О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КУРИЛЬСКИХ ОСТРОВОВ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ (1994-2005 ГОДЫ)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 17 декабря 2001 г. N 872 (НТЦС) В целях обеспечения комплексного развития экономики Курильских островов на базе рационального использования морских биологических ресурсов, современных технологий, с учетом приоритетного развития энергетического, транспортного, рыбохозяйственного комплексов и экспортного потенциала Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Внести изменения в Федеральную программу социально - экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года (далее именуется - Программа), одобренную постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 1297 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 51, ст.5002; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст.3188), изложив ее в новой редакции (прилагается). 2. Разрешить Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации передавать на договорной основе администрации Сахалинской области функции государственного заказчика Программы по использованию в установленном порядке средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование программных мероприятий в соответствующем году, и заключению государственных контрактов на выполнение подрядных работ. 3. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета на 2002 - 2005 годы включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета, и уточнять ежегодно объем выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей федерального бюджета. 4. Признать утратившими силу пункты 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 г. N 1297 "О Федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года". Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 17 декабря 2001 г. N 872 ОДОБРЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 года N 1297 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2001 года N 872) ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" ----------------------------------------------------------------------- | Наименование Программы - | федеральная целевая программа | | | "Социально-экономическое развитие | | | Курильских островов Сахалинской | | | области (1994-2005 годы)" | |-----------------------------|---------------------------------------| | Наименование, номер и - | Программа одобрена постановлением | | дата принятия решения о | Совета Министров - Правительства | | разработке и утверждении | Российской Федерации от 17 декабря | | Программы | 1993 г. N 1297 "О Федеральной | | | программе социально-экономического | | | развития Курильских островов | | | Сахалинской области на 1994-1995 | | | годы и до 2000 года", решение об | | | уточнении Программы принято на | | | заседании Правительства Российской | | | Федерации 9 ноября 2000 г. | | | (протокол N 37, раздел II) | |-----------------------------|---------------------------------------| | Государственный заказчик - | Министерство экономического | | Программы | развития и торговли Российской | | | Федерации | |-----------------------------|---------------------------------------| | Основные разработчики - | Всероссийский научно - | | Программы | исследовательский институт | | | внешнеэкономических связей при | | | Министерстве экономического | | | развития и торговли Российской | | | Федерации, Институт | | | макроэкономических исследований при | | | Министерстве экономического | | | развития и торговли Российской | | | Федерации | |-----------------------------|---------------------------------------| | Основные исполнители - | организации, определяемые на | | Программы | конкурсной основе | |-----------------------------|---------------------------------------| | Цели и задачи Программы - | основные цели Программы: | | | создание условий для устойчивого | | | развития Курильских островов с | | | учетом геостратегических интересов | | | Российской Федерации; | | | формирование необходимой | | | инфраструктуры и благоприятного | | | инвестиционного климата для | | | развития приоритетных отраслей | | | экономики и стимулирования | | | реализации программ и проектов | | | международного сотрудничества на | | | территории Курильских островов; | | | развитие социальной сферы и | | | достижение экономических и | | | социальных показателей, | | | обеспечивающих стабильное развитие | | | Курильских островов. | | | Основные задачи Программы: | | | создание условий для эффективного | | | использования и обеспечения | | | контроля за территориальным, | | | морским и воздушным пространством | | | Охотского моря и западной части | | | Тихого океана; | | | создание благоприятных условий | | | для привлечения инвестиций, | | | развития малого и среднего бизнеса | | | на территории Курильских островов и | | | выпуска конкурентоспособной | | | продукции; | | | совершенствование системы | | | охраны, воспроизводства и | | | регулирования использования водных | | | биологических ресурсов; | | | повышение эффективности | | | функционирования рыбохозяйственного | | | комплекса Курильских островов; | |-----------------------------|---------------------------------------| | Сроки реализации - | 1994 - 2005 годы | | Программы | | |-----------------------------|---------------------------------------| | Система программных - | нормативное правовое обеспечение | | мероприятий | Программы и необходимые | | | институциональные преобразования; | | | развитие социальной | | | инфраструктуры; | | | развитие рыбохозяйственного | | | комплекса и совершенствование | | | управления им; | | | развитие инфраструктуры топливно - | | | энергетического и транспортного | | | комплексов, связи, минерально - | | | сырьевой базы и агропромышленного | | | производства; | | | охрана природы, экологическая | | | безопасность, предупреждение | | | опасных природных явлений и их | | | последствий; | | | развитие внешнеэкономических | | | связей и международного | | | сотрудничества; | | | комплексный проект "Развитие | | | биофармацевтического комплекса" | |-----------------------------|---------------------------------------| | Объемы и источники - | всего - 8350,6 млн.рублей, в том | | финансирования Программы | числе: | | | средства федерального бюджета - | | | 1494,5 млн.рублей, из них | | | капитальные вложения - 1383,5 | | | млн.рублей, НИОКР - 111 млн.рублей, | | | прочие нужды - 158,7 млн.рублей (с | | | учетом возможностей федерального | | | бюджета); | | | средства бюджета Сахалинской | | | области - 539,5 млн.рублей, в том | | | числе средства, поступающие от | | | реализации проектов "Сахалин-1" и | | | "Сахалин-2", - 217,6 млн.рублей; | | | средства местных бюджетов - | | | 267,5 млн.рублей; | | | внебюджетные источники - 6049,1 | | | млн.рублей, из них собственные | | | средства предприятий - 2500,9 | | | млн.рублей, | | | прочие источники (в том числе | | | средства от финансово - | | | инвестиционной деятельности) - | | | 2757,7 млн.рублей, | | | кредиты коммерческих банков и | | | организаций - 790,5 млн.рублей | |-----------------------------|---------------------------------------| | Система контроля за - | управление реализацией Программы и | | реализацией Программы | контроль за ходом ее выполнения | | | осуществляет в установленном | | | порядке государственный заказчик | | | Программы - Министерство | | | экономического развития и торговли | | | Российской Федерации. | | | Государственный комитет Российской | | | Федерации по статистике | | | осуществляет систематический учет | | | показателей реализации Программы. | | | Администрация Сахалинской области | | | ежегодно, до 1 февраля, направляет | | | в Министерство экономического | | | развития и торговли Российской | | | Федерации, Министерство финансов | | | Российской Федерации и Министерство | | | промышленности, науки и технологий | | | Российской Федерации доклады о ходе | | | работ по Программе и об | | | эффективности использования средств | |-----------------------------|---------------------------------------| | Ожидаемые результаты - | достижение на территории | | реализации Программы | Курильских островов уровня основных | | | макроэкономических показателей, | | | предусмотренных Стратегией | | | социально-экономического развития | | | России на период до 2010 года, в | | | том числе увеличение внутреннего | | | регионального продукта в 2,5 раза, | | | создание 3500 новых рабочих мест | | | (включая временные и сезонные), | | | обеспечение условий для устойчивого | | | развития рыбохозяйственного | | | комплекса и эффективного управления | | | им, обеспечение финансовой | | | самостоятельности региона за счет | | | устойчивого поступления налоговых | | | отчислений в бюджеты всех уровней, | | | создание благоприятных условий для | | | реализации инвестиционных проектов, | | | повышение уровня жизни населения | ----------------------------------------------------------------------- 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России. Курильские острова и прилегающая к ним акватория - единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов. В целях обеспечения комплексного социально-экономического развития этого региона как особой экономической зоны Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановлением от 17 декабря 1993 г. N 1297 одобрил Федеральную программу социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года. С учетом особой геополитической значимости для России Курильских островов и в целях стабилизации социально-экономической обстановки в этом регионе постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 668 срок реализации Программы был продлен до 2005 года. На заседании Правительства Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. (протокол N 37, раздел II) было принято решение об уточнении Программы в части приоритетного развития в 2002-2005 годах энергетического и транспортного комплексов, строительства дорог, а также определения источников финансирования мероприятий Программы. 2. Реализация Программы в 1994 - 2001 годах Итоги реализации Программы в 1994-2001 годах характеризуются следующими показателями. Рыбохозяйственный комплекс Введены в действие в поселках Рейдово, Рыбаки, Китовый (о.Итуруп), Крабозаводское (о.Шикотан), Южно-Курильск (о.Кунашир) рыбоперерабатывающие мощности общим объемом более 1 тыс.тонн в сутки морепродуктов (рыбы, крабов, морской капусты и других), обеспечен прирост объема их добычи в размере 700 тонн в сутки, построено 2 холодильника мощностью 1 тыс.тонн единовременного хранения в сутки, реконструирован рейдовый рыбоводный завод мощностью 70 млн. штук молоди в год. Промысловый флот увеличился на 6 судов. Проведена реконструкция портов на островах Парамушир, Итуруп, Шикотан и береговых рыбоперерабатывающих предприятий: Южно-Курильского рыбозавода (о.Кунашир), рыбозаводов в поселках Малокурильское и Крабозаводское (о.Шикотан), Курильского рыбоводного завода (о.Итуруп), создается опытно-промышленное марикультурное хозяйство по товарному выращиванию морского гребешка в пос.Головнино (о.Кунашир). Топливно-энергетический комплекс Введены в действие опытно-промышленная геотермальная электростанция "Омега-500" на о.Кунашир мощностью 500 кВт, система геотермального теплоснабжения в пос.Горячий Пляж на о.Кунашир (состоит из скважины глубиной 450 м, геотермальной станции теплоснабжения мощностью 17 Гкал, магистральных тепловых сетей протяженностью 2 км и трубопровода пароводяной смеси протяженностью 0,2 км). Почти готовы к вводу в эксплуатацию энергетические мощности на островах Итуруп, Парамушир, Кунашир. В октябре 2001 г. будет осуществлен пуск ветроэнергетической станции мощностью 225 кВт в пос.Головнино (о.Кунашир). Поставлен под нагрузку первый энергоблок геотермальной электростанции "Менделеевская" на о.Кунашир мощностью 1,7 МВт, завершено строительство ЛЭП-35 до пос.ЮжноКурильск (12,5 км), первая очередь геотермальной электростанции "Менделеевская" запланирована к вводу в эксплуатацию в октябре 2001 г. На о.Парамушир завершаются работы по пуску малой ГЭС на реке Матросской, под нагрузкой находятся две из трех турбин мощностью 630 кВт каждая. С вводом в октябре 2001 г. третьей турбины мощностью 440 кВт указанная ГЭС выйдет на полную мощность. Большой объем работ выполнен на строительстве геотермальной электростанции "Океанская" (о.Итуруп). На геотермальное месторождение доставлены 2 энергоблока "Туман" мощностью 1,7 МВт каждый, оборудование и материалы для прокладки кабельной линии электропередачи до конечных потребителей. В 2001 году завершается строительство подъездной автомобильной дороги от г.Курильск до места установки энергоблоков на месторождении. Транспортный комплекс Осуществлено строительство взлетно-посадочной полосы аэропорта Менделеево длиной 2,04 км, установлено светосигнальное оборудование и оборудование по объектам энергообеспечения, ведутся работы по строительству боковых полос безопасности, рулежки и перрона. В 1994-2000 годах на территории Курильских островов построено 24,6 км автомобильных дорог общего пользования с щебеночным покрытием и 14 мостов. Проведена реконструкция участков автодорог Южно - Курильск - Головнино (7,2 км), Курильск - Китовый (4,65 км) и введено в эксплуатацию 12 мостов. Всего с учетом подходов к мостам введено в эксплуатацию 20 км дорог с щебеночным покрытием по параметрам IV технической категории. Сфера связи За период с 1994 года была построена и введена в эксплуатацию кабельная линия между поселками Южно-Курильск - Менделеево - Головнино (о.Кунашир) и начато строительство радиотелевизионной станции и телевизионной мачты в пос.Южно-Курильск. За счет средств бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников была произведена замена АТС в пос.Южно-Курильск и проложена кабельная линия связи пос.Крабозаводское - пос.Малокурильское, а также переведены в новые помещения отделения связи в поселках Малокурильское и Крабозаводское. Социальная сфера За счет средств федерального бюджета в трех районах построены жилые дома общей площадью свыше 8000 кв.м, школа на 350 мест в г.Курильск (о.Итуруп), поликлиника на 100 посещений в г.СевероКурильск (о.Парамушир). Сфера развития внешнеэкономических связей и международного сотрудничества Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских ресурсов от 21 февраля 1998 г. предусмотрен промысел японских рыбаков в территориальном море Российской Федерации в районе островов Кунашир, Итуруп и Малой Курильской гряды. В настоящее время в стадии подготовки находится целый ряд соглашений. В 1999 году продлен срок действия Соглашения о промысле морской капусты японскими рыбаками в районе о.Сигнальный (Малая Курильская гряда) от 25 августа 1981 г. между Министерством рыбного хозяйства СССР и Хоккайдской ассоциацией рыбопромышленников. За указанный период на выполнение мероприятий Программы были выделены средства (с учетом средств, предусматриваемых на 2001 год) в размере 4265,3 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2426,4 млн. рублей (56,9 процента), из консолидированного бюджета Сахалинской области - 895,5 млн. рублей (21 процент), из внебюджетных источников - 943,4 млн. рублей (22,1 процента). Введены в эксплуатацию 38 объектов в рыбохозяйственном, энергетическом, транспортном и жилищно - коммунальном комплексах, а также в области связи. Создано более 2100 рабочих мест. Конкретными результатами реализации Программы стало увеличение выпуска валового регионального продукта на душу населения (на 3,3 процента), объема производства промышленной продукции на душу населения (в 3,51 раза), стоимости основных фондов в промышленности (на 3,8 процента), улова рыбы и добычи других морепродуктов в натуральном выражении (в 3,86 раза), выпуска товарной пищевой рыбопродукции (в 2,98 раза), объемов экспортных поставок (в 4,1 раза), инвестиций в основной капитал (в 1,75 раза), среднедушевого денежного дохода (на 46,9 процента), числа больничных коек (на 23,6 процента), амбулаторно-поликлинических учреждений (на 30,7 процента), школьных мест (на 35,6 процента). Бюджеты Курильского и Северо-Курильского районов стали сбалансированными по доходам и расходам. 3. Обоснование необходимости использования программно-целевых методов решения проблем Как показывает опыт реализации Программы, особенности структуры экономики Курильских островов не позволяют осуществить переход к современным экономическим отношениям только за счет внутренних возможностей территории. Основными факторами, определяющими необходимость решения проблем социально-экономического развития Курильских островов на основе программно-целевого метода, являются: наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях, прилегающих к островам; неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок; близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. Обеспечение на территории региона стратегических экономических и военных интересов Российской Федерации предопределяет необходимость более жесткого государственного регулирования и обеспечения государственной поддержки экономики и социальной сферы островов, комплексных и согласованных действий Правительства Российской Федерации, администрации Сахалинской области, заинтересованных органов государственной власти и руководителей предприятий и организаций всех форм собственности в решении экономических и социальных проблем. Уточненный вариант Программы отражает новые приоритеты социально-экономического развития Курильских островов, определенные на заседании Правительства Российской Федерации 9 ноября 2000г. В Программе предусматривается реализация системы мер, направленных на осуществление институциональных преобразований, обеспечивающих совершенствование нормативной правовой базы, необходимой для проведения структурной перестройки экономики как на региональном, так и на федеральном уровне. При определении ресурсной базы, необходимой для реализации Программы, учтены, прежде всего, собственные возможности региона. Для финансирования Программы намечается использовать средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сочетании с широким привлечением внебюджетных источников. В качестве внебюджетных источников рассматриваются собственные средства предприятий и организаций, непосредственно реализующих программные мероприятия, средства, поступающие от реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", а также кредитные ресурсы банков и других финансовых институтов. В Программу включен комплексный проект "Развитие биофармацевтического комплекса", который охватывает сопряженные области экономики и экологии. Неотъемлемой частью Программы является система управления, координации действий участников и контроля за ходом реализации поставленных задач. Эффективность затрат достигается путем согласования приоритетных направлений социально-экономического развития территории и коммерческих интересов организаций различных форм собственности, осуществляющих проекты и мероприятия в рамках Программы. Система мероприятий, объемы и источники финансирования Программы приведены в приложении. 4. Цели, задачи и сроки реализации Программы Программа направлена на формирование современной инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата, необходимых для создания условий устойчивого развития экономики Курильских островов и стимулирования реализации программ и проектов международного сотрудничества. Основными целями Программы являются: создание условий для устойчивого, бескризисного развития экономики и социальной сферы Курильских островов; преодоление негативных факторов, препятствующих формированию рыночной системы хозяйствования; экономическая интеграция и развитие экспортного потенциала экономики Курильских островов в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона. Для реализации этих стратегических целей в Программе намечается решение следующих задач: создание условий для эффективного использования и обеспечения контроля за территориальным, морским и воздушным пространством Охотского моря и западной части Тихого океана; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса на территории Курильских островов и выпуска конкурентоспособной продукции; повышение эффективности функционирования рыбохозяйственного комплекса Курильских островов; совершенствование системы охраны, воспроизводства и регулирования использования водных биологических ресурсов; создание условий для обеспечения занятости населения; формирование необходимой производственной и социальной инфраструктуры; развитие внешнеэкономических связей и международного сотрудничества. Решение этих задач предусматривает: совершенствование нормативной правовой базы в целях создания благоприятных условий для рационального использования и расширенного воспроизводства водных биологических ресурсов, стимулирования инвестиционной деятельности и приграничного сотрудничества, в первую очередь за счет создания на территории Курильских островов эффективных экономических и правовых механизмов для стимулирования предпринимательской активности местного населения, ускоренного строительства объектов инфраструктуры и формирования современных экспортно-ориентированных производств по выпуску рыбной и другой продукции глубокой переработки; комплексное освоение морских биологических ресурсов на основе увеличения добычи рыбы и морепродуктов и их расширенного воспроизводства; изменение системы выделения квот предприятиям - исполнителям программных мероприятий для привлечения долгосрочных инвестиционных кредитов; закрепление за береговыми предприятиями - исполнителями Программы на длительный период участков земли и морской акватории с разрешением неквотируемого вылова рыбы и морепродуктов на собственных промысловых участках при условии реализации мероприятий по воспроизводству биологических ресурсов; создание регионального рынка сырца рыбы и морепродуктов; реализацию комплекса мер по развитию и совершенствованию структуры топливно-энергетического комплекса на основе использования геотермальных источников энергии, модернизацию и развитие на современном техническом уровне транспортной инфраструктуры и средств связи, содействие развитию агропромышленного производства; исследование и эффективное использование рекреационных возможностей территории островов для развития всех видов туризма. Программа в части реализации отдельных направлений, мероприятий (проектов) увязана с другими федеральными целевыми программами, включенными в перечень федеральных целевых программ, финансируемых начиная с 2002 года за счет средств федерального бюджета. Сроки реализации Программы - 1994 - 2005 годы. 5. Система программных мероприятий Нормативное правовое обеспечение Программы и необходимые институциональные преобразования Совершенствование механизмов и системы нормативного правового регулирования использования водных биологических ресурсов прибрежной зоны и организации международного сотрудничества в регионе - необходимые условия, обеспечивающие комплексность и целостность системы программных мероприятий. Предусматривается разработка механизмов эффективного использования водных биологических ресурсов и управления ими, концепций и проектов нормативных правовых актов, совершенствование порядка и механизмов ресурсного обеспечения предприятий - исполнителей Программы, организации международного сотрудничества и инвестиционной деятельности. Изменение нормативной правовой базы, регламентирующей использование водных биологических ресурсов и прибрежное рыболовство в зоне Курильских островов, имеет целью в том числе: совершенствование механизма и порядка выделения квот на вылов водных биологических ресурсов. При этом приоритет в выделении квот будет отдан субъектам прибрежного рыболовства и организациям, обеспечивающим работу береговых перерабатывающих предприятий; выделение на конкурсной основе предприятиям - исполнителям Программы квот на вылов биологических ресурсов и закрепление за ними рыболовных участков (при условии проведения мероприятий по сохранению и воспроизводству биоресурсов) в долговременное пользование с учетом предложений и рекомендаций Курильского рыбохозяйственного совета; совершенствование механизма предоставления квот и лимитов на вылов водных биологических ресурсов в прибрежной зоне Курильских островов. Развитие социальной инфраструктуры Мероприятия раздела направлены на обеспечение потребностей местного населения в жилищнокоммунальных, медицинских и общеобразовательных услугах на уровне среднероссийских стандартов. Развитие социальной сферы за счет бюджетных средств будет осуществляться по следующим направлениям: развитие жилищно-коммунального хозяйства в целях повышения благоустройства имеющегося жилищного фонда; обеспечение устойчивого теплоснабжения; обеспечение устойчивого водоснабжения объектов. Финансирование мероприятий в социальной сфере будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и местных бюджетов и внебюджетных источников на принципе софинансирования. Для увеличения объема жилищного строительства предусматривается привлечение средств населения, в том числе на основе залогового кредитования строительства жилья более высокого качества по сравнению с типовым. Намечено широкое использование и совершенствование механизма привлечения внебюджетных средств для выкупа пустующих квартир у лиц, уехавших с Курильских островов, и предоставления этого жилья семьям, остро нуждающимся в улучшении жилищных условий. Развитие и совершенствование управления рыбохозяйственным комплексом Основными целями мероприятий раздела являются создание условий для развития местных рыбохозяйственных предприятий и создание современных рыбоперерабатывающих производств, обеспечение рационального использования морских биологических ресурсов и их комплексной переработки на базе высоких технологий, развитие собственного маломерного и среднетоннажного флота. Необходимым условием достижения указанных целей является совершенствование правовых и экономических основ охраны и рационального использования уникального биоресурсного потенциала прикурильских вод, формирование адекватной инфраструктуры и благоприятного инвестиционного климата. В качестве приоритетного направления подпрограммы намечено развитие прибрежного рыболовства, в том числе организация деятельности курильских рыбопромышленных предприятий, зарегистрированных на территории островов и осуществляющих там финансово-хозяйственную деятельность, реализация системы управления и воспроизводства морских биоресурсов, а также мероприятий по добыче, обработке, транспортировке и реализации морепродуктов с использованием береговых и плавучих мощностей. Инвестиционная деятельность в отрасли будет осуществляться в основном за счет собственных средств. Бюджетные средства будут направляться, главным образом, на финансирование мероприятий по воспроизводству и сохранению водных биоресурсов и научное обеспечение их рационального использования. При этом для создания необходимых условий развития предприятий рыбного хозяйства предусматривается: предоставление государственной поддержки финансового лизинга в рыбопромышленном комплексе; финансирование за счет средств федерального бюджета процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях. Реализация подпрограммы позволит решить следующие задачи: комплексное исследование биоресурсов прибрежной зоны Курильских островов, оценка запасов промысловых гидробионтов, проведение картирования и паспортизации промысловых участков; правовое закрепление и регламентация режима рыболовства в прибрежной зоне Курильских островов, порядка выделения лимитов и квот на вылов морепродуктов, закрепления и использования рыболовных участков; создание условий для разработки и внедрения современных технологий переработки морепродуктов на малых перерабатывающих предприятиях; создание системы оптовых рыбных аукционов; реконструкция действующих портовых сооружений и строительство ковшей - убежищ для маломерного и малотоннажного флота; строительство специализированного малотоннажного флота (мотоботы, кавасаки, малые быстроходные шхуны и т.д.); совершенствование системы обеспечения безопасности мореплавания применительно к нуждам прибрежного рыболовства; организация системы обучения членов экипажей маломерных и малотоннажных судов прибрежного рыболовства. В целях расширения ресурсной базы и увеличения ассортимента выпускаемой продукции предполагается вовлечение в освоение и переработка гребешка, трубача и других видов водных биологических ресурсов. Будет также проведена реконструкция имеющихся и строительство новых рыбоперерабатывающих комплексов вместо пострадавших от землетрясения 1994 года. Развитие инфраструктуры топливно-энергетического, транспортного комплекса, связи, минерально-сырьевой базы и агропромышленного производства Основными целями мероприятий раздела являются ускоренное создание собственной энергетической базы на основе местных геотермальных месторождений в каждом административном районе и снижение доли энергетических затрат в стоимости продукции. На завершающем этапе будут введены в действие новые объекты производственной инфраструктуры, современный аэропорт, системы связи, мосты и автодороги, освоены перспективные месторождения. Реализацию мероприятий раздела предусматривается осуществить по следующим направлениям: 1) энергетика ускоренное создание собственной энергетической базы на основе геотермальных и гидроэнергетических ресурсов, потенциала ветровой энергии, а также реконструкция и техническое перевооружение действующих энергетических объектов, включая дизельные электростанции и котельные, продление срока их эксплуатации; 2) транспорт обеспечение устойчивой транспортной связи на островных территориях, а также с материком, снижение транспортных затрат, повышение транспортной доступности территорий островов; реализация следующих программных мероприятий, разработанных с учетом мероприятий федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)": реконструкция автомобильной дороги общего пользования Крабозаводское - Малокурильское на о.Шикотан (протяженность 12 км); реконструкция автодорог Южно-Курильск - Головнино на о.Кунашир (протяженность 16,4 км) и Курильск - Буревестник на о.Итуруп (протяженность 11,6 км); 3) связь реализация в 2002 - 2005 годах проектов по строительству и вводу в эксплуатацию радиотелевизионной станции и телевизионной мачты в пос.Южно-Курильск (о.Кунашир), спутниковых систем связи, автоматических телефонных станций на 1024 и 2048 номеров и районных узлов почтовой связи на островах Итуруп, Кунашир и Шикотан; 4) минерально-сырьевая база имеющиеся сведения о минерально-сырьевой базе Курильских островов позволяют считать их территорию перспективной по целому ряду полезных ископаемых. Программные мероприятия включают строительство горно-обогатительного комбината, разведочнопоисковые работы и ввод в промышленную эксплуатацию установки для получения рения. Охрана окружающей природной среды экологическая безопасность, предупреждение опасных природных явлений и их последствий Мероприятия раздела направлены на создание благоприятных условий охраны и воспроизводства природных ресурсов Курильских островов, обеспечение режима рационального природопользования и разработку предложений по совершенствованию налогообложения предприятий, осуществляющих сбережение природных ресурсов. Будет реализован комплекс природоохранных и природовосстановительных мероприятий по расширению и модернизации материально-технической базы и информационному обеспечению природоохранных служб. Курильские острова являются регионом большого биологического разнообразия и характеризуются неблагоприятными для постоянного проживания людей физико-географическими и инженерногеологическими условиями, процессами и явлениями (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, обвалы, цунами, тайфуны). Поэтому в разделе предусматриваются следующие меры по обеспечению безопасности населения и снижению экономического риска возможных повреждений и разрушения хозяйственных объектов: совершенствование системы особо охраняемых природных территорий; использование экологически безопасных и щадящих видов хозяйственного освоения и технологий при развитии производственно - хозяйственного комплекса региона, в том числе: испытание и внедрение новых методов и орудий лова; внедрение методов донной мелиорации, направленных на улучшение и повышение продуктивности прибрежных участков; снижение экологических рисков антропогенного и техногенного происхождения и экспертиза проектов; совершенствование методов среднесрочного и краткосрочного прогноза землетрясений, цунами и других опасных природных явлений; разработка и создание системы мониторинга опасных природных процессов и явлений, которая позволит своевременно принимать эффективные меры по регулированию экологически безопасного порога антропогенного воздействия на окружающую природную среду и минимизировать последствия катастрофических природных явлений и техногенных аварийных ситуаций; научно-техническое обоснование системы мероприятий по защите населения и хозяйственных объектов от опасных природных процессов и снижение экологического риска для возводимых объектов. Развитие внешнеэкономических связей и международного сотрудничества Мероприятия раздела направлены на разработку и реализацию нового механизма организации внешнеэкономической деятельности на основе роста экспортного потенциала региона, увеличения валютных поступлений от реализации конкурентоспособной продукции рыбохозяйственного и биоформацевтического комплексов, привлечения иностранных инвестиций для выполнения программных мероприятий и организации совместных исследований. Для Курильских островов внешнеэкономическая деятельность является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую ситуацию в регионе в целом. За счет внешнеэкономической деятельности удается частично компенсировать отрицательные последствия удаленности островов от основных промышленных центров, увеличивать занятость, расширять рынки сбыта рыбопродукции, обеспечивать насыщение рынка товарами и снабжение населения продуктами питания. Усилия федеральных и местных органов будут сосредоточены на создании условий для укрепления деловых, в том числе внешнеторговых связей хозяйствующих субъектов Курильских островов с Японией, Южной Кореей, Китаем, КНДР и другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона, дальнейшего расширения внешнеэкономического сотрудничества с Вьетнамом, Индией и США. Исходя из задач развития экономики региона будут реализованы меры по регулированию режима ведения внешнеэкономической деятельности с использованием свободных таможенных зон и складов. Для расширения торгово-экономических связей между хозяйствующими субъектами островов Хоккайдо и Южные Курилы предусмотрена разработка предложений по формированию льготных условий приграничной торговли и сотрудничества. Ряд инвестиционных проектов развития Курильских островов предлагается реализовать на условиях прямых инвестиций зарубежных партнеров и технического содействия зарубежных предпринимателей. Перспективным направлением сотрудничества с международными организациями будет проведение совместных исследований запасов морских биологических ресурсов в районе Курильских островов, совершенствование техники их добычи, обработки, разведения и охраны. Проект "Развитие биофармацевтического комплекса" Мероприятия проекта направлены на исследование, комплексное использование и воспроизводство биоресурсного потенциала и создание условий для выпуска конкурентоспособной продукции с использованием современных биотехнологий. Реализация пилотных (прединвестиционных) проектов, исследовательских и опытно-конструкторских работ по организации первичной переработки морских водорослей и другого водно-биологического сырья позволит наладить выпуск биологически активных препаратов и вывести к 2005 году на проектную мощность биоформацевтические производства. На первом этапе предусматривается разработка: рекомендаций по ресурсосберегающим технологиям для проектируемых предприятий биофармацевтического комплекса; нормативно-технической документации промышленного производства продуктов переработки красных и бурых водорослей, растительного лекарственного сырья, отходов рыбного промысла; технологического регламента промышленного производства ряда фармацевтических препаратов, продуктов питания и пищевых добавок. На втором этапе планируется: разработать, апробировать и наладить производство средств механизированного сбора водорослей и других неиспользуемых сегодня гидробионтов; развивать фермерские хозяйства по сбору и культивированию сырья, созданию поликультуры бурых водорослей, в том числе с моллюсками и морскими ежами; провести модернизацию и реконструкцию флота, обеспечивающего добычу и поставку сырья на береговые предприятия для первичной переработки, хранения и упаковки; создать мощности по производству агар-агара, гидролизатов и других продуктов переработки отходов рыболовства; создать производство лечебных продуктов питания, пищевых добавок и продукции лечебнопрофилактического назначения из бурых и красных водорослей. На предприятиях биофармацевтического комплекса в 2002 - 2005 годах будут организованы: донное культивирование бурых водорослей и двустворчатых моллюсков; промышленное выращивание гребешка, морских ежей и других гидробионтов; производство пищевого и микробиологического агар-агара до 100 тонн в год; производство пищевых и лечебно-профилактических продуктов из бурых водорослей; производство гидролизата пищевых и кормовых добавок из отходов переработки рыбы. 6. Научно-исследовательские работы и научное обеспечение Программы В целях научного обеспечения Программы предполагается осуществить следующие мероприятия: оценка ресурсного потенциала, состояния и величины запасов промысловых ресурсов шельфа, материкового склона и прибрежной зоны, их структуры, определение экономической эффективности их использования, разработка системы мониторинга прибрежной зоны Курильских островов. Намечено проведение морских комплексных исследований прибрежной зоны Курильских островов; разработка механизмов и моделей эффективного использования и управления водными биологическими ресурсами прибрежной зоны Курильских островов. Предусмотрена разработка эффективных механизмов мониторинга и управления водными биологическими ресурсами прибрежной зоны Курильских островов; научно-техническое обоснование создания зон рационального природопользования на основе сети биотехнопарков на территории Курильских островов. Намечается разработка научно-технического обоснования создания на островах Кунашир, Шикотан и Итуруп предприятий по комплексному использованию, расширенному воспроизводству и переработке гидробионтов, созданию сети хозяйств марикультуры; разработка технологий марикультуры, комплексной переработки океанического сырья и отходов его переработки. Будут разработаны прогрессивные технологии расширенного воспроизводства гидробионтов на основе экстенсивной и интенсивной марикультуры водорослей и беспозвоночных, комплексной переработки отходов рыбного сырья, разработка и адаптация к местным условиям эффективных технологий переработки красных (производство агар-агара) и бурых водорослей; разработка новых лекарственных препаратов и биологически активных добавок к пище на основе биологически активных веществ морских гидробионтов. Намечена разработка двух новых лекарственных препаратов на основе биологически активных веществ кукумарии, новых биологически активных добавок на основе биологически активных веществ морского гребешка, кукумарии и водорослей; научно-картографическое обеспечение развития территории Курильских островов (как составная часть информационного обеспечения Программы) в целях уменьшения рисков при ее хозяйственном освоении. Намечена разработка информационной системы, предусматривающей информационное и картографическое обеспечение органов исполнительной власти в целях принятия ими обоснованных решений по социально - экономическому развитию Курильских островов; разработка системы мониторинга и прогноза опасных природных процессов и явлений на Курильских островах (землетрясения, цунами, оползни, обвалы, сели, вулканы). Намечены разработка и установка на территории Курильских островов опытного образца программно-технического экспериментального комплекса, обеспечивающего среднесрочные (на 3-5 лет) и краткосрочные (до 1 года) прогнозы сильных землетрясений для выработки рекомендаций по снижению сейсмического риска и своевременного предупреждения населения Курильских островов, и научно-техническое обоснование мероприятий по обеспечению защиты населения и хозяйственных объектов Курильских островов от опасных природных явлений; комплексные геолого-структурные и геофизические исследования на Северо-Парамуширской геотермальной площади. В результате научно-исследовательских разработок будет произведен выбор места заложения буровых скважин в целях обеспечения теплоснабжением населения, предприятий и организаций города Северо-Курильск (остров Парамушир), произведена оценка потенциала и разработка эффективных механизмов использования геотермальных ресурсов Курильских островов; разработка информационно-управляющей системы (с применением современных электронных технологий) для осуществления предприятиями своей производственно-финансовой деятельности. Необходимо обеспечить построение динамичной модели межотраслевых связей предприятий, расположенных на Курильских островах, с учетом их экспортно-импортных операций, а также создание моделей и разработку прикладных программ, повышающих бюджетную эффективность и коммерческую окупаемость мероприятий Программы; исследование экономических, социальных, демографических и экологических процессов на Курильских островах и формирование интегрированной информационно-аналитической базы для принятия управленческих решений. Результатом исследований явится создание системы мониторинга за ходом реализуемых программных мероприятий, включающей анализ хода их реализации и разработку постоянно обновляемой информационно-аналитической базы, необходимой для принятия решений по приоритетным направлениям социально-экономического развития территории, а также создание системы оценки эффективности Программы и отдельных мероприятий; подготовка материалов для разработки проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов, обеспечивающих особый режим использования природных ресурсов прибрежной зоны Курильских островов. Предусматриваются проведение научных исследований, подготовка экономических обоснований и материалов к проектам нормативных правовых актов, регламентирующих порядок выделения лимитов и квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов прибрежной зоны Курильских островов, устанавливающих порядок долговременного закрепления за хозяйствующими субъектами прибрежного рыболовства промысловых участков. Намечается разработка организационно-правовых механизмов стимулирования развития рыбопромысловых и рыбоперерабатывающих предприятий, расположенных на Курильских островах; подготовка материалов для разработки проектов федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на стимулирование внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества предприятий, расположенных на Курильских островах. Предусматриваются проведение научных исследований, подготовка экономических обоснований и материалов к проектам нормативных правовых актов в области совершенствования внешнеэкономического сотрудничества российских и японских предприятий, создания режима наибольшего благоприятствования для привлечения в регион отечественных и иностранных инвестиций на основе использования предприятиями - экспортерами лизинга, форм компенсационной торговли. 7. Ресурсное обеспечение Программы Общая потребность в финансовых ресурсах на реализацию программных мероприятий и проектов составляет 8350,6 млн. рублей. За счет федерального бюджета на финансирование реализации Программы будет выделено 1494,5 млн. рублей, в том числе капитальные вложения составят 1383,5 млн. рублей. Расходы на прочие нужды - 158,7 млн. рублей, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 111 млн. рублей. Средства бюджета Сахалинской области, привлекаемые для реализации Программы, составят 539,5 млн. рублей. Предусмотрено использование средств от реализации газонефтяных проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Средства бюджетов трех курильских муниципальных образований составят 267,5 млн. рублей. В ходе реализации Программы будут использоваться такие формы государственной поддержки исполнителей программных проектов и мероприятий, как: субсидии из федерального бюджета на уплату начисленных процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях; инвестиционные налоговые кредиты за счет бюджетов всех уровней (за исключением федерального бюджета); снижение ставки налога на прибыль (за исключением части, зачисляемой в федеральный бюджет) организаций - исполнителей программных мероприятий в соответствии с решением законодательного (исполнительного) органа Сахалинской области и действующим законодательством. Использование современных финансовых механизмов позволит привлечь дополнительные средства для реализации Программы. За счет средств предприятий на финансирование Программы предполагается направить 2500,9 млн. рублей, или 29,4 процента. При этом учтены дополнительные возможности хозяйствующих субъектов, связанные с введением в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе ускоренное формирование амортизационных средств при применении нелинейного метода их начисления и повышение доли прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, в связи со снижением совокупной ставки налога на прибыль с 35 до 24 процентов. За счет привлеченных прочих внебюджетных источников, в том числе средств от финансовоинвестиционной деятельности, на финансирование Программы будет направлено 2757,7 млн. рублей. Заемный капитал должен составить 790,5 млн. рублей. Финансирование Программы в 2002-2005 годах за счет средств федерального бюджета будет осуществляться с учетом реальных возможностей федерального бюджета на соответствующий год. Объемы финансирования Программы и направления работ подлежат ежегодному уточнению с учетом расходов, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год. Государственный заказчик при подготовке бюджетных заявок на очередной финансовый год уточняет распределение средств с учетом объемов государственных капитальных вложений, расходов на научноисследовательские и опытно-конструкторские работы и прочих расходов на мероприятия Программы. 8. Объемы и источники финансирования Программы (млн. рублей, в ценах 2002 года) ------------------------------------------------------------------------------- | Источники | 2002-2005 | В том числе | | финансирования | годы - |-------------------------------------------| | | всего | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | Всего по Программе | 8350,6 | 1214,7 | 2671,9 | 2691,8 | 1772,2 | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | в том числе: | | | | | | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | федеральный | 1494,5 | 309,6 | 350 | 400 | 434,9 | | бюджет (на | | | | | | | безвозвратной | | | | | | | основе)* | | | | | | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | бюджет | 539,5 | 93,2 | 202,1 | 146,8 | 97,4 | | Сахалинской области | | | | | | | (в том числе | | | | | | | средства от | | | | | | | реализации проектов | | | | | | | "Сахалин-1" и | | | | | | | "Сахалин-2") | | | | | | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | местные бюджеты | 267,5 | 27,7 | 94,3 | 89,6 | 55,9 | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | собственные | 2500,9 | 395,4 | 816,9 | 807,4 | 481,2 | | средства | | | | | | | предприятий | | | | | | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | прочие источники | 2757,7 | 301,3 | 892,6 | 992 | 571,8 | |---------------------|-----------|----------|----------|----------|----------| | кредиты | 790,5 | 87,5 | 316 | 256 | 131 | | коммерческих банков | | | | | | | и организаций | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------- ----------------------------------- *) Уточняется ежегодно при разработке проектов федерального бюджета и федеральной адресной инвестиционной программы. 9. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы предусматривает использование различных форм и методов государственной поддержки и экономического стимулирования. На федеральном уровне осуществляются управление, координация и контроль за реализацией Программы, прямое финансирование из федерального бюджета мероприятий социальной сферы и инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата, разработка правовой базы и научное сопровождение. В целях эффективного использования финансовых ресурсов, направляемых на реализацию мероприятий Программы, будут привлечены средства внешних инвесторов, в том числе путем разработки и реализации совместных проектов на условиях долевого финансирования. Администрация Сахалинской области осуществляет долевое финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета области, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации льгот по налогам и тарифам на региональном уровне для инвесторов, участвующих в реализации Программы. Органами местного самоуправления решаются относящиеся к их компетенции вопросы финансирования мероприятий Программы и осуществляется оперативный контроль реализации соответствующих мероприятий. 10. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения. Ответственность за реализацию Программы в полном объеме и в установленные сроки, за эффективное и целевое использование средств, направляемых на ее осуществление, несет Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, являющееся государственным заказчиком. Для текущего, оперативного управления и контроля за реализацией Программы в соответствии с нормативными требованиями к федеральным целевым программам государственный заказчик формирует органы управления ее реализацией. 11. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы В соответствии с целями Программы, реализуемой в 2002 - 2005 годах, и в результате приоритетного развития рыбохозяйственного комплекса, внешнеэкономических связей и международного сотрудничества, сбалансированного развития инфраструктуры других отраслей народного хозяйства, социальной сферы и создания благоприятных условий для привлечения инвестиций намечается достижение экономических и социальных показателей, необходимых для стабильного развития Курильских островов. Результатом реализации Программы должны стать экономическая стабилизация (а в дальнейшем - улучшение социально-экономической ситуации), уменьшение отставания по основным макроэкономическим показателям по сравнению со среднероссийским уровнем, опережающее развитие приоритетных отраслей экономики. Это позволит обеспечить: прирост объема производства по приоритетным отраслям экономики в 2,5 раза; увеличение числа рабочих мест более чем на 3500; повышение уровня благосостояния населения; развитие инфраструктуры социального обслуживания населения. Намеченная Программой реконструкция жилищного фонда позволит увеличить его сохранность и улучшить качество, что особенно актуально в условиях холодного климата. Реализация Программы в области жилищного строительства позволит обеспечить жильем не менее 300 семей, в том числе очередников на улучшение жилищных условий и специалистов, необходимых для реализации Программы. Развитие жилищного строительства за счет привлеченных средств населения и предприятий, осуществляющих здесь хозяйственную деятельность, существенно улучшит обеспеченность местного населения жильем. Выполнение предусмотренных в Программе мер по развитию жилищно - коммунального комплекса позволит: повысить качество жилищного фонда; обеспечить устойчивое теплоснабжение населения Курильских островов; повысить надежность водоснабжения и качество подаваемой питьевой воды; полностью удовлетворить потребность в ученических местах. Строительство намеченных Программой двух больничных комплексов позволит существенно улучшить качество услуг здравоохранения и предоставить населению необходимую медицинскую помощь. Завершение строительства районного Дома культуры в городе Южно-Курильск и реконструкция детского центра творчества в городе Курильск позволит создать центры культурной жизни в отдаленных изолированных районах. В результате реализации программных мероприятий в 2002-2005 годах будет достигнуто увеличение поставок товарной пищевой рыбопродукции в 2,7 раза. По рыбохозяйственному комплексу показатель рентабельности инвестиций составит в 2003 году - 1,39 и в 2005 году - 4,54. Ожидаемый доход в 2005 году составит 17349 млн.рублей за счет ввода в действие новых рыбоперерабатывающих предприятий, рыбоводных заводов и добывающего флота. Срок окупаемости намечаемых к вводу объектов рыбохозяйственного комплекса составит 1,8 года. По биофармацевтическому комплексу показатель рентабельности инвестиций в 2005 году составит 1,03. Ожидаемый денежный доход в 2005 году составит 60 млн. рублей за счет ввода в действие основанных на современной технологии объектов по расширенному воспроизводству морепродуктов. Срок окупаемости вводимых объектов - 3,5 года. По топливно-энергетическому комплексу показатель рентабельности инвестиций составит 1,8 за пределами срока осуществления программных мероприятий. В 2006-2010 годах ожидаемый доход составит 921 млн. рублей за счет оплаты предприятиями, организациями и населением поставляемой геотермальной, гидро- и ветроэнергии. Срок окупаемости объектов топливно-энергетического комплекса составит 6 лет. По транспортному комплексу показатель рентабельности инвестиций в 2005 году составит 1,23 и возрастет в 2,5 раза за пределами срока реализации программных мероприятий. Ожидаемый доход составит в 2005 году 294 млн. рублей за счет построенных и реконструированных аэропортов, портовых сооружений и автодорог. Срок окупаемости объектов транспортного комплекса - 4 года. Особое значение для Курильских островов имеет ввод в действие в 2002 - 2005 годах объектов социальной инфраструктуры. За счет обеспечения бесперебойного снабжения жилищного фонда, предприятий, учреждений и населения электроэнергией, горячей водой, повышения сохранности энергетического оборудования и коммунальных сетей, снижения потерь при передаче тепла, обеспечения устойчивой работы водопроводов и канализации, улучшения качества и увеличения срока службы жилищного фонда вследствие ремонта находящихся в эксплуатации жилых домов показатель рентабельности объектов социальной инфраструктуры составит 1,01 к 2005 году, то есть будет решена принципиально важная социальная задача - перевод объектов социальной инфраструктуры на полную самоокупаемость за счет оплаты предоставляемых ими услуг. Ожидаемый доход к 2005 году составит 6 млн. рублей и увеличится к 2010 году в 50 раз. Средний срок окупаемости этих объектов составит 6 лет. Ожидаемый доход от реализации этих мероприятий Программы к 2006 году составит 17719,7 млн.рублей (в основном за счет поступлений от рыбоперерабатывающего комплекса). Решение предусмотренных в Программе задач в области социального, рыбохозяйственного, энергетического и транспортного комплексов будет способствовать структурной перестройке экономики Курильских островов и созданию условий для их устойчивого развития за счет внутренних возможностей. Приложение к федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005 годы)" Система мероприятий, объемы и источники финансирования федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов Сахалинской области (1994-2005) годы" (млн.рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Федеральный бюджет * | Бюджет Сахалинской области ** | Местные бюджеты | Внебюджетные источники | |-------------------------|----------------------------------------------------------------------------|---------------------------------------------------|-------------------------------------------------|-----------------------------------------| | | всего | капитальные | в том числе | прочие | всего | в том числе | всего | в том числе | | | | | вложения |-------------------------| расходы |------------|--------------------------------------|------------|------------------------------------|-----------------------------------------| | | | | прочие нуждыы | | | капитальные | НИОКР | прочие | | капитальные | НИОКР | прочие | собственные | прочие | кредиты | |-------------------------|------------------------|-------------|-------------------------| | | вложения | | расходы | | вложения | | расходы | средства | источники | коммерческих | | | | | Фонд | НИОКР | | | | | | | | | | предприятий | | банков | | | | | регионального | | | | | | | | | | | | | | | | | | развития | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|------------------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | Всего | 8350,6 | 1494,5 | 152,4 | 1231,1 | 111 | 158,7*) | 539,5 | 525,9 | 2,5 | 11,1 | 267,5 | 267,5 | - | - | 2500,9 | 2757,7 | 790,5 | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2002 год | 1214,7 | 309,6 | 79 | 221 | 9,6 | - | 93,2 | 92,1 | 0,4 | 0,7 | 27,7 | 27,7 | - | - | 395,4 | 301,3 | 87,5 | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2003 год | 2671,9 | 350 | 27,3 | 286,4 | 36,3 | 65,4*) | 202,1 | 196,4 | 0,7 | 5,0 | 94,3 | 94,3 | - | - | 816,9 | 892,6 | 316 | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2004 год | 2691,81 | 400,01 | 26,1 | 336,01 | 37,9 | 52,7*) | 146,8 | 140,9 | 0,8 | 5,1 | 89,6 | 89,6 | - | - | 807,4 | 992 | 256 | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2005 год | 1772,19 | 434,89 | 20 | 387,69 | 27,2 | 40,6*) | 97,4 | 96,5 | 0,6 | 0,3 | 55,9 | 55,9 | - | - | 481,2 | 571,8 | 131 | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Нормативное правовое обеспечение Программы и необходимые институциональные преобразования | |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Итого | 23,8 | 9,8 | - | - | 9,8 | - | 2,5 | - | 2,5 | - | - | - | - | - | - | 11,5 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2002 год | 3,8 | 0,9 | - | - | 0,9 | - | 0,4 | - | 0,4 | - | - | - | - | - | - | 2,5 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2003 год | 7,2 | 3,5 | - | - | 3,5 | - | 0,7 | - | 0,7 | - | - | - | - | - | - | 3 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2004 год | 7 | 3,2 | - | - | 3,2 | - | 0,8 | - | 0,8 | - | - | - | - | - | - | 3 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2005 год | 5,8 | 2,2 | - | - | 2,2 | - | 0,6 | - | 0,6 | - | - | - | - | - | - | 3 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | Подготовка материалов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | для разработки | | | | | | | | | | | | | | | | | | | проектов федеральных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и региональных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | нормативных правовых | | | | | | | | | | | | | | | | | | | актов, обеспечивающих | | | | | | | | | | | | | | | | | | | особый режим | | | | | | | | | | | | | | | | | | | использования | 8,7 | 6,2 | - | - | 6,2 | - | 2,5 | - | 2,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | | природных ресурсов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | прибрежной зоны | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Курильских островов. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Минэкономразвития | | | | | | | | | | | | | | | | | | | России | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2002 год | 1 | 0,6 | - | - | 0,6 | - | 0,4 | - | 0,4 | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2003 год | 2,7 | 2 | - | - | 2 | - | 0,7 | - | 0,7 | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2004 год | 2,8 | 2 | - | - | 2 | - | 0,8 | - | 0,8 | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2005 год | 2,2 | 1,6 | - | - | 1,6 | - | 0,6 | - | 0,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | Подготовка материалов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | для разработки | | | | | | | | | | | | | | | | | | | проектов федеральных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | и региональных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | нормативных правовых | | | | | | | | | | | | | | | | | | | актов по | | | | | | | | | | | | | | | | | | | стимулированию | | | | | | | | | | | | | | | | | | | внешнеэкономической | 3,6 | 3,6 | - | - | 3,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | | деятельности и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | международного | | | | | | | | | | | | | | | | | | | сотрудничества | | | | | | | | | | | | | | | | | | | предприятий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Курильских островов. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Минэкономразвития | | | | | | | | | | | | | | | | | | | России | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2002 год | 0,3 | 0,3 | - | - | 0,3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2003 год | 1,5 | 1,5 | - | - | 1,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2004 год | 1,2 | 1,2 | - | - | 1,2 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2005 год | 0,6 | 0,6 | - | - | 0,6 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | Совершенствование | | | | | | | | | | | | | | | | | | | механизма по | | | | | | | | | | | | | | | | | | | привлечению | | | | | | | | | | | | | | | | | | | внебюджетных | | | | | | | | | | | | | | | | | | | источников на | 11,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 11,5 | - | | региональном и | | | | | | | | | | | | | | | | | | | межрегиональном | | | | | | | | | | | | | | | | | | | уровне. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Администрация | | | | | | | | | | | | | | | | | | | Сахалинской области | | | | | | | | | | | | | | | | | | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2002 год | 2,5 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 2,5 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| | 2003 год | 3 | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | 3 | - | |-------------------------|-----------|------------|-------------|---------------|---------|-----------|------------|--------------|-----------|-----------|------------|-------------|----------|-----------|--------------|-----------|--------------| |