О РАБОТЕ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ СУДЕЙ РФ 16 ноября 2001 г. N 68 (ВСДР) Заслушав и обсудив доклад заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента Обгольца П.П. "О работе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по выполнению постановления Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. N 54 "О судебных приставах" и постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июня 2001 г. N 27 "О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов", Совет судей Российской Федерации отмечает следующее. Создание службы судебных приставов и закрепление за судами судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов (далее - судебных приставов по ОУПДС) несколько улучшило работу судов. В то же время в деятельности службы судебных приставов по ОУПДС имеются существенные недостатки, что отмечается практически во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации имеется 2562 суда общей юрисдикции, в том числе 2474 районных суда (без учета военных судов). Из них судебные приставы по ОУПДС несут службу только в 1567 судах. При крайне недостаточной штатной численности судебных приставов по ОУПДС более половины из них привлекаются главными судебными приставами к участию в исполнительных действиях, а также к решению задач, не входящих в их должностные обязанности. Так, за первое полугодие 2001 г. отмечено 8783 случая привлечения судебных приставов по ОУПДС к участию в исполнительных действиях без согласования с председателями судов, в которых несут службу судебные приставы по ОУПДС. Это привело к тому, что из 105428 определений судов о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд, судебными приставами по ОУПДС не исполнено 23150, или каждое пятое. Не исполнено 802 распоряжения председателей судов, судей или председательствующих в судебном заседании. В текущем году отмечено 1052 факта правонарушений, насильственных действий в отношении судей, работников аппаратов судов и других лиц в зданиях судов, в которых несут службу судебные приставы по ОУПДС. При этом отрицательное влияние на исполнение судебными приставами по ОУПДС своих обязанностей оказывает низкий уровень их служебной дисциплины. В результате ненадлежащего выполнения судебными приставами по ОУПДС своих должностных обязанностей не обеспечивается должным образом охрана зданий судов, безопасность судей и участников процесса, не исполняются определения судов о принудительном приводе лиц, уклоняющихся от явки в суд. Это зачастую приводит к чрезвычайным происшествиям во время судебных процессов, увеличению сроков рассмотрения дел и в целом к нарушению конституционного права граждан на судебную защиту. По мнению большинства председателей судов и руководителей территориальных органов Судебного департамента, главной причиной неудовлетворительной работы службы судебных приставов по ОУПДС является ведомственная разобщенность. Суды не наделены полномочиями контроля за деятельностью судебных приставов по ОУПДС, поскольку они входят в службу судебных приставов Минюста России. Председатели судов не могут применять к судебным приставам по ОУПДС меры воздействия в случае несоблюдения ими служебной дисциплины. А при назначении кандидатов на должности судебных приставов по ОУПДС мнение председателей судов не учитывается. Судебный департамент, на который Федеральным законом "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" возложено организационное обеспечение деятельности судов, обеспечение безопасности судей, также не имеет возможности оказывать какое-либо влияние на организацию работы судебных приставов по ОУПДС. Предложения территориальных органов Судебного департамента по совершенствованию работы судебных приставов по ОУПДС игнорируются. Важной проблемой обеспечения в судах безопасности судей, охраны зданий и помещений судов является законодательное ограничение работы судебных приставов по ОУПДС только рабочим временем. Существующая нагрузка судей не всегда позволяет им заканчивать процессы точно к концу рабочего дня. С введением института мировой юстиции остро встал вопрос об обеспечении приставами по ОУПДС участков мировых судей, так как нередки случаи противоправного поведения граждан в судебных участках мировых судей, что серьезно осложняет осуществление ими правосудия. В целях обеспечения надлежащей безопасности судей и охраны зданий судов общей юрисдикции, безусловного выполнения Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах", Совет судей Российской Федерации постановил: 1. Принять к сведению информацию заместителя начальника Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента Обгольца П.П. "О работе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по выполнению постановления Совета судей Российской Федерации от 20 апреля 2001 г. N54 "О судебных приставах" и постановления Президиума Совета судей Российской Федерации от 26 июня 2001 г. N27 "О работе судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов". 2. Поручить Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации продолжить сопровождение в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О судебных приставах", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", предусматривающих передачу службы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов общей юрисдикции из ведения Министерства юстиции Российской Федерации в ведение Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. 3. Обратиться к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Селезневу Г.Н. о включении вышеуказанных законопроектов в число первоочередных для рассмотрения в первом чтении на осенней сессии 2001 года. Председатель Совета Ю.И. Сидоренко 16 ноября 2001 г. N 68 |