О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ПЕРЕЧНЕ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПЕРЕЧНЕ-КАТАЛОГЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И ЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 26.12.01 4244

              О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЙ О ПЕРЕЧНЕ
               УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
         УЧРЕЖДЕНИЙ И ПЕРЕЧНЕ-КАТАЛОГЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ И
              ЗДАНИЙ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          26 декабря 2001 г.
                                N 4244

                                (НЦПИ)


     В целях    создания    условий    для   обеспечения   обучающихся
общеобразовательных учреждений  учебными  изданиями  и  во  исполнение
решения  коллегии  Министерства  образования  Российской  Федерации от
12.10.2001 N 15/2 "О путях оптимизации  Федерального  перечня  учебных
изданий" приказываю:
     1. Утвердить   Положение   о   Перечне   учебных   изданий    для
общеобразовательных  учреждений (приложение 1) и ввести его в действие
с 10 декабря 2001 года.
     2. Утвердить  Положение  о  Перечне-каталоге  учебно-методических
изданий для общеобразовательных учреждений (приложение 2) и ввести его
в действие с 10 января 2002 года.
     3. Установить, что учебники, имеющие гриф "Допущено Министерством
образования  Российской  Федерации",  включаются  в  Перечень  учебных
изданий для общеобразовательных учреждений в  случае  их  соответствия
условиям и порядку формирования,  установленным пунктом 3.1. Положения
о Перечне учебных изданий для  общеобразовательных  учреждений  до  30
декабря 2003 года.
     4. Считать  приоритетным  в  условиях  модернизации   образования
обеспечение   общеобразовательных  учреждений  учебными  изданиями  по
экономике, праву и русскому языку в старших классах.
     5. Контроль  за  выполнением  приказа  возложить  на  заместителя
министра Е.Е.Чепурных.
     

Министр
                                                          В.М.Филиппов
                                                                    
                                                          Приложение 1

                              ПОЛОЖЕНИЕ
     о Перечне учебных изданий для общеобразовательных учреждений

                          1. Общие положения
     
     1.1. Положение  о Перечне учебных изданий для общеобразовательных
учреждений  (далее  -  Перечень)  устанавливает  условия   и   порядок
формирования   Перечня,   рекомендованных   Министерством  образования
Российской Федерации (далее - Министерство) к использованию в практике
обучения    и    воспитания    в   муниципальных   и   государственных
общеобразовательных учреждениях Российской Федерации.
     1.2. Перечень   формируется   с   целью  обеспечения  Федеральной
программы развития образования  и  создания  оптимальных  возможностей
выбора   учебных   изданий  участниками  образовательного  процесса  в
условиях вариативной системы образования.
     1.3. Перечень способствует решению задач:
     сохранения единого образовательного пространства;
     создания условий  для  организации и обеспечения образовательного
процесса на основе выбора его участниками учебных изданий;
     реализации преемственности     государственных    образовательных
стандартов на всех уровнях и ступенях  образования  в  образовательных
учреждениях;
     обеспечения принципа  вариативности  образования  и   организации
профильного обучения в старших классах общеобразовательных учреждений;
     организации заказа  на  учебные   издания   органами   управления
образования субъектов Российской Федерации;
     обеспечения целенаправленного использования  средств,  выделяемых
бюджетами всех уровней (федеральным,  региональным, муниципальным), на
приобретение учебных изданий.
     1.4. Перечень  формируется  на  основе  Базисного учебного плана,
утвержденного  приказом  Минобразования  России  от  09.02.98  N  322;
Временных  требований  к  обязательному  минимуму содержания основного
общего образования,  утвержденному приказом Минобразования от 19.05.98
N   1236;   обязательных   минимумов   содержания   начального  общего
образования и  среднего  (полного)  общего  образования,  утвержденных
приказами Минобразования России от 19.05.98 N 1235 и от 30.06.99 N 56,
и настоящего Положения.

                         2. Структура Перечня
     
     2.1. Перечень  состоит  из  трех   разделов:   "Начальное   общее
образование",  "Основное  общее образование" и "Среднее (полное) общее
образование". Каждый из разделов структурирован с учетом целей, задач,
структуры содержания соответствующей ступени общего образования.
     2.2. Раздел Перечня "Начальное общее образование"  структурирован
по системам обучения и комплектам учебных изданий.
     2.3. Раздел Перечня "Основное общее  образование"  структурирован
по образовательным областям, соответствующим Базисному учебному плану,
утвержденному  приказом  Минобразования  России  от  09.02.98  N  322,
предметам, содержательным линиям.
     2.4. Раздел  Перечня   "Среднее   (полное)   общее   образование"
структурирован  по  образовательным  областям,  предметам  и  профилям
обучения.

            3. Условия и порядок формирования Перечня
     
     3.1 Перечень включает учебные издания в разделе "Начальное  общее
образование"  -  учебники,  прописи  и  рабочие  тетради;  в  разделах
"Основное общее образование",  "Среднее (полное) общее образование"  -
учебники:
     прошедшие экспертизу Федерального экспертного  совета  и  имеющие
гриф "Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации";
     обеспечивающие реализацию федеральных компонентов государственных
образовательных   стандартов   начального  общего,  основного  общего,
среднего (полного) общего образования;
     обеспечивающие концептуальное  единство  дидактических подходов к
реализации курса;
     соответствующие федеральным      компонентам      государственных
образовательных  стандартов  начального  общего,   основного   общего,
среднего (полного) общего образования;
     имеющие программно-методическое    обеспечение    (программу    и
методическое пособие для учителя);
     изданные и имеющие подтверждение об  издании  Российской  книжной
палатой.
     3.2. Перечень  формируется  до  1  октября   текущего   года   по
письменному  представлению  издательств.  Письмо-заявка  на  включение
учебных изданий в Перечень направляется издательствами не позднее июня
ежегодно  в  Управление  учебного  книгоиздания,  библиотек и медиатек
Министерства  с  указанием   названия   учебного   издания,   авторов,
последнего   года  издания,  даты  и  номера  заключения  Федерального
экспертного совета (далее - ФЭС);  названия, даты и номера документа о
присвоении или подтверждении грифа Министерства.
     3.3. Проект Перечня представляется на рассмотрение в ФЭС с  целью
согласования.   Секции   ФЭС  рассматривают  список  учебных  изданий,
включаемых в соответствующий раздел  Перечня,  и  готовят  заключение,
подтверждающее   или   не  подтверждающее  соответствие  включаемых  в
Перечень учебных изданий условиям его  формирования,  установленным  в
п.3.1. настоящего Положения.
     3.4. Учебные  издания,   соответствующие   условиям   и   порядку
формирования   Перечня,  установленным  п.3.1.  настоящего  Положения,
включаются  в  него  на  период   действия   федеральных   компонентов
государственного   образовательного   стандарта   начального   общего,
основного общего,  среднего (полного) общего образования,  но не более
чем на 5 лет.
     3.5. Перечень  рассматривается  президиумом  ФЭС  и  утверждается
приказом Министерства сроком на один год.
     3.6. Перечень до 1 декабря текущего года рассылается в регионы  и
является обязательным к использованию органами управления образованием
субъектов Российской  Федерации,  муниципальными  органами  управления
образованием и общеобразовательными учреждениями.
     3.7. Организационное     обеспечение     формирования     Перечня
осуществляет  Управление  учебного книгоиздания,  библиотек и медиатек
Министерства.

                                                          Приложение 2

                              ПОЛОЖЕНИЕ
          о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для
                    общеобразовательных учреждений
     
                          1. Общие положения
     
     1.1. Положение о Перечне-каталоге учебно-методических изданий для
общеобразовательных учреждений (далее - Каталог) устанавливает условия
и  порядок  формирования  Каталога,  рекомендованных  или   допущенных
Министерством  образования Российской Федерации (далее - Министерство)
к использованию в  практике  обучения  и  воспитания  в  муниципальных
государственных учреждениях Российской Федерации.
     1.2. Каталог   формируется   с   целью   информирования   органов
управления     образованием     субъектов     Российской    Федерации,
общеобразовательных   учреждений,   педагогической   и    родительской
общественности,    институтов    повышения   квалификации   работников
образования,  книготорговых организаций  обо  всех  учебных  изданиях,
получивших   грифы   Министерства   образования  Российской  Федерации
"Допущено  Министерством   образования   Российской   Федерации"   или
"Рекомендовано  Министерством  образования  Российской  Федерации",  и
обеспечения условий для организации заказа этих учебных изданий.
     1.3. Каталог способствует решению задач:
     сохранения единого информационного пространства;
     вариативности учебного  книгоиздания  и  обеспечения  условий для
организации заказа учебных изданий, получивших гриф Министерства;
     создания оптимальных  условий  для  организации  образовательного
процесса   и   использования   учебных   изданий,   получивших    гриф
Министерства.
     1.4. Перечень формируется на  основе  Базисного  учебного  плана,
утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 N 322;
     Временных требований   к   обязательному   минимуму    содержания
основного общего образования, утвержденному приказом Минобразования от
19.05.98 N 1236;  обязательных минимумов содержания начального  общего
образования  и  среднего  (полного)  общего образования,  утвержденных
приказами Минобразования России от 19.05.98 N 1235 и от 30.06.99 N 56,
и настоящего Положения.

                      2. Структура Каталога
     
     2.1. Каталог состоит из трех разделов:
     Раздел I.   "Учебные  издания,  составляющие  учебно-методические
комплекты с учебниками Перечня учебных изданий для общеобразовательных
учреждений" (далее - Перечень);
     Раздел II.   "Учебные    издания,    обеспечивающие    реализацию
Федеральных  компонентов  государственных  образовательных  стандартов
начального  общего,  основного  общего,  среднего   (полного)   общего
образования, не включенные в Перечень";
     Раздел III. "Учебные издания, обеспечивающие реализацию школьного
и регионального компонентов,  содержания начального общего,  основного
общего, среднего (полного) общего образования".
     2.2. Раздел I Каталога структурирован по ступеням обучения общего
образования,  образовательным областям и учебным предметам  (начальное
общее образование - по системам и моделям, содержательным линиям).
     2.3. Раздел  II  Каталога  структурирован  по   ступеням   общего
образования,    образовательным    областям,   учебным   предметам   и
содержательным линиям.
     2.4. Раздел  III  Каталога  структурирован по ступеням обучения и
учебным предметам.

            3. Условия и порядок формирования Каталога
     
     3.1. Раздел I  Каталога  включает  учебные  программы  и  учебные
издания:
     имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации;
     являющиеся соответствующей частью учебно-методического комплекта;
     обеспечивающие единство  концепции,  образовательной  программы и
дидактических подходов к реализации курса;
     соответствующие компонентам   государственного   образовательного
стандарта;
     3.2. Раздел II Каталога включает учебные издания:
     имеющие гриф Министерства;
     обеспечивающие реализацию     государственных     образовательных
стандартов общего образования;
     соответствующие федеральным      компонентам     государственного
образовательного стандарта;
     не включенные как соответствующие условиям и порядку формирования
Перечня.
     3.3. Раздел   III   Каталога   включает   учебные   издания   для
углубленного   изучения   предметов   в   общеобразовательной   школе,
факультативных и дополнительных курсов:
     имеющие гриф Министерства;
     обеспечивающие реализацию  региональных  и  школьных  компонентов
содержания основного общего образования.
     3.4. Каталог   формируется    по    представлению    издательств.
Письмо-заявка  на  включение  учебных  изданий  в Каталог направляется
издательствами не позднее  15  июня  ежегодно  в  Управление  учебного
книгоиздания,  библиотек  и медиатек Министерства с указанием названия
учебного  издания,  авторов,  года  выпуска  издания,  даты  и  номера
документа  о присвоении или подтверждении грифа Министерства,  краткой
аннотации каждой содержательной предметной линии.
     3.5. Проект   Каталога   рассматривается  Федеральным  экспертным
советом    Министерства    образования    Российской    Федерации    и
соответствующими структурными подразделениями Министерства.
     3.6. Каталог утверждается приказом Министерства  сроком  на  один
год.
     3.7. Каталог формируется до 1 октября каждого года, рассылается в
регионы  для  использования органами управления образованием субъектов
Российской Федерации и общеобразовательными учреждениями России.
     3.8. Организационное     обеспечение     формирования    Каталога
осуществляет Управление учебного книгоиздания,  библиотек  и  медиатек
Министерства.