Страницы: 1 2 | | | тонн | | | | | | пункту 1.1 | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 2848 | 385 | 540 | 768 | 1155 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные источники | | 1000 | 135 | 190 | 270 | 405 | | | | | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 8. | Агрохимическое и | 100 | 500 | 110 | 120 | 130 | 140 | Определение | | | экологотоксикологическое | млн.га | | | | | | качественных | | | обследование земель | | | | | | | показателей почв | | | сельскохозяйственного | | | | | | | для принятия | | | назначения - всего | | | | | | | решений | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 250 | 55 | 60 | 65 | 70 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные источники | | 250 | 55 | 60 | 65 | 70 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | Итого | | 121505 | 19983,9 | 25897 | 33908,1 | 41716 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | в том числе: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 9200 | 2266,9 | 2300 | 2310,1 | 2323 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 12800 | 1442 | 2317 | 3598 | 5443 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные | | 99505 | 16275 | 21280 | 28000 | 33950 | | | | источники | | | | | | | | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Гидромелиоративные мероаприятия | |-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 9. | Реконструкция и | 296 | 14086 | 3102 | 3320 | 3629,5 | 4034,5 | Сохранение | | | восстановление | тыс.га | | | | | | сельхозугодий. | | | оросительных систем - | | | | | | | Повышение | | | всего | | | | | | | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 2064 | 365 | 395 | 566,5 | 737,5 | Прирост продукции | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 12022 | 2737 | 2925 | 3063 | 3297 | 1,5 млн. тонн | | | Российской Федерации | | | | | | | з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 10. | Реконструкция и | 161 | 5474 | 1200 | 1298 | 1375 | 1601 | Сохранение | | | восстановление | тыс.га | | | | | | сельхозугодий. | | | осушительных систем - | | | | | | | Повышение | | | всего | | | | | | | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 850 | 150 | 170 | 200 | 330 | Прирост продукции | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 4624 | 1050 | 1128 | 1175 | 1271 | 0,6 млн.тонн з.е. | | | Российской Федерации | | | | | | | Защита от | | | | | | | | | | затопления. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 11. | Орошение земель - всего | 28 | 1400 | 311 | 342,4 | 357 | 359,6 | Повышение | | | | тыс.га | | | | | | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 250 | 50 | 61,4 | 65 | 73,6 | Прирост продукции | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 1150 | 261 | 281 | 292 | 316 | 0,2 млн.тонн з.е. | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 12. | Осушение земель - всего | 23 | 1012 | 220 | 238 | 261 | 293 | Повышение | | | | тыс.га | | | | | | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 220 | 40 | 45 | 60 | 75 | Прирост продукции | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 792 | 180 | 193 | 201 | 218 | 0,13 млн.тонн | | | Российской Федерации | | | | | | | з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 13. | Культуртехнические | 340 | 1938 | 431 | 459 | 497 | 557 | Сохранение | | | работы - всего | тыс.га | | | | | | сельхозугодий. | | | | | | | | | | Повышение | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 570 | 120 | 125 | 150 | 175 | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджет субъектов | | 1368 | 311 | 334 | 347 | 376 | Прирост продукции | | | Российской Федерации | | | | | | | 0,5 млн.тонн з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 14. | Рекультивация нарушенных | 210 | 1197 | 276 | 290 | 305 | 326 | Сохранение | | | земель - всего | тыс.га | | | | | | сельхозугодий. | | | | | | | | | | Повышение | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 684 | 160 | 165 | 175 | 184 | плодородия почв. | | | бюджет субъектов | | 513 | 116 | 125 | 130 | 142 | Прирост продукции | | | Российской Федерации | | | | | | | 0,2 млн.тонн з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | из общего объема средств | 120 | 684 | 160 | 165 | 175 | 184 | Сохранение | | | федерального бюджета на | тыс. | | | | | | сельхозугодий. | | | рекультивацию Черных | га | | | | | | Повышение | | | земель и Кизлярских | | | | | | | плодородия почв. | | | пастбищ | | | | | | | Прирост продукции | | | | | | | | | | 0,15 млн.тонн | | | | | | | | | | з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 15. | Строительство | | 423 | 109,1 | 110 | 100 | 103,9 | Сохранение | | | противоэрозионных | | | | | | | сельхозугодий. | | | гидротехнических | | | | | | | Прирост продукции | | | сооружений | | | | | | | 0,3 млн.тонн з.е. | | | в том числе: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 423 | 109,1 | 110 | 100,0 | 103,9 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 16. | База эксплуатации | | 1700 | 400 | 400 | 430 | 470 | Обеспечение | | | водохозяйственных | | | | | | | выполнения | | | организаций и | | | | | | | мероприятий по | | | приобретение техники - | | | | | | | Программе. | | | федеральный бюджет | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 17. | Затраты на ремонт | | 2743 | 650 | 676 | 692 | 725 | Сохранение | | | межхозяйственных | | | | | | | сельхозугодий. | | | мелиоративных систем - | | | | | | | Сохранение | | | всего | | | | | | | плодородия почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 1200 | 300 | 300 | 300 | 300 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджет субъектов | | 1543 | 350 | 376 | 392 | 425 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 18. | Затраты на ремонт и | | 7350 | 1470 | 1593 | 2064 | 2223 | Сохранение | | | содержание | | | | | | | сельхозугодий. | | | внутрихозяйственных | | | | | | | Сохранение | | | мелиоративных систем - | | | | | | | плодородия почв. | | | внебюджетные источники | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 19. | Стройки по | | 1500 | 146,3 | 328,8 | 419,5 | 605,4 | Обеспечение | | | инвестиционной программе | | | | | | | безопасности | | | - федеральный бюджет | | | | | | | гидросооружений и | | | | | | | | | | улучшение | | | | | | | | | | социально-бытовых | | | | | | | | | | условий сельского | | | | | | | | | | населения. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | Итого | | 38823 | 8315,4 | 9055,2 | 10130 |11322,4 | . | | | в том числе: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 9461 | 1840,4 | 2100,2 | 2466 | 3054,4 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджет субъектов | | 22012 | 5005 | 5362 | 5600 | 6045 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные источники | | 7350 | 1470 | 1593 | 2064 | 2223 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 20. | Агролесомелиоративные | 383 | 3221 | 631 | 743 | 933 | 914 | Сохранение | | | мероприятия - всего | тыс.га | | | | | | сельхозугодий. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | | | | | | | | Улучшение | | | федеральный бюджет | | 613 | 90 | 162 | 173 | 188 | жизнедеятельности | | | бюджеты субъектов | | 2608 | 541 | 581 | 760 | 726 | населения. | | | Российской Федерации | | | | | | | Повышение | | | | | | | | | | плодородия почв. | | | | | | | | | | Прирост продукции | | | | | | | | | | 4,43 млн.тонн | | | | | | | | | | з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | 21. | Научно-исследовательские | | 80 | 40 | 18 | 22 | - | | | | и опытно-конструкторские | | | | | | | | | | работы - всего | | | | | | | | | | (за счет средств | | | | | | | | | | федерального бюджета) | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | освоение систем | | 16,7 | 6,2 | 3,9 | 6,6 | - | Обоснование | | | земледелия и | | | | | | | ландшафтно - | | | внутрихозяйственное | | | | | | | адаптивных систем | | | землеустройство | | | | | | | и систем | | | | | | | | | | землеустройства в | | | | | | | | | | новых условиях | | | | | | | | | | для управления | | | | | | | | | | плодородием почв. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | агрохимические | | 18,6 | 7,8 | 4,3 | 6,5 | - | Разработка | | | мероприятия | | | | | | | технологий и | | | | | | | | | | систем | | | | | | | | | | эффективного | | | | | | | | | | применения | | | | | | | | | | агрохимических | | | | | | | | | | средств. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | гидромелиоративные и | | 30,1 | 20,0 | 6,3 | 3,8 | - | Экологически | | | культуртехнические | | | | | | | безопасные | | | мероприятия | | | | | | | методы, | | | | | | | | | | технологии и | | | | | | | | | | средства | | | | | | | | | | комплексной | | | | | | | | | | мелиорации | | | | | | | | | | земель. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | агролесомелиоративные и | | 14,6 | 6,0 | 3,5 | 5,1 | - | Методы и | | | фитомелиоративные | | | | | | | технологии | | | мероприятия | | | | | | | предотвращения | | | | | | | | | | деградации почв и | | | | | | | | | | обеспечение | | | | | | | | | | устойчивого | | | | | | | | | | мельхозпроизводства.| | | | | | | | | | Сохранение | | | | | | | | | | 4 млн. га | | | | | | | | | | сельхозугодий, | | | | | | | | | | повышение их | | | | | | | | | | плодородия на | | | | | | | | | | 2,5-3 балла, | | | | | | | | | | прирост | | | | | | | | | | сельскохозяйствен | | | | | | | | | | ной продукции в | | | | | | | | | | 2002-2005 годах - | | | | | | | | | | 119,2 млн.т з.е. | | | | | | | | | | и за пределами | | | | | | | | | | 2005 года - 65 | | | | | | | | | | млн.т з.е. | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | ВСЕГО: | | 163629 | 28970,3 | 35713,2 | 44993,1 | 53952,4 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | в том числе: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет * | | 19354 | 4237,3 | 4580,2 | 4971,1 | 5565,4 | | | | из них: | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | капитальные вложения | | 1500 | 146,3 | 328,8 | 419,5 | 605,4 | | | | (раздел 07) | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | прочие (раздел 08) | | 17774 | 4051 | 4233,4 | 4529,6 | 4960 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | НИОКР (раздел 06) | | 80 | 40 | 18 | 22 | - | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | 37420 | 6988 | 8260 | 9958 | 12214 | | | | Российской Федерации | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные источники | | 106855 | 17745 | 22873 | 30064 | 36173 | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | в т.ч. пилотный проект | | | | | | | | | | по Воронежской области | | 422 | | | | | | | | из них | | | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | федеральный бюджет | | 22 | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | бюджеты субъектов | | | | | | | | | | Российской Федерации | | 50 | | | | | | |-----|--------------------------|----------|-------------|---------|---------|-----------|---------|---------------------| | | внебюджетные источники | | 350 | | | | | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----------------- * В процессе реализации Программы может быть проведена корректировка объемов выделяемых средств с учетом возможностей федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета предусматривается финансировать: строительство крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение и включаемых в Федеральную адресную инвестиционную программу; развитие производственной базы бюджетных водохозяйственных организаций и оснащение их необходимой техникой; часть стоимости мероприятий по орошению и осушению земель, реконструкции и восстановлению мелиоративных систем; фитомелиоративные мероприятия по восстановлению деградированных кормовых угодий в зоне Черных земель и Кизлярских пастбищ; затраты на ремонт межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в федеральной собственности; строительство противоэрозионных гидротехнических сооружений; проведение работ по известкованию сильно и средне кислых почв, фосфоритованию, гипсованию, мелиоративной обработке, проведение культуртехнических мероприятий и первичного окультуривания мелиорированных сельскохозяйственных угодий на землях, загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы, а также на землях сельскохозяйственных товаропроизводителей, относящихся к федеральной собственности; субсидирование части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по приобретению минеральных удобрений; создание противоэрозионных овражно-балочных лесных и пастбищезащитных фитомелиоративных насаждений; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. По разделу 07 "Капитальные вложения" финансируются следующие водохозяйственные объекты: (млн.рублей, цены 2001 г.) ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Наименование объектов | Объем | В том числе | | пп | | инвестиций |------------------------------------------------------| | | | в 2002-2005 | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | | | | годах - | | | | | | | | всего | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 1. | Реконструкция Саратовского оросительно - | 370 | 40 | 80 | 110 | 140 | | | обводнительного канала имени | | | | | | | | Е.Е.Алексеевского | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 2. | Строительство III очереди Комсомольской | 99,9 | 10 | 21,9 | 28 | 40 | | | оросительной системы, Саратовская | | | | | | | | область | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 3. | Строительство IV очереди Большого | 199 | 20 | 44 | 55 | 80 | | | Ставропольского канала, Ставропольский | | | | | | | | край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 4. | Реконструкция головного сооружения | 11 | 5 | 6 | - | - | | | Невинномысского канала, Ставропольский | | | | | | | | край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 5. | Реконструкция тоннеля на Невинномысском | 50 | 5 | 11 | 14 | 20 | | | канале, Ставропольский край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 6. | Реконструкция Приморской дамбы | 42,9 | 5,65 | 12 | 16 | 9,25 | | | польдеров, насосных станций N 2, 4, 6, | | | | | | | | 8 Полесского района (участка N 2), | | | | | | | | Калининградская область | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 7. | Реконструкция правобережной дамбы | 15,5 | 3,9 | 7,3 | 4,3 | - | | | канала имени Матросова у пос.Мостовое, | | | | | | | | Славский район Калининградской области | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 8. | Реконструкция левобережной дамбы канала | 42,2 | 4 | 8 | 10,7 | 19,5 | | | имени Матросова у пос.Заповедное для | | | | | | | | защиты польдерных земель Славского | | | | | | | | района, Калининградская область | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 9. | Реконструкция насосной станции N 48-б, | 4,2 | 1,6 | 2,6 | - | - | | | Славский район Калининградской области | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 10. | Реконструкция осушительной сети и | 3,6 | 1,1 | 2,5 | - | - | | | насосной станции N 44 (3-й пусковой | | | | | | | | комплекс), Славский район | | | | | | | | Калининградской области | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 11. | Строительство Тиховского гидроузла на | 123,7 | 10 | 22 | 33 | 58,7 | | | р.Кубань, Краснодарский край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 12. | Реконструкция дамб обвалования рек | 68 | 10 | 22 | 25 | 11 | | | Кубань и Протока от г.Краснодара до | | | | | | | | устьев рек, Краснодарский край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 13. | Реконструкция сооружений Шапсугского | 66 | 7 | 15 | 18 | 26 | | | межрегионального водохранилища, | | | | | | | | Республика Адыгея | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 14. | Реконструкция первой очереди Большого | 80 | 5 | 12 | 18 | 45 | | | Ставропольского канала, Карачаево - | | | | | | | | Черкесская Республика | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 15. | Строительство Бурлинской оросительной | 55 | - | 10 | 15 | 30 | | | системы, Алтайский край | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 16. | Реконструкция I очереди Спасской | 34 | - | 5 | 9 | 20 | | | оросительной системы, Самарская область | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 17. | Реконструкция Юзбаш-Сулакской | 44 | - | 7 | 12 | 25 | | | оросительной системы, Республика | | | | | | | | Дагестан | | | | | | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | 18. | Групповые водопроводы | 191 | 18 | 40,5 | 51,5 | 81 | |-----|------------------------------------------|--------------|-----------|----------------|------------|------------| | | ИТОГО | 1500 | 146,25 | 328,8 | 419,5 | 605,45 | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются: часть затрат на проведение агрохимических мероприятий, включая работы по торфу, агрохимическое и экологотоксикологическое обследование почв; часть затрат на орошение и осушение земель, реконструкцию мелиоративных систем, культуртехнические работы и рекультивацию земель; затраты на ремонт и содержание межхозяйственных мелиоративных систем, отнесенных к собственности субъектов Российской Федерации; создание полезащитных лесных насаждений. Заявки на проведение проектно-изыскательских работ по землеустройству направляются заказчиком в комитеты по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации. Указанные работы финансируются за счет средств, выделяемых на выполнение соответствующих программных мероприятий, в размере, обеспечивающем их разработку исходя из сложившихся затрат, но не менее 5 процентов от выделяемых ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. За счет средств внебюджетных источников предусматривается финансировать: внесение органических и части минеральных удобрений; часть затрат на проведение агрохимических мероприятий: затраты на ремонт и содержание внутрихозяйственных мелиоративных систем. Предусматриваемые объемы финансирования из федерального бюджета в процессе реализации Программы ежегодно подлежат корректировке исходя из его возможностей. Материально-техническое обеспечение Намеченные Программой мероприятия позволят не только сохранить, но и более активно использовать мощности агрохимических, водохозяйственных организаций и предприятий лесного хозяйства, а также промышленных предприятий, выпускавших специализированную продукцию, необходимую для осуществления программных мероприятий. На имеющихся производственных предприятиях, не загруженных в настоящее время, может быть также обеспечено производство необходимых для осуществления агрохимических мероприятий материалов: минеральных удобрений - 14,7 млн. тонн д. в. известковых материалов - 42,6 млн. тонн д. в. фосфоритной муки - 0,5 млн. тонн д. в. фосфогипса - 1,2 млн. тонн д.в. Часть известковых материалов будет получена за счет использования отходов производства и добычи этих материалов из местных источников. Серьезной проблемой является восстановление производства техники. За годы реформ приобретение техники снизилось в среднем в 15 - 20 раз, что повлекло за собой остановку и перепрофилирование машиностроительных предприятий. Обеспеченность сельского хозяйства основными видами машин и оборудования составляет 40-60 процентов нормативного уровня, а по отдельным видам - 15-20 процентов. Парк машин на селе изношен на 60-80 процентов, а более 70 процентов машин исчерпали свой технический ресурс. Ежегодное списание техники в 3-5 раз превышает ее приобретение. Особенно неблагополучное положение сложилось с техникой д ля внесения минеральных, органических удобрений и других средств химизации. Производство машин для внесения минеральных удобрений снизилось с 8,5 тыс. единиц в 1990 году до 6 единиц в 2000 году, т.е. практически прекратилось. Обеспеченность основными видами машин для внесения удобрений, по данным Всероссийского научно-исследовательского института сельскохозяйственного машиностроения, в большинстве регионов России в среднем составляет только 20 - 40 процентов потребности. С учетом приоритетности развития и внедрения технологий и использования машин и механизмов предусматривается дополнительная потребность в технических средствах для применения удобрений на 2002-2005 годы: а) для применения органических удобрений ---------------------------------------------------------------------------------------- | Технические средства | Годовая | Потребность (тыс. штук) | | | производительность |------------------------------------| | | (тонн) | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Машины для внесения | 4200 | 11 | 15 | 18 | | твердых органических | | | | | | удобрений (типа ПРГ-10) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Машины для транспортировки | 6400 | 6 | 8 | 10 | | и внесения полужидких | | | | | | органических удобрений | | | | | | (типа МПТ - 13) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Машины для поверхностного | 6000 | 3 | 4 | 5 | | внесения жидких | | | | | | органических удобрений | | | | | | (типа МЖТ-10) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Приспособления и агрегаты | 2650 | 1 | 1 | 2 | | для внутрипочвенного | | | | | | внесения жидких | | | | | | органических удобрений | | | | | | (типа АВВ-Ф-2,8) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Погрузчики твердых | 40000 | 0,5 | 1 | 2 | | органических удобрений | | | | | | (типа ПНД - 250) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Погрузчики полужидких | 45000 | 1 | 1 | 2 | | органических удобрений | | | | | | (типа ПОУП - | | | | | | экспериментального образца | | | | | | ВНИПТИОУ) | | | | | |----------------------------|--------------------|-----------|------------|-----------| | Измельчители соломы | 300 | 11 | 17 | 19 | | (типа ПУН) | | | | | ---------------------------------------------------------------------------------------- б) для внесения минеральных удобрений ------------------------------------------------------------------------------------------------- | Технические средства | Годовая | Поставка (тыс. шт.) | | | производительность |------------------------------------------------| | | (тонн) | 2002 год | 2003 год | 2004 год | 2005 год | |-------------------------|--------------------|-----------|-----------|------------|-----------| | Машины для внесения | | | | | | | твердых минеральных | | | | | | | удобрений | 640 | 1,3 | 1,7 | 2,4 | 2,4 | | (типа РМГ-4, МТУ-4, | | | | | | | МВИ) | | | | | | |-------------------------|--------------------|-----------|-----------|------------|-----------| | Погрузчики | | | | | | | универсальные | 840 | 0,7 | 1 | 1,3 | 1,5 | | типа (ПЭА-1,0) | | | | | | |-------------------------|--------------------|-----------|-----------|------------|-----------| | Машины для | | | | | | | транспортировки и | | | | | | | внесения жидких | | | | | | | минеральных удобрений | 165 | 0,4 | 0,7 | 1 | 1,9 | | (типа МЖА-6, ЧКБ-9677, | | | | | | | АША-2) | | | | | | |-------------------------|--------------------|-----------|-----------|------------|-----------| | Машины и оборудование | | | | | | | для складов минеральных | | | | | | | удобрений | | | | | | | (типа МВС-4, авто- и | | | | | | | электропогрузчики, | 460 | 0,9 | 1,2 | 1,6 | 1,8 | | транспортеры и | | | | | | | конвейеры) | | | | | | |-------------------------|--------------------|-----------|-----------|------------|-----------| | Машины и агрегаты для | | | | | | | химзащиты растений | | | | | | | (типа ОМП-1, ОП-2000) | 2500 | 0,6 | 0,8 | 1 | 1,1 | ------------------------------------------------------------------------------------------------- Дополнительная потребность в технических средствах для государственных эксплуатационных водохозяйственных организаций определена с учетом объемов эксплуатационных работ на 2002 - 2005 годы в следующем количестве. (штук) ----------------------------------------------------------------------------- | | Наименование техники | Поставка | | | |-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | | | | год | год | год | год | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 1. | Каналоочистители | 27 | 30 | 34 | 40 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 2. | Дренопромывочные машины | 27 | 27 | 30 | 30 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 3. | Косилки | 34 | 40 | 47 | 54 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 4. | Тракторы колесные и гусеничные | 114 | 134 | 168 | 201 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 5. | Грейдеры прицепные | 17 | 17 | 17 | 17 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 6. | Автогрейдеры | 7 | 7 | 7 | 7 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 7. | Одноковшовые экскаваторы | 34 | 34 | 34 | 34 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 8. | Бульдозеры | 40 | 40 | 40 | 40 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 9. | Автокраны | 17 | 17 | 17 | 17 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 10. | Земснаряды | 3 | 3 | 3 | 3 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 11. | Бурильно-крановые установки | 2 | 2 | 2 | 2 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 12. | Катки прицепные и самоходные | 7 | 7 | 7 | 7 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 13. | Прицепы тракторные и трейлерные | 10 | 10 | 10 | 10 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 14. | Автомобили грузовые | 67 | 67 | 67 | 67 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 15. | Автобусы | 13 | 13 | 13 | 13 | |-----|-------------------------------------|-------|------|-------|--------| | 16. | Специальные автомобили (бензовозы, | 17 | 17 | 17 | 17 | | | вахтовые и др.) | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- Необходимо также расширение производства дождевальной техники. В настоящее время за пределами России оказалось более 60 процентов производственных мощностей по выпуску дождевальной техники, насосно-силового оборудования. Предусматривается восстановление мощностей по производству этой техники на заводах в городах Волгограде, Казани, Ставрополе, Омске, Котельникове и Кропоткине. На реконструкцию оросительных систем (площадь 296 тыс. га) и на замену техники потребность в дождевальных машинах составляет: ------------------------------------------------------------------------ | Дождевальные | Потребность | В том числе | | машины | в 2002-2005 |--------------------------------------| | | годах - | 2002 год | 2003 | 2004 год | 2005 | | | всего (штук) | | год | | год | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Фрегат | 2220 | 333 | 488 | 622 | 777 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Волжанка | 1110 | 167 | 244 | 310 | 389 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | ДДА-100МА, | 962 | 144 | 212 | 269 | 337 | | ДДА-100В | | | | | | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | ДДН-70(100) | 962 | 144 | 212 | 269 | 337 | ------------------------------------------------------------------------ На новое строительство потребуется: ------------------------------------------------------------------------ | Дождевальные | Потребность | В том числе | | машины | в 2002-2005 |--------------------------------------| | | годах - | 2002 год | 2003 | 2004 год | 2005 | | | всего (штук) | | год | | год | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Мини Фрегат ФШ | 13 | 3 | 3 | 3 | 4 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Мини Кубань ФШ | 13 | 3 | 3 | 3 | 4 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Кубань ЛШ | 23 | 5 | 5 | 5 | 8 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Ладога | 24 | 5 | 5 | 6 | 8 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Мини Кубань К | 13 | 3 | 3 | 3 | 4 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | Мини Фрегат К | 13 | 3 | 3 | 3 | 4 | |----------------|--------------|----------|-------|-----------|-------| | ДДА-100В | 35 | 7 | 8 | 8 | 12 | ------------------------------------------------------------------------ В связи с тем, что за последнее десятилетие в развитие производственных баз государственных водохозяйственных эксплуатационных организаций средства не вкладывались, многие из них пришли в негодность. Предусматривается реконструкция ремонтных предприятий и их переоснащение, восстановление бетонного и карьерного хозяйства, оснащение гидрогеологомелиоративных партий и освоение ими новых технологий, специализированных организаций по строительству и ремонту дренажа на орошаемых землях на юге России и соответствующих организаций в Северо-Западном и Центральном федеральных округах. На первоочередные цели предусматривается 1,7 млрд. рублей. Необходимо уточнить систему технологий и машин для защитного лесоразведения, включающую выращивание посадочного материала в лесомелиоративных питомниках по интенсивной технологии. Для выполнения указанных работ на 2002 - 2005 годы потребность в технике составляет: (штук) --------------------------------------------------------------------------- | | В том числе | |------------------------|------------------------------------------------| | | Всего | 2002 | 2003 | 2004 год | 2005 | | | | год | год | | год | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Тракторы ДТ-75 | 382 | 57 | 95 | 114 | 116 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Тракторы | 1089 | 163 | 272 | 326 | 328 | | МТЗ-80 (ЛТЗ-55, ТЛ-55) | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Плуги | 4953 | 743 | 1238 | 1486 | 1486 | | сельскохозяйственные | | | | | | | (ПЛН-4-35) | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Культиваторы (КЛ - | 1464 | 219 | 365 | 439 | 441 | | 1,8/2,8; КУН-4; КПС - | | | | | | | 4) | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Бороны (дисковые, | 1807 | 271 | 452 | 542 | 542 | | зубовые) | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Лесопосадочные машины | 3785 | 568 | 947 | 1135 | 1135 | | (МЛУ-1; ССН-1) | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Бензомоторный | 645 | 96 | 161 | 194 | 194 | | инструмент | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Автомобили грузовые | 53 | 8 | 13 | 16 | 16 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Автотракторные | 559 | 82 | 139 | 168 | 170 | | прицепы | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Автобусы и вахтовые | 259 | 39 | 65 | 77 | 78 | | автомашины | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Бульдозеры | 301 | 45 | 75 | 90 | 91 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | (в том числе тяжелые) | 173 | 26 | 43 | 52 | 52 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Экскаваторы | 130 | 19 | 32 | 39 | 40 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Агрегаты для | 173 | 26 | 43 | 52 | 52 | | транспортировки | | | | | | | техники | | | | | | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Автосамосвалы | 216 | 32 | 65 | 65 | 54 | |------------------------|----------|--------|--------|----------|--------| | Плуги-канавокопатели | 70 | 10 | 17 | 21 | 22 | --------------------------------------------------------------------------- Финансирование приобретения машин, техники для эксплуатационных мероприятий на мелиоративных системах предусматривается в расходах на развитие базы водохозяйственных организаций, приобретение дождевальной техники по гидромелиоративным мероприятиям. Обеспечение подрядных организаций-исполнителей осуществляется за счет их производственной деятельности и использования лизинга. Производство всей техники на машиностроительных предприятиях будет развиваться в зависимости от заказов организаций-потребителей. Научное обеспечение Научное обеспечение Программы предусматривает комплексное решение научно-исследовательских, технологических и опытноконструкторских задач с учетом того, что воспроизводство плодородия почв должно осуществляться на основе сочетания агротехнических, агрохимических, гидромелиоративных, агролесомелиоративных мероприятий, мониторинга агрохимического, санитарно-токсикологического, радиационного состояния почв, а также мониторинга орошаемых и осушенных земель, выявления наиболее эффективных методов и способов воздействия на все факторы, влияющие на почвенное плодородие. Важное место в Программе занимает разработка основ эколого - ландшафтного земледелия как главного элемента обеспечения расширенного воспроизводства плодородия почв. На повышение эффективности агрохимических мероприятий направлена разработка технологии экологически безопасного применения удобрений, методов и технологии биологического земледелия. Предусматривается уделить большое внимание комплексному проведению мелиоративных мероприятий, методам, технологии и техническим средствам, совершенствованию безопасной системы мероприятий по предотвращению деградации почв, в том числе агролесомелиоративным. В соответствии со сформированным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Российской академией сельскохозяйственных наук тематическим планом необходимо разработать: систему комплексного управления плодородием почв на основе эколого-ландшафтного земледелия, направленного на его расширенное воспроизводство и повышение урожайности сельскохозяйственных культур для основных регионов страны; технологии и системы эффективного экологически безопасного применения факторов интенсификации повышения плодородия почв; методы, технологии и технические средства биологического земледелия, направленные на повышение плодородия почв, оптимизацию питания растений; экологически безопасные методы, технологии и технические средства комплексной мелиорации земель, обеспечивающие восстановление и повышение плодородия почв и устойчивость сельскохозяйственного производства; новые технологии и экологически безопасные системы мероприятий по предотвращению всех видов деградации почв и сельскохозяйственных угодий, направленные на повышение их продуктивности и получение нормативно-чистой продукции; комплекс агролесомелиоративных мероприятий по повышению устойчивости сельскохозяйственного производства и предотвращению опустынивания земель на основе принципов эколого - ландшафтного земледелия; систему подтверждения соответствия технологий применения средств интенсификации процессов сельскохозяйственного производства, обеспечивающих поддержание плодородия почв установленным в АПК требованиям; механизм эколого-экономической и социальной оценки эффективности мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия почв в рыночных условиях хозяйствования. В рамках других научно-технических программ предусматривается создание системы машин, адаптированных к условиям многоукладного сельского хозяйства, выполняющих все работы по строительству, восстановлению, реконструкции мелиоративных систем, проведению агрохимических, агролесомелиоративных и других мероприятий, что позволит обеспечить применение ресурсосберегающих технологий и техническое перевооружение подотраслей агрохимического комплекса. Эффективность научно-технических разработок обеспечивается исполнением их на конкурсной основе и использованием в производстве. С учетом фактически складывающейся обстановки и уточнения приоритетов возможна некоторая корректировка тематического плана. Информационное обеспечение Одним из важнейших факторов успешной реализации мероприятий Программы является ее информационное обеспечение, основа которого - формирование и эффективное использование информационных ресурсов, современных технических средств и информационных технологий для создания оптимальных условий и максимально полного удовлетворения информационных потребностей всего комплекса организаций, участвующих в реализации Программы, а также сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся непосредственными пользователями результатов, полученных в ходе выполнения Программы. Основными задачами информационного обеспечения являются: создание единых основ формирования объективной и постоянно обновляемой информации о состоянии почвенного плодородия и комплекса мероприятий по его сохранению и повышению (агрохимических, гидротехнических, культуртехнических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических, фитосанитарных); проведение мониторинга и установление реальных и прогнозируемых информационных потребностей в целях определения приоритетов при формировании информационных ресурсов и обеспечения практического их использования в сфере управления, в научно-исследовательских, проектных институтах, в эксплуатационных и строительных организациях, в опытнопроизводственных хозяйствах и у сельских товаропроизводителей; создание распределенного информационного банка данных для проведения единой научно-технической политики в реализации Программы; обеспечение оперативного прямого доступа к российским и зарубежным публикациям, включая не только научно-техническую, но и патентную, правовую, экономическую, статистическую, экологическую, конъюнктурную, социальную информацию по проблеме плодородия почв; внедрение комплекса прогрессивных взаимосвязанных информационных технологий и создание условий для использования общей коммуникационной среды для поиска, своевременного ее представления в наиболее востребованной форме. Основные составляющие информационного обеспечения представлены следующими блоками: источники информации; производители информационной продукции; сеть информации; потребители. Особое внимание в процессе информационного обеспечения уделяется сельхозпроизводителю. Для оказания консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям создана и функционирует информационно - консультационная служба в составе федерального центра, региональных информационно-консультационных служб в 53 субъектах Российской Федерации и районных пунктах. Предусматривается дальнейшее развитие указанной службы, расширение перечня оказываемых услуг и числа пользователей. Направление государством, заинтересованным в получении продукции, созданной собственным производителем по систематически снижаемым ценам на основе постоянного привлечения достижений научно-технического прогресса, субсидий в развитие информационно-консультационной службы является наиболее выгодным вложением капитала в отрасль. Это подтверждается опытом многолетнего функционирования таких служб за рубежом. Эффект от активных действий структуры информационно - консультационной службы в условиях стабильного экономического положения становится весьма привлекательным для инвесторов. Головная организация по информационному обеспечению, совместно с соисполнителями информационной составляющей Программы объединяется с региональными информационноконсультационными службами единым коммуникационным пространством. Согласно приоритетным научно-техническим направлениям и основным составляющим Программы определены следующие виды информационного обеспечения: справочно-информационные материалы (бюллетени, перечни, справочники, патенты, информационные листки и т.д.); информационно-аналитическая продукция (доклады о состоянии и тенденции развития, научные публикации, аналитические обзоры, справки, каталоги, фактографическая информация и т.д.); базы данных - документальные (библиографические, реферативные, полнотекстовые), фактографические, адресные, проблемно - ориентированные, например, базы данных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, по проведению комплексных мелиоративных мероприятий, по использованию сточных вод, по качеству воды, дождевальной техники, по результатам агрохимических, экологотоксикологических, радиологических наблюдений и т.д.; геоинформационные системы, характеризующие качественное состояние сельскохозяйственных земель, мелиоративных объектов, построенные на единой топографо-геодезической основе и представляющие информацию в органы управления отрасли; выставки, семинары и другие мероприятия, необходимые для рекламы и пропаганды актуальной информации. Взаимодействие информационно-консультационных служб (различных уровней) с сельхозпроизводителями определяется: непосредственным прямым контактом с товаропроизводителем; передачей доходчивой, простой, своевременной информации по запросу; использованием самых различных средств массовой информации и т.д. В Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации разработан тематический план мероприятий по формированию и внедрению информационно-аналитической системы поддержки принятия решений в области агропродовольственной политики. Кадровое обеспечение Успешная реализация Программы возможна только при условии подготовки агрономических, инженерных, научно-педагогических и рабочих кадров по направлениям, связанным с ее осуществлением. Сельскохозяйственные и мелиоративные вузы и средние учебные заведения Министерства сельского хозяйства Российской Федерации способны обеспечить подготовку кадров высшей и средней квалификации по соответствующим специальностям. Особое внимание обращается на подготовку специалистов по современным технологиям, машинам и оборудованию для осуществления комплексных мелиоративных мероприятий, агрономов, гидротехников, экологов, экономистов сельскохозяйственного и мелиоративного профиля, владеющих знаниями в области развития экономики в рыночных условиях, а также землеустроителей. На базе средних учебных заведений и учебных комбинатов должна быть организована подготовка рабочих кадров высшей квалификации, особенно механизаторов для выполнения агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных работ в количестве 100 тыс. человек за счет средств, выделяемых на подготовку специалистов. К срочным мерам необходимо отнести сохранение научного потенциала, подготовку научно-педагогических кадров высшей квалификации, переподготовку инженерных и руководящих кадров в вузах и научно-исследовательских институтах. Нормативно-правовое обеспечение Правовое обеспечение деятельности в области сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет осуществляться по направлениям, определенным федеральными законами "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", "О мелиорации земель", "О государственном земельном кадастре". В этих целях предусматривается развитие федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение рационального использования и охраны плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе: устанавливающих правовой механизм эффективного управления плодородием почв сельскохозяйственных угодий; определяющих принципы государственного нормирования плодородия почв, государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, государственного контроля за воспроизводством плодородия почв; устанавливающих нормативную базу агрохимического обслуживания сельских товаропроизводителей; регламентирующих взаимоотношения сельскохозяйственных производителей с государственными органами; совершенствующих порядок финансирования работ по сохранению и воспроизводству плодородия почв; определяющих экологические требования к системам земледелия. Планируется работа по подготовке изменений и дополнений к Кодексу РСФСР об административных правонарушениях, предусматривающих ответственность собственников, владельцев, пользователей земельных участков, организаций и граждан, осуществляющих деятельность по агрохимическому обслуживанию, за нарушения, повлекшие снижение плодородия почв и деградацию земель сельскохозяйственного назначения. Предусматривается также замена устаревших стандартов, строительных норм и правил, разработка научно-технических документов по проектированию, строительству, восстановлению и эксплуатации мелиоративных систем и сооружений, агролесомелиоративных мероприятий, сертификации почв. V. Механизм реализации Программы Реализация Программы основывается на строгом соблюдении федеральных законов "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и "О мелиорации земель", положений, инструкций, правил, постановлений и других нормативно-правовых документов, развивающих основные требования этих законов. В целях координации работы по реализации Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации может создавать в центре и на местах по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации консультационные и совещательные органы. Программа (изложенные в ней подходы и принципы) основывается на соответствующих программах субъектов Российской Федерации, включающих осуществление комплекса социально - экономических, организационно-хозяйственных мероприятий и производственных заданий с указанием перечня хозяйств и объектов строительства, где предусматривается проведение указанных мероприятий, необходимых ресурсов, объемов финансирования и сроков выполнения работ с учетом особенностей регионов. Отбор хозяйств-землепользователей, в которых осуществляется строительство объектов и реализация других программных мероприятий, проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом ими с соблюдением требований законодательства Российской Федерации. Перечень объектов федеральной собственности, на которых реализуются программные мероприятия, определяется совместно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными органами по мелиорации земель или межрегиональными федеральными бюджетными учреждениями. В зависимости от природных и сложившихся экономических условий в субъектах Российской Федерации, входящих в СевероЗападный, Центральный и Уральский федеральные округа, важнейшей задачей определены сохранение плодородия почв и предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота за счет проведения культуртехнических и противоэрозионных работ, осуществления мер по известкованию и фосфоритованию почв, соблюдение агротехнических требований при возделывании сельхозкультур, улучшение мелиоративного состояния осушенных земель и эффективное использование орошаемых угодий. В этих регионах должно быть обеспечено увеличение производства кормов, овощей, зерна и таких ценных технических культур как лен, конопля, а также рост производства животноводческой продукции. В Приволжском и Южном федеральных округах основное внимание уделяется восстановлению ранее созданного потенциала орошаемых земель на основе реконструкции и ремонта мелиоративных систем и дождевальной техники, осуществления мер по предотвращению засоления почв, по снижению влияния подтопления территорий, а также борьбе с водной и ветровой эрозией. В этих районах преобладают земли, подверженные опустыниванию, поэтому здесь предусматривается проведение основных агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий. Учитывая высокую эффективность комплексного использования удобрений на орошаемых землях, предусматривается их внесение в первоочередном порядке на эти земли. Реализация мероприятий по повышению плодородия почв в этих регионах направлена на увеличение производства риса, овощей, кормов, плодов и ягод, хмеля и других ценных культур. Определенные особенности учтены в региональных программах субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский и Дальневосточный федеральные округа. При общем объеме финансирования мероприятий Программы в объеме 163,6 млрд. рублей за счет федерального бюджета направляется 19,35 млрд. рублей, бюджетов субъектов Российской Федерации - 37,42 млрд. рублей и внебюджетных средств - 106,85 млрд. рублей. Механизм реализации Программы предусматривает в соответствии с законодательством Российской Федерации государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей путем целевого финансирования из федерального бюджета комплекса программных мероприятий в установленных размерах и порядке в сочетании с участием бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и средств хозяйств-землепользователей, а также разработку мер экономического стимулирования рационального использования и охраны земли. Для этого используются финансовые, кредитные, ценовые и иные рычаги воздействия на хозяйствующие субъекты. Программа предусматривает минимально необходимые, обеспеченные ресурсами объемы агрохимических, противоэрозионных, гидромелиоративных, агролесомелиоративных и других мероприятий, особое значение имеет наиболее эффективное целевое использование средств и выполнение конкретных мероприятий, дающих максимальную отдачу, определение их первоочередности. Для этого предусматривается: возможность и целесообразность привлечения средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и других источников финансирования для осуществления соответствующих видов работ с максимальной минимизацией затрат федерального бюджета при наивысшем достижении общего эффекта, финансирование из федерального бюджета мероприятий в негосударственных предприятиях (организациях) строго в соответствии с законодательством Российской Федерации; обоснование готовности хозяйств-землепользователей к эффективному использованию улучшаемых земель, повышению плодородия почв; оценка технической возможности и экологической безопасности проведения работ; постепенный переход к выполнению комплекса работ по заказу землепользователя за счет его средств с последующим возмещением (на основе договора) произведенных на эти цели затрат (полностью или частично) из бюджетов различных уровней. При этом доля возмещения будет определяться в зависимости от достигнутого эффекта; применение в соответствии с законодательством Российской Федерации штрафных санкций и лишение государственной поддержки в случае несоблюдения требований земельного законодательства и регламентов использования земель, предусмотренных проектами землеустройства; осуществление стимулирующих мер государственной поддержки сельхозпроизводителей, обеспечивающих повышение плодородия почв. VI. Организация управления реализацией Программы и контроль за ее исполнением Управление реализацией Программы осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации - государственным заказчиком силами соответствующих подразделений аппарата Министерства. Функции подразделений определяются приказом по Министерству. В субъектах Российской Федерации Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке передает функции государственного заказчика органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе заключаемых с ними соглашений. В указанных соглашениях определяются на основе показателей федеральной программы и региональных программ объемы соответствующих мероприятий и источники их финансирования, перечень хозяйств и объектов, где намечается выполнение работ, порядок взаимодействия с ними, нормативно - правовое и методическое сопровождение Программы, ее информационное и статистическое обеспечение. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в установленном порядке также передает функции государственного заказчика своим территориальным специально уполномоченным органам по мелиорации земель, межрегиональным федеральным бюджетным учреждениям в субъектах Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации реализация программных мероприятий обеспечивается на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых с исполнителями, определяемыми на конкурсной основе: предприятиями сельского хозяйства и сельхозхимии, водохозяйственными и землеустроительными организациями, предприятиями лесного хозяйства, научно-исследовательскими и проектноизыскательскими институтами, предприятиями химической и машиностроительной промышленности всех форм собственности, государственными образовательными учреждениями. С учетом выделяемых на реализацию Программы средств ежегодно уточняются целевые показатели, объемы работ, организуются оформление бюджетных заявок и соответствующих контрактов с исполнителями. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации направляет обобщенные данные в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации с анализом соответствия годовых объемов средств достижению целей Программы. Отчеты за год представляются до 1 февраля следующего года. Контроль за реализацией Программы в целом и региональных программ осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, его территориальными специально уполномоченными органами по мелиорации земель, межрегиональными федеральными бюджетными учреждениями и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом соглашениями между ними. Задачей государственного контроля за реализацией Программы, является обеспечение выполнения предусмотренных в ней показателей, соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами земельных участков, требований законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ведет учет этих показателей в соответствии с Правилами государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. N 154. Для осуществления контроля за выполнением показателей Программы Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике обобщает и анализирует статистическую отчетность и в установленном порядке представляет доклады о выполнении Программы. Проверки хода реализации Программы осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. VII. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации Программы Расчет экономической эффективности Программы определен в соответствии с "Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов (II редакция)" с учетом социально - экономических и экологических последствий ее реализации. Для оценки экономической эффективности Программы принята динамика показателей цен реализации и себестоимости производства одной тонны зерна. ---------------------------------------------------------------------- | | Факт | Ожидаемые | Прогноз | | | | по данным | | | | | Госкомстата | | | | | России | | | | 1999 год | 2000 год | 2001 год | |-------------------------------|----------|--------------|----------| | Цена реализации (рублей) | 1262 | 1871 | 2800 | |-------------------------------|----------|--------------|----------| | Рост (процентов) | - | 148 | 150 | |-------------------------------|----------|--------------|----------| | Себестоимость (рублей) | 804 | 1190 | 1900 | |-------------------------------|----------|--------------|----------| | Уровень рентабельности | 57 | 57 | 47 | | (процентов) | | | | |-------------------------------|----------|--------------|----------| | Прибыль (рублей) | 458 | 681 | 900 | ---------------------------------------------------------------------- Экономическая эффективность Программы будет складываться из следующих показателей: прибыль сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет прироста продукции (119,2 + 65,1) млн.тонн х 900 руб. = 165,9 млрд. рублей (с учетом последействия мероприятий за пределами 2005 года); прибыль перерабатывающих зерно отраслей (хлебопекарная, мукомольная, спиртовая, ликеро-водочная, пивоваренная, комбикормовая) из расчета на переработку 21 млн. тонн зерна и прибыли 563 руб. на одну тонну переработанного зерна (21 млн. тонн х 563 руб.) составит 11,8 млрд. рублей; сметная прибыль строительных организаций, осуществляющих выполнение строительно-монтажных работ по Программе, в соответствии с утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу нормами (21,5 млрд. рублей строительно-монтажных работ из общего объема затрат капитального характера х 0,3 удельного веса фонда оплаты труда рабочих х 0,65 размера сметной прибыли от фонда оплаты труда) = 4,2 млрд. рублей; налоги, уплачиваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды в размере 14,6 процента от стоимости товарной продукции (стоимость дополнительно реализуемой товарной продукции 232,2 млрд. рублей х 0,146) = 33,9 млрд. рублей. Итого прибыль и уплата налогов составляет 215,8 млрд. рублей, то же на одну тонну зерна - 1170 рублей. Экологическая эффективность Программы оценивается в соответствии с результатами научных исследований и нормативных документов (Российская академия сельскохозяйственных наук, РосНИИземпроект, Всероссийский научно-исследовательский институт удобрений и агропочвоведения, Центральный научно - исследовательский институт агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Московский государственный университет природообустройства, Почвенный институт имени В.В.Докучаева и др.) и представляет собой укрупненную оценку экологического ущерба, предотвращенного в результате реализации природоохранных и других мероприятий. С учетом специфики агроландшафтов и основных направлений природоохранной деятельности экологическая оценка предотвращенного ущерба определяется по основным видам природных ресурсов (биота, почва, водные ресурсы). К основным факторам, определяющим величину экологического ущерба, относятся: эрозия почв, изменение качественного состава гумуса, подтопление, подкисление, засоление и осолонцевание почв, снижение общих запасов биомассы в почвах, загрязнение почв токсичными веществами, загрязнение водных объектов и др. Экологическая эффективность (предотвращенный экологический ущерб) определяется в зависимости от степени снижения интенсивности указанных выше негативных процессов в результате реализации программных мероприятий. Необходимая исходная информация для расчетов экологического эффекта получена по данным отдельных разделов Программы, а также по данным научно-исследовательских и проектных институтов, годовых отчетов природоохранных и других организаций. Период рассмотрения - 20 лет. В качестве расчетных уравнений для выявления состояния природной среды (в зависимости от состава природоохранных мероприятий) использованы данные Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, Московского государственного университета природообустройства, Центрального научноисследовательского института агрохимического обслуживания сельского хозяйства, Всероссийского научно-исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства и др. Экологическая эффективность мероприятий составляет: орошение земель - 1004 млн. рублей; почвоохранные мероприятия, позволяющие сохранить 4 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий, - 4637 млн. рублей; культуртехнические мероприятия - 744 млн. рублей; известкование кислых почв - 15277 млн. рублей; применение минеральных удобрений - 5400 млн. рублей; уменьшение загрязнения поверхностных водных объектов - 12167 млн. рублей. Общий экологический эффект составит 39,2 млрд. рублей. Суммарный экономический и экологический эффект составит (215,8 + 39,2) = 255 млрд. рублей, что превысит расходы по реализации Программы. Общественная экономическая эффективность Программы [(232,2 - 163,7) : 163,7] составит 42 процента, т.е. срок окупаемости Программы составит 2,5 года. Социальный эффект Программы выражается в сохранении и создании новых рабочих мест в агрохимических, гидромелиоративных и агролесомелиоративных организациях в количестве 250 тыс. человек. Десятки тысяч сельских жителей получат централизованные источники питьевой воды и воды для технических нужд и животноводства. VIII. Мероприятия, подлежащие выполнению в 2002-2004 годах В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2001 г. N МК-П5-10634 в Программе определены средства на выполнение первоочередных работ в 2002- 2004 годах. В указанные годы подлежат осуществлению те мероприятия, которые дают в кратчайший срок наибольший экономический эффект: внесение органических и минеральных удобрений, известкование, сохранение и реконструкция мелиоративных систем и сооружений, проведение фитомелиоративных работ на Черных землях и Кизлярских пастбищах и строительство противоэрозионных сооружений. Из общей суммы финансирования из федерального бюджета - 4237,3 млн.рублей, 2266,9 млн. рублей, или 52,4 процента, направляются на компенсацию части затрат по приобретению минеральных удобрений и проведение агрохиммероприятий. С целью создания условий для выполнения комплекса работ в последующий период в 2002 году 16 процентов общего объема средств, предусматриваемых на мелиоративные мероприятия, направляются на приобретение техники. В целях улучшения мелиоративного состояния земель увеличивается объем выполнения ремонтно-эксплуатационных работ на оросительных и осушительных системах. В 2002 - 2004 годах объем финансирования за счет средств всех источников составит 67 процентов. Прирост производства продукции - 61 процент. Зато уже в 2005 году при объеме финансирования 33 процента прирост продукции составит 40 процентов. Выполнение программных мероприятий в значительной степени скажется за пределами срока их реализации, а также оживит экономическую жизнь не только в отраслях АПК, но и в других отраслях народного хозяйства. Страницы: 1 2 |