О СОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 30.11.01 144/1320-3

      О СОДЕЙСТВИИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ РОССИЙСКОЙ
     ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
         ОРГАНОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ КОМИССИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
              ФЕДЕРАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫБОРОВ
 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                          30 ноября 2001 г.
                             N 144/1320-3

                                 (Д)
 

     Заслушав и  обсудив  доклад  Секретаря  Центральной избирательной
комиссии   Российской   Федерации   О.К.    Застрожной,    Центральная
избирательная комиссия Российской Федерации отмечает следующее.
     В соответствии со статьей 22  Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" ЦИК России оказывает  правовую,  методическую  и
организационно  - техническую помощь избирательным комиссиям субъектов
Российской Федерации при проведении региональных выборов.
     Для оказания  содействия избирательным комиссиям при проведении в
2001  году  выборов  высших  должностных  лиц   субъектов   Российской
Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации) формировались и направлялись на
места   комплексные   группы  ЦИК  России.  Такие  группы  выезжали  в
Приморский  край,  Иркутскую,  Нижегородскую,  Ростовскую  и  Тульскую
области.
     Новый подход ЦИК  России  позволяет  более  эффективно  оказывать
организаторам  выборов  помощь в подготовке и проведении избирательных
кампаний.
     Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации стали более
профессионально  применять  нормы   избирательного   законодательства,
активнее    взаимодействовать    с    правоохранительными    и   иными
государственными органами,  что обеспечило проведение  выборов  высших
должностных   лиц   субъектов  Российской  Федерации  в  установленные
законодательством сроки и порядке.
     Однако анализ прошедших региональных выборов показал,  что в ходе
избирательных кампаний нередко  допускаются  нарушения  избирательного
законодательства.    Наибольшее   количество   нарушений   связано   с
проведением  предвыборной  агитации,   финансированием   избирательных
кампаний кандидатов.
     К наиболее часто применяемым правонарушающим технологиям  следует
отнести распространение анонимных агитационных материалов; участие СМИ
в  агитационной  деятельности  в  качестве  самостоятельного  субъекта
избирательного процесса; использование на выборах "теневых" финансовых
средств;  использование преимуществ  своего  служебного  положения  со
стороны отдельных должностных лиц и другие.
     Следует отметить,  что  деятельность  правоохранительных  и  иных
органов  по  выявлению  и  пресечению  фактов таких правонарушений еще
недостаточно эффективна.  Организаторы выборов испытывали  затруднения
во  взаимоотношениях с организациями Министерства Российской Федерации
по делам печати,  телерадиовещания и  средств  массовых  коммуникаций,
которые   в   ряде   случаев   не  принимали  соответствующих  мер  по
представлениям избирательных  комиссий  (Приморский  край  и  Тульская
область).  Органам  внутренних  дел  только  один  раз удалось пресечь
изготовление анонимных агитационных материалов (Тульская  область).  В
ряде  случаев  не  соблюдались  установленные  законодательством сроки
проведения    проверок    по    фактам    нарушений     избирательного
законодательства,  которые  содержатся  в представлениях избирательных
комиссий.  Ответы  на  эти  представления  нередко  носили  формальный
характер:  не устанавливались конкретные лица,  нарушающие закон, не в
полной мере выявлялись  эпизоды  противоправной  деятельности,  что  в
конечном   счете   приводило  к  низкой  результативности  проведенных
проверок и слабой эффективности мер по пресечению правонарушений.
     Координация действий  организаторов  выборов и правоохранительных
органов,  а  также  территориальных  органов  Министерства  Российской
Федерации   по  делам  печати,  телерадиовещания  и  средств  массовых
коммуникаций обеспечивалась недостаточно.
     Территориальные органы  Министерства  внутренних  дел  Российской
Федерации  и  Министерства  Российской  Федерации  по  делам   печати,
телерадиовещания   и   средств   массовых  коммуникаций  не  принимали
достаточные организационные меры по пресечению правонарушений  в  ходе
проведения предвыборной агитации на региональных выборах.
     Необходимо отметить недостаточно активную  деятельность  и  самих
избирательных  комиссий  по  использованию возможностей воздействия на
нарушителей.  Так,  составлено всего 76 протоколов об административных
правонарушениях, из них удовлетворено судами только 26.
     Центральная избирательная    комиссия    Российской     Федерации
постановляет:
     1. Принять к сведению доклад Секретаря Центральной  избирательной
комиссии Российской Федерации О.К. Застрожной.
     2. Продолжить  практику  создания  и   направления   в   субъекты
Российской   Федерации   комплексных   групп  ЦИК  России  с  участием
представителей федеральных органов исполнительной власти для  оказания
содействия   избирательным   комиссиям  при  подготовке  и  проведении
выборов.
     3. Рекомендовать  избирательным  комиссиям  субъектов  Российской
Федерации рассмотреть на заседаниях комиссий вопросы взаимодействия  с
органами исполнительной власти и правоохранительными органами, а также
главными федеральными инспекторами при  проведении  выборов  в  органы
государственной власти.
     4. Обратить   внимание   председателей   избирательных   комиссий
субъектов    Российской    Федерации    на    необходимость   усиления
результативности  деятельности  контрольно  -  ревизионных  служб   по
осуществлению контроля за источниками поступления, правильным учетом и
использованием денежных средств избирательных фондов кандидатов.
     5. Подготовить  для внесения в Правительство Российской Федерации
предложения  об   обеспечении   координации   взаимодействия   системы
избирательных    комиссий    субъектов    Российской    Федерации    с
заинтересованными  министерствами  и  ведомствами  при  подготовке   и
проведении выборов.
     6. Предложить Министерству Российской Федерации по делам  печати,
телерадиовещания  и  средств  массовых  коммуникаций  совместно  с ЦИК
России проанализировать ситуацию,  сложившуюся  в  сфере  предвыборной
агитации,  и  обсудить  на  коллегии  министерства  вопрос  о мерах по
повышению эффективности совместных действий в ходе выборов.
     7. Обратиться  в Министерство внутренних дел Российской Федерации
с просьбой о принятии органами  внутренних  дел  субъектов  Российской
Федерации  дополнительных  организационных  мер  по  пресечению в ходе
избирательных кампаний противоречащей  закону  предвыборной  агитации,
попыток  подкупа  избирателей и информированию организаторов выборов о
принятых мерах (с учетом требований ст. 10 Закона Российской Федерации
"О милиции").
     8. Направить настоящее Постановление и прилагаемую к нему записку
<*> в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
     <*> Не приводится.

     9. Опубликовать  настоящее  Постановление  в "Российской газете",
"Парламентской газете" и журнале  "Вестник  Центральной  избирательной
комиссии Российской Федерации".

Председатель Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                           А. ВЕШНЯКОВ
30 ноября 2001 г.
N 144/1320-3

Секретарь Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации
                                                         О. ЗАСТРОЖНАЯ
30 ноября 2001 г.
N 144/1320-3