О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОРГАНАХ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ СУДЕЙ РФ 16 ноября 2001 г. N 62 (ВСДР) Обсудив заключение Президента Российской Федерации на принятый в первом чтении проект федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", Совет судей Российской Федерации отмечает следующее. В настоящее время сложилась созданная на основе Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" система органов судейского сообщества. Налажена работа этих органов. Действующая система органов судейского сообщества, порядок их формирования обеспечивают реализацию задач, возложенных на них указанными законами. На основе анализа их деятельности был разработан проект федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", который в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.1997 года был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. В настоящее время в Государственную Думу Президентом Российской Федерации направлено заключение на законопроект, которое коренным образом изменяет его концепцию, определяющую задачи и цели создания органов судебного сообщества, порядок их формирования, и противоречит задачам этих органов, закрепленным в ст. 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации". В связи с этим Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу было направлено письмо от 5 ноября 2001 года Председателем Совета судей Российской Федерации Ю.И. Сидоренко и Председателем Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации В.В. Кузнецовым, в котором выражалась озабоченность судей по поводу нарушения прав судей на образование органов судейского сообщества на принципах, закрепленных в действующем законодательстве. В письме, в частности, обращалось внимание на то, что предлагаемое изменение статьи 4 проекта, согласно которой одной из основных задач органов судейского сообщества является защита прав и законных интересов судей, противоречит положению статьи 29 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" о том, что органы судейского сообщества формируются и для выражения интересов судей как носителей судебной власти. Указывалось на: - неприемлемость новой редакции п.2 статьи 51, поскольку она умаляет самостоятельность судей в вопросах судейского самоуправления и нарушает демократический принцип пропорционального представительства от разных ветвей судебной власти при избрании делегатов съезда. В частности, в соответствии с предлагаемой поправкой от конституционных (уставных) судов на съезд будет избран один делегат от трех судей, тогда как от общих судов - один делегат от 63 судей. Кроме того, Совет судей Российской Федерации необоснованно лишается права созыва внеочередного Всероссийского съезда судей, что, в частности, будет препятствовать реализации положений части 5 статьи 33 названного выше Федерального конституционного закона, а также части 3 статьи 2 Федерального закона "О финансировании судов Российской Федерации"; - явную необоснованность предложений, сформулированных в статье 52, об обязательном регулярном (не реже одного раза в год) созыве конференций с участием судей судов общей юрисдикции, арбитражных, военных, конституционных (уставных) судов и мировых судей. Круг вопросов, подлежащих обсуждению на конференциях в таком составе судей, весьма ограничен, поскольку они имеют различные источники финансирования и существенные отличия в компетенции; в своей деятельности они руководствуются различными законодательными актами; их организационное обеспечение осуществляется разными органами и т.д; - невозможность изменения редакции статьи 6 проекта по основаниям, изложенным в замечаниях к статье 51 проекта об избрании делегатов на Всероссийский съезд судей; - неосновательность упразднения квалификационных коллегий судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; - необоснованные изменения процедуры избрания членов Совета судей разными делегациями на съезде. В предлагаемом варианте она чрезмерно сложна и повлечет увеличение сроков проведения съезда, а, следовательно, и необоснованные финансовые затраты. Наряду с этим, представляется также необоснованным предложение о запрете избрания членов Совета судей более двух сроков подряд; - неприемлемость предложения об образовании единых советов судей в субъектах Российской Федерации по основаниям, изложенным применительно к содержанию статьи 52. Серьезные возражения были высказаны по формированию и компетенции квалификационных коллегий судей. В письме указывалось, что предлагаемый порядок формирования Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации (пункт 2 статьи 7) по нормам представительства не учитывает соотношения численности судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов (в состав коллегии предлагается включить 9 судей арбитражных судов при их численности 3027 и 9 судей судов общей юрисдикции при их численности 18266, т.е. соответственно 1 представитель от 366 судей арбитражных судов и 1 представитель от 2029 судей судов общей юрисдикции). Сформулированное на основе пункта 3 статьи 7 предложение об избрании членов Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации не на Всероссийской съезде судей, а на собраниях высших судов и раздельных собраниях делегатов подрывает авторитет Всероссийского съезда судей и априори предписывает отчитываться о своей работе не перед Всероссийским съездом судей, а перед собраниями судей высших судов. Указанный в пункте 6 статьи 7 запрет на избрание в состав квалификационных коллегий председателей и заместителей председателей районных судов ни на чем не основан, как и запрет на избрание в состав квалификационной коллегии одного и того же судьи, пользующегося доверием коллег, более двух раз. Сформулированное в подпункте 8 пункта 2 статьи 17 поправок право квалификационных коллегий субъектов Российской Федерации на дачу заключений по вопросам представления судей к награждению государственными наградами Российской Федерации и присвоения им почетных званий Российской Федерации следует отнести к компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, исходя из значимости этих наград, а также осуществления единого подхода к решению этих вопросов. Разделяя озабоченность руководителей органов судейского сообщества и полностью поддерживая их возражения на заключение по проекту федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" Совет судей Российской Федерации постановил: Изложенное довести до сведения Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателей палат Федерального Собрания Российской Федерации Е.С. Строева и Г.Н. Селезнева. Председатель Совета Ю.И. Сидоренко 16 ноября 2001 г. N 62 |