РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 30 ноября 2001 г. N 1607-р (НТЦС) 1. Одобрить прилагаемые Основные направления реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Основных направлений при проведении мероприятий по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. 2. Определить Минпромнауки России ответственным за координацию осуществления мероприятий, направленных на реализацию Основных направлений государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности. 3. Минпромнауки России совместно с Минэкономразвития России, Минюстом России, Минобороны России, Минатомом России с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти сформировать в 2001 году план подготовки соответствующих нормативных правовых актов и обеспечить до конца 2002 года разработку единого правового и организационного механизма вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, созданных в гражданской и военной сферах за счет бюджетных средств. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 30 ноября 2001 г. N 1607-р УТВЕРЖДЕНЫ распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 года N 1607-р ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности 1. Цели и задачи государства по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. N 863 "О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий" предусмотрено осуществление государственной политики в данной области на принципах сбалансированности прав и законных интересов субъектов правоотношений, включая государство, и государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности. Вовлечение результатов научно-технической деятельности в хозяйственный оборот рассматривается Правительством Российской Федерации как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Реализация возможностей научно-технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность и качество труда, повысить престиж научно-технической деятельности. Основными целями государства при вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно - технической деятельности являются повышение уровня и качества жизни населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими характеристиками, прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение экспортного потенциала российской экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации. Создание наукоемкой продукции требует крупных финансовых затрат. В то же время в условиях ограниченности бюджетных средств государство может взять на себя расходы, связанные в основном с первым этапом - созданием результатов научно-технической деятельности в приоритетных областях науки и техники. Приоритетными для государства являются разработки, содержащие охраноспособные объекты интеллектуальной собственности, и иные результаты научно-технической деятельности, обеспечивающие наибольшую социально-экономическую эффективность и реализацию указанных основных целей государства, а также решение задач укрепления обороноспособности страны. Усилия федеральных органов исполнительной власти (в первую очередь государственных заказчиков) при реализации федеральных целевых или научно-технических программ должны быть направлены на первоочередное обеспечение финансовыми средствами приоритетных разработок и коммерческое использование их результатов. Особого внимания требуют вопросы использования результатов работ военного, специального и двойного назначения. Необходимо четко идентифицировать эти результаты с учетом возможности их реализации в гражданской сфере как конечного продукта или в составе разработанного оборудования или техники, технологий, а также предоставления прав на них путем заключения соответствующих договоров. Государство обязано использовать рычаги экономической и хозяйственной политики для эффективного использования прав на результаты научно-технической деятельности. Капитализация затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в составе затрат на производство продукции является важным условием равноправного вхождения России в мировую экономику. 2. Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности и распределение прав на них Обеспечение правовой охраны результатов научно-технической деятельности является одним из важнейших условий введения их в хозяйственный оборот и создания рынка инноваций. Правовая охрана создает основу для защиты интересов авторов, инвесторов и производителей продукции от недобросовестной конкуренции в процессе оборота этих результатов, который регулируется нормами гражданского права. Наряду с созданием условий для легального оборота охраняемых результатов научно-технической деятельности важной задачей является обеспечение легального оборота сведений о секретах производства (чертежи, параметры технологических процессов, данные об условиях осуществления различных операций и способов производства и т.п.). При этом должны быть обеспечены: защита прав и законных интересов авторов, организаций - разработчиков и инвесторов, включая государство, создание действенных организационно-правовых механизмов выявления и пресечения нарушений прав; четкая регламентация осуществления правовой охраны и защиты результатов научно-технической деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета и охраняемых в режиме коммерческой тайны. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, в том числе те, на которые решением Правительства Российской Федерации возложены функции государственных заказчиков научно-технической продукции, должны обеспечить в обязательном порядке закрепление за государством прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, которые непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности страны, а также доведение которых до стадии промышленного применения берет на себя государство. Эти федеральные органы исполнительной власти обязаны эффективно осуществлять в пределах своей компетенции распоряжение закрепленными за государством правами на результаты научно-технической деятельности в целях их доведения до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции с привлечением при необходимости организаций-разработчиков. Права государства на результаты научно-технической деятельности следует вводить в хозяйственный оборот, в том числе путем их передачи либо организации-разработчику, либо инвестору, либо иному хозяйствующему субъекту. Вопросы прав на результаты научно-технической деятельности должны определяться в государственных контрактах на выполнение работ для государственных нужд, других предусмотренных законодательством договорах (соглашениях). При этом в контрактах и договорах, одной из сторон в которых выступает государство (федеральный орган исполнительной власти от имени государства) и которые предусматривают последующую передачу прав на результаты научно-технической деятельности, необходимо предусматривать получение государством неисключительной, безотзывной и безвозмездной лицензии на использование результатов научно-технической деятельности для государственных нужд. В этих контрактах и договорах следует предусматривать конкретные обязательства организаций, которым передаются права государства по обеспечению доведения разработок до стадии промышленного применения и реализации готовой продукции, порядок материального поощрения организаций-исполнителей, порядок выплаты вознаграждения авторам, а также конкретные обязательства стороны, реализующей в производственной практике результат научно-технической деятельности, и санкции за невыполнение этих обязательств. При передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научнотехнической деятельности, созданные за счет средств федерального бюджета, государство не рассматривает в качестве основной цели возмещение затрат на финансирование этой деятельности. 3. Формирование государственной системы контроля за хозяйственным оборотом результатов научно-технической деятельности В период становления в стране эффективного рынка интеллектуальной собственности государству следует сохранить за собой право контроля за сферой использования результатов научно-технической деятельности, полученных за счет средств федерального бюджета, путем создания системы, обеспечивающей идентификацию таких результатов, учет и контроль за их оборотом. В государственных контрактах, а также в договорах, связанных с реализацией прав государства на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности, необходимо предусматривать обязанность организаций, за которыми закрепляются указанные права, представлять в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти сведения: 1) о заявках на выдачу охранных документов на объекты интеллектуальной собственности и о наличии ноу-хау; 2) о полученных охранных документах; 3) о заключенных сделках, касающихся прав на объекты интеллектуальной собственности и другие результаты научно-технической деятельности; 4) о фактах использования объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности, в том числе о лицензионных договорах (соглашениях) с зарубежными партнерами. Система контроля и использования созданных за счет средств федерального бюджета результатов научно-технической деятельности, передаваемых исполнителям и пользователям, должна предусматривать возможность изъятия государством прав на использование этих результатов, если организация - владелец прав в течение установленного срока не предприняла эффективных мер для их практического использования и введения в хозяйственный оборот или лицензиат исключительного права нарушает условие об использовании преимущественно в России объектов интеллектуальной собственности или созданного с их использованием продукта. 4. Нормативное обеспечение вовлечения в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности Основными направлениями совершенствования нормативной правовой базы в области хозяйственного оборота объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности являются: 1) создание системы экономических стимулов, обеспечивающих заинтересованность всех субъектов правоотношений, в первую очередь инвесторов, творческих коллективов и организаций, в создании и вовлечении в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности; 2) обеспечение координации действий федеральных органов исполнительной власти по выявлению и пресечению нарушений прав на результаты научно-технической деятельности, принадлежащие государству; 3) регулирование порядка учета, инвентаризации, амортизации и налогообложения объектов интеллектуальной собственности и других результатов научно-технической деятельности; 4) регламентация проведения стоимостной оценки результатов научнотехнической деятельности, а также включения таких объектов в уставные капиталы создаваемых юридических лиц; 5) регламентация передачи за рубеж объектов интеллектуальной собственности и иных результатов научно-технической деятельности, права на которые принадлежат Российской Федерации. Разработка указанной нормативной правовой базы позволит сбалансировать интересы инвесторов (включая государство), творческих коллективов и организаций и ускорить темпы освоения новых технологий. |