ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ ПРОФСОЮЗОВ, ОБЩЕРОССИЙСКИМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2002-2004 ГОДЫ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 20 декабря 2001 г. (Д) Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили на основании Федерального закона "О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений" и Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" настоящее Генеральное соглашение (далее - Соглашение), определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на федеральном уровне в 2002-2004 годах и совместные действия по их осуществлению. Стороны Соглашения считают, что в предстоящий период главной целью социальной политики Российской Федерации должно стать создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, снижение уровня социального неравенства, повышение доходов населения, обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, гарантий необходимого жизненного уровня на основе развития экономики Российской Федерации. Стороны Соглашения намерены добиваться развития своих взаимоотношений на основе принципов социального партнерства, коллективно - договорного регулирования социально-трудовых отношений, соблюдать определенные настоящим Соглашением обязательства и договоренности. I. В области экономической политики 1. В целях выполнения Соглашения и обеспечения социальных гарантий граждан Стороны обязуются совместно разработать и обеспечить реализацию мер, направленных на стимулирование динамичного развития отечественной экономики, и в первую очередь ее реального сектора, высокотехнологичных отраслей. 1.1. В числе первоочередных Стороны Соглашения намерены осуществить мероприятия: 1.1.1. по обеспечению наиболее полной реализации предусмотренного Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений" механизма государственной поддержки эффективных и значимых для страны инвестиционных и инновационных проектов; 1.1.2. по формированию и проведению экономической политики, обеспечивающей создание условий для снижения кредитных ставок; 1.1.3. по внесению в федеральные законодательные и нормативные правовые акты соответствующих изменений и дополнений, препятствующих разорению и расчленению эффективно работающих организаций; 1.1.4. по совершенствованию порядка реструктуризации задолженности промышленных и сельскохозяйственных организаций перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами и уточнению сроков ее проведения; 1.1.5. по осуществлению реструктуризации задолженности бюджетных организаций (в т.ч. переданных в ведение органов местного самоуправления) перед государственными внебюджетными фондами. 1.2. Предусматривать в проектах федерального бюджета на очередной финансовый год средства на погашение кредиторской задолженности федерального бюджета перед организациями. 1.3. Определить порядок урегулирования взаимной просроченной задолженности организаций и государства. 1.4. Рассмотреть в Российской трехсторонней комиссии вопрос о возможности компенсации фактических расходов организаций по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. 1.5. Осуществить меры, направленные на содействие государства ускоренному развитию перерабатывающих отраслей экономики и развитию комплексной переработки сырья, увеличению доли конечной продукции в экспорте добывающих отраслей экономики. 1.6. Разработать мероприятия по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации в 2002-2004 годах. 1.7. Определить меры по повышению уровня обеспечения гарантий прав собственности, снятию административных барьеров на пути развития бизнеса. 1.8. Определить меры, направленные на увеличение кредитования реального сектора экономики, исходя из приоритетов экономической политики и принципов денежно-кредитной политики. 1.9. Разработать проекты соответствующих нормативных правовых актов, направленных на усиление защиты интересов отечественных товаропроизводителей, предусмотрев при этом возможность: 1.9.1. осуществления мер по реализации на постоянной основе решения (постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. N 638) о снижении ставок таможенных пошлин при импорте технологического оборудования, не имеющего отечественных аналогов; 1.9.2. реструктуризации задолженности организациям по целевым иностранным кредитам, предоставленным под гарантию Правительства Российской Федерации. 1.10. Определить меры по предупреждению возможных негативных последствий вступления России во Всемирную торговую организацию для отдельных отраслей экономики. 1.11. Провести в 2002 году анализ ценообразования в организациях, занимающих доминирующее положение на отечественном рынке продукции, и в случае необходимости подготовить предложения о внесении в установленном порядке изменений в Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 1.12. Обеспечить информирование Российской трехсторонней комиссии по вопросам проведения реструктуризации в сфере естественных монополий и прогнозных показателях изменения цен и тарифов на товары и услуги. Направлять в Комиссию материалы об изменении цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополии. 1.13. Завершить в основном реформирование налоговой системы Российской Федерации, обеспечив принятие всех глав Налогового кодекса Российской Федерации с целью ее упрощения, придания стабильности и приведения в соответствие с задачами экономического развития. II. Доходы, заработная плата и уровень жизни населения Главной целью политики в области доходов населения является систематическое повышение реальных доходов населения, снижение дифференциации денежных доходов различных социально-демографических групп населения, резкое снижение масштабов бедности, существенное уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. Сторонами Соглашения в предстоящий период будут осуществлены следующие мероприятия: 2.1. При подготовке проектов федерального бюджета на 2003-2005 годы проводить в Российской трехсторонней комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки первого разряда ETC и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной финансовый год. 2.2. Провести в 2002 году индексацию тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, предусмотрев их повышение не менее чем в 1,5 раза. 2.2.1. В 2002-2004 годах обеспечить опережающий темп роста ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы по сравнению с уровнем инфляции. 2.3. При поэтапном повышении тарифной ставки 1-го разряда ETC до уровня прожиточного минимума и принятии решений о снижении дифференциации тарифных ставок ETC учитывать необходимость соблюдения обоснованных соотношений в оплате труда основных профессионально квалификационных групп работников: руководителей, специалистов, технических исполнителей. 2.4. Провести работу по упорядочению применяемых доплат и надбавок к заработной плате работников бюджетной сферы с целью установления оптимального соотношения тарифной и надтарифной части в структуре заработной платы. 2.5. В целях определения диапазона в уровнях расходов, обеспечивающих развитие устойчивого среднего класса, провести мониторинг структуры расходов социальных групп населения с различными уровнями доходов и составом семьи. 2.6. Разрабатывать меры для обеспечения своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий и пособий в организациях независимо от форм собственности и источников финансирования, в том числе: 2.6.1. осуществить не позднее 2002 года подготовку проектов законодательных актов в целях повышения ответственности работодателей и учредителей бюджетных организаций, представителей государства в акционерных обществах за своевременную выплату заработной платы; 2.6.2. обеспечить усиление государственного и общественного контроля за выделением и использованием средств на оплату труда, выплату стипендий и пособий; 2.6.3. продолжить работу по обеспечению реальной равнообязанности предпринимателя перед работниками по заработной плате и перед государством по налогам и другим обязательным платежам; 2.6.4. обеспечить безусловное погашение долгов по заработной плате работников бюджетных отраслей. 2.7. Проводить постоянную работу по совершенствованию систем оплаты труда и в этих целях в первую очередь: 2.7.1. обеспечить совершенствование нормативной базы в области нормирования и регламентации труда работников, имея в виду прежде всего пересмотр устаревших и разработку новых межотраслевых норм и нормативов, ЕТКС и КС, также разработку национальной системы профессиональных стандартов; 2.7.2. подготовить предложения (с соответствующими обоснованиями) о придании ЕТКС и КС статуса, обязательного для применения в организациях независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности; 2.7.3. подготовить предложения о законодательном придании тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы статуса социальных государственных стандартов в области оплаты труда, применение которых обеспечивается на всей территории Российской Федерации за счет средств бюджетов всех уровней. 2.8. Завершить разработку и обеспечить применение рекомендаций: 2.8.1. по тарифному регулированию заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики, учитывающих сложность выполняемых работ и квалификацию работников; 2.8.2. по формированию системы оплаты труда руководителей организаций внебюджетного сектора экономики. 2.9. Подготовить предложения по актуализации потребительской корзины и совершенствованию методических рекомендаций по ее определению в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации с учетом фактических изменений объема и структуры потребления малоимущих групп населения, а также осуществляемых реформ в социальной сфере. 2.10. Рассмотреть вопрос о введении раздельного учета средней заработной платы по категориям работающих (рабочий, специалист, руководитель). III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения 3. Стратегическая цель в области занятости и рынка труда в среднесрочной перспективе - создание в России эффективного цивилизованного рынка труда, оперативно обеспечивающего работодателя рабочей силой необходимой квалификации, а работника - работой, достойной заработной платой и условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены. Стороны сосредоточат усилия на выполнении следующих мероприятий: 3.1. Обеспечить в полном объеме ежегодное финансирование мероприятий по активной политике занятости населения в Российской Федерации на 2002-2004 годы за счет средств федерального бюджета, а региональных и отраслевых программ за счет бюджетов всех уровней и средств работодателей в соответствии с действующим законодательством. 3.2. Подготовить предложения о включении в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета федеральной целевой программы "Содействие занятости населения Российской Федерации на 2003-2004 годы". 3.3. Ежегодно рассматривать в Российской трехсторонней комиссии выполнение мероприятий по содействию занятости населения, миграционной политике и вносить предложения по корректировке данных направлений деятельности. 3.4. Усилить приоритеты активной политики на рынке труда, расширить доступ незанятых и безработных граждан к активным программам содействия занятости на основе повышения их мотивации к трудовой деятельности; 3.5. Обеспечить разработку и реализацию отраслевых и территориальных программ содействия занятости, предусматривающих меры, направленные на создание и сохранение рабочих мест, организацию обучения и переобучения кадров, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых работников, смягчение негативных последствий сокращения рабочих мест, решение вопросов сохранения и перевода их в эффективно действующие, а также определить источники их финансирования. 3.6. Разработать и реализовать инвестиционные, федеральные целевые программы и программы субъектов Российской Федерации по созданию рабочих мест, обеспечивающих прирост численности занятых в отраслях экономики и в регионах в 2002 году - 0,4 млн. человек, 2003-2004 годах - ежегодно по 0,3 млн. человек с достойным уровнем заработной платы. Обеспечить проведение социальной экспертизы разрабатываемых программ в части их влияния на создание и сохранение рабочих мест и ситуацию на региональных рынках труда. 3.7. Разрабатывать меры по обеспечению занятости населения в депрессивных и моногородах, в которых уровень безработицы превышает общероссийский уровень безработицы по Российской Федерации. 3.8. Стимулировать создание благоприятных условий для малого и индивидуального предпринимательства, в том числе путем развития системы микрокредитования малых предприятий. 3.9. Осуществить разработку проекта федерального закона об обязательном государственном страховании на случай потери работы. 3.10. Обеспечить ежегодное проведение органами государственной статистики статистического обследования и мониторинга движения рабочих мест (ввод новых рабочих мест, сохранение эффективно действующих мест) по отраслям и территориям с представлением информации в Российскую трехстороннюю комиссию. 3.11. Подготовить предложения по развитию системы прогнозирования профессионально-квалификационной структуры работников, занятых в отраслях экономики и в целом по Российской Федерации по укрупненным группам профессий и специальностей. 3.12. При реформировании трудового законодательства предусмотреть меры, направленные на эффективное размещение и использование трудовых ресурсов в экономике при строгом соблюдении основных прав работников (право на справедливую оплату труда, право на защиту от необоснованного увольнения, право на забастовку и т.п.). 3.13. Регулировать деятельность негосударственных организаций, занимающихся содействием занятости населения, в том числе на основе ратификации соответствующих Конвенций МОТ. 3.14. Подготовить и внести в Российскую трехстороннюю комиссию предложения о создании системы внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в тесной связи с системой подготовки кадров массовых профессий и специальностей учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, предусматривая увеличение затрат на эти цели за счет фонда заработной платы организации. 3.15. Повышать трудовую мобильность рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и переобучения кадров. 3.16. Разработать и ввести в действие конкретные меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих и усилению контроля за использованием их труда. При определении квот для привлечения на работу в страну иностранной рабочей силы проводить консультации с общероссийскими объединениями профсоюзов, представляющих интересы соответствующих категорий работников. 3.17. Стороны ставят целью: 3.17.1. разработать программы развития кадрового потенциала, включающие создание и развитие систем внутрипроизводственного обучения работников с учетом рыночной экономики; 3.17.2. обеспечить становление и развитие новой системы классификаций профессий и профессиональных стандартов; 3.17.3. осуществить формирование национальной системы сертификации персонала организаций России. 3.17.4. снижение периода поиска работы гражданами путем расширения доступа населения к банку данных вакансий, а работодателей к банку данных рабочей силы. Не допускать превышения периода средней продолжительности безработицы более 6,5 месяцев. 3.17.5. не допустить превышения уровня общей безработицы: 2002 год - 8,8 процентов, 2003 год - 9,1 процентов, 2004 год - 9,4 процентов от уровня экономически активного населения; 3.17.6. совершенствовать нормативно-законодательную базу по проблемам занятости, не допуская снижения уровня обеспечения социально-экономических прав граждан; 3.17.7. определить конкретные меры по использованию экономических рычагов в сфере налоговой и кредитной политики для обеспечения функционирования эффективно действующих рабочих мест и создания новых рабочих мест. Рассмотреть возможность введения налоговых льгот для организаций, вкладывающих средства в расширение производства, создание рабочих мест. IV. Социальное страхование, социальная защита, отрасли социальной сферы 4. Стороны способствуют созданию трудоспособному населению экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте. 4.1. В предстоящем периоде Стороны обязуются: 4.1.1. В I полугодии 2002 г. выработать предложения по реализации основных направлений социальных реформ в период действия настоящего Соглашения и определить последовательность разработки соответствующих нормативных правовых актов. 4.1.2. Обеспечить на основе принимаемых законодательных актов о реформировании системы пенсионного обеспечения и обязательного социального страхования не позднее 2002 года установление реального паритетного участия субъектов страхования в управлении фондами конкретных видов обязательного социального страхования и контроль за расходованием страховых средств. 4.1.3. Разработать и ввести социальные стандарты на гарантируемый государством объем услуг в области социальной защиты. 4.1.4. Обеспечить охрану материнства и детства, поэтапное повышение государственных пособий гражданам, имеющим детей. 4.1.5. Осуществить реформирование санаторно-курортной сферы в целях создания конкурентоспособного санаторно-курортного комплекса в Российской Федерации, который обеспечит эффективное лечение и оздоровление населения. 4.1.6. Предусмотреть при формировании бюджетов всех уровней рост ассигнований на цели здравоохранения и образования. 4.1.7. Обеспечить ежегодное предварительное рассмотрение в рамках Российской трехсторонней комиссии ставок единого социального налога (тарифов, взносов) и проектов бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования на следующий год на основе актуарных расчетов по каждому виду обязательного социального страхования. 4.1.8. Обеспечить ежегодное информирование Российской трехсторонней комиссии о поступлении и расходовании средств за предыдущий год фондами по конкретным видам обязательного социального страхования. 4.1.9. Определить приоритетные направления последовательного укрепления системы обязательного социального страхования. В том числе по следующим вопросам: 4.1.9.1. эффективное использование средств социального страхования в системе обязательного медицинского страхования, развитие в этих целях механизма контроля, в том числе путем предоставления необходимой информации профсоюзам и работодателям по их запросам; 4.1.9.2. введение механизмов обязательности перечисления платежей на данный вид страхования за неработающее население, упорядочение деятельности страховых медицинских организаций, введение в действие на всей территории страны единого страхового полиса обязательного медицинского страхования; 4.1.9.3. обеспечение дифференцированного подхода к оценке состояния охраны труда и здоровья работающих в организациях, повышение заинтересованности работодателей в его улучшении. 4.2. В 2002-2004 годах через развитие пенсионного обеспечения осуществить: 4.2.1. повышение размера пенсии по старости с учетом роста инфляции и среднемесячной заработной платы; 4.2.2. выработку правовых норм и методических организационных мероприятий, направленных на введение механизмов накопительного финансирования пенсий и обеспечение их функционирования; 4.2.3. ежегодное, начиная с 2002 года, заслушивание в рамках Российской трехсторонней комиссии информации о ходе реформирования пенсионной системы. 4.3. Обеспечить поэтапное введение механизмов накопительного финансирования пенсий по старости на базе персонифицированного учета. 4.4. Способствовать повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через: 4.4.1. совершенствование налогового законодательства и повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов; 4.4.2. формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем. 4.5. Подготовить и рассмотреть в I полугодии 2002 г. предложения о механизмах обеспечения, в том числе за счет средств обязательного социального страхования и бюджетных источников, уровня и объемов санаторно-курортного лечения и оздоровления работающих и членов их семей, детей и подростков, финансовой поддержки детско-юношеских спортивных школ. 4.6. Разработать в 2002 году нормативную правовую базу деятельности учреждений отдыха и оздоровления детей в соответствии с налоговым законодательством и другими правовыми актами. 4.7. Подготовить и рассмотреть предложения по обеспечению равных возможностей для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, государственного (бюджетного) финансирования через механизм социального заказа. 4.8. Содействовать широкому обсуждению в обществе мер и возможных социально-экономических последствий реформирования социальной сферы, в том числе в части обеспечения гарантий прав граждан в сфере образования, здравоохранения и культуры. Способствовать недопущению реализации мер по реорганизации социальной сферы без их экспериментальной отработки. 4.9. Осуществлять изменения (повышение) тарифов на жилищно-коммунальные услуги в соответствии с уровнем и динамикой реальных доходов населения, имея в виду необходимость синхронизации этих показателей. 4.10. Разработать проект социально ориентированного Жилищного кодекса Российской Федерации. 4.11. Определить порядок государственного и общественного контроля за формированием тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Ежегодно производить расчеты потребности бюджетных источников для осуществления денежной компенсации населению жилищно-коммунальных расходов. 4.12. Разработать и осуществить меры по совершенствованию действующей системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по оптимизации системы тарификации профессиональных рисков. V. Защита трудовых прав, охрана труда, промышленная и экологическая безопасность 5. Рассматривая защиту трудовых прав, охрану труда, промышленную и экологическую безопасность в качестве одного из приоритетных направлений сотрудничества, Стороны обязуются: 5.1. Разработать списки производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время в соответствии с новым ЕТКС и Трудовым кодексом Российской Федерации, а также инструкции по их применению. 5.2. Ежегодно разрабатывать рекомендации по усилению социальной защиты работающих и улучшению условий их труда. 5.3. В целях реализации законодательства об охране труда в Российской Федерации предусмотреть: 5.3.1. разработку и осуществление мер экономического стимулирования работодателей для обеспечения безопасных условий труда; 5.3.2. финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы собственности; 5.3.3. разработку механизма возврата части страховых средств из Фонда социального страхования Российской Федерации, на проведение профилактической работы, содержание санаториев, профилакториев, улучшение условий труда, имея в виду обязательное включение в состав исполнительных органов данных фондов представителей объединений профсоюзов и работодателей; 5.3.4. создание в федеральных органах исполнительной власти в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников служб охраны труда как одной из основных составляющих государственной системы управления охраной труда; 5.3.5. выделение необходимых финансовых средств бюджетным организациям федерального подчинения на приобретение для работников спецодежды, спецобуви, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, а также для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, - молока или других равноценных пищевых продуктов; 5.3.6. обеспечение финансирования деятельности технических инспекторов труда профсоюзов за счет работодателей в соответствии с заключаемыми коллективными договорами и соглашениями; 5.3.7. создание комитетов (комиссий) по охране труда в соответствии с действующим законодательством. 5.4. Подготовить предложения к проекту основных положений Экологической доктрины России. 5.5. В целях эффективного функционирования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: 5.5.1. предусмотреть целевое выделение средств на профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний; 5.5.2. внести соответствующие коррективы в действующие методы оценки профессиональных рисков, способов расчета страховых тарифов и механизмов индексации выплат возмещения вреда; 5.5.3. обеспечить взаимодействие Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов с профсоюзами и государственными органами надзора и контроля за соблюдением законодательства о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. VI. В области социально-экономических проблем северных регионов России 6. Учитывая, что Север России является основным поставщиком важнейших топливно - энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, рыбо- и лесопромышленной продукции и обеспечивает более половины общероссийских валютных поступлений, Стороны, считая целью социально-экономической политики на Севере сбалансированное развитие регионов, гарантирующее равные качества и условия жизни для населения, признают необходимым: 6.1. Разработать нормативные правовые акты по возмещению затрат работникам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (выплата районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, предоставление дополнительных отпусков, оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и др.), носящих компенсационный характер в составе затрат на восстановление рабочей силы, и определению источников их финансирования для бюджетного и реального секторов экономики. 6.2. Сохранить районные коэффициенты и северные надбавки для внебюджетного сектора экономики в качестве минимальных гарантий при установлении соответствующих выплат. 6.3. Уточнить источники финансирования гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам по нескольким основаниям (компенсаций по оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работающим членам семьи работника, суммирование дополнительных отпусков, северных льгот совместителям и др.). 6.4. Обеспечить государственные гарантии и компенсации для работников бюджетных организаций на период перехода к новым механизмам оплаты труда, применения ETC. 6.5. Оказывать поддержку северянам, и в первую очередь социально незащищенным категориям граждан, в выезде из северных регионов путем реализации федеральной целевой программы "Жилище", предоставления жилищных субсидий и развития долгосрочного ипотечного кредитования. 6.6. Обеспечить разработку и внедрение внебюджетных механизмов стимулирования миграции из северных регионов, включая подготовку соответствующих механизмов накопительного страхования. 6.7. Продолжить работу по созданию специальной системы мер в обеспечение социальных гарантий для коренных малочисленных народов Севера, направленных на достижение необходимого уровня жизнеобеспечения в местах проживания коренного населения и оказание материальной помощи малообеспеченным семьям. 6.8. Осуществить государственную политику содействия занятости населения с учетом специфики развития северного рынка труда. 6.9. Обеспечить государственную поддержку предприятий северных регионов, прежде всего градообразующих, осуществить в этих целях меры по финансовой, инвестиционной и налоговой поддержке. 6.10. Совершенствовать механизм "северного завоза" продукции для обеспечения энергетической и продовольственной безопасности северных населенных пунктов. 6.11. Проводить мероприятия по частичному замещению завоза нефти, нефтепродуктов и топлива в северные регионы местными энергетическими ресурсами. 6.12. Создать механизм контроля за расходованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение северного завоза, включая определение конкретных сумм по финансированию субъектов Российской Федерации в федеральном законе о федеральном бюджете. 6.13. Завершить работу по формированию основ районирования Севера России. 6.14. Учесть в Концепции государственной политики в сфере заработной платы особенности формирования оплаты труда в северных регионах России. 6.15. Разработать систему защиты работников и членов их семей при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и закрытии населенных пунктов (проект федерального закона о мерах социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий и закрытии населенных пунктов). 6.16. Подготовить предложения о разграничении ответственности работодателей, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопросов социальной защиты граждан при ликвидации в районах Крайнего Севера градообразующих предприятий или населенных пунктов и переселения работников, безработных, пенсионеров, инвалидов и членов их семей. VII. Социальное партнерство и координация действий сторон соглашения 7. В целях дальнейшего развития системы социального партнерства, повышения роли Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Стороны обязуются: 7.1.1. Проводить трехсторонние консультации по вопросам разработки и реализации социально-экономической политики, а также предварительное обсуждение проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений, федеральных программ в сфере труда, занятости населения, миграции рабочей силы и социального обеспечения. Правительство Российской Федерации в период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые интересы работников, без обсуждения их проектов с соответствующими общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей. 7.1.2. Продолжить совместную работу по совершенствованию нормативно - правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства, включающую в себя: 7.1.2.1. разработку предложений по распространению на работодателей отраслей, не связанных тарифно-правовыми отношениями, положений тарифного соглашения; 7.1.2.2. согласованные действия по ускорению принятия федерального закона, регламентирующего права и обязанности, а также порядок образования объединений работодателей; 7.1.2.3. внесение изменений и дополнений в трудовое, административное и уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации в части повышения ответственности работодателей за соблюдение законодательства о труде, об оплате и охране труда, о коллективных договорах и соглашениях, о коллективных трудовых спорах; 7.1.2.4. разработку проекта федерального закона, отражающего формы участия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в процессе договорного регулирования социально-трудовых отношений, в том числе как представителей объединений работодателей, относящихся к организациям бюджетной сфере, а также учитывающего специфику деятельности организаций бюджетной сферы как работодателей. 7.1.3. Соблюдать и реализовывать достигнутые Соглашением договоренности и нести согласованную Сторонами ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств Соглашения. 7.2. Стороны обязуются содействовать: 7.2.1. заключению и реализации региональных, территориальных, отраслевых (межотраслевых) и профессиональных тарифных соглашений и коллективных договоров; 7.2.2. обеспечению поддержки на всех уровнях социального партнерства работе Федерального тарифного регистра, оказанию методической помощи в его становлении в субъектах Российской Федерации; 7.2.3. функционированию Центра социального партнерства. Рассмотреть вопрос о частичном финансировании Центра за счет средств федерального бюджета; 7.2.4. регулированию социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства в транснациональных корпорациях и в организациях с участием иностранного капитала, действующих на территории Российской Федерации; 7.2.5. развитию связей Российской трехсторонней комиссии с трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации; 7.2.6. улучшению информационного и организационно-методического обеспечения системы социального партнерства; 7.2.7. организации и внедрению системы тендерного анализа при экспертизе проектов законодательных актов и социально-экономических программ. 7.3. Стороны принимают все зависящие от них меры по урегулированию коллективных трудовых споров и конфликтов, возникающих в области социально-трудовых и экономических отношений, и обязуются содействовать: 7.3.1. совершенствованию действующего порядка разрешения коллективных трудовых споров, в том числе с использованием механизма досудебной и судебной защиты социально-трудовых прав работников в специализированных трудовых судах; 7.3.2. деятельности создаваемого Трудового арбитражного суда для разрешения коллективных трудовых споров; 7.3.3. созданию и деятельности территориальных органов по урегулированию коллективных трудовых споров, превращению их в центры обобщения и распространения опыта урегулирования коллективных трудовых споров. 7.4. В целях подготовки квалифицированных кадров в различных отраслях общественного производства, органов государственной власти, общественных организаций по регулированию социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства Стороны договорились: 7.4.1. ввести в государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования дисциплину "Регулирование трудовых отношений на принципах социального партнерства"; 7.4.2. рассмотреть вопрос о частичном финансировании за счет средств федерального бюджета Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов - базовых научных и учебно-методических профсоюзных центров в сфере социально - трудовых отношений. 7.5. Стороны признают необходимым обеспечить: 7.5.1. уважение внутриуставной деятельности профсоюзов и их объединений, если указанная деятельность не противоречит законодательству Российской Федерации; 7.5.2. недопущение ограничения независимой финансовой деятельности профсоюзов и финансового контроля за средствами профсоюзов, за исключением контроля за средствами от предпринимательской деятельности; 7.5.3. права профсоюзов и их объединений на уплату членских взносов в безналичной форме в соответствии с Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"; 7.5.4. перечисление добровольных платежей и добровольных взносов одновременно с заработной платой. 7.6. Работодатели и их объединения обеспечивают соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы. 7.7. Стороны считают необходимым: 7.7.1. рассмотреть возможность ратификации Российской Федерацией Конвенций МОТ согласно приложению N 1; 7.7.2. продолжить работу по совершенствованию законодательной и нормативной базы, необходимой для ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной); 7.7.3. разработать законопроекты в развитие положений нового Трудового кодекса Российской Федерации. 7.8. Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Государственный комитет Российской Федерации по статистике регулярно проводят мониторинг качества и уровня жизни россиян по согласованному Сторонами перечню показателей и раз в полугодие информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о тенденциях изменения социально-экономических показателей согласно приложению N 2. Министерство труда и социального развития Российской Федерации ежеквартально представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений материалы по итогам проведения Всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы. Госкомстат России в 2003-2004 годах по мере обработки итогов всероссийской переписи населения в 2002 году направляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений данные по социально-экономическим характеристикам населения для проведения углубленного анализа ситуации. 7.9. В целях освещения деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и хода реализации Соглашения: 7.9.1. обеспечить регулярную публикацию материалов, посвященных развитию социального партнерства в России, а также ежемесячное размещение информации о деятельности Комиссии на правительственном сайте Интернета; 7.9.2. члены РТК освещают на телевидении и радио проблемы социально-трудовых отношений и позиции Сторон по обсуждаемым на заседаниях Комиссии вопросам. 7.10. Каждая из Сторон в трехмесячный срок после подписания Соглашения разрабатывает и представляет в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений план мероприятий, необходимых для реализации принятых обязательств. 7.11. Стороны ежеквартально информируют Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений о ходе выполнения мероприятий по реализации Соглашения. 7.12. В первом полугодии 2002 г. разработать и принять порядок внесения изменений и дополнении в Соглашение. 7.13. Контроль за ходом выполнения Соглашения осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 7.14. Соглашение заключено на 2002-2004 годы и действует до заключения нового соглашения. 7.15. Общероссийские объединения профсоюзов и общероссийские объединения работодателей, не имеющие своих представителей в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, имеют право присоединиться к Соглашению в течение срока его действия. 7.16. Текст Соглашения опубликовать в "Российской газете" в 2-недельный срок после его подписания. Настоящее Генеральное соглашение с протоколом разногласий (приложение N 3) подписали от общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации члены Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 20 декабря 2001 года в четырех подлинных экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу (г.Москва). Приложение N 1 Перечень конвенций МОТ 1. N 42 "О возмещении трудящимся в случае профессиональных заболеваний" (1934 г.) 2. N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (1952 г.) 3. N 117 "Об основных целях и нормах социальной политики" (1962 г.) 4. N 131 "Об установлении минимальной заработной платы с особым учетом развивающихся стран" (1970 г.) 5. N 140 "Об оплачиваемых учебных отпусках" (1974 г.) 6. N 154 "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) 7. N 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.) 8. N 158 "О прекращении трудовых отношений по инициативе предпринимателя" (1982 г.) 9. N 166 "О репатриации моряков" (1987 г.) 10. N 168 "О содействии занятости и защите от безработицы" (1988 г.) 11. N 173 "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (1992 г.) 12. N 174 "О предотвращении крупных промышленных аварий" (1993 г.) 13. N 175 "О работе в условиях неполного рабочего времени" (1994 г.) 14. N 178 "Об инспекции условий труда и быта моряков" (1996 г.) 15. N 181 "О частных агентствах занятости" (1997 г.) Приложение N 2 Основные социально-экономические показатели Валовый внутренний продукт (млрд. рублей) Инвестиции в основной капитал (процентов от ВВП) Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации на социально-культурные мероприятия:* млрд. рублей процентов от ВВП Численность постоянного населения* Средняя продолжительность жизни Коэффициент рождаемости Коэффициент смертности Естественный прирост (убыль) населения: тыс. человек на 1000 человек Денежные доходы в среднем на душу населения Реальные располагаемые денежные доходы Начисленная среднемесячная заработная плата: номинальная в целом по экономике по отраслям экономики реальная Просроченная задолженность по заработной плате Доля заработной платы в валовом внутреннем продукте Среднемесячный размер назначенных месячных пособий (с учетом компенсаций): номинальный реальный Прожиточный минимум в среднем на душу населения - всего в том числе по социально-демографическим группам населения: трудоспособное население пенсионеры дети Отношение к прожиточному минимуму: среднедушевых доходов среднемесячной заработной платы среднего размера назначенной месячной пенсии Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума Соотношение в уровнях среднедушевого дохода 10 процентов наиболее и 10 процентов наименее обеспеченных слоев населения Индекс потребительских цен Доля расходов на питание в бюджете семьи Численность экономически активного населения (на конец периода) Численность занятых в экономике: млн. человек процентов от экономически активного населения Распределение занятого населения по статусу* по отраслям экономики Общая численность безработных: тыс. человек процентов от экономически активного населения Численность зарегистрированных безработных: млн. человек процентов от экономически активного населения Число безработных на одну вакансию, заявленную организациями в органы государственной службы занятости (на конец периода) Численность граждан, трудоустроенных при содействии органов государственной службы занятости (за период с начала года) Направлено на профессиональное обучение органами государственной службы занятости Число регионов с напряженной ситуацией на рынке труда * Удельный вес работников, занятых в тяжелых и опасных условиях труда - всего * в том числе женщин Производственный травматизм - всего в том числе со смертельным исходом Профессиональные заболевания по основным видам Объем промышленной продукции (млрд. рублей) Покупательная способность Минимальный размер оплаты труда (тыс. рублей) Тарифная ставка I разряда ETC Минимальный размер назначенной месячной пенсии по старости ---------------------------- * ежегодно Приложение N 3 Протокол разногласий по Генеральному соглашению между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы Мы, представители сторон общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, действуя на основании Закона Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях", подписали настоящий протокол о том, что в ходе коллективных переговоров не было достигнуто согласия по вопросу включения в Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002-2004 годы следующих предложений стороны Комиссии, представляющей общероссийские объединения профсоюзов: установить в 2002 году минимальный размер заработной платы и тарифную ставку 1 разряда ETC не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения; ежегодно при подготовке проекта федерального бюджета вырабатывать согласованные предложения о включении в консолидированный бюджет объемов финансирования государственных гарантий в целях реализации Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". |