О СОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 30 ноября 2001 г. N 144/1320-3 (Д) Заслушав и обсудив доклад Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает следующее. В соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ЦИК России оказывает правовую, методическую и организационно - техническую помощь избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации при проведении региональных выборов. Для оказания содействия избирательным комиссиям при проведении в 2001 году выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) формировались и направлялись на места комплексные группы ЦИК России. Такие группы выезжали в Приморский край, Иркутскую, Нижегородскую, Ростовскую и Тульскую области. Новый подход ЦИК России позволяет более эффективно оказывать организаторам выборов помощь в подготовке и проведении избирательных кампаний. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации стали более профессионально применять нормы избирательного законодательства, активнее взаимодействовать с правоохранительными и иными государственными органами, что обеспечило проведение выборов высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в установленные законодательством сроки и порядке. Однако анализ прошедших региональных выборов показал, что в ходе избирательных кампаний нередко допускаются нарушения избирательного законодательства. Наибольшее количество нарушений связано с проведением предвыборной агитации, финансированием избирательных кампаний кандидатов. К наиболее часто применяемым правонарушающим технологиям следует отнести распространение анонимных агитационных материалов; участие СМИ в агитационной деятельности в качестве самостоятельного субъекта избирательного процесса; использование на выборах "теневых" финансовых средств; использование преимуществ своего служебного положения со стороны отдельных должностных лиц и другие. Следует отметить, что деятельность правоохранительных и иных органов по выявлению и пресечению фактов таких правонарушений еще недостаточно эффективна. Организаторы выборов испытывали затруднения во взаимоотношениях с организациями Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, которые в ряде случаев не принимали соответствующих мер по представлениям избирательных комиссий (Приморский край и Тульская область). Органам внутренних дел только один раз удалось пресечь изготовление анонимных агитационных материалов (Тульская область). В ряде случаев не соблюдались установленные законодательством сроки проведения проверок по фактам нарушений избирательного законодательства, которые содержатся в представлениях избирательных комиссий. Ответы на эти представления нередко носили формальный характер: не устанавливались конкретные лица, нарушающие закон, не в полной мере выявлялись эпизоды противоправной деятельности, что в конечном счете приводило к низкой результативности проведенных проверок и слабой эффективности мер по пресечению правонарушений. Координация действий организаторов выборов и правоохранительных органов, а также территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций обеспечивалась недостаточно. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций не принимали достаточные организационные меры по пресечению правонарушений в ходе проведения предвыборной агитации на региональных выборах. Необходимо отметить недостаточно активную деятельность и самих избирательных комиссий по использованию возможностей воздействия на нарушителей. Так, составлено всего 76 протоколов об административных правонарушениях, из них удовлетворено судами только 26. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Принять к сведению доклад Секретаря Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной. 2. Продолжить практику создания и направления в субъекты Российской Федерации комплексных групп ЦИК России с участием представителей федеральных органов исполнительной власти для оказания содействия избирательным комиссиям при подготовке и проведении выборов. 3. Рекомендовать избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации рассмотреть на заседаниях комиссий вопросы взаимодействия с органами исполнительной власти и правоохранительными органами, а также главными федеральными инспекторами при проведении выборов в органы государственной власти. 4. Обратить внимание председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации на необходимость усиления результативности деятельности контрольно - ревизионных служб по осуществлению контроля за источниками поступления, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов. 5. Подготовить для внесения в Правительство Российской Федерации предложения об обеспечении координации взаимодействия системы избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с заинтересованными министерствами и ведомствами при подготовке и проведении выборов. 6. Предложить Министерству Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций совместно с ЦИК России проанализировать ситуацию, сложившуюся в сфере предвыборной агитации, и обсудить на коллегии министерства вопрос о мерах по повышению эффективности совместных действий в ходе выборов. 7. Обратиться в Министерство внутренних дел Российской Федерации с просьбой о принятии органами внутренних дел субъектов Российской Федерации дополнительных организационных мер по пресечению в ходе избирательных кампаний противоречащей закону предвыборной агитации, попыток подкупа избирателей и информированию организаторов выборов о принятых мерах (с учетом требований ст. 10 Закона Российской Федерации "О милиции"). 8. Направить настоящее Постановление и прилагаемую к нему записку <*> в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации. -------------------------------- <*> Не приводится. 9. Опубликовать настоящее Постановление в "Российской газете", "Парламентской газете" и журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. ВЕШНЯКОВ 30 ноября 2001 г. N 144/1320-3 Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О. ЗАСТРОЖНАЯ 30 ноября 2001 г. N 144/1320-3 |