| мощностью 275 тыс. т в | | | | | | | | | | | год; | | | | | | | | | | | шламов и пылей | | | | | | | | | | | металлообработки - | | | | | | | | | | | мощностью 2,6 млн. т в | | | | | | | | | | | год; | | | | | | | | | | | древесных - мощностью 160 | | | | | | | | | | | тыс. т в год; | | | | | | | | | | | целлюлозно-бумажной | | | | | | | | | | | промышленности - мощностью | | | | | | | | | | | 148 тыс. т в год; | | | | | | | | | | | опасных медицинских - | | | | | | | | | | | мощностью 10 тыс. т в год | | | | | | | | | | | и 5 типоразмеров блочных | | | | | | | | | | | установок мощностью от 0,5 | | | | | | | | | | | до 10 тыс. т в год; | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 42671 | 2886,6 | 3297,6 | 3731,8 | 32755 | 391,4 | 10883,7 | 31395,9 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 2. Организация учета и | 78,3 | 7 | 8,1 | 9,3 | 53,9 | 30,6 | - | 47,7 | | | отчетности в области | | | | | | | | | | | обращения с отходами | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | количественная и | | | | | | | | | получение исходных данных по | | качественная оценки | | | | | | | | | образованию и движению | | объемов накопленных, | | | | | | | | | отходов | | образующихся и | | | | | | | | | | | перерабатываемых | | | | | | | | | | | отходов (80 млрд. т); | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | разработка и внедрение | | | | | | | | | создание государственной | | форм государственной | | | | | | | | | системы учета отходов | | статистической отчетности | | | | | | | | | | | по образованию, | | | | | | | | | | | использованию и | | | | | | | | | | | переработке отходов; | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | оценка объектов размещения | | | | | | | | | создание карт размещения | | отходов на территории | | | | | | | | | отходов на территории | | Российской Федерации | | | | | | | | | Российской Федерации | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Создание и ведение | 118,5 | 8,8 | 9,2 | 9,8 | 90,7 | 5 | 23,2 | 90,3 | повышение эффективности | | Государственного кадастра | | | | | | | | | управления в области | | отходов | | | | | | | | | обращения с отходами, | | в том числе: | | | | | | | | | получение | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | разработка | | | | | | | | | полной технической | | классификационного каталога | | | | | | | | | характеристики каждого | | отходов по видам и классам; | | | | | | | | | объекта размещения отходов, | | создание банка данных | | | | | | | | | повышение эффективности | | отходов; | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | создание реестра объектов | | | | | | | | | использования передовых | | размещения отходов; | | | | | | | | | технологий переработки | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | создание банка данных о | | | | | | | | | и обезвреживания отходов | | технологиях использования и | | | | | | | | | | | обезвреживания отходов | | | | | | | | | | | (перечень, включающий свыше | | | | | | | | | | | 1000 передовых технологий) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 4. Нормирование при | 14,4 | 1 | 1,1 | 1,2 | 11,1 | 14,4 | - | - | | | обращении с отходами, в том | | | | | | | | | | | числе: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | разработка методик по | | | | | | | | | повышение уровня нормирования | | определению удельных | | | | | | | | | образования отходов при | | величин образования отходов | | | | | | | | | производствах различных | | на единицу продукции для | | | | | | | | | видов продукции, снижение | | различных видов | | | | | | | | | объемов размещения отходов | | производства; | | | | | | | | | для различных видов | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------| производства | | разработка методик по | | | | | | | | | | | определению лимитов на | | | | | | | | | | | размещение отходов для | | | | | | | | | | | различных видов | | | | | | | | | | | производства | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 5. Экономическое | 15,7 | 1,4 | 1,6 | 1,8 | 10,9 | 10,9 | 4,8 | - | | | регулирование обращения с | | | | | | | | | | | отходами: | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | разработка методик по | | | | | | | | | совершенствование системы | | определению размера | | | | | | | | | платежей за размещение | | платежей за размещение | | | | | | | | | отходов, | | отходов по видам и классам; | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | разработка предложений по | | | | | | | | | экономическое стимулирование | | экономическому | | | | | | | | | деятельности в области | | стимулированию работ по | | | | | | | | | использования и переработки | | переработке и | | | | | | | | | отходов путем создания | | обезвреживанию отходов | | | | | | | | | системы льгот и поощрений при | | | | | | | | | | | внедрении новых технологий | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 6. Разработка научно - | 12 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 9,6 | 3,7 | 8,3 | - | совершенствование | | методических обоснований | | | | | | | | | законодательной и | | для законодательных и | | | | | | | | | нормативно-правовой базы, | | нормативных правовых актов | | | | | | | | | регламентирующей обращение с | | в области обращения с | | | | | | | | | отходами | | отходами | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 7. Разработка методических | 10,4 | 0,7 | 0,8 | 0,9 | 8 | 2,1 | 8,3 | - | обеспечение экологической | | рекомендаций по обеспечению | | | | | | | | | безопасности обращения с | | экологической безопасности | | | | | | | | | отходами | | при обращении с различными | | | | | | | | | | | видами отходов | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Разработка и | 136,7 | 8,8 | 9,6 | 10,5 | 107,8 | 61,1 | 15,1 | 60,5 | создание новых технологий | | совершенствование | | | | | | | | | переработки и обезвреживания | | технологий и оборудования | | | | | | | | | отходов | | для переработки и | | | | | | | | | | | обезвреживания отходов | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 386 | 28,4 | 31,2 | 34,4 | 292 | 127,8 | 59,7 | 198,5 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Прочие мероприятия | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 9. Контроль за движением | 90 | 8,5 | 10,6 | 12,8 | 58,1 | - | 90 | - | ежегодное уточнение и | | отходов и состоянием | | | | | | | | | корректировка мероприятий по | | объектов их размещения с | | | | | | | | | утилизации, обезвреживанию | | ежегодным анализом | | | | | | | | | отходов и упорядочению мест | | количества и качества | | | | | | | | | их складирования и | | образовавшихся, | | | | | | | | | захоронения с учетом | | переработанных и | | | | | | | | | складывающейся обстановки | | накопленных отходов и | | | | | | | | | | | состояния объектов их | | | | | | | | | | | захоронения | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 10. Перевод ресурсного | 685,6 | 61,4 | 64,3 | 64,7 | 492,5 | - | 310,2 | 375,4 | увеличение балансовых запасов | | потенциала техногенных | | | | | | | | | минерального сырья на 5 млрд. | | отходов в запасы | | | | | | | | | тонн | | минерального сырья | | | | | | | | | | | (количественная и | | | | | | | | | | | качественная оценка - | | | | | | | | | | | 40 млрд.т. техногенных | | | | | | | | | | | отходов) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 11. Формирование системы | 170,8 | 11,1 | 12,4 | 15,5 | 131,8 | - | 60,8 | 110 | совершенствование системы | | государственного | | | | | | | | | государственного | | регулирования в сфере | | | | | | | | | регулирования в сфере | | обращения с отходами | | | | | | | | | обращения с отходами, | | | | | | | | | | | создание Федерального центра | | | | | | | | | | | и его территориальных органов | | | | | | | | | | | по управлению обращением с | | | | | | | | | | | отходами | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 946,4 | 81 | 87,3 | 95,7 | 682,4 | . | 461 | 485,4 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 44003,4 | 2996 | 3416,1 | 3861,9 | 33729,4 | 519,2 | 11404,4 | 32079,8 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 16 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Отходы" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 519,2 | 29,2 | 34,2 | 41,7 | 49,1 | 57,1 | 66,7 | 71,9 | 79,7 | 89,6 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 391,4 | 20 | 23,9 | 30,3 | 36,5 | 43,3 | 51,5 | 55,2 | 61,3 | 69,4 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 127,8 | 9,2 | 10,3 | 11,4 | 12,6 | 13,8 | 15,2 | 16,7 | 18,4 | 20,2 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | - | - | - | - | - | - | - | - | - | - | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 11404,4 | 770 | 877,8 | 991,9 | 1110,9 | 1244,2 | 381,1 | 1519,2 | 1671,1 | 1838,2 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 32079,8 | 2196,8 | 2504,1 | 2828,3 | 3156,2 | 3504 | 854,5 | 4240,2 | 4664 | 5131,7 | | источников | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 44003,4 | 2996 | 3416,1 | 3861,9 | 4316,2 | 4805,3 | 5302,3 | 5831,3 | 6414,8 | 7059,5 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Поддержка особо охраняемых природных территорий" Основу природно-заповедного фонда Российской Федерации составляют государственные природные заповедники и национальные парки, включающие 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн. гектаров, в том числе 27,1 млн. гектаров сухопутной территории с внутренними водоемами (1,57 процента территории Российской Федерации), и 35 национальных парков общей площадью 6,99 млн. гектаров (0,4 процента). Государственные природные заповедники и национальные парки, поддерживая ландшафтное и биологическое разнообразие, препятствуют усилению негативных процессов, ведущих к деградации биосферы. Одновременно они выполняют важные научные и социально-культурные функции, являясь полигонами для изучения естественных экосистем, и способствуют экологическому воспитанию населения. Ряд российских государственных природных заповедников и национальных парков включены в Список всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает ценность и значимость этих уникальных природных объектов. В 1995 - 2000 годах в Российской Федерации создано 9 новых государственных природных заповедников: "Гыданский" (Ямало-Ненецкий автономный округ), "Бастак" (Еврейская автономная область), "Болоньский" (Хабаровский край), "Богдинско-Баскунчакский" (Астраханская область), "Ненецкий" (Ненецкий автономный округ), "Норский" (Амурская область), "Хакасский" (Республика Хакасия), "Тигирекский" (Алтайский край), "Эрзи" (Республика Ингушетия) - и 2 заказника федерального значения: "Североземельский" (Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ) и "Каменная степь" (Воронежская область). Кроме того, были расширены территории 12 заповедников. В этот же период проведен ряд научно-исследовательских работ, в том числе разработаны рекомендации по созданию и функционированию питомников редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных. В некоторых заповедниках разработаны и внедрены геоинформационные системы (заповедники "Астраханский", "Денежкин Камень", "Олекминский", "Приволжская лесостепь" и др.), сформированы банки данных многолетних исследований. При этом научные отделы заповедников и национальных парков испытывают острый недостаток современных технических средств, научных приборов, компьютерного оборудования, что негативно отражается на результатах их работы. Практически не функционируют станции фонового мониторинга, не выполняются международные обязательства по его комплексному осуществлению в биосферных заповедниках, входящих в международную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Кроме того, недостаток финансовых средств не позволяет оснастить инспекторские службы государственных природных заповедников и национальных парков современными средствами связи, приборами наблюдения, качественным табельным оружием, форменным обмундированием, организовать на постоянной основе единую федеральную систему повышения квалификации государственных инспекторов. Ограничение объемов централизованных капитальных вложений приводит к старению зданий научных стационаров, кордонов, инженерных коммуникаций и других объектов инфраструктуры. В автономных поселках и на центральных усадьбах государственных природных заповедников и национальных парков, особенно тех, которые находятся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сложились крайне тяжелые жилищные условия. Дефицит финансовых средств негативно отражается на доставке грузов и людей на отдаленные кордоны и в научные стационары, что отрицательно сказывается на состоянии охраны и уровне научных исследований в северных и таежных заповедниках и национальных парках России. Серьезной проблемой для государственных природных заповедников и национальных парков являются лесные пожары, борьба с которыми требует значительных финансовых затрат. Дальнейшее развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков требует скоординированных действий со стороны федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Цель подпрограммы - сохранение и развитие сети государственных природных заповедников и национальных парков, обеспечение их устойчивого функционирования. Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач: уточнение и обустройство границ государственных природных заповедников и национальных парков с использованием авиационных и наземных транспортных средств, морских и речных судов; предупреждение и борьба с лесными, степными и другими пожарами; укрепление материально-технической базы и развитие инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков; создание новых государственных природных заповедников и национальных парков; проведение лесохозяйственных мероприятий и мероприятий по лесоустройству; осуществление государственной поддержки научных исследований, нормативно-правового и информационного обеспечения поддержки особо охраняемых природных территорий; усиление социальной защищенности работников государственных природных заповедников и национальных парков. Реализацию подпрограммы предполагается осуществить в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) будут осуществляться мероприятия по укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков, продолжению научных исследований, развитию существующих и созданию новых информационных центров и музеев природы, проведению лесохозяйственных мероприятий. На II этапе (2005 - 2010 годы) будут продолжены работы по укреплению материально-технической базы и развитию инфраструктуры государственных природных заповедников и национальных парков, ведению государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, созданию геоинформационных систем для продолжения научных исследований, а также осуществлены мероприятия по организации центров просветительной и воспитательной работы среди населения в области охраны окружающей природной среды. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 17). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: укрепление материально-технической базы государственных природных заповедников и национальных парков; расширение территорий и обустройство границ государственных природных заповедников и национальных парков; лесоустроительные работы в государственных природных заповедниках и национальных парках; усиление режима охраны территорий государственных природных заповедников, объектов природного и культурного наследия; строительство новых и поддержка действующих информационных центров и музеев природы, обустройство детских экологических лагерей и экологических маршрутов; научные исследования по проблемам сохранения природных экосистем, включая создание баз данных по основным биотическим и абиотическим природным комплексам; экологический мониторинг биоразнообразия и состояния природных комплексов государственных природных заповедников и национальных парков как эталонов природы, контроль за изменением уровня биоразнообразия; разработка кадастров редких и исчезающих видов живой природы, мест обитания редких видов животных и растений; нормативно-правовое и информационное обеспечение поддержки особо охраняемых природных территорий, создание геоинформационных систем. Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 18. Эффективность подпрограммы Результаты реализации мероприятий подпрограммы: обеспечение охраны биологического и ландшафтного разнообразия во всех государственных природных заповедниках и национальных парках России; продолжение многолетних научных исследований в государственных природных заповедниках как эталонных участках биосферы; развитие системы экологического просвещения населения и пропаганды экологических знаний, познавательного туризма и отдыха населения на базе особо охраняемых природных территорий; обеспечение государственных природных заповедников и национальных парков квалифицированными кадрами; увеличение общей площади государственных природных заповедников и национальных парков, которая к 2010 году составит 47,2 млн. гектаров, в том числе 36,9 млн. гектаров сухопутной территории (2,16 процента территории Российской Федерации); выполнение международных обязательств Российской Федерацией в части охраны биологического разнообразия и природного наследия, вытекающих из Конвенции о сохранении биологического разнообразия и Конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия. Ожидаемый экономический эффект от реализации подпрограммы за счет предотвращения экологического ущерба составит, по экспертным оценкам, 970 млн. рублей. Таблица 17 Мероприятия подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий" (млн. рублей, в ценах 2002 года) ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | | Финансовые | В том числе | Источники финансирования | Ожидаемые | | | средства на | | | результаты | | | 2002 - 2010 | | | | | | годы - всего | | | | |------------------------------|----------------|---------------------------------------------------|--------------------------------------------|-------------------------------| | | | 2002 | 2003 | 2004 | 2005-2010 | федеральный| бюджеты | внебюджетные | | | | | год | год | год | годы | бюджет | субъектов | источники | | | | | | | | | | Российской | | | | | | | | | | | Федерации и | | | | | | | | | | | местные | | | | | | | | | | | бюджеты | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Работы долговременного характера | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 1. Укрепление материально - | 370 | 22,2 | 26,5 | 31 | 290,3 | 87 | 130 | 153 | повышение эффективности | | технической базы и развитие | | | | | | | | | работы заповедников и | | инфраструктуры | | | | | | | | | национальных парков как | | государственных природных | | | | | | | | | природоохранных, научно - | | заповедников и национальных | | | | | | | | | исследовательских и эколого - | | парков, в том числе | | | | | | | | | просветительных учреждений | | приобретение и модернизация | | | | | | | | | | | оборудования, не входящего | | | | | | | | | | | в сметы строек, | | | | | | | | | | | строительство объектов | | | | | | | | | | | производственного | | | | | | | | | | | назначения | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 2. Проведение | 25 | 1,8 | 2 | 2,2 | 19 | 25 | - | - | формирование типов | | лесохозяйственных | | | | | | | | | ландшафтов, создание | | мероприятий, обеспечивающих | | | | | | | | | рекреационной структуры в | | защиту и воспроизводство | | | | | | | | | национальных парках | | лесов в национальных | | | | | | | | | | | парках, приобретение | | | | | | | | | | | необходимого оборудования | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 3. Развитие существующих, | 35,6 | 1,3 | 1,6 | 2,3 | 30,4 | 35,6 | - | - | развитие инфраструктуры для | | строительство новых информа | | | | | | | | | экологического про свещения | | ционных центров и музеев | | | | | | | | | населения и экотуризма | | природы в государственных | | | | | | | | | | | природных заповедниках и | | | | | | | | | | | национальных парках | | | | | | | | | | | (реконструкция действующих | | | | | | | | | | | и строительство новых музеев | | | | | | | | | | | природы и визит - | | | | | | | | | | | центров в 24 заповедниках | | | | | | | | | | | и 7 национальных парках) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 430,6 | 25,3 | 30,1 | 35,5 | 339,7 | 147,6 | 130 | 153 | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Работы по научно-методическому, технологическому и нормативно-правовому обеспечению | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 4. Совершенствование | 20 | 1 | 1,2 | 1,4 | 16,4 | 20 | - | - | создание баз данных по | | информационного обеспечения | | | | | | | | | основным биотическим и | | деятельности | | | | | | | | | абиотическим компонентам | | государственных природных | | | | | | | | | государственных природных | | заповедников и национальных | | | | | | | | | заповедникови национальных | | парков | | | | | | | | | парков (для 35 заповедников и | | | | | | | | | | | 10 национальных парков), | | | | | | | | | | | ведение Государственного | | | | | | | | | | | кадастра особо охраняемых | | | | | | | | | | | природных территорий (ООПТ) | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 5. Создание научно - | 6,6 | 1 | 1,2 | 1,4 | 3 | 6,6 | - | - | разработка единого | | методической базы для | | | | | | | | | ГИС-формата для | | развития геоинформационных | | | | | | | | | государственных природных | | систем (ГИС), а также для | | | | | | | | | заповедников и национальных | | нормативно-правового и | | | | | | | | | парков; разработка программы | | информационного обеспечения | | | | | | | | | создания и внедрения | | поддержки особо охраняемых | | | | | | | | | геоинформационных технологий, | | природных территорий | | | | | | | | | получение оперативной | | | | | | | | | | | информации о деятельности и | | | | | | | | | | | состоянии территорий, | | | | | | | | | | | эффективное управление ими, | | | | | | | | | | | нормативно - правовое | | | | | | | | | | | обеспечение функционирования | | | | | | | | | | | ООПТ | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 6. Инвентаризация видов | 23,3 | 1,6 | 1,7 | 2 | 18 | 23,3 | - | - | получение данных о наличии, | | биоты государственных | | | | | | | | | численности и состоянии | | природных заповедников и | | | | | | | | | редких видов животных и | | национальных парков: | | | | | | | | | растений | | проведение наблюдений за | | | | | | | | | | | объектами живой природы, | | | | | | | | | | | находящимися (обитающими) | | | | | | | | | | | в пределах заповедников и | | | | | | | | | | | национальных парков; | | | | | | | | | | | подготовка списков | | | | | | | | | | | основных видов животных и | | | | | | | | | | | растений; | | | | | | | | | | | учет численности и путей | | | | | | | | | | | миграций основных | | | | | | | | | | | охраняемых объектов; | | | | | | | | | | | обобщение и подготовка | | | | | | | | | | | материалов наблюдений к | | | | | | | | | | | публикации | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 49,9 | 3,6 | 4,1 | 4,8 | 37,4 | 49,9 | - | - | | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | Мероприятия, осуществляемые за счет прочих текущих расходов | |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------| | 7. Мониторинг состояния | 34 | 1,2 | 1,5 | 2,2 | 29,1 | 34 | - | - | создание и ведение базы | | биоразнообразия природных | | | | | | | | | данных о биоразнообразии, | | комплексов государственных | | | | | | | | | состоянии и изменениях | | природных заповедников и | | | | | | | | | природных комплексов на | | национальных парков как | | | | | | | | | охраняемых территориях | | эталонов природы, | | | | | | | | | России, оценка фонового | | материально-техническое | | | | | | | | | (индикаторного) состояния | | обеспечение станций | | | | | | | | | природных комплексов для | | комплексного фонового | | | | | | | | | разных регионов России на | | мониторинга (СКФМ) в 12 | | | | | | | | | основе данных СКФМ | | заповедниках | | | | | | | | | заповедников | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 8. Охрана территорий | 2291,3 | 198 | 211,3 | 224,6 | 1657,4 | 1165 | 460 | 666,3 | повышение эффективности | | государственных природных | | | | | | | | | функционирования заповедников | | заповедников и национальных | | | | | | | | | и национальных парков, их | | парков: | | | | | | | | | охраны за счет улучшения | | развитие служб охраны и | | | | | | | | | технического оснащения и | | соблюдение режима | | | | | | | | | развития инфраструктуры, | | заповедных территорий; | | | | | | | | | предотвращение нарушений | | использование авиатехники, | | | | | | | | | установленного режима в | | наземных транспортных | | | | | | | | | заповедных территориях | | средств, морских и речных | | | | | | | | | | | судов, приобретение | | | | | | | | | | | средств и оборудования для | | | | | | | | | | | обеспечения | | | | | | | | | | | функционирования | | | | | | | | | | | заповедников и | | | | | | | | | | | национальных парков; | | | | | | | | | | | проведение текущих | | | | | | | | | | | ремонтов зданий и | | | | | | | | | | | сооружений, содержание | | | | | | | | | | | дорог и др. | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 9. Обустройство и | 500 | 43 | 45 | 47 | 365 | 234 | 140 | 126 | развитие сети государственных | | оптимизация границ | | | | | | | | | природных заповедников и | | государственных природных | | | | | | | | | национальных парков с | | заповедников и национальных | | | | | | | | | доведением к 2010 году их | | парков: | | | | | | | | | общей площади - 47,2 млн. га | | оформление государственных | | | | | | | | | | | актов на землепользование; | | | | | | | | | | | вынос границ в натуру - | | | | | | | | | | | проведение топографо - | | | | | | | | | | | геодезических работ в 59 | | | | | | | | | | | заповедниках и 38 | | | | | | | | | | | национальных парках; | | | | | | | | | | | установка граничных | | | | | | | | | | | знаков, аншлагов, | | | | | | | | | | | шлагбаумов, указателей | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 10. Лесоустройство в | 144,1 | 6,8 | 8,2 | 10,2 | 118,9 | 109 | 15 | 20,1 | улучшение состава лесного | | госуuдарственных природных | | | | | | | | | фонда, обеспечение | | заповедниках и национальных | | | | | | | | | стабильности естественного | | парках - проведение | | | | | | | | | развития лесных экосистем | | лесоустроительных работ, | | | | | | | | | | | территориальное | | | | | | | | | | | зонирование, учет лесного | | | | | | | | | | | фонда в 18 заповедниках | | | | | | | | | | | (общей площадью 3815 тыс. | | | | | | | | | | | га) | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 11. Поддержка существующих | 300 | 20,3 | 23,7 | 28,1 | 227,9 | 110 | 69 | 121 | повышение уровня | | информационных центров: | | | | | | | | | экологического образования и | | обновление экспозиций, | | | | | | | | | экологической культуры | | библиотечных и музейных | | | | | | | | | населения | | фондов, текущий ремонт | | | | | | | | | | | музеев в 36 заповедниках и | | | | | | | | | | | 11 национальных парках; | | | | | | | | | | | издание фотоальбомов, | | | | | | | | | | | путеводителей, буклетов и | | | | | | | | | | | справочных материалов; | | | | | | | | | | | организация и обустройство | | | | | | | | | | | детских экологических | | | | | | | | | | | лагерей | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 12. Организация и | 127 | 7,2 | 8,5 | 9,2 | 102,1 | 60 | 55 | 12 | использование потенциала | | обустройство экологических | | | | | | | | | государственных природных | | маршрутов и троп, смотровых | | | | | | | | | заповедников и национальных | | площадок, создание | | | | | | | | | парков для экологического | | экспозиций под открытым | | | | | | | | | просвещения и туризма | | небом и в вольерах: | | | | | | | | | | | обустройство существующих | | | | | | | | | | | и организация новых | | | | | | | | | | | экомаршрутов в | | | | | | | | | | | 64 заповедниках и 13 | | | | | | | | | | | национальных парках; | | | | | | | | | | | обустройство и обеспечение | | | | | | | | | | | функционирования | | | | | | | | | | | существующих "живых" | | | | | | | | | | | экспозиций под открытым | | | | | | | | | | | небом (вольеры, дендрарии | | | | | | | | | | | и др.) в 10 | | | | | | | | | | | заповедниках и 8 | | | | | | | | | | | национальных парках | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | 13. Контроль за изменением | 60 | 3 | 4 | 5 | 48 | 50 | 10 | - | сохранение и поддержание | | уровня биоразнообразия и | | | | | | | | | биоразнообразия на особо | | качественного состава биоты | | | | | | | | | охраняемых природных | | (флоры и фауны) и | | | | | | | | | территориях | | выполнение мероприятий по | | | | | | | | | | | сохранению популяций редких | | | | | | | | | | | видов растений и животных, | | | | | | | | | | | включенных в Красную книгу | | | | | | | | | | | России, в региональные | | | | | | | | | | | Красные книги или | | | | | | | | | | | региональные списки | | | | | | | | | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по разделу | 3422,4 | 278,3 | 300,7 | 324,1 | 2519,3 | 1728 | 749 | 945,4 | | |------------------------------|----------------|-----------|----------|------------|---------------|------------|--------------|----------------|-------------------------------| | Итого по подпрограмме | 3902,9 | 307,2 | 334,9 | 364,4 | 2896,4 | 1925,5 | 879 | 1098,4 | | ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Таблица 18 Ресурсное обеспечение подпрограммы "Поддержка особо охраняемых природных территорий" (млн. рублей, в ценах 2002 года) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Источники и направления | Объем | В том числе: | | финансирования | финансирования |--------------------------------------------------------------------------------------------| | | - всего | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | | | | год | год | год | год | год | год | год | год | год | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 197,5 | 16,8 | 17,5 | 18,5 | 19,9 | 21,5 | 23,2 | 25,1 | 26,5 | 28,5 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | целевым назначением на | | | | | | | | | | | | реализацию мероприятий | | | | | | | | | | | | подпрограммы - всего | | | | | | | | | | | | в том числе: | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | государственные | 147,6 | 13,2 | 13,5 | 14 | 15 | 16,1 | 17,3 | 18,6 | 19,3 | 20,6 | | инвестиции | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | НИОКР | 49,9 | 3,6 | 4 | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 5,9 | 6,5 | 7,2 | 7,9 | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства федерального | 1728 | 155,4 | 163,5 | 172 | 180,9 | 190,3 | 200,2 | 210,7 | 221,7 | 233,3 | | бюджета, | | | | | | | | | | | | предусматриваемые | | | | | | | | | | | | ежегодно | | | | | | | | | | | | государственному | | | | | | | | | | | | заказчику подпрограммы | | | | | | | | | | | | на текущие расходы по | | | | | | | | | | | | основной деятельности | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства бюджетов | 879 | 60 | 68,4 | 77,3 | 86,6 | 96,1 | 105,7 | 116,3 | 127,9 | 140,7 | | субъектов | | | | | | | | | | | | Российской Федерации и | | | | | | | | | | | | местных бюджетов | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Средства внебюджетных | 1098,4 | 75 | 85,5 | 96,6 | 108,2 | 120,1 | 132,1 | 145,3 | 159,8 | 175,8 | | источников | | | | | | | | | | | |---------------------------|-----------------|---------|---------|---------|----------|---------|----------|---------|---------|----------| | Итого по подпрограмме | 3902,9 | 307,2 | 334,9 | 364,4 | 395,6 | 428 | 461,2 | 497,4 | 535,9 | 578,3 | -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Подпрограмма "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений" Редкие и исчезающие виды животных растений играют чрезвычайно важную роль в различных биосистемах (от отдельных фито- и зооценозов до биосферы в целом), во многих случаях являясь надежными индикаторами их состояния и характера развития. На начало 2001 года редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны России, которые занесены в Красную книгу Российской Федерации, признаны 415 видов животных, 533 вида растений, 17 видов грибов; 6 видов беспозвоночных и 123 вида позвоночных животных занесены в Красный список Международного союза охраны природы. Особое внимание международные природоохранные органы уделяют охране редких представителей нашей фауны, к которым отнесены уссурийский тигр, дальневосточный леопард, белый медведь, калан, морж, морской котик и все китообразные. Сохранение многих видов животных (сайгак, дзерен, кубанский и дагестанский туры, манул и др.) требует специально разработанных мероприятий на федеральном уровне. Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений на территории Российской Федерации обеспечивается в настоящее время рядом российских законодательных актов и международных конвенций. В соответствии с Конвенцией о биологическом разнообразии (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана осуществлять мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 158 "О Красной книге Российской Федерации" Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей природной среды утверждены Положение о порядке ведения Красной книги Российской Федерации (1996 год) и перечни (списки) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и исключенных из Красной книги Российской Федерации (1997 год). Однако нормативно-правовое обеспечение в сфере охраны редких и исчезающих видов животных и растений не охватывает всего спектра проблем. Цель, основные задачи и система мероприятий подпрограммы Цель подпрограммы - сохранение и восстановление редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений на территории Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих основных задач: создание нормативной базы охраны редких и исчезающих видов животных и растений и мест их обитания, а также разработка документов, регламентирующих ведение кадастров животного и растительного мира и Красных книг; сохранение редких и исчезающих видов животных и растений в первую очередь на особо охраняемых природных территориях; создание искусственных популяций, в том числе путем разработки и осуществления мероприятий по восстановлению популяций редких и исчезающих видов животных и растений. Работы по подпрограмме намечено выполнять в два этапа. На I этапе (2002 - 2004 годы) будут проводиться первоочередные мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений, включая развитие нормативноправовой базы. На II этапе (2005 - 2010 годы) большее значение приобретут мероприятия по восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений, разработке и осуществлению технологий создания искусственных популяций. Система мероприятий подпрограммы направлена на достижение намеченной цели и решение поставленных задач (таблица 19). Мероприятиями подпрограммы предусматривается: создание новых и поддержание действующих питомников, ферм, дендрариев и центров по разведению, интродукции и реинтродукции редких видов животных и растений, закладка модельных участков по реставрации природных сообществ; восстановление популяций редких видов животных и растений, сохранение генотипов животных и растений с применением криотехнологий; выполнение обязательств Российской Федерации по международным конвенциям и соглашениям по охране и мониторингу состояния популяции амурского тигра, чукотско-аляскинской популяции белого медведя; регулирование традиционного охотничьего промысла; научные исследования в области охраны и восстановления редких видов наземных и водных животных, растений и растительных сообществ; мониторинг редких видов наземной и водной флоры и фауны и ведение кадастров редких видов животного и растительного мира; информационное и нормативно-правовое обеспечение сохранения редких и исчезающих видов животных и растений. Все мероприятия по сохранению редких и исчезающих видов животных и растений осуществляются с участием общественных организаций (Российская лига защиты животных и др.). Ресурсное обеспечение подпрограммы приводится в таблице 20. Эффективность подпрограммы |