О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПЕРЕЧНЕ-КАТАЛОГЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 26 декабря 2001 г. N 4244 (НЦПИ) В целях создания условий для обеспечения обучающихся общеобразовательных учреждений учебными изданиями и во исполнение решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 12.10.2001 N 15/2 "О путях оптимизации Федерального перечня учебных изданий" приказываю: 1. Утвердить Положение о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений (приложение 1) и ввести его в действие с 10 декабря 2001 года. 2. Утвердить Положение о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений (приложение 2) и ввести его в действие с 10 января 2002 года. 3. Установить, что учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством образования Российской Федерации", включаются в Перечень учебных изданий для общеобразовательных учреждений в случае их соответствия условиям и порядку формирования, установленным пунктом 3.1. Положения о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений до 30 декабря 2003 года. 4. Считать приоритетным в условиях модернизации образования обеспечение общеобразовательных учреждений учебными изданиями по экономике, праву и русскому языку в старших классах. 5. Контроль за выполнением приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных. Министр В.М.Филиппов Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений 1. Общие положения 1.1. Положение о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений (далее - Перечень) устанавливает условия и порядок формирования Перечня, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации (далее - Министерство) к использованию в практике обучения и воспитания в муниципальных и государственных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. 1.2. Перечень формируется с целью обеспечения Федеральной программы развития образования и создания оптимальных возможностей выбора учебных изданий участниками образовательного процесса в условиях вариативной системы образования. 1.3. Перечень способствует решению задач: сохранения единого образовательного пространства; создания условий для организации и обеспечения образовательного процесса на основе выбора его участниками учебных изданий; реализации преемственности государственных образовательных стандартов на всех уровнях и ступенях образования в образовательных учреждениях; обеспечения принципа вариативности образования и организации профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений; организации заказа на учебные издания органами управления образования субъектов Российской Федерации; обеспечения целенаправленного использования средств, выделяемых бюджетами всех уровней (федеральным, региональным, муниципальным), на приобретение учебных изданий. 1.4. Перечень формируется на основе Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322; Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утвержденному приказом Минобразования от 19.05.98 N 1236; обязательных минимумов содержания начального общего образования и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказами Минобразования России от 19.05.98 N 1235 и от 30.06.99 N 56, и настоящего Положения. 2. Структура Перечня 2.1. Перечень состоит из трех разделов: "Начальное общее образование", "Основное общее образование" и "Среднее (полное) общее образование". Каждый из разделов структурирован с учетом целей, задач, структуры содержания соответствующей ступени общего образования. 2.2. Раздел Перечня "Начальное общее образование" структурирован по системам обучения и комплектам учебных изданий. 2.3. Раздел Перечня "Основное общее образование" структурирован по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322, предметам, содержательным линиям. 2.4. Раздел Перечня "Среднее (полное) общее образование" структурирован по образовательным областям, предметам и профилям обучения. 3. Условия и порядок формирования Перечня 3.1 Перечень включает учебные издания в разделе "Начальное общее образование" - учебники, прописи и рабочие тетради; в разделах "Основное общее образование", "Среднее (полное) общее образование" - учебники: прошедшие экспертизу Федерального экспертного совета и имеющие гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации"; обеспечивающие реализацию федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; обеспечивающие концептуальное единство дидактических подходов к реализации курса; соответствующие федеральным компонентам государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; имеющие программно-методическое обеспечение (программу и методическое пособие для учителя); изданные и имеющие подтверждение об издании Российской книжной палатой. 3.2. Перечень формируется до 1 октября текущего года по письменному представлению издательств. Письмо-заявка на включение учебных изданий в Перечень направляется издательствами не позднее июня ежегодно в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства с указанием названия учебного издания, авторов, последнего года издания, даты и номера заключения Федерального экспертного совета (далее - ФЭС); названия, даты и номера документа о присвоении или подтверждении грифа Министерства. 3.3. Проект Перечня представляется на рассмотрение в ФЭС с целью согласования. Секции ФЭС рассматривают список учебных изданий, включаемых в соответствующий раздел Перечня, и готовят заключение, подтверждающее или не подтверждающее соответствие включаемых в Перечень учебных изданий условиям его формирования, установленным в п.3.1. настоящего Положения. 3.4. Учебные издания, соответствующие условиям и порядку формирования Перечня, установленным п.3.1. настоящего Положения, включаются в него на период действия федеральных компонентов государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, но не более чем на 5 лет. 3.5. Перечень рассматривается президиумом ФЭС и утверждается приказом Министерства сроком на один год. 3.6. Перечень до 1 декабря текущего года рассылается в регионы и является обязательным к использованию органами управления образованием субъектов Российской Федерации, муниципальными органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями. 3.7. Организационное обеспечение формирования Перечня осуществляет Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства. Приложение 2 ПОЛОЖЕНИЕ о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений 1. Общие положения 1.1. Положение о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для общеобразовательных учреждений (далее - Каталог) устанавливает условия и порядок формирования Каталога, рекомендованных или допущенных Министерством образования Российской Федерации (далее - Министерство) к использованию в практике обучения и воспитания в муниципальных государственных учреждениях Российской Федерации. 1.2. Каталог формируется с целью информирования органов управления образованием субъектов Российской Федерации, общеобразовательных учреждений, педагогической и родительской общественности, институтов повышения квалификации работников образования, книготорговых организаций обо всех учебных изданиях, получивших грифы Министерства образования Российской Федерации "Допущено Министерством образования Российской Федерации" или "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации", и обеспечения условий для организации заказа этих учебных изданий. 1.3. Каталог способствует решению задач: сохранения единого информационного пространства; вариативности учебного книгоиздания и обеспечения условий для организации заказа учебных изданий, получивших гриф Министерства; создания оптимальных условий для организации образовательного процесса и использования учебных изданий, получивших гриф Министерства. 1.4. Перечень формируется на основе Базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322; Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования, утвержденному приказом Минобразования от 19.05.98 N 1236; обязательных минимумов содержания начального общего образования и среднего (полного) общего образования, утвержденных приказами Минобразования России от 19.05.98 N 1235 и от 30.06.99 N 56, и настоящего Положения. 2. Структура Каталога 2.1. Каталог состоит из трех разделов: Раздел I. "Учебные издания, составляющие учебно-методические комплекты с учебниками Перечня учебных изданий для общеобразовательных учреждений" (далее - Перечень); Раздел II. "Учебные издания, обеспечивающие реализацию Федеральных компонентов государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, не включенные в Перечень"; Раздел III. "Учебные издания, обеспечивающие реализацию школьного и регионального компонентов, содержания начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования". 2.2. Раздел I Каталога структурирован по ступеням обучения общего образования, образовательным областям и учебным предметам (начальное общее образование - по системам и моделям, содержательным линиям). 2.3. Раздел II Каталога структурирован по ступеням общего образования, образовательным областям, учебным предметам и содержательным линиям. 2.4. Раздел III Каталога структурирован по ступеням обучения и учебным предметам. 3. Условия и порядок формирования Каталога 3.1. Раздел I Каталога включает учебные программы и учебные издания: имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации; являющиеся соответствующей частью учебно-методического комплекта; обеспечивающие единство концепции, образовательной программы и дидактических подходов к реализации курса; соответствующие компонентам государственного образовательного стандарта; 3.2. Раздел II Каталога включает учебные издания: имеющие гриф Министерства; обеспечивающие реализацию государственных образовательных стандартов общего образования; соответствующие федеральным компонентам государственного образовательного стандарта; не включенные как соответствующие условиям и порядку формирования Перечня. 3.3. Раздел III Каталога включает учебные издания для углубленного изучения предметов в общеобразовательной школе, факультативных и дополнительных курсов: имеющие гриф Министерства; обеспечивающие реализацию региональных и школьных компонентов содержания основного общего образования. 3.4. Каталог формируется по представлению издательств. Письмо-заявка на включение учебных изданий в Каталог направляется издательствами не позднее 15 июня ежегодно в Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства с указанием названия учебного издания, авторов, года выпуска издания, даты и номера документа о присвоении или подтверждении грифа Министерства, краткой аннотации каждой содержательной предметной линии. 3.5. Проект Каталога рассматривается Федеральным экспертным советом Министерства образования Российской Федерации и соответствующими структурными подразделениями Министерства. 3.6. Каталог утверждается приказом Министерства сроком на один год. 3.7. Каталог формируется до 1 октября каждого года, рассылается в регионы для использования органами управления образованием субъектов Российской Федерации и общеобразовательными учреждениями России. 3.8. Организационное обеспечение формирования Каталога осуществляет Управление учебного книгоиздания, библиотек и медиатек Министерства. |