О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ. Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 13.12.01 2198-III ГД

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ В ОТНОШЕНИИ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          13 декабря 2001 г.
                            N 2198-III ГД

                                (НТЦС)


     Калининградская область в силу своего  географического  положения
имеет особое значение для обеспечения интересов Российской Федерации в
Европе и развития сотрудничества с европейскими государствами.  Однако
уникальный потенциал области используется недостаточно эффективно.  Не
решен ряд вопросов,  связанных с жизнедеятельностью области в условиях
расширения Европейского союза.
     Депутаты Государственной Думы  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  считают  неотложной  задачей  завершение  выработки  особой
государственной  политики   в   отношении   Калининградской   области,
предусматривающей ускорение темпов ее экономического роста, достижение
в ближайшее  десятилетие  уровня  развития,  сопоставимого  с  уровнем
развития  соседних государств - Польши и Литвы,  применение новых форм
хозяйствования  и  равноправного   международного   сотрудничества   в
интересах  всех  субъектов  Российской  Федерации и в целях укрепления
стабильности в Европе.
     Стратегию развития     Калининградской     области     необходимо
ориентировать как на компенсацию недостатков ее эксклавного положения,
так  и  на  реализацию преимуществ ее нахождения в центре Европейского
континента и превращение области в своего рода мост  между  Россией  и
Европейским    союзом.    Государственная    политика    в   отношении
Калининградской    области     должна     предусматривать     комплекс
законодательных,  структурных  и  институциональных мер,  направленных
прежде всего на повышение уровня  жизни  населения  области,  создание
благоприятных   условий   для   инвестиционной  и  предпринимательской
деятельности,  укрепление  связей   области   с   другими   субъектами
Российской Федерации и соседними государствами.
     Решающее значение будут иметь скорейшее принятие  и  приоритетное
финансирование  Федеральной целевой программы развития Калининградской
области  на  период  до  2010   года,   совершенствование   механизмов
функционирования  Особой  экономической зоны в Калининградской области
(ОЭЗ) и законодательное обеспечение их стабильности.
     При этом,  по мнению Государственной Думы, органы государственной
власти Российской Федерации должны  учитывать  уникальные  особенности
данного  субъекта  Российской  Федерации  и смелее использовать новые,
неординарные подходы в  сфере  налогообложения,  таможенной  политики,
регулирования  внешнеэкономической  и  инвестиционной  деятельности  в
целях  эффективного  обеспечения   жизнедеятельности   Калининградской
области.
     Особое внимание   должно   быть   уделено   вопросам    улучшения
экологической   ситуации   в  области,  развитию  социальной  сферы  и
реализации потенциала Калининградской области как рекреационной зоны.
     Важным фактором  ускорения  развития Калининградской области и ее
превращения в регион сотрудничества России с другими странами является
взаимодействие   с   соседними  государствами  и  Европейским  союзом.
Показателем искренности заверений Литвы, Польши и Европейского союза в
стремлении  развивать  конструктивное  сотрудничество с Россией станет
степень их готовности пойти навстречу предложениям российской стороны,
касающимся  взаимовыгодного  решения проблем,  связанных с расширением
Европейского союза.
     Интересам строительства  Европы без разделительных линий отвечало
бы  сохранение  взаимного  безвизового  порядка  пересечения   границы
Калининградской  области  для  жителей  области и граждан сопредельных
государств.  В перспективе необходим постепенный переход к упрощенному
порядку  получения  жителями  области  разрешений  на посещение других
государств - участников Шенгенского соглашения.
     Должен быть  согласован  порядок  беспрепятственного передвижения
российских граждан и грузов между Калининградской областью и остальной
частью  территории  Российской  Федерации.  Намерения создать визовые,
таможенные либо иные барьеры в транзитном сообщении между  ними  могут
быть  расценены  не иначе как попытки подорвать суверенитет Российской
Федерации.
     Государственная Дума   поддерживает   предложение   о  заключении
специального соглашения  между  Российской  Федерацией  и  Европейским
союзом по вопросам, касающимся Калининградской области, в котором были
бы  закреплены  взаимные  обязательства  и  договоренности,  а   также
определены    основные    формы    сотрудничества,   включая   участие
Калининградской области в региональных проектах  развития  европейской
интеграции.  Вклад в подготовку такого документа мог бы внести Комитет
парламентского   сотрудничества   между   Российской   Федерацией    и
Европейским союзом.
     Депутаты Государственной  Думы  отмечают,   что   Калининградская
область   сохраняет  свое  важное  значение  для  обеспечения  военной
безопасности   Российской   Федерации,   а   также   для   поддержания
стабильности в Балтийском регионе.  В этой связи необходимо продолжить
на   основе   имеющихся   российских   инициатив    и    международных
договоренностей    усилия   по   формированию   системы   региональной
безопасности,  осуществлению мер доверия в военно-политической  сфере.
По   мнению  депутатов  Государственной  Думы,  решения  по  вопросам,
связанным  с  дислокацией  на   территории   Калининградской   области
российских  вооруженных  сил,  должны  приниматься  с  учетом развития
военно-политической  ситуации  в  регионе,  включая  планы  расширения
Организации   Североатлантического   договора.   Повышенное   внимание
необходимо уделить решению социальных проблем  военнослужащих  и  лиц,
уволенных в запас.
     Калининградская область  имеет  богатейшие  традиции  в  развитии
науки,  образования,  искусства.  Эта сфера должна рассматриваться как
важнейший компонент превращения  области  в  высокоразвитый  регион  с
высоким уровнем жизни населения.
     С учетом  вышеизложенного   Государственная   Дума   Федерального
Собрания Российской Федерации постановляет:
     1. Обратиться к Президенту Российской  Федерации  В.В.  Путину  с
предложениями:
     поручить Совету Безопасности  Российской  Федерации  в  ближайшее
время   завершить  разработку  концепции  государственной  политики  в
отношении  Калининградской  области,  в  полной  мере  учитывающей  ее
особенности      и      необходимость      обеспечения     ускоренного
социально-экономического  развития  области  как  неотъемлемой   части
Российской  Федерации  в  целях превращения ее в регион сотрудничества
Российской Федерации с Европейским союзом;
     поручить Министерству  иностранных  дел  Российской  Федерации на
переговорах с Европейским союзом ставить целью подписание специального
соглашения   между  Российской  Федерацией  и  Европейским  союзом  по
вопросам,  касающимся Калининградской области; на переговорах с Литвой
и  Польшей добиваться,  в частности,  сохранения взаимного безвизового
порядка пересечения границы Калининградской области жителями области и
гражданами  сопредельных  государств и беспрепятственного передвижения
людей и грузов,  включая военные,  между  Калининградской  областью  и
остальной частью территории Российской Федерации.
     2. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
     предусмотреть приоритетное   финансирование  Федеральной  целевой
программы развития Калининградской области на период до 2010 года;
     в течение весенней сессии Государственной Думы 2002 года внести в
Государственную Думу проекты  федеральных  законов,  предусматривающих
комплекс    мер,    направленных   на   совершенствование   механизмов
функционирования Особой экономической зоны в Калининградской  области,
предоставление  хозяйствующим  субъектам на территории Калининградской
области  дополнительных  налоговых  льгот,  установление  специального
таможенного   режима,   существенное   упрощение  порядка  регистрации
предприятий и лицензирования деятельности участников ОЭЗ;
     оперативно решить   вопрос   о  компенсации  повышенных  расходов
жителей  области  и  хозяйствующих   субъектов   на   ее   территории,
возникающих  в  связи с транзитом транспорта (грузы и пассажиры) через
территории иностранных  государств  в  Калининградскую  область  и  из
Калининградской области в иные субъекты Российской Федерации.
     3. Комитетам Государственной Думы до  окончания  весенней  сессии
Государственной  Думы  2002  года  в  приоритетном порядке рассмотреть
проекты  федеральных  законов,  внесенные  Калининградской   областной
Думой,   по  вопросам  совершенствования  механизмов  функционирования
Особой  экономической  зоны  в  Калининградской   области,   а   также
соответствующие  законопроекты,  внесенные  Правительством  Российской
Федерации.
     4. Рекомендовать администрации Калининградской области:
     подготовить с   учетом   европейского   опыта   предложения    по
совершенствованию   системы  здравоохранения,  образования,  поддержке
науки и искусства в целях создания максимально  благоприятных  условий
жизни населения Калининградской области;
     разработать комплекс мер по оказанию хозяйствующим  субъектам  на
территории  Калининградской  области  помощи  в изучении правил и норм
Европейского  союза   и   адаптации   к   ним   в   целях   расширения
торгово-экономических связей с европейскими государствами.
     5. Направить  настоящее   Постановление   Президенту   Российской
Федерации В.В.Путину, в Правительство Российской Федерации, парламенты
Республики  Беларусь,  Литовской  Республики,  Республики   Польша   и
государств - членов Европейского союза.
     6. Направить настоящее Постановление в "Парламентскую газету" для
официального опубликования.
     7. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                         Г.Н. Селезнев
13 декабря 2001 г.
N 2198-III ГД