| переработки гидробионтов | | | | | | | | | видов пищевой, кормовой, | | | | | | | | | | | медицинской и технической | | | | | | | | | | | продукции за счет новых | | | | | | | | | | | безотходных | | | | | | | | | | | ресурсосберегающих технологий | | | | | | | | | | | и технических средств | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 10.Проведение исследований | 286,9 | 25 | 23,3 | 25,6 | 213 | 286,9 | - | - | совершенствование | | в области безопасности | | | | | | | | | нормативно-технического | | мореплавания, деятельности | | | | | | | | | обеспечения требований | | флота и портов | | | | | | | | | безопасности на море | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 11.Проведение исследований | 178,8 | 17,6 | 14,4 | 15,8 | 131 | 178,8 | - | - | повышение уровня | | в области экономики и | | | | | | | | | государственного управления | | управления | | | | | | | | | рыбным хозяйством, рост его | | рыбохозяйственным | | | | | | | | | эффективности, получение | | комплексом | | | | | | | | | кратко- и среднесрочных | | | | | | | | | | | прогнозов | | | | | | | | | | | социальноэкономического | | | | | | | | | | | развития рыбного хозяйства | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 12. Создание и | 398,9 | 36,8 | 32,2 | 35,4 | 294,5 | 398,9 | - | - | формирование отраслевых баз | | совершенствование | | | | | | | | | данных, совершенствование | | информационных технологий | | | | | | | | | информационного, | | и интегрированных систем | | | | | | | | | методического и | | исследований и управления | | | | | | | | | программно-технологического | | сырьевыми ресурсами | | | | | | | | | обеспечения | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 13.Проведение исследований | 22,3 | 8 | 1,3 | 1,4 | 11,6 | 22,3 | - | - | разработка | | по проблемам отраслевого | | | | | | | | | нормативно-методической | | образования | | | | | | | | | документации по реализации | | | | | | | | | | | дистанционного образования | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 14. Прочие расходы | 90,5 | 9,9 | 7,2 | 7,9 | 65,5 | 90,5 | - | - | проведение научных | | | | | | | | | | | конференций и симпозиумов, | | | | | | | | | | | издание научных трудов по | | | | | | | | | | | результатам законченных | | | | | | | | | | | научных исследований | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 12154,8 | 904,8 | 1000,5 | 1100,3 | 9149,2 | 12154,8 | - | - | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 15. Развитие отраслевой | 1691 | 137 | 162,7 | 170,9 | 1220,4 | 1691 | - | - | совершенствование мониторинга | | системы мониторинга водных | | | | | | | | | водных биоресурсов и усиление | | биоресурсов, наблюдения и | | | | | | | | | контроля за деятельностью | | контроля за деятельностью | | | | | | | | | промысловых судов | | промысловых судов (включая | | | | | | | | | | | приобретение оборудования) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 16. Создание и | 1073,4 | 95,7 | 102,4 | 107,5 | 767,8 | 1073,4 | - | - | повышение уровня безопасности | | функционирование | | | | | | | | | морского промысла | | глобальной морской системы | | | | | | | | | | | связи при бедствии и | | | | | | | | | | | обеспечении безопасности | | | | | | | | | | | (включая приобретение | | | | | | | | | | | оборудования) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 17. Средства на | 1410 | 30 | 60 | 120 | 1200 | 1410 | - | - | | | субсидирование части | | | | | | | | | | | процентной ставки по | | | | | | | | | | | кредитам, привлекаемым | | | | | | | | | | | организациями рыбной | | | | | | | | | | | промышленности для | | | | | | | | | | | строительства | | | | | | | | | | | рыбопромысловых судов на | | | | | | | | | | | отечественных | | | | | | | | | | | судостроительных | | | | | | | | | | | предприятиях | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 4174,4 | 262,7 | 325,1 | 398,4 | 3188,2 | 4174,4 | - | - | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 93202,9 | 6412,6 | 7388,8 | 8318 | 71083,5 | 19200,9 | 6296,4 | 67705,6 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 12 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Водные биологические ресурсы и аквакультура" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 2871,7 | 154,8 | 272,5 | 280,6 | 287,2 | 317,2 | 353,4 | 376,6 | 401,4 | 428 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 16329,2 | 1177,8 | 1324,8 | 1493,4 | 1620,9 | 1831,4 | 1985,2 | 2075,5 | 2310,1 | 2510,1 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности - | | | | | | | | | | | | всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | текущие расходы | 4174,4 | 273 | 324,8 | 393,4 | 470,9 | 531,4 | 535,2 | 475,5 | 560,1 | 610,1 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | по основной | | | | | | | | | | | | деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 12154,8 | 904,8 | 1000 | 1100 | 1150 | 1300 | 1450 | 1600 | 1750 | 1900 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 6296,4 | 430 | 490 | 553,7 | 620,2 | 688,4 | 757,2 | 832,9 | 916,2 | 1007,8 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 67705,6 | 4650 | 5301,5 | 5990,3 | 6708,8 | 7379,7 | 8117,7 | 8930 | 9823 | 10804,6 | | источников | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 93202,9 | 6412,6 | 7388,8 | 8318 | 9237,1 | 10216,7 | 11213,5 | 12215 | 13450,7 | 14750,5 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Регулирование качества окружающей природной среды" Состояние окружающей природной среды во многих регионах страны продолжает оставаться напряженным. Уровень загрязнения воздуха, водных объектов, почв значительно превышает установленные нормативы, растут площади земель, отчуждаемых под размещение отходов. В ряде регионов из-за чрезмерных антропогенных нагрузок меняются природные ландшафты, обостряется проблема сохранения биоразнообразия животных и растительных сообществ. К числу таких регионов относятся крупнейшие агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные районы Центральной России, Среднего Поволжья, Среднего и Южного Урала, Кузбасса. Все это отрицательно сказывается на здоровье населения, особенно детей. Дальнейшее развитие промышленного производства может еще больше обострить экологическую обстановку в стране. Состояние атмосферного воздуха На качество атмосферного воздуха главным образом влияют выбросы вредных веществ предприятий промышленности и жилищнокоммунального хозяйства. В 2000 году средние значения концентрации одного или нескольких ингредиентов вредных веществ превышали предельно допустимые в 202 городах с общей численностью населения 64,5 млн. человек (по сравнению с 1999 годом их количество не уменьшилось). При этом положение усугубляется бурным ростом парка автомобильного транспорта, что приводит к увеличению концентрации диоксида азота и оксида углерода в атмосфере. Состояние водных ресурсов Качество воды в основных водных источниках России остается неудовлетворительным. Основные реки - Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей, Амур, Урал в настоящее время оцениваются как загрязненные, а их притоки - как очень загрязненные. Испытывают повышенную антропогенную нагрузку все внутренние и окраинные моря, загрязняются подземные воды. Сейчас насчитывается около 3 тыс. источников их загрязнения. Дальнейший рост экономики может ухудшить качество водных ресурсов. Состояние земель За последние годы площади сельскохозяйственных угодий постоянно снижались, в том числе из-за деградации земель в результате водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, опустынивания, загрязнения тяжелыми металлами и токсикантами. В почвах происходит постепенное накопление специфических загрязнений, что приводит к глубоким изменениям их физико-химических, агрохимических и биологических свойств. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Целью подпрограммы является улучшение состояния окружающей природной среды, предотвращение деградации природных комплексов и снижение влияния неблагоприятного экологического фактора на здоровье населения Российской Федерации. Указанная цель достигается путем решения следующих задач: осуществление технического перевооружения предприятий; внедрение в производство новых технологий и технологических процессов, обеспечивающих минимальное воздействие на окружающую природную среду; комплексное использование природных ресурсов и накопленных техногенных отходов; строительство и реконструкция сооружений по очистке отходящих газов и сточных вод в промышленности, сельском хозяйстве и жилищно-коммунальном секторе; предотвращение деградации и опустынивания земель; развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей природной среды и природных ресурсов; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы природоохранной деятельности и природопользования; совершенствование экономических механизмов охраны окружающей природной среды; совершенствование системы экологической сертификации, экологического аудита, стандартизации и нормирования в области охраны окружающей природной среды. Достижению намеченной цели будет также способствовать выполнение мероприятий, предусмотренных смежными подпрограммами. Решение поставленных задач намечается осуществить в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) предусматривается стабилизация уровня загрязнения окружающей природной среды в наиболее неблагополучных регионах за счет осуществления комплекса мер по модернизации и техническому перевооружению производства и повышения эффективности работы газоводоочистных сооружений на предприятиях. Приоритетными станут также работы по обновлению экологических стандартов, норм и нормативов, усилению контроля за их соблюдением, развитию экологического мониторинга на предприятиях. На II этапе (2005 - 2010 годы) намечается дальнейшее снижение уровня загрязнения окружающей природной среды и коренное улучшение ее состояния за счет продолжения работ по реконструкции производств, внедрения передовых экологически безопасных технологий в промышленности и сельском хозяйстве. Важное значение в улучшении качества окружающей природной среды имеет международная деятельность Российской Федерации, направленная на: выполнение международных обязательств Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды и экологической безопасности; участие в международных программах и проектах по сохранению окружающей природной среды, сбережению и воспроизводству уникальных природных ресурсов на территории России и сопредельных государств; межгосударственное взаимодействие и сотрудничество в части минимизации негативных последствий трансграничных загрязнений и организации рационального использования природных ресурсов на приграничных территориях и акваториях; гармонизацию законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере экологии и рационального природопользования в соответствии с международным правом в целях создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в сферу охраны окружающей природной среды и экологической безопасности; сотрудничество с международными финансовыми организациями по привлечению займов, грантов и иных видов финансовых ресурсов для решения природоохранных задач. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 13). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: снижение уровня загрязнения окружающей среды и оздоровление регионов и городов с неблагоприятной экологической обстановкой за счет технического перевооружения и внедрения экологически безопасных технологий на предприятиях различных отраслей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства; оздоровление экологической ситуации в российской части бассейна Балтийского моря, для чего предусматривается осуществить комплекс мероприятий по снижению выбросов и сбросов загрязняющих веществ в г. Санкт-Петербурге, Ленинградской, Калининградской, Псковской, Новгородской областях и Республике Карелия; предотвращение загрязнения окружающей среды тяжелыми металлами и супертоксикантами за счет реконструкции и оснащения специальными очистными установками предприятий металлургической, химической и нефтехимической промышленности; предотвращение опустынивания и восстановление хозяйственного потенциала деградированных территорий (лесопосадки, закрепление почв и др.); создание единой системы мониторинга окружающей среды и банка данных о состоянии окружающей среды; работа по комплексной оценке состояния окружающей природной среды с определением хозяйственной емкости территорий и с учетом их природоресурсного и экономического потенциала; совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы охраны окружающей природной среды, экономического механизма регулирования качества окружающей природной среды, экологического нормирования, экологического аудита и экологической сертификации. Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 14. Эффективность подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы позволит на I этапе приостановить обусловленный дальнейшим развитием экономики рост уровня загрязнения окружающей природной среды и улучшить экологическую ситуацию в городах и регионах с наиболее напряженной экологической обстановкой. На II этапе уровень загрязнения природной среды будет значительно снижен. Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить выполнение Российской Федерацией обязательств по международным конвенциям и соглашениям по предотвращению загрязнения Балтийского, Черного, Азовского и Каспийского морей. Развитие системы комплексного мониторинга окружающей природной среды даст возможность объективно оценивать ее состояние (с определением источников и параметров загрязнения) и принимать оперативные меры по нормализации экологической обстановки. Осуществление предусмотренного подпрограммой комплекса мер по государственному регулированию природоохранной деятельности, включая экологическое нормирование и контроль, а также внедрение более совершенных экономических механизмов охраны окружающей природной среды, позволит обеспечить снижение антропогенных нагрузок на природные комплексы. Реализация мероприятий по экологической реабилитации загрязненных территорий положительно скажется на состоянии здоровья населения, проживающего в регионах и городах с неблагоприятной экологической обстановкой. По экспертной оценке, за счет снижения загрязнения окружающей природной среды экономический эффект от реализации подпрограммы составит более 64 млрд. рублей в год. Таблица 13 Мероприятия подпрограммы "Регулирование качества окружающей природной среды" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Переход на экологически | 99513,4 | 4890,2 | 6245,2 | 7856,1 | 80521,9 | 506,8 | 5531,3 | 93475,3 | снижение уровня загрязнения и | | безопасные технологии, | | | | | | | | | улучшение качества окружающей | | строительство новых и | | | | | | | | | природной среды регионов и | | повышение эффективности | | | | | | | | | городов с неблагоприятной | | работы действующих | | | | | | | | | экологической обстановкой | | газоводоочистных установок | | | | | | | | | | | и сооружений на | | | | | | | | | | | предприятиях различных | | | | | | | | | | | отраслей промышленности, | | | | | | | | | | | сельского хозяйства, на | | | | | | | | | | | транспорте, в жилищно - | | | | | | | | | | | коммунальном хозяйстве | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в Оренбургской области - | 10543,9 | 452,5 | 619,6 | 784,4 | 8687,4 | 52,3 | 826,2 | 9665,4 | сокращение выбросов вредных | | на предприятиях топливно - | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 190 | | энергетического комплекса, | | | | | | | | | тыс. тонн в год (44 | | черной и цветной | | | | | | | | | процента), сбросов | | металлургии, химической | | | | | | | | | загрязненных вод - на 40 млн. | | промышленности, объектах | | | | | | | | | куб. метров в год (30 | | сельского и жилищно - | | | | | | | | | процентов) | | коммунального хозяйства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в Самарской области - на | 10801,9 | 456,7 | 618,7 | 815,5 | 8911 | 52,4 | 1050,5 | 9699 | сокращение выбросов вредных | | предприятиях нефтяной и | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 100 | | нефтеперерабатывающей | | | | | | | | | тыс. тонн в год (28 | | промышленности, | | | | | | | | | процентов), сбросов | | электроэнергетики, | | | | | | | | | загрязненных вод - на 230 | | химической и | | | | | | | | | млн. куб. метров (35 | | нефтехимической | | | | | | | | | процентов) | | промышленности, на | | | | | | | | | | | объектах стройиндустрии и | | | | | | | | | | | жилищно-коммунального | | | | | | | | | | | хозяйства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в Тульской области - на | 6516,4 | 229 | 336,8 | 469,8 | 5480,8 | 56,4 | 606,6 | 5853,4 | сокращение выбросов вредных | | предприятиях | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 150 | | электроэнергетики, | | | | | | | | | тыс. тонн в год (66 | | металлургической, | | | | | | | | | процентов), сбросов | | химической промышленности, | | | | | | | | | загрязненных вод на 105 млн. | | машиностроения, в жилищно - | | | | | | | | | куб. метров в год (100 | | коммунальном хозяйстве | | | | | | | | | процентов) | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в Уральском регионе - на | 26314 | 1204,6 | 1552,3 | 2028,5 | 21528,6 | 219,9 | 1750,8 | 24343,3 | сокращение выбросов вредных | | предприятиях топливно - | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 543,1 | | энергетического комплекса, | | | | | | | | | тыс. тонн в год (25 | | металлургической, | | | | | | | | | процентов), сбросов | | химической промышленности, | | | | | | | | | загрязненных вод на 218,6 | | машиностроения и объектах | | | | | | | | | млн. куб. метров в год (10 | | жилищно-коммунального | | | | | | | | | процентов) | | хозяйства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в том числе в | 20240 | 1450 | 1670 | 1820 | 15300 | 40 | 850 | 19350 | сокращение выбросов вредных | | г.Нижний Тагил - на | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 45 | | металлургическом | | | | | | | | | тыс. тонн в год (30 | | комбинате, | | | | | | | | | процентов), сбросов | | Уралвагонзаводе, | | | | | | | | | загрязненных вод - на 70 млн. | | цементном заводе, других | | | | | | | | | куб. метров в год (50 | | предприятиях и в | | | | | | | | | процентов) | | жилищно-коммунальном | | | | | | | | | | | хозяйстве | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в г. Братске - на Братском | 8985,8 | 354,5 | 494,7 | 665,7 | 7470,9 | 36,5 | 744,5 | 8204,8 | сокращение выбросов вредных | | алюминиевом заводе, | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 60 | | Братском лесопромышленном | | | | | | | | | тыс. тонн в год (50 | | комплексе, других | | | | | | | | | процентов), сбросов | | промышленных и | | | | | | | | | загрязненных вод - на 100 | | коммунальных предприятиях | | | | | | | | | млн. куб. метров в год (100 | | города | | | | | | | | | процентов) | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в г. Чапаевске - на | 1755,3 | 85,3 | 109,2 | 137,6 | 1423,2 | 36,5 | 72,7 | 1646,1 | осуществление экологической | | Средне-Волжском заводе | | | | | | | | | реабилитации территории | | химикатов, других | | | | | | | | | города и обеспечение охраны | | предприятиях и в жилищно - | | | | | | | | | здоровья населения | | коммунальном хозяйстве | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в г. Череповце - на | 9596,1 | 360,9 | 542,6 | 710,3 | 7982,3 | 52,8 | 480 | 9063,3 | сокращение выбросов вредных | | предприятиях | | | | | | | | | веществ в атмосферу на 241,3 | | металлургической и | | | | | | | | | тыс. тонн в год (30 | | химической промышленности, | | | | | | | | | процентов), сбросов | | в жилищно-коммунальном | | | | | | | | | загрязненных вод - на 122,4 | | хозяйстве | | | | | | | | | млн. куб. метров в год (92 | | | | | | | | | | | процента) | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | в г. Норильске- на горно - | 25000 | 1746,7 | 1971,3 | 2244,3 | 19037,7 | - | - | 25000 | улучшение состояния | | металлургическом комбинате | | | | | | | | | окружающей природной среды | | "Норильский никель"* | | | | | | | | | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | * При уточнении экономического механизма охраны окружающей природной среды после 2004 года | | возможно снижение платежей в федеральный бюджет на величину затрат предприятия на охрану природы. | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2.Оздоровление | 27936,7 | 1894,2 | 2205,4 | 2449 | 21388,1 | 135 | 6421,7 | 21380 | снижение уровня загрязнения | | экологической ситуации в | | | | | | | | | бассейна, обеспечение | | российской части бассейна | | | | | | | | | выполнения международных | | Балтийского моря | | | | | | | | | обязательств России в рамках | | (проведение комплекса | | | | | | | | | Хельсинкской конвенции | | мероприятий по снижению | | | | | | | | | Европейской экономической | | выбросов и сбросов вредных | | | | | | | | | комиссии ООН по | | веществ в окружающую | | | | | | | | | трансграничным водам | | природную среду на | | | | | | | | | | | предприятиях различных | | | | | | | | | | | отраслей промышленности, | | | | | | | | | | | объектах сельского | | | | | | | | | | | хозяйства, в жилищно - | | | | | | | | | | | коммунальном хозяйстве и на | | | | | | | | | | | транспорте) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Предотвращение | 12441,6 | 520,7 | 686,2 | 862,6 | 10372,1 | 20 | 774,6 | 11647 | снижение выбросов тяжелых | | загрязнения окружающей | | | | | | | | | металлов и супертоксикантов | | природной среды тяжелыми | | | | | | | | | на 25-30 процентов в регионах | | металлами и | | | | | | | | | размещения предприятий | | супертоксикантами | | | | | | | | | металлургической, химической | | | | | | | | | | | и нефтехимической | | | | | | | | | | | промышленности | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 4. Предотвращение | 1657,8 | 105,9 | 131,4 | 165,5 | 1255 | 130 | 1527,8 | - | предотвращение опустынивания | | опустынивания аридных | | | | | | | | | и восстановление | | территорий Российской | | | | | | | | | хозяйственного потенциала | | Федерации и восстановление | | | | | | | | | территорий | | хозяйственного потенциала | | | | | | | | | | | территорий общей площадью 1 | | | | | | | | | | | млн. га в 7 субъектах | | | | | | | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | | | (Республика Калмыкия, | | | | | | | | | | | Ставропольский край, | | | | | | | | | | | Астраханская, | | | | | | | | | | | Волгоградская, Саратовская, | | | | | | | | | | | Ростовская, Оренбургская | | | | | | | | | | | области) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 5. Создание сети | 1602,8 | 105,9 | 131,4 | 165,5 | 1200 | 75 | 1527,8 | - | осуществление оперативного | | комплексного мониторинга | | | | | | | | | контроля и регулирования | | окружающей природной среды, | | | | | | | | | качества окружающей природной | | дооборудование действующих | | | | | | | | | среды | | и создание новых центров | | | | | | | | | | | экологического мониторинга | | | | | | | | | | | в субъектах Российской | | | | | | | | | | | Федерации | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 143152,3 | 7516,9 | 9399,6 | 11498,7 | 114737,1 | 866,8 | 15783,2 | 126502,3 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 6. Экологическая оценка | 63 | 4 | 5 | 5,5 | 48,5 | 15 | 48 | - | разработка методологии, | | хозяйственной емкости | | | | | | | | | методик и критериев | | территорий: | | | | | | | | | экологической оценки | | разработка методик оценки | | | | | | | | | хозяйственной емкости | | влияния хозяйственной | | | | | | | | | территорий; районирование | | деятельности на состояние | | | | | | | | | территорий страны и отдельных | | окружающей природной среды; | | | | | | | | | субъектов Российской | | оценка состояния окружающей | | | | | | | | | Федерации по этим критериям; | | природной среды территории | | | | | | | | | регламентация хозяйственной | | и определение пределов | | | | | | | | | деятельности с учетом | | воздействия хозяйственной | | | | | | | | | экологического и ресурсного | | деятельности на эту | | | | | | | | | потенциала территории | | территорию | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 7. Разработка научно - | 7,7 | 0,6 | 0,8 | 0,9 | 5,4 | 7,7 | - | - | усиление государственного | | методических обоснований | | | | | | | | | регулирования качества | | для законодательного и | | | | | | | | | окружающей природной среды с | | нормативно-правового | | | | | | | | | учетом международных | | обеспечения регулирования | | | | | | | | | требований | | качества окружающей | | | | | | | | | | | природной среды с учетом | | | | | | | | | | | международных требований | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Разработка новых | 40 | 4 | 4,5 | 5,7 | 25,8 | 12 | 28 | - | совершенствование | | экономических механизмов | | | | | | | | | экономического механизма | | регулирования качества | | | | | | | | | охраны окружающей природной | | окружающей природной среды, | | | | | | | | | среды, методик определения | | экологической сертификации, | | | | | | | | | нормативов удельных выбросов | | аудита, стандартизации и | | | | | | | | | в атмосферу и потребления | | нормирования в области | | | | | | | | | водных ресурсов, методических | | охраны окружающей природной | | | | | | | | | указаний по проведению | | среды: | | | | | | | | | экологического аудита и | | методик платежей за | | | | | | | | | экологической сертификации | | загрязнение окружающей | | | | | | | | | | | природной среды и мер по | | | | | | | | | | | стимулированию | | | | | | | | | | | природоохранной | | | | | | | | | | | деятельности; | | | | | | | | | | | методик нормирования | | | | | | | | | | | выбросов загрязняющих | | | | | | | | | | | веществ и потребления | | | | | | | | | | | водных ресурсов на основе | | | | | | | | | | | передовых технологий; | | | | | | | | | | | разработка процедур | | | | | | | | | | | экологической сертификации | | | | | | | | | | | и экологического | | | | | | | | | | | аудита | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 110,7 | 8,6 | 10,3 | 12,1 | 79,7 | 34,7 | 76 | - | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 9. Информационное | 204,5 | 20,1 | 22 | 24,2 | 138,2 | 68,4 | 136,1 | - | формирование банка данных о | | обеспечение деятельности по | | | | | | | | | состоянии окружающей | | охране окружающей природной | | | | | | | | | природной среды с уточнением | | среды (создание | | | | | | | | | перечней приоритетных | | информационной базы о | | | | | | | | | мероприятий по обеспечению | | состоянии окружающей | | | | | | | | | экологической безопасности | | природной среды в городах и | | | | | | | | | | | регионах с неблагоприятной | | | | | | | | | | | экологической обстановкой) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 10. Экологическое | 586,5 | 45 | 49,7 | 55,9 | 435,9 | 266,5 | 320 | - | многоцелевая оценка состояния | | картирование территорий | | | | | | | | | окружающей природной среды | | субъектов Российской | | | | | | | | | территорий для подготовки | | Федерации (создание | | | | | | | | | мероприятий по минимизации | | аналитической основы | | | | | | | | | отрицательных последствий | | экологической обстановки в | | | | | | | | | хозяйственной деятельности | | субъектах Российской | | | | | | | | | | | Федерации) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 791 | 65,1 | 71,7 | 80,1 | 574,1 | 334,9 | 456,1 | - | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 144054 | 7590,6 | 9481,6 | 11590,9 | 115390,9 | 1236,4 | 16315,3 | 126502,3 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 14 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Регулирование качества окружающей природной среды" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 901,5 | 64,3 | 69,3 | 79,6 | 90,1 | 99,5 | 109,7 | 119,5 | 129,9 | 139,6 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 866,8 | 61,8 | 66,5 | 76,5 | 86,7 | 95,7 | 105,6 | 115 | 124,9 | 134,1 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 34,7 | 2,5 | 2,8 | 3,1 | 3,4 | 3,8 | 4,1 | 4,5 | 5 | 5,5 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 334,9 | 24 | 26,9 | 29,9 | 32,9 | 36,2 | 39,9 | 43,9 | 48,2 | 53 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 16315,3 | 900 | 1052,5 | 1232 | 1441,5 | 1676,5 | 1973,3 | 2307,5 | 2601,1 | 3130,9 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 126502,3 | 6602,3 | 8332,9 | 10249,4 | 11753,3 | 13457,5 | 15408,9 | 17643,2 | 20201,4 | 22853,4 | | источников | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 144054 | 7590,6 | 9481,6 | 11590,9 | 13317,8 | 15269,7 | 17531,8 | 20114,1 | 22980,6 | 26176,9 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Отходы" Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области обращения с отходами ведет к опасному загрязнению окружающей природной среды и создает реальную угрозу здоровью населения. С отходами теряются миллиарды тонн материальных ресурсов, многими из которых страна практически уже не располагает. На территории России в отвалах и хранилищах накоплено свыше 85 млрд. тонн только твердых отходов, в том числе 80 млрд. тонн - горнопромышленных, количество которых ежегодно увеличивается почти на 2 млрд. тонн. Под полигонами для складирования, шламонакопителями и хвостохранилищами занято свыше 300 тыс. гектаров земель. В отходах содержатся: железо, медь, свинец, олово, вольфрам, а также такие ценные элементы, как кадмий, висмут, селен, теллур, редкоземельные и благородные металлы. Содержание ценных компонентов в отходах нередко близко к содержанию их в добываемом природном сырье. Неудовлетворительно перерабатываются бытовые отходы. Так, в 1999 году из вывезенных 130 млн. куб. метров твердых бытовых отходов переработано только 3 процента. Для их размещения ежегодно отчуждается 10 тыс. гектаров пригодных для использования земель. Особую тревогу вызывает рост складируемых токсичных отходов, количество которых достигло 1,8 млрд. тонн. Из 100 тыс. тонн ежегодно образующихся токсичных отходов используется и обезвреживается только одна треть. В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" Правительством Российской Федерации приняты решения, регламентирующие обращение с отходами, в частности по лицензированию деятельности по обращению с опасными отходами, ведению государственного кадастра отходов, определению порядка паспортизации опасных отходов, об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также трансграничного перемещения отходов. Однако до настоящего времени разработка мер по реализации государственной политики в сфере обращения с отходами не завершена. Основными проблемами в области переработки, использования и захоронения отходов являются: отсутствие экономичных технологий по комплексной переработке исходного сырья и отходов; неэффективность действующего экономического механизма стимулирования переработки и использования отходов. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Целью подпрограммы является предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье населения, а также максимальное вовлечение отходов в хозяйственный оборот.* Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами; -------------------------------- * Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами рассматривается в федеральной целевой программе "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000-2006 годы. проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направленных на создание перспективных ресурсосберегающих и малоотходных технологий в различных отраслях промышленности, эффективных средств и методов переработки и обезвреживания отходов; осуществление проектов строительства опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию отдельных видов отходов как начальный этап решения крупномасштабной проблемы использования накопленных отходов. Реализация подпрограммы намечена в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) предусматривается завершить строительство опытно-промышленных установок по переработке отходов, ранее предусмотренных в федеральных целевых программах "Отходы" и "Переработка техногенных образований в Свердловской области", а также разработать материалы по совершенствованию системы государственного регулирования в области обращения с отходами. На II этапе (2005 - 2010 годы) предусматриваются освоение введенных в действие опытно-промышленных установок, доводка, тиражирование и внедрение новых технологий переработки отходов, а также завершение создания системы государственного регулирования в области обращения с отходами. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 15). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: строительство и освоение опытно-промышленных установок по переработке и обезвреживанию различного вида промышленных отходов, отходов жилищно-коммунального и сельского хозяйства; разработка и внедрение новых технологий и оборудования для переработки и обезвреживания отходов; совершенствование системы государственного регулирования в области обращения с отходами (учет и контроль за движением отходов, экономическое стимулирование их переработки, нормирование, меры по экологической безопасности при обращении с отходами, нормативно-правовое обеспечение и др.). Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 16. Эффективность подпрограммы Реализация мероприятий подпрограммы обеспечит: создание нормативно-правовой базы в сфере обращения с отходами на всех уровнях управления; уменьшение и локализацию негативного воздействия отходов на окружающую природную среду; сокращение отчуждения земель под полигоны, отвалы и хранилища (накопители) отходов; экономию сырья и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный оборот (за счет использования техногенных образований балансовые запасы минерального сырья будут увеличены на 5 млрд. тонн); внедрение новых эффективных технологий по переработке и обезвреживанию отходов (на опытно-промышленных установках будет перерабатываться более 70 млн. тонн отходов в год и производиться более 40 видов продукции различного назначения). В районах осуществления пилотных проектов переработки и обезвреживания отходов будет снижено на 20-30 процентов негативное воздействие отходов на окружающую природную среду. Высокую эффективность использования и переработки отходов подтверждает опыт реализации федеральной целевой программы "Переработка техногенных образований в Свердловской области". При выполнении этой программы за 4 года переработано более 20 млн.тонн горнопромышленных отходов. Стоимость полученной продукции оценивается в 7 млрд. рублей, в то время как затраты на реализацию программы составили 719 млн. рублей. Социальный эффект от реализации подпрограммы "Отходы" заключается в снижении воздействия фактора загрязнения окружающей природной среды на здоровье населения и создании дополнительных рабочих мест (до 20 тыс. мест) в период строительства и эксплуатации объектов по переработке и обезвреживанию отходов. Реализация подпрограммы будет способствовать созданию рынка экологически безопасных технологий и оборудования по переработке и обезвреживанию отходов. Таблица 15 Мероприятия подпрограммы "Отходы" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Строительство опытно - | 42671 | 2886,6 | 3297,6 | 3731,8 | 32755 | 391,4 | 10883,7 | 31395,9 | переработка | | промышленных установок по | | | | | | | | | отходов | | переработке и | | | | | | | | | различных видов | | обезвреживанию отходов: | | | | | | | | | (70 млн. т в | | ртутьсодержащих - | | | | | | | | | год) | | мощностью | | | | | | | | | | | 5,5 тыс. т в год и 2 млн. | | | | | | | | | | | штук в год ртутьсодержащих | | | | | | | | | | | приборов; | | | | | | | | | | | гальванического | | | | | | | | | | | производства - мощностью | | | | | | | | | | | 33,8 тыс. т в год; | | | | | | | | | | | хроматного производства - | | | | | | | | | | | мощностью 20 тыс. т в год; | | | | | | | | | | | углеобогащения - мощностью | | | | | | | | | | | 1,6 млн. т в год; | | | | | | | | | | | золошлаковых - мощностью | | | | | | | | | | | 250 тыс. т в год; | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | фосфогипса - мощностью | | | | | | | | | | | 4,39 млн. т в год; | | | | | | | | | | | обогащения апатито - | | | | | | | | | | | нефелиновых руд - | | | | | | | | | | |