ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОВЛЕЧЕНИЮ В ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ОБОРОТ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). Распоряжение. Правительство РФ. 30.11.01 1607-Р


                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          30 ноября 2001 г.
                               N 1607-р

                                (НТЦС)


     1. Одобрить    прилагаемые    Основные   направления   реализации
государственной  политики  по  вовлечению   в   хозяйственный   оборот
результатов научно-технической деятельности.
     Федеральным  органам   исполнительной  власти   руководствоваться
положениями  Основных   направлений  при   проведении  мероприятий  по
вовлечению  в   хозяйственный  оборот  результатов  научно-технической
деятельности.
     2. Определить  Минпромнауки России  ответственным за  координацию
осуществления  мероприятий,   направленных  на   реализацию   Основных
направлений государственной  политики по  вовлечению  в  хозяйственный
оборот результатов научно-технической деятельности.
    3.  Минпромнауки  России  совместно  с  Минэкономразвития  России,
Минюстом России, Минобороны России, Минатомом России с участием других
заинтересованных    федеральных    органов    исполнительной    власти
сформировать в  2001 году  план подготовки соответствующих нормативных
правовых актов  и обеспечить  до конца  2002 года  разработку  единого
правового и  организационного  механизма  вовлечения  в  хозяйственный
оборот  результатов   научно-технической  деятельности,   созданных  в
гражданской и военной сферах за счет бюджетных средств.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
30 ноября 2001 г.
N 1607-р


                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 30 ноября 2001 года
                                                              N 1607-р

                         ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
          реализации государственной политики по вовлечению
                  в хозяйственный оборот результатов
                   научно-технической деятельности

      1. Цели и задачи государства по вовлечению в хозяйственный
          оборот результатов научно-технической деятельности

     Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г.  N  863
"О  государственной  политике  по  вовлечению  в  хозяйственный оборот
результатов     научно-технической     деятельности     и     объектов
интеллектуальной   собственности   в   сфере   науки   и   технологий"
предусмотрено осуществление государственной политики в данной  области
на  принципах  сбалансированности  прав и законных интересов субъектов
правоотношений, включая государство, и государственного стимулирования
процессов   создания,  правовой  охраны  и  использования  результатов
научно-технической деятельности.
     Вовлечение результатов    научно-технической    деятельности    в
хозяйственный   оборот   рассматривается   Правительством   Российской
Федерации   как   одно  из  ключевых  направлений  подъема  российской
экономики,  обеспечивающее реализацию национальных  интересов  России.
Реализация  возможностей научно-технического комплекса страны позволит
обеспечить увеличение валового  внутреннего  продукта,  создать  новые
производственные  мощности,  увеличить  производительность  и качество
труда, повысить престиж научно-технической деятельности.
     Основными целями   государства  при  вовлечении  в  хозяйственный
оборот объектов интеллектуальной собственности  и  других  результатов
научно - технической деятельности являются повышение уровня и качества
жизни населения на основе  развития  производства  конкурентоспособной
отечественной  продукции  (работ,  услуг)  с  высокими  техническими и
потребительскими    характеристиками,    прогрессивные     структурные
преобразования   в   области   материального  производства,  повышение
экспортного потенциала российской экономики,  создание  новых  рабочих
мест,  расширение  на  этой основе налогооблагаемой базы,  обеспечение
оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности
Российской Федерации.
     Создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых  затрат.
В  то же время в условиях ограниченности бюджетных средств государство
может взять на себя расходы,  связанные в основном с первым  этапом  -
созданием  результатов  научно-технической деятельности в приоритетных
областях науки и техники.
     Приоритетными для  государства  являются  разработки,  содержащие
охраноспособные  объекты  интеллектуальной   собственности,   и   иные
результаты научно-технической деятельности,  обеспечивающие наибольшую
социально-экономическую эффективность и реализацию указанных  основных
целей государства, а также решение задач укрепления обороноспособности
страны.
     Усилия федеральных   органов   исполнительной  власти  (в  первую
очередь государственных заказчиков) при реализации федеральных целевых
или    научно-технических   программ   должны   быть   направлены   на
первоочередное   обеспечение   финансовыми   средствами   приоритетных
разработок и коммерческое использование их результатов.
     Особого внимания требуют вопросы использования результатов  работ
военного,   специального   и  двойного  назначения.  Необходимо  четко
идентифицировать эти результаты с учетом возможности их  реализации  в
гражданской  сфере как конечного продукта или в составе разработанного
оборудования или техники,  технологий,  а также предоставления прав на
них путем заключения соответствующих договоров.
     Государство обязано   использовать   рычаги    экономической    и
хозяйственной   политики   для   эффективного  использования  прав  на
результаты научно-технической деятельности.  Капитализация  затрат  на
научно-исследовательские  и  опытно-конструкторские  работы  в составе
затрат   на   производство   продукции   является   важным    условием
равноправного вхождения России в мировую экономику.

    2. Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической
               деятельности и распределение прав на них

     Обеспечение правовой   охраны   результатов    научно-технической
деятельности  является  одним  из  важнейших  условий  введения  их  в
хозяйственный оборот  и  создания  рынка  инноваций.  Правовая  охрана
создает   основу   для   защиты   интересов   авторов,   инвесторов  и
производителей продукции от недобросовестной  конкуренции  в  процессе
оборота  этих  результатов,  который регулируется нормами гражданского
права.
     Наряду с  созданием  условий  для  легального  оборота охраняемых
результатов научно-технической деятельности  важной  задачей  является
обеспечение   легального  оборота  сведений  о  секретах  производства
(чертежи,  параметры технологических  процессов,  данные  об  условиях
осуществления различных операций и способов производства и т.п.).
     При этом должны быть обеспечены:
     защита прав   и   законных   интересов   авторов,  организаций  -
разработчиков и инвесторов,  включая государство, создание действенных
организационно-правовых  механизмов  выявления  и пресечения нарушений
прав;
     четкая регламентация   осуществления  правовой  охраны  и  защиты
результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств
федерального бюджета и охраняемых в режиме коммерческой тайны.
     Уполномоченные федеральные органы исполнительной  власти,  в  том
числе  те,  на  которые  решением  Правительства  Российской Федерации
возложены  функции   государственных   заказчиков   научно-технической
продукции,  должны  обеспечить  в  обязательном порядке закрепление за
государством прав на объекты интеллектуальной собственности  и  другие
результаты научно-технической деятельности,  созданные за счет средств
федерального бюджета,  которые непосредственно связаны с  обеспечением
обороны  и  безопасности  страны,  а также доведение которых до стадии
промышленного применения берет на себя  государство.  Эти  федеральные
органы   исполнительной   власти  обязаны  эффективно  осуществлять  в
пределах своей компетенции распоряжение закрепленными за  государством
правами  на  результаты  научно-технической  деятельности  в  целях их
доведения до стадии  промышленного  применения  и  реализации  готовой
продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков.
     Права государства на результаты  научно-технической  деятельности
следует вводить в хозяйственный оборот,  в том числе путем их передачи
либо   организации-разработчику,   либо    инвестору,    либо    иному
хозяйствующему субъекту.
     Вопросы прав на результаты научно-технической деятельности должны
определяться  в  государственных  контрактах  на  выполнение работ для
государственных   нужд,   других   предусмотренных   законодательством
договорах (соглашениях).  При этом в контрактах и договорах,  одной из
сторон   в   которых   выступает   государство   (федеральный    орган
исполнительной  власти от имени государства) и которые предусматривают
последующую   передачу   прав   на    результаты    научно-технической
деятельности,   необходимо   предусматривать   получение  государством
неисключительной,   безотзывной   и    безвозмездной    лицензии    на
использование    результатов   научно-технической   деятельности   для
государственных нужд.
     В этих  контрактах и договорах следует предусматривать конкретные
обязательства организаций,  которым передаются  права  государства  по
обеспечению  доведения разработок до стадии промышленного применения и
реализации  готовой   продукции,   порядок   материального   поощрения
организаций-исполнителей,  порядок  выплаты вознаграждения авторам,  а
также конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной
практике  результат  научно-технической  деятельности,  и  санкции  за
невыполнение этих обязательств.
     При передаче   хозяйствующим   субъектам   прав   на   результаты
научнотехнической деятельности, созданные за счет средств федерального
бюджета,   государство  не  рассматривает  в  качестве  основной  цели
возмещение затрат на финансирование этой деятельности.

  3. Формирование государственной системы контроля за хозяйственным
         оборотом результатов научно-технической деятельности

     В период становления в стране эффективного рынка интеллектуальной
собственности государству следует сохранить за собой право контроля за
сферой   использования  результатов  научно-технической  деятельности,
полученных  за  счет  средств  федерального  бюджета,  путем  создания
системы,   обеспечивающей  идентификацию  таких  результатов,  учет  и
контроль за их оборотом.
     В государственных  контрактах,  а также в договорах,  связанных с
реализацией прав государства на объекты интеллектуальной собственности
и   другие   результаты  научно-технической  деятельности,  необходимо
предусматривать  обязанность  организаций,  за  которыми  закрепляются
указанные  права,  представлять  в  уполномоченные  федеральные органы
исполнительной власти сведения:
     1) о   заявках   на   выдачу   охранных   документов  на  объекты
интеллектуальной собственности и о наличии ноу-хау;
     2) о полученных охранных документах;
     3) о   заключенных   сделках,   касающихся   прав   на    объекты
интеллектуальной  собственности и другие результаты научно-технической
деятельности;
     4) о фактах использования объектов интеллектуальной собственности
и других результатов научно-технической деятельности,  в том  числе  о
лицензионных договорах (соглашениях) с зарубежными партнерами.
     Система контроля  и  использования  созданных  за  счет   средств
федерального   бюджета  результатов  научно-технической  деятельности,
передаваемых  исполнителям  и  пользователям,  должна  предусматривать
возможность   изъятия   государством   прав   на   использование  этих
результатов, если организация - владелец прав в течение установленного
срока   не   предприняла   эффективных   мер   для   их  практического
использования  и  введения  в  хозяйственный  оборот   или   лицензиат
исключительного    права    нарушает    условие    об    использовании
преимущественно в России объектов интеллектуальной  собственности  или
созданного с их использованием продукта.

     4. Нормативное обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот
             результатов научно-технической деятельности

     Основными направлениями  совершенствования  нормативной  правовой
базы   в  области  хозяйственного  оборота  объектов  интеллектуальной
собственности и  других  результатов  научно-технической  деятельности
являются:
     1) создание  системы   экономических   стимулов,   обеспечивающих
заинтересованность  всех  субъектов  правоотношений,  в первую очередь
инвесторов,  творческих  коллективов  и  организаций,  в  создании   и
вовлечении   в  хозяйственный  оборот  результатов  научно-технической
деятельности;
     2) обеспечение    координации    действий   федеральных   органов
исполнительной власти по выявлению  и  пресечению  нарушений  прав  на
результаты научно-технической деятельности, принадлежащие государству;
     3) регулирование порядка  учета,  инвентаризации,  амортизации  и
налогообложения   объектов  интеллектуальной  собственности  и  других
результатов научно-технической деятельности;
     4) регламентация   проведения   стоимостной   оценки  результатов
научнотехнической деятельности,  а также включения  таких  объектов  в
уставные капиталы создаваемых юридических лиц;
     5) регламентация  передачи  за  рубеж  объектов  интеллектуальной
собственности  и  иных  результатов  научно-технической  деятельности,
права на которые принадлежат Российской Федерации.
     Разработка указанной    нормативной    правовой   базы   позволит
сбалансировать интересы инвесторов (включая  государство),  творческих
коллективов и организаций и ускорить темпы освоения новых технологий.