принципов построения системы информатизации является распределенная обработка данных, т.е. обмен информацией между органами и учреждениями юстиции и другими организациями. Сбой в работе коммуникативных систем способен нарушить нормальное выполнение основных производственных операций. В приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 16 августа 1999 года N 237 определен комплекс мероприятий по решению "Проблемы 2000". В соответствии с приказом созданы рабочая группа Минюста России по решению "Проблемы 2000", а также рабочие группы по решению указанной проблемы в территориальных органах и учреждениях юстиции, предусмотрено проведение в системе Минюста России мероприятий по инвентаризации технических средств (ТС) и программного обеспечения (ПО) информационных систем, тестированию ТС, системного и прикладного ПО на наличие "Проблемы 2000", модернизации (замене) ТС, системного и прикладного ПО, не удовлетворяющих критериям "Проблемы 2000", разработке резервных планов функционирования объектов на случай полных или частичных отказов и сбоев информационных систем (ИС) при наступлении 2000 года; проверка готовности ИС к наступлению 2000 года. Важное значение имеет экспертиза спецификаций планируемого к закупке компьютерного, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения в целях предотвращения приобретения технических и программных средств, не удовлетворяющих критериям готовности к "Проблеме 2000". В системе Минюста России созданы и функционируют два центра компетенции по "Проблеме 2000": НЦПИ и Центр новых технологий государственного учреждения "Научно-исследовательский институт уголовно-исполнительной системы Минюста России". В рамках работ по решению "Проблемы 2000" в Минюсте России производятся замена и модернизация функционирующих в настоящее время сегментов программного обеспечения всех подсистем ЕСИТО. Все внедряемые новые программы готовы к "Проблеме 2000". Документация разрабатываемых программных комплексов содержит требование корректного функционирования при наступлении 2000 года. В соответствии с решениями Правительства Российской Федерации Минюстом России разработаны и направлены в соответствующие федеральные органы исполнительной власти заявки на финансирование и перечни необходимых для решения "Проблемы 2000" технических средств и программного обеспечения, поскольку решение "Проблемы 2000" связано с необходимостью соответствующего технического и финансового обеспечения. В целом ситуация по решению "Проблемы 2000" в Минюсте России находится под постоянным контролем и в результате проведенных подготовительных мероприятий созданы правовые, организационные и методические предпосылки для успешного решения "Проблемы 2000". 5.2. Угрозы информационной безопасности Обеспечение информационной безопасности системы информатизации Минюста России связано с предотвращением угроз, под которыми следует понимать фактор или совокупность факторов, создающих опасность функционированию и развитию информационной среды общества. Реализация государственной информационной политики, осуществляемой Минюстом России, требует комплексного и системного подхода к анализу объектов, угроз информационной безопасности, применения экономических, организационно-технических, социальных и правовых методов. К основным объектам информационной безопасности системы Минюста России относятся: информационные ресурсы, система их формирования, распространения и использования, имеющаяся информационная инфраструктура. Только обеспечение информационной безопасности указанных объектов позволит создать условия надежного функционирования ЕСИТО. Основной целью обеспечения информационной безопасности в системе Минюста России является предотвращение ущерба государственным интересам в результате разглашения, утраты, утечки, искажения и уничтожения информации, ее незаконного использования, нарушения работы программных и технических средств, приводящих к недоступности информации в системах ее обработки и передачи. Центральный узел ЕСИТО Минюста России (НЦПИ) неоднократно подвергался атакам со стороны внешних пользователей. Поэтому в ЕСИТО защите должна подлежать любая документированная информация, составляющая государственную, служебную или иную охраняемую законом тайну, а также конфиденциальная информация, предоставленная органам юстиции Российской Федерации государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Наиболее опасными угрозами информационной безопасности ЕСИТО Минюста России являются: непреднамеренные (ошибочные, случайные) действия сотрудников Минюста России при эксплуатации информационных систем, приводящие к непроизводительным затратам времени и ресурсов, потере ценной информации или нарушению работоспособности отдельных рабочих мест или подсистем; умышленные действия сотрудников Минюста России (в том числе программистов - разработчиков прикладных задач, а также сотрудников, отвечающих за администрирование средств защиты); непреднамеренные и умышленные воздействия из внешних сетей общего пользования при возникновении несанкционированных каналов подключения ЕСИТО Минюста России к открытым сетям. Наиболее вероятным способом "атак" на серверы и мосты является использование средств удаленного доступа (недостатки протоколов обмена и средств разграничения удаленного доступа к ресурсам и системным таблицам). Для этого могут использоваться возможности от стандартных (без модификации компонентов) до специальных аппаратных средств, а также применяться специализированные программы для преодоления системы защиты. В связи с тем, что в настоящее время в ЕСИТО Минюста России обрабатывается информация различных категорий свободного и ограниченного доступа, причем к информации ограниченного доступа, в соответствии с действующим законодательством, отнесена информация для служебного пользования и персональные данные, необходимы разработка и применение широкого комплекса мероприятий по предотвращению угроз информационной безопасности системы. 5.3. Комплекс мероприятий по обеспечению информационной безопасности Учитывая разнообразие угроз информационной безопасности, режим защиты в системе информатизации Минюста России должен формироваться как совокупность мер и способов защиты циркулирующей в ЕСИТО информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, влекущих за собой нанесение ущерба владельцам или пользователям информации. В ЕСИТО должна быть реализована комплексная система обеспечения информационной безопасности, полностью охватывающая процессы функционирования подсистем ЕСИТО, использование их ресурсов, деятельность персонала, использующего и эксплуатирующего подсистемы ЕСИТО. В подсистемах ЕСИТО Минюста России должны подлежать обязательной защите следующие типовые элементы: рабочие станции - отдельные ЭВМ или удаленные терминалы сети, на которых реализуются автоматизированные рабочие места пользователей (абонентов, операторов, администраторов); серверы или host-машины - высокопроизводительные ЭВМ, предназначенные для реализации функций хранения, печати данных, обслуживания рабочих станций сети и т.п. действий; межсетевые мосты (шлюзы, центры коммутации пакетов, коммуникационные ЭВМ) - элементы, обеспечивающие соединение нескольких сетей, либо нескольких сегментов одной и той же сети, имеющих различные протоколы взаимодействия; каналы связи (выделенные, телефонные, локальные, с узлами коммутации и т.д.). Рабочие станции должны быть надежно защищены от доступа посторонних лиц и содержать средства разграничения доступа к информационным ресурсам пользователей, имеющих разные полномочия. Кроме того, средства защиты должны предотвращать нарушения нормальной настройки рабочих станций и режимов их функционирования, вызванные неумышленным вмешательством неопытных (невнимательных) пользователей. В особой защите нуждаются выделенные файловые серверы, серверы приложений, так как именно через них пытаются получить доступ к защищаемой информации и оказать влияние на работу различных подсистем серверов, используя недостатки протоколов обмена и средств разграничения удаленного доступа к ресурсам серверов. При этом могут предприниматься попытки как удаленного (со станций сети), так и непосредственного (с консоли сервера) воздействия на работу серверов и их средств защиты. Мосты, шлюзы, маршрутизаторы, коммутаторы и другие сетевые устройства, каналы и средства связи, применяемые в системе, нуждаются в защите, поскольку они могут быть использованы нарушителями для реструктуризации и дезорганизации работы сети, перехвата передаваемой информации, анализа трафика и реализации других способов вмешательства в процессы обмена данными. Необходимо предусматривать экранирование локальных сетей, входящих в ЕСИТО, от внешнего несанкционированного доступа путем применения специализированного программно-аппаратного оборудования (межсетевых экранов). В целях обеспечения информационной безопасности ЕСИТО Минюста России необходимо: при проектировании, строительстве и оборудовании ИТП, а также при проектировании, разработке, ремонте и модификациях оборудования и программного обеспечения в обязательном порядке учитывать требования обеспечения информационной безопасности; определить правила доступа пользователей к ресурсам ИТП, распределения реквизитов разграничения доступа (паролей, ключей шифрования и т.д.); разработать инструкции для пользователей на каждом технологическом участке обработки и передачи информации в ИТП; организовать строгий учет, хранение, использование и уничтожение документов и носителей информации. Применяемые в ЕСИТО технические средства защиты должны обеспечивать: защиту подсистем ЕСИТО от вмешательства лиц, не допущенных к работе с ними; разграничение доступа законных пользователей системы и программ к информационным, программным и аппаратным ресурсам системы в строгом соответствии с утвержденными правилами и установленными полномочиями пользователей; обеспечение целостности критических ресурсов системы (в том числе самих средств защиты) и среды исполнения прикладных программ; защиту подсистем ЕСИТО от внедрения вредоносных программ и вирусов; защиту данных, передаваемых по каналам связи от раскрытия, искажения, подмены и фальсификации; регистрацию, сбор, упорядоченное хранение и выдачу сведений обо всех событиях, происходящих в подсистемах ЕСИТО и имеющих отношение к их безопасности. Первоочередные мероприятия по реализации системы обеспечения информационной безопасности ЕСИТО Минюста России должны включать: разработку нормативных правовых актов Минюста России по направлениям реализации комплексной системы обеспечения информационной безопасности в сфере правовой информатизации, работ по созданию баз данных; формирование единой технической политики по разработке и совершенствованию методов и средств обеспечения информационной безопасности; разработку необходимых организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок-предоставления информации и ответственность пользователей; анализ отечественных и зарубежных технических и программных средств информатизации с точки зрения их соответствия требованиям информационной безопасности, выбор перспективных направлений развития и принятие решений по их дальнейшему использованию; применение сертифицированных средств защиты информации; определение необходимых программных и аппаратных ресурсов для реализации системы обеспечения информационной безопасности. 5.4. Деятельность Минюста России в составе Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности Актуальность проблемы обеспечения информационной безопасности связана с необходимостью совершенствования правового регулирования в данной области. Минюст России принимает активное участие в работе Межведомственной комиссии (МВК) Совета Безопасности Российской Федерации по информационной безопасности, на заседаниях которой обсуждаются проблемы обеспечения информационной безопасности, рассматриваются законопроекты в данной области и осуществляется их оценка на соответствие Концепции национальной безопасности, формируются предложения по совершенствованию законодательства в области информационной безопасности. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1637 руководитель Департамента правовой информатизации Минюста России - директор НЦПИ был утвержден членом МВК по информационной безопасности, а в соответствии с решением МВК по информационной безопасности от 27 января 1998 г. N 1.2 распоряжением Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации В.В. Путина от 2 июня 1999 г. N 21-рсб назначен заместителем председателя рабочей комиссии (группы) по вопросам совершенствования нормативной правовой базы в области обеспечения информационной безопасности (созданной во исполнение решения МВК от 13 октября 1998 года N 5.1. и в соответствии с п. 15 (абз.5) Положения об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 1998 года N 294). Минюст России готовит материалы по вопросам совершенствования и развития законодательства в области обеспечения информационной безопасности. Во исполнение соответствующих планов работы МВК Минюстом России подготовлены предложения о создании и применении правовых механизмов информационной безопасности, о состоянии и первоочередных задачах по укреплению информационной безопасности в соответствии с направлениями деятельности Министерства юстиции Российской Федерации, о правовых и международных аспектах информационной безопасности, об основных направлениях развития законодательства Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, об основных направлениях государственной политики по защите информационного пространства Российской Федерации. Также подготовлены материалы для включения в аналитическую записку о состоянии комплексной защиты информации в информационно-телекоммуникационных системах в Российской Федерации. Указанной рабочей комиссией при участии специалистов Минюста России разработан проект Концепции совершенствования правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, который в сентябре 1999 года в целом одобрен на заседании МВК. После доработки с учетом замечаний и предложений федеральных органов исполнительной власти, ведущих научных организаций России данный проект будет представлен Секретарю Совета Безопасности Российской Федерации с предложениями по его реализации. Принятие Концепции потребует разработки около сорока нормативных правовых актов, направленных на обеспечение информационной безопасности. Важность совершенствования законодательства в области информационной безопасности отмечена и в решении коллегии Минюста России, объявленном приказом Минюста России от 11 октября 1999 года N 296. В соответствии с пунктом 6 данного решения для продолжения участия в разработке Концепции правового обеспечения информационной безопасности и последующей ее реализации, а также в целях совершенствования законопроектной деятельности Минюста России в данной области необходимо развитие указанного направления и образование отдела законодательства об информатике, что позволит Минюсту России обеспечить свое участие в работе МВК и работе комиссии на качественно новом уровне. 5.5. Направления развития законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности Участие Минюста России в работе по совершенствованию законодательства Российской Федерации в сфере информационной безопасности связано с необходимостью определения в настоящей Концепции основных направлений развития законодательства в указанной области. Основная цель развития законодательства в сфере обеспечения, информационной безопасности Российской Федерации - обеспечение правового регулирования в указанной сфере, соответствующего современному уровню развития государства и позволяющего осуществлять надежную правовую защиту интересов Российской Федерации в информационной сфере. Совершенствование правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации должно осуществляться в рамках: системы международных договоров, затрагивающих вопросы противодействия угрозам ее основным интересам в информационной сфере; федерального законодательства, регулирующего отношения в данной области по предметам ведения и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего отношения в рассматриваемой области по вопросам, отнесенным к предметам совместного введения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также исключительного ведения субъектов Российской Федерации. Важнейшими задачами развития законодательства в области информационной безопасности являются: формирование и реализация единой государственной политики по обеспечению защиты национальных интересов Российской Федерации от угроз в информационной сфере; совершенствование структуры государственной системы информационной безопасности и механизма ее функционирования в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства; правовое обеспечение безопасности национальных информационно-телекоммуникационных систем и сетей, а также развития отечественной индустрии информационных телекоммуникационных средств, их приоритетное распространение на внутреннем рынке по сравнению с зарубежными аналогами; защита информационных ресурсов и, прежде всего, в федеральных органах государственной власти и на предприятиях оборонного комплекса; сохранение и защита культурного и исторического наследия (в том числе музейных, архивных, библиотечных фондов, историко-культурных объектов и т.д.), традиционных духовных ценностей в целях духовного возрождения России; обеспечение пропаганды через средства массовой информации национальной культуры народов России и роли русского языка как государственного языка и языка межгосударственного общения. Развитие и дальнейшее совершенствование информационного законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации связано с разработкой новых федеральных законов и иных нормативных правовых актов, направленных на восполнение пробелов в правовом регулировании общественных отношений в информационной сфере, особенно с введением в законодательство новых понятий, применяемых в информационно-телекоммуникационных технологиях, с устранением внутренних противоречий федерального законодательства и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также возникших в связи с подписанием Российской Федерацией международных соглашений, касающихся указанных вопросов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На основе настоящей Концепции разрабатываются конкретные планы и программы поэтапного создания Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации, определяется приоритетность мер по реализации основных направлений ее развития, осуществляются координация и объединение финансовых, организационных, научных, технических и нормотворческих возможностей заинтересованных направлений деятельности Минюста России. При определении этапов создания ЕСИТО Минюста России необходимо учитывать следующие требования: оперативность формирования информационного обеспечения системы; модульный принцип построения; комплексность создания всех компонентов системы (подсистем); совместимость создаваемой ЕСИТО с существующей распределенной информационно-вычислительной системой Минюста России; обеспечение возможности постепенного перевода структурных подразделений центрального аппарата Минюста России, его территориальных органов и учреждений на автоматизированные технологии; использование телекоммуникационных возможностей уголовно-исполнительной системы Минюста России. При разработке конкретных планов и программ поэтапного создания ЕСИТО должен быть учтен следующий комплекс необходимых мероприятий. На федеральном уровне: модернизация центрального узла системы, создание абонентских пунктов в зданиях центрального аппарата Минюста России, укомплектование средствами вычислительной техники структурных подразделений центрального аппарата, разработка, опытная эксплуатация и внедрение автоматизированных технологий электронного документооборота, службы судебных приставов, правовой статистики, ведения реестров прав на недвижимое имущество и сделок с ним, общественных и религиозных объединений, ведения соответствующих баз данных, разработка нормативно-правовых и методических документов функционирования ЕСИТО, организация взаимодействия с органами государственной власти в рамках реализации Федеральной целевой программы борьбы с преступностью, межведомственной системой "Доход", организация взаимодействия территориальных органов и учреждений Минюста России в различных субъектах Федерации, обучение и повышение квалификации и т.д. На уровне субъектов Федерации: мониторинг уровня информационных систем, функционирующих в территориальных органах и учреждениях Минюста России, выявление степени их оснащенности и укомплектования средствами телекоммуникационной и вычислительной техники, опытная эксплуатация и внедрение разработанного на федеральном уровне программного обеспечения, дальнейшая работа по созданию центров правовой информатизации, оснащению их средствами вычислительной техники, необходимой для их функционирования в качестве узла ЕСИТО, организация взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы борьбы с преступностью, межведомственной системой "Доход", организация взаимодействия учреждений юстиции с их филиалами и структурными подразделениями в муниципальных образованиях и т.д. На уровне муниципальных образований: мониторинг уровня информационных систем, выявление степени оснащенности и укомплектования средствами телекоммуникационной и вычислительной техники, опытная эксплуатация и внедрение разработанного на федеральном уровне программного обеспечения филиалов и структурных подразделений учреждений юстиции. В целях отработки автоматизированных технологий, алгоритмов взаимодействия между подсистемами ЕСИТО, создания типовых проектных решений по ЕСИТО необходимо определить базовые территориальные органы и учреждения Минюста России, руководствуясь следующими критериями: наличие опыта использования в своей деятельности автоматизированных технологий; укомплектованность средствами вычислительной техники; наличие телекоммуникационной среды для организации взаимодействия; наличие подготовленных кадров. Положения настоящей Концепции могут быть скорректированы с учетом развития средств вычислительной техники и телекоммуникационных технологий в соответствующих программах. Страницы: 1 2 |