ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОРНОМ И ПРОМЫШЛЕННОМ НАДЗОРЕ РОССИИ. Постановление. Правительство РФ. 03.12.01 841

            ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОРНОМ
                    И ПРОМЫШЛЕННОМ НАДЗОРЕ РОССИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          3 декабря 2001 г.
                                N 841

                                (НТЦС)


     Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемое   Положение   о   Федеральном   горном    и
промышленном надзоре России.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
3 декабря 2001 г.
N 841


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 3 декабря 2001 года
                                                                 N 841

                              ПОЛОЖЕНИЕ

          о Федеральном горном и промышленном надзоре России

     1. Федеральный    горный    и    промышленный    надзор    России
(Госгортехнадзор  России)  является федеральным органом исполнительной
власти,  осуществляющим  соответствующее  нормативное   регулирование,
специальные разрешительные,  контрольные и надзорные функции в области
промышленной безопасности,  а также в  пределах  своей  компетенции  в
области использования и охраны недр.
     Федеральный горный  и   промышленный   надзор   России   является
специально  уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в
области промышленной безопасности.
     2. Федеральный    горный    и    промышленный    надзор    России
руководствуется   в   своей   деятельности   Конституцией   Российской
Федерации,   федеральными   конституционными   законами,  федеральными
законами,  указами и распоряжениями Президента  Российской  Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а
также настоящим Положением.
     3. Федеральный  горный  и промышленный надзор России осуществляет
свою   деятельность   как   непосредственно,   так   и   через    свои
территориальные   органы  во  взаимодействии  с  другими  федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации,  органами  местного  самоуправления,
организациями и общественными объединениями.
     4. Основными   задачами   Федерального  горного  и  промышленного
надзора России являются:
     1) организация   и  осуществление  нормативного  регулирования  в
области  промышленной   безопасности   и   федерального   надзора   за
выполнением организациями при проектировании, строительстве, приемке в
эксплуатацию  и   эксплуатации   опасных   производственных   объектов
требований   промышленной  безопасности,  содержащихся  в  федеральных
законах и иных нормативных правовых актах,  а также в  соответствующих
нормативных технических документах;
     2) организация  и  осуществление  государственного   надзора   за
безопасным  ведением  работ,  связанных  с пользованием недрами (далее
именуется  -  государственный  горный  надзор),  в   том   числе   при
геологическом  изучении  недр,  в  целях  обеспечения соблюдения всеми
пользователями  недр  предусмотренных   законодательством   Российской
Федерации    требований   по   безопасному   ведению   горных   работ,
предупреждению  и  устранению  их  вредного  влияния   на   население,
окружающую  природную  среду,  здания и сооружения,  а также по охране
недр;  осуществление в  пределах  своей  компетенции  государственного
контроля за рациональным использованием и охраной недр (за соблюдением
норм и правил при  составлении  и  реализации  проектов  по  добыче  и
переработке  полезных  ископаемых,  использованию  недр  в  целях,  не
связанных с добычей полезных ископаемых);
     3) координация  деятельности  по применению технических устройств
на опасных производственных объектах,  а также осуществление  контроля
за этой деятельностью;
     4) организация  и  осуществление  государственного   надзора   за
соблюдением  требований  безопасности  при  транспортировании  опасных
веществ поднадзорными организациями;
     5) организация   и  осуществление  нормативного  регулирования  и
государственного  надзора   в   области   безопасности   производства,
распространения   и  применения  взрывчатых  материалов  промышленного
назначения в поднадзорных организациях;
     6) организация и осуществление государственного пожарного надзора
на подземных объектах и при  ведении  взрывных  работ  в  поднадзорных
организациях;
     7) осуществление  государственного   надзора   за   безопасностью
гидротехнических  сооружений по поднадзорным организациям,  объектам и
работам;
     8) осуществление  в  пределах  своей компетенции государственного
регулирования технической  безопасности  на  опасных  производственных
объектах при использовании атомной энергии;
     9) координация разработки и осуществления мер  по  предупреждению
аварий  и  производственного  травматизма  на опасных производственных
объектах,  а также по обеспечению  сохранности  взрывчатых  материалов
промышленного назначения.
     5. Федеральный горный и промышленный надзор России в соответствии
с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
     1) участвует в пределах своей компетенции в  разработке  проектов
законодательных   и   иных  нормативных  правовых  актов,  а  также  в
подготовке   предложений   по    совершенствованию    законодательства
Российской Федерации;
     2) осуществляет в  установленном  порядке  федеральный  надзор  в
области  промышленной безопасности,  государственный горный надзор,  в
том числе при геологическом изучении  недр,  а  также  государственный
контроль  за  соблюдением  норм  и правил при составлении и реализации
проектов по добыче и переработке  полезных  ископаемых,  использованию
недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;
     3) разрабатывает  в  установленном  порядке  федеральные  целевые
программы   в   области  промышленной  безопасности  и  организует  их
выполнение;
     4) участвует   в   пределах  своей  компетенции  в  разработке  и
согласовании   приоритетных   направлений    научно-исследовательских,
опытно-конструкторских   и  проектно-изыскательских  работ  в  области
промышленной безопасности, использования и охраны недр;
     5) осуществляет  анализ  достаточности  принимаемых поднадзорными
организациями   мер   по   предупреждению   аварий,    инцидентов    и
производственного травматизма на опасных производственных объектах,  а
также контроль за их выполнением;
     6) устанавливает  порядок  проведения  технического расследования
причин аварий,  инцидентов  и  случаев  утраты  взрывчатых  материалов
промышленного   назначения,   осуществляет  техническое  расследование
обстоятельств и причин аварий, случаев производственного травматизма и
утраты  взрывчатых  материалов промышленного назначения в поднадзорных
организациях, а также анализ и разработку мер по их предупреждению;
     7) осуществляет    руководство    созданием    и    деятельностью
функциональной   подсистемы   контроля   за   химически   опасными   и
взрывоопасными  объектами  в  составе  единой  государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
     8) осуществляет  в установленном порядке ведение государственного
реестра опасных производственных объектов;
     9) разрабатывает предложения по совершенствованию государственной
статистической отчетности  в  сфере  деятельности,  отнесенной  к  его
компетенции,   обеспечивает   в   установленном  порядке  обобщение  и
представление государственной статистической отчетности;
     10) разрабатывает     и    утверждает    нормативные    правовые,
нормативнотехнические и методические документы в  сфере  деятельности,
отнесенной к его компетенции;
     11) формирует  и   представляет   в   специально   уполномоченный
государственный  орган,  осуществляющий  управление  использованием  и
охраной водного  фонда,  материалы  по  поднадзорным  гидротехническим
сооружениям  для ведения соответствующего раздела Российского регистра
гидротехнических   сооружений,   устанавливает   порядок   мониторинга
состояния этих сооружений;
     12) обеспечивает   контроль    за    соблюдением    поднадзорными
организациями   порядка   ввоза  в  Российскую  Федерацию,  вывоза  из
Российской Федерации и транзита  по  территории  Российской  Федерации
взрывчатых материалов промышленного назначения;
     13) участвует в  пределах  своей  компетенции  в  предупреждении,
выявлении и пресечении террористической деятельности;
     14) осуществляет в  пределах  своей  компетенции  государственный
контроль  и  надзор  за  трансграничными  перевозками опасных отходов,
проводит регулярные и выборочные  инспекции  мест  размещения  опасных
отходов, объектов по их использованию и соответствующих грузов;
     15) обеспечивает проверку выполнения поднадзорными  организациями
установленных   правил  осуществления  производственного  контроля  за
соблюдением   требований   промышленной   безопасности   на    опасных
производственных объектах;
     16) организует и осуществляет в соответствии с  законодательством
Российской  Федерации  лицензирование  видов  деятельности  в  области
промышленной   безопасности,   а   также   контроль   за   соблюдением
лицензиатами лицензионных требований и условий;
     17) выдает  в  установленном  порядке  разрешения  на  применение
конкретного    вида    (типа)   технических   устройств   на   опасных
производственных  объектах,  ведет  регистрацию   этих   устройств   и
осуществляет контроль за соблюдением порядка и условий их применения;
     18) выдает поднадзорным  организациям  разрешения  на  применение
взрывчатых  материалов  промышленного  назначения и проведение работ с
указанными материалами;
     19) обеспечивает  в  пределах  своей  компетенции государственный
надзор  и  контроль  за  безопасностью  поднадзорных  гидротехнических
сооружений при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию,
эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации,
а   также   организацию   выполнения   мероприятий  по  предотвращению
чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;
     20) утверждает  в  установленном  порядке декларации безопасности
поднадзорных  гидротехнических   сооружений,   организует   проведение
государственной экспертизы деклараций безопасности этих сооружений;
     21) разрабатывает и утверждает совместно  с  федеральным  органом
исполнительной   власти   по  вопросам  стандартизации,  метрологии  и
сертификации в установленном порядке перечень подлежащих  сертификации
технических   устройств,   применяемых   на  опасных  производственных
объектах, и правила проведения указанной сертификации;
     22) проводит     аккредитацию     организаций,     осуществляющих
сертификацию   технических   устройств,   применяемых    на    опасных
производственных объектах;
     23) определяет порядок продления  срока  безопасной  эксплуатации
технических  устройств,  оборудования  и  сооружений,  используемых на
опасных производственных объектах;
     24) определяет  в  предусмотренных  законодательством  Российской
Федерации в области промышленной безопасности  случаях  обязательность
разработки     деклараций     промышленной     безопасности    опасных
производственных   объектов,   перечень   сведений,   содержащихся   в
декларации и информационном листе (приложение к декларации), и порядок
их оформления,  а также порядок осуществления экспертизы декларации  и
требования к оформлению заключения экспертизы, контролирует соблюдение
установленного порядка представления декларации;
     25) устанавливает  порядок  осуществления экспертизы промышленной
безопасности  и   требования   к   оформлению   заключения   указанной
экспертизы;
     26) устанавливает и контролирует порядок подготовки и  аттестации
руководителей,  специалистов  и  рабочих  поднадзорных  организаций по
вопросам промышленной безопасности;
     27) назначает  своих  представителей  для  участия  в  приемке  в
эксплуатацию  опасных   производственных   объектов   в   поднадзорных
организациях,  участвует  в  работе комиссий по проведению испытаний в
производственных   условиях   взрывчатых   материалов    промышленного
назначения,  а также технических устройств и оборудования, применяемых
на опасных производственных объектах;
     28) согласовывает      нормативные      правовые      акты      и
нормативнотехнические документы по вопросам промышленной безопасности,
принимаемые  федеральными  органами  исполнительной власти,  которым в
соответствии  с  федеральными  законами   или   другими   нормативными
правовыми  актами  предоставлено  право осуществлять отдельные функции
нормативно-правового   регулирования,   специальные    разрешительные,
контрольные и надзорные функции в области промышленной безопасности;
     29) осуществляет   надзор    за    отнесением    производств    к
соответствующим  категориям  опасных производственных объектов,  в том
числе по признакам взрыво- и пожароопасности, за переводом производств
из одной категории в другую и за соответствием применяемого на опасных
производственных объектах оборудования определенной категории и группе
взрывоопасных  смесей  и классу взрывоопасных зон,  а также определяет
категории шахт (рудников) по установленным признакам опасности;
     30) осуществляет  надзор за готовностью поднадзорных организаций,
горно-спасательных,  газоспасательных  и  противофонтанных   служб   и
формирований  к  локализации  и ликвидации возможных аварий на опасных
производственных   объектах,   согласовывает    нормативы    создания,
показатели  готовности,  а  также  табель оснащения горно-спасательных
служб и формирований;
     31) осуществляет   в   пределах  своей  компетенции  контроль  за
соблюдением требований (норм,  правил) по безопасному ведению работ  и
охране недр при реализации соглашений о разделе продукции;
     32) определяет   в   пределах   своей   компетенции   технические
требования, подлежащие выполнению пользователями недр при ликвидации и
консервации  опасных  производственных  объектов  по  добыче  полезных
ископаемых  и  подземных  сооружений,  не связанных с добычей полезных
ископаемых,  а  также  порядок  ликвидации  и  консервации   указанных
объектов и сооружений;
     33) в пределах своей компетенции согласовывает  условия  лицензий
на  пользование недрами,  технические проекты на пользование участками
недр  и  осуществляет  в  установленном   порядке   контроль   за   их
соблюдением,  а  также  согласовывает  порядок уточнения границ горных
отводов   для   разработки    месторождений    полезных    ископаемых,
строительства  и  эксплуатации  подземных  сооружений,  не связанных с
добычей полезных ископаемых;
     34) участвует   в   отборе   отработанных   горных   выработок  и
естественных  подземных  полостей  для  размещения  в   них   объектов
промышленного и иного назначения;
     35) совместно с федеральным  органом  управления  государственным
фондом  недр  выдает  в  установленном порядке разрешения на застройку
площадей залегания полезных ископаемых и размещение в местах залегания
полезных ископаемых подземных сооружений;
     36) в установленном порядке согласовывает ежегодные планы  горных
работ  и  контролирует их выполнение,  а также контролирует соблюдение
установленных нормативов потерь полезных ископаемых при  их  добыче  и
переработке;
     37) согласовывает порядок постановки запасов полезных  ископаемых
на  государственный  баланс  и  порядок списания их с государственного
баланса;
     38) согласовывает  планы  предупреждения  и  ликвидации аварийных
разливов нефти и  нефтепродуктов  на  море,  речных  акваториях  и  во
внутренних водоемах;
     39) устанавливает порядок осуществления  экспертизы  промышленной
безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы;
     40) обеспечивает  создание  и  функционирование   государственной
автоматизированной   информационно-управляющей  системы  регулирования
промышленной безопасности;
     41) осуществляет   в   пределах  своей  компетенции  контроль  за
соблюдением правил обращения с  ломом  и  отходами  черных  и  цветных
металлов и их отчуждения;
     42) информирует общественность о  своей  деятельности  в  области
промышленной  безопасности  и  по  другим  вопросам,  отнесенным к его
компетенции;
     43) осуществляет    международное    сотрудничество   в   области
промышленной безопасности и  по  другим  вопросам,  отнесенным  к  его
компетенции,  заключает в установленном порядке международные договоры
и выполняет международные обязательства Российской Федерации;
     44) организует   и   обеспечивает  подготовку,  переподготовку  и
повышение квалификации кадров центрального аппарата и  территориальных
органов  Федерального горного и промышленного надзора России,  а также
находящихся в его ведении организаций;
     45) разрабатывает и ежегодно представляет в установленном порядке
при   разработке   проекта   федерального   бюджета   предложения    о
финансировании   деятельности  Федерального  горного  и  промышленного
надзора России;
     46) осуществляет  учет,  хранение,  использование  и  передачу  в
установленном порядке документов государственной части Архивного фонда
Российской Федерации;
     47) обеспечивает защиту  сведений,  составляющих  государственную
тайну, и сведений конфиденциального характера, осуществляет спецсвязь,
а  также  мероприятия  по  организации  мобилизационной  подготовки  и
гражданской обороне;
     48) осуществляет руководство своими территориальными  органами  и
находящимися в его ведении организациями, обеспечивает в установленном
порядке  методическое  руководство  ведением   бухгалтерского   учета,
проведение    проверок    и    ревизий,   осуществляет   контроль   за
финансовохозяйственной и иной деятельностью территориальных органов  и
находящихся в его ведении организаций;
     49) разрабатывает и утверждает в установленном порядке образцы  и
порядок  ношения  форменной  одежды,  знаков  различия  для работников
центрального аппарата Федерального  горного  и  промышленного  надзора
России и его территориальных органов.
     6. Федеральный горный и промышленный  надзор  России  в  пределах
своей компетенции имеет право:
     1) осуществлять государственный надзор и  контроль  по  вопросам,
отнесенным  к его ведению.  В этих целях должностные лица Федерального
горного и промышленного надзора России  имеют  право  беспрепятственно
посещать   поднадзорные   организации   и   объекты  (в  том  числе  в
установленном   порядке   режимные)   независимо   от    ведомственной
принадлежности и формы собственности;
     2) запрашивать  у  федеральных  органов  исполнительной   власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации,  органов
местного самоуправления,  юридических и физических лиц  информацию  по
вопросам, отнесенным к его компетенции;
     3) издавать в установленном порядке  нормативные  правовые  акты,
нормативно-технические  и  методические  документы,  обязательные  для
исполнения юридическими и физическими лицами на территории  Российской
Федерации,  техническую,  информационно-справочную и другую литературу
по вопросам, отнесенным к его компетенции;
     4) рассматривать в установленном порядке дела об административных
правонарушениях и налагать административные взыскания;
     5) направлять  материалы о нарушениях законодательства Российской
Федерации  в  области  промышленной  безопасности  и  законодательства
Российской Федерации о недрах в правоохранительные органы и суды;
     6) давать в пределах своих полномочий  указания  о  необходимости
осуществления экспертизы промышленной безопасности, а также в пределах
своей  компетенции   назначать   проведение   экспертизы   в   области
использования  и  охраны  недр  и  привлекать  в установленном порядке
специалистов для проведения этих экспертиз;
     7) в установленном порядке принимать меры по устранению нарушений
правил,  норм и стандартов при составлении и  реализации  проектов  по
добыче и переработке полезных ископаемых,  использованию недр в целях,
не  связанных  с  добычей  полезных  ископаемых,   по   охране   недр,
безопасному  ведению  работ  при геологическом изучении недр,  а также
выдавать предписания об устранении нарушений  требований  промышленной
безопасности и о приостановке работ,  ведущихся с нарушением указанных
требований,  в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской
Федерации;
     8) создавать,  реорганизовывать и ликвидировать  в  установленном
порядке  свои  территориальные  органы  и  находящиеся  в  его ведении
организации,  готовить  предложения  о   создании,   реорганизации   и
ликвидации   в   установленном   порядке  находящихся  в  его  ведении
государственных унитарных предприятий.
     7. Федеральный  горный  и  промышленный надзор России возглавляет
начальник,  назначаемый на  должность  и  освобождаемый  от  должности
Правительством Российской Федерации.
     Начальник имеет  заместителей,   назначаемых   на   должность   и
освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.
     Количество заместителей начальника устанавливается Правительством
Российской Федерации.
     8. Начальник Федерального горного и промышленного надзора России:
     1) осуществляет   общее  руководство  деятельностью  Федерального
горного и промышленного надзора России на основе единоначалия и  несет
персональную  ответственность  за выполнение возложенных на этот орган
задач и осуществление им своих функций;
     2) распределяет обязанности между своими заместителями;
     3) утверждает  структуру  и   штатное   расписание   центрального
аппарата   Федерального   горного   и  промышленного  надзора  России,
численность и фонд оплаты труда работников его территориальных органов
в   пределах   установленных   Правительством   Российской   Федерации
предельной численности и фонда оплаты труда работников,  а также смету
расходов  на  их  содержание  в пределах предусмотренных в федеральном
бюджете  на  соответствующий  год  ассигнований   на   государственное
управление;
     4) в установленном порядке назначает на должность  и  освобождает
от  должности  работников центрального аппарата Федерального горного и
промышленного  надзора  России  и  руководителей  его  территориальных
органов,  определяет их должностные обязанности,  применяет к ним меры
дисциплинарного воздействия;
     5) в  установленном  порядке  утверждает уставы находящихся в его
ведении   государственных   учреждений,   государственных    унитарных
предприятий  и  организаций,  назначает  на должность и освобождает от
должности их руководителей,  заключает, изменяет и расторгает договоры
(контракты) с ними;
     6) участвует в пределах своей компетенции в  определении  перечня
сведений, составляющих государственную тайну, обеспечивает их защиту;
     7) решает в соответствии с законодательством Российской Федерации
о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной
государственной  службы  в  центральном  аппарате  и   территориальных
органах Федерального горного и промышленного надзора России;
     8) представляет  в  установленном  порядке   особо   отличившихся
работников к присвоению почетных званий и награждению государственными
наградами  Российской  Федерации  и  применяет   к   работникам   меры
материального   и  морального  поощрения,  учреждает  в  установленном
порядке ведомственные награды и утверждает положения о них;
     9) утверждает положения о структурных подразделениях центрального
аппарата   и   территориальных   органах   Федерального   горного    и
промышленного надзора России;
     10) осуществляет    иные    полномочия    в    соответствии     с
законодательством Российской Федерации.
     9. В Федеральном горном и промышленном надзоре России  образуется
коллегия  в  составе  начальника  Федерального горного и промышленного
надзора России (председатель коллегии) и его заместителей,  входящих в
нее  по должности,  а также других руководящих работников центрального
аппарата Федерального горного  и  промышленного  надзора  России,  его
территориальных  органов  и  находящихся в его ведении организаций.  В
состав коллегии  могут  включаться  представители  других  федеральных
органов исполнительной власти, ученые и специалисты.
     Количество членов коллегии и ее состав (кроме лиц, входящих в нее
по  должности)  утверждаются  Правительством  Российской  Федерации по
представлению начальника Федерального горного и промышленного  надзора
России.
     Коллегия на  своих  заседаниях  рассматривает  основные   вопросы
деятельности Федерального горного и промышленного надзора России.
     Решения коллегии  оформляются  протоколами  и  постановлениями  и
реализуются,  как правило, приказами начальника Федерального горного и
промышленного надзора России.
     В случае  разногласий  между  начальником  Федерального горного и
промышленного надзора России  и  членами  коллегии  решение  принимает
начальник,   докладывая   о   возникших   разногласиях   Правительству
Российской Федерации.
     Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также
могут сообщить о нем Правительству Российской Федерации.
     10. В Федеральном горном и промышленном надзоре России образуется
научно-технический совет  по  вопросам  регулирования  промышленной  и
технической       безопасности,       предупреждения      аварийности,
производственного  травматизма  и  другим   вопросам,   отнесенным   к
компетенции Федерального горного и промышленного надзора России.
     Состав научно-технического совета и положение о нем  утверждаются
начальником Федерального горного и промышленного надзора России.
     11. При  Федеральном  горном  и   промышленном   надзоре   России
действуют  межведомственный  совет  по  горно-газоспасательному делу и
межведомственный совет по взрывному делу.  Составы указанных советов и
положения  о  них  утверждаются  начальником  Федерального  горного  и
промышленного надзора России.
     12. Федеральный  горный  и  промышленный  надзор  России издает в
пределах своей  компетенции  в  установленном  порядке  постановления,
приказы,  распоряжения,  правила,  инструкции  и  положения  (в случае
необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной
власти) и организует контроль за их исполнением.
     13. Финансирование расходов на содержание  центрального  аппарата
Федерального   горного   и   промышленного   надзора   России   и  его
территориальных    органов    осуществляется    в    соответствии    с
законодательством Российской Федерации.
     14. Федеральный горный  и  промышленный  надзор  России  является
юридическим    лицом,    имеет   бланк   и   печать   с   изображением
Государственного герба Российской Федерации и со своим  наименованием,
счета,  открываемые  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.