О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Постановление. Совет Судей РФ. 15.11.01 57

         О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
              И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
               "О СТАТУСЕ СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                            СОВЕТ СУДЕЙ РФ

                          15 ноября 2001 г.
                                 N 57

                                (ВСДР)


     Обсудив проект  федерального  закона  "О  внесении  изменений   и
дополнений  в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации", Совет судей Российской Федерации признает многие положения
проекта  как  направленные  на дальнейшее укрепление судебной власти и
поддерживает их.
     Вместе с тем Совет судей Российской Федерации считает необходимым
выразить свою позицию по следующим вопросам.

     1. Об установлении дисциплинарной ответственности судей

     В соответствии с Конституцией Российской Федерации и  действующим
законодательством  судейский  корпус  формируется из юристов,  имеющих
пятилетний стаж юридической работы,  успешно сдавших  квалификационный
экзамен  и  получивших  поддержку  квалификационных  коллегий  судей и
законодательных  (представительных)  органов  государственной   власти
субъектов Российской Федерации.
     Такая процедура  отбора   в   целом   обеспечивает   формирование
качественного состава судей.  При этом квалификационные коллегии судей
доказали свою способность освобождать судейское сообщество  от  людей,
опорочивших   высокое   звание  судьи.  Достаточно  отметить,  что  за
последние четыре года были прекращены полномочия 289 судей.
     Исходя из  этого,  Совет  судей  России считает,  что заслуживает
поддержки  и  должна  быть   законодательно   закреплена   сложившаяся
практика,   согласно   которой   судья,   допустивший   дисциплинарный
проступок, может быть предупрежден квалификационной коллегией судей, а
при  серьезном  проступке  его  полномочия  могут  быть  прекращены  в
соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "О  статусе  судей  в
Российской Федерации".

     2. Об установлении административной ответственности судей

     Административная ответственность  судей  была  отменена в 1989 г.
Законом СССР "О статусе судей в СССР" в целях исключения  давления  на
судей   со   стороны   ведомств,   за   деятельностью   которых   стал
осуществляться судебный контроль.  Этот же  принцип  был  закреплен  в
статье  122  Конституции Российской Федерации,  статье 16 Федерального
конституционного закона "О судебной системе  Российской  Федерации"  и
статье  16  Закона  Российской Федерации "О статусе судей в Российской
Федерации" и является одной из гарантий независимости судьи.
     Ведь очевидно, что принятие судьей основанного на законе решения,
не удовлетворяющего ведомственным  интересам  соответствующих  органов
власти,   чревато  необоснованным  преследованием  судьи  (особенно  в
регионах   Российской   Федерации)    путем    привлечения    его    к
административной  ответственности в целях последующего прекращения его
полномочий.
     Поэтому, по твердому убеждению Совета судей Российской Федерации,
предложение  о  введении  административной  ответственности  судей   в
условиях  существенного  расширения  судебного  контроля не вызывается
необходимостью и противоречит названным законодательным актам.
     Само по себе отсутствие административной ответственности судьи не
означает   его   безнаказанности   за   совершение   административного
проступка,  поскольку  Законом Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации"  предусмотрены  основания  привлечения  судьи  к
ответственности, в том числе и за указанное правонарушение.

     3. О порядке возбуждения уголовного дела в отношении судьи

     Федеральным конституционным    законом    "О   судебной   системе
Российской Федерации"  (статья  5)  предусмотрено,  что  в  Российской
Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты,
отменяющие  или  умаляющие  самостоятельность  судов  и  независимость
судей.
     Гарантии независимости       судей       обеспечиваются       его
неприкосновенностью, что закреплено в названных выше правовых актах.
     В случае принятия предложения по  изменению  порядка  привлечения
судей к уголовной ответственности будут значительно уменьшены гарантии
независимости и неприкосновенности судей.
     Кроме того,   следует   учитывать,   что  предлагаемая  процедура
возбуждения   уголовного   дела   в   отношении   судьи   противоречит
постановлениям    Конституционного   Суда   Российской   Федерации   о
недопустимости возбуждения уголовных дел судами.  Поэтому Совет  судей
России  считает  необходимым сохранять действующий порядок возбуждения
уголовного  дела  в  отношении  судьи,  привлечения  его  к  уголовной
ответственности  и заключения под стражу,  с согласия квалификационных
коллегий.

     4. О  назначении  председателей  судов  и  их   заместителей   на
определенный срок

     По мнению  Совета  судей  Российской  Федерации,  содержащееся  в
законопроекте  предложение  о  назначении  председателей  судов  и  их
заместителей   на   определенный  срок  является  обоснованным  и  его
реализация  будет  способствовать   улучшению   организации   судебной
деятельности.  Руководители  судов  должны назначаться на определенный
срок  с  последующим  назначением  на  новый   срок   по   результатам
квалификационной    аттестации.   Срок   полномочий   председателя   и
заместителя председателя суда должен исчисляться с момента введения  в
действие   предлагаемого  закона.  Совет  судей  Российской  Федерации
постановил:
     Изложенное довести  до  сведения  Президента Российской Федерации
В.В.  Путина и Председателей палат  Федерального  Собрания  Российской
Федерации Е.С. Строева и Г.Н. Селезнева.

Председатель Совета
                                                        Ю.И. Сидоренко

15 ноября 2001 г.
N 57