Ресурсное обеспечение подпрограммы "Леса" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 1449,1 | 103,4 | 116,8 | 129,6 | 142,5 | 156,7 | 172,4 | 189,7 | 208,6 | 229,4 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 1323,9 | 94,4 | 106,7 | 118,4 | 130,2 | 143,2 | 157,5 | 173,3 | 190,6 | 209,6 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 125,2 | 9 | 10,1 | 11,2 | 12,3 | 13,5 | 14,9 | 16,4 | 18 | 19,8 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | | | | | | | | | | | | бюджета, | 18358,1 | 1657,9 | 1739,4 | 1828,9 | 1923 | 2022 | 2126,1 | 2236 | 2351,6 | 2473,2 | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно государственным | | | | | | | | | | | | заказчикам подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности - | | | | | | | | | | | | всего | | | | | | | | | | | | в том числе по лесному | | | | | | | | | | | | фонду, находящемуся в | | | | | | | | | | | | ведении: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | МПР России | 17885,3 | 1619,9 | 1701,4 | 1787,1 | 1877 | 1971,4 | 2070,4 | 2174,7 | 2284,2 | 2399,2 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Минсельхоза России | 472,8 | 38 | 38 | 41,8 | 46 | 50,6 | 55,7 | 61,3 | 67,4 | 74 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | | | | | | | | | | | | субъектов | 9742,4 | 628,5 | 814,1 | 858,6 | 998,6 | 1088,3 | 1179 | 1278,8 | 1388,4 | 1508,1 | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов - всего | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | в том числе по лесному | | | | | | | | | | | | фонду, находящемуся в | | | | | | | | | | | | ведении: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | МПР России | 9102,3 | 562 | 746,4 | 789,8 | 928,6 | 1017,2 | 1106,8 | 1205,5 | 1314 | 1432 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Минсельхоза России | 640,1 | 66,5 | 67,7 | 68,8 | 70 | 71,1 | 72,2 | 73,3 | 74,4 | 76,1 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | | | | | | | | | | | | источников - всего | 19868,5 | 1340,5 | 1548,5 | 1754,2 | 1962,4 | 2181 | 2408,2 | 2635,1 | 2881,4 | 3157,2 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | в том числе по лесному | | | | | | | | | | | | фонду, находящемуся в | | | | | | | | | | | | ведении: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | МПР России | 17332,9 | 1144,6 | 1318,9 | 1503,3 | 1695,7 | 1893,3 | 2092,6 | 2311,8 | 2553 | 2819,7 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Минсельхоза России | 2535,6 | 195,9 | 229,6 | 250,9 | 266,7 | 287,7 | 315,6 | 323,3 | 328,4 | 337,5 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 49418,1 | 3730,3 | 4218,8 | 4571,3 | 5026,5 | 5448 | 5885,7 | 6339,6 | 6830 | 7367,9 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Водные ресурсы и водные объекты" В России сосредоточено около четверти мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Среднемноголетние ресурсы речного стока России составляют 4,3 тыс. куб. метров в год (10 процентов мирового речного стока), или около 30 тыс. куб. метров в год на одного жителя. Вместе с тем на наиболее развитые в промышленном и сельскохозяйственном отношении регионы страны приходится 8 процентов общего объема речного стока (менее 3 тыс. куб. метров в год на одного жителя). В озерах сосредоточено около 24,1 тыс. куб. километров пресных вод. В России создан мощный водохозяйственный комплекс для обеспечения потребностей в воде населения, промышленности, сельского хозяйства, гидроэнергетики, для развития судоходства, рыбного промысла, рекреации. Стоимость основных производственных фондов водохозяйственного комплекса оценивается в 350 млрд. рублей. Основную их часть составляют системы территориального перераспределения стока (41 процент), гидроузлы и гидросооружения для регулирования стока рек (25 процентов), системы и сооружения для водообеспечения орошаемого земледелия и сельскохозяйственного водоснабжения (13 процентов). Стоимость сооружений для защиты от вредного воздействия вод составляет лишь 3 процента (должна составлять не менее 10 - 15 процентов). Важная роль в водохозяйственном комплексе принадлежит водохранилищам, которые обеспечивают регулирование во времени стока рек. Функционирует свыше 30 тыс. водохранилищ общей вместимостью 800 куб. километров, из них 325 крупных и особо крупных (вместимостью более 10 млн. куб. метров каждое). В экономике России используется около 220 куб. километров воды в год, в том числе из природных водных объектов забирается 86 куб. километров в год (пресных поверхностных вод - 69 куб. километров, морских вод - 5 куб. километров, подземных вод - 12 куб. километров), а 127 куб. километров находится в оборотных и повторнопоследовательных системах водоснабжения. Наибольший удельный вес использования воды из источников приходится на энергетику (44 процента), жилищно-коммунальное хозяйство (20 процентов) и сельское хозяйство (19 процентов). Несмотря на сокращение в последние годы объемов использования воды, в ряде бассейнов нужды населения, промышленности, водного транспорта, рыбного хозяйства, гидроэнергетики и других отраслей в полной мере не обеспечиваются. В России насчитывается около 3 млн. гидротехнических сооружений, в основном это водохранилища и накопители различного назначения. Большая часть гидросооружений принадлежит различным субъектам хозяйствования (65 процентов водохранилищ объемом менее 1 млн. куб. метров и 62 процента - объемом более 1 млн. куб. метров). В государственной собственности находится немногим более 3 процентов водохранилищ объемом менее 1 млн. куб. метров, около 8 процентов водохранилищ объемом более 1 млн. куб. метров и свыше 25 процентов накопителей жидких отходов. Средний срок службы гидротехнических сооружений без реконструкции и ремонта составляет 40-50 лет, и большинство сооружений уже выработали свой ресурс, а отсутствие необходимых финансовых средств не позволяет их содержать в надлежащем техническом состоянии. Особую опасность представляет техническое состояние русловых плотин. В случае возможных аварий на этих плотинах в зону поражения могут попасть многие населенные пункты, тысячи предприятий, миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий. Постоянной проблемой является вредное воздействие вод - паводки, наводнения, подтопление и затопление ценных земель, населенных пунктов и объектов экономики. На паводкоопасных территориях, составляющих в целом по России свыше 400 тыс. кв. километров, ежегодно подвергаются затоплению до 50 тыс. кв. километров. Наиболее паводкоопасными районами являются Приморский край, Сахалинская и Амурская области, Забайкалье, Средний и Южный Урал, Северный Кавказ и Восточная Сибирь. На всех крупных водохранилищах происходят интенсивный размыв и обрушение берегов, создающие угрозу для населенных пунктов и ведущие к затоплению и заболачиванию сельскохозяйственных земель. Пойменные земли большинства нерегулированных водотоков представляют собой паводкоопасные территории. Из-за недостаточного финансирования за последние 10 лет противопаводковые мероприятия в требуемом объеме не проводились. В рамках реализации подпрограммы необходимо решить следующие ключевые проблемы в сфере использования, восстановления и охраны водных объектов: обеспечение потребностей населения и экономики России в водных ресурсах на основе эффективного использования водно - ресурсного потенциала; обеспечение безопасности водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений; предупреждение и ликвидация вредного воздействия вод; обеспечение национальных интересов России в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов. Указанные проблемы имеют межотраслевой и межведомственный характер, и их решение на территориях бассейнов всех крупных рек России возможно с участием субъектов Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Вопросы улучшения качества водных ресурсов отнесены к подпрограмме "Регулирование качества окружающей природной среды". Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Целью подпрограммы является обеспечение потребностей экономики и населения в водных ресурсах, повышение технического уровня и безопасности функционирования водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений, снижение ущерба от вредного воздействия вод. Для достижения цели подпрограммы необходимо решить следующие задачи: в области водообеспечения населения и объектов экономики, а также предотвращения вредного воздействия вод - реконструкция и строительство сооружений для регулирования стока и комплексного использования водных ресурсов, осуществление противооползневых, берегозащитных и профилактических противопаводковых мероприятий; в области охраны и восстановления водных объектов - осуществление водоохранных мероприятий и контроля за состоянием водных объектов; в области безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений - завершение инвентаризации гидротехнических сооружений с определением степени безопасности их дальнейшего функционирования, проведение их реконструкции, капитального и текущего ремонта, ведение регистра гидротехнических сооружений; в области научного, правового и информационного обеспечения устойчивого водопользования - совершенствование нормативно-правовой базы, развитие информационных систем, разработка и внедрение организационно-экономических механизмов управления водным фондом Российской Федерации. Реализация подпрограммы осуществляется в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) предусматривается выполнение первоочередных мероприятий, которые при относительно минимальных затратах могут обеспечить прекращение развития негативных тенденций в области использования и охраны водных ресурсов и стабилизацию состояния водных объектов в России, в том числе такие мероприятия, связанные с предотвращением вредного воздействия вод, как берегоукрепление (0,6 тыс. километров), строительство противоэрозионных и противооползневых сооружений, дамб для защиты от наводнений (0,5 тыс. километров), реконструкция аварийных гидротехнических сооружений. На II этапе (2005 - 2010 годы) намечается осуществление мероприятий, которые обеспечат потребности экономики страны и населения в водных ресурсах, улучшение экологического и технического состояния водных объектов. Учитывая, что предстоящий подъем экономики страны будет сопровождаться ростом потребности в водных ресурсах, на II этапе реализации подпрограммы особое внимание будет уделено внедрению водосберегающих технологий, развитию систем повторного и оборотного водоснабжения. По экспертным оценкам, увеличение водопотребления к 2010 году не должно превысить 10 процентов относительно уровня 2000 года. Реализация мероприятий подпрограммы на водохозяйственных объектах страны предусматривается независимо от их формы собственности, ведомственной принадлежности и территориального размещения. Мероприятия подпрограммы разработаны с учетом положений международных договоров по вопросам использования и охраны трансграничных водных объектов. Реализация подпрограммы обеспечит выполнение обязательств Российской Федерации по этим договорам. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 8). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: строительство и реконструкция гидроузлов и водохранилищ с целью улучшения водообеспечения потребителей и снижения негативного воздействия паводков и наводнений за счет регулирования стока; строительство противоэрозионных, противооползневых, берегозащитных сооружений для предотвращения водной эрозии и развития оползней, дамб для защиты от наводнений, коллекторных сетей для снижения уровня грунтовых вод; расчистка русел рек и ложа водохранилищ с целью восстановления пропускной способности водотоков, предотвращения деградации водных объектов и снижения вторичного загрязнения воды донными отложениями; обустройство водоохранных зон и прибрежных защитных полос для защиты водных объектов от загрязнения, вынос производственных и других объектов с водоохранной территории, проведение лесопосадок и залужение пашни, упорядочение сельскохозяйственного использования земель; разработка новых технологий и технических средств для русловыпрямительных, берегозащитных и других водохозяйственных работ; расширение системы гидропостов и станций для развития системы контроля за состоянием водных объектов; мониторинг состояния водных объектов и гидротехнических сооружений; совершенствование государственного водного контроля и государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений; развитие информационной и нормативно-правовой базы с целью усиления государственного регулирования водопользования. Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 9. Эффективность подпрограммы Реализация подпрограммы позволит: поддержать природную способность водных объектов к самоочищению; предотвратить деградацию рек и озер; провести ряд мероприятий по защите населения и объектов экономики от вредного воздействия вод, особенно в паводкоопасных регионах России; расширить наблюдательную сеть, в том числе на трансграничных реках; усовершенствовать систему информационного обеспечения ведения государственного водного кадастра, российского реестра водных объектов, российского регистра гидротехнических сооружений; обеспечить развитие системы государственного водного контроля и контроля за безопасностью гидротехнических сооружений; усовершенствовать законодательную и нормативно-правовую базу; обеспечить реализацию научно-технических достижений и развитие научного потенциала. Реализация подпрограммы в значительной степени решит проблему обеспечения экономики и населения водными ресурсами, обеспечит экологически приемлемое состояние водных объектов и создаст благоприятные условия для проживания и отдыха населения. Эффект от реализации мероприятий подпрограммы составит около 19,8 млрд. рублей в год, в том числе за счет предотвращения ущерба от затопления, подтопления и эрозии - 10 млрд. рублей, повышения уровня безопасности и предотвращения аварий на гидротехнических сооружениях - 9,8 млрд. рублей в год. Таблица 8 Мероприятия подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Строительство и | 3329,3 | 287,4 | 305,9 | 335,2 | 2400,8 | 290,3 | 2254,1 | 784,9 | повышение зарегулированности | | реконструкция гидроузлов и | | | | | | | | | стока в целях водоснабжения, | | водохранилищ для | | | | | | | | | орошения, комплексного | | регулирования стока в целях | | | | | | | | | использования водных ресурсов | | водоснабжения, орошения, | | | | | | | | | и уменьшения площади | | сглаживания паводков (50 | | | | | | | | | затопления; снижение ущерба | | объектов) | | | | | | | | | за счет повышения | | | | | | | | | | | безопасности гидро - | | | | | | | | | | | технических сооружений на 9,8 | | | | | | | | | | | млрд. рублей в год | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 2. Строительство | 3950,8 | 325 | 348,5 | 383,9 | 2893,4 | 344,5 | 2674,9 | 931,4 | предотвращение водной эрозии | | противоэрозионных, | | | | | | | | | и оползней, снижение ущерба | | противооползневых, | | | | | | | | | от вредного воздействия вод | | берегозащитных сооружений, | | | | | | | | | на 10 млрд. рублей в год | | производство | | | | | | | | | | | берегоукрепительных работ | | | | | | | | | | | (общая протяженность 2 тыс. | | | | | | | | | | | км) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Противопаводковые | 9470,3 | 635,1 | 720,3 | 742,6 | 7372,3 | 833,2 | 6406,6 | 2230,5 | защита прилегающих к рекам | | мероприятия (строительство | | | | | | | | | территорий в бассейнах рек | | дамб протяженностью 3 тыс. | | | | | | | | | Дона, Оки, Кубани, Терека, | | км для защиты от | | | | | | | | | Амура | | наводнений) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 4. Строительство | 1457,4 | 126,1 | 134,3 | 145,9 | 1051,1 | 127,1 | 986,7 | 343,6 | снижение уровня грунтовых | | коллекторных сетей | | | | | | | | | вод, защита земель и | | протяженностью 1,5 тыс. км | | | | | | | | | прилегающих территорий от | | для снижения уровня | | | | | | | | | неблагоприятного воздействия | | грунтовых вод | | | | | | | | | водных объектов | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 5. Разработка схем | 306,8 | 22,5 | 23,9 | 25,9 | 234,5 | 26,8 | 207,9 | 72,1 | формирование стратегии | | комплексного использования | | | | | | | | | развития водного хозяйства | | водных ресурсов в целом по | | | | | | | | | страны, разработка прогнозов | | стране и по бассейнам | | | | | | | | | изменения запасов пресных вод | | крупных рек, создание | | | | | | | | | в стране в связи с | | геоинформационных систем | | | | | | | | | глобальными изменениями | | для мониторинга | | | | | | | | | климата и обезлесиванием | | водохозяйственной | | | | | | | | | | | обстановки | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 18514,6 | 1396,1 | 1532,9 | 1633,5 | 13952,1 | 1621,9 | 12530,2 | 4362,5 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 6. Разработка новых | 742,4 | 56 | 61,6 | 65,7 | 559,1 | 63,1 | 413,2 | 266,1 | повышение эффективности | | технологий и технических | | | | | | | | | водохозяйственных работ | | средств для русло - | | | | | | | | | | | выпрямительных, | | | | | | | | | | | берегозащитных | | | | | | | | | | | и других водохозяйственных | | | | | | | | | | | работ | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 7. Разработка нормативных и | 51,5 | 3,2 | 3,9 | 5,4 | 39 | 4,5 | 30,5 | 16,5 | повышение эффективности | | методических документов для | | | | | | | | | государственного водного | | организации и проведения | | | | | | | | | контроля и эксплуатации | | государственного водного | | | | | | | | | водных объектов | | контроля | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Разработка методических | 10,4 | 1,5 | 2,2 | 3,3 | 3,4 | 2,5 | 7,9 | - | обеспечение экологической и | | документов для обеспечения | | | | | | | | | технической безопасности | | государственного надзора за | | | | | | | | | гидротехнических сооружений | | безопасностью | | | | | | | | | | | гидротехнических сооружений | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 9. Разработка научно - | 30,1 | 2,1 | 2,1 | 2,3 | 23,6 | 2,2 | 15,5 | 12,4 | совершенствование | | методических обоснований | | | | | | | | | нормативно-правового и | | для законодательных и | | | | | | | | | информационного обеспечения | | нормативных правовых | | | | | | | | | развития водного хозяйства | | документов, системы | | | | | | | | | | | документов по | | | | | | | | | | | информационному обеспечению | | | | | | | | | | | водного хозяйства | | | | | | | | | | | Итого по разделу | 834,4 | 62,8 | 69,8 | 76,7 | 625,1 | 72,3 | 467,1 | 295 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих затрат | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 10. Расчистка русел | 1891,9 | 155,8 | 181,6 | 203,2 | 1351,3 | 1238,7 | 510,5 | 142,7 | восстановление и сохранение | | водотоков (протяженностью | | | | | | | | | пропускной способности | | 1500 км) и ложа | | | | | | | | | водотоков | | водохранилищ | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 11. Обустройство | 2880,2 | 187,9 | 227 | 309,3 | 2156 | 1826,9 | 862,6 | 190,7 | предотвращение и ликвидация | | водоохранных зон и | | | | | | | | | последствий негативного | | прибрежных защитных полос, | | | | | | | | | воздействия хозяйственной | | залужение деградированной | | | | | | | | | деятельности на водные | | пашни | | | | | | | | | объекты | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 12. Государственный надзор | 79,7 | 6,1 | 5,6 | 8,1 | 59,9 | 56,6 | 19,2 | 3,9 | предупреждение аварий на | | за безопасностью | | | | | | | | | гидротехнических сооружениях | | гидротехнических сооружений | | | | | | | | | | | (ведение Российского | | | | | | | | | | | регистра гидротехнических | | | | | | | | | | | сооружений, разработка и | | | | | | | | | | | реализация мероприятий по | | | | | | | | | | | улучшению их технического | | | | | | | | | | | состояния) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 13. Развитие системы | 808 | 23,3 | 24,1 | 32,3 | 728,3 | 491,4 | 258,7 | 57,9 | повышение эффективности | | контроля состояния водных | | | | | | | | | управления водным фондом | | объектов, расширение | | | | | | | | | России | | системы гидропостов и | | | | | | | | | | | станций, приобретение | | | | | | | | | | | оборудования | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 5659,8 | 373,1 | 438,3 | 552,9 | 4295,5 | 3613,6 | 1651 | 395,2 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 25008,8 | 1832 | 2041 | 2263,1 | 18872,7 | 5307,8 | 14648,3 | 5052,7 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 9 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Водные ресурсы и водные объекты" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 1694,2 | 167,2 | 169,8 | 173,8 | 177,8 | 182,4 | 190,6 | 199,8 | 210,8 | 222 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 1621,9 | 162 | 164 | 167,3 | 170,7 | 174,6 | 182 | 190,3 | 200,4 | 210,6 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 72,3 | 5,2 | 5,8 | 6,5 | 7,1 | 7,8 | 8,6 | 9,5 | 10,4 | 11,4 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 3613,6 | 319,8 | 337,9 | 356,7 | 376,6 | 397,5 | 419,6 | 443,1 | 468 | 494,4 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 14648,3 | 1000 | 1140 | 1288,2 | 1442,8 | 1601,5 | 1761,6 | 1937,8 | 2131,6 | 2344,8 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 5052,7 | 345 | 393,3 | 444,4 | 497,7 | 552,4 | 607,6 | 668,4 | 735,2 | 808,7 | | источников | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 25008,8 | 1832 | 2041 | 2263,1 | 2494,9 | 2733,8 | 2979,4 | 3249,1 | 3545,6 | 3869,9 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Водные биологические ресурсы и аквакультура" Россия является одним из ведущих рыбопромышленных государств и занимает шестое место в мире по уловам рыбы и других водных биологических ресурсов. В период реформирования экономики страны произошло снижение производственных показателей в рыбном хозяйстве и в настоящее время 30 процентов потребности в рыбных продуктах обеспечивается за счет импорта. Уровень технической оснащенности предприятий рыбного хозяйства постоянно снижается. Основные фонды отрасли физически изношены и морально устарели. Более 50 процентов рыбопромысловых судов выработали нормативные сроки эксплуатации. С 1991 года по 2000 год общий объем вылова (добычи) водных биологических ресурсов отечественным рыбопромысловым флотом сократился более чем на 40 процентов, в исключительных экономических зонах иностранных государств - на 40 процентов и в открытой части Мирового океана за пределами национальной юрисдикции - на 77 процентов. Океаническое рыболовство обеспечивает 92 процента (3,7 млн. тонн в 2000 году) вылова (добычи) водных биологических ресурсов. Доля вылова во внутренних водоемах составляет около 8 процентов (316 тыс. тонн в год). При этом производство продукции пресноводной аквакультуры сократилось в сравнении с 1990 годом в 3,5 раза. Снижение вылова обусловило уменьшение производства пищевой рыбной продукции с 3675 тыс. тонн в 1991 году до 2925 тыс. тонн в 2000 году. Серьезно ухудшились условия воспроизводства водных биологических ресурсов в результате воздействия экологических и антропогенных факторов. Развитие рыбохозяйственного комплекса России в перспективе требует системного решения ряда проблем на государственном и отраслевом уровнях. К основным внутренним проблемам отрасли относятся: недостаточная изученность водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации; наличие существенного дисбаланса между объемом общего допустимого вылова водных биологических ресурсов и добывающими мощностями флота; увеличение вылова водных биологических ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации в связи с сокращением отечественного промысла в исключительных экономических зонах других стран и открытой части Мирового океана за пределами национальной юрисдикции; неполное освоение промысла некоторых видов морских живых ресурсов, доступных для российского рыболовного флота в исключительной экономической зоне Российской Федерации и в исключительных экономических зонах иностранных государств и открытых районах Мирового океана; снижение объема и эффективности искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов; значительный физический износ и моральное старение основных средств (в том числе флота), используемых для промысла водных биологических ресурсов; недостаточный для современных условий уровень технологической и технической оснащенности рыбоперерабатывающих производств на судах и береговых предприятиях; низкий уровень переработки экспортируемой рыбной продукции; дефицит оборотных средств у рыбопромышленных предприятий. К основным внешним проблемам отрасли относятся: несовершенство правового обеспечения функционирования рыбной отрасли; сокращение государственной поддержки предприятий рыбной отрасли; удорожание товаров, потребляемых предприятиями рыбной отрасли, и стоимости услуг; несовершенство системы контроля за сохранением водных биологических ресурсов, в том числе за внешнеторговыми операциями с продукцией морского рыбного промысла, произведенной на российских рыбопромысловых судах за пределами таможенной территории Российской Федерации; усиление браконьерства и криминализации в сфере использования водных биологических ресурсов; загрязнение рыбохозяйственных пресноводных водоемов и фактическое прекращение работ по рыбохозяйственной мелиорации естественных нерестилищ; неразвитость рынка рыбных товаров; ухудшение кадрового потенциала, нехватка специалистов; недостаточный уровень менеджмента, организационной и консультационной работы по формированию и функционированию новых производственных, торговых и финансовых структур. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Целью подпрограммы является сохранение и воспроизводство водных биологических ресурсов, их эффективное использование для удовлетворения платежеспособного спроса внутреннего рынка на рыбные товары. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: развитие и совершенствование законодательной базы в области использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; совершенствование системы управления водными биологическими ресурсами поверхностных водных объектов, внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их рационального использования и сохранения; модернизация и качественное обновление основных производственных фондов отрасли, прежде всего рыбопромыслового флота и перерабатывающих мощностей; развитие прибрежного рыболовства как одной из перспективных составляющих экономики рыбохозяйственных комплексов приморских регионов; развитие отечественного рыболовства в исключительных экономических зонах иностранных государств и открытой части Мирового океана за пределами национальной юрисдикции; развитие аквакультуры; увеличение поставок рыбных товаров на внутренний рынок; расширение научных исследований и разработок в области водных биологических ресурсов и рыбного хозяйства. Решение поставленных задач позволит в 2002-2010 годах значительно улучшить показатели развития рыбного хозяйства (таблица 10). Таблица 10 Намечаемые показатели развития рыбного хозяйства России (тыс. тонн) ----------------------------------------------------------------------------- | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2010 | | | год | год | год | год | год | |-----------------------------|-------|--------|--------|-------|-----------| | Вылов рыбы и других водных | 4100 | 4150 | 4200 | 4600 | 5000-5500 | | биологических ресурсов | | | | | | |-----------------------------|-------|--------|--------|-------|-----------| | Выпуск товарной пищевой | 2980 | 3020 | 3060 | 3500 | 3500-3725 | | рыбной продукции, включая | | | | | | | консервы | | | | | | |-----------------------------|-------|--------|--------|-------|-----------| | Экспорт пищевой рыбной | 920 | 910 | 900 | 900 | 750 | | продукции, включая консервы | | | | | | ----------------------------------------------------------------------------- Реализация подпрограммы осуществляется в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) будут решаться задачи по максимальному использованию имеющегося производственного потенциала, в первую очередь рыбопромыслового флота и береговых мощностей, и осуществлению финансового оздоровления предприятий всех форм собственности. Должна быть создана благоприятная среда для функционирования отрасли, в том числе путем совершенствования законодательной базы в области использования, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов. Будут реализованы мероприятия по активизации отечественного промыслового судостроения, а также по развитию прибрежного рыболовства и аквакультуры, включая товарное рыбоводство. На II этапе (2005 - 2010 годы) будут предприняты меры по становлению конкурентоспособной экономики рыбного хозяйства. Предстоит осуществить структурную перестройку производства в добывающей и обрабатывающей подотраслях на внутренних водоемах. Предусматривается рост добычи водных биологических ресурсов и производства конкурентоспособной продукции, включая продукцию аквакультуры. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 11). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: развитие рыбопромыслового флота и береговых производственных и непроизводственных структур; создание условий и развитие аквакультуры; повышение эффектности использования производственного потенциала рыбного хозяйства, формирование механизма обновления основных производственных фондов, в первую очередь промыслового флота; создание единых комплексов по воспроизводству осетровых и лососевых видов рыб, включающих рыбоводные заводы; комплекс мероприятий по охране естественных популяций и искусственному воспроизводству морских видов рыб и нерыбных объектов; исследование и мониторинг состояния водных биологических ресурсов; информационное обеспечение отрасли, развитие отраслевой системы мониторинга водных биоресурсов, создание глобальной морской системы связи при бедствии и обеспечении безопасности; усиление государственного регулирования управления рыбным хозяйством. Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 12. Эффективность подпрограммы Подпрограмма предусматривает в 2010 году довести объем вылова рыбы и нерыбных объектов до 5,5 млн. тонн (в том числе во внутренних водоемах - до 0,65 млн. тонн), что выше уровня 2000 года на 38 процентов; произвести 3,7 млн. тонн пищевой рыбной продукции, включая консервы, что на 27 процентов выше уровня 2000 года; произвести 800 млн. условных банок рыбных консервов, увеличив данный показатель в 2,1 раза по сравнению с 2000 годом. При увеличении добычи водных биоресурсов в 2010 году на 38 процентов по сравнению с 2000 годом балансовая прибыль от основной деятельности увеличится на 84 процента. Развитие рыбохозяйственного комплекса в перспективе позволит существенно расширить базу налогообложения, особенно в части пополнения местных бюджетов в наиболее отдаленных районах страны - на севере Европейской части России и Дальнем Востоке. В среднем ежегодно будут поступать в виде разного рода платежей, включая плату за водные биоресурсы, денежные средства в размере не менее 12 млрд. рублей. За период действия подпрограммы в федеральный бюджет можно ожидать поступления от налогов и платежей за пользование водными биологическими ресурсами на сумму более 100 млрд. рублей. Развитие предприятий рыбного хозяйства в перспективе позволит сохранить рабочие места в рыбохозяйственных регионах, в том числе на Севере, создать не менее 40 тыс. рабочих мест на берегу в прибрежных районах, особенно на Дальнем Востоке (Камчатке, Сахалине и в Приморском крае). Реализация намеченных в подпрограмме мероприятий, особенно в части развития флота, прибрежного рыболовства и аквакультуры, будет способствовать развитию смежных отраслей (судостроения, судоремонта, машиностроения, тарного производства) и других отраслей экономики - сельского хозяйства, пищевой индустрии, торговли и др. Реализация подпрограммы позволит в 2010 году по сравнению с 2000 годом обеспечить дополнительную поставку на российский рынок отечественных рыбных товаров в объеме не менее 0,8 млн. тонн. В результате среднедушевое потребление их в стране за этот период возрастет более чем в 1,5 раза и составит не менее 18 килограммов. Таблица 11 Мероприятия подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Развитие промыслового | 42871,8 | 2147,8 | 2509,7 | 2513 | 35701,3 | - | - | 42871,8 | увеличение годовых уловов в | | флота | | | | | | | | | 2010 году до 5-5,5 млн. тонн, | | в том числе | | | | | | | | | производства рыбной | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| продукции, включая консервы, | | строительство добывающего | 35079,8 | 1619,6 | 1907,6 | 1908 | 29644,6 | - | - | 35079,8 | - до 3,5-3,7 млн. тонн, рост | | флота | | | | | | | | | экономической эффективности | | в том числе: | | | | | | | | | рыбохозяйственного комплекса, | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| улучшение социального | | большие суда (16 единиц) | 8584 | 512,7 | 577,6 | 577,7 | 6916 | - | - | 8584 | обеспечения работников | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| рыбного хозяйства | | средние суда (96 единиц) | 20537,8 | 678,1 | 841,2 | 841,3 | 18177,2 | - | - | 20537,8 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| | | малые и маломерные суда | 5958 | 428,8 | 488,8 | 489 | 4551,4 | - | - | 5958 | | | (120 единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| | | модернизация добывающего | 1447 | 227,2 | 259 | 260 | 700,8 | - | - | 1447 | | | флота (крупные, большие и | | | | | | | | | | | средние суда (24 единицы) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| | | cтроительство приемно - | 6345 | 301 | 343,1 | 345 | 5355,9 | - | - | 6345 | | | транспортного флота для | | | | | | | | | | | океанического рыболовства | | | | | | | | | | | и внутренних водоемов (46 | | | | | | | | | | | единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 2. Строительство судов, не | 10610,6 | 697 | 789,3 | 1384 | 7740,3 | - | - | 10610,6 | | | входящих в состав | | | | | | | | | | | промыслового флота | | | | | | | | | | | (вспомогательный и | | | | | | | | | | | технический флот - 386 | | | | | | | | | | | единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Строительство флота для | 1585,2 | 25,5 | 52,5 | 55,1 | 1452,1 | 1585,2 | - | - | | | государственных нужд | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 4. Развитие береговых | 13627,7 | 837,3 | 1159,6 | 1180,1 | 10450,7 | 1276,2 | - | 12351,5 | улучшение ассортимента и | | производственных и | | | | | | | | | качества рыбной продукции, | | непроизводственных | | | | | | | | | | | структур | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | береговое | 4560 | 415,8 | 625,4 | 625 | 2893,8 | - | - | 4560 | консервов и пресервов | | рыбообрабатывающее | | | | | | | | | | | производство и холодильное | | | | | | | | | | | хозяйство | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | ввод рыбоконсервных | 2000 | 183 | 274,5 | 274,5 | 1268 | - | - | 2000 | | | мощностей (130 млн. усл. | | | | | | | | | | | банок) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | ввод коптильных и | 700 | 63,6 | 96,3 | 96,3 | 443,8 | - | - | 700 | | | кулинарных мощностей | | | | | | | | | | | (28,2 тыс. т) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | ввод морозильных | 400 | 36,6 | 55 | 55 | 253,4 | - | - | 400 | | | мощностей | | | | | | | | | | | (50 тыс. т) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | ввод рыбомучных мощностей | 560 | 50,6 | 76,4 | 76 | 357 | - | - | 560 | | | (23 тыс. т) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | ввод холодильников для | 900 | 82 | 123,2 | 123,2 | 571,6 | - | - | 900 | | | хранения рыбных товаров | | | | | | | | | | | (84 тыс. т) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | реконструкция морских | 4398,4 | 150,3 | 173,3 | 173,3 | 3901,5 | - | - | 4398,4 | | | рыбных портов и портовых | | | | | | | | | | | пунктов | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | развитие судоремонтного и | 2600 | 123,6 | 140,3 | 140,3 | 2195,8 | - | - | 2600 | | | судостроительного | | | | | | | | | | | производства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | развитие | 286,8 | 5 | 5,6 | 5,6 | 270,6 | - | - | 286,8 | | | машиностроительного | | | | | | | | | | | производства | | | | | | | | | | | развитие сетеснастных | 205,8 | 5,8 | 6,6 | 6,6 | 186,8 | - | - | 205,8 | | | предприятий | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | развитие тарного | 300,5 | 7,5 | 8,7 | 8,8 | 275,5 | - | - | 300,5 | | | производства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | строительство и | 1188,5 | 125,6 | 180,1 | 200 | 682,8 | 1188,5 | - | - | рациональное использование и | | реконструкция объектов по | | | | | | | | | сохранение наиболее ценных | | воспроизводству рыбных | | | | | | | | | видов биоресурсов | | запасов | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | рыбоводные заводы (30 | 1088,9 | 125,6 | 170,6 | 189,9 | 602,8 | 1088,9 | - | - | | | единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | производственные базы | 99,6 | - | 9,5 | 10,1 | 80 | 99,6 | - | - | | | инспекций рыбоохраны | | | | | | | | | | | (30 единиц) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | проведение реконструкции | 87,7 | 3,7 | 19,6 | 20,5 | 43,9 | 87,7 | - | - | | | высших и средних | | | | | | | | | | | специальных учебных | | | | | | | | | | | заведений рыбного | | | | | | | | | | | хозяйства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| | | 5. Развитие аквакультуры | 8178,4 | 1537,5 | 1552,1 | 1687,1 | 3401,7 | 10,3 | 6296,4 | 1871,7 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| | | Итого по разделу | 76873,7 | 5245,1 | 6063,2 | 6819,3 | 58746,1 | 2871,7 | 6296,4 | 67705,6 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 6. Проведение комплексных | 10044,5 | 699,5 | 831 | 914 | 7600 | 10044,5 | - | - | научное обоснование объемов | | исследований водных | | | | | | | | | изъятия промысловых объектов, | | биологических ресурсов, | | | | | | | | | разработка рекомендаций по | | мониторинг их состояния, | | | | | | | | | рациональной эксплуатации | | разработка рекомендаций по | | | | | | | | | сырьевой базы отрасли, | | их рациональному | | | | | | | | | обоснование позиций | | использованию | | | | | | | | | российской стороны в | | | | | | | | | | | международном сотрудничестве | | | | | | | | | | | в области рыболовства | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 7. Разработка научных | 203,2 | 15 | 16,7 | 18,4 | 153,1 | 203,2 | - | - | определение экологического | | основ охраны водных | | | | | | | | | состояния рыбохозяйственных | | биологических ресурсов и | | | | | | | | | водоемов, обоснование | | среды их обитания с учетом | | | | | | | | | требований по предотвращению | | приоритетов рыбного | | | | | | | | | и снижению уровня загрязнения | | хозяйства | | | | | | | | | водоемов, разработка | | | | | | | | | | | предложений к нормативным | | | | | | | | | | | актам по охране водных | | | | | | | | | | | биологических ресурсов и | | | | | | | | | | | среды их обитания | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Разработка технологий | 404,1 | 42 | 32,2 | 35,4 | 294,5 | 404,1 | - | - | создание технологий | | воспроизводства | | | | | | | | | искусственного разведения | | аквакультуры | | | | | | | | | ценных видов рыб, | | | | | | | | | | | беспозвоночных и водорослей, | | | | | | | | | | | разработка методов повышения | | | | | | | | | | | продукционных характеристик | | | | | | | | | | | объектов аквакультуры на | | | | | | | | | | | основе генетики и селекции, | | | | | | | | | | | разработка технологий | | | | | | | | | | | создания кормов, создание | | | | | | | | | | | методов диагностики, | | | | | | | | | | | профилактики и лечения | | | | | | | | | | | заболеваний объектов | | | | | | | | | | | аквакультуры; разработка | | | | | | | | | | | рекомендаций и мероприятий по | | | | | | | | | | | их воспроизводству | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 9. Разработка и внедрение | 525,6 | 51 | 42,2 | 46,4 | 386 | 525,6 | - | - | повышение эффективности | | новых технологий и | | | | | | | | | комплексной переработки | | технических средств | | | | | | | | | гидробионтов, создание новых | |